Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
познавательная деятельность / биология / педагогические условия / дидактические условия / уроки биологии / методы организации и управления познавательной деятельностью.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Хонназарова Салтанат Тулкиновна

В статье описаны педагогические условия проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в биологическом образовании, и эти условия трактуются с социально-педагогической и дидактической точки зрения. Выявлены факторы, влияющие на создание социально-педагогических и дидактических условий, проанализированы дидактические условия организации и развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Рекомендуются конкретные возможности и способы организации и управления познавательной деятельностью учеников при обучении биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Хонназарова Салтанат Тулкиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ХОННАЗАРОВА САЛТАНАТ ТУЛКИНОВНА

Учитель кафедры Биология и методика её обучения, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Ташкент, Узбекистан

Аннотация. В статье описаны педагогические условия проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в биологическом образовании, и эти условия трактуются с социально-педагогической и дидактической точки зрения. Выявлены факторы, влияющие на создание социально-педагогических и дидактических условий, проанализированы дидактические условия организации и развития познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Рекомендуются конкретные возможности и способы организации и управления познавательной деятельностью учеников при обучении биологии.

Ключевые слова: познавательная деятельность, биология, педагогические условия, дидактические условия, уроки биологии, методы организации и управления познавательной деятельностью.

Развитие системы народного образования до 2030 года в целях определения приоритетных направлений системного реформирования общего среднего и внешкольного образования в Республике Узбекистан, поднятия духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего молодого поколения на новый уровень в с точки зрения качества, внедрение в учебный процесс инновационных форм и методов обучения определило ряд задач[1].. Основное направление реформ, проводимых сегодня в совершенствовании системы образования в нашей республике, направлено на воспитание молодого поколения с богатой духовностью, высоким потенциалом и ответственностью за развитие страны в будущем.

Столь высокая зрелость ученика зависит от эффективной и качественной организации и управления образовательной системой. Для развития всесторонне развитой личности, прежде всего, актуальное значение имеет совершенствование учебного процесса и в связи с этим обеспечение социально-педагогических и дидактических условий, позволяющих активизировать когнитивную деятельность учащихся.

Для реализации этих требований и совершенствования этого процесса, прежде всего, необходимо создать необходимые педагогические условия. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся прямо и косвенно зависит от совершенствования учебного процесса. Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование учебного процесса.

Проблема создания педагогических условий для совершенствования учебного процесса рассматривается в исследованиях известных дидактов М.И. Махмутова «Организация проблемного образования в школе», Ю.К. Бабанского «Рациональная организация учебной деятельности», И.Я. Лернера «Дидактические основы обучения» и др.

Например, М.И. Махмутов в книге «Организация проблемного обучения в школе» разделил условия организации обучения на две группы:

1. Социально-педагогические условия;

2. Дидактические условия;

В исследовании условия организации преподавания «Биологии» рассматривались на основе этих двух групп.

На основании требований Закона «Об образовании» к организации учебного процесса внесены соответствующие изменения в факторы, влияющие на эти условия.

В качестве факторов, влияющих на возникновение социально-педагогических условий, были выявлены:

• способы организации, управления и активизации познавательной деятельности учеников;

• формирование учебных мотивов и уровня знаний у учеников;

• наличие научно и методически совершенной учебников и материально-технической

базы.

В качестве факторов, влияющих на создание дидактических условий, были выделены следующие факторы:

• уровень теоретического и практического владения преподавателем наукой биология и методами ее преподавания;

• разработка общебиологических и частных концепций и реализация межпредметных связей в обучении;

• наличие методического обеспечения использования педагогических и информационных технологий в образовательном процессе.

Рассмотрим факторы социально-педагогических условий организации преподавания дисциплины «Биология». Среди этих факторов главное место занимает проблема организации, управления и активизации познавательной деятельности учеников.

Познавательная деятельность учащихся - это деятельность, организованная в соответствии с педагогической деятельностью учителя во время преподавания того или иного учебного предмета.

Поставленная цель достигается только тогда, когда педагогическая деятельность учителя и познавательная деятельность учащихся организованы в соответствии с целью.

Познавательная деятельность учащихся считается сложным процессом, с общедидактической точки зрения начиная с момента, когда человек начинает познавать мир, она имеет реальный статус со дня поступления учащихся в общую среднюю школу, а развитие человека на всех стадиях зрелости служит основой для того, чтобы он занял достойное место в обществе.

Познавательная деятельность человека - комплексное понятие, под которым понимается процесс приобретения знаний, умений и навыков в течение всей жизни человека, законов мира, общества, на практике, в жизни. Познавательная деятельность учащихся развивается и совершенствуется на основе учебной деятельности, организованной в общеобразовательных школах.

Поэтому возникает проблема организации и активизации познавательной деятельности учеников, выявления ее компонентов.

В книге Г.М. Муртазина «Активные формы и методы обучения. Человек и его здоровье» написана для учителей подробно описаны активные формы и методы обучения, используемые в учебном процессе, способы активизации познавательной деятельности учащихся путем организации самостоятельной работы [2].

Эта книга считается очень ценным практическо-методическим пособием для учителей биологии, поскольку содержит способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассной работе по каждому предмету, решения расчетно-логических задач, биологических диктантов, конспектов, тестов, разработаны динамические и дидактические карточки-рекомендации по активизации деятельности.

В нашем исследовании мы стремились разработать способы активизации познавательной деятельности учащихся не только во внеклассной деятельности, но и во всех формах преподавания «Биологии»: уроках, внеклассной работе и внеклассной деятельности.

В результате проведенного исследования дидактические предпосылки активизации познавательной деятельности учеников были определены следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Дидактические условие активизации познавательной деятельности учащихся.

№ Дидактические условие Содержание

Развитие общебиологические понятие

1. Обработка учебного материала Реализация междисциплинарной коммуникации в обучении

Преобразование знаний, умений и компетенций, содержащихся в предметном тексте, в цели обучения.

2. Обогащение учебного материала дополнительными материалами. Включить в содержание темы материалы, связанные с национальными и общечеловеческими ценностями.

Включение духовного наследия и хадисов в содержание темы

Наладить более широкое изучение трудов великих учёных и учёных.

Основная часть познавательной деятельности учащихся организуется на уроках. Поэтому педагогические предпосылки активизации познавательной деятельности учеников

были определены следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

_Педагогические условие активизации познавательной деятельности учеников

Педагогические условия Содержание

1. Обеспечение обеспечение целостности содержания, методов, инструментов и форм образования. Проследить этапы освоения обучающимися компонентов образовательного содержания;

Определение типов и виды уроков в зависимости от содержания обучения;

Использование репродуктивно-продуктивных методов в обучении

Использование продуктов естественных, визуальных и компьютерных технологий в обучении.

Использование педагогической технологии в зависимости от вида и вида урока.

Организация уроков, внеклассных занятий, экскурсий и внеклассных занятий в обучении.

2. Эффективная организация обратной связи в обучении Использование комплексных тестовых заданий

Использование компьютерных программ управления продукцией.

3. Анализ полученного результата Внесение соответствующих изменений в ход процесса с учетом результата тренировочного процесса

Известно, что на традиционных занятиях познавательная деятельность учащихся протекает в устойчивом темпе, и активность практически незаметна. Согласно исследованиям Г. М. Муртазина, активность — это психологическое качество, характеристика человеческого характера, повышенная активность человека [2].

Активность учащихся в познавательной деятельности означает их стремление учиться, максимальное использование своей воли, сил и энергии для преодоления трудностей в процессе приобретения знаний. Здесь понимается не внешняя деятельность, а внутренняя деятельность, творческое и логическое мышление.

В нашем исследовании перспективным направлением исследований видится методика обучения, основанная на реализации взаимосвязи процессов восприятия и создания

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

предмета, трактуемых как творческие процессы со схожими психологическими механизмами (А.А. Леонтьев, Н.И. Джинкин), И.А. Зимняя и др.).

По мнению психологов, активность учащихся в познавательной деятельности не является врожденной и постоянной, она может по-разному развиваться или прекращаться на разных этапах развития человека под влиянием школы, семьи, общества, работы и различных факторов.

Среди факторов, влияющих на познавательную деятельность учащихся, наиболее мощным фактором является педагогическая деятельность и культура общения учителя [3].

Методы обучения, средства и педагогическое общение, используемые учителем, оказывают прямое и косвенное влияние на обучение и настроение учащихся.

Вопросы духовно-нравственной зрелости учителя, научно-методической подготовки, гуманизации педагогических отношений, влияющие на познавательную деятельность учащихся, отражены в исследованиях Ж.О. Толиповой [4; 5; 6; 7].

В данном исследовании освещен вопрос организации и управления познавательной деятельностью учеников, а не раскрыт вопрос активизации этой деятельности путем диверсификации компонентов этой деятельности.

Известно, что в педагогической и психологической литературе широко освещен процесс приобретения знаний учащимися и состоит из следующих этапов: получение учебного материала через органы чувств, воображение, понимание, запоминание, применение его на практике, проверка результат.

Активизация познавательной деятельности учащихся подразумевает соответствующую педагогическую деятельность преподавателя, направленную на активизацию этой деятельности, стимулирование и повышение их активности.

Методы, основанные на научно-методической точке зрения и правильно используемые учителем, повышают интерес учащихся к обучению, считаются инструментом, создающим основу для создания благоприятных позитивных отношений для достижения образовательных целей.

Известно, что познавательная деятельность учащихся зависит не только от приобретенных учителем знаний, умений, уровня образования, сознательности, любознательности, воли, но и от педагогической деятельности и средств общения учителя.

Дидактическое противоречие в деятельности познавательной деятельности учащихся состоит в том, что проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке зависит от уровня умения учителя активизировать эту деятельность, содержания образования, умения согласовывать методы обучения и инструменты.

Рассчитывается уровень познавательной активности учащихся как реакция на методы и средства обучения, используемые учителем, и рассчитывается показатель мастерства учителя.

В процессе обучения учащийся под непосредственным руководством преподавателя с помощью содержания обучения, методов, средств и форм познает законы органического мира, природу и особенности явлений и событий, приобретает знания, навыки и способности. Видно, что процесс обучения учащихся является познавательным процессом, а его деятельность - познавательной деятельностью.

В ходе образовательного процесса педагог организует, управляет, контролирует, оценивает познавательную деятельность учащихся и создает основу для всестороннего развития личности путем реализации воспитательных, воспитательных и развивающих целей, предусмотренных обучением.

Для учителя учебный процесс неразрывно связан с деятельностью учащихся и рассматривается как трудовой процесс, профессиональная педагогическая деятельность, которая анализирует этот процесс, обобщает его и вносит изменения в соответствующих случаях. Достичь намеченных целей обучения можно только тогда, когда на уроке гармонично организованы познавательная деятельность учащихся и педагогическая деятельность учителя.

Организация и управление познавательной деятельностью учащихся лежит в основе

структуры урока. Поэтому желательно изучить этот вопрос более глубоко.

Рекомендуются следующие способы организации и управления познавательной деятельностью учеников на уроке «Биология»:

1. Познавательная деятельность учащихся на уроках, посвященных освоению новых знаний, организуется по следующим этапам:

• ознакомление с целью, ходом и задачами урока;

• предварительное ознакомление с учебным материалом;

• изучение учебных материалов;

• сравнение полученных знаний с ранее полученными знаниями;

• систематизация и закрепление знаний;

• применение полученных знаний в новых ситуациях.

2. В занятиях, где познавательная деятельность учащихся организована на основе самостоятельной работы:

• создание проблемных ситуаций;

• определение цели учебной задачи;

• поиск ответов на вопросы учебных заданий посредством самостоятельного исследования;

• проверить правильность ответов на основе теоретических знаний и практических навыков;

• систематизация и закрепление знаний;

• применение знаний, навыков и умений в новых ситуациях.

3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке с целью формирования умений:

• определение важности обучения навыкам, этапов реализации, последовательности;

• создание модели образовательной деятельности;

• покажите пример выполнения деятельности;

• выполнение работ студентами;

• учимся повторять действие и выполнять его без ошибок.

На основе анализа можно отметить, что в преподавании Биологии организация учебной деятельности, направленная на формирование учебного процесса с отделенными друг от друга образованием, знаниями, умениеми и навыками, не отвечает требованиям сегодняшнего дня при организации познавательной деятельности учащихся. Необходимо отметить что, активизации познавательной деятельности учеников, исходя из современных требований, в процессе обучения и обучения, в состоянии единой системы, формирующей знания, умения и навыки в последовательном порядке на основе компетентностного подхода. .

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № ПФ-5712 «Об утверждении концепции развития системы государственного образования Республики Узбекистан до 2030 года» // https://lex.uz/docs/-4312785.

2. Муртазин Г.М. Активные фрмы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989. -191 с.

3. А.Т.Нурманов, Ё.И.Турганов. Педагогическое мастерство (учебное пособие для учеников педагогических вузов по риторике). [Текст]: учебное пособие / А.Т.Нурманов. - Ташкент: «ЗЕБО ПРИНТ», 2022. - 164 с.

4. Толипова Ж.О. Педагогические технологии являются фактором создания дружелюбной среды. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. ЮНИСЕФ. -Ташкент, 2005. 54 с.

5. Толипова Ж.О. Пути формирования социальной активности учителей биологии // Народное образование. - 2003. - № 4. - 123-126 с.

6. Толипова Ж.О., Гафуров. В. Технологии биологического образования. Методическое руководство. - Т.: Учитель, - 2002. - 128 с.

7. Толипова Ж.О., Гафуров. В. Методика преподавания биологии. Методическое руководство. Академический лицей, профессиональные колледжи для учителей биологии - Т.: Билим, 2004. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.