Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию'

Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогические условия / формирование готовности / будущие менеджеры / командное взаимодействие / синергетический подход / культурно-досуговые мероприятия / наставничество / тренинг. / pedagogical conditions / readiness formation / future managers / teamwork / synergetic approach / cultural and leisure activities / mentoring / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслаханова С. А.

Цель исследования – характеристика педагогических условий эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Научная новизна заключается в описании педагогических условий, обеспечивающих качественную профессиональную подготовку будущих менеджеров, направленную на повышение их конкурентоспособности за счет способности работать в команде. Результатом исследования является комплекс авторских положений, раскрывающих направления работы преподавателей высшей школы в аспекте повышения качества командного взаимодействия студентов-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the effective formation of the readiness of future managers for team interaction

The purpose of the study is to characterize the pedagogical conditions for the effective formation of the readiness of future managers for team interaction. The scientific novelty lies in the description of the pedagogical conditions that provide high-quality professional training for future managers, aimed at increasing their competitiveness through the ability to work in a team. The result of the study is a set of author's provisions that reveal the areas of work of higher school teachers in terms of improving the quality of team interaction between student managers.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию»

Pedagogical conditions for the effective formation of the readiness of future managers for team interaction

Aslakhanova Seda Asuevna, Senior Lecturer, Chechen State University. A.A. Kadyrov, Grozny, Chechen Republic.

The purpose of the study is to characterize the pedagogical conditions for the effective formation of the readiness of future managers for team interaction. The scientific novelty lies in the description of the pedagogical conditions that provide high-quality professional training for future managers, aimed at increasing their competitiveness through the ability to work in a team. The result of the study is a set of author's provisions that reveal the areas of work of higher school teachers in terms of improving the quality of team interaction between student managers.

Keywords: pedagogical conditions; readiness formation; future managers; teamwork; synergetic approach; cultural and leisure activities; mentoring; training.

Цитировать: Аслаханова С.А. Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 176-180. EDN: MDMQDV. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.30

Аслаханова Седа Асуевна, старший преподаватель, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Чеченская республика

Цель исследования – характеристика педагогических условий эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Научная новизна заключается в описании педагогических условий, обеспечивающих качественную профессиональную подготовку будущих менеджеров, направленную на повышение их конкурентоспособности за счет способности работать в команде. Результатом исследования является комплекс авторских положений, раскрывающих направления работы преподавателей высшей школы в аспекте повышения качества командного взаимодействия студентов-менеджеров.

Ключевые слова: педагогические условия; формирование готовности; будущие менеджеры; командное взаимодействие; синергетический подход; культурно-досуговые мероприятия; наставничество; тренинг.

УДК 378

ВАК 5.8.7

Аслаханова С.А.

Педагогические условия эффективного формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию

Введение

Современный менеджер должен быть достаточно мобильным, коммуникабельным, гибким, способным работать как с отдельными людьми, так и с группой индивидов, самостоятельно или в команде. Командная работа и лидерство, согласно ФГОС ВО, является той компетенцией, которую важно формировать у всех студентов вузов, вне зависимости от рода их дальнейшей профессиональной деятельности. Менеджер, какой бы профессиональный он не был, не может сочетать в себе все качества и компетенции для достижения высоких результатов деятельности в постоянно меняющихся, усложняющихся реалиях. Поэтому развитие его способности создать команду и организовать ее деятельность лежит в основе качественной профессиональной подготовки данных специалистов.

В соответствии с целью задачами исследования являются: 1) анализ научных разработок в области командного взаимодействия; 2) поиск наиболее эффективных решений по сплочению студентов-менеджеров; 3) описание педагогических условий, повышающих качество командного взаимодействия будущих менеджеров.

Анализ теоретических оснований исследования. Командное взаимодействие сегодня является важным условием успешной работы любой организации, так как в команде более эффективно решаются нестандартные вопросы, сложные задачи, которые «находятся на передовой социального или технологического развития» [1, с. 35].

Теоретическими основаниями явились исследования Д.Ф. Ильясова о командном подходе во внутриорганизационном повышении квалификации работников [2], А.В. Сугоровского - о способах совладения со стрессом в условиях командного взаимодействия студентов [3], М.А. Рубина - о командном взаимодействии в спорте [4] и др. Учеными также подчёркивается, что в менеджменте важное значение имеют «межфункциональные и высокоэффективные команды, деятельность которых направлена на кардинальные преобразования продуктов и процессов, … обнаружение и реализацию «прорывных» направлений в развитии бизнеса» [5, с. 113]. Командный менеджмент рассматривается как стиль управления в XXI веке [6]. Соответственно, в области менеджмента работа команды приобретает особое значение, так как именно в условиях эффективного взаимодействия ее участников получаются наиболее конкурентоспособные проекты, продукты и услуги.

С целью развития у будущих специалистов, в том числе менеджеров, готовности к работе в команде, командному взаимодействию предлагаются различные условия. Они связаны с гуманно-ориентированным образовательным пространством, включением студентов в интерактивные формы обучения, использованием ресурсов производственной практики и их вовлечением в рефлексивно-оценочную деятельность [7].

Исследуются умения внутрикомандного взаимодействия студентов, которые включают в себя эмоциональный интеллект, коммуникабельность, активную позицию и пр. Для формирования данных умений у будущих специалистов предлагается создавать профессионально-ориентированные проекты, квазипрофессиональные ситуации [8], которые сплотят коллектив обучающихся и позволят им перейти на новый уровень своего развития.

Также для повышения готовности к работе в команде выпускников вуза предлагается использовать технологию обучения в сотрудничестве, метод командного обучения студентов и метод командной работы преподавателей и студентов [9, с. 94]. В результате применения данных методов развиваются рефлексивные способности субъектов образования, их умения слушать партнёров, ответственно относиться к общему результату.

Анализ исследований в области командного взаимодействия позволил установить его важную роль для развития каждого субъекта и всей команды, для развития организации и предприятия, развития общества и государства. Таким образом, в любом возрастном, профессиональном, социальном сообществе роль эффективного командного взаимодействия неоспорима.

Методологическая основа научной работы. В качестве методологии будем опираться на положения синергетического подхода, в котором взаимодействие людей рассматривается как способ получения многогранного результата, преобразования действительности и ее упорядочивание, «признание особой роли человека как творца в достижении целостности культуры» [10, с. 137]. Согласно положению синергетического подхода, объединение людей и работа над одной целью дает более мощный результат, нежели работа людей, пусть даже и профессионалов в одиночку. Соответственно, имеет смысл содействовать будущим менеджерам в формировании их готовности к командному взаимодействию. Для этого представляется целесообразным описание соответствующих педагогических условий.

Результаты научного исследования

В качестве результатов исследования выступают педагогические условия, которые выделены нами на основе научного анализа и педагогической практики профессиональной подготовки будущих менеджеров.

В качестве первого условия мы определили необходимость проведения совместных мероприятий для преподавателей и студентов, которые способствуют неформальному общению, нахождению общих точек соприкосновения, созданию атмосферы доверия и понимания. Данные мероприятия проводятся в рамках воспитательной работе в вузе, кураторских часов, в условиях культурно-досуговой деятельности. Они связываются с праздничными днями, памятными событиями и проводимыми в соответствии с ними концертами, конкурсами, акциями, спартакиадами. На них преподаватели наравне со студентами участвуют как в подготовке, так и в проведении данных мероприятий, обсуждении полученных результатов, достигнутых успехов, общих эффектов от совместной работы.

Участие преподавателей в творческих событиях, спортивных состязаниях показывает их стремление общаться со студентами на равных, готовность внести вклад в победу команды, стремление решить проблему, достичь поставленной цели. Таким образом, не словом, а делом они демонстрируют значимость командного взаимодействия и необходимость его организации в каждом высокоразвитом и высокоорганизованном коллективе. Данные мероприятия важно проводить, начиная с первого курса, чтобы содействовать студентам в адаптации к вузу, снять их тревогу и напряжение, помочь реализовать свои способности. В них естественным путем формируется синергетическое единство между всеми основными субъектами образовательного взаимодействия. Неформальное общение обеспечивает сплоченный командный дух, снятие барьеров и преград к установлению новых контактов, показывает позицию равноправия. Таким образом, первое условие предполагает создание синергетического единства между преподавателями и студентами в рамках совместных культурно-досуговых мероприятий.

Второе педагогическое условие мы связываем с расширением теоретических представлений студентов-менеджеров об особенностях создания и функционирования команды, ее развития и угасания, распределения ролей и функций. Данное условие реализуется в процессе освоения дисциплин образовательной программы по направлению профессиональной подготовки 38.03.02 – Менеджмент. В частности, студентами в рамках дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» рассматриваются вопросы стратегического управления, теории социальной ответственности, значимость развития организационной культуры в компании, обеспечивающей согласованную работу и управление всем коллективом.

В рамках данного условия преподаватели инициируют самостоятельную работу студентов, в которой они более детально изучают теоретические основы выстраивания командного взаимодействия как условия и результата повышения корпоративной социальной ответственности. На семинарских занятиях обсуждаются проблемы взаимоотношений в команде, функции трансформационного лидерства, наиболее эффективного обеспечивающего проектный менеджмент. Таким образом, развиваются как профессиональные компетенции, так и нравственные качества студентов, в том числе социальная ответственность за процесс и результаты командной деятельности.

Преподаватели оказывают содействие студентам путем ознакомления их с различными информационными источниками, на которых представлена информация о способах командообразования, исследованиях, показывающих новые средства объединения группы единомышленников. В этой связи вторым педагогическим условием определено содействие будущим менеджерам в освоении теоретических основ командного взаимодействия и повышения социальной ответственности за его результат.

Третье педагогическое условие направлено на применение командообразующих методов обучения, погружающих студентов в среду партнерских отношений. Согласно данному условию, будущие менеджеры должны выступать в разного рода контакты в мини- или макро-группах для того, чтобы освоить практики сотрудничества. Использование таких методов обучения, как имитационная игра, тренинг, решение кейсов, инициация практик наставничества, способствует развитию диалоговых отношений, решению или предотвращению конфликтных ситуаций, освоению эффективных моделей выстраивания взаимодействия и управления командой и пр.

Данные методы обучения могут использоваться на разных дисциплинах образовательной программы, они универсальны и не привязаны к содержанию изучаемых в рамках профессиональной подготовки тем. Причем их применение видится наиболее уместным со второго курса обучения будущих менеджеров, когда освоены основные фундаментальные понятия менеджмента. Наиболее ориентированными на формирование готовности студентов к командному взаимодействию являются такие методы обучения, как тренинг и наставничество. В рамках тренинга командообразования будущие менеджеры изучают правила работы команды, принципы выстраивания доверительных отношений, проходят сложные стадии развития команды: ее создание и угасание. Также в тренинге естественным образом проводится диагностика включенности в группу, обсуждение барьеров, возникающих на пути эффективной коммуникации. Тренинг реализуется в рамках дисциплин психолого-педагогического цикла, преподаватель которых компетентен в вопросах психологии поведения и коммуникации в различных социальных группах.

Путем организации наставничества в диадах «студент-студент», «младший-старший», «преподаватель-студент» будущие менеджеры учатся оказывать и получать помощь, без чего немыслима команда; поддерживать друг друга, оказывать содействие и выстраивать взаимодействие. Здесь могут найти применение разные модели наставничества: флеш-наставничество, реверсивное наставничество, ситуационное наставничество и пр.

В данных практиках осуществляется обмен знаниями между наставником и наставляемым, оказывается содействие в адаптации студентам младших курсов, вновь поступившим обучающимся, помощь в решении различных вопросов: академических, личностных, бытовых и пр. Таким образом, данные практики реализуются в рамках третьего педагогического условия – применение командообразующих методов обучения, погружающих студентов в среду партнерских отношений.

Для оценки эффективности предложенных условий была проведена оценка микроклимата студенческой группы (В.М. Завьялова) [11]. Она проводилась с двумя группами студентов 2 курса, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 38.03.02 – Менеджмент на начало и конец учебного года. В контрольной группе не реализовывались данные условия, учебный процесс осуществлялся традиционным образом. В экспериментальной выборке оценка осуществлялась до и после реализации предложенных педагогических условий. Полученные данные и их динамика представлены в таблице.

Таблица – Оценка микроклимата в студенческой группе

Степень благоприятности

психологического микроклимата КГ

баллы/степень ЭГ

баллы/степень

Начало года 36 б. –

средняя степень 34 б.–

средняя степень

Конец года 48 б. –

средне-высокая степень 52 б. –

высокая степень

Δ 12 б. 20 б.

Согласно данной методике определяется 5 степеней благоприятности психологического микроклимата от высокой до незначительной степени благоприятности. Как видно из таблицы, в обеих группах на начало второго курса была выявлена средняя степень благоприятности микроклимата в студенческой группе. На конец года картина значительно изменилась, в контрольной группе степень повысилась до средне-высокой, а в экспериментальной – до высокой. В целом в данных группах динамика степени благоприятности психологического микроклимата составила 12 и 20 баллов? соответственно. Это говорит о том, что в любом случае отношения в группе студентов развиваются, они учатся взаимодействовать в рамках учебной и внеучебной деятельности, естественным образом выстраивают дружеские и деловые отношения. Однако, если целенаправленно создавать соответствующие педагогические условия, то готовность будущих менеджеров к командному взаимодействию будет формироваться более эффективно.

Заключение

Итак, профессиональная подготовка будущих менеджеров является важным условием формирования их готовности к будущей профессии. Обучение студентов-менеджеров должно ориентироваться на подготовку их к современным условиям осуществления трудовой деятельности, готовности работать в различных коллективах и с разными субъектами взаимодействия.

Соответственно, имеет смысл осуществлять целенаправленную работу в высшей школе по формированию готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Для этого нами разработаны и реализованы следующие педагогические условия: а) создание синергетического единства между преподавателями и студентами в рамках совместных культурно-досуговых мероприятий; б) содействие будущим менеджерам в освоении теоретических основ командного взаимодействия и повышения социальной ответственности за его результат; в) применение командообразующих методов обучения, погружающих студентов в среду партнерских отношений.

Данные условия были апробированы в процессе обучения студентов-менеджеров 2 курса на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова». Значительная динамика в экспериментальной группе, в которой реализовались данные условия, показала их эффективность. Данное обстоятельство выступает основанием для их внедрения в систему обучения будущих менеджеров других университетов страны. Перспективы исследования видятся в разработке и описании методического инструментария для реализации данных условий в других образовательных организациях высшего образования.

Литература:

1. Проненко Е.А. Особенности смысловых процессов и явлений в командном взаимодействии / Е.А. Проненко, М.В. Буняева // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 16. – №. 1. – С. 32-51.

2. Ильясов Д.Ф. Оценивание результатов освоения дополнительных профессиональных программ в условиях командного взаимодействия слушателей / Д.Ф. Ильясов, К.С. Буров, А.А. Севрюкова, Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – №1(50). – С. 44-57.

3. Сугоровский А.В. Анализ связи способов преодоления стрессовых ситуаций учащимися и их участия в командном взаимодействии / А.В. Сугоровский, А.В. Комарова // Modern Science. – 2019. – №12-2. – С. 355-358.

4. Рубин М.А. Как усилить командные взаимодействия в футболе / М.А. Рубин // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – №. 1 (155). – С. 192-196.

5. Кошелева С.В. Особенности командно-ролевого взаимодействия менеджеров среднего и высшего звена международной и российских компаний С.В. Кошелева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2007. – №.4. – С. 112-138.

6. Долгов М.В. Командный менеджмент как стиль управления XXI века / М.В. Долгов //Личность: ресурсы и потенциал. – 2020. – №1. – С. 38-45.

7. Хлызова И.В. Педагогические условия формирования готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в процессе профессиональной подготовки в вузе / И.В. Хлызова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №.4. – С. 263-265.

8. Турлакова О.Е. Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности / О.Е. Турлакова // Ценности и смыслы. – 2022. – №6 (82). – С. 152-167.

9. Гитман Е.К. Готовность к работе в команде как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза / Е.К. Гитман, Ю.В. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62-1. – С. 92-94.

10. Астафьева О.Н. Целостность культуры как «единство множественности» / О.Н. Астафьева // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика / отв. ред. В.В. Василько. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – С. 133-156.

11. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов – М., 2002. –339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.