Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров'

Педагогические условия эффективного формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕДИАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION OF CULTURE OF MEDIA INTERACTION / MEDIA ENVIRONMENT / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Наталья Владимировна

В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование культуры медиавзаимодействия, а именно: обеспечение информосообразности обучающей среды, организация интерпретационного тренинга в процессе профессионального образования, разработка и реализация программы спецкурса «Медиавзаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of forming media interaction culture of future managers

Тhe pedagogical conditions providing successful creation of a media interaction culture, namely: ensuring information awareness of the learning environment, organization, interpretation of training in vocational education, the development and implementation of the program of “Mediа interaction”special course are discussed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров»

УДК 378 ББК 74.480

Н.В. Максименко

педагогические условия эффективного формирования культуры медиавзаимодействия

у будущих менеджеров

В данной статье описаны педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование культуры медиавзаимодействия, а именно: обеспечение информосообразности обучающей среды, организация интерпретационного тренинга в процессе профессионального образования, разработка и реализация программы спецкурса «Медиавзаимодействие».

Ключевые слова: педагогические условия, формирование культуры медиавзаимодействия, медиасреда, медиаобразование.

N.V. Maksimenko

pedagogical conditions of forming media interaction culture of future managers

The pedagogical conditions providing successful creation of a media interaction culture, namely: ensuring information awareness of the learning environment, organization, interpretation of training in vocational education, the development and implementation of the program of "Media interaction"special course are discussed.

Key words: pedagogical conditions, formation of culture of media interaction, media environment, media education.

Для эффективного формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров нам необходимо выделить комплекс педагогических условий. В Толковом словаре комплекс трактуется как совокупность, сочетание чего-нибудь [2].

Н.М. Яковлева считает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [5]. Б.И. Коротаев отмечает, что педагогические условия - обстоятельства процесса обучения, которые обеспечивают достижение поставленных целей [1].

Разработанная нами модель формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров результативно функционирует только при наличии определенных условий. Случайно выбранные педагогические условия не могут в значительной мере повлиять на ее эффективность. Именно поэтому крайне важно определить комплекс педагогических условий, способствующий успеш-

ной реализации модели. При этом педагогические условия должны носить характер достаточности и необходимости.

Для определения педагогических условий эффективного функционирования модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров мы учитывали совокупность системного, культурологического и деятельностно-ситуативного подходов, педагогические принципы, а также результаты констатирующего этапа эксперимента. Факторами, которые определили выбор педагогических условий социальный заказ государства и общества, принципы организации образовательного процесса, перспективы функционирования предложенной модели формирования культуры медиав-заимодействия у будущих менеджеров.

Для эффективного формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров мы выделяем педагогические условия:

• обеспечение информосообразности обучающей среды;

т ±

• организация интерпретационного тренинга в процессе профессионального образования;

- разработка и реализация спецкурса «Медиавзаимодействие».

Рассмотрим сущность выделенного нами комплекса педагогических условий.

Первое педагогическое условие - обеспечение информосообразности обучающей среды. Данное педагогическое условие способствует формированию медиаим-мунитета, познавательному развитию будущего менеджера, становлению его нравственных качеств, формированию навыков информационно-грамотного поведения, информатизации различных видов деятельности. Информосообраз-ная обучающая среда представляет собой наличие медиаресурсов, используемых в образовательном процессе с учетом особенностей каждого медиаобъекта. Данная среда предоставляет будущим менеджерам возможности для формирования культуры медиавзаимодействия.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью будущего менеджера в формировании культуры медиавзаимодействия и отчуждением его от использования ресурсов медиас-реды в учебном процессе и повседневной жизни, играющим негативную роль с точки зрения формирования культуры медиавзаимодействия. Это отчуждение частично преодолевается посредством обеспечения информосообразности обучающей предметной среды. Информо-сообразная обучающая среда в вузе - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые медиаресурсы, которые постоянно используются в образовательном процессе, при этом очень важно, чтобы преподаватели знали особенности каждого медиа объекта и активно передавали эти знания обучаемым.

Понашемумнению, информосообраз-ная обучающая среда в высшем учебном заведении предполагает наличие таких элементов, которые бы способствовали уточнению, расширению и конкретизации медиапредставлений будущих менеджеров, желанию использовать их в учеб-

ной, повседневной, профессиональной деятельности, формированию у них культуры медиавзаимодействия. В рамках нашего исследования мы предлагаем для организации информосообразной обучающей среды в высшем учебном заведении следующие операции: привлечение будущих менеджеров к активному использованию медиасреды при подготовке к учебным, семинарским, практическим занятиям, внедрение ресурсов медиас-реды в образовательный процесс вуза, максимальное приближение учебного процесса к условиям профессиональной деятельности с использованием медиа, проведение регулярных групповых практических занятий для формирования ме-диаиммунитета у будущих менеджеров, с целью развития у них навыков отбора достоверных сведений и правильной интерпретации информации, получаемой посредством медиа.

В этой ситуации важна не только наглядность, умение ориентироваться в медиапространстве, но и умение взаимодействовать с помощью медиа. Именно информосообразная обучающая среда способствует активизации взаимодействия посредством медиаресурсов.

Медиавзаимодействие менеджера можно классифицировать по отдаче, по виду, по типу контакта, по каналу распространения, по коду, по ориентации на решение собственных задач.

В процессе выполнения практических заданий будущие менеджеры в большей степени осуществляют медиав-заимодействие посредством сети Интернет, но кроме того, знакомятся с возможностями печати, радио, телевидения.

Специфика формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров дает возможность выделить педагогические методы, которые в наибольшей степени обеспечивают успешное формирование искомого качества. К основным можно отнести имитационный и неимитационный методы. К имитационным методам относят: проектирование, дидактическую игру, инсценировку и др. К неимитационным методам относятся экскурсия, выездное занятие, анализ конкретных ситуаций и др.

Второе педагогическое условие - организация интерпретационного тренинга в процессе профессионального образования. Интерпретационный тренинг представляет собой форму активного обучения, направленную на развитие знаний, умений и навыков интерпретирования содержания медиатекстов различных видов и жанров. Для понимания медийного пространства особое внимание необходимо уделить тому, как менеджеры интерпретируют события, предложения, рекламу, новости, а особенно подтекст, скрытый смысл, имплицитное содержание медиа. В процессе интерпретации формируется образ ситуации, проблемы, события, при котором первостепенной становится не сама медиаинформация, а то, как она воспринимается и воздействует на сознание. Медиаинформация сегодня -это своеобразный посредник для передачи актуальной информации, преобразующий языковой материал [3]. Ее задача, помимо непосредственного информирования, это целенаправленное воздействие, побуждающее к определенным действиям. Большое значение приобретает не сама информация как таковая, а ее оценка, интерпретация.

Сегодня медиа не просто отражают объективную реальность, но и репрезен-туют ее. Их задача, помимо непосредственного информирования, это целенаправленное воздействие [4]. В связи с этим, важное значение приобретает не сама информация, а ее интерпретация.

Интерпретация представляет собой операцию, связанную с истолкованием отдельных слов, знаков или событийных концептов [2].

В процессе обучения в вузе будущему менеджеру важно овладеть навыками корректного интерпретирования полученной информации. Это в значительной мере упростит его дальнейшую профессиональную деятельность. В значительной мере этому способствует организация интерпретационного тренинга в процессе профессионального образования.

Интерпретационный тренинг является навыковым тренингом, который позволяет будущему менеджеру развивать

навыки, необходимые для результативного решения возникающих профессиональных задач.

В процессе интерпретационного тренинга будущим менеджерам были предложены следующие формы работы: инсценировка с выполнением должностной роли, ролевые и дидактические игры, дискуссии, проектирование, семинар-исследование по анализу медиатекстов корпоративных изданий, творческие работы по анализу медиа и др.

Данное педагогическое условие влияет на эффективное функционирование разработанной модели формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров путем вовлечения студентов в интерпретационную деятельность. Интерпретационный тренинг дает возможность будущим менеджерам на практике научиться интерпретировать содержание медиатекстов, выявлять их истинный смысл.

Третье педагогическое условие - разработка и реализация программы спецкурса «Ме-диавзаимодействие». Экспериментальная работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых будущие менеджеры, опираясь на полученные в вузе знания, овладевают культурой медиавзаимодей-ствия.

На основе изучения научно-методической литературы (Н.А. Веселова, С.Б. Давлетчина, Н.И. Леонов, Г.Ю. Любимова и др.), проведения констатирующего этапа экспериментальной работы для обоснования учебного плана спецкурса были сформулированы основные критерии, которым должны отвечать учебные занятия, проводимые в рамках разработанного нами спецкурса. Эти критерии отбора сводятся к следующему: учебные занятия должны носить комплексный характер, а не являться узконаправленными; практические занятия должны быть посвящены тем разделам, которые слабо представлены в лекционных курсах и семинарах. В основе содержания предлагаемого спецкурса должны лежать современные исследования в области культуры медиавзаимодействия, спецкурс должен знакомить будущих

К о ? Q-

ГО

m g.

о ^

и = =

а. 12

0 X

* ! 2 i

m во

ü к ф s

t" * «

1 5

CQ ^

и

m

<u го s s ^ Ч

о ф ? *

£ Й о ^

éûl

специалистов с новейшими методами и технологиями медиавзаимодействия; в результате получения теоретических знаний о медиавзаимодействии будущие специалисты должны уметь применять их на практике; знания и умения в области медиавзаимодействия должны иметь достаточно общий характер и перспективу применения в дальней-

шей деятельности будущих менеджеров.

Программа спецкурса рассчитана на 48 часов: 20 часов лекций, 28 практических занятий. В ней сочетаются лекционные, семинарские и практические занятия. Каждая тема затрагивает различные аспекты культуры медиавзаимодействия.

Приведем учебный план предлагаемого нами спецкурса (табл. 1).

Табл. 1. Учебный план cпецкурca «Медиaвзaимoдейcтвие»

№ Темы Количество часов

п/п Лекции Практика

1 Медиа и их роль в развитии общественных формаций 1 2

2 История развития медиа в зарубежных странах 3 2

3 История развития медиа в России 2 2

4 Современные медиа 2 4

5 Роль медиакультуры в процессе взаимодействия 2 2

6 Защищенность в медиамире 2 2

7 Лингвистические особенности медиа 2 2

8 Медиавзаимодействие в современном мире 2 2

9 Основные теории медиа 2 2

10 Медиавзаимодействие (на материале печатных и электронных СМИ) 2 4

11 Практическое применение медиа в профессиональной деятельности менеджера 2 4

Итого: 20 28

m I

В ходе изучения спецкурса «Медиавзаимодействие» будущие менеджеры знакомятся с основами: историей, теориями, процессами медиа. Они овладевают знаниями об особенностях профессиональной деятельности с использованием медиавзаимодействия, о силе воздействия медиа на индивида, кроме того, будущие менеджеры учатся выстраивать защиту от негативного влияния медиа, отбирать необходимые медиа для создания и распро-

странения собственных медиатекстов.

Предложенные педагогические условия обеспечивают успешность формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров.

Новизна выделенных педагогических условий формирования культуры медиавзаимодействия у будущих менеджеров заключается в том, что они не использовались ранее в комплексе для избранного нами предмета исследования.

Библиографический список

1. Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий [Текст]: учеб. пособие / Б.И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

3. Пензин, С.Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь [Текст] / С.Н. Пензин // Медиаобразование. - 2005. - № 5. - C. 43-51.

4. Спичкин, А.В. Что такое медиаобразование [Текст]: учеб. пособие / А.В. Спичкин. - Курган, 1999. - 114 с.

5. Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Яковлева. - Челябинск, 1977. -192 с.

References

1. Korotaev B.I. Pedagogy as a set of pedagogical theories. M.: Prashveschenie, 1986. P. 208. [in Rus-

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of Russians: 80000 Words and Phraseological Expressions. M.: AZ, 1996. P. 928. [in Russian].

3. Penzin S.N. Media education: a journey of a life. Mediaobrazovanie, 2005. № 5. Р. 43-51. [in Russian].

4. Spichkin A.V. What is media-education. Krn^n, 1999. P. 114. [in Russian].

5. Yakovleva N.M. Forming research skills of students of a pedagogical higher school. Dis. .. Cand. Sci. (Educa-tfon). - Che^Hm^ 1977 [in Russian].

Сведения об авторе:

Максименко Наталья Владимировна,

соискатель, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: тахтепкопу@таП.ги

Information about the author: Maksimenko Natalya Vladimirovna,

External Doctorate student, Department of Subject Methods and Training Vocational Teachers,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: maximenkonv@mail.ru

УДК 378:681.14 ББК 74.480.8:32.973.202

Л.С. Науменко

модель формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом

В статье освещена проблема формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом и показаны возможности данного процесса. В частности разработана модель, основное назначение которой представить логику процесса формирования исследуемой готовности. Главное достоинство представленной модели -подробные указания новообразований в личности педагога, происходящих в ходе реализации модели.

Ключевые слова: профессионально-технологическая готовность, персональный блог, новообразования в личности педагога, модель формирования профессионально-технологической готовности.

о

о

,5

А*

0 _Q

¡5 го

ГО о

1 о о а. s ф о с

0

ф О

-8-tu

и

с го к о.

ГО ГО

Se

Œro

1 ^ S Ф ас

О s ^

-û о

^ I

ф m Ч о о I-^ о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.