Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВРАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Коньшина Юлия Евгеньевна, Трусов Сергей Викторович

Учитывая, что в учебной и профессиональной деятельности врача часто возникает необходимость командной работы, в статье обосновывается необходимость групповых форм обучения с целью формирования у обучающихся медицинских вузов навыков коллективного взаимодействия, начиная с первого курса. Раскрывается значимость формирования универсальной компетенции, связанной с командным взаимодействием обучающихся для их дальнейшей профессиональной деятельности. Выявляются коммуникативные и организаторские склонности студентов-первокурсников медицинского вуза. Исследование показало, что групповые формы учебного взаимодействия позволяют реализовать компенсирующую функцию обучения и нивелировать определенное снижение качества подготовки обучающихся, связанное с переводом их на дистанционное обучение. База исследования: студенты 1 курса лечебного факультета в количестве 120 человек ФГБОУ ВО БГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Артур Фердсович, Коньшина Юлия Евгеньевна, Трусов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BASED ON THEIR GROUP INTERACTION

Considering that in the educational and professional activities of a doctor, there is often a need for teamwork, the article substantiates the need for group forms of training in order to form the skills of collective interaction among students of medical universities, starting from the first year. The importance of the formation of universal competence related to the team interaction of students for their further professional activities is revealed. The communicative and organizational inclinations of first-year medical university students are revealed. The study showed that group forms of educational interaction make it possible to realize the compensating function of learning and offset a certain decrease in the quality of training of students associated with their transfer to distance learning. Research base: 1st year students of the Faculty of Medicine in the number of 120 people of the BSMU.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Повышение эффективности обучения студентов медицинского вуза на основе их группового взаимодействия

Амиров Артур Фердсович,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России

E-mail amirov.af@yandex.ru Коньшина Юлия Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России

E-mail Evgjulia@yandex.ru Трусов Сергей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России

E-mail trusovsergei@mail.ru

Учитывая, что в учебной и профессиональной деятельности врача часто возникает необходимость командной работы, в статье обосновывается необходимость групповых форм обучения с целью формирования у обучающихся медицинских вузов навыков коллективного взаимодействия, начиная с первого курса. Раскрывается значимость формирования универсальной компетенции, связанной с командным взаимодействием обучающихся для их дальнейшей профессиональной деятельности. Выявляются коммуникативные и организаторские склонности студентов-первокурсников медицинского вуза. Исследование показало, что групповые формы учебного взаимодействия позволяют реализовать компенсирующую функцию обучения и нивелировать определенное снижение качества подготовки обучающихся, связанное с переводом их на дистанционное обучение. База исследования: студенты 1 курса лечебного факультета в количестве 120 человек ФГБОУ ВО БГМУ.

Ключевые слова: компетенция; групповые формы обучения; коммуникативные и организаторские склонности; коллегиальное мышление врача.

о с

CJ

см см о см

03

Введение

Анализируя состояние системы высшего образования в Российской Федерации и мире на настоящий момент времени, можно констатировать, что ее жизнеспособность устояла перед внезапно проявившимися современными вызовами: пандемия коронавирусной инфекции, усиление социальной и политической неопределенности, появление и доминирование нового формата образовательного процесса в виде удаленного обучения. У обучающихся исчезла возможность «вживую строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза), выступать перед аудиторией; ...возможность сравнивать промежуточные результаты своего обучения с другими студентами, причем сравнивать «вживую» при работе у доски, на конференциях и т.д.» [1, с. 363]. Как следствие действия этих факторов в условиях современного вуза еще большее значение приобретает проблема формирования самоэффективности личности будущего специалиста, его социальной и профессиональной мобильности, а также развитие личности студента как субъекта познавательной и профессиональной деятельности. Педагогические коллективы высшей школы четко осознают важность условий, «... при которых профессионально ориентированное командное взаимодействие студентов в учебном процессе становится фактором формирования профессиональной компетентности» [2, с. 88]. Говоря о командном взаимодействии участников образовательного процесса, отметим, что под понятием «команда» понимается не только группа лиц, объединенная едиными целями и задачами. Любая команда - это сплоченная социальная структура, сосредоточенная на качественном и эффективном выполнении поставленных задач на основе тесного сотрудничества и четкой координации совместной работы. По мнению Мордовиной Е.Л. и Ростовцевой И.А. .«сотрудничество является важным для команды, так как это такой тип взаимоотношений между людьми, главные аспекты которого - согласованность и слаженность мнений, действий. Если сотрудничество организовано правильно, то оно имеет ряд преимуществ для команды и организации в целом» [3, с. 45]. Перенося понятие «команда» на студенческую группу как социальную общность, осуществляющую различные виды

образовательной деятельности на основе тесных и продуктивных контактов, в рамках которых субъекты образовательного процесса осваивают необходимые универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, мы неизбежно соприкоснемся с таким понятием, как «командо-образование».

Имеются различные точки зрения на социально-психологический феномен «командообразова-ние». Не будем приводить различные трактовки этому понятию, встречающиеся в психолого-педагогической литературе - их действительно много[4;5;6]. В смысловом отношении вполне универсальным можно считать определение, данное Жуковым Ю.М., Журавлевым А.В. и Павловой Е.Н., которые под командообразованием понимают процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды [7]. К данному определению необходимо лишь добавить, что речь идет не просто о взаимодействии людей в группе, а о мотивированном их взаимодействии.

Для преподавателя медицинского вуза вопросы организации команды и командного взаимодействия обучающихся являются одними из наиболее значимых, поскольку навыки группового, коллективного взаимодействия являются важной составляющей профессионализма врача [8]. Навыки командной работы могут считаться универсальными, поскольку они реализуются практически во всех сторонах врачебной деятельности. Указанные навыки, в том числе, выступают базисной основой терапевтического сотрудничества врача с пациентами [9].

В современной зарубежной и отечественной медицине и медицинском образовании появился новый термин «нетехнические навыки медицинского работника». Что входит в перечень нетехнических навыков? К ним, прежде всего, относят социально-психологические, когнитивные и интеллектуальные навыки, которые обеспечивают эффективную деятельность команды, включая умение мотивированно решать поставленные задачи, обеспечение лидерства, эффективную коммуникацию, уверенность в себе и адекватную оценку возможностей [10].

Командная работа это по сути - метадеятель-ность, а командообразование мы рассматриваем как педагогически целенаправленный поиск действий по совершенствованию образовательного процесса на основе сплочения его субъектов, а также развитию деятельности в которую включены преподаватели и обучающиеся. В современных образовательных системах сегодня даже используется новый термин «тимбилдинг» от английского team - команда, building - формирование, создание. Это инструмент и, одновременно, способ создания команды. Результатом проведённого «... тимбилдига в студенческой среде можно считать

формирование команды и единства, навыков командной работы, командного духа, нормализацию атмосферы и налаживание взаимоотношений внутри коллектива, распределение ролей в команде и их исполнителей, повышение инициативности и уровня доверия участников тимблдинга, получение навыков эффективного общения, выявление внутренних ресурсов каждого участника команды, обсуждение возникающих проблем и путей их решения, повышения результативности совместной работы» [11, с. 163].

Профессия врача предполагает развитое коллегиальное взаимодействие в различных системах: «врач-врач», «врач-пациент». «врач-родственники (родители) пациента», «врач-сестринский персонал» [12;13]. Практика показывает, что становление человека в профессии происходит в процессе систематического развития. Качественное развитие субъекта труда приводит к ожидаемым изменениям, достижениям в его профессиональной деятельности, стимулирует его к постановке новых целей и задач [14]. Под профессиональным саморазвитием мы понимаем активную жизненную позицию субъекта, устойчивую познавательную мотивацию, потребность и возможность овладевать знаниями и компетенциями по конкретной специальности, достижение предполагаемых результатов в деятельности. Мы согласны с точкой зрения ряда исследователей данной проблемы, что профессиональное саморазвитие является и результатом, и средством развития личности в зависимости от этапа трудовой социализации [15]. В частности, первый этап профессионального становления совпадает с вузовским этапом получения профессионального образования, который в последние годы жестко регламентирован обобщенными трудовыми функциями Профессиональных стандартов в сфере здравоохранения по конкретной специальности и компетенциями Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. В ФГОС ВО 3++ конкретно прописана необходимость формирования в современном вузе универсальной компетенции выпускника: «УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде». Одним из индикаторов достижения данной компетенции социального взаимодействия, с нашей точки зрения, является отношение и готовность обучающегося к успешной командной учебной работе в вузе [16].

Цель исследования - организация эффективного группового взаимодействия обучающихся в образовательном процессе на практических занятиях в вузе.

Материалы и методы. В исследовании использованы методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и Б.А. Фе-доришина, методика Р.М. Белбина «Групповые роли», проводился опрос испытуемых в соответствии с критериями классификации «Типы командной мотивации» Ф. Пьюселика.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см

03

Методика проведения исследования

На первом этапе исследования мы использовали методику «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. [17;18;19]. Методика состоит из 40 вопросов, на каждый из которых требуется дать ответ «да» или «нет». Затем с помощью ключа за ответы начисляются баллы. По сумме баллов определяются в отдельности уровень коммуникативных и организаторских склонностей. 1-4 балла соответствуют очень низкому уровню, 5-8 низкому, 9-12 среднему, 13-16 высокому, 17-20 высшему.

На втором этапе исследования испытуемым была предложена методика Р.М. Белбина «Групповые роли» [17;19]. Методика состоит из 7 разделов. В каждом разделе необходимо распределить сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по мнению испытуемого, лучше всего характеризуют его поведение. Затем баллы заносятся в таблицу в соответствии с ключом и по сумме баллов определяется роль, которую играет участник в групповом взаимодействии: I роль - председатель, II роль - формирователь, III роль - генератор идей, IV роль - критик, V роль - организатор работы, VI роль - организатор группы, VII роль -исследователь ресурсов, VIII роль - завершитель.

На третьем этапе исследования мы использовали классификацию по типу командной мотивации Ф. Пьюселика [20]. В основе системы лежит классификация людей по трем типам в зависимости от присущего им преобладающего мотива - власти, достижения или причастности. Различать типы мотивации можно как по визуальным признакам, так и по поведенческим штампам. Мотив власти выражается в желании воздействовать на других людей. «Властники» энергичны, часто занимают руководящие позиции. «Достиженцы» стремятся к достижению определенных целей. Их деятельность направлена на самосовершенствование, раскрытие собственных талантов. «Причастники» нацелены в первую очередь на развитие межличностных связей, налаживание дружеских отношений, приобщение к группе.

Результаты исследований

Посредством методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и Б.А. Федоришина мы выяснили, что большинство испытуемых имеют средний - 28% или высокий - 26% уровень коммуникативных склонностей. 12% опрошенных имеют очень низкий уровень, 12% низкий. Высший уровень выявлен у 22% испытуемых. Процентное соотношение по уровню организаторских склонностей: высший - 16%, высокий -25%, средний - 33%, низкий - 24%, очень низкий уровень - 2%.

Результаты методики Р.М. Белбина «Групповые роли» показали, что наиболее распространена среди опрошенных роль «организатор работы» - 29%. На втором месте по распространен-

ности «организатор группы» - 18%. Оставшиеся роли распределены следующим образом: «председатель» - 15%, «генератор идей» - 11%, «завершитель» - 8%, «формирователь» - 8%, «критик» - 7%, «исследователь ресурсов» - 4%.

По завершению обработки результатов опроса с использованием классификации Ф. Пьюселика мы установили, что среди испытуемых наиболее распространен тип «причастник» - 36%. Тип «властник» имеют 15%, «достиженец» - 20%, смешанный тип - 29% опрошенных.

Обсуждение результатов

Новый взгляд на проблему заключается в том, что дистанционное обучение в последние годы привело к дефициту командных форм обучения в учебном процессе, однако их необходимость, особенно, для будущей медицинской профессии весьма значима. В ходе исследования мы установили, что большинство испытуемых (54%) имеют «средний» или «высокий» уровень коммуникативных склонностей по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Они легко налаживают контакты с людьми, умеют отстаивать свое мнение, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях. Только 24% опрошенных, имеющих «очень низкий» и «низкий» уровень, не стремятся к общению, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. «Высший» уровень, выявленный у 22% испытуемых, свидетельствует об инициативности, самостоятельности, хорошей адаптивности.

Что касается организаторских склонностей, то у большей части испытуемых (74%) организаторские склонности устойчивы, лидерские качества достаточно сформированы. По результатам методики мы получили более высокие показатели организаторских склонностей по сравнению с коммуникативными склонностями респондентов. Возможно, данное несоответствие связано с сосредоточенностью студентов на саморазвитии, а также их лидерским потенциалом и готовностью принять на себя в дальнейшем руководство средним и младшим медперсоналом.

По результатам методики Р.М. Белбина «Групповые роли» мы видим, что наиболее распространены среди опрошенных роли «организатор работы» - 29% и «организатор группы» - 38%. К функциям «организатора работы» относятся преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. «Организатор работы» обладает решительным, волевым характером. «Организатор группы» же способствует налаживанию контактов в группе, устраняет разногласия. Ему свойственны чувствительность, дипломатичность, доброта; эмпативный и коммуникативный тип личности. Доминирование ролей «организатор работы» и «организатор группы» демонстрирует, что студенты медицинского университета инициативны и ориентированы на командную работу, то есть обладают качествами характера, необхо-

димыми для дальнейшего успешного осуществления профессиональной деятельности. Интересен тот факт, что практически не выявлено среди испытуемых студентов, готовых играть роль в группе «генератора идей» (6%) - «ум, богатое воображение, креативность» и «оценщика идей (критика)» (8%) - «анализ и логические выводы, эрудированность». Его мы объясняем высоким уровнем конформности пока для этого возраста.

Анализ результатов опроса с использованием классификации Ф. Пьюселика позволяет нам преобладание типа «причастник» среди респондентов объяснить спецификой профессиональной деятельности врача и чертами характера медработника, такими как дружелюбие, отзывчивость, нацеленность помогать другим. Распространенный среди студентов «смешанный тип» является наиболее подходящим для медицинской деятельности, поскольку врачу важно сочетать в себе лидерские качества, ответственность, целеустремленность, а также гуманность и альтруистичность [21].

В рамках обсуждения результатов мы на заключительном этапе нашего исследования сопоставили данные по анализируемым параметрам для определения взаимосвязи между типом мотивации, групповой ролью и уровнем организаторских и коммуникативных склонностей. Среди «властников» преобладающей групповой ролью является «формирователь» (30%). На втором месте «организатор работы» (20%) и председатель (20%). Для «достиженцев» наиболее характерна роль «организатора работы» (42%). Для «причастников» - также роль «организатора работы» (47%). Таким образом, мы видим, что тип командной мотивации оказывает непосредственное влияние на принятие испытуемым той или иной групповой роли.

Уровень коммуникативных склонностей «властников» преимущественно высокий - 57% или высший - 29%. То же можно сказать об уровне их организаторских склонностей: высокий уровень - 33%, высший - 33%. Это подтверждает справедливость характеристик, данных «властникам» Ф. Пьюсе-ликом. Среди «достиженцев» преобладает средний уровень коммуникативных склонностей - 33%, а уровень их организаторских склонностей колеблется от низкого - 27% и среднего - 18% до высокого - 27% и высшего - 27%. Вероятно, невысокая развитость навыков коммуникации и управления у данного типа объясняется тем, что «достиженцы» предпочитают работать в одиночестве и не стремятся к руководящим позициям. Коммуникативные склонности «причастников» разнообразны: у 16% они находятся на высшем уровне, на высоком - 22%, на среднем - 34%, низком - 11%, очень низком - 17%. Организаторские склонности чаще всего на среднем - 39% и высоком - 39% уровне. Таким образом, благодаря своей командоориен-тированности «причастники» обладают хорошими навыками организации, что согласуется с их групповой ролью «организаторов работы».

Полученные результаты были нами использованы при выполнении групповых проектов с целью достижения высокой эффективности командного взаимодействия и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе. Практические занятия на психолого-педагогических дисциплинах ориентированы на формирование универсальных компетенций студентов, а потому на занятиях обучающиеся рассматривают и решают типичные проблемы, характерные для их будущей профессиональной деятельности. В ряде студенческих групп на практических занятиях по решению учебных задач и заданий проблемного характера, составляющих содержание специально разработанного нами практикума «Психология и педагогика» для студентов медицинских вузов [18], рабочие группы студентов формировались с учетом выявленных коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся. В студенческих группах, взятых в качестве контрольных, распределение осуществлялось безотносительно полученных данных. Результаты оказались предсказуемые: в группах же обучающихся, которые формировались с учетом склонностей данные экспресс-исследования показали более высокие результаты и уровень освоения учебного материала. Это относится к скорости решения проблемных задач и заданий, улучшению количественных и качественных учебной деятельности, прочности усвоения и выживаемости знаний, формирования коммуникативных навыков. Немаловажным показателем результативности такого обучения является отмеченная студентами удовлетворенность учением.

Выводы

Чтобы добиться максимальной эффективности взаимодействия учебной группы, педагогу необходимо четко понимать мотивы поведения каждого отдельного члена команды, учитывать его управленческий и лидерский потенциал и в соответствии с этими аспектами распределять обязанности. Одна из важнейших составляющих успешной работы в данном направлении является формирование правильной учебной и командной мотивации студентов.

Педагог вуза должен быть готов и способен проводить практические занятия по принципу бригадного взаимодействия, чтобы помочь студентам раскрыть свой управленческий потенциал.

Полученные данные целесообразно использовать для распределения студенческих рабочих команд при выполнении групповых проектов с целью достижения высокой эффективности коллективного взаимодействия и поддержания благоприятного психологического климата в учебном сообществе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что изыскания в данном направлении находятся лишь на начальном пути, но наше экспресс-исследование позволило определить существенные тенденции и перспективы использования такого подхода.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

Литература

1. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: «за» и «против»// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С.362-364.

2. Васильева Ю.В., Белоновская И.Д. Командное взаимодействие как средство формирования конкурентного ресурса будущего техника // Современные проблемы науки и образо-вания.2015.№ 3.С.86-90.

3. Мордвинова Е.Л., Ростовцева И.А.. Эффективное командообразование с помощью методов мотивации// Наука и образование сегодня. 2019. № 1. С 45-51.

4. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Х и др. Социальная психология группы. СПб: Питер,2003. 269с.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Прес-с,2001.318с.

6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен// Хрестоматия по социальной психологии/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.М.: Аспект Прес-с,2003.С.268-274

7. Жуков Ю.М., Журавлев А.В. Павлова Е.Н. Технологии командообразования. М.: Аспект-Пресс, 2008. 320с.

8. Лопанова Е.В. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинского вуза: проблемы и пути решения//Омский научный вестник.2014.№ 2.С.146-150.

9. Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9. С. 42-48.

10. Dzau V.J. National Academy of Medicine (U.S.), Eds. Vital directions for health & health care: an initiative of the National Academy of Medicine / Dzau V.J., McClellan M. B., McGinnis J. M., Fin-kelman E., Washington, DC: National Academy of Medicine, 2017.

11. Смыслова Л.В. Тимбилдинг в студенческой среде// Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С.163-164.

12. Чирикова А.Е., Шишкин С.В. Взаимодействие врачей и пациентов в современной России: векторы изменений// Мир России. № 2 2014. С.154-179.

13. Болучевская В.В. Павлюкова А.И., Сергеева Н.В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия// Медицинская психология в России.№ 3. 2011.С.66-72.

14. Неволина В.В. Белоновская И.Д., Баранов В.В. Саморазвитие студента в медицинском образовании: факторный анализ и сравнительная диагностика // Дискуссия. 2016. № 4 (67). С. 134-141.

15. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд-во Академия. 2004. 320с.

16. Апенько С.Н., Лямин Г.В. Влияние кадрового ядра на вовлеченность и мотивацию персонала медицинского учреждения / // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 2. С. 10-16.

17. Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д: Изд-во «Фе-никс»,2000.576с.

18. Психология и педагогика: практикум для студентов медицинских вузов. В 2ч. Ч. 2./Под общ ред. А.Ф. Амирова, Ю.Е. Коньшиной. -Москва-Уфа, 2022.150с.

19. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ, СПб, 2005. 671с.

20. Пьюселик Р. Фрэнк, Сударкин А.Р. Власть. Управление. Лидерство. М.: Психология, 2016, С. 85.

21. Крайнова Д.В. Концепция командных ролей Р.М. Белбина // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2016. С. 164-169.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TEACHING MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BASED ON THEIR GROUP INTERACTION

Amirov A.F., Konshina Yu.E., Trusov S.V.

Bashkir State Medical University of the Ministry of Health of Russia

Considering that in the educational and professional activities of a doctor, there is often a need for teamwork, the article substantiates the need for group forms of training in order to form the skills of collective interaction among students of medical universities, starting from the first year. The importance of the formation of universal competence related to the team interaction of students for their further professional activities is revealed. The communicative and organizational inclinations of first-year medical university students are revealed. The study showed that group forms of educational interaction make it possible to realize the compensating function of learning and offset a certain decrease in the quality of training of students associated with their transfer to distance learning. Research base: 1st year students of the Faculty of Medicine in the number of 120 people of the BSMU.

Keywords: competence; group forms of training; communicative and organizational inclinations; collegial thinking of a doctor.

References

1. Kuznetsova O.V. Distance learning: «pros» and «cons»// International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 8. pp. 362-364.

2. Vasilyeva Yu.V., Belonovskaya I. D. Team interaction as a means of forming a competitive resource of the future technician // Modern problems of science and education.2015.No.3.pp.86-90.

3. Mordvinova E.L., Rostovtseva I.A. Effective team building using motivation methods// Science and Education today. 2019. No. 1. From 45-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Baron R., Kerr N., Miller X, etc. Social psychology of the group. St. Petersburg: Peter,2003. 269s.

5. Krichevsky R.L., Dubovskaya E.M. Social psychology of a small group. M.: Aspect Press,2001.318p.

6. Krichevsky R.L., Ryzhak M.M. Leadership as a structural phenomenon// Textbook on social psychology/ Comp. E.P. Belin-skaya, O.A. Tikhomandritskaya.Moscow: Aspect Press, 2003. pp.268-274

7. Zhukov Yu.M., Zhuravlev A.V. Pavlova E.N. Technologies of team building. M.: Aspect-Press, 2008. 320s.

8. Lopanova E.V. Development of professional stability among medical university students: problems and solutions//Omsk Scientific Bulletin.2014.No.2.pp.146-150.

9. Tolmachev V.G. Effectiveness of therapeutic cooperation between a doctor and a patient in an innovative society // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 9. pp. 42-48.

10. Dzau V.J. National Academy of Medicine (U.S.), Eds. Vital directions for health & health care: an initiative of the National Academy of Medicine / Dzau V.J., McClellan M. B., McGinnis J. M., Finkelman E., Washington, DC: National Academy of Medicine, 2017.

11. Smyslova L.V. Team building in the student environment// A young scientist. 2020. No. 19 (309). pp. 163-164.

12. Chirikova A.E., Shishkin S.V. Interaction of doctors and patients in modern Russia: vectors of changes// The world of Russia. No.2 2014. pp.154-179.

13. Boluchevskaya V.V. Pavlyukova A.I., Sergeeva N.V. Communication of a doctor: features of professional interaction// Medical psychology in Russia.No.3. 2011.pp.66-72.

14. Nevolina V.V. Belonovskaya I.D., Baranov V.V. Student self-development in medical education: factor analysis and comparative diagnostics // Discussion. 2016. No.4 (67). pp.134-141.

15. Mitina L.M. Psychology of labor and professional development of teachers. M.: Publishing House of the Academy. 2004. 320s.

16. Apenko S.N., Lyamin G.V. The influence of the personnel core on the involvement and motivation of medical institution personnel / // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2016. No. 2. pp. 10-16. 17. Fundamentals of psychology. Practicum/ Ed.-comp. L.D. Stolyarenko.Rostov n/A: Publishing house «Phoenix», 2000.576p.

17. Psychology and pedagogy: a workshop for students of medical universities. At 2h.h.2./Under the general editorship of A.F. Amirov, Yu.E. Konshina. -Moscow-Ufa, 2022.150p

18. Handbook of a practical psychologist. Psychodiagnostics/ Under the general editorship of S.T. Posokhova. M.: AST, St. Petersburg, 2005. 671s.

19. Pucelik R. Frank, Sudarkin A.R. Power. Management. Leadership. M.: Psychology, 2016, p. 85.

20. Krainova D.V. The concept of team roles by R.M. Belbina // Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series: Student Scientific Bulletin. 2016. pp. 164-169.

21. Krainova D.V. The concept of team roles R.M. Belbina // Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series: Student Scientific Bulletin. 2016. S. 164-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.