Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования экологической культуры школьника в комплексе «детский сад школавуз» Аннотация'

Педагогические условия формирования экологической культуры школьника в комплексе «детский сад школавуз» Аннотация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STEADY DEVELOPMENT / CONTINUOUS EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутникова Галина Викторовна

В статье раскрываются возможности формирования экологической культуры школьника в условиях образовательного комплекса «детский сад-школа-вуз». В основе методологического подхода к решению обозначенной проблемы автором прорабатывается идея устойчивого развития, предложенная известным отечественным ученым Казначеевым В.П.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article opportunities of formation of ecological culture of the schoolboy in conditions of an educational complex «a kindergarten-schoolan educational institution» are opened. In a basis of the methodological approach to the decision of the designated problem the author studies the idea of steady development suggested by known domestic scientist Kaznacheev V.P.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования экологической культуры школьника в комплексе «детский сад школавуз» Аннотация»

Г.В. Лоскутникова. Педагогические условия формирования экологической культуры... УДК 371.033

Г.В. Лоскутникова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В КОМПЛЕКСЕ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ»

Школа № 87, г. Северск

Имеющиеся достижения в области экологического образования подрастающего поколения, накопленные в нашей стране и за рубежом, еще не привели к созданию целостных систем этой работы даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует во взаимодействии образовательных учреждений различного уровня, последовательное обучение в которых предполагает подготовку специалиста.

Однако экологическое образование способно выполнить свою роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь, т. е. должна быть обеспечена его непрерывность [1].

Принцип непрерывности предполагает плавный переход от низших ступеней к высшим, обеспечивающий непрерывный качественный подъем образовательной деятельности в целом - от дошкольной ступени до поствузовской. Реализация этого принципа органически связана с принципами интеграции и преемственности.

Возможность интегративных процессов в образовании вытекает из объективного существования интегративных процессов в науке и производстве.

Сущность преемственности раскрыта в различных научно-педагогических исследованиях [2-4]. Структурный аспект преемственности в непрерывном образовании позволяет представить последовательные этапы, стыки между ними, системные компоненты, обусловливающие взаимосвязь и всю систему в целом. Таким образом, преемственность как принцип обеспечивает целостность процесса на разных этапах системы непрерывного образования.

Понимание целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека основывается на следующих принципах: единство системы «природа-общество-человек»; человек - часть природы, его развитие является фактором изменения природы; человеческая история - часть истории природы, ее преобразование

составляет основу самой человеческой жизни; единство природы и общества проявляется в процессе труда; экологическая культура определяет уровень отношений человека к природе.

С этих позиций образование современного человека должно формировать у него экологическую культуру.

Понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования [5].

Формирование и развитие экологической культуры - сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями политики, права, науки, производства, искусства, образования и просвещения. Источником экологической культуры личности является экологическая культура общества.

Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности.

Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому остальные компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также пространственно-временные компоненты педагогического процесса) становятся комплексом педагогических условий (организационных, содержательных, мотивационных).

Раскрытие сущностных характеристик непрерывного образования и экологической культуры позволило выявить следующую совокупность педагогических условий непрерывности формирования экологической культуры школьника в комплексе «детский сад - школа - вуз»:

1. Содержание экологической культуры школьника в данном комплексе должно разрабатываться исходя из требований к экологической культуре абитуриента вуза и иметь четыре ступени реализации (дошкольная; начальная, основная и старшая школьные).

2. Содержание и процесс формирования экологической культуры школьника должны выступать

интегрирующим фактором, обеспечивающим непрерывность и преемственность всего процесса образования в комплексе «детский сад - школа -вуз».

3. Функционирование школы в комплексе «детский сад - школа - вуз» опирается на соответствующее нормативно-правовое обеспечение.

4. Формирование экологической и профессиональной культуры педагогов в комплексе «детский сад - школа - вуз» осуществляется их включением в научно-исследовательскую деятельность по разработке содержания и технологий формирования экологической культуры обучаемых.

Для обеспечения непрерывности «по вертикали» в основу концептуального подхода в разработке модели формирования экологической культуры школьника в многоуровневой системе-комплексе «детский сад - школа - вуз» нами положено следующее: охват всех ступеней образовательной системы; единство подхода к разработке содержания и образовательным технологиям; единство подхода к построению предметно-развивающей среды.

Разработанное нами содержание экологического образования подготовлено на основе действующих программ и временных стандартов. В него включены материалы, позволяющие уделить большое внимание воспитанию экологической ответственности личности, формированию мере ее свободы в условиях экологической необходимости; формированию единства научного, нравственного, эстетического отношения к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.

Изучение разработанного экологического содержания потребовало неформально реализовать межпредметные связи школьных программ разных курсов.

Цель обучения по межпредметной программе экологического образования и воспитания учащихся предполагает систематизацию знаний учащихся, полученных на курсах естественного цикла, с выходом на основе межпредметных связей на предметы гуманитарного цикла.

Разработка и реализация содержания экологического образования на каждой ступени обучения имеют свои особенности. В начальной школе вопросы экологии включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана, то есть в курс «Окружающий мир» для 1-х - 4-х классов. Для расширения материала по основам экологии, представленного в данных курсах, используем следующие факультативные курсы: «Экология для младших школьников» (1-е - 4-е классы) и «Планета загадок» (4-й класс). Все курсы обеспечены необходимыми учебно-методическими и дидактическими материалами: пособиями, альбомами-за-

дачниками, рабочими тетрадями и др., подготовленными педагогами нашей школы.

В основной и средней (полной) общеобразовательной школе преподавание курса «Экология» представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части учебного плана, поэтому содержание курса мы раскрываем за счет часов вариативной части.

В основной школе содержание экологии реализуется по одному из нижеприведенных вариантов: экологизация содержания традиционных учебных предметов; введение специальной учебной дисциплины «Экология»; «модульный принцип» построения учебного процесса по экологии; смешанная модель - комплексное использование элементов первых трех подходов.

В старшей школе мы вводим в учебный план экологию как учебный предмет за счет часов вариативной части Базисного учебного плана, а также используем «модульный принцип» как продолжение начатой работы в основной школе. В качестве отдельных модулей (специальных курсов) для средней (полной) школы используем следующие: «Экология городской среды» (10 класс); «Экология рекреационной среды» (10 класс); «Природопользование» (11 класс); «Глобальная экология» (11 класс) и др. Каждый раздел курса рассчитан на 34 часа.

Изучение курса позволило наиболее полно реализовать преемственность школьных предметов, сформировать систему экологических знаний. Этот курс интегрирует знания вокруг различных проблем экологического характера.

Освоение теоретических знаний дополнено практическими работами. Для этого предлагаемая программа корректируется самим учителем. Таким образом, экологическая культура обучающегося формируется в процессе непрерывного экологического образования.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» система экологического образования включает в себя и дошкольное образование. В нашем комплексе дошкольное учреждение - это первая ступень непрерывного экологического образования и воспитания.

В процессе экспериментальной работы педагогическим коллективом детского сада № 56 совместно с педагогами школы № 87 г. Северска (Томская область) была создана программа экологического воспитания дошкольников «Я в большом мире», отражающая основные требования к программам такого уровня, включающая региональный компонент и обеспечивающая связь с программой экологического образования в начальных классах.

Г.В. Лоскутникова. Педагогические условия формирования экологической культуры.

Основной формой реализации экологического содержания в детском саду является совместная деятельность педагога с детьми.

Содержание экологического просвещения в школьных дисциплинах подчинено единому принципу. Оно не складывается из случайных, разрозненных фактов, а представляет собой единую систему сведений, позволяющих учащимся ознакомиться с современными проблемами охраны природы в целом.

Учитывая специфику нашего города и основного градообразующего предприятия - Северского химического комбината, в Северской государственной технологической академии совместно со школой № 87 создана экспериментальная площадка для непрерывного химико-экологического обучения школьников 9-х - 11-х классов на базе кафедры химии и технологии материалов современной энергетики.

Целью создания школы химии и экологии при Северской государственной технологической академии является расширение и углубление знаний по химии, ориентация учащихся на химические специальности Северского технологического института и Томского политехнического университета.

Обучение проводится по программе, приближенной к вузовской, и предусматривает изучение химии с элементами экологии в течение трех лет (9-11 кл.) и по существу представляет собой хими-ко-эколого-технологический профиль.

Важную роль в формировании экологической культуры обучающихся играет профессиональная экологическая культура самих педагогов с их нравственными, духовными ценностями [6].

Нами отработано несколько путей формирования экологической культуры у педагогов школы. Наиболее эффективными оказались: включение педагога в разработку содержания и процесса экологизации традиционных учебных предметов, в поиск путей установления взаимосвязи содержания учебного предмета с содержанием специальной учебной дисциплины «Экология», в поиск путей, форм и средств расширения внеурочной деятельности учащихся, в процесс экологизации воспитательной системы школы. В основном все это реализуется в работе школьных кафедр.

Стратегия, выбранная коллективом школы для реализации проекта, методологически обоснована следующим: междисциплинарный характер школьного образования преломляется через специфику содержания различных школьных предметов - природоведения, биологии, географии, химии, физики, предметов эстетического, гуманитарного циклов.

Работа над отдельными экологическими воспитательными направлениями в классах вылилась в необходимость перехода к общей программе, рож-

дению детской организации «Бэмби», которая живет под девизом: «Будем жить в ладу с природой» и объединяет 16 классных коллективов.

Вклад школы в экологическое образование состоит не только в формировании экологических знаний, но и в вовлечении учащихся в разработку и осуществление целенаправленных экологических проектов.

В младших классах работа начинается с кратковременных и простых проектов: «Жалобная книга природы», «Добрая зима», «Окно радости», «Птичья столовая», «Капелька», «Новогодняя

елка» и др., которые были рассчитаны на урок, неделю, месяц, с выпуском листовок, оформлением выставок сочинений, рисунков, поделок.

После приобретения опыта работы над простыми и кратковременными проектами учащиеся включаются в длительные коллективные и индивидуальные проекты: «Мой дом», «Птицы нашего края», «Природные комплексы и компоненты» и др.

В процессе внедрения экологии в школьное образование возникает немало сложных вопросов, на которые трудно дать однозначные ответы. В их решении активную роль играет наша школьная библиотека, располагающая уникальными возможностями для учителей и учащихся черпать экологические знания из книг и периодических изданий.

Для пропаганды книжного фонда используются разнообразные формы и методы работы, что способствует привлечению учащихся к чтению и осмыслению литературы экологической тематики.

Значительный вклад в создание экологически направленной воспитательной среды вносит работа ежегодно организуемого на базе школы экологического лагеря, включающего следующие виды деятельности учащихся: учебно-исследовательская (освоение методик исследовательской деятельности по картографии, географии, биологии); досуговая (экскурсии, игры, конкурсы, викторины, посещение музеев: ботанический, палеонтологический, краеведческий и др.); спортивно-оздоровительная (игры и соревнования на стадионе, в спортзале). Объекты исследований учащихся - городское болото, растения в школе и на ее территории.

Благодаря объединению различных направлений экологического воспитания в школе сформировалась система общешкольных традиционных мероприятий: экологический поход, экологическая акция в природном парке, утренник «Птицы - наши друзья», вечер «Осень золотая», конкурсы рисунков в защиту ели, новогодние праздники с использованием экологических тем, операция «Забота» (подкормка зимующих птиц), экскурсия с выездом на природу, акция «Школа - зеленый дом», экологический субботник на территории школы и микрорайона, праздник «Земля - наш дом», обрядовые христиан-

— 5З —

ские праздники (Рождество, Масленица), экологические проекты: «Сохраним город зеленым», «Несанкционированные свалки в микрорайоне», «Школа - зеленый дом» (новые проекты оформления школы), экологическая кругосветка.

Для эффективного функционирования образовательного пространства комплекса «детский сад-школа-вуз» и его воспитательной среды необходимо нормативно-правовое обеспечение взаимодействия всех участников. Это система договоров, положений и других актов. Для создания комплекса необходимо было найти консолидирующий элемент и важнейший интегрирующий фактор. В нашем случае таким консолидирующим элементом стал Северский химический комбинат как основное градообразующее предприятие города. По его инициативе и при поддержке городской Администрации возникла и начинает реализовываться идея создания в г. Северске университетского комплекса с профилирующим ядерно-техническим образованием. Эта идея поддерживается Федеральным комитетом по атомной энергетике. Соответствующий педагогический эксперимент одобрен Российской академией образования (РАО). Комплекс «детский сад № 56 - школа № 87 - Северский государственный технологический институт» является началом и одним из направлений создания университетского комплекса по ядерно-техническому образованию г. Северска. Разработан пакет нормативных

документов, регулирующий отношения образовательных учреждений внутри комплекса. В его разработке мы опирались на ФЗ «Об образовании», в котором образовательным учреждениям предоставлена возможность объединяться в ассоциации подобного рода. Все взаимоотношения участников внутри комплекса носят договорной характер и требуют постоянной корректировки и соответствующей поддержки, прежде всего, Управления образования Администрации г. Северска.

Формирование экологической культуры школьника и педагога, представленное в данной модели, значительно способствовало росту качества образования школьников. Об этом можно судить по следующим достижениям школы: «Школа года» 2003, 2004, 2005 - г. Москва; «Школа XXI века» -2006 г. - г. Москва - г. Сочи; Звание «Академическая школа» - 2006 г. - г. Москва - г. Сочи; Лауреат конкурса «Школа России» 2006, 2007 гг. - г. Москва - г. Сочи; Лауреат Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2006 г. - г. Москва; Знак качества образования (РАО г. Москва, 2003, 2004, 2005 гг.); победитель конкурса «Авторская школа -2006» в номинациях «Инновационная школа», «Экспериментальная школа» - г. Москва; победитель международной выставки «УЧСИБ-2008» - большая золотая медаль.

Поступила в редакцию 03.06.2008

Литература

1. Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. Тюмень, 2000.

2. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школах. СПб., 1996.

3. Годник С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. М., 1990.

4. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. А.А. Кыверялг. Саратов, 1982.

5. Зверев И.Д., Печко Л.П. и др. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М., 1984.

6. Крицкая Н.Л. Социально-философские проблемы формирования нового типа педагогического мышления будущих учителей: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.