Л. Н. Рютина
(Иркутск)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях высшей школы создание эффективных теоретических конструктов образования студентов обусловлено преобразованиями, происходящими в настоящее время в нашем обществе. При этом основанием для формирования потребности к физическому совершенствованию выступают признание целостности личности и отношение к своему здоровью
Приоритетное направление российской государственной политики - повышение качества образования человека, при этом в настоящее время неотъемлемым компонентом этого качества является здоровье.
Качественная подготовка будущего специалиста - это не только его высокая компетентность в области решения профессиональных задач, но и готовность к деятельности по сохранению и укреплению здоровья, которую мы определяем как профессионально-прикладную деятельность (ППД).
С данных позиций образование мы рассматриваем как целостность, внутри которой реализуется возможность общественного воспроизводства поколений, отличающихся высоким уровнем профессиональной подготовки, а также готовности к гармоничному развитию «соматического и психического в каждом» то есть готовности будущего специалиста к профессионально-прикладной деятельности [3, 7].
На основе обобщения результатов анализа педагогической литературы можно заключить, что деятельность по здоровьесбережению целесообразно рассматривать как предмет исследования.
Профессиональное здоровье личности во многом зависит от своевременного овладения знаниями в области его сохранения и укрепления, в том числе средствами и методами физической культуры [3].
Для достижения намеченной цели преподаватель физической культуры в вузе выделяет необходимые компоненты готовности, разрабатывает этапы индивидуальной траектории, реализует специализированную подготовку студентов - все это позволяет обеспечить здоровьесберегающую деятельность и качественные показатели в образования.
Данное положение усиливается точками зрения К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Вернадского, Н. К. Смирнова: здоровьесбережение в
образовании предстает единством мер, принимаемых участниками образования и направленных на улучшение здоровья у них самих и партнеров, а также на рост качества образованности и профессиональной квалификации. Особый интерес для нашего исследования представляет выделение авторами субъектов образования и резервов здоровьесбережения, которыми обладают участники образовательного процесса. Одним из ведущих резервов здоровьесбереже-ния они считают «...включение в процессы образования когнитивных и креативных аспектов деятельности по привлечению участников образования к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья партнеров» [1, 8].
Существуют разные подходы к выделению компонентов готовности к ППД здоровьесбере-жения и к деятельности по избранной специальности. Готовность студента можно рассматривать как сложное образование, включающее такие компоненты, как мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы), ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности), операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей), оценочный (самооценка своей профессионально-прикладной физической подготовленности) [7].
В исследованиях М. Я. Виленского, Л. С. Выготского, направленных на изучение ценностных и ориентационных установок, механизмов мотивации в профессиональной направленности студентов, были обобщены характеристики, показатели, содержание и компоненты готовно-
Характеристики готовности к ППД по сохранению и укреплению здоровья
Осведомленность Сознательность Действенность Умелость
Показатели характеристик готовности
точность, полнота, объем логичность рассуждений, целенаправленность активность результативность
Содержание характеристик готовности
• знания о полноценном здоровье, основных методах, средствах и формах организации профессиональноприкладной деятельности • направленность личности на здоровьесбереже-ние; • осознанное стремление к пополнению знаний о ЗОЖ, рекомендации по сохранению и укреплению здоровья • вовлеченность студента в деятельность по обеспечению здоровьесбереже-ния обучающихся на основе осведомленности, сознательности; • сформированность положительной мотивации, направленной на профессиональное долголетие • способность использовать приобретенные знания по сохранению и укреплению здоровья в бытовых ситуациях; • практическая реализация умений в профессиональной деятельности
Компоненты готовности к ППД по сохранению и укреплению здоровья
Теоретический Мотивационно-личностный Практический
компетентность - объем, качество знаний и опыта в сфере физической культуры и спорта, необходимых для осуществления ППД сформированность положительного отношения к сохранению здоровья, ЗОЖ. Наличие определенных ценностных ориентаций, базирующихся на усвоенных знаниях о бережном отношении к организму и профилактике профессиональных заболеваний применение физической подготовки в бытовых и производственных ситуациях, опыт творческого подхода к укреплению здоровья, самосовершенствование в аспекте здоровьесбережения
Компоненты готовности к деятельности по избранной специальности
Теоретический Мотивационно-личностный Практический
наличие знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, а также наличие определенных нравственных качеств личности, проявляющихся в обязательной трудовой деятельности, обуславливающих сущность этой деятельности и влияющих на ее результаты наличие активной позиции по преобразованию действительности наличие навыков и умений по избранной специальности, умение добросовестно трудиться и получать желаемые результаты
Рис. 1. Сравнительная характеристика компонентов готовности.
сти к здоровьесберегающей деятельности, ее соответствие готовности студентов к профессиональной деятельности [3, 4].
Целесообразно, с нашей точки зрения, опираться на практические рекомендации по организации физической подготовки студентов (рис. 1), сравнительную характеристику показателей готовности, содержание и компоненты готовности к профессионально-прикладной деятельности (ППД) по сохранению и укреплению
здоровья, предложенные данными авторами.
Необходимо подчеркнуть, что формирование «мотивационной готовности к профессиональному долголетию» невозможно без наличия определенных знаний анатомии и физиологии человека, ЗОЖ, что является, в свою очередь, содержанием «теоретической готовности студентов по вопросам здоровьесбережения».
Ведущим элементом содержания любой учебной дисциплины является выяснение и
актуализация для преподавателя и студентов смысла изучаемого курса, то есть того, зачем и для чего необходим данный курс каждому субъекту обучения. Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения.
Целеполагание как предпосылка проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности студентов, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения и физической подготовленности.
Следует отметить, что качественное образование не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов. Как медицина заботится о физическом здоровье, так и система образования влияет на него и выступает проводником здоровья студентов. Не меньшую актуальность в современных условиях, на наш взгляд, приобретает и другой аспект - использование здоровьесберегающих технологий и профилированной физической подготовки с учетом личностно-ориентированного подхода [2, 8].
Здоровьесберегающие технологии в высшей школе, согласно определению В. И. Горовой, -это способ организации последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация программ с учетом здоровья студентов, особенностей их психофизического, духовно-нравственного состояния и особенностей профессии [5].
Мы рассматриваем развитие высоконравственного и физически здорового студента как основополагающий момент обучения в вузе -усилиями преподавателя, средствами и методами физической культуры, позволяющими обеспечить индивидуальную траекторию по сохранению и укреплению здоровья студентов.
К основным этапам здоровьесберегающей деятельности относятся:
1-й этап. Диагностика преподавателем уровня физического развития и степени выраженности физической подготовленности студентов, необходимы для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны избранной специальности. Определяется и фиксируется начальный уровень состояния физических показателей, объем и содержание предметного образования студентов, то есть количество и качество имеющихся у каждого их них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Преподаватель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности студентов по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.
Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствия предметной деятельности студентов и выполнения ими заданий по изучаемой теме. Нужно учитывать, что диагностика должна проводиться на конкретном тематическом материале в форме конкурса вопросов по теме, обзорного знакомства с темой, выбора студентами заданий разного типа, тестирования.
2-й этап. Фиксирование каждым студентом, а затем и преподавателем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый студент составляет исходный концепт темы, который предстоит ему освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, символической, тезисной или иной форме содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные фундаментальные проявления как в реальном, так и в идеальном мире.
Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех образовательные стандарты и индивидуальные для каждого студента, которые определены им как субъективно значимые.
Возникает вопрос, не вызовет ли обучение, опирающееся на структуру содержания, устанавливаемую «неопытными» студентами, пробелы в их образовании? Для ответа на данный вопрос целесообразно привлечь общенаучный принцип системности, действующий как в реальном, так и в идеальном мире. Наша практика показала, что студент, осуществляющий деятельность по освоению одного из фундаментальных образовательных объектов в соответствии с данным принципом, неминуемо выходит на другие вопросы и проблемы, которые, как правило, входят в базовое предметное содержание.
3-й этап. Выстраивание системы личного отношения студента с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед студентами вуза в виде фундаментальных образовательных объектов (в соответствии с предстоящей трудовой деятельностью), проблем, вопросов, «точек удивления». Поэтому на лекциях по физической культуре рассматриваются вопросы в более широких контекстах: что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ); физические качества; профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) и др.
Мы убедились, что такой подход приводит к тому, что каждый студент вырабатывает лич-
ностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам. При этом устанавливает определенную систему ценностей, которые выражаются в соответствующей деятельности по сохранению и укреплению здоровья, а также повлияют на будущую профессиональную деятельность. Студент и преподаватель фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности, конструируют индивидуальный образ познаваемой области, чтобы быть уверенными в адекватных реакциях, как внешних, так и внутренних изменениях.
4-й этап. Программирование студентом индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Студент с помощью преподавателя выступает в роли организатора своего образования: формулирует цели, подбирает тематику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, выбирает средства и способы деятельности, уста-
навливает систему контроля и оценки своей профессионально-прикладной деятельности по сохранению и укреплению здоровья. На этом этапе студентом создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период (занятие, семестр, учебный год). Эти программы являются образовательным продуктом орг-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют студента к целенаправленному саморазвитию и реализации его потенциала.
Таким образом, процесс формирования готовности к профессионально-прикладной деятельности по укреплению и сохранению здоровья, невозможен без наличия определенных знаний в сфере физической культуры и без наличия положительной мотивации осуществления специализированной физической подготовки для избранной профессии. Наличие определенных знаний в сфере здорового образа жизни еще не является достаточным условием осуществления полноценной практической здоровьесберегающей деятельности. Будущему специалисту важно уметь активно применять основные виды и формы доказательств, определяющие профессиональную зрелость.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. - М.: Политиздат, 1998. - 112 с.
2. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. 37-41.
3. Виленский М. Я. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 2001. - 340 с.
4. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти тт. / под ред. А. М. Матюш-кина ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2000. - Т.3. Проблемы развития психики. - 367 с.
5. Горовая В. И., Тарасова С. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. - М.: ИЛЕКСА ; Ставрополь: АГРУС, 2005. - 186 с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. - М.: Красный пролетарий, 1999. - Т.2. - 779 с.
7. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающее образование: вопросы и ответы. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. - 55 с.
8. Смирнов Н. К. Физиология труда. - М.: Медицина, 2005. - 240 с.
--------^----------