Научная статья на тему 'Центр ядерно-технического образования в поселении зато: идея, концепция, модель'

Центр ядерно-технического образования в поселении зато: идея, концепция, модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиганов А. Н., Карпов А. С., Куровский В. Н.

In the article the experience of practical realization of the project of Multilevel Continuous Education System (MCES) in closed settlement of the nuclear industry of Siberian Chemical Plant in Seversk. Tomsk region is analyzed. The investigation shows that MCES under conditions of Industrial implemented into Closed Administrative Territorial Unit (CATU) Seversk allows involving in educations process a large number of children and youth. This provides a possibility of purposeful formation of harmonically developed personality oriented to conducting of professional activity at factories and organizations of the Nuclear Department of the Russian Federation. The results of the investigation can be applied for solving similar tasks in the towns of the RF Nuclear Department, and also in other towns of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр ядерно-технического образования в поселении зато: идея, концепция, модель»

ценностно-профессионального самоопределения педагога, но и уровнем его владения языком, соответствующим этой новой педагогической культуре.

Оставаясь в старых языковых рамках, соответствующих деформированному сознанию и монологично-му мышлению, мы не сможем сделать реального шага к развитию педагогического партнерства. В то же время вряд ли представляется возможным просто обучить педагога соответствующим речевым навыкам без глубокого осмысления и принятия им ценностей новой педагогической культуры.

Профессиональный язык является образующей профессионального образа мира педагога, и как изменения в нашем сознании можно реконструировать через изменения в речевых конструкциях, которые мы употребляем, так и, возможно, осознанное употреб-

ление определенных речевых конструкций может вызвать изменения наших личностных и профессиональных установок.

Так возможны ли партнерские отношения в педагогической практике? Вероятно, однозначно на этот вопрос ответить сложно, потому что этот ответ и есть личностный и профессиональный выбор каждого из нас, выбор педагога.

Заинтересованное и глубокое понимание сути и специфики педагогического партнерства, помогая определить необходимые составляющие профессио-нально-педагогической компетентности, открывает возможность постановки задач личностного и профессионального роста педагога, что, в свою очередь, можно рассматривать как конкретный шаг в становлении. новой педагогической культуры.

Литература

1. Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

4. Богданова Е.ГІ, Я и Другой: диалог или конфронтация? II Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуника-

ция - толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. Томск, 2002.

А.Н. Жиганов*, А.С. Карпов*, В.Н. Куровский**

ЦЕНТР ЯДЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЕЛЕНИИ ЗАТО: ИДЕЯ, КОНЦЕПЦИЯ, МОДЕЛЬ

*Северский государственный технологический институт “Томский государственный педагогический университет

Переход России к рыночной экономике привел к возникновению ряда специфических проблем. Так, предприятия атомной отрасли в городах Минатома, кадры для которых раньше готовили по всей стране, в настоящее время вынуждены рассчитывать на их пополнение преимущественно из местных ресурсов, что обусловливает необходимость поиска новых подходов к развитию образовательных систем в таких поселениях [1-5].

Закрытое административное территориальное образование (ЗАТО) г. Северск является одним из центров российской ядерной науки и техники. Градообразующее предприятие - Сибирский химический комбинат (СХК) - владеет пакетом уникальных технологий производства делящихся материалов по полному ядерному топливному циклу и большим количеством прикладных технологий, сопровождающих основное производство.

Исторически сложилось так, что население города формировалось в основном за счет притока рабочей силы, высококвалифицированных кадров извне.

В настоящее время для обеспечения научно-производственного комплекса ЗАТО г. Северск высоко-

квалифицированными кадрами за счет местных ресурсов руководство СХК, администрация ЗАТО при поддержки Минатома РФ решают проблему создания системы многоуровневого непрерывного образования (СМНО) отраслевой направленности на основе глубокой научной и методической проработки данной идеи с экспериментальной проверкой полученных результатов [6-10].

На первом этапе была разработана «Программа развития единого научно-производственно-образовательного комплекса». В составе комплекса выступают три основных компонента: научно-промышленный - во главе с градообразующим предприятием (СХК); научно-образовательный, высшим звеном которого является Северский государственный технологический институт (СГТИ); система управления комплексом. Программа развития предусматривает совершенствование всех этих трех составляющих, укрепление и совершенствование их взаимодействия, структурные перестройки внутри каждого компонента.

Анализ проблемной ситуации показал, что специфические условия работы на предприятиях атомной

отрасли предъявляют к молодым кадрам ряд требований, основными из которых являются:

1) высокая профессиональная подготовленность, основанная на глубоких базовых знаниях в области естественных наук;

2) четкое понимание процессов воздействия ядер-нош производства на экосистему;

3) уверенное владение современными информационными технологиями;

4) высокая степень коммуникабельности, в том числе в иноязычной среде;

5) сознательное отношение к своему здоровью;

6) патриотизм;

7) мотивированная нацеленность на повышение

квалификации.

Формирование такой личности возможно только в рамках четкой организационной системы многоуровневого непрерывного образования, в которой цели образования на каждом уровне согласуются с конечной целью системы.

На уровне дошкольного образования развиваются способности ребенка, позволяющие в дальнейшем успешно овладевать естественнонаучными дисциплинами, иностранными языками, закладываются базовые понятия в области экологии, здорового образа жизни, коммуникабельности, патриотического воспитания.

В общеобразовательной школе в рамках СМНО у учащихся формируется уровень знаний, необходимый для получения профессий базового производства и нацеленность выпускника на поступление в начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, которые ведут подготовку кадров для предприятий Минатома РФ.

В профессиональных учебных заведениях отрасли формируются знания, умения и навыки, необходимые для успешной работы на предприятиях Минатома и ЗАТО г. Северск.

Деятельность СМНО включает и процесс повышения квалификации сотрудников отраслевых предприятий в различных ее формах и без ограничений профессионального роста каждого специалиста.

Таким образом, организационная структура СМНО охватывает все уровни образования: дошкольное; общее среднее; начальное, среднее и высшее профессиональное, обеспечивая преемственность образовательных программ по целому ряду предметов при переходе с уровня на уровень и учитывая межпредметные и межкурсовые связи.

Функционирование СМНО, объединяющей образовательные учреждения и организации различного уровня, различной подчиненности и различных форм собственности, потребовало разработки организационно-договорных отношений (договора о совместной деятельности, учредительные и уставные документы) и ряда правовых документов муниципального и отраслевого уровней.

Образовательный процесс в рамках СМНО выстроен на принципах преемственности, непрерывности, открытости и доступности образования, формирования сознательного отношения к способам организации самостоятельного мышления и деятельности.

Преемственность и непрерывность образования в системе СМНО подразумевает согласованность учебных планов всех уровней: дошкольного; начального и старшего школьного; начального, среднего и высшего профессионального. Кроме того, все учебные планы СМНО (как по материалу, так и по трудозатратам слушателей) согласованы с государственными образовательными стандартами соответствующего уровня.

Организационная структура СМНО построена таким образом, чтобы каждый молодой житель ЗАТО мог стать слушателем СМНО и приступить к занятиям на любом уровне своей образовательной траектории. Функционирование СМНО предполагает тесное сотрудничество с кадровыми службами СХК и других предприятий отрасли.

Решение поставленных задач потребовало новых подходов к организации учебного процесса и принципиально иного характера взаимодействия педагога и обучаемых, активной научно-методической работы в рамках СМНО, специальной подготовки педагогических кадров на основе новейших достижений педагогической науки и передового опыта. Основной акцент в содержании образования в рамках СМНО сделан на следующее:

- углубленное изучение естественнонаучных дисциплин и информатики,

- экологическое воспитание и формирование позитивного отношения к атомной энергетике и промышленности,

- языковую подготовку и коммуникации,

- воспитание физического и духовного здоровья,

- гражданско-патриотическое воспитание.

Основой организационной структуры СМНО служат группы, работающие на всех уровнях: от дошкольного до послевузовского (рис. 1). Кроме того, в образовательную структуру входит служба планирования карьеры. Она решает многоплановые задачи, связанные с составлением и отслеживанием индивидуальных образовательных траекторий слушателей СМНО.

Служба планирования карьеры является, по существу, инструментом по оценке эффективности СМНО.

Это производится на основе контрольных срезов знаний, участия в олимпиадах, психофизических исследований личности обучаемого и т.д.

Образовательная структура СМНО, реализуя принцип открытости, предусматривает возможность дополнительного набора в группы на всех уровнях обучения тех учащихся, целевые установки и способности которых соответствуют требованиям к выпускникам СМНО нижележащего уровня независимо от их предыдущей образовательной траектории.

Координационный совет

Руководители управления образования при администрации г. Северск, руководители образовательных структур а научных коллективов, представители кадровых структур СХК

I.

II

Е а,

®1

I

а

¡11

»■»о

1

«и

3 о I

з | г за £ а

«И

II

Программа углубленного изучения естественнонаучных дисциплин и информатики

Программа экологического воспитания н формирования позитивного отношения к атомной энергетике а промышленности

Пролрамма языковой подготовкп н комм’тикашш

Программа воспитания духовного н патриотическою здоровья

1

Программа 1р<шланек0"и2тр$1отич0ского воспитанна

Служба планирования карьеры

Рис, 1. Структура образовательной деятельности СМНО

Основой структуры управления образовательной деятельностью СМНО являются образовательные программы по пяти направлениям предметной подготовки. Разработка методического обеспечения программ является многоплановой научной задачей, поэтому руководство ими осуществляется научным руководителем программы. Организация работы по программам в группах СМНО ведется менеджерами программ.

Для общего руководства СМНО и согласования деятельности программ на различных образовательных уровнях создан координационный совет (рис. 2). Направляет работу координационного совета председатель, а в его состав входят: научный руководитель и менеджер СМНО, руководители городских образовательных структур и научных коллективов, представители кадровых служб СХК. Контролирует результаты деятельности и оценивает эффективность работы наблюдательный совет из представителей структур, финансирующих экспериментальную работу.

Для выполнения работы по созданию и внедрению СМНО отраслевой направленности привлечены финансовые средства потенциальных заказчиков и исполнителей эксперимента: 1) Министерства РФ по атомной энергии, 2) администрации ЗАТО г. Северск, 3) Сибирского химического комбината, а также внебюджетные средства участников проекта (рис. 3).

Рис. 2. Структура управления образовательной деятельностью СМНО

Финансовые средства поступают как непосредственно на обеспечение работы СМНО, так и в виде грантов для финансирования экспериментальных групп, работающих на базе образовательных учреждений и организаций ЗАТО г. Северск и обеспечивающих научно-методическую поддержку СМНО.

Распределение финансовых средств, поступивших на обеспечение деятельности СМНО, осуществляется координационным советом, а контроль за их рациональным использованием производит наблюдательный совет.

Масштабность поставленных образовательных задач, необходимость научного обоснования путей их решения и относительно небольшие сроки создания СМНО потребовали совместного использования не только финансовых, но и интеллектуальных, методических и материальных ресурсов образовательных учреждений и организаций различного уровня, различной подчиненности и различных форм собственности.

Наиболее удобной формой их интеграции для достижения целей СМНО явилось объединение юридических лиц в виде ассоциации некоммерческих организаций, предусмотренное Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (№ 7-ФЗ от 12..01.1996 г.).

Члены такой ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Рис, 3. Организационно-финансовая структура СМНО:

1 - финансовые потоки; 2. - информация о необходимом

финансировании программ: 3 - решения о распределении финансовых средств по программам и уровням образования;

4 - контроль эффективности расходования финансовых средств

Юридически эта ассоциация была оформлена в виде отраслевой экспериментальной площадки Минатома РФ «Центр ядерно-технического образования» (ЦЯТО).

При взаимодействии образовательных организаций для решения общих целей в пределах закрытой административной территории необходимо было закрепление прав и обязанностей не только участников ЦЯТО, но и третьих лиц, вступающих в правоотношения в качестве преподавателей, консультантов.

Установление и регулирование отношений с каждым лицом, не входящим в структуру СМНО, но участвующим в ее работе, оформлялось несколькими вариантами:

1) установлением штатного расписания, распределением должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы в пределах фонда оплаты труда, выделенного учреждению для проведения эксперимента;

2) договорами подряда, предоставлением проекта договора лицу, который осуществляет научно-методическую работу, связанную с проведением эксперимента, на основании представления отчета о ходе и результатах эксперимента.

В первом случае руководствовались штатным расписанием, которое составлено в соответствии с за-

явленными и лицензированными видами деятельности, согласовано с городским отделом народного образования и утверждено учредителями. Отношения работника и администрации ЦЯТО регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству о труде. Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам в соответствии с ЕТС и на основании решения аттестационной комиссии.

На начальном этапе разработки и внедрения СМНО наиболее предпочтительной формой оформления взаимоотношений явился договор подряда, содержащий:

1) основные положения; порядок создания; деятельности, ликвидации; права и обязанности учредителей и участников ассоциации;

2) типовые формы договора подряда и акта приемки-сдачи выполненных работ;

3) типовые формы трехстороннего договора подряда и акта приемки-сдачи выполненных работ.

На следующих этапах работы пакет организационно-правовых документов ассоциации некоммерческих организаций был дополнен следующими учредительными документами:

1) уставом, утвержденным учредителями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) учредительным договором, заключенным членами ассоциации.

Поставленная цель образования потребовала особой организации учебного процесса по всей вертикали и горизонтали СМНО, иного характера взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой.

На разрешение указанной проблемы направлена «Программа углубленного изучения естественнонаучных дисциплин и информатики» в СМНО.

Задачами, решаемыми в рамках указанной программы, являются:

1) моделирование организации двух согласованных процессов: одного, обеспечивающего качество различных форм и типов обучения (подготовки) по естественнонаучному направлению на всех уровнях образовательного процесса в СМНО, и второго, определяющего разработку и реализацию деятельной образовательной формы;

2) преобразование стереотипных способов деятельности, развитие целевых и ценностных установок всех участников деятельной образовательной формы - педагогов, руководителей школ и дошкольных структур, родителей;

3) формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего проектно-исследовательскими, экспертными способами деятельности, способного к разработке и реализации проекта развития образовательной практики на всех уровнях образовательного процесса в СМНО;

4) развитие образовательной активности учащихся на основе расширения рамок понимания, мышления, развития способностей рефлексии, продуктивного общения и действия;

5) разработка программ сопровождения образовательной деятельности на всех уровнях образовательного процесса в СМНО, реализующих развитие способов проблематизации, рефлексивных, аналитических, конструктивных способностей у учащихся.

Особое место в структуре образовательного процесса в СМНО уделено экологическому воспитанию и формированию позитивного отношения к атомной энергетике и промышленности.

Предлагаемая концепция экологического воспитания и образования основана на международной концепции ООН Systainable Development и на вытекающей из нее законодательной базе РФ, в первую очередь ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (1992), ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995).

Целью экологической подготовки в рамках СМНО является формирование нового качества экологического образования, способствующего физическому, психическому, нравственному, интеллектуальному развитию учащихся, и в перспективе создание условий для научно обоснованного решения возникающих экологических задач.

В век информационных технологий кардинально меняются способы общения в экономической, политической, финансовой, культурной сферах. Оно варьируется от непосредственного общения к взаимодействию и принятию решений через Интернет. Жизненно важным фактором успеха общения на этом уровне становится владение иностранными языками.

В рамках проекта создания СМНО на территории ЗАТО г. Северск предусмотрена комплексная программа развития многоуровневой языковой подготовки, ориентированная на развитие научного сотрудничества с вузами и образовательно-культурными учреждениями г. Томска, России, развитие международного сотрудничества.

Данная программа направлена на поиск наиболее эффективных путей реализации интеграции языковой подготовки в системе общего и дополнительного непрерывного образования. Координирует реализацию программы научно-методический совет, образованный при СГТИ. Его задачи: разработка программ и методик обучения иностранным языкам по уровням; изучение новых образовательных технологий; совершенствование форм и методов многоуровневого обучения иностранным языкам; повышение квалификации учителей, воспитателей детских садов; подготовка специалистов многоуровневого обучения иностранным языкам. К разработке программ обучения привлекаются сотрудники кафедр методики обучения иностранным языкам Томского государственного педагогического и Томского политехнического университетов. Это позволило: выработать методические рекомендации по содержанию и технологиям обучения иностранным языкам для каждого уровня с учетом выбранных учебнометодических комплексов (УМК); организовать проведение семинаров и круглых столов по различным

вопросам методики обучения и образовательных технологий; приступить к созданию обучающих программ и организации курсов повышения квалификации для

специалистов разного уровня.

В рамках реализации программы создан информационно-образовательный центр с фондом периодической иноязычной и специальной методической литературы, с постоянно-действующей выставкой новинок; формируются кадры специалистов, имеющих языковую и педагогическую подготовку; осуществляется оснащение субъектов программы современными ГСО, учебно-методической литературой, наглядными пособиями.

Особое внимание в программе уделяется детям младшего возраста.

Обучение иноязычно-речевому общению дошкольника ориентировано на его склонности, возможности, потребности, на формирование его мотивационной сферы, интерес к изучаемой через язык культуре и опирается на интеграцию с такими пластами иноязычной культуры, как детская литература, музыка, стихи, речевой этикет, реалии страны изучаемого языка.

Обучение английскому языку ведется на основе комплексных пособий издательства Oxfordpress (Великобритания). которые представлены уровнями от «нулевого» до IV и выше.

На основе концепции разработана программа сохранения здоровья субъектов образовательного процесса г. Северска, формирования отношения к своему физическому и духовному здоровью как к приоритетной личностной ценности.

Программа реализуется на всех уровнях СМНО. Большинство из структур СМНО имеет научные разработки в этом направлении, свои локальные оздоровительные программы, просветительские циклы здорового образа жизни.

Результатом: реализации программы явилось создание городского центра сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, обеспечивающего мониторинг, коррекцию здоровья, координацию деятельности структур, ответственных за здоровье учащихся.

На первом этапе функционирования поэтапно обосновывались методики определения интегрального показателя качества и оценка эффективности СМНО, а также моделирование СМНО с целью определения промежуточных показателей качества для определения эффективности СМНО на всех уровнях и по всем направлениям.

Система многоуровневого непрерывного образования создавалась на основе всего накопленного потенциала образовательных учреждений и организаций ЗАТО г. Северск, использования и развития уже существующих связей между различными уровнями образования, наработанного научно-методического материала, а также привлечения к работе научно-педагогических кадров, имеющих опыт решения аналогичных задач.

Анализ ресурсной составляющей создаваемой системы в образовательном пространстве ЗАТО г. Северск выявил:

1) инновационный задел по направлениям (участие в педагогических экспериментах, сотрудничество с другими организациями и учреждениями, основные публикации);

2) материально-техническую базу;

3) интеллектуальный потенциал участников эксперимента (методики и программы, используемые в работе, собственные практические наработки, новые формы работы).

Выполненное исследование показывают, что СМНО отраслевой направленности, внедряемая в ЗАТО г. Северск, позволяет вовлечь в образовательный процесс широкий круг детей и молодежи. Это обеспечивает возможность целенаправленного формирования гармонически развитой личности, ориентированной на ведение профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях Минатома РФ.

Результаты работы могут быть применены для решения аналогичных задач в городах Минатома, а также в других малых городах России.

Литература

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2. Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы. Раздел 1,1. Реформирование образования.

3. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы.

4. Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века. Основные положения. (Одобрена Правитель-

ством РФ 25,05.2000).

5. Программа развитая атомной энергетики РФ на 1998-2005 г, и на период до 2010 года.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 796 от 17 ноября 2001 г, «О федеральной целевой программе

"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года».

7. Приказ Министерства Российской Федерации № 88 от 11.02.2002 «О работе с руководителями и специалистами предприятий и организаций, находящихся в ведении Минатома России».

8. Решение совещания руководителей учебных подразделений Минатома России по совершенствованию отраслевой системы подготовки персонала от 22 марта 2002 г., г. Димитровград.

9. Решение совещания руководителей учебных подразделений Минатома России по совершенствованию отраслевой системы обучения персонала от 22 мая 2002 г., г. Северск,

10. Образовательная инициатива как ресурс развития школьной практики; Научно-педагогический сборник Центра образования (шк.77) г. Северска / Под ред. Т.В. Стецюк. Томск, 2000.

А.А. Востриков, H.JJ. Дудник, Д.В. Расколенко, Г.А. Солоненко

ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ М ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Томский государственный педагогический университет

С 90-х гг. прошлого столетия существует общемировая потребность информационного общества в подготовке молодого поколения к новым требованиям профессиональной деятельности - освоению сложных информационно насыщенных и требующих творческой отдачи профессий.

Поколение, которое сейчас оканчивает школу, отличается от своих родителей тем, что родители оканчивали школу, получали профессию и трудились по этой профессии до пенсии. Современным выпускникам до получения пенсии придется кардинально сменить свою профессию не менее 5-7 раз. Это связано с тем, что в информационном обществе многие интеллектуально сложные профессии требуют узкой специализации, и потребность в содержании такой специализации постоянно меняется. Та или иная специализация часто используется не более 5-7 лет, по-

скольку она тесно связана с применяемой в данный отрезок времени технологией, которая, как правило, обновляется либо перестает быть необходимой. Возникают новые технологии, которые требуют новой узкой специализации. Перед многими узкими специалистами встает необходимость быстро переучиться с прежней специализации на новую, при этом часто необходимо прочно забыть имеющиеся знания. Поэтому важно уметь переучиваться и накапливать нужную информацию. Если раньше безработица была бичом для рабочих профессий, то в современном информационном обществе она все больше и больше касается интеллигенции, которая должна быть постоянно готова переучиваться на новые узкие специальности.

Таким образом, с развитием современного общества возникли новые требования к массовым профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.