Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья'

Педагогические условия формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MAINTAINING THE HEALTH / THE FORMATION OF READINESS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MOTIVATION / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Василий Анатольевич, Жуков Родион Сергеевич

В статье представлены результаты исследований педагогических условий формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Василий Анатольевич, Жуков Родион Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONAL COLLEGES STUDENTS' READINESS TO HEALTH MAINTENANCE AND STRENGTHENING

The article presents the results of studies of the pedagogical conditions of forming professional colleges students' readiness to health maintenance and strengthening.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья»

УДК 371.72; 377

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В. А. Усачев, Р. С. Жуков

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING PROFESSIONAL COLLEGES STUDENTS’ READINESS TO HEALTH MAINTENANCE AND STRENGTHENING

V. A. Usachev, R. S. Zhukov

В статье представлены результаты исследований педагогических условий формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья.

Ключевые слова: сохранение здоровья, формирование готовности, среднее профессиональное образование, мотивы, физическая культура, здоровый образ жизни.

The article presents the results of studies of the pedagogical conditions of forming professional colleges students’ readiness to health maintenance and strengthening.

Keywords: maintaining the health, the formation of readiness, secondary vocational education, motivation, physical education, healthy lifestyle.

В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется оптимизации учебной, психологической и физической активности студентов и созданию в образовательных учреждениях условий сохранения и укрепления здоровья, однако в деятельности учреждений среднего профессионального образования еще не получили необходимого теоретического, методического и практического решения задачи формирования у студентов готовности к сохранению и укреплению здоровья [2]. Система среднего профессионального образования (СПО) еще недостаточно ориентирована на формирование готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов целостности, преемственности, вариативности, адаптивности к возрастным и психолого-физиологическим особенностям обучающихся, задачам их жизненного и профессионального самоопределения [1, с. 24 - 26].

Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, студенты, изучающие основную профессиональную образовательную программу СПО, должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и заказчиками, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать по-

вышение квалификации, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите людей в чрезвычайных ситуациях, строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. В этой связи в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студенты должны овладевать основополагающими общими компетенциями для профессионального долголетия, а приобретенные знания и умения позволяют быть готовыми сохранить профессиональное долголетие и вести здоровый образ жизни [6, с. 44 - 46].

По данным наших пилотных исследований, проведенных в базовых учреждениях СПО в 2003 г., до 90 % студентов колледжей и техникумов нуждаются в специальной педагогической поддержке, направленной на формирование готовности к сохранению и укреплению здоровья, а также до 70 % педагогических работников среднего профессионального образования испытывают различные затруднения в формировании готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья. По результатам опросов педагогических работников, данные затруднения обусловлены:

— во-первых, недостаточной разработанностью теоретических аспектов формирования готовности к сохранению и укреплению здоровья современных студентов;

— во-вторых, эпизодичностью использования программно-целевого обеспечения этого процесса в СПО;

— в-третьих, эклектичностью путей и средств создания пространства для сохранения и укрепления здоровья непосредственно в СПО.

Исходя из этого, изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и не-

обходимо. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где на первый план выдвигается способность и готовность по реализации сохранения и укрепления здоровья как в период студенчества, так и в период дальнейшей профессиональной деятельности. Последнее десятилетие ХХ века было провозглашено Организацией Объединенных Наций (ООН) Всемирным десятилетием развития культуры, основными показателями которой назывались образование и здоровье [3, с. 93 - 98]. В целом культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличие позитивных целей и ценностей); грамотным отношением к здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни (ЗОЖ), позволяющих активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармонизации всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [4, с. 81 - 83]. Для практики сохранения и укрепления здоровья средствами образования актуальны и небезынтересны исследования, касающиеся здорового стиля жизни учащихся [5, с. 56 -58]. На передний план выдвигаются: здоровьесберегающее образование, формирующие и закладывающие основопо-лагающие понятия, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых, адаптивных в различных жизненных ситуациях специалистах и недостаточной готовности студенческой молодежи к реализации сохранения и укрепления здоровья. Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим была определена цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья.

В процессе педагогического эксперимента мы проводили диагностику сформированности готовности студентов СПО к сохранению и укреплению здоровья (на основе сбора, обработки и анализа информации о качественных и количественных параметрах изучаемой характеристики личности студентов на основе разработанных критериев и показателей). Для выявления итогового уровня сформированности готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья мы использовали различные методы: тестирование, опрос (анкетирование), самооценка знаний, ранжирование, наблюдение, контрольные испытания (тесты), анализ.

Опрос студентов позволил выявить динамику отношения к проблемам здоровья, его укрепления и сохранения, исследовать интересы, желания, мотивы и потребности студентов СПО в вопросах сохранения и

укрепления здоровья. Ранжирование способствовало выявлению готовности студентов к здоровью как к ценности. Наблюдение за студентами в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий физической культурой проводилось с целью выявления отношения студентов к проблемам сохранения и укрепления здоровья, сформированности умений самостоятельно или с частичной помощью преподавателя применять полученные знания о сохранении и укреплении здоровья на практике.

В педагогическом эксперименте принимали участие студенты I - II курсов очной формы обучения ФГОУ СПО «Кемеровский техникум строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений» (КТСиЭЗиИС) различных специальностей (теплоснабжение и теплотехническое оборудование, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, садово-парковое и ландшафтное строительство, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, водоснабжение и водоотведение, монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции), всего 200 студентов.

Исследование показало, что у студентов КТСи-ЭЗиИС изменилось понимание готовности к сохранению и укреплению здоровья. Если в начале эксперимента большая часть студентов (30,1 %) под готовностью к сохранению и укреплению здоровья понимали отношение личности к здоровью, то в настоящее время студенты (34,2 %) под готовностью к сохранению и укреплению здоровья понимают необходимость, потребность, долг перед самим собой заботиться о здоровье, укреплять и сохранять его, обязанность выполнять действия и поступки, способствующие здоровьесбережению.

Большинство студентов СПО под готовностью к сохранению и укреплению здоровья понимают осознание важности личного здоровья, некоторые студенты отдают предпочтение готовности к здоровьесбе-режению как понятию, определяющему готовность нести ответственность за состояние своего здоровья, меньше всего студенты понимают под готовностью к сохранению и укреплению здоровья долг, необходимость заботиться о своем здоровье.

Наше исследование показало, что знания студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья способствовали появлению устойчивой мотивации следить за своим здоровьем, выполнять действия и поступки, направленные на укрепление и сохранение здоровья. Мотивы участия студентов в деятельности по сохранению и укреплению здоровья на исходном и итоговом этапах эксперимента распределились следующим образом (таблица 1).

Если на исходном этапе все мотивы находились на низком уровне, то на итоговом этапе мотивы по сохранению и укреплению здоровья и ППФП значительно возросли. Таким образом, можно утверждать, что созданные нами педагогические условия способствовали формированию у студентов устойчивых мотивов участия в деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Увеличилось количество студентов, которые проявляют активность по сохранению и укреплению здоровья для того, чтобы иметь красивое телосложение (с 18,1 % до 30,4 %). Изменение данно-

го показателя можно оценить положительно, поскольку студенты стали больше обращать внимание на свой внешний вид (осанка, походка, фигура и т. п.). В результате применения на занятиях физической культурой разнообразных комплексов физических упражнений, способствующих профилактике некото-

рых заболеваний (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пилатес и др.), увеличилось количество студентов, для которых мотивом участия в деятельности по сохранению и укреплению здоровья является укрепление общего и профессионального здоровья (с 21,7 % до 30,6 %).

Таблица 1

Результаты анкетного опроса по выявлению мотивов сохранения и укрепления здоровья

Мотивы Доля студентов, %

исходный этап итоговый этап

Повышение уровня физической подготовленности 54,2 69,7

Развитие физических и личностных качеств 49,6 67,1

Определение статуса в группе 51,1 60,3

Быть на виду 48,5 56,8

Участие в соревнованиях 44,8 54

Подготовка к службе в армии 36,4 48,3

Чередование умственного и физического труда 35,1 46,7

Повышение настроения и работоспособности 26,2 38,1

Общее и профессиональное укрепление здоровья 21,7 30,6

Избавление от вредных привычек 19,6 29,6

Снятие психоэмоционального напряжения 8,9 18,6

Красивое телосложение 18,1 30,4

Появление интереса студентов к проблемам здоровья, повышение уровня знаний о здоровье, о ППФП, здоровом образе жизни, устойчивого мотива укрепления и сохранения здоровья путем участия в здоровьесберегающей деятельности положительно повлияли на степень включения студентов в деятельность по сохранению и укреплению здоровья не толь-

ко на аудиторных занятиях по физической культуре, но и на внеаудиторных, что подтверждает повторное исследование степени активности студентов в мероприятиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья и профессиональному долголетию (рис. 1).

80

70

60

50

40

30

20

10

0

принимают

активное

участие

принимают участие в отдельных мероприятиях

не принимают участие

исходные

итоговые

Рис. 1. Степень активности студентов в мероприятиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья, (%)

Результаты исследования показывают, что на итоговом этапе эксперимента в мероприятиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья, активное участие принимали 70,4 %, а в отдельных мероприятиях - 20,4 % студентов. Количество студентов, не принимающих участия в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, снизилось на 67,1 %. Повышение активности студентов в деятельности по

сохранению и укреплению здоровья мы объясняем разнообразием занятий физической культурой, выбором и применением адекватных методов и приемов, структурированием процесса формирования готовности к сохранению и укреплению здоровья, инициативой преподавателя физической культуры, применением личностно-деятельностного подхода.

При повторном анкетировании студентов, а также в процессе бесед, мы определили, какие основания побудили их участвовать в деятельности по сохранению и укреплению здоровья (таблица 2). Наше исследование показало, что 20,1 % студентов принимают активное участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, потому что занятия физической культурой проходят интересно, увлекательно. По итогам наблюдений за студентами в процессе их занятий физическими упражнениями, мы отметили, что активность студентов заметно увеличивается, это проявляется в желании выполнять задания преподавателя, студенты с удовольствием выполняют упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, упражнения на гимнастиче-ских снарядах, со скакалкой (чаще девушки), упражнения с гантелями, на тренажерах, перекладине, брусьях (чаще юноши) и др. Осознают

значимость деятельности по сохранению и укреплению здоровья, ППФП 18,4 % студентов, поэтому активно в ней участвуют; 17,5 % студентов отметили, что основанием участия в деятельности по сохранению и укреплению здоровья для них явилось наличие знаний о здоровье; 14,6 % студентов участвуют в деятельности по сохранению и укреплению здоровья потому, что при выполнении физических упражнений у них улучшается самочувствие, повышается работоспособность; 13,2 % студентов показали, что регулярное участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья вырабатывает у них навык заботиться о здоровье; 12,3 % отметили желание учиться и совершенствоваться в деятельности по сохранению и укреплению здоровья; 4,2 % студентов не участвуют в деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Таблица 2

Основания, побудившие студентов участвовать в деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Основание Среднее значение для студентов всех специальностей (%)

Занятия физической культурой и ППФП проходят интересно, увлекательно, поэтому я с желанием участвую в деятельности по сохранению и укреплению здоровья не только в учебное время, но и после занятий. 20,1

Осознаю значимость сохранения и укрепления здоровья и ППФП, поэтому активно в ней участвую. 18,4

Понимаю, что сохранение и укрепление здоровья и ППФП необходимы всем. 17,5

При выполнении физических упражнений улучшается самочувствие, профессиональная работоспособность, повышается стрессо-устойчивость. 14,6

Забота о здоровье и профессиональном долголетии. 13,2

Желание учиться и совершенствоваться в деятельности по сохранению и укреплению здоровья. 12,3

Я вынужден (а) участвовать в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, выполняя требования преподавателя. 4,2

Критериями эффективности процесса формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья, на наш взгляд, являются: усвоение студентами фундаментальных понятий о здоровье, здоровом образе жизни, правил ведения здорового образа жизни, изучение характеристик различных видов труда с изложением психофизиологических особенностей трудовой деятельности; уровень сформи-рованности умений и опыта студентов по реализации на практике полученных знаний о здоровье, решения оздоровительных задач; изменение отношения студентов СПО к собственному здоровью, готовности укреплять и сохранять его в личной и профессиональной деятельности.

В целом исследование показало, что в процессе проведения педагогического эксперимента были созданы благоприятные условия формирования готовности студентов СПО к сохранению и укреплению здоровья, которые позволяют каждому студенту разви-

вать способность и готовность стать активным участником процесса. Это дает нам право утверждать, что, несмотря на потенциальные возможности содержания учебных занятий физической культурой, аудиторных и внеаудиторных занятий, важно, чтобы приобретенные знания, умения и опыт решения учебных оздоровительных задач трансформировались у студентов в потребность и далее работать над собой, позволяли самим определять цель как устойчивый мотив относиться к самому себе как субъекту деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Литература

1. Агринская, Л. Н. Повышение интереса студентов к занятиям физической культурой [Текст] / Л. Н. Агринская, Е. Н. Губарева // Специалист. - 2010.

- № 12.

2. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты [Текст] : коллективная монография /

Э. М. Казин [и др.]; отв. ред. Э. М. Казин. - Изд. 2-е, с

измен. и доп. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2008.

- 299 с.

3. Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 5 (9).

4. Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. - М., 2010. - № 1.

5. Кривошеина, И. В. Формирование у учащейся молодежи ценностей здорового образа жизни [Текст] / И. В. Кривошеина // СПО. - 2009. - № 4.

6. Соловьев, Г. М. Становление деятельностного отношения студентов к физической культуре и здоровому образу жизни [Текст] / Г. М. Соловьев, И. Е. Шаталова // Педагогическое образование и наука. - 2009.

- № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.