Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального потенциала студента как определяющий фактор конкурентоспособности будущих инженеров-химиков'

Развитие интеллектуального потенциала студента как определяющий фактор конкурентоспособности будущих инженеров-химиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ИНТЕЛЛЕКТ / ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИСТИНТЕЛЛЕКТУАЛ / STUDENT'S PERSONALITY / INTELLIGENCE / ABILITY / EXPERTISE / INTELLECTUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье излагаются результаты исследования проблемы развития интеллектуального потенциала студентов технического вуза: педагогические тенденции, структура и содержание процесса интеллектуализации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of development problems research of a students mental potential in technical university are stated in article: pedagogical tendencies, structure and the maintenance of process of intellectualization of educational process

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального потенциала студента как определяющий фактор конкурентоспособности будущих инженеров-химиков»

УДК 371

С. В. Вьюгина

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ХИМИКОВ

Ключевые слова: личность студента, интеллект, потенциал, интеллектуальный потенциал, специалист-

интеллектуал.

В статье излагаются результаты исследования проблемы развития интеллектуального потенциала студентов технического вуза: педагогические тенденции, структура и содержание процесса интеллектуализации учебного процесса.

Keywords: student’s personality, intelligence, ability, expertise, intellectual.

The results of development problem’s research of a students’ mental potential in technical university are stated in article: pedagogical tendencies, structure and the maintenance of process of intellectualization of educational process.

Смена государственно-политического устройства и социально-экономического развития в России создала принципиально новую ситуацию в сфере высшего профессионального образования, которая характеризуется возрастанием динамики информационных и социальных процессов, массовости социокультурной коммуникации, неопределенности и неоднозначности реализации интеллектуального потенциала каждого человека. Именно в настоящее время происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научнотехнической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Сохраняющийся традиционализм в отечественной системе высшего профессионального образования, по результатам значительного количества исследований [1, с. 172], детерминирован следующими тенденциями:

- образовательные практики не в полной мере обеспечивают дифференцированный подход к развитию личности в соответствии с ее интеллектуальным потенциалом. Попытки образовывать всех одинаково, пусть даже с гуманными намерениями, приводят к негативным социальным и психологическим последствиям, таким как формирование общественных потребностей и личных интересов, ориентированных на ложно понятые ценности. Все это обусловливает отношение к гуманизации образования как ведущему направлению решения глобальной проблемы утверждения в современном мире гуманистических ценностей. В таком случае гуманизация образования должна базироваться на теоретико-методологической базе, созданной на основе изучения антропогенных факторов образовательной деятельности, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры образования, внедрения нетрадиционных методов в обучение;

- несоответствие содержания образования «проблемному полю жизни», детерминированному ложными представлениями о сущности человеческого бытия;

- современное высшее техническое образование не в полной мере ориентировано на формирование интеллектуально развитой личности. Оценивая ситуацию, сложившуюся в образовании РФ, обычно свидетельствуют, что наша страна, вопреки всем обстоятельствам последнего времени, располагает одним из самых высоких интеллектуальных потенциалов.

Но эта тенденция характеризует менталитет правящей элиты социалистического прошлого. Современная жизнь убеждает в том, что образованность населения, традиционно оцениваемая в сугубо количественных средних показателях, еще не является показателем успешного развития страны в целом. Более того, имеется множество фактов, свидетельствующих о том, что специалист, не обладающий высоко развитым интеллектуальным потенциалом, руководствующийся в принятии решений сугубо технократическими критериями, может поставить природу, общество, человека на грань необратимой катастрофы. Поэтому сегодняшнее общество остро нуждается в интеллигентной, интеллектуально и профессионально подготовленной личности. «Одномерный» человек не столь безопасен, как кажется: он непредсказуем в поведении, готов пойти за кем угодно и куда угодно. Целостный человек - это многосторонняя личность с устойчивым мировоззренческим потенциалом, сформированной готовностью к жизнедеятельности в альтернативном мире.

В связи с этим значительно возрастают роль и значение не только реально используемого в профессиональной деятельности интеллекта компетентного специалиста, но и его потенциального интеллекта, рассчитанного на предстоящие годы. Поэтому сегодня в общественном сознании формируется установка на то, что педагогическая система высшего технического образования должна быть ориентирована на развитие

интеллектуального потенциала личности студента - будущего компетентного специалиста наукоемкого производства.

На современном этапе целью образовательной деятельности вуза является

формирование личности специалиста, максимально полно выражающего (собирающего, востребующего) потенциала личности. Категория «потенциал личности» в педагогических исследованиях часто выступает как синоним задатков, возможностей, способностей личности, что не совсем корректно. В философском энциклопедическом словаре [4, с. 19] потенция рассматривается, как способность вещи изменяться - субстанционально, качественно, количественно, пространственно (способность осуществлять движение или процесс качественного изменения, возникновения - уничтожения, роста, убыли,

пространственного перемещения). Потенция - это недействующая возможность, способная стать действительностью (реальностью) в определенных условиях и при определенных возможностях. Переход возможностей в реальность есть процесс актуализации потенции. Он становится возможным при условиях, которые делают реальной самореализацию субъекта (как и само его существование). Реальность есть путь и результат этого перехода (путь из небытия в бытие), есть единство бытия и истины, внешнего мира и его переживания, сознания и сознаваемого, полнота единичного и всеобщего [5, с. 33].

Перевод потенции в реальность, т. е. обеспечение ее бытия, осуществляется различными социальными институтами, в том числе и образовательной деятельностью, призванной актуализировать существенные свойства личности, обусловленные ее

внутренней сущностью. При этом категория актуализации подчеркивает двойственный характер стоящего за ней феномена: с одной стороны, усилия субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, с другой - активность самой личности. Следовательно, формы проявления человеческих потенций, всегда диалогичны, совместнодеятельностны, взаимосозидательны. Они выступают как со-бытие педагога и студента.

Главное свойство интеллекта - понимание как способность личности адекватно воспринимать и конструировать смыслы и модели природы, человека и мира, смысловые и содержательные матрицы бытия, опосредующие отношения субъекта и объекта познания. Как предмет целенаправленного формирования феномен понимания предстает в трех основных типах: семантизирующем, когнитивном и распредмечивающем.

Семантизирующее понимание - это декодирование единиц текста при дефиците его смыслового восприятия (ситуация, типичная на этапе изучения языка). Такой тип понимания не позволяет выйти на уровень смысла текста, ограничиваясь восприятием темы или сюжета.

Когнитивное понимание - на основе тех же самых единиц текста позволяет увидеть связи и причины, сделать обобщающие выводы.

Распредмечивающее понимание строится на деятельности по декодированию, актуализации и конструированию смыслов текста, презентированных помимо прямой номинации смыслов.

В итоге смысловая насыщенность «текста» формируется как результат взаимосвязи:

1) эксплицитно выраженного содержания, которое осваивается семантизирующим и когнитивным типами понимания;

2) смыслов, опредмечиваемых в тексте в основном имплицитно и актуализируемых в процессе рефлексивной деятельности распредмечивающим типом понимания. Распредмечивание означает перевод смыслов текста в состав личностных смыслов студента, достигаемых также посредством операции по интерпретации текста. Студент достигает распредмечивающего понимания посредством выхода в рефлексивную позицию, когда он сам задает себе вопрос: «Что я понял в тексте?» и «Почему я это понял?». При этом происходит анализ средств текста разного уровня, что дает возможность сделать вывод о наличии в тексте тех или иных смыслов. Рефлексия такого рода выступает связкой между вновь осваиваемой действительностью текста и предыдущим опытом студента» [2, с. 41-42].

Таким образом, в основе распредмечивания и актуализации заключенных в тексте смыслов - понимающая мыследеятельность как метод познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части (мысленное расчленение) с последующей «сборкой». Например, изучая научный труд, студент должен постоянно удерживать в сознании смысловое целое. Только тогда результаты анализа будут подлинно глубокими и существенными.

«Технологическая» сторона рациональности определяется социокультурным контекстом, востребующим те или иные интеллектуальные качества личности. Рациональность современного мира характеризуется наличием умений воспроизводить в категориях мышления структуры проблемных ситуаций, возникающих в системах «человек-человек», «человек-природа», «личность-общество» и т. д. и проектировать наиболее эффективные способы их разрешения.

Важнейшим условием формирования рациональности выступает воспитание такого качества, как самостоятельность мышления. Оно формируется в процессе собственной активности студента по решению значимых проблем, пониманию образовательного материала. В организационно-методическом плане более интенсивное развитие интеллекта может осуществляться за счет проблематизации образовательного материала. Первичным структурным элементом образовательной деятельности является текст, но проблематизации подлежит практически любой образовательный материал. Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска. При этом подчеркивается важность выделения из «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь позволит способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т.д. Оно осуществляется в ходе структурирования «проблемного поля» и составления иерархии проблем.

Наличие «поля проблем» дает первоначальное панорамное представление о границах, характере, масштабах, объеме, структуре возможной творческой деятельности студентов в работе над текстами. Ранжирование имеющихся вопросов и трудностей «внутри» проблемного пространства позволяет выделить в нем актуальные приоритеты.

Построение «древа целей» наглядно обозначает логику и последовательность движения в «проблемном поле»: действия по выявлению проблем, их формированию, систематизации и иерархизации.

При таком проектировании учебного процесса студенты с нерациональных способов восприятия информации (пассивного копирования текстов лекции, конспектирования учебной литературы, выполнения практических заданий по образцу и др.) переходят на творческие способы деятельности, как-то, создание проектов, моделирование производственного задания, оформление электронных папок, компьютерных программ и др. В процессе такой деятельности у студентов формируется пакет компетенций, рассчитанных на всемерное совершенствование внутренних побудительных мотивов деятельности и использование сложившегося или пополнение несовершенного интеллектуального потенциала. И здесь, как правомерно, отмечает Н.П. Гончарук [3, с. 2425], «в модель современного специалиста должны входить следующие интегральные интеллектуальные качества: системное мышление, готовность к инновационной

деятельности, квалиметрическая культура, готовность к самообразованию, которые в совокупности образуют интеллектуальную компетентность специалиста». Среди этих качеств Н. П. Гончарук особый статус отводит системному мышлению как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений.

Учитывая современные тенденции развития образовательных систем в глобальном пространстве, эти ориентации, выявленные Н. П. Гончарук, в процессе нашего исследования априори были использованы как основополагающие в развитии интеллектуального потенциала студентов технического вуза. К этому есть аргументированные основания. Во-первых, само образование, особенно высшее технологическое, определяет возможности и потенциал общества и каждой страны в будущем, формируя высококвалифицированные кадры, для которых не только знания, но и ценности, идеалы, духовный мир, творческий потенциал человека становятся важным источником в развитии экономики, науки и производства.

В условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный капитал - интеллект, компетентность, квалификацию. С учетом качественного изменения социально-экономической ситуации, чем выше уровень интеллектуального потенциала, профессиональной квалификации и социализации специалиста, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, более востребован и лучше подготовлен к новым условиям жизни и деятельности.

Литература

1. Бестужев-Лада, И.В. Четыре условия гуманизации образования // День науки в Санкт-Петербургском университете профсоюзов: Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.171-173.

2. Богин, Г.И. К онтологии понимания текста // Вопросы методологии. - 1991 - № 2. - С. 41-42.

3. Гончарук, Н.П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.

4. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

5. Франк, С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. /Сост. А.А. Ермичева. -СПб., 1997.

© С. В. Вьюгина - канд. пед. наук, доц. каф. ОДО КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.