Научная статья на тему 'К вопросу об использовании ментальных карт при обучении студентов по дисциплине «Детские инфекционные болезни»'

К вопросу об использовании ментальных карт при обучении студентов по дисциплине «Детские инфекционные болезни» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MENTAL MAP / MIND MAP / ASSOCIATIVE CARD / CHILDREN ''S INFECTIOUS DISEASES / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / АССОЦИАТИВНАЯ КАРТА / ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплунов К. О., Крамарь Л. В.

В статье изучается целесообразность использования ментальных карт как альтернатива традиционной учебной литературе для подготовки студентов старших курсов к практическим занятиям по дисциплине «детские инфекционные болезни». Цель найти преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой. В работе использованы конкретно-социологические методы: добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью для уточнения некоторых позиций. Анкетированию и интервьюированию подверглись 72 студента V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов. В результате проведенного опроса оказалось, что подавляющее большинство респондентов (83,3%) в целом позитивно оценили применение ментальных таблиц при подготовке к практическим занятиям по сравнению с учебной литературой. Из наиболее значимых положительных особенностей использования данного педагогического приема студенты отмечали наглядность и структурированность информации при ее небольшом объеме. Лишь 6,9% студентов продемонстрировали негативное отношение к ментальным картам, указав на поверхностный характер информации. Таким образом, использование ментальных карт как альтернатива учебной литературе во многих случаях целесообразно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «детские инфекционные болезни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the mental maps in the practice of a training of older year students in the discipline “Children''s infectious diseases”

In the article an expediency of using the mental maps as an alternative to traditional educational literature for the training of the students of the older years for a practical training on the discipline “Children’s infectious diseases“ is studied. The purpose to prove the advantages of using the mental maps before an educational student's literature. In the work concrete and sociological methods voluntary anonymous questioning and the method of a simple interview with the purpose of s specification of some positions are used. 72 students of the 5th and the 6th courses of the general medicine and the pediatric faculties underwent questioning and interviewing. As a result of the conducted survey it turned out that the vast majority of the respondents (83.3%) in general positively estimated use of the mental tables by the preparation for a practical training in comparison with an educational literature. From the most significant positive features of use of this pedagogical reception students noted presentation of an information at its small volume, and its structure. Only 6.9% of the students showed a negative attitude to the mental maps, having indicated its insufficient completeness. Thus, the use of the mental maps as an alternative to educational literature in many cases will be expedient by preparation for a practical training on the discipline “Children's infectious diseases”.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании ментальных карт при обучении студентов по дисциплине «Детские инфекционные болезни»»

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Для корреспонденции

Каплунов Кирилл Олегович — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: [email protected]

Каплунов К.О., Крамарь Л.В.

К вопросу об использовании ментальных карт в практике обучения студентов по дисциплине «детские инфекционные болезни»

Kaplunov K.O., Kramar L.V.

The use of the mental maps in the practice of a

training of older year students in the discipline

"Children's infectious diseases"

Volgograd State Medical University

In the article an expediency of using the mental maps as an alternative to traditional educational literature for the training of the students of the older years for a practical training on the discipline "Children's infectious diseases" is studied. The purpose — to prove the advantages of using the mental maps before an educational student's literature. In the work concrete and sociological methods — voluntary anonymous questioning and the method of a simple interview with the purpose of s specification of some positions are used. 72 students of the 5th and the 6th courses of the general medicine and the pediatric faculties underwent questioning and interviewing. As a result of the conducted survey it turned out that the vast majority of the respondents (83.3%) in general positively estimated use of the mental tables by the preparation for a practical training in comparison with an educational literature. From the most significant positive features of use of this pedagogical reception students noted presentation of an information at its small volume, and its structure. Only 6.9% of the students showed a negative attitude to the mental maps, having indicated its insufficient completeness. Thus, the use of the mental maps as an alternative to educational literature in many cases will be expedient by preparation for a practical training on the discipline "Children's infectious diseases".

Keywords

• mental map

• mind map

• associative card

• children 's infectious diseases

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

В статье изучается целесообразность использования ментальных карт как альтернатива традиционной учебной литературе для подготовки студентов старших курсов к практическим занятиям по дисциплине «детские инфекционные болезни».

Цель — найти преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой. В работе использованы конкретно-социологические методы: добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью для уточнения некоторых позиций. Анкетированию и интервьюированию подверглись 72 студента V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов. В результате проведенного опроса оказалось, что подавляющее большинство респондентов (83,3%) в целом позитивно оценили применение ментальных таблиц при подготовке к практическим занятиям по сравнению с учебной литературой. Из наиболее значимых положительных особенностей использования данного педагогического приема студенты отмечали наглядность и структурированность информации при ее небольшом объеме. Лишь 6,9% студентов продемонстрировали негативное отношение к ментальным картам, указав на поверхностный характер информации. Таким образом, использование ментальных карт как альтернатива учебной литературе во многих случаях целесообразно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «детские инфекционные болезни».

Ключевые слова

• ментальная карта

• интеллект-карта

• ассоциативная карта

• детские инфекционные болезни

Каплунов К.О., Крамарь Л.В.

К вопросу об использовании ментальных карт в практике обучения студентов по дисциплине «детские инфекционные болезни»

Ментальная карта (син.: диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map), ассоциативная карта/ диаграмма, карта памяти, схема мышления) — метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х гг. [1].

Метод ментальных карт применим в любой сфере жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи [2]. В педагогическом процессе высшего медицинского образования использование данного метода, безусловно, имеет определенные преимущества перед традиционной медицинской учебной литературой. Известно, что медицинские знания постоянно обновляются и удваиваются по объему примерно раз в 5—10 лет. Это диктует необходимость периодического обновления базы учебной литературы, что не всегда осуществимо практически. В частности к преимуществам использования ментальных карт можно отнести их оперативную коррекцию, а также краткость, наглядность и информативность представляемой информации.

Таким образом, век информационных технологий предполагает применение новых педагогических приемов, способствующих лучшему усвоению специфической медицинской информации у студентов.

Цель — обосновать преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой.

Материал и методы

В работе использованы конкретно-социологические методы — добровольное анонимное анкетирование и метод просто-

го интервью с целью уточнения некоторых позиций [3]. В задачи исследования входили анкетирование и интервьюирование 72 студентов V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов, которые готовились к практическим занятиям с помощью разработанных нами ментальных карт. С учетом принятых в социологии требований к анкетированию первая часть вопросов носила нейтральный характер, затем предлагались более сложные, а вопросы социально-демографического блока завершали анкету. Отсутствовали пункты, характеризующиеся органической множественностью, составные вопросы и вопросы с двойным отрицанием, было минимизировано количество вопросов с числом альтернативных ответов >5 и другие. Была составлена и использована оригинальная анкета, которая включала 10 вопросов. Опрос проводили в течение одного учеб-ного дня, чтобы исключить повторное включение респондентов.

Анализ паспортной части анкеты показал, что среди респондентов преобладали девушки-студенты в возрастной когорте 20—29 лет, учащиеся на хорошо и отлично.

Результаты

При анкетировании респондентов оказалось, что только 23 (31,9%) студента регулярно используют учебную литературу, полученную в библиотеке. При выборочном интервьюировании выяснилось, что студенты не желают пользоваться учебной литературой, так как удобнее использовать электронные версии учебников. Кроме того, часть респондентов заявила о неактуальности учебной литературы.

При ответе на вопрос анкеты «Какими источниками информации Вы готовы пользоваться при подготовке к практическим занятиям, кроме учебной литературы?» абсолютное большинство (55 студентов, 76,4%) отметили интернет-ресурсы. Остальные варианты ответов набрали значительно меньше голосов: лекционный

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

материал — 9 (12,5%), научная литература — 5 (6,9%), остальные 3 (4,2%) готовиться к занятиям самостоятельно не планируют. Примечательно, что среди предложенных вариантов ментальные карты не выбрал ни один студент.

Все 72 (100%) студента заявили о готовности использовать ментальные карты вместо учебной литературы в случае их предоставления студентам.

Что касается достоинств метода, студенты чаще всего отмечали информативность ментальных карт (43 респондента, 59,7%). При интервьюировании студенты определяли информативность как достаточный объем знаний при минимальном количестве текста. Также из преимуществ студенты указали на высокую структурированность информации (15 респондентов, 20,8%). Позднее они пояснили это легкостью получения общего представления о конкретных нозологиях. Еще 2 (2,8%) студента не смогли сформулировать позитивные черты использования ментальных карт.

Тех, кто негативно отнесся к данному методу, было существенно меньше (5 студентов, 6,9%). Все они указали на недостаточный объем знаний, который может быть извлечен из конкретной ментальной карты. Оставшиеся 7 (9,8%) студентов не смогли четко обозначить свое отношение к ментальным картам.

Обсуждение

Исходя из полученных результатов можно заключить следующее. Во-первых, в настоящее время студенты старших курсов зачастую не желают использовать учебную литературу при подготовке к практическим занятиям, предпочитая интернет-ресурсы. Учитывая, что в Интернете много противоречивой, а часто даже ложной информации, существует объективная необходимость в подготовке методически выверенных материалов, которые могли бы стать альтернативой учебникам.

Во-вторых, в век информационных технологий педагогические методы и методики должны соответствовать современной конъюнктуре. Несмотря на то что никто из респондентов не сталкивался с ментальными картами ранее, все студенты продемонстрировали готовность к их использованию при подготовке к занятиям. Абсолютное большинство студентов (83,3%) оценили работу по данному методу позитивно, и лишь 6,9% респондентов были недовольны работой с ментальными картами.

В-третьих, необходимо детально проанализировать причины негативного отношения к данному методу изложения специфической медицинской информации для их возможной минимизации. Студенты указывают на недостаточный объем знаний, который может быть получен из конкретной ментальной карты. Действительно, схемы мышления не могут содержать сопоставимый по глубине объем информации по сравнению с учебной литературой. И если у студента нет полноценной базы клинических знаний, ему будет очень трудно выстроить необходимый ассоциативный ряд, который лежит в основе любой интеллект-карты. В таком случае уместно предположить, что в ряде случаев использовать ментальные карты целесообразно при подготовке к итоговым или зачетным занятиям, а также к экзамену по дисциплине, т.е. после использования учебной литературы.

Заключение

Использование ментальных карт в высшем медицинском образовании пока не получило широкого распространения. При этом процесс их создания интерактивен, прост и доступен широкому кругу преподавателей. Известно, что данный метод имеет ряд преимуществ: «...Можно быстро и без больших усилий составлять аккуратные и многоцветные интеллект-карты,

Каплунов К.О., Крамарь Л.В.

К вопросу об использовании ментальных карт в практике обучения студентов по дисциплине «детские инфекционные болезни»

а также по желанию редактировать и улучшать уже созданные; анализировать информацию и управлять данными на разных уровнях с помощью большого набора инструментов; распространять и демонстрировать интеллект-карты в разных режимах, переводить их в различные коммуникационные и отчетные форматы (доклады, презентации, планы проектов и электронные таблицы); развивать групповые идеи и замечания в ходе совместной работы; организовывать, осуществлять и отслеживать проекты от начала до конца; повышать эффективность управления знаниями благодаря подключению к внешним источникам информации» [4].

Также хотелось бы отметить, что ментальные карты, по мнению студентов, могут стать современной альтернативой учебной литературе при подготовке к прак-

тическим занятиям, т.е. их использование целесообразно и оправдано. Наиболее значительным ограничением их применения может стать низкий уровень базовой подготовки студента, не позволяющий выстраивать нужный ассоциативный ряд. В таком случае можно рекомендовать использовать ментальные карты при подготовке к итоговым, зачетным занятиям или экзаменам, т.е. после ознакомления с учебной литературой.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов и источников внешнего финансирования.

Авторы выражают благодарность коллективу кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий ДПО ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» за методическую помощь в работе.

Сведения об авторах

Каплунов Кирилл Олегович — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: [email protected]

Крамарь Любовь Васильевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Литература

1. Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно-оценивающее средство по дисциплине «История и методология педагогической науки» // Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции «Формирование кадрового потенциала СПО — инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании». Екатеринбург, 2016. С. 78—86.

2. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.

3. Каплунов К.О. Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфекционного стационара // Менеджер здравоохр. 2015. № 1. С. 35—39.

4. Бьюзен Т., Гриффитс К. Интеллект-карты для бизнеса. Минск : Попурри, 2011. 320 с.

References

1. Andryukhina L.M. Mental cards (intelligence cards) as a control and evaluation tool for the discipline "History and Methodology of Pedagogical Science". Collection of proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference "Formation of human resource potential of SPE — innovative processes in production and vocational education". Ekaterinburg, 2016: 78—86. (in Russian)

2. Mueller Kh. Drawing mental maps: a method of generating and structuring ideas. Moscow: Omega-L, 2007: 126 р. (in Russian)

3. Kaplunov K.O. Features of application of methods of sociology of medicine in the conditions of a children's infectious hospital. Menedzher zdravookhraneniya [Manager of Healthcare]. 2015; 1: 35—9. (in Russian)

4. Бьюзен Т., Гриффитс К. Интеллект-карты для бизнеса. MinsK: Popurri, 2011: 320 р. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.