Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности магистрантов средствами современной образовательной среды'

Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности магистрантов средствами современной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / AN EDUCATIONAL PROGRAM / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / MASTER / TRADITIONAL CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАНТ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громыкина Т. С.

В публикуемом материале раскрыты основы формирования этнокультурной компетентности магистрантов в условиях современной образовательной среды. Представлены педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности магистрантов в Орловском государственном институте искусств и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF MASTERS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the published material the bases of formation of ethno-cultural competence of masters in the conditions of the modern education are opened. Pedagogical conditions of effective formation of ethno-cultural competence of masters on an example of Orel Institute of Arts and Culture are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности магистрантов средствами современной образовательной среды»

УДК 378.14.015.62

UDC 378.14.015.62

Т.С. ГРОМЫКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории народной художественной культуры, Орловский государственный институт искусств и культуры E-mail: [email protected]

T.S. GROMYKINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and history of national art culture, Orel Institute

of Arts and Culture E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF MASTERS OF THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В публикуемом материале раскрыты основы формирования этнокультурной компетентности магистрантов в условиях современной образовательной среды. Представлены педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности магистрантов в Орловском государственном институте искусств и культуры.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, образовательная программа, высшее профессиональное образование, магистрант, традиционная культура.

In the published material the bases of formation of ethno-cultural competence of masters in the conditions of the modern education are opened.

Pedagogical conditions of effective formation of ethno-cultural competence of masters on an example of Orel Institute of Arts and Culture are presented.

Keywords: ethno-cultural competence, an educational program, the higher vocational training, master, traditional culture.

Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образования. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку молодежи к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей высшей школы становится подготовка личности гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой - гражданина России, мира.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивается, что одна из важнейших функций высшей школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокуль-

турного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс.

Этнокультурная компетентность определяется исследователями как свойство личности, выражающееся в наличии:

• совокупности представлений, знаний о той или иной этнической культуре, культурных потребностях, интересах, обрядах, традициях, праздниках, фольклоре;

• знание особенностей национального самосознания, межнациональных установок, проблем языковых взаимодействий;

• знание приемов и способов личностно-ориентированного позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способов саморегуляции и самоуправления эмоциональным состоянием, поведение в сложных житейских ситуациях.

Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Формирование этнокультурной компетентности -это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

© Т.С. Громыкина © T.S. Gromykina

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Формирование этнокультурной компетентности определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Формирование этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» предполагает несколько этапов. Причем основу первичной сформированное™ этнокультурной компетентности у будущих магистрантов в вузе культуры можно определить степенью совместной деятельности в учебном процессе. Это сформированные умения и навыки распределения, интегрирования, координации и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, степень самостоятельности и социальной ответственности. Таким образом, к моменту поступления в магистратуру поступающий уже является носителем этнокультурной компетентности на некотором уровне. Далее в ходе учебно-воспитательного процесса в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» магистранты приобретают навыки и умения решения производственных задач в поликультурном коллективе. Содержание этого процесса в данном учреждении высшего профессионального образования можно определить следующим образом:

- интуитивное формирование этнокультурной компетентности: осознание системы требований, предъявляемых специалисту обществом в целом и представителями конкретных этнических групп, с которыми он взаимодействует, в частности; соотнесение системы требований, предъявляемых к человеку в процессе профессиональной деятельности, со сложившимися в детстве представлениями, знаниями, умениями и навыками межкультурного общения;

- формирование теоретических основ этнокультурной компетентности: в понятиях, законах, принципах конкретизируются стратегии предупреждения и разрешения конфликтов в ситуациях межнационального общения; а также умением моделировать такие ситуации, в которых исключается напряженность во взаимоотношениях членов коллектива;

- формирование практических умений и навыков, характеризующих сформированность этнокультурной компетентности: приобретенные знания получают прикладной характер и способствуют выработке личной позиции, усилению контроля за развитием ситуации.

Формирование этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» эффективно происходит за счет внедрения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.

Процесс формирования этнокультурной компетент-

ности магистрантов в образовательном пространстве института культуры города Орла заключается в целенаправленной работе, осуществляемой в ходе образовательной подготовки различных направлений, в рамках творческой мастерской, которая расширяет возможности, обеспечивает профессиональное становление и более комфортное вхождение магистранта в профессиональную среду. Диагностический анализ этнокультурной компетентности магистрантов Орловского государственного института искусств и культуры показал, что безусловное большинство магистрантов выражают высокую мотива-ционную готовность осваивать основы традиционной культуры, имеют высокий интерес к культуре своего народа, эмоциональный подъём от посещения выставок и различных культурно-массовых программ. Большой процент опрошенных магистрантов разных направлений подготовки считают, что им необходимы дополнительные знания об этнокультуре и готовы профессионально обучаться теории и практике. Также отмечается недостаточный уровень своих практических навыков и умений, но в то же время магистранты чувствуют себя достаточно уверенно во время проведения бесед и дискуссий на темы о традиционной культуре.

Диагностирование выявило необходимость формирования личности магистрантов на основе сочетания компетентностного и этнокультурологического подходов; позволило включить в основу проектирования технологии профессиональной подготовки необходимость ознакомления с традиционной «культурой жизнеобеспечения», формирование этнокультурных ценностей, выполнение принципов системности и преемственности в процессе проектирования и реализации учебной деятельности. Определились критерии сформирован-ности этнокультурной компетентности магистрантов в ОГИИК, ориентированные на творческую деятельность в этнокультурной среде региона.

Реализация задачи формирования этнокультурной компетентности магистрантов в ОГИИК осуществляется на лекциях, семинарах и практических занятиях; научно-практических конференциях с участием ведущих специалистов и др. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются: содержание базового образования, реализуемое в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования различных направлений, курсового и дипломного проектирования по проблематике традиционного этнокультурного творчества; профессиональное технологическое обучение по программам творческой мастерской; совместная научная и этнокультурная коммуникативная деятельность в рамках научных программ, семинаров и лабораторий по НИР и НИРС; сотрудничество с организациями и учреждениями, использующими в своей работе традиции этнокультурного творчества; индивидуальная творческая технологическая деятельность.

Современные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе обучения магистрантов, в ОГИИК создают предпосылки для интеграции образо-

вания в этнокультуру и этнокультуры в образование, для углубления и развития этнокультурологических начал в высшем образовании. Технологические дисциплины решают задачи сохранения традиционной культуры этноса. Образовательные программы различных направлений подготовки квалификации «магистр» в ОГИИК составляются расширительно к учебному плану вуза и разрабатываются в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки с приближением к курсам повышения квалификации, проводимые на факультете повышения квалификации и дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», с частичным приближением к аспирантской подготовке.

Таким образом, основными показателями сфор-мированности этнокультурной компетентности магистрантов различных направлений в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» являются:

1. Этика и ценности. Необходимость работать в соответствии с ценностями, этикой и стандартами профессии, отдавая отчет, как личные и профессиональные ценности могут противоречить или помогать, учесть потребности людей из разных культурных групп.

2. Самосознание. Стремление углублять понимание своих личных, культурных ценностей и убеждений как один из способов понять значение поликультурной идентичности в жизни людей.

3. Кросс-культурные знания. Развитие специализированных знаний и понимания истории, традиций, ценностей, семейных систем и форм художественного самовыражения основных групп посетителей.

4. Межкультурные навыки. Использование соответствующих методологических подходов, навыков и методов, которые отражают понимание роли культуры в процессе жизнедеятельности.

5. Профессиональное обучение. Пропагандирована и участие в образовательных и учебных программах, которые помогают распространению культурной

компетентности в рамках той или иной профессии.

Проведя диагностику, систематизировав и обобщив материал, мы определили наиболее эффективные педагогические условия формирования этнокультурной компетентности магистрантов в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»:

- профессиональная подготовка магистрантов в соответствии с образовательными программами, с применением современных педагогических технологий;

- организация, содержание и технология учебного процесса направлены на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического;

- создание педагогических ситуаций, которые направлены на позитивное использование знаний по современным проблемам межнациональных отношений.

Таким образом, если выделенные педагогические условия будут соблюдаться в ходе формирования этнокультурной компетентности магистрантов в вузе культуры, то это способствует: во-первых, развитию установок и убеждений, т.е. пониманию собственных культурных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и установки культурно разнообразных групп населения; во-вторых, развитию знаний - понимание и осведомленность о культурно обусловленных различиях в мировоззрении у представителей различных социокультурных групп; в-третьих, совершенствованию навыков - способность находить и использовать культуросообразные стратегии вмешательства в работе с людьми, выходцами из различных социокультурных групп.

Следовательно, формирование этнокультурной компетентности магистрантов в высшей школе способствует ориентированию будущего профессионала на социализацию и инкультурацию знаний, умений, навыков с целью адекватного осмысления и оценки ситуации, ее сущности, целей, задач и норм с точки зрения общественно значимых ценностных ориентаций полинациональной общности.

Библиографический список

1. Магомедов Х. М. Содержание и функциональное значение этнокультурной компетентности студентов. Материалы международной заочной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 1. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 172с.

2. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г). Уфа: Лето, 2011. С. 49-52.

3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. // Педагогика, № 3, 2005. С. 35-42.

4. Хаштыров Я. М. Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.

5. ШагаеваН. А. Формирование этнокультурной компетентности студента : автореф. дисс. канд. пед. наук. Элиста, 2006.

References

1. Magomedov H.M. Maintenance and functional value of ethno cultural competence of students. Materials of the International correspondence conference «Urgent problems of science and education». A series «Humanities». release 1. Stavropol, 2009. 172p.

2. Morozov I.A. Ethno-cultural competence and standards of the general education of the second generation. //Pressing questions of modern pedagogies: materials of the International conference (Ufa, June, 2011). Ufa: Summer, 2011. Pp. 49-52.

3. Poshtareva T. V. Formation of ethno-cultural competence. //Pedagogic, № 3, 2005. Pp. 35-42.

4. Hashtyrov J.M. Formation of ethno-cultural competence of the future managers in the conditions of average vocational training: author's abstract, pedagogical sciences. Stavropol, 2006.

5. Shagaeva N.A. Formation of ethno-cultural competence of the student: author's abstract, pedagogical sciences. Elista, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.