процессах устойчивой обратной связи. Обратная связь зафиксирована в: уровнях результата интеллектуальной социализации студентов (теоретический, технологический, творческий); характере процесса интеллектуальной социализации студентов (системообразующий, преобразующий, адаптирующий); типах доминирующего механизма интеллектуальной социализации студентов (обогащение житейского, академического и функ-ционального интеллектуального опыта). Происходит развитие интеллектуальной культуры студентов в социальнопедагогическом пространстве вуза, состоящем из следующих подсистем: управления вузом, организации научно-
исследовательской деятельности; организации учебной деятельности студентов и практик; художественно-твор-ческой деятельности; связи с общественностью, международных связей.
Качество специально организованного педагогического пространства зависит от того, насколько точно разработаны и применяются его критерии. В нашей концепции это критерии: когнитивно-информационный; мотивационно-
ориентационный; рефлексивно-деятельностный.
Когнитивно-информационный критерий включает в себя совокупность усваиваемых знаний обучающихся (характеризуется показателями интеллектуальной компетентности студентов): о социально-гуманитарной сфере, ее целях, ценностях, требованиях; об интеллектуальных технологиях, применяемых в социально-гуманитарной сфере, способах их эффективного применения этих технологий в рыночных условиях; о программах развития социально-гуманитарной сферы, например, моделирования социально-культурных процессов объектов; об индивидуальном и коллективном интеллектуальном опыте, необходимом для успешного решения гуманитар-
Библиографический список
ных задач. С помощью этих знаний студент может: а) балансировать между академической, житейской и функциональной осведомленностью; б) выражать в том или ином виде деятельности чувство причастности к когнитивной, гуманитарной и рыночной культурам; в) демонстрировать свой компетентно-стный потенциал.
Мотивационно-ориентационный критерий включает в себя совокупность личностных качеств обучающихся (определяется показателями интеллектуальной воспитанности студентов): разумной эгоистичностью; личной ответственностью; интеллектуальной интерактивностью; творческой инициативностью; коммуникабельностью; перцептивностью; профессиональной перспективностью.
Рефлексивно-деятельностный критерий раскрывается через группы умений сту-дентов (включает в себя совокупность показателей интеллектуальной чувствительности студентов): адекватно реагировать на акты педагогического влияния, понимания смыслов педагогического взаимодействия; опредмечивать цели, ценности, требования интеллектуальной культуры в познавательной, творческой и пробной практической деятельности; опережающе реагировать на проблемы социально-гуманитарной сферы.
Все сказанное выше говорит о том, что развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев сегодня является необходимой социально-педагогической системой, входящей в систему более крупного порядка - социальнокультурную. Создание данной социально-педагогической системы выступает условием наиболее эффективного решения важной государственно-общественной проблемы - рациональной и безопасной реализации гуманитарных технологий в обществе.
1. Когнитивная эволюция и творчество / под ред. И.П. Меркулова. - М., 1995.
2. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М., 2008.
3. Каптерев, А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. - М., 2005.
Bibliography
1. Kognitivnaya ]volyuciya i tvorchestvo / pod red. I. P. Merkulova. - M., 1995.
2. Lebedev, S. A. Filosofiya nauki: kratkaya ]nciklopediya (osnovnye napravleniya, koncepcii, kategorii). - M., 2008.
3. Kapterev, A. I. Menedzhment znanij: ot teorii k tehnologiyam. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 316.62
Danelchenko T.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVATION EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY AS A MEAN OF DEVELOPMENT CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOL STUDENTS. In the article founded the set of pedagogical conditions for forming a favorable environment for the effective functioning of the model, enhancing teaching and research activities as a mean of developing the creative potential of younger students, defined the role of teachers represented in terms of scientific and methodical support of the development process of the creative potential of school students.
Key words: creativity potential of school students, strengthening teaching and research activities, development of creative potential of younger students, scientific and methodological support, pedagogical conditions.
Т.А. Данельченко, руководитель отдела мониторинговых исследований Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: danelchenko@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обоснована совокупность педагогических условий, образующих благоприятную среду для эффективного функционирования модели активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников; определена роль представленных педагогических условий в научно-методическом обеспечении процесса развития творческого потенциала младших школьников.
Ключевые слова: творческий потенциал младших школьников, активизация учебно-исследовательской деятельности, развитие творческого потенциала младших школьников, научно-методическое обеспечение, педагогические условия.
Переход современного российского общества к новому состоянию, его интеграция в мировое образовательное пространство настоятельно требуют от граждан России готовности к эффективному использованию способностей и реализации личностного потенциала в новых социальноэкономических условиях. Несомненно, этому процессу способствует переход системы образования на современную модель. Его характерной особенностью является введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из требований, предъявляемых в данном нормативном документе к результатам образования, является развитие творческого потенциала учащихся, в частности младших школьников. Подтверждение этой позиции мы находим и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней стратегические задачи развития образовательного учреждения, эффективность его работы в условиях формирования современной модели образования, определяются тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной и созидательной деятельности.
Таким образом, развитие творческого потенциала учащихся в настоящий момент становится одной из главных стратегий и принципов современной педагогической практики.
В своем исследовании мы исходили из понимания творческого потенциала младших школьников как части более общей категории - «потенциал личности», который рассматривается в педагогической литературе как сущностная характеристика человека, отражающая совокупность его врожденных и приобретенных способностей относиться к окружающей действительности, определяющей норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия. В научных изданиях и диссертационных исследованиях описываются различные виды потенциала личности. Не ставя перед собой задачи их классификации, в своем исследовании мы рассматриваем творческий потенциал как разновидность потенциала личности, отличительной особенностью которого является его творческая направленность, сущность которой раскрывает понятие «творчество». Важными для нашего исследования являются, во-первых, представления о личности человека как о творческом существе, для которого характерны социальная значимость созидательной деятельности, её новизна и неповторимость, а во-вторых, утверждения о том, что личность - это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. В нашем понимании, творческий потенциал - это интегративное свойство личности младшего школьника, отражающее совокупность его реализованных возможностей и скрытых возобновляемых резервов, обеспечивающее готовность к участию в новых видах деятельности, направленных на получение объективно и субъективно новых образовательных результатов. Характер проявления свойств личности младшего школьника зависит от конкретных характеристик действительности, в которых он оказывается, и от него самого: его личностно-значимого отношения к деятельности, самостоятельности в выборе видов деятельности, в поступках, принимаемых решениях и удовлетворенности самореализацией. Можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности. Важную роль в этом развитии играет начальная школа: у младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.
Развитие творческого потенциала возможно в условиях различных видов деятельности. Важность этой проблемы оп-
ределяется тем, что учебная деятельность выступает в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности, и главные достижения в этом возрасте связаны с ней. По нашему убеждению, учебно-исследовательская деятельность младших школьников, как специально-организованная учебная, обладает всеми особенностями учебной деятельности, на которые указывает А.М. Новиков: направлена на освоение других видов человеческой деятельности, а также на овладение самой учебной деятельностью; направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата - освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений и т.д.; инновационна; испытывает влияние возрастной сензитивно-сти; к ученику приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни [1].
На страницах научных изданий и диссертационных исследований имеется целый ряд определений учебноисследовательской деятельности. В рамках нашего исследования заслуживает внимание определение Н.Г. Алексеева, А.В. Леонтович, А.С. Обухова и Фоминой Л.Ф., предложенное ими в концепции развития исследовательской деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью авторы понимают «деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [2].
Изучив представления ученых о сущности исследовательской деятельности учащихся, опираясь на точку зрения авторов концепции развития исследовательской деятельности учащихся, мы сформулировали интересующее нас понятие. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников - это специально организованная педагогом целенаправленная учебная деятельность (по структуре соответствующая научному исследованию), связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, в результате которой происходит открытие субъективно новых для учащихся знаний и способов творческой деятельности.
Рассматривая в своем исследовании творческий потенциал личности младшего школьника как единство его реализованного и нереализованного субпотенциалов, мы опирались на работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др. Специфика исследования состояла в том, что реализованный творческий потенциал, по нашему мнению, отражает опыт творческой деятельности младшего школьника, проявляемый в его актуальных знаниях о творчестве, умениях и навыках творческой деятельности. Нереализованный потенциал определяется мотивационной структурой личности ученика, уровнем творческого мышления и индивидуально-психологическими особенностями личности, проявляющимися в творчестве, и характеризует направление развития его творческого потенциала в целом. Актуальный опыт творческой деятельности младшего школьника и мотивационная структура его личности находится в диалектическом взаимодействии. Такое взаимодействие носит противоречивый характер, то есть реализованный и нереализованный субпотенциалы находятся в диалектическом противоречии. Это позволяет говорить о развитии творческого потенциала младшего школьника. Л.С. Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличии) и потенциального (которого можно достичь при определенных условиях). Расхождение между ними он назвал «зоной ближайшего развития». В нашем исследовании в качестве основания для развития творческого потенциала выступает противоречие между актуальным опы-
том творческой деятельности младшего школьника и мотивационной структурой его личности. Разрешение этого противоречия в процессе активизации учебноисследовательской деятельности раскрывает природу творческого потенциала младшего школьника, то есть является движущей силой его развития. Таким образом, проявление у младших школьников скрытых резервов позволяет им осознать продукт своей учебно-исследовательской деятельности и оценить полученные образовательные результаты по определенным личностно значимым и социальным критериям.
Как нами уже отмечалось, содержательное проявление и качественное своеобразие творческого потенциала отдельного индивида определяется биологическим, психическим и социальным факторами. Степень его проявления обусловлена условиями окружающей его действительности и уровнем его собственной активности. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели. Таким образом, активность субъекта выступает определяющим условием, при котором деятельность оказывает свое развивающее влияние на актуализацию имеющегося творческого потенциала, отсутствие же её приводит к угасанию способности к творчеству.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся позволил определить психологопедагогический смысл понятия «активизация учебноисследовательской деятельности», раскрыть, чем характеризуется активная исследовательская деятельность младших школьников, психолого-педагогические условия ее проявления. В нашем исследовании под активизацией учебной исследовательской деятельности младшего школьника мы понимаем такую организацию учебного процесса, при которой учащийся приобретает основные навыки учебного исследования и учится самостоятельно решать творческие, исследовательские задачи и личностнозначимые проблемы.
Исходя из вышесказанного, соотношение актуального и потенциального в процессе активизации учебноисследовательской деятельности младшего школьника позволяет рассматривать личность ученика в её движении от актуального уровня к потенциальным (перспективным) возможностям творческого развития.
Средство - философская категория, которая в диалектике действительности рассматривается как предмет или действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с помощью этого средства, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия. В нашем исследовании идет речь о педагогическом средстве. А это значит, что исходя из определения научного предмета педагогики, педагогические средства - это средства педагогического развития и формирования личности, ее образования, обучения и воспитания. Опираясь на работы ученых, в которых исследовательская деятельность представлена как основа, фундамент творчества, мы рассматриваем активизацию учебноисследовательской деятельности как средство развития творческого потенциала младших школьников.
Под научно-педагогическим обеспечением какого-либо процесса в педагогике традиционно понимают педагогическую модель и совокупность педагогических условий. Отметим, что в педагогической литературе термин «обеспечение» встречается довольно редко. Его чаще применяют в других отраслях деятельности, говоря о нормативно-правовом обеспечении (право), программном обеспечении (информатика), финансовом обеспечении (экономика) и пр., когда необходимо акцентировать внимание на создании условий, необходимых для чего-либо, а также на
снабжении чем-либо в нужном количестве. В своем понимании феномена «педагогическое обеспечение» мы исходили из определений, данных В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка», согласно которым обеспечение - это «создание условий, необходимых для чего-либо, а также снабжение чем-либо в нужном количестве», а обеспечить - значит «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым» [3].
Таким образом, в нашем исследовании под научнопедагогическим обеспечением мы понимаем педагогическую модель активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников и совокупность педагогических условий, образующих благоприятную среду для её эффективного функционирования.
В данной статье мы остановимся на обосновании комплекса педагогических условий, которые дадут возможность смоделированный нами процесс активизации учебно-исследовательской деятельности сделать реально осуществимым в образовательной практике учреждений, реализующих программы начального общего образования, а также использовать в качестве средства развития творческого потенциала младших школьников.
В понимании философов условие - это то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое), оно как одна их категорий детерминизма, образует момент всеобщей диалектической взаимосвязи. Чаще всего условия представляют как нечто внешнее для предмета или явления, как обстановку, в которой что-нибудь происходит или как требование, из которого надо исходить. В педагогике они рассматриваются как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [4].
Оценивая динамику процесса активизации учебноисследовательской деятельности младших школьников как средства развития творческого потенциала, мы рассматриваем комплекс педагогических условий как среду, в которой происходит реализация и развитие творческого потенциала младших школьников. Эта позиция основана на традициях, сложившихся в педагогических исследованиях и выводах ученых о том, что успешное развитие любой системы зависит от характеристик соответствующей окружающей среды. В качестве примера, иллюстрирующего достаточно внимательное и осторожное отношение к выбору педагогических условий, приведем рассуждения авторов, считающих «неправомерным сводить педагогические условия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, так как развитие творческого потенциала является процессом, представляющим собой единство субъектного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, возможного и должного» [5].
На основании вышеизложенного, мы определили следующие педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию модели активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников:
- формирование у младших школьников личностнозначимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности с использованием стимулирующих методов и средств;
- использование в учебном процессе методов и средств технологий гуманизации и демократизации педагогических отношений, педагогических технологий активизации и интенсификации деятельности детей, технологий эффективной организации образовательного процесса, технологий усиления социальновоспитательных функций образовательных учреждений, совокупность которых обуславливает развитие творческого мышления младших школьников;
- создание образовательной среды, симультанно обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеучебной деятельности младших школьников.
Первое педагогическое условие связано с необходимостью формирования у младших школьников личностно-значимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности. Именно стимулирование предполагает выбор разнообразных социально значимых методов и средств, которые усиливают мотивацию учащихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Важно, чтобы меры стимулирования использовались в тех формах, которые отвечают интересам и
потребностям самих учащихся и были обусловлены спецификой проявления личностного отношения к познавательной деятельности у младших школьников. С одной стороны, до сих пор нет четких технологий формирования и актуализации личностно-значимых мотивов у учащихся, а, с другой стороны, уже есть определенная теоретическая база для их разработки, в частности теории П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых были заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования. Опираясь на работы И.В. Абакумовой, посвященные вопросам смыслообразования в учебном процессе, мы определили виды личностной значимости как формы проявления положительного отношения к учебно-исследовательской деятельности: отрицательная -
полное непонимание учеником значимости учебно-
исследовательской деятельности для личностного развития, хотя её объективное значение осознается и принимается; неосознаваемая - ученику трудно оценить для себя значимость учебно-исследовательской деятельности, хотя наличие этой значимости и не отрицается, она остается неосознанной; осознаваемая - ученик осознает значимость учебно-
исследовательской деятельности для совершенствования его личности, посредством развития творческого потенциала [6].
Формирование личностно-значимой мотивации младших школьников в нашем исследовании реализовывалось, как в стихийно сложившихся или специально организованных условиях учебно-исследовательской деятельности, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования («снизу вверх»), так и в процессе усвоения учеником предъявленных ему в готовой форме побуждений, целей, содержания направленности, которые учитель хочет сформировать у ученика начальных классов, причем ученик должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие мотивы («сверху вниз») [7].
В исследовании представлены меры, основанные на эмоциональных проявлениях младших школьников; 1) меры, основанные на получении младшими школьниками удовлетворения от приобретения в процессе учебно-исследовательской деятельности новых умений и навыков; 2) меры, опирающиеся на осознание важности знаний и умений исследовательской деятельности, полученных в период обучения в начальной школе, для продолжения обучения; 3) меры, основанные на стремлении младших школьников к общению и обсуждению с одноклассниками, учителями и родителями результатов учебно-исследовательской деятельности.
Нами установлено, что использование системы стимулирующих методов и средств, имеющих как ситуативный, так и отсроченный эффекты, создает у младших школьников прообраз будущего смысла дальнейшего применения полученных навыков учебного исследования для развития своего творческого потенциала, что обеспечивает формирование личностно-значимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности. При использовании представленных мер у младших школьников появляется устойчивый интерес к учебноисследовательской деятельности, они овладевают практическими умениями учебно-исследовательской деятельности, у детей наблюдаются положительные эмоциональные реакции в процессе приобретения новых знаний и умений, они способны анализировать успешность собственной учебно-
исследовательской деятельности.
Библиографический список
Второе педагогическое условие продиктовано необходимостью развития творческого мышления младших школьников. И.Я. Лернер считает, что «основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее использованные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую» [8]. В исследовании обосновано, что использование в учебном процессе совокупности методов и средств педагогики сотрудничества, игровых технологий и проблемного обучения, групповых и коллективных способов обучения, информационных и здоровьесберегающих технологий позволит создать условия для развития творческого мышления младших школьников. Это потребует тщательного и системного изучения педагогами индивидуального исследовательского опыта младших школьников.
Третье педагогическое условие связано с необходимостью создания образовательной среды, симультанно (одновременно и параллельно) обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеучебной деятельности младших школьников. Одним из важных компонентов современного образования выступает понятие «образовательная среда», которое напрямую связано с понятием «образовательный опыт», поскольку среда полагается как совокупность условий организации опыта в образовании [9]. Это означает, что если мы хотим организовать опыт учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении, то в первую очередь необходимо проанализировать, какие типы сред могут этому способствовать. Среда в данном случае - это не только материальные условия деятельности. В традиционной трактовке в третьем условии мы рассматриваем среду как некое окружение младшего школьника, оказывающее на него определенное воздействие. На этом основании нами установлено, что формирование среды, обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеучебной деятельности младших школьников, необходимо вести через гармонизацию следующих сред: материально-пространственной, дидактической, информационно-образовательной и психолого-
педагогической просветительской.
Таким образом, определенные нами педагогические условия являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования модели активизации учебноисследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
1. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005.
2. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рипол Классик, 2006.
4. Петров, К.В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2008.
5. Глуховская, Е.А. Развитие творческого потенциала школьника в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1997.
6. Абакумова, И.В. Смыслообразование в учебном процессе: дисс. ... д-ра психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.
7. Валеева, Р.К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметоч-ного обучения: дис. ... кан. пед. наук. - Москва, 2004.
8. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
9. Гусаковский, М.А. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко, С.В. Костю-кевич и др.; под ред. М.А.Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004.
Bibliography
1. Novikov, A. M. Metodologiya uchebnoj deyatel'nosti. - M.: Izdatel'stvo “gves”, 2005.
2. Alekseev, N. G. Koncepciya razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya / N. G. Alekseev, A. V. Leontovich, A. S. Obuhov, L. F. Fomina // Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. - 2002. -- № 1.
3. Dal', V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. - M.: Ripol Klassik, 2006.
4. Petrov, K. V. Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya tvorcheskogo potenciala uchaschihsya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Moskva, 2008.
5. Gluhovskaya, E. A. Razvitie tvorcheskogo potenciala shkol'nika v uchebnoj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 1997.
6. Abakumova, I. V. Smysloobrazovanie v uchebnom processe: diss. . d-ra psihol. nauk. - Rostov-na-Donu, 2003.
7. Valeeva, R. K. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebnoj motivacii mladshih shkol'nikov v usloviyah bezotmetochnogo obucheniya: dis. ... kan. ped. nauk. - Moskva, 2004.
8. Lerner, I. Ya. Problemnoe obuchenie. - M.: Znanie, 1974.
9. Gusakovskij, M. A. Izmenenie form kommunikacii v uchebnom processe / M. A. Gusakovskij, L. A. Yaschenko, S. V. Kostyu-kevich i dr.; pod red. M. A. Gusakovskogo. - Mn.: BGU, 2004.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 372
Basova E.A. FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY PUPIL THE BASIC SCHOOL. Formation of functional literacy is one of the important components of educational process. In this article the essence of definition of students' functional literacy is considered. According to the structure of students' functional literacy the ways of forming the students' functional literacy are created which include the way of active interaction, the demonstration of computer's presentation, the doing of exercises, a poetic way of storing material studying. Object of research is process of formation of functional literacy pupil. Objects of research are ways of formation of functional literacy pupil of the basic school.
Key words: Functional literacy, interaction, computers presentation, exercises, a poetic way of storing of a material.
Е.А. Басова, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: ev.al.basova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОГО УЧЕНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Формирование функционально грамотного ученика является важным составляющим образовательного процесса. В данной статье раскрывается сущность понятия «функционально грамотный ученик», предлагаются пути и способы формирования функционально грамотного ученика. Это способ организации естественного общения, создание и демонстрация компьютерных презентаций, выполнение упражнений, стихотворный способ изучение материала.
Ключевые слова: функционально грамотный ученик, способ организации естественного общения, компьютерная презентация, выполнение упражнений, стихотворный способ изучения материала.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения развитие личности школьника в образовательном процессе связано с формированием у него функциональной грамотности, которая включает не только знания, умения, но также способность справляться с функциональными задачами и повседневными потребностями в процессе приобретения индивидуального опыта в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях. В настоящее время необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию. Достижение этой цели обеспечивает сформиро-ванность функциональной грамотности, так как предполагает не только владение определенным багажом суммы знаний, умений и навыков, но и способностью к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации [1]. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий: между потребностью общества в функционально грамотных людях и несоответствием уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся основной школы; между необходимостью формирования функциональной грамотности учащихся основной школы и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Цель статьи: теоретически обосновать способы формирования функционально грамотного ученика. Отталкиваясь от цели, мы ставим следующие задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятие «функционально грамотного ученика» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Определить дефиницию «способ» в научной литературе.
2. Выявить и систематизировать способы формирования функционально грамотного ученика основной школы.
3. Внедрить в учебный процесс общеобразовательной школы способы формирования функционально грамотного ученика.
Исходя из противоречий, цели и задач проблема заключается в поиске эффективных способов формирования функционально грамот-