Гипотезы, Ъискуссии, размышления
УДК 378.091.398
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
С. В. Сидоров
Аннотация. Процесс повышения квалификации учителей обладает рядом особенностей, обусловленных наличием у них сформировавшейся системы профессионально-педагогических знаний и опыта. Это позволяет включать слушателей курсов в различные учебные интеракции, актуализируя их знания и опыт и обеспечивая связь научной теории с практикой педагогической деятельности. В качестве одного из средств эффективной реализации названной возможности автор предлагает использовать ментальные карты и основанную на них технологию майндмэп-пинга. В статье рассмотрены возможности применения технологии майндмэппинга в системе вузовского и послевузовского образования. Определены условия эффективности ментальных карт как дидактического средства в реализации методов обучения, связанных с различным характером учебно-познавательной деятельности. Сформулированы методические правила их использования на учебном занятии. Установлены особенности применения ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей.
The process of advanced training of teachers has a number of features due to their having the system of professional-pedagogical knowledge and experience. This makes it possible to include course participants in various training interactions, actualizing their knowledge and experience, and providing a link of scientific theory with teaching activities practice. As a means of effective implementation of that possibility the author proposes using mental maps and the derived technology of mind mapping. The paper deals with the possibilities of application of mind mapping technology in the system of higher and postgraduate educa-
tion. Conditions of mental maps effectiveness are considered as a didactic tool in the implementation of teaching methods related to various forms of learning and cognitive activity. Methodical rules of using mental maps in training courses are formulated. The peculiarities of using mental maps in the process of teachers’ advanced training are described.
Ключевые слова: ментальные карты,
майндмэппинг, учебный процесс, повышение квалификации учителей.
Mental maps, mind mapping, the learning process, advanced training of teachers.
Одна из особенностей учебных занятий, проводимых в системе курсов повышения квалификации учителей, состоит в том, что слушатели таких курсов обладают высоким рефлексивным потенциалом, обусловленным наличием у них сформировавшейся системы профессионально-педагогических знаний и опыта. Реализация этого потенциала, несомненно, повышает продуктивность обучения, однако традиционные формы и средства обучения, при использовании которых, по словам Т. В. Соловьевой, «вербальные методы обучения не подкрепляются учебно-познавательной деятельностью» [12], способствуют этому в недостаточной степени. Так, результаты опросов городских и сельских учителей, проведенных нами в 2001-2002 гг. и в 2012-2013 гг. показали, что у учителей - слушателей курсов повышения квалификации - в целом сохраняется низкий уровень интереса к лекционным занятиям, а получаемые на курсах теоретические сведения они редко связывают с возможностью практического применения. Гораздо выше ими оценивается польза занятий, актуализирующих их профес-
Гипотезы, Ъискуссии размышления
ЧИППКРО
сионально-личностный опыт посредством включения в учебные и проектно-творческие интеракции.
Наличие данного противоречия делает актуальным изучение возможностей новых дидактических средств организации интерактивного обучения и их внедрение в процесс повышения квалификации учителей. В качестве одного из средств мы рассматриваем ментальные карты.
Ментальные карты (mind maps, mental maps) и майндмэппинг (технология работы с ментальными картами) сегодня все чаще рассматриваются в аспекте развития креативного мышления обучающихся, их личностных и ме-тапредметных компетенций, творческой индивидуальности. В связи с этим представляет интерес потенциал использования ментальных карт в учебном процессе и выработка оптимальной методики майндмэппинга на учебных занятиях.
Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Тони Бьюзена, Хорста Мюллера, а также в ряде отечественных источников, которые преимущественно излагают идеи названных выше авторов, экстраполируя и интерпретируя их в новых условиях практической реализации [1, 2, 6, 8].
Являясь, по сути, одним из способов когнитивной визуализации, ментальные карты имеют ряд особенностей [5]. В частности, существенное отличие ментальных карт от разного рода логико-структурных схем состоит в свободной визуализации мыслительного процесса. Описывая технологию майндмэппинга (англ. mindmapping - применение ментальных карт), Т. Бьюзен советует использовать не линейную, а радиальную структуру, отдавая предпочтение не логико-иерархическим, а ассоциативным связям. Обобщая специфику ментальных карт, можно выделить следующие их особенности.
1. Ментальные карты - это способ свободной визуализации мыслей. Результат может быть как похожим на обычные логические схемы, так и представлять собой весьма замысловатые красочные рисунки.
2. При создании ментальных карт рекомендуется не использовать готовые традиционные формы таблиц и схем, поскольку они провоци-
руют подгонять под них мыслительный процесс, тем самым ограничивая его, загоняя нашу мысль в изначально заданные стандартные рамки.
3. Изображаемые связи могут быть не только логическими, но ассоциативными, а записи - не только терминологическими, но и образными, приблизительными.
Следует отметить неустоявшийся характер самого термина «ментальная карта». Так, в качестве альтернатив ему в различных источниках употребляются следующие: mind map, майнд-мэп, майнд-карта, умственная карта, карта мыслей, карта памяти, интеллект-карта, ассоциативная карта. При очевидном семантическом отличии некоторых из них (например, мышление и память - разные психические процессы) все они используются фактически в одинаковом значении.
Проведенный нами поиск в сети Интернет показал, что подавляющее большинство публикаций посвящено применению ментальных карт в экономике, в менеджменте, в бизнесе, в изобретательстве. Есть информация и о возможностях их применения в обучении, однако в этом случае речь идет скорее не об учебном процессе, а лишь об одной из двух его основных составляющих: процессе учения. Об использовании ментальных карт в работе преподавателя сведений сравнительно немного, в частности, нам не удалось обнаружить публикаций, посвященных комплексному применению ментальных карт в учебном процессе.
На сегодняшний день есть работы, раскрывающие отдельные аспекты использования ментальных карт в учебном процессе вуза. Так,
В. А. Литвинов и Л. Г. Проскурина предлагают последовательность составления карты планирования занятия по теме «Психологические особенности состояния и поведения человека в ЧС» [4]. На сайте rumapping.ru неустановленный нами автор описывает интересную методику «Что, если ...» с использованием ментальной карты, которая может быть использована, например, при анализе педагогических ситуаций [7].
В ряде веб-публикаций авторы предлагают использовать ментальные карты, составленные сразу по целым учебным дисциплинам или их крупным разделам. Весьма показательным примером таких публикаций являются разме-
щенные на сайте habrahabr.ru ментальные карты, в которых представлен сразу весь курс Cisco CCNA Exploration, и структура одной из глав учебника по этому же курсу [3]. Изучение возможностей использование таких карт на учебном занятии выявило следующие недостатки:
- огромное количество элементов и связей не является оптимальным для восприятия и усвоения учебного материала;
- недостаточная адаптированность к имеющимся в распоряжении преподавателя техническим средствам не позволяет эффективно использовать их при традиционных формах обучения;
- неразработанность методики их применения в учебном процессе вызывает сомнения в педагогической целесообразности их создания.
Кроме того, схемы, приводимые в качестве примеров ментальных карт, зачастую представляют собой просто визуализированную структуру учебного курса (раздела), в них не отражена мыслительная деятельность по созданию и усвоению данной структуры (а именно в стимулировании мыслительной деятельности и состоит главная ценность майндмэппинга). Весьма показательно, что в комментариях к упомянутой выше публикации на habrahabr.ru один из читателей написал: «Как по мне, так это просто обычное содержание курса, которое есть в любой уважающей себя книге ... А вот главной «фишки» ментальных карт - ассоциативных связей - я тут толком и не увидел ...» [3].
На наш взгляд, использование ментальных карт в учебном процессе требует более тщательной проработки не только самой карты, но и организации работы с ней, методических аспектов ее применения. Для этого ментальная карта должна не просто раскрывать структуру и содержание изучаемой темы, а педагогически адаптировать учебный материал с учетом особенностей обучающихся, служить средством активизации учебно-познавательной деятельности, актуализации личного опыта обучающихся.
Опытная работа по определению возможностей использования ментальных карт в преподавании педагогических дисциплин, проведенная нами в январе-марте 2013 года на выборках студентов педагогических специальностей и слушателей курсов повышения квалификации учителей, позволила определить следу-
ющие взаимосвязанные условия эффективного майндмэппинга в рамках традиционной лекционно-семинарской системы обучения.
1. Обеспечение интерактивного характера используемых ментальных карт. Как уже говорилось выше, к числу главных достоинств ментальной карты относится отражение в ней мыслительной деятельности. Карта, предъявляемая сразу в окончательном статичном виде, теряет способность наглядно отражать динамику, ход мысли. Поэтому очень важно иметь возможность «выстраивать» карту постепенно, добавлять элементы к заранее заготовленным изображениям или рисовать ее от руки, шаг за шагом иллюстрируя этапы размышления, рассматривая каждое ответвление как по отдельности, так и в связи с другими. Интерактивный характер ментальная карта может приобрести посредством изображения ее мелом на доске в ходе объяснения нового материала, рассмотрения вопросов семинара или разработки учебного проекта. Однако гораздо удобнее и эстетичнее использовать средства, имеющие технические возможности для обеспечения интерактивного режима обучения (проектор, интерактивная доска, компьютерный класс и т. д.), а также программное обеспечение, как специально предназначенное для создания ментальных карт (XMind, FreeMind и др.), так и обычные графические редакторы и программы создания слайд-презентаций (оптимальный вариант для лекции - популярная программа PowerPoint с широкими возможностями настроек анимации, вставки звука и видеороликов).
2. Обеспечение посредством ментальных карт интеграции теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Это условие в равной степени актуально в работе как со сту-дентами-первокурсниками, так и с опытными учителями, проходящими повышение квалификации, разница лишь в объеме задействованных на учебном занятии знаний и опыта и в особенностях идентификации себя с субъектом педагогического процесса (первокурсник - вчерашний школьник - опирается преимущественно на свой опыт учения, учитель же актуализирует опыт преподавания).
3. Педагогическая адаптация учебного материала и содержания учебно-проектной деятельности посредством ментальных карт. Это условие предполагает, что ментальные карты
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
не должны быть графическим дубликатом структуры учебника или научной монографии. Учебный материал, вводимый с помощью ментальной карты, необходимо дозировать по объему и сложности таким образом, чтобы он был доступен для усвоения. Структура ментальной карты должна отражать не только логические, но и ассоциативные связи, прояснять терминологические нюансы, выявлять разнообразие прямых и обратных связей между элементами целого. При подготовке к учебному занятию преподавателю помимо разработки общей структуры учебного материала надо спланировать словарную работу, продумать яркие примеры, при необходимости включить в слайд-шоу иллюстрации, предусмотреть возможности создания проблемных ситуаций, подобрать дидактические приемы работы с ментальной картой.
4. Комплексное использование ментальных карт в организации объяснения нового материала, закрепления и расширения теоретических знаний, формирования умений их использования в учебной и учебно-проектной деятельности. Это условие позволяет эффективно реализовать дидактический принцип связи теории с практикой в рамках традиционной системы обучения, повысив эффективность учебного проектирования. Разрабатывая социально-педагогический проект, студенты используют умения майндмэппинга, перенося теоретические знания в сферу возможности их практического применения в разнообразных ситуациях педагогической деятельности. В работе со слушателями курсов повышения квалификации проектирование с помощью ментальных карт позволяет преодолевать сложившиеся у учителей стереотипы мышления, увидеть новые возможности решения проблемы, найти «свое» уникальное место в инновационно-педагогической деятельности образовательного учреждения.
Примеры реализации перечисленных условий на лекциях и практических занятиях по педагогике, а также интерактивные дидактические средства, разработанные по технологии ментальных карт, представлены на личном сайте автора данной статьи [9, 10, 11].
Проведенное нами исследование возможностей применения ментальных карт для повышения эффективности процесса повышения квалификации учителей позволило сделать следующие выводы.
1. Использование ментальных карт на учебном занятии расширяет возможности организации интерактивного обучения, способствует актуализации профессионально-личностного опыта слушателей курсов повышения квалификации, включает их в разнообразные интеракции в ходе учебно-познавательной и учебнопроектной деятельности.
2. Ментальные карты позволяют реализовать широкий спектр возможностей общедидактических методов обучения, определяющих различный характер учебной деятельности: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, метода проблемного изложения, частичнопоискового, исследовательского (по классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина).
3 . При использовании ментальных карт на учебном занятии целесообразно руководствоваться следующими методическими правилами:
- охват посредством ментальной карты всего учебного материала, относящегося к данной теме;
- структурно-смысловое единство материала, изучаемого на занятии и выносимого на самостоятельное изучение;
- последовательное развертывание основной ментальной карты;
- оптимизация размеров и количества изображенных на карте элементов и связей в соответствии с возможностью их восприятия и усвоения;
- детализация ветвей основной ментальной карты посредством дополнительных изображений;
- подведение итогов на основе ментальной карты с детализацией учебного задания.
Литература
1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. - М. : Ро-смэн-Пресс, 2007. - 96 с.
2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск : Попурри, 2003. - 304 с.
3. Гарипов, Э. Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration [Электронный ресурс] / Э. Гарипов // Хабрахабр. - URL : http://habrahabr.ru/post/14-0644/ [дата обращения 11.04.2013].
4. Литвинов, В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт [Электронный ресурс] / В. А. Литвинов, Л. Г. Проскурина // Все-
российская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (Ежегодная науч.-метод. конференция ОГУ). - URL : http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/co nf9/671.doc [дата обращения: 11.04.2013].
5. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан. - URL : http://oprb.ru-/data/partner/6/message/OK8N3U2t_2473.pdf [дата обращения 15.03.2013].
6. Ментальные карты - подробная инструкция [Электронный ресурс] // Методики Дарова. -URL : http://darov.net/azbuka-razvitiya/kreativnie-techniki/mentalnie-karti-podrobnaya-instruktsiya [дата обращения 11.04.2013].
7. Ментальная карта «Что, если...» [Электронный ресурс] // Визуальное Мышление: Mind mapping по-русски, MindManager по-русски. - URL : http://rumapping.ru/mind-maps-/using/mentalnaya-karta-chto-esli/ [дата обращения 11.03.2013].
8. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. - М. : Омега-Л, 2007. - 126 с.
9. Сидоров, С. В. Ментальные карты на лекции по педагогике [Электронный ресурс] / С. В. Сидоров // Сайт педагога-исследователя. -иКЬ : http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/2013-03-05-35 [дата обращения: 18.03.2013].
10. Сидоров, С. В. Ментальные карты на
практическом занятии по педагогике [Электронный ресурс] / Сидоров С.В. // Сайт педагога-иссле-дователя. - ЦЯЬ : http://sv-sidorov.ucoz.com-
^^^2013-03-08-36 [дата обращения: 18.03.2013].
11. Сидоров, С. В. Разработка лекции на основе ментальной карты [Электронный ресурс] /
С. В. Сидоров // Сайт педагога-исследователя. -иКЬ : http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/2013-03-09-37 [дата обращения: 18.03.2013].
12. Соловьева, Т. В. Способы повышения эффективности лекционного занятия в системе повышения квалификации / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2010. - № 3(5). - С. 40-43.