Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К КОМАНДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К КОМАНДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие менеджеры / принципы обучения / формирование профессиональной готовности будущих специалистов / процесс командообразования / методологические идеи Р.М. Белбина / future managers / principles of training / formation of professional readiness of specialists / team building process / methodological ideas of R.M. Belbin

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Аслаханова

Успешность управленческой деятельности менеджера во многом определяется его готовностью к командному взаимодействию. Чтобы указанный навык мог стабильно проявляться при любых сложных внешних условиях, современным специалистам необходимо сформировать его на этапе профессиональной специализации. Ввиду изложенного современная парадигма высшего образования должна выработать особую систему принципов обучения менеджеров. Для того чтобы дидактические правила формирования навыков командообразования не противоречили друг другу, актуальным становится введение единой системы методологических требований для всех участников образовательного процесса. В качестве руководящей основы нашего исследования считаем необходимым принять результаты работ Р.М. Белбина. В первую очередь было обращено внимание на его подходы относительно описания основных функциональных ролей команды, а также правил организации её деятельности. Основным достижением нашей научной работы стало уточнение таких принципов формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию, как целевая определённость, согласованность моделей поведения, предсказуемость результатов совместной деятельности и интегративность образовательных воздействий. В рамках заключения раскрывается перспектива дальнейших исследований по теме научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MANAGERS FOR TEAM INTERACTION

The success of a manager’s managerial activity is largely determined by his readiness for team interaction. In order for this skill to manifest itself stably under any difficult external conditions, modern specialists need to form it at the stage of professional specialization. In view of the above, the modern system of higher education should develop a special system of principles for training managers. In order for the didactic rules for the formation of team building skills not to contradict each other, it becomes relevant to introduce a unified system of methodological requirements for all participants in the educational process. Methodology. As a guiding basis for the study, the researcher considers it necessary to accept the results of the work of R.M. Belbin. First of all, attention is drawn to his approaches to describing the main functional roles of the team, as well as the rules for organizing its activities. Results. The main achievement of the scientific work is the clarification of such principles for the formation of the readiness of future managers for team interaction, such as: target certainty; consistency of behavior patterns; predictability of the results of joint activities and the integrativity of educational impacts. As part of the conclusion, the prospect of further research on the topic of scientific work is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К КОМАНДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ»

Библиографический список

1. Нерадовская О.Р Неформальные профессиональные сообщества и группы повышения квалификации педагогов системы общего образования: отличительные признаки. Научно-педагогическое обозрение. 2018; Выпуск 2 (20): 76-82.

2. Жукова Т.А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 17-19.

3. Кагакина Е.А., Харлампенков Е.И., Чекалина Т. А., Устимова О.В. Формирование компетенций студентов вузов как логистический процесс. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; № 17-2: 117-125.

4. Димова Е.В. Поколение digital natives: опыт обучения педагогов актуальным направлениям работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в информационном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 17-19.

5. Тишина А.И. Неформальная образовательная среда и её психолого-педагогический потенциал в самообразовании учителя. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 3 (64): 37-39.

6. Харченко Л.Н., Бабаева Э.С., Харченко Н.К. Педагогический потенциал учебных программ, интегрирующих формальное и неформальное образование. Kant. 2014; № 4: 137-142.

7. Макарский А.М., Самсонова Н.Е. Неформальное образование: современные подходы. Думский Вестник: теория и практика дополнительного образования. 2018; № 1 (11): 5-9.

8. Акманбетов Б.Д. Реализация здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности студентов. Педагогическая наука и практика. 2019; № 2 (24): 50-53.

9. Лингевич О.В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации внеурочной деятельности. Управление образованием: теория и практика. 2021; № 3: 18-25.

10. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Валеев А.С. К вопросу о функциях педагогической деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-4: 196-199.

11. Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И. Профессионально ориентированное обучение студентов педагогического профиля: технология рекламирования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 10-13.

12. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 44-47.

13. Тимошкина Н.А. Современные подходы к изложению педагогических тем в условиях пандемии COVID -19. Modern Science. 2021; № 3-2: 387-392. References

1. Neradovskaya O.R. Neformal'nye professional'nye soobschestva i gruppy povysheniya kvalifikacii pedagogov sistemy obschego obrazovaniya: otlichitel'nye priznaki. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2018; Vypusk 2 (20): 76-82.

2. Zhukova T.A. Strategicheskie orientiry proektirovaniya regional'nyh obrazovatel'nyh programm podgotovki pedagogov v usloviyah dinamichnosti 'etnokul'turnyh processov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 17-19.

3. Kagakina E.A., Harlampenkov E.I., Chekalina T.A., Ustimova O.V. Formirovanie kompetencij studentov vuzov kak logisticheskij process. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; № 17-2: 117-125.

4. Dimova E.V. Pokolenie digital natives: opyt obucheniya pedagogov aktual'nym napravleniyam raboty po formirovaniyu u detej doshkol'nogo vozrasta navykov bezopasnogo povedeniya v informacionnom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 17-19.

5. Tishina A.I. Neformal'naya obrazovatel'naya sreda i ee psihologo-pedagogicheskij potencial v samoobrazovanii uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 3 (64): 37-39.

6. Harchenko L.N., Babaeva 'E.S., Harchenko N.K. Pedagogicheskij potencial uchebnyh programm, integriruyuschih formal'noe i neformal'noe obrazovanie. Kant. 2014; № 4: 137-142.

7. Makarskij A.M., Samsonova N.E. Neformal'noe obrazovanie: sovremennye podhody. Dumskij Vestnik: teoriya ipraktika dopolnitel'nogo obrazovaniya. 2018; № 1 (11): 5-9.

8. Akmanbetov B.D. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti studentov. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2019; № 2 (24): 50-53.

9. Lingevich O.V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k organizacii vneurochnoj deyatel'nosti. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2021; № 3: 18-25.

10. Sajgushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Valeev A.S. K voprosu o funkciyah pedagogicheskoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-4: 196-199.

11. Zaluckaya S.Yu., Nikonova N.I. Professional'no orientirovannoe obuchenie studentov pedagogicheskogo profilya: tehnologiya reklamirovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 10-13.

12. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 44-47.

13. Timoshkina N.A. Sovremennye podhody k izlozheniyu pedagogicheskih tem v usloviyah pandemii COVID -19. Modern Science. 2021; № 3-2: 387-392.

Статья поступила в редакцию 21.06.23

УДК 378

Aslakhanova S.A., senior teacher, Department of Regional Economy Management, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PRINCIPLES OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MANAGERS FOR TEAM INTERACTION. The success of a manager's managerial activity is largely determined by his readiness for team interaction. In order for this skill to manifest itself stably under any difficult external conditions, modern specialists need to form it at the stage of professional specialization. In view of the above, the modern system of higher education should develop a special system of principles for training managers. In order for the didactic rules for the formation of team building skills not to contradict each other, it becomes relevant to introduce a unified system of methodological requirements for all participants in the educational process. Methodology. As a guiding basis for the study, the researcher considers it necessary to accept the results of the work of R.M. Belbin. First of all, attention is drawn to his approaches to describing the main functional roles of the team, as well as the rules for organizing its activities. Results. The main achievement of the scientific work is the clarification of such principles for the formation of the readiness of future managers for team interaction, such as: target certainty; consistency of behavior patterns; predictability of the results of joint activities and the integrativity of educational impacts. As part of the conclusion, the prospect of further research on the topic of scientific work is revealed.

Key words: future managers, principles of training, formation of professional readiness of specialists, team building process, methodological ideas of R.M. Belbin

С.А. Аслаханова, ст. преп., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К КОМАНДНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Успешность управленческой деятельности менеджера во многом определяется его готовностью к командному взаимодействию. Чтобы указанный навык мог стабильно проявляться при любых сложных внешних условиях, современным специалистам необходимо сформировать его на этапе профессиональной специализации. Ввиду изложенного современная парадигма высшего образования должна выработать особую систему принципов обучения менеджеров. Для того чтобы дидактические правила формирования навыков командообразования не противоречили друг другу, актуальным становится введение единой системы методологических требований для всех участников образовательного процесса. В качестве руководящей основы нашего исследования считаем необходимым принять результаты работ РМ. Белбина. В первую очередь было обращено внимание на его подходы относительно описания основных функциональных ролей команды, а также правил организации её деятельности. Основным достижением нашей научной работы стало уточнение

таких принципов формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию, как целевая определённость, согласованность моделей поведения, предсказуемость результатов совместной деятельности и интегративность образовательных воздействий. В рамках заключения раскрывается перспектива дальнейших исследований по теме научной работы.

Ключевые слова: будущие менеджеры, принципы обучения, формирование профессиональной готовности будущих специалистов, процесс командообразования, методологические идеи Р.М. Белбина

Одной из знаковых категорий современных специалистов являются менеджеры. От их эффективной работы зависит общее благосостояние общества. Вместе с тем их успешность определяется способностью к грамотному взаимодействию с подчинёнными. Отличительной чертой современных управленцев является их хорошая информированность о высокой продуктивности командной работы. Вместе с тем не все будущие руководители обладают психолого-педагогической готовностью к работе в сплочённом коллективе. Ещё одной проблемой является отсутствие у менеджеров навыков командообразования. Для того чтобы решить перечень указанных проблем, требуется проведение основательной подготовительной работы в рамках системы высшего образования. Речь в данном случае идёт о разработке и апробации единой системы принципов формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Для того чтобы обеспечить указанное методологическое единство обучающих правил и требований, возникла необходимость обратиться к идеям РМ. Белбина [1]. Вместе с тем необходимо указать, что для субъектов отечественной образовательной системы требуется адаптация западной модели формирования готовности менеджеров к командообразованию. Для того чтобы апробация и внедрение разработанной системы принципов обучения будущих менеджеров успешно состоялась, крайне важно провести не только теоретическое исследование, но и эмпирическое. В связи с указанным нами была сформирована экспериментальная и контрольная группа из числа будущих менеджеров, обучающихся на базе Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова. Полученный результат может способствовать совершенствованию системы формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Ввиду указанного была сформулирована цель научной работы - выявление принципов формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. Задачи для достижения цели: уточнение содержания перспективных принципов формирования изучаемого навыка; осуществление проверки предложенных инструментов обучения будущих менеджеров на практике; выявление специфических подробностей апробации и внедрения предлагаемых принципов, а также прогнозирование дальнейшего развития темы исследования.

Научная новизна состоит в разработке принципов формирования готовности будущих менеджеров к командообразованию. Отдельно отметим, что ранее указанный результат не был представлен в научной литературе. Теоретическая значимость результатов исследования представлена подробным описанием содержания каждого разработанного принципа. Практическая значимость результатов исследования отражается в уточнении методических подробностей реализации разработанных принципов.

В целом о необходимости обновления содержания образования для будущих менеджеров заявляется во многих современных научных исследованиях [2-7]. Вместе с тем наблюдается определённый дефицит работ, направленных на выявление принципов формирования навыков командообразования, что только повышает актуальность текущей научной работы.

К примеру, Ермолаева М.В., Кокуева Ж.М. и Погодина А.В., анализируя работы Р. М. Белбина, приходят к выводу о трёх ведущих принципах формирования исследуемого качества у будущих менеджеров. В первую очередь изучаемая категория обучающихся должна понимать комплексное содержание конечной цели. Иными словами, они должны не только представлять практическую значимость развития своих социальных и коммуникативных навыков, но и их морально-нравственную ценность. Также обучающиеся по программам высшего образования должны усвоить навыки синхронизациии и согласования моделей поведения в коллективе. Достигнуть представленной способности они могут благодаря совершенствованию эмпатии. Не менее важным элементом формирования навыка командообразования является развитие у будущих менеджеров умений прогнозировать долгосрочные результаты совместной деятельности [3].

М.В. Хохлова, И.В. Рудакова и А.А. Иовлев отмечают, что готовность будущих менеджеров к командообразованию является универсальным профессионально-личностным качеством, формирование которого должно сопровождаться особыми дидактическими правилами и подходами. Ведущим педагогическим принципом в этой связи они называют интегративность в обучении будущих специалистов. Под указанным понятием подразумевается осознанное соединение фундаментальных идей и концепций гуманитарных дисциплин в единую междисциплинарную картину окружающего мира. Сформированное системное преставление о внешнем мире, по мнению авторов, способствует повышению готовности будущих менеджеров к организации коммуникативного единства в той или иной группе людей [4].

Е.К. Гитман и Ю.В. Михайлова уточняют, что готовность будущих менеджеров к командообразованию является одной из приоритетных задач современной системы образования. Они объясняют свою позицию тем, что исследуемое качество позволяет получающим высшее образование становиться более конкурентоспособными, повышая тем самым общий уровень профессионализма среди представителей той или иной трудовой специализации. Ведущим принципом

формирования готовности к командообразованию они называют непосредственную практическую деятельность по отработке навыков работы в коллективе [5].

Также важно отметить, что перспектива дальнейших исследований сущности процесса формирования готовности будущих менеджеров к командообразо-ванию заключается в освоении ими психолого-педагогических законов, раскрывающих мотивы коллективной деятельности [8; 9]. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в научной литературе выделяется ряд устойчивых принципов формирования у будущих менеджеров исследуемого профессионального качества. Более подробно об их содержании будет указано в результатах исследования. Вместе с тем выявленные дидактические правила могут устойчиво воспроизводиться тогда, когда у всех участников образовательного процесса будут единые методологические ценности и установки.

Поскольку исследование затрагивает принципы командного взаимодействия, мы обратились к научным идеям РМ. Белбина, предположив, что выявленные им правила эффективной работы коллективов могут послужить основой для формулирования педагогических принципов обучения будущих менеджеров. В рамках теоретического анализа научной литературы по теме исследования данная гипотеза подтвердилась [3]. Для экспериментальной проверки нашего предположения были сформированы две эмпирические группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) из числа будущих менеджеров, обучающихся на базе Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова. Количество участников ЭГ составило 27 обучающихся, а КГ - 26. Стоит добавить, что для проведения эксперимента не потребовалось разрабатывать новые программы обучения, поскольку предлагаемые нами принципы формирования готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию достаточно легко были интегрированы с содержанием уже реализуемых лекционных и практических занятий. Уточним, что по отношению к членам ЭГ применялось образовательное воздействие новых принципов обучения, а по отношению к представителям КГ - нет, они получали профессиональные знания в соответствии с прежними дидактическими правилами. Период проведения эксперимента - с февраля по май 2023 года. Основными методами исследования стали педагогический эксперимент и тестирование. Для повышения объективности результатов научной работы нами уточнялась степень сформированности будущих менеджеров к командному взаимодействию до начала и по окончании педагогического эксперимента. Для проверки применялись тесты на способность изучаемой группы обучающихся к командообразованию [10]. Полученные результаты будут ниже в представляемой научной работе.

Анализ научной литературы по теме работы позволил выявить следующие принципы формирования будущих менеджеров к командному взаимодействию: целевой определённости, согласованности моделей поведения, предсказуемости результатов совместной деятельности и интегративности образовательных воздействий.

Принцип целевой определённости означает, что образовательный процесс должен быть выстроен так, чтобы приучать обучающихся выделять и стремиться реализовать ведущие цели своей будущей профессиональной деятельности. При этом речь идёт не о частных, а командных целях, поскольку современный менеджмент не мыслится без коллективной проектной деятельности, успех которой целиком зависит от качества работы каждого члена команды. Также важно подчеркнуть, что рассматриваемый принцип требует отработки у будущих менеджеров особых навыков. В частности, профессорско-преподавательский состав должен делать основательный акцент на развитии аналитических и эмпатических способностей у рассматриваемой категории обучаемых. Необходимость совершенствования указанной группы навыков объясняется тем, что будущий менеджер должен уметь грамотно проанализировать имеющийся у его подчинённых физиологический и психологический потенциал, необходимый для достижения общекомандных целей.

Принцип согласованности моделей поведения указывает, что образовательная программа для будущих менеджеров должна воспитывать у них чувство сопереживания своим подчинённым и коллегам. Благодаря представленному дидактическому правилу формирование готовности исследуемой категории обучающихся к командному взаимодействию будет наиболее продуктивным. Также стоит отметить, что исследуемый принцип предполагает, что у будущих менеджеров будет сформирована эмпатия, позволяющая им согласовывать особенности моделей поведения членов команды. Добавим, что способность к эмоциональному сопереживанию другому человеку можно назвать одним из обязательных элементов сформированной готовности личности к командному взаимодействию.

Принцип предсказуемости результатов совместной деятельности подчёркивает, что формирование исследуемого навыка у будущих менеджеров должно затрагивать развитие способностей к прогнозированию результатов управленческой деятельности. В первую очередь содержание образовательных программ должно быть ориентировано на развитие когнитивных способностей изучаемой категории обучающихся. При этом речь идёт об умениях и навыках успешного

Таблица 1

Оравнительные данные тестирования на способность членов ЭГ и КГ к командному взаимодействию

№ 1 2 3

Cтатyc: низкий уровень готовности к командному взаимодействию ^атус: средний уровень готовности к командному взаимодействию Cтатyc: высокий уровень готовности к командному взаимодействию

КГ1 38,4 57,7 3,9

ЭГ1 37 55,5 7,5

КГ2 42,3 53,8 3,9

ЭГ2 25,9 62,9 11,2

прогнозирования последствий от принимаемых управленческих решений будущих менеджеров. Стоит добавить, что для реализации заявленного принципа требуется привлечение особой группы обучающих методов и средств, среди которых должны быть представлены методы мозгового штурма, свободных ассоциаций, а также комплекс имитационных задач.

Принцип интегративности образовательных воздействий предполагает, что формирование готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию должен учитывать естественную потребность личности в систематизации разрозненных фактов о психологии коллективной деятельности. Речь идёт о необходимости выстраивания у будущих менеджеров прочной междисциплинарной связи между обширными знаниями гуманитарного профиля и психолого-педагогическими законами поведения коллективов. Помочь изучаемой группе обучающихся в решении поставленного вопроса может особая группа тьюторов, представленная авторитетными и состоявшимися в управленческой науке личностями.

Итоги экспериментальных исследований показали, что предложенные принципы оказывают существенное влияние на формирование готовности будущих менеджеров к командному взаимодействию. В частности, члены ЭГ и КГ до начала эксперимента ответили на вопросы теста, позволяющего выявить их способность к командной работе. После проведения экспериментальной проверки разработанных принципов процедура тестирования была повторена. Полученные результаты были зафиксированы и проанализированы. Для наглядности представления данных научного исследования каждая из эмпирических групп получила два числовых индекса: 1 - уровень сформированности готовности к

Библиографический список

командному взаимодействию до эксперимента, 2 - уровень сформированности исследуемого качества по завершении апробации и внедрению принципов в ЭГ Содержание таблицы подчёркивает, что у членов ЭГ зафиксирован прогресс относительно формирования высших уровней готовности к командному взаимодействию. Также нами было отмечено, что в процессе обучения с февраля по май 2023 в КГ даже несколько возросло количество представителей с низким уровнем готовности изучаемого навыка. Таким образом, предложенные принципы подтвердили свою эффективность.

Во введении была уточнена актуальность научной работы, положения которой позволили сформулировать цель и основные задачи исследования. По результатам теоретического анализа уточнён ряд принципов, способствующих формированию готовности будущих менеджеров к командообразованию. Для проверки гипотезы исследования была организована эмпирическая проверка принципов, которая показала верность авторских предположений. В качестве методологической основы научной работы были приняты идеи РМ. Белбина.

Результаты исследования могут быть востребованы не только представителями методических центров, преподавателями, реализующими программы высшего образования, но и самими будущими менеджерами в рамках информальной подготовки. По итогам проведения исследования можем заключить, что его цель достигнута, а поставленные задачи решены.

Перспектива дальнейших исследований состоит в уточнении роли эмоционального интеллекта будущих менеджеров в формировании у них готовности к командному взаимодействию.

1. Белбин РМ. Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу. Перевод с английского Е. Cмолиной: Кивитс, 2009.

2. Cилкин АВ. Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров. Высшее образование в России. 2010; № 6: 149-152.

3. Ермолаева М.В., Кокуева Ж.М., Погодина АВ. Принципы командообразования в проектной деятельности. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020; Т. 5, № 3: 103-119.

4. Хохлова М.В., Рудакова И.В., Иовлев A.A. Межпредметная интеграция как средство формирования готовности к командной работе и лидерству будущих бакалавров. Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Брянск, 2018: 431-436.

5. Гитман Е.К., Михайлова Ю.В. Готовность к работе в команде как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 62-1: 92-94.

6. Шкунова A.A., Колода C.A. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «организационное поведение». Вестник Мининского университета. 2015; № 4 (12): 24.

7. Костюк Н.В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013; № 22-1: 178-180.

8. Николов Н.О. Педагогические условия, повышающие эффективность деятельности научно-исследовательских коллективов в учреждении дополнительного профессионального образования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 83-94.

9. Ильясов Д.Ф., Буров KC., Ceврюкова A.A., Ceливанова E.A. Оценивание результатов освоения дополнительных профессиональных программ в условиях командного взаимодействия слушателей. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 1 (50): 44-57.

10. Тесты на способность к командной работе. Available at: https://pandia.ru/text/78/344/1561.php

References

1. Belbin R.M. Komandy menedzherov. Kak ob'yasnit' ih uspeh ili neudachu. Perevod s anglijskogo E. Smolinoj: Kivits, 2009.

2. Silkin A.V. Igrovye tehnologii v podgotovke buduschih menedzherov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 6: 149-152.

3. Ermolaeva M.V., Kokueva Zh.M., Pogodina A.V. Principy komandoobrazovaniya v proektnoj deyatel'nosti. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. 2020; T. 5, № 3: 103-119.

4. Hohlova M.V., Rudakova I.V., Iovlev A.A. Mezhpredmetnaya integraciya kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k komandnoj rabote i liderstvu buduschih bakalavrov. Problemy i tendencii razvitiya sociokul'turnogo prostranstva Rossii: istoriya i sovremennost'. Bryansk, 2018: 431-436.

5. Gitman E.K., Mihajlova Yu.V. Gotovnost' k rabote v komande kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vypusknika vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 62-1: 92-94.

6. Shkunova A.A., Koloda S.A. Komandoobrazovanie kak issledovatel'skij proekt studentov v kurse «organizacionnoe povedenie». Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; № 4 (12): 24.

7. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti buduschih menedzherov v sfere kul'tury k realizacii innovacionnyh modelej upravleniya social'no-kul'turnoj deyatel'nost'yu v usloviyah izmenyayuschegosya rynka truda. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; № 22-1: 178-180.

8. Nikolov N.O. Pedagogicheskie usloviya, povyshayuschie 'effektivnost' deyatel'nosti nauchno-issledovatel'skih kollektivov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 83-94.

9. Il'yasov D.F., Burov K.S., Sevryukova A.A., Selivanova E.A. Ocenivanie rezul'tatov osvoeniya dopolnitel'nyh professional'nyh programm v usloviyah komandnogo vzaimodejstviya slushatelej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 1 (50): 44-57.

10. Testy na sposobnost' k komandnoj rabote. Available at: https://pandia.ru/text/78/344/1561.php

Статья поступила в редакцию 15.06.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.