УДК 373.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бондарчук Т.В., Абдуллин А.Г.
Активизация учебно-исследовательской деятельности рассматривается как одно из педагогических средств развития творческого потенциала младших школьников. В этой связи целью исследования является обоснование педагогических условий, необходимых для успешного функционирования модели активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников в образовательной практике учреждений. В результате исследования выявлены и обоснованы педагогические условия, необходимые для успешного функционирования модели активизации учебно-исследовательской деятельности, отражающие совокупность содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств активизации учебно-исследовательской деятельности, способствующих успешному развитию творческого потенциала младших школьников. Область применения результатов: разработанные автором педагогические условия применимы в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: педагогические условия, учебно-исследовательская деятельность, творческий потенциал, младшие школьники.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVATING OF EDUCATIONAL-RESEARCH ACTIVITIES AS DEVELOPMENT TOOLS OF SCHOOLCHILD’S CREATIVE POTENTIAL
Bondarchuk T.V., Abdullin A.G.
Summary. Activating of educational-research activities is considered as one of pedagogical development tools of schoolchild's creative potential. In this regard the research purpose is substantiation the pedagogical conditions which are necessary for successful functioning of activating model of educational-research activities as development tools of schoolchild's creative potential in educational practice of institutions. In consequence of research the pedagogical conditions which are necessary for successful functioning of activating model of the educational-research activities, reflecting totality of substantive, organizational-pedagogical, procedural-efficient means of activating of the educational-research activities promoting successful development of schoolchild's creative potential have been revealed and substantiated. Field of application results: the pedagogical conditions developed by the author are applicable in educational institutions.
Keywords: pedagogical conditions, educational-research activities, creative potential, schoolchild.
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования главной задачей педагогов становится задача профессионально и точно управлять той образовательной средой, в которой можно поддержать исследовательскую активность младших школьников, увидеть каждый успех ученика, создать условия для реализации его творческого потенциала. Одним из таких педагогических средств, на наш взгляд, является процесс активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. В деятельности общеобразовательных учреждений уже обозначились тенденции, указывающие на обновление содержания, связанного
с пониманием учебно-исследовательской деятельности учащихся как инструмента достижения новых образовательных результатов и необходимости вывода педагогической поддержки данной деятельности за рамки учебного занятия. Однако исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что возможности активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников как разновидности учебной деятельности на начальной ступени общего образования, нельзя считать полноценно раскрытыми. Это делает необходимым поиск новых путей научнопедагогического обеспечения процесса активизации учебно-исследовательской деятельности и оценки степени ее влияния на развитие творческого потенциала младших школьников.
Основываясь на реальных фактах, учитывая выводы ученых и традиции, сложившиеся в педагогических исследованиях, научно-педагогическое обеспечение процесса активизации учебно-исследовательской деятельности мы представляем моделью и совокупностью педагогических условий, необходимых для ее реализации в начальном звене общеобразовательного учреждения.
Успешность функционирования модели активизации учебноисследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников в образовательной практике учреждений может быть обеспечена созданием совокупности педагогических условий, которая учитывает особенности системы начального общего образования в период введения федеральных государственных образовательных стандартов и специфики процесса активизации учебно-исследовательской деятельности для учащихся младшего школьного возраста, возможности системного, синергетического, личностно-деятельностного, феноменологического и средового подходов, избранных нами в качестве теоретико-методологической основы активизации учебно-исследовательской деятельности, содержание
понятий «активизация учебно-исследовательской деятельности» и «творческий потенциал младших школьников».
Описание педагогических условий в нашем исследовании основано на традициях, сложившихся в педагогических исследованиях, на выводах отечественных ученых об условиях успешности развития системы (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.М.Яковлевой и др.), а также на положении
системного подхода о том, что любая система (в нашем случае модель) выступает как единое целое по отношению к окружающей среде и требует согласованности с условиями этой среды [2; 6: 10; 13 и др.].
Следуя логике нашего исследования, остановимся на рассмотрении понятия «условие». В понимании философов условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое). Чаще всего условия рассматривают как нечто внешнее для явления, как обстановку, в которой что-нибудь происходит, или как требования, из которых надо исходить. Совокупность конкретных условий представляют как среду, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы или явления [12, с. 414]. Условие, как одна их категорий детерминизма, образует, таким образом, момент всеобщей диалектической взаимосвязи [14, с. 497-498].
Из определений, данных в «Большом толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова, можно выбрать такие значения: правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности; то, что делает возможным что-нибудь другое, что определяет собой что-нибудь другое [214, с. 875].
В педагогике условия рассматриваются как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [11, с. 36].
Исходя из сущности определения, под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность обусловленных действенных мер (воздействий),
направленных на активизацию учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников. В качестве как внешних, так и внутренних мер может выступать отбор и применение элементов содержания, форм организации учебных занятий, дидактических приемов и методов.
В качестве примера, иллюстрирующего достаточно внимательное отношение к подбору педагогических условий, приведем рассуждения ученых, которые считают «неправомерным сводить педагогические условия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, так как развитие творческого потенциала является процессом, представляющим собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, возможного и должного» [4, с. 44]. Таким образом, чем лучше подготовлены условия для успешной реализации модели активизации учебноисследовательской деятельности, тем лучше пойдет процесс развития творческого потенциала младших школьников.
Итак, с позиции вышеизложенного к педагогическим условиям мы относим:
- формирование у младших школьников личностно значимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности с использованием стимулирующих методов и средств;
- использование в учебном процессе форм, методов и средств технологий гуманизации и демократизации педагогических отношений, активизации и интенсификации деятельности, эффективной организации образовательного процесса, совокупность которых обуславливает развитие творческого мышления младших школьников;
- создание образовательной среды, симультанно обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеурочной деятельности младших школьников.
Остановимся на каждом из этих условий.
Первое педагогическое условие связано с необходимостью формирования у младших школьников личностно значимой мотивации к учебноисследовательской деятельности. Именно стимулирование предполагает выбор разнообразных социально значимых методов и средств, которые усиливают мотивацию учащихся к той деятельности, на которую их ориентирует педагог. Важно, чтобы меры стимулирования использовались в тех формах, которые отвечают интересам и потребностям самих учащихся и были обусловлены спецификой проявления личностного отношения к познавательной деятельности у младших школьников. С одной стороны, до сих пор нет четких технологий формирования и актуализации личностно значимых мотивов у учащихся, а, с другой стороны, уже есть определенная теоретическая база для их разработки, в частности теории П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых были заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования. Опираясь на работы И.В. Абакумовой, посвященные вопросам смыслообразования в учебном процессе, мы определили виды личностной значимости как формы проявления положительного отношения к учебноисследовательской деятельности: отрицательная - полное непонимание
учеником значимости учебно-исследовательской деятельности для личностного развития, хотя её объективное значение осознается и принимается; неосознаваемая - ученику трудно оценить для себя значимость учебноисследовательской деятельности, хотя наличие этой значимости и не отрицается, она остается неосознанной; осознаваемая - ученик осознает значимость учебно-исследовательской деятельности для совершенствования его личностных качеств, посредством развития творческого потенциала [1].
Соответственно мы полагаем, что формирование личностно значимой мотивации младших школьников реализуется, как в стихийно сложившихся или специально организованных условиях учебно-исследовательской деятельности, которые при систематической актуализации постепенно
переходят в устойчивые мотивационные образования («снизу вверх»), так и в процессе усвоения учеником предъявленных ему в готовой форме побуждений, целей, содержания направленности, которые учитель хочет сформировать у ученика начальных классов, причем ученик должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие мотивы («сверху вниз») [3].
В нашем исследовании важнейшим рычагом повышения мотивации и исследовательской активности младших школьников являются: 1) меры,
основанные на получении младшими школьниками удовлетворения от приобретения в процессе учебно-исследовательской деятельности новых знаний, умений и навыков; 2) меры, опирающиеся на осознание учащимися важности полученного в начальной школе опыта учебно-исследовательской деятельности для дальнейшего продолжения обучения; 3) меры, обусловленные стремлением младших школьников к обсуждению с участниками образовательного процесса результатов (продуктов) своей учебноисследовательской деятельности.
К числу мер стимулирования активной исследовательской деятельности младших школьников, мы, совершенно обосновано, причисляем наглядный пример исследовательского поведения личностно значимых взрослых; интересное преподавание учебного материала, новизну и занимательность содержания исследовательских задач, а также создание ситуаций успеха через обеспечение доступности их решения для каждого ученика; безоценочное принятие и поддержка результатов учебно-исследовательской деятельности младших школьников всеми участниками образовательного процесса; проявление одобрения и заинтересованности в личностных достижениях младшего школьника, как учителя, так и одноклассников. Формирование индивидуальной исследовательской траектории (карты поиска, исследовательского плана, маршрута) и совместного выстраивания программ его реализации также оказывают мощный мотивационный эффект для
младшего школьника, обеспечивают продуктивный характер учебноисследовательской деятельности.
Следующим необходимым фактором формирования личностно значимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности выступают меры, направленные на достижение осознания младшими школьниками, что высокие результаты проведения учебного исследования зависят от рациональной подготовки к этой деятельности (продумывание, планирование, оптимальная организация исследовательского процесса и пр.). Анализ литературных источников позволил нам выявить, что в качестве организационнопедагогических мер рассматривается организация специальных занятий, по содержанию направленных на формирование приемов исследовательской деятельности младших школьников, а именно, на освоение универсальных учебных действий, на овладение начальными знаниями и представлениями о структуре и логике учебного исследования, на организацию и проведение посильного для младшего школьного возраста учебного эксперимента (с использованием элементов домашних экспериментальных работ), на решение изобретательских задач (ТРИЗ), на оформление результатов учебноисследовательской деятельности (задач, рефератов, исследовательских работ и проектов), на овладение культурой исследовательского труда. Эффективности принятых мер способствует разработка педагогами инструкций (памяток, алгоритмов и др.) для самостоятельного проведения различных этапов учебного исследования.
В качестве мер, опирающихся на осознание важности знаний, умений и навыков исследовательской деятельности для продолжения обучения и будущей профессиональной деятельности, выступает педагогическая поддержка младших школьников в определении своих исследовательских интересов и нахождение любимого дела для творчества. Это реализация связей исследовательской деятельности с жизнью (решение во время занятий учебноисследовательским поиском личностно значимых для младших школьников
проблем, осуществление детской мечты и пр.); это создание ситуации выбора, позволяющей учащимся из множества направлений исследовательского поиска выбрать свое дело, соответствующее его способностям, возможностям и интересам; это обучение младших школьников способам рефлексии успехов и неудач, в результате которой они обучаются умению «держать удары» и продолжать работу, несмотря на препятствия, а также умению видеть промежуточные результаты своей учебно-исследовательской деятельности.
В качестве мер, основанных на стремлении младших школьников к общению и обсуждению с одноклассниками, учителями и родителями результатов (продуктов) учебно-исследовательской деятельности рассматриваются меры, направленные на создание условий для творческого поля и эффективного межличностного взаимодействия, как в индивидуальном порядке, так и при групповых (созданных с учетом рационализации состава) и коллективных формах учебно-исследовательской деятельности учащихся; на организацию различных ситуаций общения в детском коллективе, имеющих целью гармонизировать отношения педагога, родителей, учащихся, а также младших школьников между собой, позволяющих избегать или преодолевать возникающие конфликты и стимулирующих учащихся строить общение на основе сотрудничества и взаимопомощи; на осуществление обратной связи (как средства предоставления младшим школьникам возможности быть познающими субъектами и активными исследователями окружающего мира), позволяющей учащимся высказывать свое мнение по поводу организации исследовательской работы и выдвигать предположения по её организации и оптимизации; на включенность младших школьников в жизнь и деятельность ученического коллектива, и взаимодействие с окружающими.
Нами установлено, что использование системы стимулирующих методов и средств, имеющих как ситуативный, так и отсроченный эффекты, создает у младших школьников прообраз будущего смысла (идеи) дальнейшего применения полученных навыков учебного исследования для развития своего
творческого потенциала, что обеспечивает формирование личностно значимой мотивации к учебно-исследовательской деятельности. При использовании представленных мер у младших школьников появляется устойчивый интерес к учебно-исследовательской деятельности; они овладевают практическими умениями учебно-исследовательской деятельности; у детей наблюдаются положительные эмоциональные реакции в процессе приобретения новых знаний и умений; они способны анализировать успешность собственной учебно-исследовательской деятельности.
Второе педагогическое условие продиктовано необходимостью развития творческого мышления младших школьников. И.Я. Лернер считает, что «основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее использованные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую» [7, с. 10-17].
Организация целенаправленной работы по развитию творческого мышления младших школьников средством активизации учебноисследовательской деятельности на ступени начального общего образования включает в себя пять составляющих:
- наличие четкой диагностической цели, декомпозируемой на подцели и задачи каждого этапа образовательного процесса;
- представление процесса активизации учебно-исследовательской деятельности младших школьников как средства развития творческого потенциала в виде модели;
- наличие последовательности и логики в отборе форм, методов и средств обучения, учитывающих этапы и уровень развития творческого потенциала младших школьников;
- осуществление комплексного воздействия учителя на учеников, обеспечивающего развитие всех компонентов структуры творческого потенциала младших школьников;
- указание границ возможных достижений и допустимого отступления от правил.
Все эти элементы соответствуют критериям технологического уровня протекания образовательного процесса. Ключом к пониманию его построения для нас является последовательная ориентация на четко определенные цели, их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция хода обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов [5].
Так как активизация учебно-исследовательской деятельности нами рассматривается в качестве средства развития творческого потенциала младших школьников, то выбранную нами совокупность технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества), педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей (игровые технологии и технологии проблемного обучения), технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые, компьютерные технологии) можно отнести к педагогическим средствам активизирующего воздействия,
позволяющего получить наилучшие результаты развития творческого мышления младших школьников.
Третье педагогическое условие связано с необходимостью создания образовательной среды, симультанно (одновременно и параллельно) обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеурочной деятельности младших школьников. Говоря о смысле данного условия, нельзя не учитывать, что понятие «образовательная среда», являясь одним из важных компонентов современного образования, напрямую связано с понятием «образовательный опыт». Здесь мы опираемся на ученых, которые среду рассматривают как совокупность условий организации опыта в образовании [8]. При таком подходе, если мы хотим через опыт активизировать учебноисследовательскую деятельность младших школьников в образовательном учреждении, то в первую очередь необходимо проанализировать, какие типы сред могут этому способствовать. Подчеркнем, что в нашем случае среда - это не только материальные условия деятельности. На этом основании нами установлено, что формирование среды, обеспечивающей интеграцию учебной, исследовательской и внеурочной деятельности младших школьников, необходимо вести через гармонизацию следующих типов сред:
- материально-пространственной среды (тип среды представляется полем возможностей, организуемым вокруг вопроса «В каких отношениях я участвую в данной ситуации?») через организацию совместной продуктивной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей по созданию комплекса материально-технических условий организации учебноисследовательского труда младших школьников (опыт создания различных приборов, лабораторных стендов и полезных моделей для проведения различных учебных исследований и пр.);
- дидактической среды (тип среды представляется полем возможностей, организуемым вокруг вопроса «Что можно еще сделать в данной ситуации для осуществления возможностей?»), обеспечивающей дополнительное поле
возможностей через органичное включение методов исследовательской деятельности как в повседневные учебные занятия, так и во внеклассную работу; через сочетание различных форм учебной и внеучебной деятельности исследовательской направленности; через сочетание содержания основного и дополнительного образования. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие творческих способностей личности младшего школьника;
- информационно-образовательной среды (тип среды представляется полем возможностей, организуемым вокруг вопроса «Какие источники информации я использую в данной ситуации?»), направленной на получение опыта использования информационного пространства в учебноисследовательской деятельности посредством посещения публичных библиотек, музеев, архивов и др. учреждений культуры, а также обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам, к современным поисковым системам, электронным библиотекам, художественным порталам, форумам, сайтам и прочим современным информационным мультимедиа ресурсам и средствам, а также опыта совместного поиска источников информации по предмету детского исследования или помощи в сборе информации и др.;
- психолого-педагогической просветительской среды (тип среды
представляется полем возможностей, организуемым вокруг вопроса «Кто я в данной ситуации, кто другие в данной ситуации, какова данная ситуация?»), обеспечивающей формирование коммуникативной культуры,
стрессоустойчивости и опыта общения, как с участниками учебного исследования, так и с представителями науки, культуры, искусства, научными руководителями исследований, экспертов, членов жюри и прочими субъектами внеучебной исследовательской деятельности.
Таким образом, под педагогическими условиями успешного функционирования модели активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших
школьников следует понимать, как совокупность обусловленных действенных мер (воздействий), объективных возможностей, содержания, форм организации учебных занятий, дидактических приемов и методов, направленных на решение поставленных в исследовании задач, способствующих развитию творческого потенциала младших школьников.
Проведенная в исследуемом направлении экспериментальная работа показала, что реализация модели на фоне совокупности педагогических условий способствует поэтапному совершенствованию знаний, умений и навыков творческой деятельности, мотивации, творческому мышлению и развитию индивидуально-психологических особенностей личности младших школьников, проявляющихся в творчестве, а в целом - развитию их творческого потенциала.
Список литературы
1. Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе: дис. ... д-ра псих. наук. Ростов н/Д, 2003. 440 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. Киев: Рад. школа, 1982. 198 с.
3. Валеева Р.К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения: дис. . кан. пед. наук. М., 2004. 164 с.
4. Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала школьника в учебной деятельности: ис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1997.249 с.
5. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб.: СПбГУ, 1993. 238 с.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 80 с.
8. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, №5. 2001. С. 60-63.
9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. тттк., 2004. 512с.
10. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. 224 с.
11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М.: Дом славянской книги, 2008. 960 с.
12.Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
590 с.
13. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра псих. наук. Челябинск, 1992. 406 с.
14. Olach A. Creativity and personality variables // Studies in creativity - Bp., 1987. - P. 87-108.
References
1. Abakumova I.V. Smysloobrazovanie v uchebnom protsesse [Sense creation in educational process]: dissertation of the doctor of psychological sciences. Rostov on /D, 2003. 440 p.
2. Babanskiy Yu.K., Potashnik M.M. Optimizatsiya pedagogicheskogo protsessa [Optimization of pedagogical process]. Kiev: Rad.School, 1982. 198 p.
3. Valeeva R.K. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebnoy motivatsii mladshikh shkol'nikov v usloviyakh bezotmetochnogo obucheniya [Pedagogical conditions of forming of educational schoolchild's motivation in the conditions training without marks]: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2004. 164 p.
4. Glukhovskaya E.A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti [Development of schoolchild's creative potential in
educational activities]: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Orenburg, 1997. 249 p.
5. Klarin M.V. Tekhnologiya obucheniya: ideal i real'nost [Technology of training: ideal and reality]. Riga: Experiment, 1999. 180 p.
6. Kuzmina N.V., Rean A.A. Professionalizm pedagogicheskoy deyatel'nosti [Professionalism of pedagogical activities]. St. Petersburg: St. Petersburg state university, 1993. 238 p.
7. Lerner I.Ya. Problemnoe obuchenie [Problem training]. M: Knowledge, 1974. 80 p.
8. Obukhov A.S. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak vozmozhnyy put' vkhozhdeniya podrostka v prostranstvo kul'tury [Research activities as possible way of occurrence of the teenager to culture space]. Shkol'nye tekhnologii, no. 5 (2001): 60-63.
9. Polonskiy V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary by training and pedagogics]. M: The higher school, 2004. 512 p.
10. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovatsionnaya
deyatel'nost' [Pedagogics: innovative activities]. M: Master, 1997. 224 p.
11. Ushakov D.N. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Sovremennaya redaktsiya [Big explanatory dictionary of Russian. Modern edition]. M: House of the Slavic book, 2008. 960 p.
12. Frolova I.T. Filosofskiy slovar' [The philosophical dictionary]. M: Politizdat, 1987. 590 p.
13. Yakovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nykh zadach [The theory and practice of preparation of future teacher to the creative solution of educational tasks: dissertation of the doctor of psychological sciences]. Chelyabinsk, 1992. 406 p.
14. Olach A. Creativity and personality variables // Studies in creativity -Bp., 1987. P. 87-108.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Бондарчук Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры "Физическое воспитание"
Южно-Уральский государственный университет (национальный
исследовательский университет)
проспект Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия
Абдуллин Асат Г иниатович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры "Общая психология"
Южно-Уральский государственный университет (национальный
исследовательский университет)
проспект Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bondarchuk Tatyana Vasilyevna, Doctor of pedagogical sciences, professor, Professor of the « Physical education»,
South Urals State Unioversity (National Research Institute)
Lenin prospect, 76, Chelyabinsk, 454080, Russia [email protected]
Abdullin Asat Giniatovich, Doctor of Psychology, Professor
South Urals State Unioversity (National Research Institute)
Lenin prospect, 76, Chelyabinsk, 454080, Russia [email protected]
Рецензент:
Ильясов Д.Ф., заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, доктор педагогических наук, профессор