Теория медиаобразования
Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале
рекламных медиатекстов
Е.А. Столбникова
Целью нашего эксперимента явилось создание и апробация модели включения медиаобразования на материале рекламы в процесс подготовки будущих педагогов, раскрытие возможностей медиаобразовательных технологий в активизации познавательной деятельности студентов с целью развития критического мышления при восприятии рекламной информации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• разработать модель включения медиаобразования на материале рекламы в процесс подготовки будущих педагогов;
• раскрыть возможности медиаобразовательных технологий в активизации познавательной деятельности студентов с целью развития критического мышления при восприятии рекламной информации.
• выявить динамику развития способностей студентов по критическому восприятию медиаинформации (телерекламы).
В нашем исследовании при разработке модели медиаобразования студентов на материале рекламы мы опирались на основные идеи, определяющие тенденции развития современного образования и выступающие ведущими принципами в осуществлении профессионального и личностного развития студентов:
- на личностно-ориентированный подход, позволяющий рассматривать личность как субъект жизнедеятельности, где его активность направлена на изменение реальной педагогической действительности и собственных видов деятельности, где творчество является высшим показателем результатов деятельности личности и проявленной способности к самореализации; в личностно-ориентированном контексте педагогическая деятельность понимается как условие профессиональной и личностной самореализации (Е.В.Бондаревская, В.В.Краевский, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская и др.);
- на системный подход, позволяющий устанавливать разнообразный характер взаимосвязей (объект-объектных, субъект-субъектных, содержательно-технологических, содержательно-целевых, содержательно-регулирующих и т.п.) в процессе подготовки кадров; системный подход выступает научным принципом проникновения в различные сферы знаний и открытия его новых смыслов; системный подход обеспечивает, с одной стороны, некоторую стабильность, равновесие, устойчивость, целостность в образовательном пространстве, с другой стороны, обуславливает определенное взаимодействие субъектов и объектов управляемой системы по горизонтально-вертикальным связям, создающим определённую матрицу учебного процесса, на которую накладывается модель учебно-методического
обеспечения и самоорганизации деятельности студентов и преподавателей (И.В.Блауберг, И.Валлерстайн, А.Б.Венгеров, А.А.Греков, Л.В.Занина, Г.И.Рузавин, ВНСадовский, ВНСпицнадель, АИСубетто, Э.Г.Юдин и др.);
- на синергетический подход, понимаемый как совокупность перекрёстных комбинаций компонентов, различающихся структурообразующими категориями и пространственно-временными закономерностями, системообразующими факторами, качественно-количественными характеристиками, ритмичностью и соразмерностью всех составляющих элементов; синергетический подход обусловливает способы анализа, интерпретации педагогической информации и закономерности педагогического процесса, что обеспечивает возможности проектирования новых путей достижения качественной информации; синергетический подход есть условие преодоления раздробленности педагогического знания и создания целостной учебной картины педагогического процесса, обеспечивающего развитие личности; синергетический подход предполагает цикличное чередование режимов поведения в социальных группах, где создаются предпосылки для активного развития личности и самоорганизации, самовоспроизведению себя, результатов деятельности, типов поведения, мировоззрения и т.п. (В.В.Василькова, В.Н.Ермолаев, Е.Н.Князева, А.В.Крейцер, М.В.Кузьмин, С.В.Кульневич, С.П.Курдюмов, Л.Н.Родионова, А.М.Спиваковский и др.);
- на культуросообразный подход, раскрывающий творчество как результат самореализации личности и ценностные смыслы содержания образования и личности; ценности культуры выступают ориентирами педагогической деятельности, определяющими личностное развитие и поведение человека; процесс деятельности рассматривается как путь индивидуального самоизменения и саморазвития личности в активной самостоятельной деятельности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Я.Лернер, В.В.Розов, Р.М.Чумичева и др.).
Разработанная нами модель медиаобразования включает три основополагающих компонента: организационно-ориентирующий, содержательно-целевой (с выделением теоретического и практического этапов) и результативный.
В каждом из компонентов необходимо решить конкретные задачи.
Организационно-ориентирующий компонент направлен на решение задач по констатации уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в данной аудитории. Решение поставленных задач осуществляется с помощью анкетирования, тестирования, методов включенного наблюдения и анализа творческих работ студентов.
Содержательно-целевой компонент содержит две составляющих: теоретическую и практическую. В рамках теоретической составляющей необходимо было решить следующие задачи:
- познакомить аудиторию с основными понятиями медиакультуры, терминологией медиаобразования, основными теориями медиаобразования, историей медиаобразования в России и за рубежом;
- изучить социально-психологические аспекты рекламных сообщений;
- исследовать психотехнологии и способы психологического манипулирования, наиболее часто применяемые в рекламе;
- изучить проблемы информационно-психологической безопасности личности.
Схема 1.
МОДЕЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
(на материале рекламы)
Цель: развитие критического мышления при восприятии _рекламной информации_
Результат: повышение интереса к проблемам медиавосприятия, медиакультуры и медиаобразования, активная познавательная позиция, развитие навыков критического восприятия и анализа медиатекстов (рекламных сообщений)
Технологией реализации поставленных задач стали лекционные занятия с элементами беседы, дискуссии, практическими заданиями.
Вторая составляющая содержательно-целевого компонента -практическая, предполагала решение задач по развитию у аудитории умений анализа медиатекстов (в данном случае в первую очередь - рекламных), овладению креативными умениями на материале медиа и формированию полноценного восприятия медиатекстов. Достижение задач стало возможным при проведении практических занятий, где реализовывались такие виды заданий, как:
- обсуждение докладов студентов на предложенные темы;
- проведение проблемных коллективных обсуждений медиатекстов, сопоставление и обсуждение рецензий, статей, книг профессионалов;
- обсуждение предложенных студентами примеров рекламных роликов из прессы, телевидения и радио, в которых используются различные психологические приемы;
- создание рекламных афиш (к своим заявкам или к медиатекстам профессионалов) с помощью коллажей с дорисовками;
- составление критического анализа лингвистики рекламного сообщения (на выбор студента с предъявлением образца);
- составление рекламного текста к известному рекламному ролику (с помощью наложения нового текста на видеоряд), аннотаций и сценариев рекламных роликов (или антирекламы), рассказов от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте;
- анализ рекламных сообщений, с показом конкретных приемов использования психоанализа, гипноза, наведения трансового состояния, нейролингвистического программирования, мета-программ в рекламе;
- составление рассказа от имени героя медиатекста, сохраняя особенности его характера, лексики и т.п., изменяя ситуацию для персонажа медиатекста (с переменой названия, жанра, времени, места действия, композиции медиатекста, возраста, пола, национальности персонажа и пр.);
- раскрытие содержания психотехнологии формирования доверия к рекламе: техники самораскрытия, влияния озвучивающего рекламу персонажа, использования значимых символов, использования архетипов -образов, отражения мыслей и чувств;
- обсуждение примеров формирования негативного отношения к рекламе на основе подсознательного сопротивления ей, примеров нечестной рекламы, примеров маскировки вредного содержания в рекламе.
Схема 2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
на материале рекламы
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Цель: повышение интереса
к вопросам информационной культуры человека, знакомство с основными проблемами взаимодействия СМК и человека.
Формы: лекции, групповые дискуссии, беседы
Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, метод проблемного изложения
ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Период практической подготовки Л
Цель: подготовка
аудитории к взаимодействию с медиатекстами, знакомство с психотехнологиями в рекламных текстах, овладение приемами критического восприятия рекламной информации
Формы: семинары, тренинги, практические занятия,
Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский
Период развития мотивации проведения критического анализа
Цель: изменение отношения аудитории к продукции СМК
Формы: лекции, групповые
дискуссии, беседы Методы: эвристический, исследовательский, игровой, проблемный
Цель: овладение основами
создания рекламных медиатекстов, умениями составления рецензий, навыками критического восприятия медиаинформации.
Формы: практические занятия, тренинги, игры Методы: репродуктивный, эвристический, игровой
Реализация результативного компонента модели
медиаобразования предполагала констатацию измененных уровней развития и восприятия произведений медиакультуры в данной аудитории. Технологиями реализации данного компонента выступили контрольное тестирование умений критического анализа медиатекста (рекламного ролика), рецензирование предложенных медиатекстов, защита рефератов.
Ключевой составляющей содержательно-целевого компонента является спецкурс «Медиаобразование на материале рекламы», рассчитанный на 72 часа: 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов. Программа спецкурса предполагает изучение следующих тем:
1. Информационная среда общества.
2. Медиакультура. Процесс медиавосприятия, психология медиаво сприятия.
3. Медиаобразование: предмет, цели и задачи, теории медиа и медиаобразования.
4. История медиаобразования в России и за рубежом.
5. Реклама: понятие, функции, цели и виды.
6. Психотехнологии в рекламе.
7. Психологические манипуляции в рекламе.
8. Информационно-психологическая безопасность личности.
Методика спецкурса предполагает реализацию разнообразных
творческих заданий, выполняющих определенные функции. Обучающая функция предполагает усвоение знаний о теориях деятельности масс-медиа, закономерностях восприятия и анализа медиатекстов, технологиях рекламного сообщения, возможностях противостояния личности манипулятивным приемам СМИ. Развивающая функция направлена на развитие мотивационных (компенсаторных, терапевтических, рекреативных и т. д.) и других свойств и качеств личности, опыта творческого контакта с аудиторией.
В процессе медиаобразования студентов на материале рекламы использовались различные способы: дескриптивный - пересказ содержания, перечисление событий и т.п.; аналитический - анализ структуры и языка медиатекста, авторских позиций, направленности на конкретную аудиторию и пр.; личностный - описание отношений, переживаний, ассоциаций, вызванных конкретным медиатекстом; объяснительно-оценочный - формирование суждений о медиатексте, его достоинствах в соответствии с эстетическими, нравственными и т.п. критериями.
По окончанию спецкурса студенты должны научиться:
- интерпретировать рекламный ролик (анализировать цели автора, устно и письменно обсуждать характеры персонажей и развитие сюжета);
- связать его со своим опытом и опытом других (оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.);
- владеть критериями и методами оценки медиатекста (рекламного ролика).
Технологиями развития умений критического анализа медиатекстов в процессе медиаобразования выступили:
-выявление и рассмотрение содержания эпизодов рекламного ролика;
- анализ логики авторского замысла: в развитии сюжета, основной идеи, аудиовизуальных приемов и т.п.;
- определение авторской концепции и обоснование личного отношения к конкретной позиции создателей ролика;
- творческие задания вариантов по улучшению качества анализируемого ролика.
Все практические занятия можно условно классифицировать в три группы:
1. Занятия с целью освоения студентами креативных умений на материале медиа.
2. Занятия по развитию у аудитории навыков полноценного восприятия медиатекстов (рекламных сообщений).
3. Занятия по развитию умений студентов анализировать рекламные медиатексты.
Условность классификации проявляется в том, что в каждом практическом занятии можно найти задания, направленные на достижение обозначенных целей.
Вступительное слово педагога в начале каждого занятия позволяет студентам четко представить цели, задачи и сам процесс выполнения
с с ___ _
заданий. В дальнейшем педагог выступает в качестве консультанта.
Практические занятия в рамках спецкурса выявили огромный интерес подавляющего большинства студентов к проблемам медиаобразования. Проиллюстрируем это утверждение с помощью выборочного анализа практических занятий.
Практические занятия № 5 и 6 рассчитаны на 4 аудиторных часа и 4 часа самостоятельной подготовки.
Тема занятий - Психотехнологии рекламных средств.
Цели занятий:
1. Расширение представлений студентов о конкретных психотехнологиях рекламных средств.
2. Закрепление аналитических умений в конкретной творческой деятельности.
3. Развитие стремления к поиску новых способов работы.
4. Повышение уровня мотивации при изучении манипулятивных приемов рекламных сообщений.
Первый этап занятия - обсуждение теоретических вопросов. С помощью рекомендуемой литературы студенты готовили доклады по заранее предложенным направлениям:
1. Психографика рекламного текста.
2. Психотехнология рекламной иллюстрации, рекламная фотография.
3. Психотехнология слогана и заголовка рекламного текста.
4. Психотехнология рекламного текста.
В ходе обсуждения докладов студентами предлагались конкретные примеры современных рекламных роликов, иллюстрирующих те или иные психотехнологии рекламных средств. В процессе групповой дискуссии студенты высказывали свои мнения, обсуждали мнения товарищей, отстаивали собственные позиции.
На втором этапе студенты выполняли следующие практические задания:
1. Подготовить 3 примера рекламных сообщений из прессы, телевидения и радио, в которых используются различные психологические приемы.
2. Подготовить критический анализ лингвистики рекламного сообщения (на выбор студента с предъявлением образца).
3. Подготовить собственный рекламный слоган к предложенной иллюстрации/фотографии.
4. Составить рекламный текст к неизвестному рекламному ролику (с помощью наложения нового текста на видеоряд).
Подготовительная работа заключалась в том, что студенты были поделены на проблемные группы, выбрали наблюдателя дискуссии. Для осуществления дискуссии участники объединялись по 5-6 человек, определяли регламент обсуждения в группе, выбирали представителя коллективного мнения.
Задания практического занятия выстроены с постепенным усложнением, предполагая возможность корректировки заданий в ходе их выполнения.
Первое задание не вызвало особых затруднений у студентов. Все участники в той или иной степени справились с заданием. Подготовленные примеры рекламных сообщений показали, что в
каждом рекламном сообщении используются определенные психотехнологии. Этот факт не требовал подтверждений, задача студентов заключалась в нахождении и вербализации различных психологических приемов. Наиболее яркими примерами, по мнению студентов, являются рекламные ролики товаров для детей (средства гигиены, сладости и т.п.), косметической продукции и реклама продуктов питания. В этих рекламных сообщениях активно используются приемы воздействия на эмоциональную сферу человека: образ умилительного ребенка, счастливые семейные сцены, привлекательные молодые люди, аппетитные блюда и т.п.
Второе задание - подготовить критический анализ лингвистики рекламного сообщения (на выбор студента с предъявлением образца), по высказываниям некоторых студентов, вызвало небольшие затруднения. Эти трудности они объясняли необходимостью более четкого объяснения сути задания, т.е. рекомендаций преподавателя по анализу лингвистики конкретного рекламного ролика, что дает возможность продуктивного обсуждения в группе известного и заранее подготовленного сообщения. Тем не менее, коллективное обсуждение примеров лингвистики рекламных сообщений показало, что студенты смогли обнаружить присутствие речевых ошибок, вульгаризмов, использование сленговых выражений, несуществующих или иностранных слов. Большинство студентов смогли привести примеры использования приемов гипнотического подхода (речевая динамика: тембр, скорость речи; применение искусственных слов), приемов эриксоновского гипноза (трюизм, иллюзия выбора).
Третье задание - подготовить собственный рекламный слоган к предложенной иллюстрации/фотографии - оказалось еще более сложным. Студенты отмечали определенные трудности, возникшие при выполнении: «Очень трудно в нескольких словах выразить свою мысль», «Сложно построить фразу, которая бы одновременно запоминалась аудиторией и выделяла товар из массы подобных» и т.п. Большинство студентов показали достаточно низкий и средний уровень оригинальности, выдумки. В основном предложенные примеры в той или иной степени повторяли слоганы известных фирм. Однако после анализа всех примеров студенты проявили инициативу в повторе данного задания на следующем занятии. Вернувшись к этому заданию еще раз, мы увидели более высокий качественный уровень предложенных примеров. Большая часть студентов успешно справилась с повторным заданием по составлению слоганов.
В коллективном обсуждении ситуации выяснилось, что основной причиной первичного низкого уровня подготовки стала уверенность студентов в легкости и доступности задания. И, как следствие,
недостаточная проработка технологий создания слоганов. Анализ предложенных вариантов позволил студентам определить те аспекты, которые необходимо учитывать при составлении слоганов. При повторной подготовке студенты проявили настойчивость и усердие в более подробном самостоятельном изучении данного вопроса. Еще одной веской причиной такой ситуации стало то, что на лекции этот вопрос рассматривался обзорно. Для выполнения практического задания предполагался высокий уровень самостоятельности студентов, который они проявили лишь при повторном выполнении задания. Для качественного выполнения этого практического задания необходимо усиление лекционного материала информацией о технологиях создания рекламных слоганов.
Четвертое задание практического занятия оказалось самым сложным для всех студентов. Оно заключалось в составлении рекламного текста к неизвестному рекламному ролику (с помощью наложения нового текста на видеоряд). Неизвестный рекламный ролик был выбран для того, чтобы с наибольшей вероятностью исключить влияние фонового воздействия известных рекламных роликов. Видеоряд рекламного сообщения предъявлялся студентам без звукового сопровождения. Студенты должны были предложить свой текст и стиль музыкального сопровождения рекламного сообщения, выдержав жанровые и временные рамки ролика. Все полученные варианты были озвучены и обсуждены. Выполнение данного задания показало средний уровень креативности студентов. Однако удачные варианты вызвали у студентов желание продолжить выполнение подобных заданий с усложнением исходных условий.
Проведенное практическое занятие показало, что при разработке заданий были недостаточно учтены временные рамки: более сложные задания потребовали больше времени для обсуждения, чем было запланировано. Это привело к перерасходу запланированного времени. К некоторым заданиям необходимо более глубокое изучение теоретического материала. Студенты также высказали пожелания расширить список рекомендованной литературы. Интересно, что одним из пожеланий студентов было включение большего количества индивидуальных заданий.
В целом при реализации спецкурса наиболее заметные трудности студенты проявили при выполнении следующих заданий:
- разработать рекомендации для органов управления образованием, органов законодательной и исполнительной власти по проблемам медиаобразования;
- раскрыть содержание психотехнологии формирования доверия к рекламе: техники самораскрытия, влияния озвучивающего рекламу
персонажа, использования значимых символов, использования архетипов - образов, отражения мыслей и чувств;
- привести примеры формирования негативного отношения к рекламе на основе подсознательного сопротивления ей;
- привести примеры маскировки вредного содержания в рекламе.
В итоге весь цикл практических занятий в рамках спецкурса способствовал развитию личности, умениям целенаправленно общаться с медиа, ориентироваться в потоке рекламной информации, активизации эмоциональных, познавательных, нравственных, эстетических мотивов контакта с медиа, способностей к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу специфики медиатекстов. В результате практических занятий в рамках спецкурса значительная часть студентов от простого восприятия медиатекстов перешла на другой уровень, показателем которого стала способность к более полному пониманию приемов рекламного медиатекста.