Научная статья на тему 'Педагогические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме'

Педагогические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельский социум / сельская школа / социализация детей и подростков в сельском социуме / rural society / rural school / socialization of children and adolescents in rural society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илясова Екатерина Елизаровна

В статье рассматривается актуальная тема, связанная с педагогическими технологиями позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме. Автором проводится анализ психологических, педагогических исследований проблемы сельского социума и сельской школы как среды социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В статье раскрываются особенности сельского социума, а также выявляются его глобальные тенденции, которые оказали определенное влияние на сельскую школу, что выражается в сокращении количества обучающихся, снижении качества процесса воспитания, социализации и обучения в связи с отдаленностью сельской школы от городской среды и культурных центров. В завершении автор приходит к выводу о том, что сельская школа встала перед проблемой поиска новых путей социализации детей и подростков, проживающих в сельской местности (например, модель позитивной социализации детей перед сельской социологией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN RURAL SOCIETY

The article deals with the actual topic related to pedagogical technologies of positive socialization of preschool children in rural society. The author analyzes psychological and pedagogical studies of the problem of rural society and rural school as an environment for socialization of preschool and primary school age children. The article reveals the peculiarities of rural society, as well as identifies its global trends that have had a certain impact on rural school, which is expressed in the reduction in the number of students, reducing the quality of the process of education, socialization and training due to the remoteness of rural schools from the urban environment and cultural centers. Finally, the author concludes that the rural school is faced with the problem of finding new ways of socialization of children and adolescents living in rural areas (e.g. the model of positive socialization of children before rural sociology).

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме»

Педагогические технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме

Илясова Екатерина Елизаровна,

аспирант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет E-mail: eemuk@mail.ru

В статье рассматривается актуальная тема, связанная с педагогическими технологиями позитивной социализации детей дошкольного возраста в сельском социуме. Автором проводится анализ психологических, педагогических исследований проблемы сельского социума и сельской школы как среды социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. В статье раскрываются особенности сельского социума, а также выявляются его глобальные тенденции, которые оказали определенное влияние на сельскую школу, что выражается в сокращении количества обучающихся, снижении качества процесса воспитания, социализации и обучения в связи с отдаленностью сельской школы от городской среды и культурных центров. В завершении автор приходит к выводу о том, что сельская школа встала перед проблемой поиска новых путей социализации детей и подростков, проживающих в сельской местности (например, модель позитивной социализации детей перед сельской социологией).

Ключевые слова: сельский социум, сельская школа, социализация детей и подростков в сельском социуме.

Проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить особенности социализации детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи особенности социализации рассматриваются в условиях современного сельского социума. Ниже будут представлены особенности сельского социума на основании анализа научной литературы:

- трансформация социального мира, которая в свою очередь отражает усиление этнических конфликтов, социального расслоения а также смену идентичности и социальных ролей, приводящая к кризису в семье и детско-родительских отношениях в качестве модели взаимодействия в обществе;

- появление в виртуальном мире новых трендов, которые способны определять предпосылки моделей поведения, являющихся нетипичными для сельского социума, следовательно, СМИ, социальные сети, телевидение, гаджеты, Интернет, различные видеоролики на ютубе могут повлиять на картину жизни ребёнка, его устремления в будущий неизвестный ему мир, на социальные отношения, а также на культурную идентичность;

- однообразие производственных и социальных отношений, замкнутость, а также ограниченность в общении, сотрудничество в тесной форме общественных организаций, школы и семьи, влияющие непосредственно на становление образа социального поведения детей в качестве отражения моделей близких и родственников.

Цель исследования:

- проектирование социокультурных практик социализации дошкольников в сельском социуме в качестве среды выработки модели социального поведения, которая в свою очередь характеризует непосредственно личность, сопричастную к Малой Родине, истории и собственной культуре, воспитывающейся в качестве патриотичной личности;

- актуализация и выявление проблем в социализации детей в сельском социуме дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение исследований; проектирование социокультурных практик социализации детей в селе.

о с

CJ

см см

Проблема социализации детей в сельском социуме: теоретический аспект

Такими учёными как Р.Р. Сафарова, И.С. Осипо-ва, И.В. Нечаева, М.П. Гурьянова, Д.А. Воробьева

и т.д. были изучены особенности сельского социума [15;13;11;3;1].

По мнению А.Л. Маршака, сельскую местность способны изменять протекающие в ней миграционные процессы. Протекание миграционных процессов усложняется в условиях процесса модернизации, носящий социокультурный характер. Процессы изменения культурного состояния и типа поведения находятся в центре процесса модернизации. А.Л. Маршак также отмечал, что социальная неоднородность общества выявляется делением на «богатых» и «бедных», людей различных вероисповеданий и «правых» и «левых», консерваторов и демократов [7, с. 53].

В трудах Е.И. Тихомировой и В.В. Игнатовой рассматриваются и предлагаются определённые ограничения сельского общества для социализации детей. В качестве таких ограничений авторы отмечают невысокий уровень жизни, малое число рабочих мест, неразвитость инфраструктуры, открытость местного населения разным событиям села, народные традиции, близость к природе. Всё это в свою очередь обуславливает изменения процесса социализации детей и их образовательного процесса [5; 16].

Жители села связаны всегда с родной землёй, с традициями, обычаями местными. По мнению таких авторов как В. Назаровой и Е.Д. Нелуно-вой, это выступает в качестве ценности села в вопросах социализации детей. Такие моменты, как связь с родной землёй в переходное время в открытое информационное общество имеют большую значимость [10, с. 221].

С точки зрения И.С. Осиповой сельское общество характеризуется своей ограниченностью и замкнутостью. В сельской местности проживает небольшое количество населения, при этом они более привязаны к земле, проживают компактно, образовывая при этом непосредственно более сплочённое общество [13, с. 27].

Сельское общество не всегда может отвечать интересам и потребностям семьи и ребёнка. Особенно это касается образовательных и культурных потребностей, так как в селе присутствует не развитость инфраструктуры и невозможно в полной мере реализовать собственные амбиции.

Таким образом, характеризуется сельская социальная среда ограниченностью пространства, неблагоприятными социальными контактами, которые могут нести нравственные, культурные и социальные модели поведения. При этом еще важно отметить, что многие сельские семьи не имеют доступа к информационным каналам, они для них ограничены и, поэтому они больше отдают предпочтения бытовым народным традициям. Таким образом, всё вышеперечисленное влияет на процессы социализации подростков и детей.

Сельское общество имеет определённую уникальную особенность, по мнению И.В. Нечаевой, выражающуюся в сохранении социокультурных установок сельского общества, сдерживающего информационные и модернизационные процессы, происходящие в селе [11, с. 287].

Можно даже выделить ряд нестабильных сторон сельского общества с точки зрения В.С. Шмакова: демографический кризис, экономическое положение семьи, миграционные процессы, изменения сообществ, формы личных подсобных хозяйств, а также характер нормативно-правовых документов, которые в свою очередь влияют непосредственно на изменение социальных процессов [17].

Также в качестве одной важнейшей особенности необходимо рассмотреть стиль взаимоотношений родителей и педагогов сельской местности, которые складываются из-за ограничения социальных контактов в сельском социуме. По утверждению Р.Р. Сафаровой - это определяется как семейственность [15, с. 60].

Сельским локациям интегративные процессы придают определённую общность. Семьи в таком случае выступают, как структуры ряда поколений, которые сохраняют культуру, традиции и обычаи.

В сельской местности, таким образом, достаточно значимым интеграционным моментом в жизни сельского населения выступает сельская солидарность, которая выражается во взаимовыручке, взаимопомощи, взаимоотношениях. Всё вышеперечисленное позволяет сохранить устойчивость сельского социума в качестве среды социализации подрастающего населения [11, с. 287].

Как утверждали некоторые учёные в селе ожидалась определённая модернизация по определённым направлениям, например, по экономическому, демографическому, социокультурному, профессиональному, но в итоге, с точки зрения Д.А. Воробьева получились деструктивные явления переходящие иногда деградацию [1, с. 68].

Смысл интеграции сельского общества заключён в том, что модернизационные и интеграционные стороны жизнедеятельности села предполагают, самоорганизацию, саморегулирование людей. Как утверждает И.В. Нечаева, люди при этом создают определённые социальные объединения, консолидируются в ситуации какой-либо возникшей общей проблемы.

На характер социализации ребёнка в сельском социуме и в семье влияют традиции воспитания детей, социальная среда жизнедеятельности, взаимоотношения детей и родителей, социальный статус родителей. Определённая совокупность факторов составляют сельскую социальную среду, например, национальные факторы, социальные факторы, экономические факторы. Данную совокупность факторов в первую очередь следует учитывать в процессе реализации определённых задач социализации подрастающего поколения. С учётом данной совокупности факторов, как правило, составляются формы организации значимых видов деятельности детей и подростков.

Решением задач воспитания и обучения личности занимается единый образовательный комплекс, которым, по мнению Г.Б. Юстуса является сельский образовательный социум. В таком едином образовательном комплексе создаются все необходимые благоприятные условия, которые

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

формируют гражданскую ориентацию в последующем способствующую развитию определённых преобразований в сельской местности. В селе субъектами и объектами педагогической деятельности становятся взрослые и дети. При этом необходимо обратить внимание на целостность социума, его специфику и функции школы [18, с. 178].

Сельское население, как правило, является носителями национальной культуры, а также хранителями памяти. Особенности организации социокультурных практик подрастающего поколения в селе предполагает определенную ценность, которая заключается в воспроизведении и сохранении духовности - сути национальной идеи России, по мнению М.П. Гурьяновой [3].

В сельской местности такие образовательные организации, как детский сад, школа представлены в качестве социокультурного центра просвещения родителей, воспитания детей. Такие образовательные организации в первую очередь организуют положительные эмоциональное пространство для подрастающего поколения. В первую очередь образовательные организации являются сообществом личности, которое объединяет деятельность на основе достижения цели [16].

Педагоги должны обеспечить необходимыми условиями для адаптации ребёнка в обществе и индивидуальной самореализации в деятельности. Для этого они должны найти необходимые технологии социализации детей, чтобы последние смогли быть обеспечены интеграцией в сообществе взрослых и сверстников.

Таким образом, мы подошли к тому, чтобы определить что же такое социокультурная практика, что из себя представляет. По мнению И.М. Мин-нехаметовой, социокультурная практика - это процесс профессиональных и социальных проб, формирование социальных компетенций [8, с. 19].

Социокультурные практики с точки зрения Н.Б. Крыловой - это различные виды самостоятельной деятельности, необходимые для удовлетворения прагматических и познавательных потребностей, приобретение определенного опыта защиты, помощи, сопереживания, эмпатии, радости, печали и так далее [6, с. 68].

В соответствии с изученными и проанализированными педагогическими исследованиями можно выделить различные виды социокультурных практик. В качестве таких форм выступает волонтёр-ство, социальное партнерство, детские движения, игровые конкурсы, социальные объекты и так далее. Взрослые являются инициаторами социокультурных практик. Значимость таких практик заключается в интеграции социальных правил жизни людей, культурных ценностей, традиций в реальную социокультурную практику детей, цель которых, получить определённый результат.

С.А. Горелова в свою очередь подчёркивает ценность сельской среды, являющейся местом социализации детей, так как там присутствуют приоритеты сельскохозяйственного труда, удаленность села, изолированность и коммуникативная откры-

тость. В таком случае образовательные учреждения могут транслировать факторы, социальные ценности, которые объединяют людей на достижение определённых целей, на удовлетворение потребностей [2].

Реализация социального заказа в сельском обществе начинается уже с детского образовательного учреждения - детского сада. У детей необходимо сформировать интерес в приобщении к сельскохозяйственным видам деятельности, к модернизации техники, чтобы облегчить труд местного населения и расширить возможности в досуговой и социокультурной деятельности.

По справедливому мнению С.А. Гореловой, что, если особенности сельской социальной среды будут игнорироваться образовательной организацией, то, возможно, будет потеря использования воздействия на формирование личности определенных сильных факторов, с одной стороны, а с другой стороны, усилится влияние особенностей сельской социальной среды, например, низкого социального уровня жизни, малой информативности, удаленности от инфраструктуры [2, с. 184].

Сельское общество, пока что, является хранителем определенных традиций, обычаев, норм, но стоит отметить, что на сегодняшний день в эру прогрессивного общества цифровые технологии, которые используются в образовательном процессе, могут повлиять на социализацию детей. Потенциал сельского общества заключается в формировании самостоятельности, социальной активности, целеустремлённости, воспитании, гражданственности, патриотизма на основе трудолюбия, доброжелательности, любви к своей земле, сохранения народных традиций.

Объединить в сельской местности агентов социализации возможно благодаря сельскому детскому саду, который направлен на решение задач воспитания и социализации детей [14, 117].

Агенты социализации, осуществляя процесс проектирования, а также организацию социокультурных практик, осуществляли их на принципах интеграции традиционных народных ценностей, а также новых цифровых коммуникаций в познании моделей поведения и межвозрастной общности по приобщению к трудовой деятельности и социально-значимой деятельности.

В сельской школе цель социокультурных практик заключается в создании определённых условий сотрудничества агентов социализации на основе трудовых и социально-значимых видов деятельности.

В качестве задач можно выделить следующие основные моменты:

1) воспитать чувство сопричастности к родной земле, истории, культуре, традиции;

2) воспитать у нового поколения потребность бережного отношения к улучшению места своего проживания, к накопленному опыту;

3) освоить необходимые навыки в трудовой и социально значимой деятельности в качестве служения своей территории, где родился;

4) формировать доброжелательные модели социального поведения и социальной идентичности;

5) сформировать социальный опыт детей к способности проявления гуманного отношения к месту своего жительства.

Таблица 1. Социокультурные практики в открытом сельском социуме

№ пп

10

Социальные практики

Социально-имитационные. Цель: освоение социальных моделей поведения.

Социальное проектирование. Цель: развитие умений со -циального прогнозирования социальных моделей.

Социально интеллектуальные. Цель: познание новых социальных ожиданий и ролей.

Социальное исследование. Цель: формирование истори -ческой и социальной памяти, а также социокультурной идентичности.

Социальные квесты. Цель: развитие мотивации познавать и открывать новые места социальной жизнедея -тельности человека.

Социальные выставки. Цель: формирование уме ния выражать к социаль ному пространству жизни собственного эстетического отношения.

Социальные экскурсии. Цель: воспитание социаль ных и гражданских чувств к месту своей жизни.

Социальный театр. Цель: формирование опыта социальных моделей поведения.

Социальное волонтерство. Цель: формирование опыта и потребности оказывать помощь старшим, младшим, слабым и т.п.

Социально ролевые игры. Цель: освоение опыта соци ального поведения в разно -возрастной среде

Формы реализации в сельском открытом социуме

«Я как мама (папа)» (шко -ла, детский сад, роди тели)

«Будущее нашего села» (детский сад, школа, ху дожники и архитекторы)

«Мы - будущие школьни -ки» (детские сады, учащиеся школы)

«Исторические места памяти в селе» (детский сад, школа совместно с Советом ветеранов)

«Открываем мир людей села» (детский сад, шко -ла, администрация)

«Мое любимое село» (социальные партнеры, детское образовательное учреждение)

«Мои любимые места в селе» (родители, младшие школьники, дети до школьного возраста)

Спектакль «Возьмемся за руки друзья» (в качестве участников могут быть родители, ровесни ки, работники театра)

«Посетим и поможем» (органы социальной за щиты, образовательные учреждения)

«Сельский хоровод (про-ведение народных игр, забав)» (участники: дети, взрослые)

Таким образом, в соответствии с проведённым анализом социокультурного потенциала сельского общества, особенностей сельской школы в качестве транслятора духовных ценностей, специфики трансформации сельского общества привело

к тому, что можно сопоставить виды социокультурных практик, которые будут в свою очередь решать определенные цели и задачи. Такие виды социокультурных практик представлены в таблице 1 (таблица 1).

Как справедливо замечает М.П. Гурьянова значимость спроектированных социокультурных практик заключается в том, что место жительства может обладать определенными потенциальными возможностями, выступая в качестве социума жизнедеятельности подрастающего поколения. Собственно в таких условиях создаётся возможность для самореализации подростков, детей, родителей, становится возможным обучение детей различным видам искусства, активизации общественных ресурсов в интересах детей, реализации межведомственного взаимодействия, консолидации усилий власти и населения с целью решения определённых проблем, касающихся детей и семей, развитие традиций добрососедства [3, с. 15-16].

В сельском детском саду социальный результат социализации детей в свою очередь зависит от того, каким образом сообщество включается в социальный контроль, если быть вернее насколько активно оно это делает, сохраняя при этом элементы традиционной соседской общины [4].

Сельская школа в свою очередь осуществляет оптимальные пути достижения в первую очередь баланса между изменениями сельского общества и процессами социализации в школе, между новыми цифровыми средствами и традиционными культурными ценностями.

Но на сегодняшний день процесс финансового и духовного кризиса свойственен современной сельской семье, по мнению Ф.А Мустаевой. Именно поэтому в социальное влияние на ребёнка со стороны современной сельской семьи ослаблено и нет возможности определения депривации детей в силу этих причин. Происходит отчуждение от семьи, дети все больше остаются в зависимости от своих гаджетов [9, с. 4].

Результаты исследования

В соответствии с анализом исследований на изменение сельской местности могут повлиять трансформации мира. Также трансформации мира влияют на структуру семей, характер социальных отношений. В последнее время в сельской местности происходит отток молодого поколения и в виду миграционных процессов происходит усиление межнациональных конфликтов. Изменения демографической картины села возникает из-за снижения рождаемости детей. В селе традиционно для сельского общества характерными были доверительные и тесные отношения, на сегодняшний день отмечается тенденция разрыва данных отношений в сельском социуме.

Вследствие демографического кризиса в селе сократилось число детей в сельских образовательных организациях. Жизнедеятельность людей в сельской местности, изменения сельской мест-

сэ о со "О

1=1 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ности происходит благодаря цифровизации общества. Отодвигается приоритет с культурных ценностей и народных традиций, изменяются модели поведения и образ «Я детей».

Принимая во внимание лучшие традиции в жизни сельской местности, сельское детское образовательное учреждение проектирует процессы позитивной социализации дошкольников, основываясь на социокультурных практиках, предполагающих применение принципов интеграции новых средств цифровых коммуникаций и традиционных народных ценностей в вопросах познания модели поведения, единства деятельности агентов социализации межвозрастной общности по проблеме приобщении непосредственно к трудовой деятельности и социально значимой деятельности.

Социальные квесты, выставки, экскурсии, театр, волонтёрство, игры, проектирование, социально-имитационные практики, социальные исследования, социально-интеллектуальные практики были выделены в качестве социальных практик в открытом сельском сообществе, выступая в качестве особого вида социального партнёрства, социальные практики, изменяя сельский социум, содержат трудовые и социально-значимые виды деятельности.

Заключение

Выводы.

1. Путем анализа психолого-педагогической литературы и образовательной практики в сельских детских садах выявляются причины проблем социализации детей перед сельской социологией, в том числе: - организационная деятельность, ответственная за социальное воспроизводство нового поколения, не едина, многие образовательные в организациях сельского общества отсутствуют оригинальные программы, проекты и модели сельского общества, непонимание педагогической ценности социальных объектов и социальных предметов, органично интегрированных в повседневный опыт детского сада, детей и семейной жизни.

2. Сельское общество представляет собой сложную комплексную структуру, содержащую элементы традиций и перемен. Сельское общество в научных исследованиях представляет собой специфическое единство тесных социальных связей, культурно-исторических ценностей, отношения к природе и хозяйству, поведения взрослых, детей и подростков. Сельское общество можно считать естественной социальной средой для развития социального поведения детей и подростков, в которой старшие подростки оказывают сильное влияние на детей младшего возраста, а подростки являются лучшими примерами подражания и социального развития.

4. Исследование устанавливает связь между о трансформацией сельского общества под влияни-Ы ем мировых тенденций (кризис, современные тенденции, политические события и т.п.) и состоянием процесса социализации в сельских детских садах и школах, требованиями сельской молодежи к вы-

езду. их родные города и земли их предков. Родовая связь между традиционной культурой и цифровыми средствами социализации детей. Сельские детские сады учитывают выявленные зависимости при проектировании условий активной социализации дошкольников на основе социокультурных практик всех социализирующих агентов.

5. Результаты научно-исследовательской литературы и теоретического анализа сельского общества позволяют спроектировать модель позитивной социализации детей перед сельской социологией. Цель данной модели: создать социально-образовательные условия для социализации на основе социального партнерства. Основными органами социализации являются: детские сады, школы, сельская администрация, сельский Дом творчества..

Литература

1. Воробьева Д.А. Аспект человеческого капитала в сельском социуме/ZNOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - № 12 (52). Т. 5. 2008. - C. 68-71. (дата обращения 20.11.2023)

2. Горелова С.А. Образование школьников в контексте сельского социума// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 2, 2008. С. 181185.

3. Гурьянова М.П. Место жительства: пространство социально-педагогических преобразований. Образование и наука. - № 19(10), 2017. -С. 128-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147 (дата обращения 20.11.2023)

4. Жигимонт С.Н. Особенности социализации дошкольников, относящихся к разным социально-территориальным общностям городской и сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1981-1985. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85397.htm (дата обращения 20.11.2023)

5. Игнатова В.В. Кузьмина Э.В. Организация социокультурных практик по формированию готовности сельских школьников к нравственному выбору//Современное педагогическео образование. - № 11, 2020 [СПО]. - С. 67-71.

6. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 269 с.

7. Маршак А.Л. Национальная идентичность как условие культурного и духовного самоопределения современной России// Власть. - № 04, 2014.- С. 50-54.

8. Миннехаметова И.М. Социально-культурные практики как средство формирования профессионально-значимых качеств аниматора. [Электронный ресурс]. URL: https://www. dissercat.com/content/sotsialnokulturnye-praktiki-kak-sredstvo-formirovaniyaprofessionalno-znachimykh-kachestv-a (дата обращения: 17.10.2020).].

9. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка в городской и сельской семье// Электронный научный журнал «Apriori. серия: гуманитарные науки»/ - № 4, 2015. - С. 1-10.

10. Нелунова Е.Д. Назарова В. Опыт социализации подростков в сельском социуме// Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 1 (23). -221-223.

11. Нечаева И.В. Социокультурные аспекты интеграции сельского социума//Никоновские чтения. - № 15, 2010. - С. 286-288.

12. Новиков A.M. России необходима национальная идея// www.anovikov.ru (дата обращения 20.11.2023)

13. Осипова И.С. Проблемы организации занятий физической культурой в сельской школе// Вестник Шадринского государственного педагогического университет. - № 1(33), 2017. -С.27-30.

14. Охлопкова Д.К., Пономарева Т.Н. Социально-педагогические технологии использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме (на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов) // Педагогика и просвещение. - № 4, 2019. -DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31466 URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=31466] (дата обращения 20.11.2023)

15. Сафарова Р.Р. Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях сельской местности// Достижения науки и образования. - № 9 (63), 2020. -С.59-62.

16. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения. Электронный научно-методический журнал «Письма в Emissia. Offline». - 2006. - ART 1031. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emis-sia.org/ offline/2006/1031.htm (дата обращения 20.11.2023)

17. Шмаков В.С. Моделирование динамики развития сельского социума//Никоновские чтения. -«17, 2012. - С. 177-180.

18. Юстус Г.Б. Воспитательно - образовательная среда в сельском социуме// Социально-гуманитарные знания. - № 4, 2008. - С. 315318.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN RURAL SOCIETY

Ilyasova E.E.

Southern Federal University

The article deals with the actual topic related to pedagogical technologies of positive socialization of preschool children in rural society. The author analyzes psychological and pedagogical studies of the problem of rural society and rural school as an environment for socialization of preschool and primary school age children. The article reveals the peculiarities of rural society, as well as identifies its global trends that have had a certain impact on rural school, which

is expressed in the reduction in the number of students, reducing the quality of the process of education, socialization and training due to the remoteness of rural schools from the urban environment and cultural centers. Finally, the author concludes that the rural school is faced with the problem of finding new ways of socialization of children and adolescents living in rural areas (e.g. the model of positive socialization of children before rural sociology).

Keywords: rural society, rural school, socialization of children and adolescents in rural society.

References

1. Vorobyova D.A. Aspect of human capital in rural society// NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. - No.12 (52). Vol. 5. 2008. - C. 68-71. (accessed 11/20/2023)

2. Gorelova S.A. Education of schoolchildren in the context of rural society// Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, No. 2, 2008. pp.181-185.

3. Guryanova M.P. Place of residence: the space of socio-pedagogical transformations. Education and science. -№ 19(10), 2017. - Pp. 128-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147 (accessed 11/20/2023)

4. Zhigimont S.N. Features of socialization of preschoolers belonging to different socio-territorial communities of urban and rural areas // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2015. - Vol. 13. - pp. 1981-1985. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85397.htm (accessed 11/20/2023)

5. Ignatova V.V. Kuzmina E.V. Organization of socio-cultural practices for the formation of rural schoolchildren's readiness for moral choice//Modern pedagogical education. - No. 11, 2020 [PDF]. - pp. 67-71.

6. Krylova N.B. Cultural studies of education / N.B. Krylova. - M.: National education, 2000. - 269 p.

7. Marshak A.L. National identity as a condition of cultural and spiritual self-determination of modern Russia// Power. - No.04, 2014. - pp. 50-54.

8. Minnekhametova I.M. Socio-cultural practices as a means of forming professionally significant qualities of an animator. [electronic resource]. URL: https://www.disser-cat.com/content/sotsialnokulturnye-praktiki-kak-sredstvo-formirovaniyaprofessionalno-znachimykh-kachestv-a (date of application: 17.10.2020).].

9. Mustaeva F.A. Socialization of a child's personality in an urban and rural family// Electronic scientific journal "Apriori. series: Humanities"/ - No.4, 2015. - pp. 1-10.

10. Nelunova E.D. Nazarova V. The experience of socialization of adolescents in rural society// Historical and socio-educational thought. 2014. № 1 (23). -221-223.

11. Nechaeva I.V. Socio-cultural aspects of integration of rural soci-ety//Nikon readings. - No.15, 2010. - pp.286-288.

12. Novikov A.M. Russia needs a national idea// www.anovikov.ru (date of appeal 11/20/2023)

13. Osipova I.S. Problems of organizing physical education classes in rural schools// Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. - № 1(33), 2017. - Pp.27-30.

14. Okhlopkova D.K., Ponomareva T.N. Socio-pedagogical technologies of using school museum funds in professional self-determination of high school students in rural society (on the example of the experience of school museums of the Tomponsky and Megino-Kangalassky uluses) // Pedagogy and enlightenment. - No.4, 2019. -DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31466 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31466] (accessed 11/20/2023)

15. Safarova R.R. Features of the formation of a developing subject-spatial environment of a preschool educational organization in rural areas// Achievements of science and education. - № 9 (63), 2020. - Pp.59-62.

16. Tikhomirova E.I. Technologies of subjective self-realization of personality in the educational environment of an educational institution. Electronic scientific and methodological journal "Letters to Emissia. Offline». - 2006. - ART 1031. [electronic resource]. URL: http://www.emissia.org / offline/2006/1031.htm (accessed 11/20/2023)

17. Shmakov V.S. Modeling the dynamics of rural society development/Nikon readings. - "17, 2012. - pp.177-180.

18. Justus G.B. Educational environment in rural society// Social and humanitarian knowledge. - No. 4, 2008. - pp. 315-318.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.