11. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. Москва, 1966.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.
13. Жариков Е.С. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда. Кишинёв, 1990.
14. Берг А.И., Бирюков Б.В., Новик И.Б. и др. (ред). Кибернетика, мышление, жизнь. Москва, 1964.
References
1. Kedrov B.M. O tvorchestve vnauke i tehnike. Moskva, 1987.
2. Available at: http://www.psychology-online.net/articles/doc-438.html/
3. Koncepciya problemnogo obucheniya. Available at: https://studopedia.ru/8_11330_kontseptsiya-problemnogo-obucheniya-iyalerner-mnskatkin-mimahmutov-ammatyushkin-i-dr.html
4. Afanas'ev V.G. Chelovek v sistemah upravleniya. Moskva, 1975.
5. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa. Minsk, 1990.
6. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva, 2003.
7. Repin, S.A. Teoriya ipraktika upravleniya obrazovatel'noj sistemoj (regional'nyj aspekt): monografiya. Chelyabinsk, 2004.
8. Anohin P.K. Teoriya funkcional'noj sistemy. Uspehi fiziol. Nauki. 1970; T. 1, № 1: 19 - 54.
9. Hrestomatiya po obschejpsihologii. Psihologiya pamyati. Moskva, 1979.
10. Simonov V.P. Stil' vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa i ego diagnostika. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly. 2009; 6.
11. Landa L.N. Algoritmizaciya v obuchenii. Moskva, 1966.
12. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989.
13. Zharikov E.S. Kak priblizit' chas otkrytij: vvedenie vpsihologiyu nauchnogo truda. Kishinev, 1990.
14. Berg A.I., Biryukov B.V., Novik I.B. i dr. (red). Kibernetika, myshlenie, zhizn'. Moskva, 1964.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 371
Melnichenko O.I., postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHER TO MANAGEMENT ACTIVITIES.
The article is dedicated to a study of readiness of future teachers to implement management activities. The article actualizes the need to find ways to form the readiness of future specialists in the field of education for the use of management activities. The study identifies the main pedagogical conditions for the formation of management qualities of future teachers when they receive higher education.
Key words: pedagogical conditions, readiness for management, management qualities, management activities, GEF, competence, professional training of teachers, future teachers.
О.И. Мельниченко, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена изучению проблемы готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности. В статье актуализируется потребность поиска путей формирования готовности будущих специалистов в области образования к реализации управленческой деятельности. В исследовании определены основные педагогические условия формирования управленческих качеств будущих учителей в рамках их обучения в высшей школе.
Ключевые слова: педагогические условия, готовность к управленческой деятельности, управленческие качества, управленческая деятельность, ФГОС, компетенция, компетентностный подход, профессиональная подготовка педагогов.
На современном этапе развития педагогики одной из наиболее актуальных проблем является поиск путей и средств повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов. В современных условиях модернизации высшего профессионального педагогического образования ведущим подходом к реализации профильной подготовки педагогов в высшей школе является компетентностный подход. По мнению Н.С. Белой, «компетентностный подход ориентирован на новое, перспективное видение целей и оценку результатов профессионального образования, в связи с чем предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса, а именно: к содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки» [1, с. 167 - 168].
Сущность профессиональной подготовки будущего педагога и требования к качеству его образования сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. В данном документе по направлениям педагогической подготовки обозначены ключевые профессиональные компетенции, формирование которых является основной задачей реализации процесса подготовки будущих специалистов в области образования.
В составе системы ключевых профессиональных компетенций современного педагога - компетенции, предполагающие сформированные умения и качества будущего специалиста к реализации управленческой деятельности в области образования.
Так, одной из основных задач реализации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе является формирование у них готовности к управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что управление является одним из базовых видов профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, сформированные управленческие качества являются основой конкурентоспособности педагога на современном рынке профессионального труда. Достижение конкурентоспособности будущего специалиста в области образования, в свою очередь, является одним из положений концепции компетентностного подхода и требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Реализация вышеизложенных задач предполагает создание необходимых педагогических условий, способствующих успешному формированию управленческих качеств будущих педагогов.
В рамках данного исследования под педагогическими условиями будем понимать ряд обстоятельств, специально создаваемых учреждением, реализующим программы высшего профессионального педагогического образования, с целью достижения определенного результата.
По нашему мнению, формирование управленческих качеств будущих педагогов станет более эффективным путем обеспечения ряда педагогических условий, приведенных ниже.
1. Изменение содержания подготовки педагогов за счет вариативного вузовского компонента программы.
Реализация данного условия возможна путем использования содержательного блока учебного плана вузовской подготовки будущих педагогов, включающего национально-региональный компонент и дисциплины по выбору в рамках каждого предметного цикла. По нашему мнению, использование вышеуказанного содержательного потенциала учебного плана с целью формирования у будущих педагогов управленческих качеств может реа-лизовываться путем внедрения в гуманитарный блок дисциплин и спецкурсов «Психология управления», «Культура делового общения», «Коммерческое и трудовое право». Данные учебные курсы позволят формировать когнитивную (правовые знания, знания законов манипулирования человеческим поведения и т. д.) и поведенческую составляющую (навыки делового общения, взаимодействия с людьми, умения убеждать, добиваться своего результата) готовности к реализации управленческой деятельности.
В цикл математических и естественнонаучных дисциплин для оптимизации процесса формирования готовности будущих педагогов к управленческой деятельности целесообразно, по нашему мнению, введение таких учебных курсов, как «Информационные технологии в образовании», «Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании», направленных на обучение основам организации как собственного труда, так и труда обучающихся, своих коллег; формирование навыков применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности, умения заботиться о собственном здоровье и здоровье подчиненных.
Для формирования готовности к управленческой деятельности в цикл общепрофессиональных дисциплин должны быть включены учебные курсы («Педагогические коммуникации», «Психолого-педагогическая диагностика», «Педагогический менеджмент», «Педагогическая герменевтика»), обучающие будущих специалистов грамотно диагностировать развитие личности учеников, правильно организовать педагогическое взаимодействие с аудиторией; способствующие формированию способностей анализировать, делать выводы, интерпретировать педагогические понятия, применять законы классического менеджмента в профессиональной деятельности.
Содержание профессиональной подготовки будущих педагогов с целью формирования у них готовности к реализации управленческой деятельности должно включать дисциплины, способствующие изучению студентами основ технического менеджмента и формированию у них управленческих качеств. К данным дисциплинам относятся такие, как «Управление качеством», «Документирование управленческой деятельности», «Основы автоматического управления» и т. д.
2. Целенаправленная организация педагогической практики.
В процессе организации и проведения педагогической практики на базе образовательных учреждений с целью формирования управленческих качеств будущих специалистов целесообразно организовать взаимодействие студентов с представителями педагогического коллектива образовательного учреждения для обмена педагогическими новациями, нацеливать практикантов на проведение с обучающимися работы по профориентации.
3. Активизация научно-исследовательской работы будущих педагогов.
Формированию управленческих навыков студентов способствует вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность благодаря тому, что в процессе нее у будущих специалистов развиваются навыки выступления перед большой аудиторией, способности к организаторской и управленческой деятельности. В этой связи при формировании готовности будущих педагогов к управленческой деятельности преподавателям высшей школы следует активизировать научно-исследовательскую работу студентов.
4. Внедрение в воспитательную систему вуза различных форм студенческого самоуправления, способствующих самореализации студентов.
Формирование навыков управленческой деятельности требует высокого уровня социального развития личности будущего специалиста, чему способствует участие в студенческих движениях и различных формах самоуправления, где могут реализо-вываться его личностные интересы и потребности. Привлечение будущих специалистов к участию в различных формах студен-
ческого самоуправления позволяет формировать важнейшие компетенции управленца, такие как: умение управлять и умение выполнять самому требуемую работу; умение ориентироваться в различных сложных ситуациях; умение осуществлять общие проекты; способность проявлять уважение к иным мнениям и ценностям; способность нести личную ответственность за собственные решения и действия.
5. Назначение студентов старших курсов кураторами групп первого курса.
Готовность к реализации управленческой деятельности у будущих педагогов предусматривает наличие таких умений и качеств, как: наличие лидерских качеств; готовность и умение организовать созидательную, социально-полезную деятельность; способность адаптироваться к условиям современной общественной жизни и профессионального труда.
Формирование данных качеств может реализовываться путем предоставления возможности студенту-старшекурснику организовывать воспитательную работу на уровне студенческой группы в качестве куратора. С целью преодоления противоречий, которые диагностируются при анализе воспитательной работы, реализуемой традиционной кураторской системой, необходимо внедрение нового подхода осуществления воспитательного воздействия для всестороннего развития личности студентов. Данный подход предполагает неформальный характер воспитательного воздействия со стороны старшекурсника, выступающего в роли куратора студенческой группы. Обстановка доверия, открытости, понимания, равноправности позволит воспитать уверенную, компетентную, конкурентоспособную личность будущего специалиста, а студенту, выступающему в роли куратора, - обрести основные навыки управленческой деятельности.
6. Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий.
Учитывая тот факт, что «технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определенная методологическая, философская позиция автора» [2, с. 197], а также, что «функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения» [2, с. 197], уточним: с целью формирования готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности целесообразным является применение таких педагогических технологий, как: сотрудничество в учебном процессе; личностно-ориентированное обучение; тренинговое обучение; проектирование.
Применение указанных педагогических технологий позволит создать необходимую психолого-педагогическую среду для формирования основных качеств, составляющих готовность будущего специалиста к реализации управленческой деятельности в области образования.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что профессиональная подготовка будущих педагогов регламентируется на современном этапе Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Согласно положениям данного документа, современный педагог должен быть, прежде всего, компетентным. Одной из ключевых компетенций современного педагога является готовность к реализации управленческой деятельности. Так, формирование готовности к реализации указанной деятельности является одной из задач современных вузов, специализирующихся на профессиональной подготовке будущих педагогов. Готовность будущего педагога к управленческой деятельности достигается путем формирования у него необходимых управленческих качеств. Формирование управленческих качеств требует особого подхода к реализации процесса профессиональной подготовки педагогов как на содержательном, так и на организационном уровнях, а также обеспечения ряда педагогических условий для создания необходимой благоприятной образовательной среды. Обеспечение сформулированных и рассмотренных в рамках данного исследования педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса будущих педагогов, по нашему мнению, будет способствовать эффективному формированию у них управленческих качеств и, соответственно, готовности к реализации управленческой деятельности.
Библиографический список
1. Белая Н.С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных учёных. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; 6: 166 - 170.
2. Башлуева Н.Н. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов вузов системы МВД. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012; 5: 196 - 200.
References
1. Belaya N.S. Kompetentnostnyj podhod kak ob'ekt issledovaniya v trudah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 6: 166 - 170.
2. Bashlueva N.N. Vnedrenie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij v process obucheniya kursantov vuzov sistemy MVD. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Yuridicheskij zhurnal. 2012; 5: 196 - 200.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 378
Milusheva G.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. D.D. Alieva (Karachaevsk, Russia),
E-mail: klnp13@mail.ru
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE HUMANITARIAN CULTURE OF A PERSONALITY OF A MEDICAL WORKER. The
article proves the importance of humanitarian culture for medical workers. The category of culture is analyzed, the special value of its humanitarian level stands out. The axiological essence of humanitarian culture is substantiated. The dialectics of interrelation of morality, spirituality and value are described. Humanistic value orientations of health worker are meaningful mental element of his personality structure, laid down his life experience and professional education, as well as the totality of his experience of life and due to professional situations. The combination of value orientations forms a basis of spiritually-moral consciousness of a doctor, which provides social and psychological stability of his personality.
Key words: culture, humanitarian culture, value, morality, spirituality, needs, interests.
Г.М. Милушева, аспирант Карачаево-Черкессий государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: klnp13@mail.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
В статье обосновывается значимость гуманитарной культуры для медицинских работников. Анализируется категория культура, выделяется особая ценность её гуманитарного уровня. Обосновывается аксиологическая сущность гуманитарной культуры. Описывается диалектика взаимосвязи нравственности, духовности и ценности. Гуманистические ценностные ориентации медицинского работника являются значимым элементом субъективной структуры его личности, закрепленным его жизненным опытом и профессиональным образованием, а также всей совокупностью его переживаний жизненных и профессионально обусловленных ситуаций. Совокупность ценностных ориентаций образует основу духовно-нравственного сознания медика, которая обеспечивает социально-психологическую стабильность его личности.
Ключевые слова: культура, гуманитарная культура, ценность, нравственность, духовность, потребности, интересы.
Ориентация российского медицинского образования не только на профессиональное, но и на общекультурное развитие будущих медицинских работников в настоящее время является одной из ведущих тенденций профессиональной подготовки специалистов. В этом контексте должный профессионализм в области медицинской деятельности предполагает обязательное приобщение медицинских работников к гуманитарной культуре, которую следует понимать, как одно из высших проявлений профессиональной подготовленности медиков. Рассмотрение сущностных, феноменологических характеристик базовой категории «культура» предполагает учесть следующий факт: данная категория в отечественной науке понимается достаточно неоднозначно. Определений культуры сформулировано несколько сотен, и это объясняется сложностью и многогранностью этого явления, поэтому, в каждом авторском определении конкретный исследователь актуализирует только отдельные специфические аспекты того, что называется «культурой». Таким образом, ни одно из определений обозначенного феномена априори не может быть полностью исчерпывающим и законченным [1]. Тем не менее, несмотря на очевидную специфичность каждого определения культуры, во всех её авторских трактовках есть универсальная черта: все определения представляют личность человека в качестве субъекта культурного развития. В этом понимании культура выступает как качественная характеристика того, насколько индивид сумел преодолеть свою биологическую природу, развив в себе необходимую социокультурную сущность. В данном аспекте культурой можно обозначить лишь тот результат деятельности человека, который ориентирован на его саморазвитие и самосовершенствование, развитие его нравственности и духовности.
Культура обладает выраженным аксиологическим значением, которое актуализирует особую ценность её гуманитарного
уровня. В свою очередь гуманитарную культуру следует понимать двуедино:
• во-первых, в качестве внутреннего мира человека, меры развития его духовных потребностей, мотивов и способностей;
• во-вторых, как определенную интенсивность проявления субъективного мира личности в созидательной творческой деятельности.
В этом контексте гуманитарная культура обладает следующим фундаментальным свойством: она одновременно проявляется в диалектической взаимосвязи субъективного мира личности и внешнего, по отношению к ней, социокультурного мира. Поэтому факт двойственной структуры любой культурной модели, наличия в культуре двух основных компонент - образа мира и образа человека, в современной науке уже не подвергается сомнению. Важно, что в субъективном значении гуманитарная культура проявляется в ценностных смысловых конструктах личности.
Отечественный ученый Р.Л. Лифшиц обозначил актуальность гуманитарной культуры для человека и общества следующим образом: гуманитарная культура детерминирует возможность развития универсальной личности, так как, во-первых, интегрирует её в проблемное поле социума, а во-вторых, предоставляет человеку необходимую возможность накопления опыта гибкого, диалектически парадоксального социокультурного мышления [2, с. 129].
В своем аксиологическом значении гуманитарная культура оперирует смысловым полем категории ценности. В науке также не выработано его единое понимание. Так, Н.С. Розов трактует ценности в качестве предельных нормативных оснований актов сознания или (и) поведения людей [3, с. 57 - 58]. Исследователь разработал авторскую классификацию (иерархию) ценностей.