Научная статья на тему 'Педагогические технологии в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок'

Педагогические технологии в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / MILITARY PERSONNEL / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / EXPERT OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скопинцов Владимир Иванович, Зайцев Олег Сергеевич, Толпеев Денис Игоревич, Синёв Андрей Дмитриевич

Обосновано применение педагогических технологий в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок с учетом педагогических основ организации учебных занятий. Разработана программа развития и совершенствования уровня физической подготовленности военнослужащих. Предложена модель организации самостоятельных физических тренировок во взаимодействии со специалистом физической подготовки воинской части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скопинцов Владимир Иванович, Зайцев Олег Сергеевич, Толпеев Денис Игоревич, Синёв Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF THE MILITARY PERSONNEL AT A STAGE OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAININGS

The use of pedagogical technologies in the system of physical training of military personnel at the stage of organizing independent physical training, taking into account the pedagogical foundations of the organization of training sessions, is substantiated. A program has been developed to develop and improve the level of physical fitness of military personnel. A model has been proposed for organizing independent physical training in collaboration with a physical training specialist of a military unit.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок»

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК

В.И. Скопинцов, О.С. Зайцев, Д.И. Толпеев, А.Д. Синёв

Обосновано применение педагогических технологий в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок с учетом педагогических основ организации учебных занятий. Разработана программа развития и совершенствования уровня физической подготовленности военнослужащих. Предложена модель организации самостоятельных физических тренировок во взаимодействии со специалистом физической подготовки воинской части.

Ключевые слова: военнослужащие, физическая подготовка, физические качества, самостоятельная физическая тренировка, военно-профессиональная деятельность, педагогическое сопровождение, специалист физической подготовки.

В системе физической подготовки военнослужащих актуальность рассматриваемого вопроса приобретает особую значимость, так как самостоятельная физическая тренировка является индивидуальной формой физической подготовки военнослужащих, при которой военнослужащим сложно добиться высоких результатов, не имея специальных знаний в области физической культуры и организации тренировочного процесса.

Безусловно, что индивидуальный подход к развитию и совершенствованию уровня физической подготовленности каждого военнослужащего должен проходить в тесной взаимосвязи со специалистом физической подготовки на местах осуществления военно -профессиональной деятельности военнослужащих. Следовательно, методическое сопровождение процесса физического совершенствования военнослужащих воинской части, а также решение общих и специальных задач физической подготовки, со специалистом физической подготовки должны осуществляться на основе знаний педагогических принципов и закономерностей.

Исходя из индивидуальных особенностей военнослужащих, а также уровня их физической подготовленности, специалист физической подготовки должен правильно определить и выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм физической подготовки.

Любая педагогическая технология в системе физической подготовки военнослужащих рассматривается нами как конкретная педагогическая деятельность специалиста физической подготовки

воинской части (военного вуза), в которой все действия военнослужащих представлены в определенной целостности и последовательности, выполнение которых предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Соответственно, чем лучше специалист физической подготовки знает педагогические закономерности, тем эффективнее его деятельность.

В системе физической подготовки военнослужащих выделяют пять форм проведения физической подготовки:

- учебные занятия;

- утренняя физическая зарядка;

- физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности;

- спортивно-массовая работа;

- самостоятельная физическая тренировка [5, 6].

При этом необходимо отметить, что все формы проведения физической подготовки с военнослужащими определены планами проведения учебных занятий, распорядком дня и регламентом служебного времени и по своему содержанию имеют четкую структуру проведения, за исключением самостоятельной физической тренировки.

Самостоятельная физическая тренировка как форма проведения физической подготовки предназначена для организации индивидуальных (самостоятельных) занятий с военнослужащими по контракту. При этом, военнослужащий может пользоваться методическими рекомендациями специалиста физической подготовки и медицинской службы (врача). Как правило, самостоятельные занятия физическими упражнениями осуществляются на учебно-материальной базе воинской части.

Самостоятельная физическая тренировка военнослужащих направлена на решение общих и специальных задач по развитию и совершенствованию физических и профессионально-значимых качеств у военнослужащих. В основу ее организации входят:

- изучение методических рекомендаций по особенностям организма человека;

- изучение основ спортивной тренировки;

- составление индивидуальных планов-заданий на определенный период (от месяца до года) в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся;

- дозирование физической нагрузки (в зависимости от возраста, состояния здоровья и характера военно-профессиональной деятельности);

- освоение и применение приемов самоконтроля;

- проведение контрольной проверки уровня физической подго-товленности военнослужащих.

Проведение у военнослужащих по контракту в определенное время учебных занятий (по расписанию) индивидуально и в составе групп, ввиду особенностей военно-профессиональной деятельности не всегда

представляется возможным. Именно поэтому самостоятельная физическая тренировка является актуальной в развитии и совершенствовании уровня физической подготовленности военнослужащих.

При проведении самостоятельной физической тренировки необходимо придерживаться основного педагогического принципа -постепенности в наращивании физических нагрузок. При этом необходимо помнить, что порой даже недостаточная по интенсивности физическая нагрузка дает больше пользы, чем занятия с физическими нагрузками, превышающими функциональные возможности организма [2, 7].

Важно учитывать, что чем ниже уровень тренированности и старше возраст занимающихся самостоятельной физической тренировкой, тем длительней должна быть разминка в подготовительной части, так как у лиц старшего возраста механизмы физиологического обеспечения двигательной активности требуют большего времени для «запуска» всех жизнеобеспечивающих систем организма [3].

Адекватная физическая разминка в подготовительной части занятия позволяет затем в основной части тренировки выполнять упражнения в соответствии с целями занятия, оптимальной интенсивностью и, в свою очередь, добиваться хорошего тренировочного эффекта [4, 9].

Безусловно, содержание и методика проведения самостоятельной физической тренировки аналогичны содержанию и методике проведения учебных занятий. Основная особенность состоит в том, что время проведения, выбор физических упражнений, определение оптимальной нагрузки и продолжительность занятия определяет занимающийся самостоятельно [8]. Такая самостоятельность требует от военнослужащего наличия определенного уровня знаний теоретических основ физической культуры, знаний методики физической тренировки, навыков в проведении самоконтроля функционального состояния организма, и что не маловажно - так это высокую мотивацию к самостоятельным занятиям.

Вместе с тем, установлено, что именно высокая личная мотивация является основной составляющей в достижении цели по развитию и совершенствованию уровня физической подготовленности военнослужащего. Именно целеустремленность и инициатива военнослужащего, его умение в любых условиях найти необходимое время и возможность для проведения систематических тренировок и будет залогом в достижении высоких результатов в выполнении физических упражнений.

Мотивация должна быть направлена на создание и поддержание постоянного и устойчивого интереса у военнослужащих к физкультурно-спортивной деятельности на этапе организации самостоятельных физических тренировок. Она должна способствовать закреплению у военнослужащих представления о важности и необходимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

Под мотивом понимают различные явления и состояния, вызывающие активность человека. Мотив побуждает, направляет и определяет предмет, на который направлена деятельность. Мотив является силой, побуждающей военнослужащего к постановке цели, а также к действиям для достижения этой цели [1].

По отношению к деятельности мотивы разделяются на:

- внутренние и внешние;

- ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы);

- социальные и познавательные.

Следует отметить, что на поддержание высокой мотивации у военнослужащего, может значительно влиять и педагогическое воздействие специалиста физической подготовки воинской части (военного вуза).

Так, в процессе нашего исследования выявлено, что в организации самостоятельных физических тренировок специалист физической подготовки воинской части (военного вуза) является необходимым звеном, обеспечивающим методическое сопровождение процесса физического совершенствования военнослужащих. Специалист физической подготовки воинской части (военного вуза) обеспечивает необходимое методическое сопровождение военнослужащих изъявивших желание заниматься физической подготовкой самостоятельно.

Поставленная перед авторским коллективом научная задача заключалась в:

- научно-методическом обосновании применения педагогических технологий в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок с учетом педагогических основ организации учебных занятий;

- разработке программы реализации средств и мероприятий физкультурно-спортивной деятельности воинской части (военного вуза), которая направлена на развитие и совершенствование уровня физической подготовленности военнослужащих;

- разработке модели организации самостоятельных физических тренировок, в которой помимо некой «самостоятельности» военно-служащих учитывался научно-методический и педагогический потенциал специалиста физической подготовки воинской части (военного вуза).

Были определены: объект исследования - это применения педагогических технологий в системе физической подготовки военнослужащих на этапе организации самостоятельных физических тренировок; предмет исследования - это особенности организации самостоятельных физических тренировок с военнослужащими.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

- уточнены сущность и содержание самостоятельной физической тренировки военнослужащих воинской части (военного вуза) как формы

физической подготовки военнослужащих с учетом их специфики военно-профессиональной деятельности;

- выявлены организационно-методические взаимодействия специалиста физической подготовки и военнослужащих воинской части (военного вуза) в контексте решение общих и специальных задач по развитию и совершенствованию физических и профессионально-значимых качеств у военнослужащих в процессе самостоятельных физических тренировок;

- разработана программа, направленная на развитие и совершенствование уровня физической подготовленности военнослужащих;

- разработана модель организации самостоятельных физических тренировок во взаимодействии со специалистом физической подготовки воинской части (военного вуза).

При этом главными задачами исследования являлись - разработка программы развития и совершенствования уровня физической подготов -ленности военнослужащих и разработка модели организации самостоятельных физических тренировок во взаимодействии со специалистом физической подготовки воинской части (военного вуза) (рисунок).

Модель организации самостоятельных физических тренировок во взаимодействии со специалистом физической подготовки

Нами выявлено, что в основе организации самостоятельной физической тренировки военнослужащих лежат:

- самостоятельное изучение военнослужащими методических рекомендаций по особенностям организма человека;

- самостоятельное изучение основ организации спортивной тренировки;

- ведение индивидуальных планов-заданий на тренировочный период;

- самостоятельный контроль и дозирование физической нагрузки;

- навыки в организации самоконтроля;

- контроль уровня физической подготовленности.

Из анализа проделанного нами исследования, следует три вывода:

1) исключительным (личностным) фактором в организации самостоятельной физической тренировки военнослужащего является его лич -ная мотивация в проведении систематических тренировках, в процессе которых военнослужащий развивает и совершенствует физические качества;

2) в организации самостоятельной физической тренировки военнослужащего, специалисту физической подготовки воинской части (военного вуза) необходимо осуществлять с ним организационно-методические взаимодействие, используя педагогические технологии;

3) специалист физической подготовки воинской части (военного вуза) обеспечивает необходимое методическое сопровождение всех военнослужащих, изъявивших желание заниматься самостоятельно.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988.

288 с.

3. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. 560 с.

4. Ендальцев Б.В. Физическая подготовка офицеров старших возрастных групп и находящихся в запасе. СПб.: ВИФК, 2010. 126 с.

5. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Анкил, 2013. 248 с.

6. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2001. 224 с.

7. Содержание самостоятельной физической тренировки военнослужащих / под общ. ред. А.А. Щепелева. СПб.: ВИФК, 2011. 93 с.

8. Физическая культура / под общ. ред. В.В. Миронова, В.А. Собины, А.С. Яцковца. М.: Военное изд-во, 2005. 462 с.

9. Физическая подготовка военнослужащих к действиям в особых условиях / под ред. С.М. Лаговского. СПб.: ВИФК, 1996. 135 с.

Скопинцов Владимир Иванович, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, skopinzow@mail.ru, Россия, Серпухов, филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Зайцев Олег Сергеевич, канд. пед. наук, проф., Zajceoleg@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военный институт физической культуры,

Толпеев Денис Игоревич, старший преподаватель, denistolpeev02@,mail. ru, Россия, Серпухов, филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Синёв Андрей Дмитриевич, помощник командующего, начальник группы, sinyovandrey@mail.ru, Россия, Одинцово, Группа физической подготовки Ракетных войск стратегического назначения

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING

OF THE MILITARY PERSONNEL AT A STAGE OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAININGS

V.I. Skopintsov, O.S Zaitsev, D.I. Tolpeev, A.D. Sinyov

The use of pedagogical technologies in the system of physical training of military personnel at the stage of organizing independent physical training, taking into account the pedagogical foundations of the organization of training sessions, is substantiated. A program has been developed to develop and improve the level of physical fitness of military personnel. A model has been proposed for organizing independent physical training in collaboration with a physical training specialist of a military unit.

Key words: military personnel, physical training, physical qualities, independent physical training, military professional activity, pedagogical maintenance, expert of physical training.

Skopintsov Vladimir Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, deputy chief of department, skopinzow@mail.ru, Russia, Serpukhov, Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great,

Zaitsev Oleg Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, Zajceoleg@mail. ru, Russia, St. Petersburg, Military Institute of Physical Culture,

Tolpeev Denis Igorevich, senior teacher, denistolpeev02@mail. ru, Russia, Serpukhov, Branch of the Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great,

Sinyov Andrey Dmitrievich, assistant to the commander, chief of group, sinyovandrey@mail. ru, Russia, Odintsovo, Group of physical training of the Strategic Missile Troop

Reference

1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya / pod red. V.V. Davydova. M.: Pedagogika, 1991. 480 s.

2. Dembo A.G. Vrachebnyj kontrol' v sporte. M.: Medicina, 1988. 288 s.

3. БиЬгоувку VI. Уа1ео1о§1уа. 2ёогоуу] оЬга2 2Ы2п1. М.: КЕТОЫКЛ-Л: Б11п1а, 1999. 560 б.

4. Епёа1'сеу В.У. БшсЬевкауа роё§о1;оука ойсегоу 81аг8ЫЬ уо2га81пуЬ §гирр 1 паЬоёуавЬсЫквуа у 2араБе. БРЬ.: У1БК, 2010. 126 б.

5. КаБ1ау1еп1е ро ГшсЬеБко] роё§о1;оуке у Уоог^ЬеппуЬ БПаЬ ЯовБувко] Беёегас11. М.: Лпк11, 2013. 248 б.

6. КаБ1ау1еп1е ро ГшсЬеБко] роё§о1;оуке 1 БроЛи у Уоог^ЬеппуЬ БПаЬ ЯовБувко] Беёегас11. М.: Я1С ОБЬ УБ ЯБ, 2001. 224 б.

7. ЗоёегеЬаше 8ашов1;оуа1еГпо] ГшсЬеБко] 1хеп1гоук1 уоеппов^кавЬсЫЬ / роё о^ЬсЬ. геё. Л.Л. 8ЬсЬере1еуа. БРЬ.: У1БК, 2011. 93 б.

8. БшсЬевкауа ки1'1;ига / роё оЬвЬсЬ. геё. У.У. М1гопоуа, У.Л. БоЬ1пу, Л.Б. Уаскоуса. М.: Уоеппое Ы-уо, 2005. 462 б.

9. БшсЬевкауа роё§о1;оука уоеппов^кавЬсЫЬ к ёе]Б1у1уаш у оБоЬуЬ ш1оу1уаЬ / роё геё. Б.М. Ьа§оувко§о. БРЬ.: У1БК, 1996. 135 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.