Научная статья на тему 'Педагогические тенденции развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза'

Педагогические тенденции развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ИНТЕЛЛЕКТ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / СПЕЦИАЛИСТ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / THE PERSON OF THE STUDENT / INTELLIGENCE / POTENTIAL / A MENTAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL TENDENCIES / THE EXPERT INTELLECTUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина Сазида Вагизовна

В статье излагаются результаты исследования проблемы развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза: педагогические тенденции, структура и содержание процесса интеллектуализации учебного процессаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вьюгина Сазида Вагизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause results of research of a problem of development of a mental potential of students of technological high school are stated: pedagogical tendencies, structure and the maintenance of process of intellectualization of educational process

Текст научной работы на тему «Педагогические тенденции развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С. В. Вьюгина

В статье излагаются результаты исследования проблемы развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза: педагогические тенденции, структура и содержание процесса интеллектуализации учебного процесса

Ключевые слова: личность студента, интеллект, потенциал, интеллектуальный потенциал, педагогические тенденции, специалист-интеллектуал

In clause results of research of a problem of development of a mental potential of students of technological high school are stated: pedagogical tendencies, structure and the maintenance ofprocess of intellectualization of educational process

Key words: the person of the student, intelligence, potential, a mental potential, pedagogical tendencies, the expert - intellectual

Смена государственно-политического устройства и социально-экономического развития в России создала принципиально новую ситуацию в сфере высшего технологического образования, которая характеризуется возрастанием динамики информационных и социальных процессов, массовости социокультурной коммуникации неопределенности и неоднозначности реализации интеллектуального потенциала каждого человека.

Сохраняющийся традиционализм в отечественной системе высшего технологического образования, по результатам значительного количества исследований [1, с. 172], детерминирован следующими тенденциями:

- образовательные практики не в полной мере обеспечивают дифференцированный подход к развитию личности в соответствии с ее интеллектуальным потенциалом. Попытки образовывать всех одинаково, пусть даже с гуманными намерениями, 74

приводят к негативным социальным и психологическим последствиям, таким как формирование общественных потребностей и личных интересов, ориентированных на ложно понятые ценности. Все это обусловливает отношение к гуманизации образования как ведущему направлению решения глобальной проблемы утверждения в современном мире гуманистических ценностей. В таком случае гуманизация образования должна базироваться на теоретико-методологической базе, созданной на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры образования, внедрения нетрадиционных методов в обучение;

- несоответствие содержания образования «проблемному полю жизни», детерминированному ложными представлениями о сущности человеческого бытия;

- современное высшее технологическое образование не в полной мере ориентировано на формирование интеллектуально развитой личности. Оценивая ситуацию, сложившуюся в образовании РФ, обычно свидетельствуют, что наша страна, вопреки всем обстоятельствам последнего времени, располагает одним из самых высоких интеллектуальных потенциалов. Но эта тенденция характеризует менталитет правящей элиты социалистического прошлого. Современная жизнь убеждает в том, что образованность населения, традиционно оцениваемая в сугубо количественных средних показателях, еще не является показателем успешного развития страны в целом. Более того, имеется множество фактов, свидетельствующих о том, что специалист, не обладающий высоко развитым интеллектуальным потенциалом, руководствующийся в принятии решений сугубо технократическими критериями, может поставить природу, общество, человека на грань необратимой катастрофы. Поэтому сегодняшнее общество остро нуждается в интеллигентной, интеллектуально и профессионально подготовленной личности. «Одномерный» человек не столь безопасен, как кажется: он непредсказуем в поведении, готов пойти за кем угодно и куда угодно. Целостный человек - это многосторонняя личность с устойчивым мировоззренческим потенциалом, сформированной готовностью к жизнедеятельности в альтернативном мире.

В связи с этим значительно возрастают роль и значение не только реально используемого в профессиональной деятельности интеллекта компетентного специалиста, но и его потенциального интеллекта, рассчи-

танного на предстоящие годы. Поэтому, сегодня в общественном сознании формируется установка на то, что педагогическая система высшего технологического образования должна быть ориентирована на развитие интеллектуального потенциала личности студента - будущего компетентного специалиста наукоемкого производства.

Другими словами, целью образовательной деятельности вуза является формирование личности специалиста, максимально полно выражающего (собирающего, востребующего) потенциала личности. Категория потенциал личности в педагогических исследованиях часто выступает как синоним задатков, возможностей, способностей личности, что не совсем корректно. В философском энциклопедическом словаре [6, с. 19] потенция рассматривается как способность вещи изменяться -субстанционально, качественно, количественно, пространственно (способность осуществлять движение или процесс качественного изменения, возникновения - уничтожения, роста, убыли, пространственного перемещения). Потенция - это недействующая возможность, способная стать действительностью (реальностью) в определенных условиях и при определенных возможностях. Переход возможностей в реальность есть процесс актуализации потенции. Он становится возможным при условиях, которые делают реальной самореализацию субъекта (как и само его существование). Реальность есть путь и результат этого перехода (путь из небытия в бытие), есть единство бытия и истины, внешнего мира и его переживания, сознания и сознаваемого, полнота единичного и всеобщего [7, с. 33].

Перевод потенции в реальность, т. е. обеспечение ее бытия, осуществляется различными социальными институтами, в том числе и образовательной деятельностью, призванной актуализировать существенные свойства личности, обусловленные ее внутренней сущностью. При этом категория актуализации подчеркивает двойственный характер стоящего за ней феномена: с одной стороны, усилия субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, с другой -активность самой личности. Следовательно, формы проявления человеческих потенций, всегда диалогичны, совместнодеятельностны, взаимосози-дательны. Они выступают как со-бытие педагога и студента.

В связи с этим важно определить приоритеты личностного развития, ибо потенциально содержание «идеи» человека (его замысла) безгранично, а сам он в практической плоскости своего бытия открыт для разных, в том числе и противоположных по социальному и культурному знаку воплощений.

В этом плане одним из важнейших качеств личности выступает рациональность как мыследеятельнос-тная способность воспроизводить и производить мир в интерсубъективной плоскости. На пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада («сократическая беседа», «вопросы к учителю» у Конфуция, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, «проблемные ситуации» у Руссо и Дистервега). Ценность самостоятельности подчеркивал М. Монтень в XVI веке. Поощрение самостоятельности мысли всегда было императивом деятельности класси-76

ков русской педагогики (Н. Пирогов, К. Ушинский, П. Лесгафт, В. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский). О важности развития самостоятельности мысли студента писали Н. Жуковский, В. Жулейкин, Е. Тарле, А. Смирнов и др.

Это качество по смыслосодер-жательному наполнению подходит к категории интеллекта, являющемуся важнейшим признаком человека, обеспечивающего поступательный ход цивилизации за счет преодоления энтропийных процессов. В педагогической науке интеллектуальное развитие в основном сводится к воспитанию способности личности осуществлять определенный набор формально-логических операций. Эта методология находится в основе известного психологического теста интеллектуальности С современных позиций достижения психологической науки методика ^ не может считаться валидной, поскольку с ее помощью измеряется не искомое качество, а определяется степень усвоения неких логических стереотипов и способность человека их применять в тестовых ситуациях, набор которых тоже ограничен.

Смысловая неопределенность данного параметра личности лишает исследователей объективного критерия, а в ситуации экспертного опроса по поводу значимости тех или иных качеств интеллекта часто приводит к ошибочным выводам, которые могут дезориентировать и субъектов образовательной деятельности в выборе приоритетов личностного развития. Например, сведения о том, что наша страна по коэффициенту интеллектуализации молодежи в 50-ые годы занимала первое место в мире, в 80-ые годы - 42, к началу 90-х годов замыка-

ла пятый десяток, а сейчас очутилась еще ниже, рассматривается в педагогической науке [5, с. 44-46] как предупреждение о кризисе образования. Но такая статистика не может быть достоверной для определения интеллекта, поскольку не ясно, что и как измерялось и сравнивалось. В связи с этим чрезвычайно актуальной задачей является определение границ и содержания данного профессионального и личностного параметра, поскольку объективно, даже на уровне интуиции, роль интеллекта в современном мире высока. С одной стороны, современный мир вступил в информационную фазу развития цивилизации с ее наукоемкими технологиями, приоритетом информационных ресурсов, значимостью интеллектуальной собственности в успешной конкурентной борьбе, обеспечении национальной безопасности, требующих высокого интеллекта. С другой - в обществе усиливаются деструктивные тенденции, противостоять которым может лишь высоко развитый интеллект. Под деструктивными тенденциями следует понимать преступления в области новых информационных технологий (проникновение в электронные сети, хищение информационных и иных ресурсов, распространение компьютерных вирусов), разрушающих человеческую психику, возможностях СМИ (манипулирование сознанием с помощью рекламы, пропаганда разрушающих личность форм потребительского поведения), деятельность тоталитарных сект, использующих различные психотехники с целью блокирования сознания и воли участника и т.д.

Главное свойство интеллекта -понимание как способность личность адекватно воспринимать и констру-

ировать смыслы и модели природы, человека и мира, смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания. Как предмет целенаправленного формирования феномен понимания предстает в трех основных типах: семантизирующем, когнитивном и распредмечивающем.

Семантизирующее понимание -это декодирование единиц текста при дефиците его смыслового восприятия (ситуация, типичная на этапе изучения языка). Такой тип понимания не позволяет выйти на уровень смысла текста, ограничиваясь восприятием темы или сюжета.

Когнитивное понимание - на основе тех же самых единиц текста позволяет увидеть связи и причины, сделать обобщающие выводы.

Распредмечивающее понимание строится на деятельности по декодированию, актуализации и конструированию смыслов текста, презенти-рованных помимо прямой номинации смыслов.

В итоге смысловая насыщенность «текста» формируется как результат взаимосвязи:

1) эксплицитно выраженного содержания, которое осваивается семантизирующим и когнитивным типами понимания;

2) смыслов, опредмечиваемых в тексте в основном имплицитно и актуализируемых в процессе рефлексивной деятельности распредмечивающим типом понимания. Распредмечивание означает перевод смыслов текста в состав личностных смыслов студента, достигаемых также посредством операции по интерпретации текста. Студент достигает распредмечиваю-щего понимания посредством выхода

77

в рефлексивную позицию, когда он сам задает себе вопрос: «Что я понял в тексте?» и «Почему я это понял?». При этом происходит анализ средств текста разного уровня, что дает возможность сделать вывод о наличии в тексте тех или иных смыслов. Рефлексия такого рода выступает связкой между вновь осваиваемой действительностью текста и предыдущим опытом студента» [2, с. 41-42].

Таким образом, в основе распредмечивания и актуализации заключенных в тексте смыслов - понимающая мыследеятельность как метод познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части (мысленное расчленение) с последующей «сборкой». Например, изучая научный труд, студент должен постоянно удерживать в сознании смысловое целое. Только тогда результаты анализа будут подлинно глубокими и существенными.

«Технологическая» сторона рациональности определяется социокультурным контекстом, востребующим те или иные интеллектуальные качества личности. Рациональность современного мира характеризуется наличием умений воспроизводить в категориях мышления структуры проблемных ситуаций, возникающих в системах «человек-человек», «человек-природа», «личность-общество» и т.д. и проектировать наиболее эффективные способы их разрешения.

Важнейшим условием формирования рациональности выступает воспитание такого качества, как самостоятельность мышления. Оно формируется в процессе собственной активности студента по решению значимых проблем, пониманию образовательного материала. В организа-78

ционно-методическом плане более интенсивное развитие интеллекта может осуществляться за счет проблематиза-ции образовательного материала. Первичным структурным элементом образовательной деятельности является текст, но проблематизации подлежит практически любой образовательный материал. Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска. При этом подчеркивается важность выделения из «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь позволит способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т. д. Оно осуществляется в ходе структурирования «проблемного поля» и составления иерархии проблем.

Наличие «поля проблем» дает первоначальное панорамное представление о границах, характере, масштабах, объеме, структуре возможной творческой деятельности студентов в работе над текстами. Ранжирование имеющихся вопросов и трудностей «внутри» проблемного пространства позволяет выделить в нем актуальные приоритеты. Построение «древа целей» наглядно обозначает логику и последовательность движения в «проблемном поле»: действия по выявлению проблем, их формированию, систематизации и иерархизации.

При таком проектировании учебного процесса студенты с нерациональных способов восприятия информации (пассивного копирования текстов лекции, конспектирование учебной литературы, выполнение практических заданий по образцу и др.) переходят на творческие способы деятельности, как-то, создание проек-

тов, моделирование производственного задания, оформление электронных папок, компьютерных программ и др. В процессе такой деятельности у студентов формируется пакет компетенций, рассчитанных на всемерное совершенствование внутренних побудительных мотивов деятельности и использование сложившегося или пополнение несовершенного интеллектуального потенциала. И здесь как правомерно отмечает Н. П. Гончарук [4, с. 24-25], «в модель современного специалиста должны входить следующие интегральные интеллектуальные качества: системное мышление, готовность к инновационной деятельности, квалиметрическая культура, готовность к самообразованию, которые в совокупности образуют интеллектуальную компетентность специалиста». Среди этих качеств Н. П. Гончарук особый статус отводит системному мышлению как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений.

Учитывая современные тенденции развития образовательных систем в глобальном пространстве, эти ориентации, выявленные Н. П. Гон-чарук, в процессе нашего исследования априори были использованы как основополагающие в развитии интеллектуального потенциала студентов технологического вуза. К этому есть аргументированные основания. Во-первых, само образование, особенно высшее технологическое, определяет возможности и потенциал общества и каждой страны в будущем, формируя высококвалифицированные кадры, для которых не только знания, но

и ценности, идеалы, духовный мир, творческий потенциал человека становятся важным источником в развитии экономики, науки и производства. Тем более, что в третьем тысячелетии развитие общественного устройства стран мирового сообщества определяется следующими тенденциями; глобализация, открытость и неопределенность.

В идеале глобализация - это модель развития и сохранения мировоззрения, помогающего осмыслить собственное существование, поскольку она характеризуется процессами становления и гармонизации многомерного и многоаспектного мира и проявляется в локальных социальных и культурных контекстах, в стремлении к либерализации мировой экономики или расширении зоны социально-экономического влияния, взаимозависимостью экономики и безопасности стран.

Становление открытого общества связывают с процессами глобализации и процессами массовой социальной коммуникации, которая приводит к диалогу западной и восточной цивилизаций, гармонизации рационального и гуманитарного познания окружающего мира.

Вызовы времени и социокультурные изменения повлияли не только на отношение человека к познанию и взаимодействию с окружающим миром, к работе с информацией, но и к труду, а также к другим людям и самому себе. Человек живет в мире не только ноосферы, но и персоносферы.

Если продолжительный период времени доминировала модель компетентного функционала и исполнительства при тотальном контроле и регламентации деятельности человека в профессии, при выполнении со-

79

циальных функций, когда человек в сложившейся модели отношений в обществе лишался возможности свободы выбора и находился в рамках иерархического подчинения, то с конца XX в. в обществе начинают набирать силу процессы, вызванные тем, что мир встал перед выбором - разрушить человеческую цивилизацию или искать пути самосохранения и дальнейшего развития. В результате доминирования процессов демократизации общества и гуманизации отношений в обществе стала создаваться иная по своему качеству среда жизнедеятельности человека - свободы выбора и коммуникации, индивидуальной новации и творчества, предпринимательства и управления.

В условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая на нем в качестве товара свой главный капитал - интеллект, компетентность, квалификацию. С учетом качественного изменения социально-экономической ситуации, чем выше уровень интеллектуального потенциала, профессиональной квалификации и социализации специалиста, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, более востребован и лучше подготовлен к новым условиям жизни и деятельности.

Современные условия жизни человека характеризуются как условия неопределенности, стимулирующие к принятию самостоятельных решений и выбору образа жизни, пониманию ценности и смысла всего происходящего в мире, пониманию своих возможностей и способов реализации себя в этом мире, готовности к диалогу с людьми разных культурных традиций. 80

Ситуация неопределенности требует от будущего специалиста высокоразвитого интеллектуального потенциала, умения решать социальные и профессиональные проблемы, стремления и желания повышать уровень своего образования и профессионализма в течение всей жизни. При постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда человек вынужден получать такое образование, которое позволяет ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии, переквалифицироваться или продолжить свое образование.

В условиях рыночной экономики человек начинает играть все более активную роль, где профессиональная компетентность и квалификация должны сочетаться с другими человеческими качествами. Не случайно сегодня качество образования определяется степенью соответствия результата - не столько знаний и умений, сколько свойств человека, получившего образование, - ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Вызвано это тем, что в соответствии с формулировкой ЮНЕСКО образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием интеллектуальных, когнитивных, деятельностных коммуникативных и мировоззренческих компетенций. Поэтому выпускник современного технологического вуза - не просто специалист высшей квалификации. В условиях глобализации он:

• «человек мира», умеющий обнаруживать проблемы, вырабатывать способы их решения, критически оценивать получаемые при этом резуль-

таты - как непосредственные, так и отдаленные;

• человек, способный формировать собственную аргументированную позицию по любым вопросам общественной жизни; понимающий и по возможности разделяющий принципы функционирования открытого, толерантного общества (заметим, что терпимость к чужим и даже чуждым взглядам не означает терпимости к посягательствам на чье-либо человеческое достоинство);

• готов осваивать новые профессии, умеет соотносить собственные интеллектуальные знания, умения, компетенции, интересы и интересы различных общностей, способен использовать собственный интеллектуальный потенциал в собственной деятельности управлять самим собой, собственной жизнью.

Современное общество, рынок труда требуют профессионала нового типа, называемого специалист-интеллектуал, формирование которого на этапе обучения в вузе вряд ли можно обеспечить традиционными методами и образовательными технологиями. Другая особенность, имеющая долгосрочное стратегическое значение для высшей технологической школы: работодатель начинает интересоваться ее продукцией, включаться в процесс оценки качества образования выпускников, влиять на отбор абитуриентов и трудоустройство выпускников.

В процессе нашего исследования (2009-2010 гг.) была установлена тенденция, характерная для современного рынка труда - гуманитарная оценка меры готовности выпускников к коммуникации и работе с людьми и на их благо, постоянной работе над собой в профессиональном и личностном плане. Отсюда проистекает закономер-

ность, что именно рынок труда ставит перед высшим технологическим образованием более сложные задачи - подготовить не просто профессионалов высокого качества, но и специалистов, обладающих высокой степенью личностной интеллектуальной зрелости.

В поиске оптимальных способов решения вузовских задач, выявления их эффективных технологических решений необходимо определить стратегии отбора средств для создания условий, обеспечивающих субъект-субъектный и субъект-объект-субъектный характер взаимодействия в вузовской образовательной среде. Все это подчеркивает значимость технологий интеллектуализации подготовки современных специалистов любого профиля и квалификации, необходимость их разработки и широкого применения в образовательной практике технологического вуза.

Литература:

1. Бестужев-Лада И. В. Четыре условия гуманизации образования // День науки в Санкт-Петербургском университете профсоюзов: материалы конференции. -СПб., 1996. - С.171-173.

2. Богин Г. И. К онтологии понимания текста // Вопросы методологии. - 1991 -№ 2. - С. 41-42.

3. Валицкая А. П. Образование в России: стратегии выбора. - СПб., 1998.

4. Гончарук Н. П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

5. Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю. Цивилизация будущего - информационная или интеллектуальная // Мост. - 2000. - № 1.

6. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

7. Франк С. Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия /Сост. А. А. Ермичева. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.