Научная статья на тему 'Методические условия организации и проведения внеучебной деятельности учащихся по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования'

Методические условия организации и проведения внеучебной деятельности учащихся по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1779
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ / ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ / OBJECTIVES AND CONTENTS OF ACTIVITIES IN BIOLOGY IN PRIMARY SCHOOL / THE STAGES OF THE IMPLEMENTATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY / TYPES AND FORMS OF ACTIVITIES IN BIOLOGY IN PRIMARY SCHOOL / THE CHARACTERISTICS OF THE IMPLEMENTATION OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY / ВИДЫ И ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Елена Александровна

Задачи внеучебной деятельности по биологии в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. Современные требования к реализации внеучебной деятельности учащихся по биологии. Этапы подготовки и организации мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION AND CONDUCTING EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

Objectives of extracurricular activities in biology in accordance with the Federal state standard of General education. Modern requirements for the implementation of extra-curricular activities of students in biology. The stages of reparation and organization of events.

Текст научной работы на тему «Методические условия организации и проведения внеучебной деятельности учащихся по биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

УДК 37.026.4 Е. А. Галкина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи внеучебной деятельности по биологии в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования. Современные требования к реализации внеучебной деятельности учащихся по биологии. Этапы подготовки и организации мероприятий.

Ключевые слова: задачи, содержание, виды и формы мероприятий по биологии в основной школе; этапы и характеристика реализации внеучебной деятельности учащихся по биологии.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения позволяют открывать перед учащимися разнообразные перспективы развития, постижения окружающего мира, социализации взаимоотношений с другими и самим собой. Стандарт основного общего образования предъявляет особые требования к результативности и адаптивным способностям школьника, психическим резервам: психологической готовности строить конструктивные отношения с действительностью.

Технологическая карта урока и значительный объем содержания основной образовательной программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, возникающие в процессе обучения биологии.

Потребность реализации программы воспитания и социализации через предметное содержание биологии обуславливается тем, что учащиеся больше узнают о природе. Задачи внеучебной деятельности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, направлены на духовно-нравственное развитие личности учащихся, способствуют обновлению освоенного изученного материала, развивают мотивацию к биологии, потенциал и умение самостоятельно приобретать и оперировать ими на практике.

На внеклассных мероприятиях по биологии учащиеся перерабатывают и структурируют информацию о живой природе, знакомятся с

Галкина Елена Александровна — кандидат педагогических наук, доцент

(Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск);

e-mail: galkina7@yandex.ru

© Галкина Е. А., 2014

20

нормами здорового и безопасного образа жизни, убеждаются в связи организмов с окружающей средой и во влиянии человека на природу.

В процессе участия в системе внеклассных мероприятий у учащихся развиваются ключевые компетентности, усваиваются базовые национальные ценности и нормы поведения, формируется экологическая культура. Это результат не только изучения природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечения учащихся в общественно значимую деятельность (благоустройство школьной территории и дворов, выращивание декоративных растений в школе и дома, заготовка корма для птиц и др.).

Внеучебная деятельность учащихся по биологии обеспечивает возможности для самоидентификации и воспитания ответственности за порученное дело, появления инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. Особенно конструктивны в этом плане массовые мероприятия: форумы, праздники, путешествия по окрестностям, экскурсии, квесты, КВН. Учащиеся сотрудничают, вместе преодолевают трудности для достижения поставленных задач, что способствует развитию коммуникативных универсальных действий [2].

Воспитанию лидерских качеств, дисциплинированности, целепола-гания, аккуратности и других положительных черт личности способствует внеклассная работа по биологии, связанная с собирательством растений и животных, изготовлением наглядных пособий, уходом за обитателями уголка живой природы.

Внеучебная деятельность школьников по биологии создает благоприятные условия для профессиональной ориентации и эстетического воспитания, развития способности восприятия прекрасного в предметах и явлениях природы, эстетических суждений и оценок творчества. При последовательном руководстве учителя школьники учатся наблюдать, понимать и ценить красоту живой природы, у них формируются эстетическое отношение к природе и культурные ценности.

Для того, чтобы задачи внеучебной деятельности по биологии были реализованы на практике, существует определенный механизм ее организации.

Внеклассная работа по биологии имеет простор для развития творчества учителя, так как он свободен в выборе темы, содержания, технологий и методов проведения занятий. При проведении мероприятий должны быть соблюдены некоторые условия реализации:

I. Постановка и обеспечение реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение адаптивных и индивидуальных особенностей учащихся; определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного педагогического воздействия в образовательной среде. Основная задача этапа — объективная оценка организационной деятельности учителя, заключающаяся в определении ее положительных аспектов и определении наиболее важного содержания.

21

Целеполагание осуществляется с помощью известных педагогических процедур, ведущей среди которых является наблюдение. С помощью наблюдения учитель аккумулирует информацию об учащихся. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, тьюторами, работающими с классом.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение поведения учащегося во время экскурсий, общения с природой в живом уголке, а также анализ его продуктивной деятельности на уроке (зарисовки в тетради, самостоятельный сбор материала и т. д.). В изучении класса в целом показательным является метод социальной диагностики, с помощью которого учитель узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

II. Прогнозирование предстоящей внеклассной деятельности заключается в построении учителем модели и плана своей предстоящей деятельности. Умение изучения ресурсов и планирования внеклассного мероприятия является одним из элементов организационно-методической работы учителя.

Результаты моделирования отражаются в плане-конспекте внеклассного занятия по биологии, который имеет следующую структуру:

1. Название темы.

2. Цель и задачи.

3. Фонд материально-технических средств.

4. Место и форма проведения.

5. Подготовка учителя и учащихся к мероприятию.

6. План-конспект проведения.

7. Методические рекомендации к проведению мероприятия.

В названии отображается смысловая тема внеклассного занятия по биологии. Название должно не только отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным для учащихся.

Подготовку целесообразно начать с определения задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. Важно заранее как можно полнее выявить задачи намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую деятельность учащихся и ее результаты.

Задачи внеклассного мероприятия должны отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из основных задач. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Чем конкретнее и точнее будут сформулированы задачи внеклассного мероприятия, тем определеннее будут представления учителя биологии о результатах предметно-продуктивной деятельности учащихся [3].

22

В соответствии с задачами, приоритетными функциями внеучебной деятельности и желаемыми результатами уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

Большое значение внеучебной деятельности по биологии связано с тем, что она отвлекает учащихся от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся много свободного времени посвящают наблюдениям за интересными природными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Внеучебную деятельность по биологии можно систематизировать по разным основаниям:

- с учетом количества участников выделяют индивидуальные, групповые и массовые (фронтальные) вида! внеклассных занятий (см. таблицу):

Таблица

Виды внеучебных занятий по биологии

Организация занятия Виды занятий (примеры)

Индивидуальные занятия Опыты и наблюдения («Фенологические явления в жизни насекомых», «Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха пришкольной территории»); участие в КВН, викторине («Биознайка», «Самый умный»); внеклассное чтение (аннотация к статье о жизни животного, эссе о здоровом питании); исследовательская и проектная работа («Влияние экспозиции склона на развитие растений», «Зарастание костровища») и др.

Групповые занятия Кружки («Юннаты», «Энтомологи», «Аквариумисты», «Юные зоологи», «Флористы»); походы на природу («Школа экологов»); экспедиции («Где растут подснежники?», «По следам динозавров») и др.

Массовые занятия Лекции («Многообразие животного мира»); просмотр видеофильмов («Вглубь океана»); участие в олимпиадах («Ломоносов»); экскурсии и походы на природу (Заповедник «Столбы»); вечера, научно-практические конференции («Живая елка на Новый год: за и против»); выставки работ учащихся (выставка агитационных листовок, поделок, фото-баттл); общешкольные компании («Праздник урожая», «День птиц», «Неделя биологии», «Недели биоразнообразия»); издание журналов, стенгазет, альбомов («Эколожка», «Обо всем») и др.

- по реализации занятий во времени — эпизодические (вечера, акции, олимпиады, конференции) и постоянно действующие (кружки, клубы, студии, декады);

- по содержанию — внеклассные занятия по изучению растений или животных, биологии человека, общей биологии.

Важно обеспечить комплексность различных форм в целесообразной системе биологического образования.

23

Биологический кружок — это организационный центр внеклассных занятий. Биологические кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Познавательные кружки, их задача — привлечение и развитие мотивации учащихся к изучению биологии. Они формируют в основном фрагментарный интерес к биологии, без углубленного изучения каких-либо тем.

2. Предметные кружки, содержание которых соответствует определенной части (модуля) основной образовательной программы. Задачей этих кружков является углубление знаний и умений учащихся, полученных на уроках.

3. Практико-ориентированные кружки, связанные с формированием практических умений, навыков и знаний по определенным темам (кактусоводов, кинологов, аквариумистов).

4. Специальные кружки, посвященные специальным вопросам биологии, изучаемым на уроках (орнитологов, энтомологов). Эти кружки способствуют углубленному изучению конкретного раздела школьной биологии.

В соответствии с требованиями федерального стандарта в развитии кружковой дееятельности по биологии наметились тенденции усиления экологического и регионоведческого аспектов работы.

Биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько этапов (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский). В рамках школьного формата за неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке ее проведения, список рекомендуемой литературы и требования к письменному и практическому турам.

Неделя / декада биологии в школе является комплексным мероприятием, включающим разнообразные формы внеклассной индивидуальной, групповой и массовой работы: викторины, вечера, конференции, защиты проектов, конкурсы газет / видеороликов, общественный смотр знаний и др. Проведение недели биологии в школе позволяет продемонстрировать, как поставлена в школе учебная и внеклассная работа по предмету. Это показ достижений по биологии, а также проф-ориентационная работа по предмету.

Акция — это коллективное мероприятие, сопровождающееся привлечением и активным участием широкой аудитории [1]. Как правило, экологические акции целесообразно приурочивать к экологическим международным праздникам, например: 22 марта — День воды; 7 апреля — День здоровья; 22 апреля — День Земли; 4 октября — День защиты животных; 16 октября — День здорового питания; 29 декабря — День биологического разнообразия.

Рациональность любой акции зависит от качества проведения ее на местах с использованием регионоведческого материала.

Все виды внеклассной работы по биологии являются неотъемлемой частью всего образовательного процесса, важнейшим средством воспитания и

24

развития учащихся основной школы. Организация внеклассной работы по биологии служит одним из индикаторов творческой работы учителя биологии, показателем его педагогического мастерства и профессионализма.

Центральное место в подготовке внеучебного мероприятия занимает подборка дидактических пособий, видеоматериалов, программных средств, литературы, информационных ресурсов, музыкального оформления и пр. Важно вовремя расставить мебель для команд, экспертов и зрителей; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий и т. д.

Организационную часть занятия не следует перегружать лишней информацией. Целесообразно отвести ей справочную функцию. При отборе содержания учебного материала необходимо учитывать основные дидактические принципы: активность обучающихся, систематичность и последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, гарантия безопасности и здоровья.

В зависимости от формата и характера внеклассного мероприятия требуется разная продолжительность подготовки. Так, много времени необходимо, чтобы подготовить информационный материал для диспута, конкурса, общественного смотра знаний: время используется учителем и учащимися для чтения литературных источников, выполнения учащимися различных творческих заданий и проектов, сбора фактов, подготовки презентаций, костюмов и т. п. [5].

При планировании проведения конкретного занятия важно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие для учащихся основной школы обычно длится 1 — 1,5 часа.

В целях наибольшей эффективности реализации биологического мероприятия следует придерживаться пяти основных структурных этапов.

1 этап. Организационный момент (3 мин.) предполагает настройку учащихся на внеклассную деятельность, положительные эмоции и мотивацию. Эффективному переключению учащихся на познавательную вне-учебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал: использование загадки, дискуссионного вопроса, игрового момента, видеозаписи, а также переход учащихся в другое помещение и т. д.

2 этап. Вводная часть (3 — 5 мин.). Основная дидактическая задача: активизировать ценностно-смысловые ориентиры и установки учащихся, расположить их к учебно-воспитательному воздействию. Учитель уточняет, насколько его педагогический прогноз соразмерен с реальностью относительно социального взаимодействия учащихся друг с другом, их личностными качествами, уровнем осведомленности по данной теме, эмоциональным настроем, степенью активности, заинтересованности и т. д. На этом этапе учителю биологии требуется не только увлечь учащихся, но и определить успешность мероприятия, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Следует учесть, что начало мероприятия строится, как правило, на ведущей лидерской позиции учителя, отводя учащимся пассивную роль

25

слушателей. Таким образом, целесообразно в зависимости от содержания включить интеллектуальную познавательную или эстетическую беседу или разминку в вице викторины, конкурса.

Вопросы беседы, задания, разминки должны быть развивающими не только любознательность, но и восприятие подготовленного материала основной части. Во вводной части должны быть возможности самостоятельной постановки учащимися новых познавательных задач, первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их коммуникация (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Учителем биологии должны быть даны четкие критерии оценки конкурсных заданий, объявлены необходимые нормы и требования их выполнения.

3 этап. Основная часть (25 — 30 мин.).

Эффективность данного этапа повышается, если учитель использует методы биологической науки и эксперимента по изучению живых организмов и человека, упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: игровую, практическую, творческую и др. Объединяя учащихся в большие или малые группы, учитель биологии должен распределить учащихся так, чтобы они могли свободно и доброжелательно взаимодействовать, распределить между собой обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя полноценной частью группы, действовал с учетом действий партнера, могли понимать относительность мнений. Предоставляя время на выполнение задания, следует устанавливать несколько минут на обсуждение в группе и спрашивать представителя группы, которого выберут учащиеся для ответа. Следует активно использовать обучающие компьютерные программы, которые включают наиболее важные, ключевые моменты изучаемых тем. Только в этом случае у учащихся будет общая цель деятельности, функции и стремление для сотрудничества.

Методы организации познавательных ситуаций должны способствовать формированию у учащихся убеждений, этических представлений, умения вести диалог. Для этого целесообразно использовать сообщение, доклад учащегося, чаще использовать защиту исследовательских работ, дискуссию. Во внеклассных массовых работах следует обучать учащихся правилам участия в дискуссии.

При традиционном подходе к планированию внеклассного мероприятия можно ожидать высокую активность учителя при пассивности учащихся, низкий уровень применения современных технических средств, методов и технологий, преобладания репродуктивных методов формирования экологического сознания над методами формирования экологически оправданного поведения.

Очевидно, что развивающий и воспитательный эффект в реализации внеклассной деятельности по биологии будет выше, если учащиеся будут максимально целеустремлены, собраны и активны.

26

4 этап. Итоговая часть (5 — 7 мин.) предполагает ориентирование учащихся на значимое практическое, исследовательское применение приобретенного опыта в их личной жизни и определение, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, четвертый этап дает учителю биологии возможность оказать учебно-воспитательное влияние на ученика в креативной образовательной среде.

На этом этапе можно использовать конкретные задания в привлекательной, нестандартной для учащихся форме для определения результатов (кроссворд, мини-викторина, блиц-опрос, игровая ситуация и другие) и применения приобретенного опыта в жизни (выставка творческих работ по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения и продемонстрировать культуру поведения).

5 этап. Анализ и обобщение проведенной внеучебной работы направлены на сопоставление сформированной модели с реальным воплощением, выявление позитивных моментов и трудностей, их причин возникновения и последствий. Важно провести личностную рефлексию: нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии? Каким образом можно это сделать?

Данный этап важен для сущностной корректировки образовательных целевых установок, выявления новизны в содержании и формате, представления дальнейшей подобной внеклассной работы по биологии.

Сбор и анализ показателей успешности мероприятия следует проводить систематически. Смысловой анализ в перспективе способствует лучшей организации внеучебной работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его адекватные выводы и результат не остаются без внимания, а подвергаются экспертизе.

Оценивая креативность внеклассного мероприятия по биологии, следует фиксировать положительные результаты освоения учащимися компетенций, указывать те методы, приемы, позиции, установки, условия, которые привели к успеху, а также выявлять причины неудач. Регулярное направленное подведение итогов создает условия для обоснованного, аргументированного планирования и улучшения качества всей внеучебной работы по биологии в дальнейшем. Методический анализ внеклассного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) формулировка целей и задач;

2) актуальность и раскрытие темы;

3) научность и насыщенность содержания, учет возрастных особенностей учащихся;

4) формат, продолжительность и место проведения;

5) предварительная работа учителя, организованность и четкость ее проведения;

6) подготовка и привлеченность учащихся к внеклассному мероприятию;

27

7) награды и поощрения учащихся.

Оценивать качество внеклассного мероприятия можно по впечатлениям и отзывам учащихся: их вниманию, эмоциональному настрою, мотивации к происходящему, участию в конкурсах. Более детально оценить эффективность проделанной внеклассной работы позволяют длительные наблюдения за поведением учащихся, беседы с ними, анкетирование.

Чтобы внеучебная деятельность по биологии имела позитивный результат, занятия должны быть не стихийными, а систематически проводиться в течение учебного года. Учитель должен четко видеть завершенность результатов и вести к ним учащихся.

Состояние и полученные результаты внеклассной работы необходимо постоянно обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных внеклассных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьные СМИ, стенные газеты, выставки.

Следует отметить, что именно внеклассная работа по биологии формирует алгоритмический стиль мышления, способствует широкому развитию творческого потенциала для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, создает особый психологический настрой в коллективе учеников. Занятия проходят в свободной форме, что позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, развивать способности и инициативу [4].

Таким образом, внеклассные занятия по биологии развивают межличностные и ролевые отношения, побуждают учеников к самостоятельности и активности, к постоянному поиску чего-то нового; появляются возможность раскрыться и выразить свои идеи, осознание необходимости целеполагания и личностного роста, обогащение новым творческим опытом, постоянный поиск творческих замыслов, воплощение в жизнь интересных проектов, в которых ученик — полноправный партнер, а его собственная деятельность направлена на личностное развитие не только его самого, но и учителя.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Галкина Е. А. ЭкоКопилка: сборник экологических креативных мероприятий для школьников / Е. А. Галкина, И. А. Бидус [и др.]. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. 76 с.

2. Григорьев Д. М., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

3. Захарова Т. Е. Внеклассная работа по биологии на современном этапе // Биология. 2012. № 3. С. 45 — 49.

4. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся / / Биология в школе, 2007. № 2. С. 24—27.

5. Теплов Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования / / Педагогика, 2010. № 4. С. 46 — 50.

28

•Jc -Jc -Jc

Galkina Elena A.

METHODOLOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION AND CONDUCTING EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

(Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafyev, Krasnoyarsk)

Objectives of extracurricular activities in biology in accordance with the Federal state standard of General education. Modern requirements for the implementation of extra-curricular activities of students in biology. The stages of reparation and organization of events.

Keywords: objectives, contents, types and forms of activities in biology in primary school; the stages and characteristics of the implementation of extra-curricular activities of students in biology.

References

1. Galkina E. A., Bidus I. A. and etc. EkoKopilka: sbornik ekologicheskikh kreativnykh meropriyatiy dlya shkol'nikov (EcoMoney-box: the collection of ecological creative actions for the pupils), Krasnoyarsk: KGPU imeni V. P. Astafyeva, 2012, 76 p.

2. Grigoryev D. M., Stepanov P. V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov (Out-lessons activity of pupils), Moskva: Prosveshchenie, 2010, 223 p.

3. Zakharova T. E. The out-lessons work of biology on present-time stage [Vneklassnaya rabota po biologii na sovremennom etape], Biologiya, 2012, no. 3, pp. 45-49.

4. Mirzoev S. S. Activization of cognitive interest by pupils [Aktivizatsiya poznavatel'nogo interesa uchashchikhsya], Biologiya v shkole, 2007, no. 2, pp. 24 — 27.

5. Teplov D. L. The ecological good breeding of senior pupils at system of additional education [Ekologicheskoe vospitanie starsheklassnikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya], Pedagogika, 2010, no. 4, pp. 46—50.

* * *

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.