Научная статья на тему 'Индивидуальная траектория формирования готовности студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности'

Индивидуальная траектория формирования готовности студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / STUDENT READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL AND APPLIED ACTIVITIES / PHYSICAL EDUCATION / INTEGRITY / INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна

В условиях высшей школы создание эффективных теоретических конструктов образования студентов обусловлено преобразованиями, происходящими в настоящее время в нашем обществе. При этом основанием для формирования потребности к физическому совершенствованию выступают признание целостности личности и отношение к своему здоровью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual trajectory of forming the high school students' readiness to health-saving activities

In terms of higher education creation of effective theoretical constructs of education of students is due to the transformations taking place in our society now. Thus recognition of integrity of the personality and attitude towards health become the basis for the forming of needs to improve physical state.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная траектория формирования готовности студентов вуза к здоровьесберегающей деятельности»

Л. Н. Рютина

(Иркутск)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях высшей школы создание эффективных теоретических конструктов образования студентов обусловлено преобразованиями, происходящими в настоящее время в нашем обществе. При этом основанием для формирования потребности к физическому совершенствованию выступают признание целостности личности и отношение к своему здоровью

Приоритетное направление российской государственной политики - повышение качества образования человека, при этом в настоящее время неотъемлемым компонентом этого качества является здоровье.

Качественная подготовка будущего специалиста - это не только его высокая компетентность в области решения профессиональных задач, но и готовность к деятельности по сохранению и укреплению здоровья, которую мы определяем как профессионально-прикладную деятельность (ППД).

С данных позиций образование мы рассматриваем как целостность, внутри которой реализуется возможность общественного воспроизводства поколений, отличающихся высоким уровнем профессиональной подготовки, а также готовности к гармоничному развитию «соматического и психического в каждом» то есть готовности будущего специалиста к профессионально-прикладной деятельности [3, 7].

На основе обобщения результатов анализа педагогической литературы можно заключить, что деятельность по здоровьесбережению целесообразно рассматривать как предмет исследования.

Профессиональное здоровье личности во многом зависит от своевременного овладения знаниями в области его сохранения и укрепления, в том числе средствами и методами физической культуры [3].

Для достижения намеченной цели преподаватель физической культуры в вузе выделяет необходимые компоненты готовности, разрабатывает этапы индивидуальной траектории, реализует специализированную подготовку студентов - все это позволяет обеспечить здоровьесберегающую деятельность и качественные показатели в образования.

Данное положение усиливается точками зрения К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Вернадского, Н. К. Смирнова: здоровьесбережение в

образовании предстает единством мер, принимаемых участниками образования и направленных на улучшение здоровья у них самих и партнеров, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации. Особый интерес для нашего исследования представляет выделение авторами субъектов образования и резервов здоровьесбережения, которыми обладают участники образовательного процесса. Одним из ведущих резервов здоровьесбереже-ния они считают «...включение в процессы образования когнитивных и креативных аспектов деятельности по привлечению участников образования к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья партнеров» [1, 8].

Существуют разные подходы к выделению компонентов готовности к ППД здоровьесбере-жения и к деятельности по избранной специальности. Готовность студента можно рассматривать как сложное образование, включающее такие компоненты, как мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы), ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности), операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей), оценочный (самооценка своей профессионально-прикладной физической подготовленности) [7].

В исследованиях М. Я. Виленского, Л. С. Выготского, направленных на изучение ценностных и ориентационных установок, механизмов мотивации в профессиональной направленности студентов, были обобщены характеристики, показатели, содержание и компоненты готовно-

Характеристики готовности к ППД по сохранению и укреплению здоровья

Осведомленность Сознательность Действенность Умелость

Показатели характеристик готовности

точность, полнота, объем логичность рассуждений, целенаправленность активность результативность

Содержание характеристик готовности

• знания о полноценном здоровье, основных методах, средствах и формах организации профессиональноприкладной деятельности • направленность личности на здоровьесбереже-ние; • осознанное стремление к пополнению знаний о ЗОЖ, рекомендации по сохранению и укреплению здоровья • вовлеченность студента в деятельность по обеспечению здоровьесбереже-ния обучающихся на основе осведомленности, сознательности; • сформированность положительной мотивации, направленной на профессиональное долголетие • способность использовать приобретенные знания по сохранению и укреплению здоровья в бытовых ситуациях; • практическая реализация умений в профессиональной деятельности

Компоненты готовности к ППД по сохранению и укреплению здоровья

Теоретический Мотивационно-личностный Практический

компетентность - объем, качество знаний и опыта в сфере физической культуры и спорта, необходимых для осуществления ППД сформированность положительного отношения к сохранению здоровья, ЗОЖ. Наличие определенных ценностных ориентаций, базирующихся на усвоенных знаниях о бережном отношении к организму и профилактике профессиональных заболеваний применение физической подготовки в бытовых и производственных ситуациях, опыт творческого подхода к укреплению здоровья, самосовершенствование в аспекте здоровьесбережения

Компоненты готовности к деятельности по избранной специальности

Теоретический Мотивационно-личностный Практический

наличие знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также наличие определенных нравственных качеств личности, проявляющихся в обязательной трудовой деятельности, обуславливающих сущность этой деятельности и влияющих на ее результаты наличие активной позиции по преобразованию действительности наличие навыков и умений по избранной специальности, умение добросовестно трудиться и получать желаемые результаты

Рис. 1. Сравнительная характеристика компонентов готовности.

сти к здоровьесберегающей деятельности, ее соответствие готовности студентов к профессиональной деятельности [3, 4].

Целесообразно, с нашей точки зрения, опираться на практические рекомендации по организации физической подготовки студентов (рис. 1), сравнительную характеристику показателей готовности, содержание и компоненты готовности к профессионально-прикладной деятельности (ППД) по сохранению и укреплению

здоровья, предложенные данными авторами.

Необходимо подчеркнуть, что формирование «мотивационной готовности к профессиональному долголетию» невозможно без наличия определенных знаний анатомии и физиологии человека, ЗОЖ, что является, в свою очередь, содержанием «теоретической готовности студентов по вопросам здоровьесбережения».

Ведущим элементом содержания любой учебной дисциплины является выяснение и

актуализация для преподавателя и студентов смысла изучаемого курса, то есть того, зачем и для чего необходим данный курс каждому субъекту обучения. Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения.

Целеполагание как предпосылка проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности студентов, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения и физической подготовленности.

Следует отметить, что качественное образование не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов. Как медицина заботится о физическом здоровье, так и система образования влияет на него и выступает проводником здоровья студентов. Не меньшую актуальность в современных условиях, на наш взгляд, приобретает и другой аспект - использование здоровьесберегающих технологий и профилированной физической подготовки с учетом личностно-ориентированного подхода [2, 8].

Здоровьесберегающие технологии в высшей школе, согласно определению В. И. Горовой, -это способ организации последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация программ с учетом здоровья студентов, особенностей их психофизического, духовно-нравственного состояния и особенностей профессии [5].

Мы рассматриваем развитие высоконравственного и физически здорового студента как основополагающий момент обучения в вузе -усилиями преподавателя, средствами и методами физической культуры, позволяющими обеспечить индивидуальную траекторию по сохранению и укреплению здоровья студентов.

К основным этапам здоровьесберегающей деятельности относятся:

1-й этап. Диагностика преподавателем уровня физического развития и степени выраженности физической подготовленности студентов, необходимы для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны избранной специальности. Определяется и фиксируется начальный уровень состояния физических показателей, объем и содержание предметного образования студентов, то есть количество и качество имеющихся у каждого их них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Преподаватель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности студентов по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствия предметной деятельности студентов и выполнения ими заданий по изучаемой теме. Нужно учитывать, что диагностика должна проводиться на конкретном тематическом материале в форме конкурса вопросов по теме, обзорного знакомства с темой, выбора студентами заданий разного типа, тестирования.

2-й этап. Фиксирование каждым студентом, а затем и преподавателем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый студент составляет исходный концепт темы, который предстоит ему освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, символической, тезисной или иной форме содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные фундаментальные проявления как в реальном, так и в идеальном мире.

Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех образовательные стандарты и индивидуальные для каждого студента, которые определены им как субъективно значимые.

Возникает вопрос, не вызовет ли обучение, опирающееся на структуру содержания, устанавливаемую «неопытными» студентами, пробелы в их образовании? Для ответа на данный вопрос целесообразно привлечь общенаучный принцип системности, действующий как в реальном, так и в идеальном мире. Наша практика показала, что студент, осуществляющий деятельность по освоению одного из фундаментальных образовательных объектов в соответствии с данным принципом, неминуемо выходит на другие вопросы и проблемы, которые, как правило, входят в базовое предметное содержание.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения студента с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед студентами вуза в виде фундаментальных образовательных объектов (в соответствии с предстоящей трудовой деятельностью), проблем, вопросов, «точек удивления». Поэтому на лекциях по физической культуре рассматриваются вопросы в более широких контекстах: что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ); физические качества; профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) и др.

Мы убедились, что такой подход приводит к тому, что каждый студент вырабатывает лич-

ностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам. При этом устанавливает определенную систему ценностей, которые выражаются в соответствующей деятельности по сохранению и укреплению здоровья, а также повлияют на будущую профессиональную деятельность. Студент и преподаватель фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности, конструируют индивидуальный образ познаваемой области, чтобы быть уверенными в адекватных реакциях, как внешних, так и внутренних изменениях.

4-й этап. Программирование студентом индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Студент с помощью преподавателя выступает в роли организатора своего образования: формулирует цели, подбирает тематику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, уста-

навливает систему контроля и оценки своей профессионально-прикладной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. На этом этапе студентом создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период (занятие, семестр, учебный год). Эти программы являются образовательным продуктом орг-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют студента к целенаправленному саморазвитию и реализации его потенциала.

Таким образом, процесс формирования готовности к профессионально-прикладной деятельности по укреплению и сохранению здоровья, невозможен без наличия определенных знаний в сфере физической культуры и без наличия положительной мотивации осуществления специализированной физической подготовки для избранной профессии. Наличие определенных знаний в сфере здорового образа жизни еще не является достаточным условием осуществления полноценной практической здоровьесберегающей деятельности. Будущему специалисту важно уметь активно применять основные виды и формы доказательств, определяющие профессиональную зрелость.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. - М.: Политиздат, 1998. - 112 с.

2. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. 37-41.

3. Виленский М. Я. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 2001. - 340 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти тт. / под ред. А. М. Матюш-кина ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2000. - Т.3. Проблемы развития психики. - 367 с.

5. Горовая В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. - М.: ИЛЕКСА ; Ставрополь: АГРУС, 2005. - 186 с.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Красный пролетарий, 1999. - Т.2. - 779 с.

7. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающее образование: вопросы и ответы. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. - 55 с.

8. Смирнов Н. К. Физиология труда. - М.: Медицина, 2005. - 240 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.