Научная статья на тему 'Самообразование в условиях глобальных вызовов'

Самообразование в условиях глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SELF-EDUCATION / GLOBAL EDUCATION / GLOBALISINGEDUCATION / INFORMATION SOCIETY / INTERNATIONALIZATION / PROFESSIONAL MOBILITY / INTELLECTUAL COMPETENCE / SELF-EDUCATED COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарук Н. П., Хромова Е. И.

В данной статье показана роль самообразования, как важного средства конструктивного адекватного внедрения составляющих элементов глобализации и интернационализации образования в образовательный процесс. Сформулированы задачи и функции самообразования в условиях глобальных вызовов. Выявлены особенности, формы и технологии самообразовательной деятельностив контексте глобализационных тенденций образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the role of self-education. In fact, it is the important means of adequate constructive implementation of globalization component elements and the internationalization of education in the educational process. The maintasks and functions of self-educationin the context of the global challenges were revealed there. Specific features, forms and technologies of self-education activityin the context of global education tendencies were identified.

Текст научной работы на тему «Самообразование в условиях глобальных вызовов»

УДК 662:378

Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова

САМООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

Ключевые слова: самообразование, глобальное образование, глобализация образования, информационное общество, интернационализация, профессиональная мобильность, интеллектуальная компетентность, самообразовательные

компетенции.

В данной статье показана роль самообразования, как важного средства конструктивного адекватного внедрения составляющих элементов глобализации и интернационализации образования в образовательный процесс. Сформулированы задачи и функции самообразования в условиях глобальных вызовов. Выявлены особенности, формы и технологии самообразовательной деятельностив контексте глобализационных тенденций образования.

Keywords: self-education,global education,globalisingeducation, information society,internationalization,professional mobility, intellectual competence, self-educated competencies.

The article shows the role of self-education. In fact, it is the important means of adequate constructive implementation of globalization component elements and the internationalization of education in the educational process. The maintasks and functions of self-educationin the context of the global challenges were revealed there. Specific features, forms and technologies of self-education activityin the context of global education tendencies were identified.

В контексте глобальных вызовов становится необходимой рефлексия ситуации

профессионального образования и самообразования в условиях глубоких социальных, экономических, политических и культурных изменений, вызванных усилением глобальной экономической конкуренции и профессиональной мобильности, интеграцией рынков и непрерывным развитием информационных технологий. В исследованиях А.Д.Урсул подчеркивается, что появление, развертывание и осмысление глобальных процессов не может не сказаться на мировом образовании. В нем так или иначе отражается вся современная эпоха, пронизанная глобальными мотивами, процессами и тенденциями, и прежде всего отчетливо просматривается тенденция глобализации образования, обретение этим самым массовым социально-информационным процессом

универсальных черт [1].

Возникшая на рубеже 60-70 годов XX века теория глобального образования (Р.Хенви, Д.Боткин, У.Книп) выдвинула в качестве приоритетной задачи формирование на уровне общепланетарного сознания совершенно нового взгляда на мир, основанного на восприятии его как единого целого, несмотря на все многообразие; на понимании того, что благополучие каждого зависит от благополучия остальных. Р.Хенви базирует свою модель глобального образования на ряде принципов (планетарных измерений): формирование объективного миропонимания, изучение состояния планеты, понимание динамики мировых процессов, кросс-культурная грамотность, осознание возможностей выбора [2]. Д.Боткин в предлагаемой им модели глобально-ориентированного

образования полагает, что традиционное образование направлено на бессознательное приспособление к действительности. Между тем важно перейти к сознательному предвидению на основе инновационного подхода, причем в этом подходе должны быть соединены сопричастность и

предвосхищение. Это последнее означает способность предвидеть события и их последствия, принимать решения, разделяя за них ответственность, связывая прошлое с настоящим и будущим, предлагать новые возможности и альтернативы. Сопричастность предполагает возможность и способность к диалогу, взаимопониманию, сотрудничеству,

сопереживанию, совершенствованию

коммуникативных навыков и умений [17].

Теоретики, разработавшие концепцию Российского Центра по проблемам глобального образования, развивают свою проблематику в логике подходов представителей плюралистических воззрений на сущность глобализации. Признается правомерность применения принципов глобального образования, выдвинутых Р. Хенви и его последователями (осознание неоднородности восприятия мира, осознание состояния планеты, принцип кросс-культурной грамотности, принцип знания глобальной динамики, принцип осознанного выбора), которые адаптируются с учетом специфики российского образовании [1,3,8].

Различие понятий «глобализация образования» и «глобальное образование» состоит в том, термин «глобальное образование» используется для характеристики качественно-содержательных трансформаций в образовательном процессе, предметное поле которого «наполняется» глобальным знанием и мировоззрением, формируемыми в результате глобальных исследований. Глобализация образования относится больше к процессу обретения им целостности, взаимодействия и объединения различных национально-государственных систем образования в будущую единую мировую систему образования [1].

Глобализационные тенденции приводят к появлению и проявлению нового формата проблем -глобальных проблем. К их числу относятся: проблемы сохранения природной среды и культурного наследия, соблюдение прав человека,

распространения ядерного оружия и мирного сосуществования, борьба с терроризмом и новыми болезнями и др. Совокупность данных проблем рассматривается в русле глобалистики - нового междисциплинарного направления науки. Глобальное образование определяется как образовательная стратегия, в рамках которой глобальные проблемы изучаются посредством адекватных им интегративных методов. Таким образом, глобальное обучение обладает двумя характеристиками: оно сущностно связано с глобальными проблемами и реализует полидисциплинарную концепцию формирования содержания образования, позволяющую генерировать горизонтальный подход

(интегрирующий дисциплинарные знания) и вертикальный подход (обогащающий

интеллектуальный и личный опыт) [3].

Глобализация образования проявляется в активной интеграции в мировое образовательное пространство через вхождение в мировую сеть университетов, интернационализацию связей; приоритете международных исследований, совместных научных и образовательных проектов, обмене научным и педагогическим опытом.Проблемы глобализма дляобразования проявляются в том, что современное общество становится все более интерактивным и взаимосвязанным: появляются новые провайдеры мирового рынка образовательных услуг, усиливается международная конкуренция в области образовательных программ и технологий. Таким образом, важность вопроса о глобальном характере предоставления образования поставила проблему высшего образования в один ряд с самыми актуальными глобальными вызовами

современности.

В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост академической мобильности; обусловливает необходимость обмена опытом и сотрудничества преподавателей университетов разных стран. Все это должно способствовать достижению успехов в выбранной профессии, улучшению системы высшего образования в разных странах мира. Важно отметить, что академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя сводить только к конкретной деятельности, связанной с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. В реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями

преподавания и учения. Академическая мобильность специалистов - это одна из важнейших форм развития интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности человека в постоянном изменении, движении и

совершенствовании в пространстве социальных, образовательных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Она предоставляет огромные возможности самостоятельно выбирать образовательные программы в соответствии со своими потребностями, склонностями и устремлениями, т. е. формировать индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, мощные глобализационные процессы, охватившие все сферы человеческой деятельности, выдвигают на первый план необходимость адекватной ориентации

специалистов в глобализующейся социокультурной реальности. Педагогические проблемы

рассматриваются с позиций признания трансформации традиционного общества в глобальное мегаобщество, в рамках которого национальные образования с их самобытными культурами выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц. [2,3].

Анализируя категорию «глобальное образование», И.Ю. Алексашина считает главным в нем — развитие у субъекта чувства причастности ко всему происходящему в мире, установление гармоничных отношений человека с природой, социумом и с самим собой. По ее мнению, одним из вариантов гуманистического ответа на глобальные противоречия современного мира в педагогике является концепция глобального образования, ориентирующая субъекта на целостное видение этого мира и своего места в нем. Она же ставит вопрос о необходимости совершенствования готовности современного педагога работать в рамках этой концепции, развития у него способности формировать такое миропонимание у своих подопечных, такие категориальные структуры и ценностные ориентации, которые будут определять их отношение к решению проблемы взаимодействия человека и мира [4].

Таким образом, становление

взаимозависимого экономического мира и трансформация общественного устройства предъявляет качественно новые требования к подготовке молодого поколения к жизни в условиях динамичного изменения глобальных систем (рыночных, технологических, общественных, информационных, экологических,

коммуникационных) путем приобщения к общечеловеческим ценностям, развития критического мышления в процессе усвоения трансдисциплинарных знаний, обогащения интеллектуальной сферы.

В исследованиях А.Д.Урсул

подчеркивается, что одна из наиболее определяющих особенностей эволюционирующих моделей глобального образования ХХ1 в. - их нацеленность не просто на удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих и будущих поколений, а на их возвышение, когда духовно-интеллектуальные потребности и интересы постепенно станут доминирующими. По сути, именно эта тенденция интеллектуализации как

общества, так и соответствующего ему глобального образования свидетельствует о становлении в планетарном масштабе новой геосферы уже не с вещественно-энергетическим основным

содержанием (как у других геосфер), а сферы с приоритетом информационно-интеллектуального начала [1].

Таким образом, современное общество остро нуждается в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной компетентности, которая определяет высокую адаптивность к изменениям; готовность самостоятельно принимать решения, разделяя за них ответственность; адекватное восприятие прогрессивных нововведений. Нужны специалисты, способные применять новые технологические концепции в условиях активного взаимодействия и сотрудничества. В структуру интеллектуальной компетентности входят следующие компоненты: когнитивный,

метакогнитивный, коммуникативный,

самообразовательный и исследовательский. Самообразовательная компетентность - один из высших ориентиров саморазвития специалиста, наличие которого свидетельствует о его высокой социально-профессиональной подготовке[5,7,15].Глубинные изменения в личности достигаются путем самообразования как особого вида интеллектуальной деятельности, а обогащение опыта самообразования становится основным механизмом формирования

профессиональной компетентности имобильности будущего специалиста.

В условиях глобализации образования самообразовательная компетентность должна способствовать рефлексивному анализу глобальных проблем, выяснения их причин; овладению приемами гибкого восприятия происходящих изменений, способствующими принятию необычной и противоречивой информации; техниками критического мышления, которые обеспечивают многовариантное оценивание происходящего, способности пересматривать устаревшие шаблоны мышления и стереотипы восприятия. Самообразовательная компетентность невозможна без таких качеств как интеллектуальная инициатива и творческая деятельность, самопознание и саморегуляция; заинтересованность в повышении своей квалификации и эффективности профессиональной деятельности, планировании и прогнозировании своего будущего и готовности брать на себя ответственность; стремление на базе полученного образования осваивать новые области знаний и технологий в профессиональной сфере в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией; готовность к овладению новыми приемами, техниками интеллектуальной деятельности, средствами информационных технологий. [15].

В условиях информационного общества ускоряются процессы морального старения знаний, которые способствуют накоплению негативных стереотипов мышления; обостряются проблемы, связанные с информационными перегрузками,

познавательными и коммуникативными барьерами. Проблемы глобализма для образования проявляются в том, что современное общество становится все более интерактивным и взаимосвязанным, поэтому требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной мобильности. В нашем исследовании под профессиональной мобильностью понимается такое интегративное интеллектуальное качество, которое обеспечивает адекватное реагирование на происходящие изменения; актуализирует все потенциальные возможности и ресурсы индивидуального опыта человека при выборе способов решения образовательных и профессиональных проблем, для эффективной адаптации к новым условиям деятельности, для успешной профессиональной самореализации и саморазвития [5]. В работах Л.А.Амировой понимание мобильности связано с выявлением определенного типа (способа) реагирования личности на окружающую (прошлую, настоящую, будущую) действительность, продуцирующего конкретную жизненную стратегию поведения и деятельности, определенную жизненную позицию личности в смысле ее отношения к миру, которая одновременно составляет существо личностной деятельности [6].

Глобализация в настоящее время является важнейшей проблемой высшего образования, так как от своевременного и конструктивного внедрения в образовательный процесс основных элементов глобализации и интернационализации во многом зависит уровень профессиональных компетенций выпускников. В работе Н.Н.Федотовой выделены ключевые проблемы, решение которых обуславливает эффективный процесс глобализации образования: стратегии интернационализации; транснациональное образование; обеспечение международного качества; региональное и межрегиональное сотрудничество; информационные и коммуникативные технологии; виртуальные университеты; проблемы равенства и доступности образования [8].

Процессы глобализации рождают все новые социальные вызовы и угрозы, которые ведут к усилению напряженности в общественных отношениях, росту нестабильности и неопределенности социальных регулятивов [1,3,8]. Анализ работ зарубежных и отечественных ученых показывает, что снижается уровень информационного соответствия обучаемых и информационной насыщенности окружающей среды, а также общий уровень информационной культуры и интеллектуальных компетенций. М.Барбер пишет, что, хотя информационное общество - бесспорный факт, во многом остается неясным, какую пользу и кому оно принесет. Не вызывает сомнений тот факт, что только хорошо образованные люди смогут быть активными гражданами в информационном обществе. Если мы будем продолжать недодавать образование довольно большой группе молодежи, мы получим в итоге не просто разочарованных, недовольных и потерянных людей, а нечто худшее. Мы создадим изгоев - тех,

кто живет в нашем обществе, но к нему не принадлежит [9].

Так, например, многие исследователи указывают на противоречие между уровнем развития информационных технологий и уровнем психолого-педагогического обоснования их использования при обучении различным вузовским учебным дисциплинам. Д.Халперн отмечает, образование, рассчитанное на перспективу должно строится на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Автор подчеркивает, что с помощью Интернета информация приходит в считанные секунды, но окажутся ли новейшие технологии благом или тяжелым бременем для человечества, зависит целиком и полностью от наличия на входе и выходе этих сверхскоростных коммуникационных магистралей людей, способных критически мыслить [10].Необходимость разработки и внедрения в учебный процесс интернет-технологий, усиливается в связи с тем, что постоянно возникают новые источники информации, новые образовательные ресурсы, новые сферы деятельности, новые коммуникационные техники и новые средства общения.

Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что и нформатизация общества создает уникальные возможности для развития культуры, интеллектуальной сферы, совершенствования технологий самообразования, но к сожалению возможности эти практически не используются в целях формирования высоконравственной личности и интеллектуального развития. Многие ученые подчеркивают, что одна из важнейших проблем состоит в том, что сформировавшийся тип мышления, поведения и деятельности студентов в значительной степени остается на позиции, которую психологи называют «позицией внешнего контроля», философы и педагоги - «недостаточно субъектной», практики - «исполнительской» (М. Хайдеггер, C.JI. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, A.A. Бодалев, И.Ф. Исаев, Э.В. Ильенков, Д.И. Фельдштейн и др.). Эти характеристики подчеркивают в отношениях человека с окружающим миром завышенную значимость внешних факторов и незначительную роль внутренних. В связи с этим, ответственность субъекта за самого себя (принятие жизненно важных решений и контроль за их исполнением) перекладывается во внешнюю среду.

В исследованиях М.К.Акимовой, В.Т. Козловой отмечается, что для многих студентов характерна установка на избегание интеллектуального напряжения, которая выражается в ряде особенностей протекания у них мыслительных процессов - поверхностности, инертности, неустойчивости, неосознанности, подражательности [11]. Поверхностность мыслительной деятельности проявляется в неумении отделить существенное от второстепенного, в установлении случайных связей

между ключевыми понятиями в учебном материале, неумении составить структуру материала, не владении приемами понимания информации. Студенты с признаками поверхностности мыслительных процессов испытывают трудности при самостоятельной работе с учебными и научными текстами; при составлении плана, тезисов в процессе изучения источников; при написании рефератов и других письменных творческих работ.

Инертность мыслительной сферы наиболее ярко обнаруживается при изменении учебной ситуации, требующем гибкого использования уже имеющихся знаний и навыков. Студенты, мыслительные процессы которых характеризуются инертностью, склонны к шаблонным приемам умственной работы, к привычному ходу мыслей, к стереотипам и типичным схемам решения задач и проблем. Подражательность мыслительной сферы -это стремление копировать уже известные способы решения без учета специфических особенностей задачи. Неустойчивость мыслительной деятельности проявляется в переходе от одной системы действий, рассуждении к другой под влиянием случайных признаков, ассоциаций. В учебной деятельности студенты с такой особенностью мышления могут не использовать в нужных случаях усвоенные правила и принципы, как бы забывая о них, не понимая их сущность. Неосознанность мыслительных процессов проявляется в неспособности студентов объяснить ход решения задачи, найти собственные и чужие ошибки, отличить более эффективный способ решения от менее эффективного, неумении проводить самоконтроль и самооценку своих результатов, рефлексивный анализ своей умственной деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, студенты не могут усвоить знания, которые они добыли. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Наши исследования так же показывают, что далеко не у всех студентов сформированы такие качества, как стремление к самосознанию и самоорганизации, готовность к самостоятельному поиску и критическому анализу информации, необходимой учебной и будущей профессиональной деятельности; стремление к совершенствованию своей интеллектуальной сферы; желание самостоятельно осваивать новые области знаний, информационных технологий, корректировать индивидуальный опыт познавательной деятельности в соответствии с требованиями информационного общества. Изучение уровня развития готовности студентов к непрерывному самообразованию, проведенное в нашем исследовании, выявило низкий уровень познавательной мотивации, недостаточное владение технологиями работы с информацией, современными техниками чтения, приемами понимания и восприятия, методами запоминания и воспроизведения изучаемого материала. Многие студенты не владеют эффективными приемами восприятия новой

учебной информации и пользуются теми способами, которые освоили еще в школе. Распространенным недостатком является психологическая инерция приема информации в привычном контексте, однако привычка к сложившимся традиционным формам восприятия информации, которые далеко не всегда эффективна. К таким нерациональным способам восприятия информации относятся следующие: неумение подчинить поиск нужной информации поставленной задаче, стремление ряда студентов бездумно скачивать информацию из Интернета без ее глубокого критического анализа и осмысления; отсутствие планомерности, слабая

дифференцированность, низкий уровень понимания воспринимаемого.

Многие студенты недостаточно владеют навыками рационального чтения и испытывают затруднения при работе с текстами. Самостоятельную работу с текстами такие студенты сводят к простому их копированию или скачиванию из Интернета информации не соответствующей поставленной теме. Такое явление стало настолько распространенным, что даже получило название «синдром пассивного переписывания текстов». Недостаточная сформированность

самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы проявляется в том, в ходе чтения текста многие студенты не делают попыток провести анализ его содержания и сделать выводы или обобщения по ходу его изучения. У многих студентов большие затруднения вызывает необходимость

схематического и образного описания содержания изучаемого материала, т.е. представление основных положений текста с помощью схем, ментальных карт, таблиц, матриц, диаграмм, блок-схем, сетей, графиков, фонографий, моделей [12,15,16].

Таким образом, важным глобальным вызовом для профессиональной подготовки специалистов является переход к информационному обществу, который коренным образом преобразует всю систему профессионального образования, трансформирует образовательные процессы, повышает требования к самообразовательной активности личности. Формирование глобального информационного пространства и резкое увеличение объема информации, предполагает не только высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции студентов, но и готовность к критическому осмыслению достоверности получаемой информации, ее релевантности учебно-познавательным проблемам, а также наличие умений эффективно осуществлять информационное взаимодействие с партнерами[13].

Развитие информационных технологий оказывает огромное влияние на изменение роли и функций самообразования. Готовность к непрерывному обогащению опыта

самообразовательной деятельности становится все более значимой в связи с расширением экономических и научных связей, мобильностью специалистов и доступом к большому объему научно-технической информации. Глобализация

бразования открывает огромные возможности доступа к информации, образовательным программам. Интернет стал одним из важнейших ресурсов в получении новых знаний для широкого круга пользователей, которые стремятся не только к совершенствованию своих профессиональных компетенций, но и к получению дополнительного образования в той или иной сфере, желают сменить профессию. Интернет предоставил новые перспективы для создания международных научных и образовательных проектов, обмена опытом преподавателей разных стран,для межвузовского общения и т. п. Современные Интернет-технологии позволяют создавать качественно новые формы образовательного процесса. Проводятся Интернет-семинары и вебинары, расширяются формы и средства общения студентов и преподавателей посредством социальных сетей. Активно разрабатываются различные технологии и методики обучения с помощью Интернета. Человек, получивший образование, имеет все возможности для пополнения знаний и умений на протяжении всей своей дальнейшей жизни. От степени развития способностей самостоятельно усваивать и использовать продукты современной культуры, научно-технических, технологических,

информационных и массовых профессиональных достижений зависит не только социальное, экономическое, профессиональное, но и психофизиологическое состояние специалиста в современном обществе.

Интернет-технологии позволяют заниматься самообразованием не только в библиотеках и образовательных учреждениях, но и в домашних условиях, во время путешествий, в процессе коммуникаций с людьми разных стран, что кардинально меняет формы и технологии самообразования. Другой важный момент развития глобализации и ее влияние на образование связан с тем, что глобализация в буквальном смысле открыла национальные границы государств, сделав доступным получение образования в другой стране. Изучение иностранных языков открывает новые грани культуры разных стран, возможности для овладения новыми аспектами видения мира, современными моделями познания. Особую социальную значимость приобретает в настоящий момент проблема формирования кросс-культурной грамотности. Это вызвано такими процессами в обществе, как интеграция нашей страны в мировое сообщество, культурные обмены и возрастание роли иностранного языка в жизни современного российского общества[14]. Самообразовательная деятельность является одним из эффективных путей формирования кросс-культурной грамотности. А это чрезвычайно важно, так как в условиях глобализации, со всей остротой встает задача воспитания глобально ориентированной личности.

В информационном обществе происходит интеграция всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях. Компьютерные технологии не только обеспечивают

доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие исследовательской,

образовательной и любой другой деятельности. Информационное общество - общество самообразующееся, где самообразование выступает источником не только технологических, но и социальных инноваций. С их помощью самообразование внедряется в качестве активной составляющей в любой вид профессиональной и образовательной деятельности.

Широкий диапазон новых задач, актуализировавшихся в отечественном образовании в связи с вхождением в мировое образовательное пространство, диктует необходимость глубокого исследования ряда педагогических аспектов глобализации. Теоретико-методологическими

основами глобального образования являются концептуальные идеи о месте человека в глобализирующемся мире, о его ценностях, мировоззренческих установках, способах познания окружающей действительности, о целях глобального образования, о принципах и подходах к отбору содержания образования. В качестве перспективных является разработка

междисциплинарных глобально ориентированных курсов, направленных на формирование глобальной компетентности будущих специалистов; разработка интеллектуально развивающих технологий обучения, внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения на основе Интернет ресурсов; использование в педагогическом процессе разнообразных форм, техник, средств неформального и информального образования.

Целью глобального образования является развитие индивидуальных стратегий и траекторий самообразования; формирование творческой личности будущих специалистов, способных принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать

ответственность за настоящее и будущее мира. Информационные технологии меняют принципы организации и функционирования самообразования, трансформируют методы самообразования, оптимизируют и расширяют возможности самообразовательной деятельности, создают условия для творчества. Качественно новые технологии самообразования основываются на использовании открытых образовательных ресурсов, социальных сетей, электронных библиотек, виртуальных музеев, дистанционного обучения, массовых открытых онлайн-курсов и других Интернет-технологий. Для эффективного развития самообразовательных компетенций, необходима разработка и создание в учебном процессе широкого спектра развивающих ситуаций, основу которых составляют проблемы глобального характера (экологические, профессиональные, культурологические, коммуникационные,

информационные, образовательные,

психологические), требующие от участников глобального мышления, умений анализировать

глобальные проблемы, а также переводить полученную информацию в личностно значимую. Развивающие ситуации создают для студента «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных и профессиональных отношений.

Для преодоления проблем, связанных с глобализацией университеты должны расширять сферу международных исследований, совместных научных и образовательных проектов, активизировать процессы обмена научным и педагогическим опытом, стимулировать

разнообразные формы международных

коммуникаций, использующих Интернет-технологии. Таким образом, в информационном обществе роль самообразования постоянно растети приобретает особую значимость, так как является важным средством адекватного внедрения составляющих элементов глобализации и интернацинализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Урсул, А. Д. Перспективы образования: информационно-экологическая ориентация в интересах устойчивого развития. / А.Д.Урсул, Т. А Урсул. //Педагогика и просвещение-2011.- №4.-С. 1425

2. Хенви, Р. Достижимая глобальная перспектива /Р.Хенви(Пер. с англ.) - Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. -92 с.

3. Лиферов, А. П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия / А.П. Лиферов. — М.: Славянская школа, 1997. - 226 с.

4. Алексашина, И.Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышений его квалификации Текст. / И.Ю. Алексашина: дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997.

5. Гончарук, Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества. / Н.П. Гончарук. -Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - 224 с.6.

6. Амирова, Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. /Л.А.Амирова. -Уфа, 2009. - 52с.

7. Гончарук, Н.П. Модель развития интеллектуальной компетентности будущих инженеров вусловияхнепрерывного образования/Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №14. - С.299-304

8. Федотова, Н.Н. Глобализация и образование / Н.Н.Федотова//Философские науки. - 2008. -№4 - С.5-24.

9. Барбер, М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. / М. Барбер. - М.: Просвещение, 2007. - 349 с.

10. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

11. Акимова, М. К.Психологическая коррекция умственного развития школьников./ М.К. Акимова, В.Т.Козлова - М., 2000. - 160 с.

12. Гончарук, Н.П. Культура умственного труда: учебное пособие. / Н.П. Гончарук. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - 224 с.

13. Галимзянова, И.И. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному /И.И. Галимзянова, Ж.С. Пустовалов// Вестник Казанского Технологического Университета. - 2012. - № 15. - С. 212-217.

14. Галимзянова, И.И. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в неязыковом вузе в рамках УИРС./И.И. Галимзянова // Вестник Казанского Технологического Университета. - 2008. -№ 5. - С. 212-217.

15. Гончарук, Н.П.Развитие самообразовательных компетенций у студентов посредством интерактивных технологий /Н.П. Гончарук, В.П. Гатинская, Е.И. Хромова // Вестник Казанского технологического университета-2014-N» 5 - С.314 - 320.

16. Гончарук, Н.П. Развивающие ситуации как средство формирования профессиональной мобильности будущих инженеров средствами иностранного языка / Н.П. Гончарук, Г.П. Гатинская, Е.И. Хромова// Вестник Казанского технологического университета. -2013. - №14. - С. 290-296.

17. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. 1979. No Limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford: Pergamon Press.

© Н. П. Гончарук- д-р пед. наук, профессор кафедры методологии инженерной деятельности КНИТУ, gonch54@ mail.ru; Е. И. Хромова - студ. факультета иностранных языков Казанского (Приволжского) Федерального Университета, evgeniya_228@hotmail.com.

© N. Goncharuk - Doctor of Pedagogical Science, Professor of the Engineering Methodologies Department, KNRTU, gonch54@mail.ru; Е. Khromova - Student of the Philology and Intercultural Communication Department, KFU, evgeniya_228@hotmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.