Научная статья на тему 'Сельский социум как адаптивная педагогическая среда'

Сельский социум как адаптивная педагогическая среда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
387
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / АДАПТИВНАЯ СРЕДА / СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов А. Н.

Рассматриваются отдельные организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся сельской школы, связанные с изменениями социальной среды. Характеризуются изменения в экономике, этнокультуре, бытовой, семейной, коммуникативной сферах современного сельского социума, создающие предпосылки для формирования новых аксиологических личностных установок и обусловливающие успешную социальную адаптацию учащихся и выпускников сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL SOCIETY AS AN ADAPTIVE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

The author considers organizational and pedagogical conditions of pupils social adaptation in a rural school that are related to the changes in the social environment. Changes in the economy, ethnoculture, household, family, communicative spheres of the modern rural society that create preconditions for the forming of new axiological personal attitudes and contribute to successful social adaptation of pupils and graduates of rural schools are characterised

Текст научной работы на тему «Сельский социум как адаптивная педагогическая среда»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 1, с. 34-41

УДК 37.013

СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ КАК АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА © 2009 г. А.Н. Смирное

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

[email protected]

Поступила в недакцию 16.12.2008

Рассматриваются отдельные организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся сельской школы, связанные с изменениями социальной среды. Характеризуются изменения в экономике, этнокультуре, бытовой, семейной, коммуникативной сферах современного сельского социума, создающие предпосылки для формирования новых аксиологических личностных установок и обусловливающие успешную социальную адаптацию учащихся и выпускников сельской школы.

Ключевые слова: социальная адаптация, сельский социум, сельская школа, адаптивная среда, сферы

социальной адаптации.

В условиях современного общества возникает объективная необходимость взаимодействия формирующейся личности с динамично меняющейся внешней средой, во время которого личность не только приспосабливается к требованиям и «вызовам» среды, но и воздействует на нее, вызывает ее существенные позитивные изменения. Такое взаимодействие является одной из сторон социализации личности и чаще всего определяется как социальная адаптация. Особенно актуальной является социальная адаптация учащихся сельских школ, поскольку в современном сельском социуме существует трудноразрешимое традиционными способами противоречие между новой социально-экономической ситуацией и стереотипным мышлением учащихся сельских школ, связывающих свое будущее с городом. При этом не принимаются во внимание объективные условия городской жизни, ситуация в сфере образования, на рынке труда, что приводит к дезадаптации, проявляющейся в неоправданной социальной и профессиональной мобильности и снижении социального статуса значительной части сельской молодежи, мигрировавшей в город. После окончания сельской школы выпускники, желающие получить высшее образование, уезжают в крупные города, где отличаются скромностью, трудолюбием, любознательностью, но уступают городским детям в уровне базовых знаний. В силу высокого уровня адаптивности части из них удается адаптироваться к новым социальным условиям и социальному окружению, «догнать» городских сверстников и за пять лет стать городскими жителями и квалифицированными специалистами. Но статистика показывает, что в сельскую местность после

окончания института возвращается не более 7% выпускников сельских школ. Это порождает ситуацию кадрового голода как на предприятиях АПК, так и в сельской местности в целом, приводит к «размыванию» сельского социума, «старению» села, утрате национальных и социальных традиций.

Для изменения такого положения необходима системная работа по формированию у учащихся сельских школ новых аксиологических установок, связанных с жизнью и работой в сельской местности. В свою очередь, такая работа возможна только при наличии в сельском социуме объективных социально-экономических предпосылок, складывающихся в сферах экономики, этнокультуры, родовых и семейных отношений, образования, быта, коммуникаций, повышающих привлекательность сельского образа жизни и способствующих социальной адаптации сельских школьников.

В литературе и научных исследованиях довольно часто встречаются крайне противоречивые характеристики сельского социума. В большинстве из них сельская среда рассматривается как особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым нашей страны, хозяйственными, культурными, историческими традициями проживающих в ней народов [1]. Отмечается, что специфика сельской социальной среды на протяжении длительного исторического периода была обусловлена особым образом жизни, который исторически характеризовался занятостью населения сельскохозяйственным трудом и промыслами, преобладанием личного сельскохозяйственного производства, сезонностью и особыми условиями труда, быта, досуга, общения людей, открытостью жизни

каждой семьи, сохранившимися традициями взаимоотношений. В сельской местности проживало в основном коренное население страны, унаследовавшее традиции и обычаи предшествующих поколений и являющееся носителем исторической памяти, социального, культурного, трудового опыта предков, общинных взаимоотношений и общинного мировосприятия. Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи компактно проживающих жителей сельского поселения традиционно создавали основу для вовлечения их в трудовую, общественную, культурную жизнь, тесного межличностного общения. Многие селения и сегодня остаются не только хранителями, но и источником развития художественных промыслов, фольклора, творчества народных мастеров, самодеятельной культуры. На селе велик, даже чрезмерно, удельный вес общественного одобрения или осуждения, сохранились различные формы социального контроля всех сфер жизни каждого человека, семьи. Сельские жители отличаются устойчивыми нормами поведения и ценностями и более привержены традициям народной педагогики, которые сравнительно легко проникают в сельскую образовательную среду, делая ее более «семейной». Воспитание детей «всем миром», взаимопомощь, забота сообщества о формировании у детей уважительного отношения к старшим, родителям, любви к родным местам, чувства дома, семейного очага, включение детей в различные виды деятельности, народного творчества, участие в народных праздниках -все это характеризует сельский образ жизни и обусловливает уникальный педагогический потенциал сельского социума [2].

К концу XX века традиционные черты сельского социума и сельского образа жизни начали «размываться». Характеризуя социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на селе в это время, большинство исследователей оценивали ее как крайне неблагоприятную и отмечали:

- спад производства в общественном секторе, низкий уровень заработной платы, систематическую задержку ее выплаты, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи и женщин;

- разрушение социально-культурной сферы села вследствие коммерциализации топливноэнергетического комплекса, транспорта и связи, а также перевода культурно-бытового, коммунального и медицинского обслуживания, торговли и общественного питания на селе на рыночные условия (стали закрываться объекты социальной инфраструктуры: клубы, дома культуры, магазины, предприятия бытового обслу-

живания и общественного питания, фельдшерско-акушерские пункты);

- отчуждение большой части сельского населения России от транспорта и связи из-за подорожания услуг и снижения доходов, недоступность для большинства сельских жителей обыкновенного телефона, отмирание радиотрансляционной сети, прекращение обслуживания почтальонами отдаленных пунктов, трудности с ремонтом и покупкой необходимой бытовой техники;

- уменьшение социальной и географической мобильности населения, которое все больше привязывается к постоянным местам жительства и своим земельным участкам, отсутствие возможности выезда детей на экскурсии, и вообще в город;

- сверхзанятость родителей в личных подсобных хозяйствах;

- правовую незащищенность сельских жителей;

- ограниченность культурной жизни;

- хроническое безденежье, алкоголизацию населения, рост числа социально неблагополучных семей, отсутствие жизненных перспектив у молодежи, появление значительного числа маргинальных групп населения [2, 3].

Избегая обобщений в оценке ситуации, сложившейся в социально-экономическом развитии российского села в целом (слишком велики различия в развитии отдельных территорий), необходимо отметить, что современная сельская среда под влиянием системных экономических и социальных реформ начала XXI века быстро изменяется. В сельском социуме складывается принципиально новая адаптивная ситуация, характеризующаяся изменением экономических отношений, нарастанием урбанизаци-онных процессов, смешением различных культур, преобладанием нерегламентированных социальных отношений, широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка с взрослыми и другими детьми как в микросоциуме, так и вне него. Происходит своеобразное «наложение эпох», когда исторически сложившиеся, традиционные черты сельского социума дополняются, а иногда и вытесняются новыми чертами и явлениями.

В русской черноземной трудообеспеченной сельской местности, к которой относится Нижегородская область, наметились позитивные тенденции. Они связаны прежде всего с реализацией приоритетных национальных проектов и государственных региональных и федеральных программ в агропромышленном комплексе,

сферах образования и здравоохранения, а также отраслевой программы газификации сельских поселений.

Спад в общественном секторе аграрного производства благодаря реализации национальных проектов замедлился, а по ряду показателей начиная с 2005-2006 гг. наметился рост. С целью выполнения обязательств по реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» правительством Нижегородской области принята программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области на период с 2007 по 2010 год. В рамках направления «Ускоренное развитие животноводства» в 2006-2008 годах с привлечением среднесрочных кредитов ведется строительство и реконструкция 29 животноводческих комплексов в 27 сельхозпредприятиях 18 районов области, приобретено более 2000 голов крупного рогатого скота и 570 голов свиней. В сельскохозяйственное производство (как в животноводство, так и в растениеводство) приходит новая высокопроизводительная техника, приобретаемая с использованием лизинговых механизмов, внедряются новые ресурсосберегающие технологии, совершенствуются механизмы хозяйствования. Растет уровень заработной платы сельскохозяйственных рабочих, изменения в трудовом законодательстве сделали невозможными натуроплату труда и задержки в выплате заработной платы. Все это стабилизирует ситуацию в общественном секторе сельскохозяйственного производства, повышает его привлекательность для молодежи, создает условия для возрождения села, способствует «педагогиза-ции» социальной среды. Для устойчивого развития сельского социума необходимо, чтобы не только каждый работник, но и каждый житель села, поселка понимал стратегию сельскохозяйственной организации, видел ее перспективы, имел возможность в той или иной степени внести свой вклад в ее развитие. Для этого руководитель должен обладать компетенциями в области не только производственного, но и социального менеджмента и даже владеть педагогическими технологиями. Для решения одной из самых острых проблем сельскохозяйственного производства - проблемы кадров руководитель должен экстраполировать позитивный социальный опыт, мотивационно-ценностные установки крестьянского труда на уровень субъекта социальной адаптации - сельского ребенка, что обусловливает тесную связь сельхозпроизводителя со школой, с семьей, домом культуры, т.е. сферы экономики со сферами образования, эт-нокультуры, семьи, быта, коммуникаций. Необ-

ходимо учитывать, что с точки зрения социальной адаптации наиболее продуктивным является взаимодействие объекта и субъекта трудовых отношений, основанное на их устойчивых аксиологических установках, взаимной заинтересованности. Только в труде интересном для ребенка, значимом для него самого и для окружающих, приносящем реальные результаты, происходит самоопределение, самоактуализация, самоутверждение, саморазвитие личности, формируется ее жизненная устойчивость. Опыт показывает, что немногие руководители сельскохозяйственных организаций, привлекающие к коллективным работам по уборке урожая, благоустройству социально значимых объектов, улучшению экологической обстановки разновозрастные коллективы (в том числе учащихся), значительно реже сталкиваются с ситуацией «кадрового голода». К сожалению, в общественном производстве практически утрачен социальный опыт коллективного крестьянского труда с его уникальным воспитательным и адаптивным потенциалом. В большей степени он сохранился и проявляется в малых формах хозяйствования, занимающих все более значимое место в сфере экономики сельского социума и активно поддерживаемых государством.

С целью развития предпринимательства на селе в Нижегородской области создано 17 кредитных и 8 снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Через них сельхозпроизводителями ежегодно осваивается 80 млн рублей льготных кредитов. Только в 2006 году 6754 личных подсобных хозяйства и 262 крестьянско-фермерских хозяйства получили кредиты в размере 1175 млн рублей по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». Кредитные ресурсы преимущественно используются на закупку ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка сельскохозяйственных животных, ветеринарных препаратов; покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузовых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений; приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям [4]. В реализацию кредитных программ, развитие малых форм хозяйствования особенно активно включились

молодые сельские семьи, поскольку в сельском социуме значительно легче, чем в городе, найти незанятую «экономическую нишу», организовать собственное производство, получить социальную и финансовую поддержку, жилье.

Процессы в экономической сфере социума влияют на психологию сельских жителей, в том числе детей, формируют позитивное сознание и адаптивное поведение. Данные опросов учащихся сельских школ Княгининского, Бутурлинского, Пильнинского, Сергачского районов Нижегородской области, их родителей и учителей, проводимых ежегодно в 2004-2008 гг. по инициативе автора группой студентов и преподавателей Нижегородского государственного инженерно-экономического института, свидетельствуют об активном участии школьников в производительном и социально значимом труде, о готовности жить и трудиться в сельской местности (рис. 1 и 2). Единственным существенным условием такой готовности, по их мнению, является изменение социальных условий, расширение сфер занятости и повышение оплаты труда.

При анализе состояния сельского социума нужно учитывать относительную дешевизну и

доступность большинства социальных услуг на селе. Здесь значительно дешевле обходится содержание жилья, автотранспорта, ниже коммунальные платежи, дешевле электроэнергия, услуги общественного транспорта, содержание детей в детском саде и т.д. По направлению национального проекта «Строительство (приобретение) жилых домов для молодых семей и молодых специалистов» в 2006 году введено в эксплуатацию 200 домов или 11400 кв. метров жилья. В Нижегородской области реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.», в рамках которой из федерального и областного бюджетов выделяются средства на жилищное строительство в сельской местности (в 2005 году введено 148 домов, в 2006 году - 200 домов (5700 м2)) [4].

Вопреки пессимистическим прогнозам не произошло разрушения социально-культурной сферы села: в рамках региональных программ большинство сельских населенных пунктов газифицировано, к ним активно прокладываются дороги с твердым покрытием, в каждом населенном пункте установлен общедоступный телефон, трудно найти местность, где бы не работала мобильная связь (доступная, кстати, по-

Рис. 1. Динамика социальной активности и эмпатии учащихся сельских школ

■ Не будут жить и работать в сельской местности ни при каких обстоятельствах

■ Будут жить и работать в сельской местности, если изменятся условия

■ Будут жить и работать в сельской местности

Рис. 2. Динамика социально-профессиональных установок учащихся сельских школ

давляющему большинству сельских жителей). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что транспортная, коммуникационная, информационная изолированность села осталась в прошлом. Принципиально меняет ситуацию в информационном пространстве модернизация телекоммуникационных сетей: сельские АТС стали цифровыми и напрямую связаны с областной телефонной сетью, что обеспечило возможность подключения к сети Интернет с использованием технологии ADSL (высокоскоростной Интернет с выделенной линией), в любом сельском населенном пункте возможен прием не менее 35 программ спутникового телевидения. Село сегодня живет в едином информационном поле с городом, ему потенциально доступен весь массив информации. Проблема заключается в том, что, обладая техническими и финансовыми возможностями использования этого массива, сельский житель не обладает достаточными знаниями и навыками, которые открыли бы ему «окно в мир информации», для этого селу необходим своего рода «технический ликбез». Для решения новых задач в сфере коммуникаций требуется значительная техническая, информационно-просветительская и педагогическая работа, которую способны осуществлять не только преподаватели, но и учащиеся сельской школы, обладающие навыками использования информационно-коммуникационных технологий.

Наметились позитивные тенденции в сфере здравоохранения Нижегородской области. В рамках национального проекта «Современное здравоохранение» значительно увеличена заработная плата 1434 врачей общей практики и 1602 медицинских сестер, что сделало для них достаточно привлекательной работу в сельской местности. Приобретается современный автотранспорт для станций скорой медицинской помощи (160 санитарных автомобилей), в том числе автомобили повышенной проходимости для выезда в сельские населенные пункты. В большинстве сельских районов Нижегородской области работают передвижные стоматологические кабинеты. Реализуется программа диспансеризации населения, работающего в сельской местности.

Кардинально изменилась ситуация с занятостью сельского населения. Если раньше отмечалась сверхзанятость сельских жителей, особенно в летний период, вызванная необходимостью сочетать труд в общественном секторе производства с трудом в личном подсобном хозяйстве, то сейчас мы можем говорить о значительном снижении интенсивности труда на селе. Во-первых, в результате оптимизации хо-

зяйственной деятельности, механизации труда, применения высокопроизводительной техники и ресурсосберегающих технологий в общественном секторе уменьшается доля ручного труда, значительно снижаются трудозатраты, сокращается рабочий день. Во-вторых, значительно сократился перечень необходимых работ в личном хозяйстве: исчезла необходимость заготавливать твердое топливо (дрова, уголь) летом и поддерживать тепловой режим зимой, значительно сократились время сенокоса и доля ручного труда в нем и в обработке приусадебных участков, а ранее эти работы занимали не менее % времени сельских жителей, не занятого в общественном производстве. Таким образом, количество свободного времени как взрослых, так и детей в сельской местности значительно увеличилось, и появилась реальная возможность использовать его для активного, в том числе семейного, досуга, повышения образовательного, культурного уровня. Увеличение свободного времени способствует возрождению традиционных для села, но временно забытых сфер занятости и источников доходов: пчеловодства, сбора грибов, ягод и лекарственных растений, лозоплетения и других народных промыслов.

За последние 2-3 года произошли существенные изменения в быте сельской семьи. Повышение реальных доходов жителей села, расширение спектра кредитных программ финансовых и торговых структур сделали доступным приобретение современной бытовой техники, средств малой механизации, мебели, средств транспорта, связи. Типичная среднеобеспеченная сельская семья, как правило, имеет автомобиль, благоустроенное жилье (природный газ, водопровод, канализация), компьютер (часто с доступом к сети Интернет), систему спутникового телевидения, мобильную связь. Непрерывно расширяется сфера услуг для жителей села: работают стационарные и мобильные магазины, приемные пункты сельскохозяйственной продукции и природного сырья, сеть такси. Это не только повышает качество жизни сельского социума, но и создает новые рабочие места. В целом, различия в быте городского и сельского жителя в настоящее время заключаются в степени доступности ряда социально-культурных благ: театра, «большого» кино, концертов, художественных выставок, показов модной одежды.

Не оправдался и еще один пессимистический прогноз о неизбежной маргинализации и люмпенизации сельского социума. Хотя процессы социальной и имущественной дифференциации имели в нем место, они поляризовали село в значительно меньшей степени, чем город. Не-

смотря на деструктивные последствия социально-экономических «экспериментов» с селом, не произошло окончательного его «раскрестьянивания». Сельский социум оказался более устойчивым к негативным воздействиям периода «дикого капитализма»: здесь традиционно существует некоторый избыток жилья, исключающий бездомность; близость к земле позволяет прокормиться даже при отсутствии постоянного источника доходов; детская беспризорность и безнадзорность социально осуждаема; не исчезли такие категории, как взаимовыручка и коллективизм. Не маргинализировали село и миграционные процессы. Сельский социум исторически складывался как открытая система, не отторгающая миграционные потоки. Несмотря на властные запреты на перемещение аграрного населения из одного региона в другой, из деревни в город и наоборот, миграция всегда имела место и не воспринималась сельской средой отрицательно. Для современного села наиболее характерна сезонная миграция трудоспособного мужского населения, вызванная сезонностью сельскохозяйственного труда. Она имеет как положительную, так и отрицательную стороны: постоянная занятость мужчин повышает реальный уровень доходов семьи, но несколько снижает ее воспитательный потенциал.

Не является для сельского социума необычной и неприемлемой этническая миграция, особенно активизировавшаяся с 80-90-х гг. XX века. Количество сельских поселений, существующих в полиэтническом пространстве, непрерывно растет (в Нижегородской области примерно 37000 переселенцев, около 80% из них проживают в сельских районах). Казалось бы, миграционные процессы должны негативно воздействовать на жизнь села, «размывать» сельский социум, инициировать интеллектуальное и духовное «обнищание» того или иного сельского населенного пункта. Но практика показывает, что этого чаще всего не происходит. Во-первых, село даже при активной миграции всегда сохраняет подавляющее большинство местных жителей, неразрывно связанных с селом и хранящих его традиции. Во-вторых, быт, традиции, этнокультура русской деревни настолько природосообразны, естественны, что не вызывают неприятия у любого человека, вливающегося в сельский социум. Исключение составляет ситуация, когда мигранты образуют компактно проживающую этническую диаспору, предельно изолированную от остального социума. Во всех остальных случаях они либо интегрируются в сельский социум, частично со-

храняя свою этнокультуру, либо полностью ассимилируются с коренным населением. В любом случае проблема межэтнического взаимодействия, заключающаяся во взаимообогащении этно-культур при сохранении их самобытности, становится для села все более актуальной.

Препятствует маргинализации и люмпенизации сельского социума еще одно неоднозначно оцениваемое явление: процесс секуляризации общественного сознания (освобождение от влияния религии), носивший в советское время массовый характер, изменил свою направленность и замещается противоположным процессом - «религизацией» сельского населения. От 62 до 65% опрошенных учителей, родителей и старшеклассников признают себя верующими. Верность атеистическому мировоззрению сохраняют 35% респондентов.

Необходимо отметить, что, характеризуя современное состояние сельского социума, мы имеем в виду социальную среду достаточно крупного сельского поселения с численностью населения от 200 человек и более. Такие поселения, ранее называвшиеся центральными усадьбами, являются наиболее урбанизированными, следовательно - социально привлекательными и перспективными. В данном случае мы понимаем под урбанизацией придание образу жизни, свойственному селу, черт и особенностей, характерных для города. Если еще сравнительно недавно возрастание урбанистических показателей было монотонным (от малых сельских поселений к крупным, далее - к малому городу, затем - к все более крупным городам), то теперь оно приобретает «ступенчатый» характер: наиболее благоприятные условия развития социальной жизни сегодня складываются именно в большом селе и в малом городе, которые становятся фокусом социальной активности [5]. Ключевым словом, которым характеризуется большое село, является «стабильность». Самая высокая степень социального оптимизма в сегодняшней России проявляется именно жителями больших сел. Но в отличие от также высокого оптимизма обитателей больших городов эта стабильность - динамическая: она реализуется в условиях активного движения населения, самым ярким воплощением которого выступает «отходничество» - временные, как правило сезонные, работы вне данного социального места. Отъезд на заработки наиболее активной части трудоспособного населения вызывает ряд сложных, уже упоминавшихся последствий, в том числе негативного характера. В то же время приток заработанных средств в эти места повышает уровень потребления, комфорта и, что

важно, ведет к увеличению расходов на образование детей. Этот своеобразный вариант урбанизации компенсирует временный спад производства в аграрном секторе экономики.

Концентрация большей части образовательных услуг в больших селах вносит вклад в формирование позитивной социальной атмосферы в этом типе поселений. Здесь идет более активная культурная и социальная жизнь, способствующая оптимистичному восприятию действительности. Этот эффект усиливает «большая» школа в ее интегративных моделях, получивших распространение с началом эксперимента по реструктуризации образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (например, школа - социокультурный комплекс).

Таким образом, крупные села оказываются для молодого населения этапом к более урбанизированным формам жизни. Урбанизация, принявшая в сельской местности своеобразные формы, вступила в очень важную, возможно, переломную стадию. И связана эта стадия не только и не столько с экономическими процессами. Изменилось массовое сознание сельских жителей - оно само стало (корректнее сказать, очень быстро становится) урбанизированным, ориентирующим своих носителей на воспроизводство сельского уклада жизни в трансформированных формах.

Особенностью современного сельского социума, определяющей его своеобразие как адаптивной среды, является то, что каждый сельский житель, в том числе ребенок, в отличие от жителя города постоянно реализует свои способности и возможности во всех сферах социума. Это приводит к возникновению большего количества адаптивных потребностей, побуждает к активному взаимодействию со средой, инициирует разнообразие адаптационных сценариев, тем самым создавая условия для успешной социальной адаптации.

Современные аграрные и социальные реформы, связанные с реализацией приоритетных национальных проектов, при всей их неоднозначности приводят к позитивным изменениям во всех сферах сельского социума и формируют принципиально новую для села адаптивную ситуацию. С одной стороны, село испытывает потребность в людях, обладающих компетенциями в различных сферах социальной и профессиональной деятельности, способных и готовых к горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности. С другой стороны, в большинстве сельских поселений в сферах сельского социума, обладающих педагогическим потенциалом, довольно

медленно формируются мотивационно-ценностные установки, нацеленные на удовлетворение данной потребности, и условия их реализации. В складывающихся условиях социальные институты, определяющие развитие сельского социума, могут более эффективно использовать его адаптивный потенциал, что неизбежно требует объединения интеллектуальных, кадровых, организационных ресурсов, разработки своеобразного «сценария» развития социума.

В соответствии с ним сельская школа разрабатывает программу развития, учитывающую изменения в социальной среде, расширяет внешние связи с социальными институтами, осуществляет целенаправленные изменения в образовательном и воспитательном процессе. В учебный план вводятся элективные курсы, отражающие специфику сельского труда: «Основы сельскохозяйственного производства», «Основы плодоводства и овощеводства», «Основы ведения сельского домашнего хозяйства», «Тракторы и сельскохозяйственные машины» и другие, позволяющие учащимся овладеть профессиональными компетенциями и применить их на практике. Хозяйствующие субъекты, в свою очередь, привлекают к сезонным работам молодежные трудовые звенья, закрепляя за каждым практикантом опытного наставника, знакомят учащихся школы с поступающей в хозяйство новой техникой и использующимися прогрессивными технологиями.

Школой и органами местного самоуправления создаются общественные организации экологической и социально-культурной направленности, объединяющие не только школьников, но и взрослых, что способствует самоактуализации и саморазвитию учащихся, более успешному освоению ими новых социальных ролей. Формируются основы коммуникативной культуры как внутри коллективов, так и во взаимодействии их с внешней средой. Для работы с молодежными коллективами используются информационно-коммуникационные, игровые, тренинговые технологии, технология коллективных творческих дел.

Оптимизируются ресурсы и режим работы спортивных сооружений, создаются спортивные кружки и секции, проводятся межшкольные соревнования и турниры.

С целью сохранения и актуализации этнокультурных традиций школой и домами культуры создаются разновозрастные фольклорные и театральные коллективы, организующие культурно-досуговые массовые мероприятия, активно транслирующие результаты своей творческой деятельности в социум.

Формируется так называемое «поле позитивной деятельности школьного коллектива», представляющее собой сферу реализации физического, интеллектуального, творческого потенциала участников образовательно-воспитательного процесса и имеющее тенденцию к непрерывному концентрическому расширению. Позитивная деятельность школьного коллектива направлена на повышение социальной активности и качества жизни членов сельского социума, интегрирована в систему социально-экономических отношений села, совпадает с ней структурно и может выступать в качестве модели развития сельского социума.

Список литературы

1. Вуколова Т.С. Социальная адаптация личности в контексте образования. Якутск: Изд. ЯГУ, 2001.

2. Гурьянова М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. М.: АСОПиР, 2000.

3. Журавлева СИ. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ: Дис... канд. социол. наук. Ставрополь, 2005.

4. Официальный сайт Правительства Нижегородской области [Электронный ресурс] // Национальные проекты: Режим доступа свободный. URL: http://www. govemmentnnov.m/?id= 15142.

5. Погорелова В.И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

RURAL SOCIETY AS AN ADAPTIVE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

A.N. Smirnov

The author considers organizational and pedagogical conditions of pupils’ social adaptation in a rural school that are related to the changes in the social environment. Changes in the economy, ethnoculture, household, family, communicative spheres of the modern rural society that create preconditions for the forming of new axiological personal attitudes and contribute to successful social adaptation of pupils and graduates of rural schools are characterised.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.