Научная статья на тему 'Педагогические условия безотметочного оценивания знаний студентов при изучении немецкого языка'

Педагогические условия безотметочного оценивания знаний студентов при изучении немецкого языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / А[ЛИ РАЪЙ ВА RИЁС / ВОЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаустова Г. А.

Анализируются общие и педагогические условия оценивания знаний, описываются показатели и уровни безотметочного оценивания, приводится фрагмент таблицы безотметочного оценивания знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF BASEDNOT-ON-MARKS EVALUATION OF STUDENTS KNOWLEDGE IN THE STUDY OF THE GERMAN LANGUAGE

General and pedagogical conditions of evaluation of students' knowledge in the process of study of the German language has been researched. The evaluation criterion, by which the progress of students' learning is identified, are applied to the text.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия безотметочного оценивания знаний студентов при изучении немецкого языка»

УДК 378.14

Г.А.Хаустова, канд. пед. наук, старший преподаватель БГПУ, г. Барнаул

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ БЕ30ТМЕТ0ЧН0Г0 ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Анализируются общие и педагогические условия оценивания знаний, описываются показатели и уровни безотметочного оценивания, приводится фрагмент таблицы безотметочного оценивания знаний студентов. Ключевые слова: оценивание, безотметочное оценивание, педагогические условия

безотметочного оценивания, показатели и уровни оценивания.

Возвышение роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества предполагает переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении как глобальных общецивилизационных проблем, так и вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием отдельного индивида.

Сформулированные в концепции «Модернизации Российского образования на период до 2010 года» социальные требования к современной школе предполагают повышение профессионального мастерства учителя и соответствующее изменяющемуся объекту обновление системы управления образовательным учреждением. От учителя требуется перевод своей педагогической деятельности со «знаниевой» на новую образовательную парадигму, в центре которой человек и его развитие как высшая ценность.

В настоящее время проблеме оценивания знаний учащихся посвящено достаточно много работ [1-8]. Из них можно выделить то, что для результативного осуществления процесса обучения необходимо выполнить следующие условия:

- систематичность процесса оценивания;

- целенаправленность оценивания;

- доступность и ясность эталонов оценивания и другие.

Эти условия можно отнести и к процессу безотметочного оценивания. Но наряду с ними, важны и конкретные педагогические условия, специфические для безотметочного оценивания. Ими являются следующие группы условий:

- педагогические условия, относящиеся к области преподавания (касающиеся преподавателя);

- педагогические условия, относящиеся к области учения (касающиеся студента).

Педагогические условия, затрагивающие деятельность преподавателя:

1) Профессиональный рост преподавателя (саморазвитие).

2) Эрудиция.

3) Психология профессионализма преподавателя.

4) Индивидуальный стиль деятельности.

5) Личностные качества педагога.

6) Разработка словесных критериев по оцениванию результатов по преподаваемому предмету (в нашем случае — немецкому языку): безотме-точное оценивание предполагает словесное оценивание устных ответов, письменных работ студентов. Для этого необходимо преподавателю выработать критерии, по которым будет осуществляться оценивание знаний изучающих немецкий язык.

Педагогические условия, имеющие отношение к студентам:

1) Саморазвитие.

2) Самовоспитание.

3) Самоанализ.

4) Самоконтроль.

Учитывая общие и педагогические условия безотметочного оценивания на основе учебно-методического комплекса по дисциплине «Немецкий язык», были разработаны показатели, отражающие содержание учебной дисциплины.

Оценивание знаний студентов по данным показателям осуществляется на четырех уровнях. Были взяты за основу уровни, выработанные И.К. Шалаевым [9], а именно:

- недопустимый (у студента нет знаний по данному показателю и, соответственно, нет умений);

- критический (у студента есть знания по данному показателю, но применить эти знания на практике он не умеет);

- допустимый (студент знает и применяет полученные знания на практике, но с помощью преподавателя);

- оптимальный (студент выполняет самостоятельно, не нуждаясь в помощи преподавателя).

Фрагмент таблицы

Пмни IlfUJIH Vmnii

іил^ітпх: tiihhH тфігтчоїілтй П11 і і у Л і ■■■ 1 і J11 ПГПНЫр.ИЛЩЙ

Пнш.і -Mlw FaidUt’

її.Ml 4* вакмП .iOlVHPH III'" I COT. Нф Tilrtf-T ІК-. ||ф :ipl?IL>C4 lh ■ULiy&fCHHUL' ■І-ПІІІІІ Id ThiLT II L°iJ Эммг н 14ІЙНЧЧ С ИЦП %MT II ^меняет ИЯІ ЁШ№№[Г.1Ь ■п

rkiHHWHHiL vn и ijFi МШІІІТІСГЛЧК ЛІНІ ^ЛГЧН. Illl ТІНІ. Нё г Illlllll'.Th'l III' к ГЧІІІМЧ иЛьсмг L ■■'-III1. H'Culim-ll fiflOUfM ГІьі- и u:llI и llilllllhl іК'ІКЇК L L.IIIIU|'I ПшММ.тм'Ч н ■пн па ииъгчг беї ■■■>ІІІ!. і III EUI1II a с.іпмря

Пфшшшиж J-VrilHH Л H LL--.4 !-■ ■ 1 КС-& JlfllH Illl Til If. JIl г .I Il-IIIIV-jl І IIL & BftlllUH ЫЗмВШ с П'ППІІЛІЛІІІПМ долдо і Ь ВОЛІІйМ 1 HI 1 4 С ііґ-кчи ґк/+і їли-.: v: гтпплра ІЬіІІІ -Т-Л. І □ DA1IIUH ийкТІЕ KJ Г»-ПП—L1ЛЯЛІ III d pi

Т1ЛННЫЯН11А DfKUiamsiE ptraa п:о тещ. Hr IKWUK T Пішни:п-І іій к К111ВЫ ініимг £ ^пилтмшки ГГі-й-^.и:ьгі h i hi шит інч.счи e НтоиНЛОШОаСИ МШЯфЧ 1 lllllll VCII'I H —iii m obme Oi 1 E<l_llll Ш HIIU1IIII

4 11111L TCKCTCfl ІІП КЖ. J:lt .11 ЛІПШІЇ ст І!-^..р.мп:і. і iik б □аншч аЛьсот C ІІПІірЛчИЬЧН Члашшйннщн LllJI.i_.llll D ІЛЧІШТІ ПОЬСНС С llillipjl IKEJHII Щ.НДМ.МИ*# 1C И li-.j.IF..1.IIIM . 1 11 □О.ИІІШ oibnc I^IIIK pif.H'

COLTULKIIIIL! -JillliiK'-fM П entente ІІІПЙ MNK. lie ШІІЄТ IhlLKTT., IK? ME! ]/1ІЄЛ ГрНЧґ-НШ гкоучениыс-Ї*“ЙННІ HI «НГГНПЇ Iiizjj: и приш^-пп ІІІЇІІНЯ £ !UfWniL|li№ првщцштелі llli*ET II EfUHOUeT : —L11111F CIMDtTOflTt.ЛІРО

С іч:гіл:мшк' інгиигп пн ICOT. Нй ЧІГНТ 1ИГн!Т., ІЮ lit уыкт ГН МІ.--ГЦ lh шученные Шіігіі На 'Tsit'I Mb'.' *1nziiг и грычвдет uisiHHfl с піуншііш lipClKMEfUK 14 ІІІПЄТ и НІІ1ИН CliHKfflMKffb ■О

По данным, полученным из таблицы, вырисовывает- стрировать своим студентам, по каким показателям они

ся объемный портрет студента по показателям, отража- отстают. Такое оценивание дает больше информации

ющим содержание учебной дисциплины (немецкий студентам, чем балльное оценивание. язык), выявляется реальная причина проблем неуспева- С другой стороны, использование безотметочного оце-

емости, определяются пути работы с отстающими. Та- нивания знаний студентов при изучении немецкого язы-

ким образом, преподаватель наглядно может продемон- ка позволяет активизировать их учебную деятельность.

Библиографический список

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание, 1980.

2. Аскеров, Ш. Оценка знаний: поиск рационального варианта // Народное образование. — 2004. — №1.

3. Гормин, А.С. Шестибалльная шкала оценок: оцениваем качество, а не количество // Директор школы. — 2004. — №3.

4. Гузеев, В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — 111ч.

5. Диканская, Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — №3.

6. Зяблова, Е. Эффективная оценка знаний: (Рассуждения педагога-практика) // Учитель. — 2004. — №3.

7. Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление // доклады Всероссийской научно-метод. конф. / Ред. Н.В. Пу-стова и др.: В двух частях. — Новосибирск: НГТУ, 1999.

8. Кенфилд, Д., Сикконе, Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. — М.: УРСС, 1997.

9. Шалаев, И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Учебное пособие по психологии управления для руководителей и психологов учреждений образования. — Барнаул: Изд-во БГПУ. — 2000.

10. Hochschule und Ausland. DAAD Letter: Bonn, Deutschland, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.10.08.

УДК 371:351.851

Т.А. Зубарева, соискатель ГАГУ, г. Междуреченск, Кемеровская область

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ТЬЮТОРСТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе поставлена задача о становлении нового направления в системе высшего образования — института тьюторства. Автор описал возможности стажерских программ для формирования проектной и исследовательской культуры студентов и аспирантов; для их позиционирования и самоопределения в сферах деятельности.

Ключевые слова: тьюторство, стажерские программы, проектирование, исследование, инновации, взаимодействие, экономика знаний, управление знаниями.

Тьюторство работает в инвестиционной модели, где вклады интеллекта и других средств делаются для создания нового личного результата, который может быть выражен как в успешном действии, так и в исследовательском прорыве. Тьюторство может стать новой самостоятельной деятельностью, имеющей свои цели, способы методы работы, важные как для системы высшего профессионального образования, так и становления в России экономики знаний.

Предпосылками становления и развития института тьюторства в высшей школе являются намерения государства в стратегической перспективе достигнуть лидерства в глобальной конкуренции в высокотехнологичных отраслях. Для прорыва в высокотехнологичное международное сообщество формируются территории инновационного развития: особые экономические зоны, технопарки, создается инновационная инфраструктура, федеральные и исследовательские университеты [1]. Создание такого типа институтов поддержки инноваций символизирует собой переход России к другому типу экономики — экономике знаний.

Экономика знаний рассматривает знание как управляемый процесс его распространением, обработкой и использованием [2]. Переход к экономике знаний требует других способов организации деятельности, как бизнес-структур, так и системы образования.

Стремясь к стратегическому лидерству, корпорации уже сейчас вынуждены решать проблему создания и удержания наиболее активного и инновационного человеческого капитала [3, с. 215]. Запрос на новые кадры увеличивается с потребностью экономики в увеличении трансферта технологий, в запросе на создание новых

технологий. Крупные российские компании, постоянно проводящие модернизацию и переход на новые технологические платформы, открывают корпоративные учебные центры, тренинг-центры, проводящие «доводку» специалистов до нового корпоративного стандарта. Некоторые, создают совместные с университетами учебные центры и получают лицензию на образовательную деятельность.

Если опираться на отраслевые стратегии, утвержденные государством, то система профессионального образования должна обеспечить не только точечные модернизации, идущие сегодня, но и комплексное развитие базовых отраслей промышленности. Для этого система высшего образования должна найти свои ориентиры и базовый ресурс — фактор позволяющий приобрести преимущество. Модернизация системы высшего образования невозможна без опоры на принципы, позволяющие действовать с учетом новых реальностей: быстро формирующегося постиндустриального (или информационного) общества, становления экономики знаний, новой парадигмы образования — Life Long Leaning, позволяющей осуществлять непрерывное, на протяжении всей жизни образование.

Экономика знаний — это открытая система. Открытость проявляет себя как принцип. Принцип (лат. principuum — основа, первоначало), с философской точки зрения означает: источник чего-либо, некоторую первооснову, исходный путь. А.А. Цукер описывает открытость как принцип, который выполняет «функцию расширения числа альтернатив предполагаемого действия, расширения зоны смысловой свободы, и как источник необходимости выбора» [4, с. 41]. Принцип от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.