Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЖИМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЖИМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЙ / NETWORK EDUCATION / NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CONTROL OF STUDENTS KNOWLEDGE / QUALITY OF EDUCATION / FUNDAMENTAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарева Е. А., Жукова М. И.

В данной научной статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организации сетевого обучения как современного подхода к подготовке педагога и влияние сетевого обучения на традиционный мониторинг качества знаний учащихся, его достоинства и недостатки. Предполагается, что это позволит обновить формы и методы работы учителей, развить информационную компетентность педагогов, повысить качество их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звонарева Е. А., Жукова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE MODE OF NETWORKING

In this scientific article it is offered to consider questions of network interaction of educational institutions and the organization of network education as modern approach to preparation ofpedagogical shots. The influence of network education on the traditional monitoring of the quality of students ' knowledge, its advantages and disadvantages is considered. It is supposed allows to renew forms and methods of work of teachers, to develop the teachers’ information competence to raise quality of their professional activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЖИМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 373.55

UDC 373.55

ЗВОНАРЕВА Е.А.

кандидат химических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: zvolena@yandex.ru ЖУКОВА М.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru

ZVONAREVA E.A.

Candidate of Chemistry, Associate Professor, Departments of Chemistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: zvolena@yandex.ru ZHUKOVA M.I.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Departments of Chemistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЖИМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE MODE OF NETWORKING

В данной научной статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организации сетевого обучения как современного подхода к подготовке педагога и влияние сетевого обучения на традиционный мониторинг качества знаний учащихся, его достоинства и недостатки. Предполагается, что это позволит обновить формы и методы работы учителей, развить информационную компетентность педагогов, повысить качество их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: сетевое образование, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, контроль знаний обучающихся, качество образования, фундаментальность знаний.

In this scientific article it is offered to consider questions of network interaction of educational institutions and the organization of network education as modern approach to preparation ofpedagogical shots. The influence of network education on the traditional monitoring of the quality of students ' knowledge, its advantages and disadvantages is considered. It is supposed allows to renew forms and methods of work of teachers, to develop the teachers' information competence to raise quality of their professional activity.

Keywords: network education, networking of educational institutions, control of students knowledge, quality of education, fundamental knowledge.

Современная школа стремится создавать условия для развития и максимальной реализации способностей и интересов ребенка, предоставлять возможности для формирования умения осуществлять выбор [4].

Нужна особая, деятельностная среда, позволяющая обучающемуся быть активным, самостоятельным, творческим, уметь создавать, представлять, оценивать, анализировать, выбирать... Чем шире будут ее границы, чем больше педагогов-партнеров будут в ней взаимодействовать, обсуждая, дискутируя, обмениваясь опытом, тем больше вероятности получить новый результат. Режим сетевого взаимодействия как раз и предоставляет такие возможности.

Основной задачей сетевого взаимодействия в рамках школьной образовательной деятельности является оптимизация образовательного процесса по освоению современных знаний без потерь их фундаментальности на фоне развития современного гражданина - творца [1].

Актуальность проекта заключается в формировании новых учебных компетенций и их развитии участниками образовательного процесса при сетевом обучении [6].

В сетевом взаимодействии в отличие от традиционного образовательного процесса при мониторинге

качества образования наравне с существующими, используются инспекторские проверки. При этом самому процессу обучения уделяется достаточно мало внимания, так как балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся не учитывает индивидуальный подход к обучащимся, что негативно сказывается на восприятии у них знаний по предмету [7].

Основная идея проекта заключается в повышении эффективности управления сетевым взаимодействием, а также в качестве и результатах образовательной деятельности.

Реализация образовательной модели школы индивидуального выбора требует изменений в системе оценивания индивидуальных достижений обучающихся с целью корректировки образовательного процесса и условий, влияющих на конечный результат (портрет выпускника):

- работа в качестве регионального центра оценки качества (общеобразовательное учреждение имеет системный и проанализированный опыт в рамках решения большинства задач и готово его предложить остальным участникам сети);

- построение индивидуальных маршрутов обуча-

© Звонарева Е.А., Жукова М.И. © Zvonareva E.A., Zhukova M.I.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

ющихся 10, 11 классов в рамках работы в качестве региональной инновационной площадки;

- оказание психолого-педагогической поддержки по выстраиванию индивидуальных маршрутов обучающихся «старшей школы» на основании их достижений и возможностей;

- подавляющее большинство преподавателей применяют в преподавании предмета демократический стиль: приветствуют самостоятельность суждений и личное мнение обучающихся, учитывают их индивидуальные особенности [5].

Исследовательский проект направлен на корректировку деятельности педагогов, а также на сопровождение обучающихся при достижении конечных результатов.

Цель проекта: создание сетевой системы диагностики и контроля состояния образовательного процесса, который бы обеспечил качественное обучение учащихся [1].

К основным задачам относятся:

1. Создать балльно-рейтинговую систему оценивания знаний обучающихся, которая позволила бы результативно осуществлять основные цели оценки качества образования.

2. Увеличить качество и эффективность деятельности педагогов, учитывая при этом результаты мониторинга качества образования, для осуществления стимулирующих выплат педагогам, работающим в сети.

3. Сформировать автоматическую систему мониторинга качества образования и общего банка информации.

4. Для того чтобы развивать механизмы общественной и общественно-профессиональной экспертизы, необходимо подготовить независимых аудиторов и общественных экспертов по мониторингу качества образования.

5. Оптимизировать сочетание процедур внутренней и внешней независимой экспертизы.

Реализация сетевого (межшкольного) ресурсного центра оценки качества состоит из четырех секторов [2].

Первый проводит мониторинг качества индивидуальных достижений обучающихся на всех ступенях обучения [3].

Объектом оценивания является обучающийся.

Состав сектора: классные руководители, тьюторы, учителя-предметники, сетевые педагоги-психологи.

Функция сектора - исследование и оценивание: достижений обучающегося по предметам; степени их участия в образовательной деятельности; результатов комплексных работ.

Задачи сектора:

- анализ и коррекция индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в соответствии с индивидуальными достижениями обучающихся;

- анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, проведение индивидуальных и коллективных занятий;

- построение рейтинга (само- или взаимосравнение обучающихся).

Второй сектор - мониторинг качества профессиональной компетентности педагогов. Объектом оценивания является учитель [3].

Состав сектора: завучи и директора общеобразовательных учреждений, входящих в структуру сетевого взаимодействия. Функция сектора - исследование: индивидуальных достижений обучающихся в динамике; психолого-педагогических затруднений учителей.

Задачи:

- апробация и корректировка инструментов оценки метапредметных результатов учащихся;

- оценка результатов учащихся;

- принятие управленческих решений (стимулирующие выплаты, стажировка и повышение квалификации преподавателя, кадровые перестановки) на основании анализа работы педагогов;

- оценивание образовательных достижений обучающихся и развитие влияющих на них факторов.

Третий сектор оценивания качества образовательных рабочих программ [3].

Объектом оценивания являются рабочие программы дисциплин, курсов и основных образовательных программ.

Состав сектора: председатель педагогического совета (директор образовательного учреждения или председатель сетевого (межшкольного) ресурсного центра), руководители методических объединений школ.

Функции сектора: сравнение и анализ показанных результатов достижения обучающихся с фактическими результатами; мониторинг соответствия рабочих программ дисциплин федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) [1].

Задачи сектора: подготовка и апробация рекомендаций по корректировке сетевой образовательной программы, а также рабочих программ на основании достижения результатов учащихся в соответствии с ФГОС.

Четвертый сектор оценки качества образовательного процесса. Объектом оценивания являются общеобразовательные организации сетевого (межшкольного) ресурсного центра [3].

Состав сектора: учредители сетевого ресурсного центра, Совет центра, органы управления образовательных организаций, которые входят в сетевое объединение.

Функция сектора - сравнение и анализ: удовлетворенности качеством образования и соответствия условий образовательного процесса современным требованиям.

Задачи:

- организация участия учащихся в конференциях и олимпиадах на региональном, федеральном и международном уровне;

- проведение опроса, анкетирования участников образовательной деятельности;

- принятие рекомендаций для руководителей общеобразовательных организаций, которые входят в сетевое объединение (таблица 1).

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 1.

Реализация проекта (технологическая фаза)

№ п/п Мероприятия Результаты

Подготовительный

1 Сбор и выявление факторов, определяющих сложившийся уровень качества Аналитический отчет

2 Обсуждение проблемного поля, информирование участников образовательных отношений Публикации, семинары, совещания и т д.

3 Управленческая команда - опубликование идеи. «Создание инструментария, основанного на инновационных формах оценивания: контекстные задачи; кейс -измерители (портфолио); тесты (оценивание знаний на уровне применения в нестандартной ситуации); междисциплинарный экзамен; самооценка, самоконтроль предметной обученности и т.д.» Утверждение рабочих групп проекта по разработке рекомендаций; мастер-классы; утверждение рекомендаций

4 Разработка методических рекомендаций для педагогов по оценке индивиду альных достижений обучающихся (индивидуальная карта развития) Утверждение рекомендаций

5 Общественное предъявление «модели внутришкольного оценивания» родительской общественности и органам государственно-общественного управления Публикации, семинары

6 Аудит «Оценивание адаптированности образовательной программы образовательным потребностям обучающихся, социальным требованиям, требованиям ФГОС» Результаты аудита

7 Разработка информационной среды для перевода оценки качества в электронный формат Электронная система

8 Управленческая команда - опубликование идеи «Разработка критериев оценки ключевых компетенций обучающихся при переходе к компетентностному образованию» Утверждение критериев и показателей

9 Организация обсуждения проекта локального акта, регламентирующего систему контроля качества образования Публичное обсуждение; положения системы контроля качества образования с привлечением органов государственно-общественного управления и Совета сети

Апробация инновационной образовательной модели

10 Апробация и внедрение новых процедур, показателей системы контроля качества образования в рамках реализации системы контроля качества образования Посещение занятий, аналитика

11 Промежуточный мониторинг реализации проекта Аналитика, корректировка

12 Повышение квалификации педагогов - в форме стажировки

13 Проведение процедуры по оценке качества удовлетворенности участников образовательных отношений реализацией образовательной модели «Школа индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия» Опубликование результатов

14 Итоговый мониторинг реализации проекта, составление новых проектов по возникшим затруднениям

Диссеминация инновационной образовательной модели

15 Формирование сообщества Сети педагогов-наставников (оплата через компенсационные выплаты)

16 Организация и проведение мастер-классов и семинаров Семинары

17 Создание идеи формирования управленческой команды Утверждение и создание рабочей команды

18 Подготовка материалов к публикации Публикация инновационной образовательной модели

В результате реализации сетевого обучения рассматриваются возможные риски со стороны обучающихся, родителей и педагогического коллектива, а также способы их преодоления и предотвращения (таблица 2).

Обсуждение результатов и выводы

1. Повышение качества и доступности образовательных услуг для всех участников сетевого взаимодействия.

2. Повышение ответственности педагогов за конечный результат.

3. Совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях сети для достижения соответствия

результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с ФГОС.

4. Повышение мотивации обучающихся к учению. Возникновение нового отношения к учению - стремление к самообразованию.

5. Эффективное введение современных образовательных технологий. В том числе, индивидуализация образования через построение индивидуальной образовательной программы обучающегося, в том числе в режиме сетевого взаимодействия.

6. Продолжение формирования положительного имиджа образовательного учреждения в образовательном пространстве.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможные риски и варианты их преодоления

Возможные риски Варианты преодоления рисков

Отторжение к нововведениям, непонимание правил оценивания Поэтапное введение. Максимальное информирование через различные формы педагогических мероприятий: семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, родительские собрания. Повышение квалификации

Боязнь обучающихся и родителей новой системы оценивания, падение формальной успеваемости Ориентир только на поддержание успешности и мотивации обучающегося. Нельзя запугивать обучающихся потенциальными плохими оценками и допускать увеличение количества проверочных работ

Низкий уровень подготовки педагогов по вопросам комплексного оценивания образовательных результатов обучающихся Введение системы непрерывного профессионального образования педагогов, которая обеспечила бы усвоение и понимание инноваций всеми участниками образовательного процесса

Небольшой уровень мониторинга внедрения и апробации проекта может повлиять на объективность принятия решений и его эффективность Внедрение и апробация системы мониторинга, разработка балльно-рейтинговой системы оценивания в процесс образования в рамках реализации проекта сетевого взаимодействия. Внутренняя и внешняя независимая экспертиза. Сопровождение инновационного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, как участника реализации проекта сетевого взаимодействия

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

2. АлексахинаН.В., Бойцова Е.Г., Чичев Е.М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. Санкт-Петербург: Эффектико групп, 2014. № 3. С. 58-67.

3. Василевская Е.В. Повышение профессиональной компетентности: сетевой подход на основе использования ИКТ // Народное образование. Москва: Народное образование, 2013. № 9. С. 141-146.

4. ГлубоковаЕ.Н., КондраковаИ.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике // Педагогика в современном мире: сборник статей всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург: Лема, 2011. С. 123-129.

5. Зубарева Т.А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский ГУ, 2009. № 5 (17). С. 178-184.

6. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. Москва: Эврика, 2006. С. 8-11.

7. ЧучкевичМ.М. Основы управления сетевыми организациями. Москва: Издательство Института социологии РАН, 1999. 37 с.

References

1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FL (edition of 26.07.2019) «On education in the Russian Federation».

2. Aleksakhina N.V., Boytsova E.G., Chichew E.M. Organization of educational process by means of network technologies // Quality Management of education: theory and practice of effective administration. St. Petersburg: Effectice groups, 2014. V. 3. Pp. 58-67.

3. Vasilevskaya E.V. Improving professional competence: network approach based on the use of ICT // Public education. Moscow: Public education, 2013. V. 9. Pp. 141-146.

4. Glubokova E.N., Kondrakova I.E. Network interaction in education as a developing process in theory and practice // Pedagogy in the modern world: collection of articles of the Russian scientific conference. St. Petersburg: Lema. 2011. Pp. 123-129.

5. Zubareva T. A. Efficiency of model of network open interaction of educational institutions as a resource of innovative development // World of science, culture, education. Gorno-Altaysk: Gorno-Altai state University, 2009. V. 5 (17). Pp. 178-184.

6. Organization of network interaction of educational institutions that implement innovative educational programs that participate in the competition for state support. Edited by Adamski, A. I. Moscow: Eureka, 2006. Pp. 8-11.

7. ChuchkevichM.M. Osnovy upravlenija setevymi organizacijami. Moscow: Publishing house of the Institute of sociology Russian Academy of Sciences, 1999. 37 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.