Научная статья на тему 'Организация социальной работы в условиях сельского социума: теоретический аспект'

Организация социальной работы в условиях сельского социума: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4732
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА СЕЛЕ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЕ / SOCIAL WORK / RURAL SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIAL WORK IN THE VILLAGE / MANAGEMENT OF SOCIAL WORK / ORGANIZATION OF SOCIAL WORK IN THE VILLAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбина В. Н.

В статье рассматривается организация социальной работы в сельском социуме. Представлены особенности сельской среды, специфика социальной работы в сельской местности. Выделены приоритетные направления социальной работы в сельском социуме. Проанализировано становление системы социальных служб на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of social work in the conditions of rural society: theoretical aspect

In the article organization of social work in rural society is considered. Features of the rural environment, specificity of social work in countryside are presented. Priority directions of social work in rural society are allocated. Formation of social services system in the village is analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация социальной работы в условиях сельского социума: теоретический аспект»

2) своеобразие познавательного развития обусловлено иными способами ориентировочно-исследовательской деятельности, выраженностью церебрастенических явлений, эмоциональных нарушений;

3) тяжесть нарушений психического развития в первую очередь связана с выраженностью и стойкостью эмоционально-аффективных расстройств, которые маскируют и тормозят проявление потенциальных когнитивных и моторных возможностей ребенка. Аномальное их включение в познавательные процессы, регуляцию поведения обусловливает дезорганизацию всех видов его деятельности;

4) дети с тяжелыми двигательными нарушениями при создании специальных условий и особой организации комплексной пси-холого-медико-педагогической помощи могут достичь оптимального уровня социальнопсихологической адаптированности, благодаря имеющемуся у значительного большинства потенциалу развития.

1. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. СПб., 2003.

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развитии. М., 2007.

3. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.

4. Симонова Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями: монография. СПб., 2008.

5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев, 1988. С. 39.

6. Mazeau M. Déficit visio-spatiaux et dyspraxie de l’enfant. Du trouble à la rééducation. Paris,

1996.

7. Reliability of the Gross Motor Performance Measure / Gowland C. et al. // Phys. Ther., 1995. № 75. P. 597-602.

Поступила в редакцию 29.05.2009 г.

Simonova T.N., Simonov V.G. The cognitive, emotional and personal development of preschool age children with severe cerebral motor disorders. The article contains data of complex assessment of children of preschool age with severe cerebral motor disorders. It describes particularities of its cognitive, emotional, motor and personal development. The predictive criteria of social and psychological adaptation are revealed. They reflect potential of development of a child.

Key words: severe motor disorders; cerebral palsy; developmental potential.

УДК 371.3

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© В.Н. Рыбина

В статье рассматривается организация социальной работы в сельском социуме. Представлены особенности сельской среды, специфика социальной работы в сельской местности. Выделены приоритетные направления социальной работы в сельском социуме. Проанализировано становление системы социальных служб на селе.

Ключевые слова: социальная работа; сельская социальная среда; социальная работа на селе; управление социальной работой; организация социальной работы на селе.

В начале 90-х гг. прошлого столетия в нашей стране возникли острые социальные проблемы, с которыми человек был не в состоянии справиться без помощи государства. Именно в этот период в обществе появляется новое направление профессиональной деятельности, являющееся частью социальной политики государства, - социальная работа.

Р.М. Куличенко дает следующее определение социальной работы: это деятельность, организованная на государственном, общественном, личностном (волонтерском) и коммерческом уровнях, основанная на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленная на помощь социально уязвимым индивидам и общинам,

с целью восстановления их нормальной жизнедеятельности и личной активности [1].

В настоящее время в условиях нарастающего финансового кризиса и, как следствие, безработицы, снижения уровня жизни, отсутствия уверенности в завтрашнем дне люди остро нуждаются в помощи специалистов социальной сферы, особенно жители села. На различных этапах развития общества предпринималось немало попыток улучшить социально-экономическое положение на селе. Однако общая ситуация в сельской местности остается достаточно сложной.

Как показывают результаты исследования, проведенные Г.Г. Силласте, развивающийся на селе образ жизни можно определить как «деформационный», сочетающий в себе такие черты, как

- крайне низкий уровень жизни;

- бесперспективность жизни для молодежи на селе;

- резкое расслоение на бедных и богатых;

- изоляция от культурной жизни страны и др. [2].

Следует отметить, что в сельском социуме складывается комплекс негативных явлений, который вызывает угрозу социальной безопасности сельских жителей. К ним относятся:

- пьянство;

- безработица;

- воровство;

- бытовое хулиганство;

- коррупция чиновников;

- наркомания;

- взяточничество;

- детская беспризорность;

- насилие в семье;

- проституция;

- тяжкие преступления против личности и др. [2].

Также сюда можно добавить неутешительные выводы (к сожалению, они актуальны и на сегодняшний день), полученные социальными педагогами Нерехтского района Костромской области, которые исследовали положение сельских детей и молодежи. В сельском социуме увеличиваются темпы старения населения, чему способствует снижение рождаемости и миграция молодежи в город. Это приводит к снижению процента трудоспособных граждан, сокращению про-

изводства сельскохозяйственной продукции, увеличению потребности в социальной помощи, росту преступности. А также остро стоит проблема общего развития детей, формирования их индивидуальных способностей, удовлетворения потребностей в образовательной и досуговой деятельности [3].

Но несмотря на пессимистичные выводы исследователей, занимающихся проблемами села, мы согласны с мнением Е.И. Холосто-вой, что именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий социально перспективного контингента любой страны [4].

Но, для достижения этой цели необходима новая парадигма развития социальной работы, суть которой М.П. Гурьянова характеризует следующим образом:

- создание социальных служб непосредственно в общинах;

- развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;

- целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых;

- развитие и подготовка квалифицированного персонала - общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

- приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;

- вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу по принятию решений в социальной политике муниципалитета;

- признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения [4].

Изучению проблем в сельском социуме отдают предпочтение многие современные исследователи: Е.И. Холостова (социальная работа в сельской местности); М.П. Гурьяно-

ва, А.Ф. Иванов, И.Ф. Раздымалин (образование в сельском социуме); С.С. Хижняков (социальная история села), Г.Г. Силласте (образ жизни семьи сельского школьника); А.М. Цирульников, Л.Н. Павлова (инновации в образовании на селе); Б.А. Куган (управление процессом модернизации системы образования в сельском социуме) и мн. др.

Сельская социальная среда, на фоне которой и во взаимодействии с которой живет и развивается человек, осуществляется процесс социального становления, жизненного и социально-профессионального самоопределения молодого поколения, - сложнейший комплекс, сочетающий различные факторы: экономические, социальные, конфессиональные, национальные, имущественные, возрастные [5].

Особенностью сельской среды является противоречивый характер ее воздействия на человека. С одной стороны, есть множество примеров происхождения высокоодаренных личностей из сельской среды, а с другой -существует немало примером духовной и физической деградации сельских жителей.

Социальная работа на селе - это сложный и творческий труд. Она является важным аспектом развития региона, одним из показателей социальной стабильности и благополучия. Цель социальной работы на селе - внести позитивные изменения в жизнь общины и в частную жизнь сельчан, помогать им всеми имеющимися средствами, защищать их права.

Специфику социальной работы на селе, как полагает М.П. Гурьянова, определяют разные факторы: положительные и отрицательные, которые определяют содержание социальной работы в сельской местности, формы и методы оказания социальной помощи и поддержки.

Так, к факторам, осложняющим социальную работу в сельской местности, относятся следующие:

- ограниченный доступ к услугам;

- низкий уровень государственной социальной поддержки;

- ограниченность источников общественной и частной поддержки;

- изолированность и территориальная отдаленность;

- проблемы конфиденциальности;

- консерватизм и социальная инертность;

- невысокий образовательный уровень сельского населения;

- открытость личной жизни;

- слабо развитая инфраструктура [6].

Позитивные факторы общинной жизни, с

опорой на которые строят социальную работу на селе опытные специалисты:

- тесная связь со средой обитания;

- личное подворье;

- приверженность традициям;

- роль семьи;

- роль неформальной взаимной поддержки;

- межсемейная кооперация;

- роль общественного мнения [6].

Выбор приоритетных направлений социальной работы в той или иной сельской общности определяется потребностями, нуждами, интересами, проблемами ее жителей. Укажем наиболее типичные из них:

- оказание помощи гражданам в обретении душевного равновесия, психической устойчивости к тяготам современной жизни, в преодолении отрицательных эмоций;

- распространение знаний о выживании человека в экстремальных условиях (при дефиците материальных средств, продуктов питания, при затяжной болезни, пожаре, социальных ситуациях);

- решение проблем, касающихся злоупотребления алкоголя.

- профилактическая работа с лицами, страдающими профессиональными заболеваниями;

- обеспечение досуговой занятости детей, подростков, молодежи;

- обеспечение трудозанятости подростков с последующей оплатой труда;

- помощь неблагополучным семьям в обеспечении нормальной жизнедеятельности детей, в устранении причин социального неблагополучия;

- помощь молодым семьям в развитии детей дошкольного возраста, воспитывающихся дома;

- содействие в трудоустройстве, в поисках новых рабочих мест, в переподготовке специалистов, помощь в развитии личных подсобных хозяйств;

- содействие беженцам в трудоустройстве, адаптации к новым условиям жизни;

- активизация природоохранной деятельности, профилактика негативных воздействий загрязненной природной среды, ее влияния на здоровье человека;

- деятельность социальных служб по устранению конфликтов, налаживанию добрососедских отношений средствами социальной работы и др. [6].

Итак, организовать социальную работу в сельской местности довольно сложно, необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на развитие социальной работы. И здесь большую роль играет управление социальной работой, которое является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Это, конечно же, касается и различных социальных учреждений, которые находятся в сельской местности.

С.Л. Смирнова считает, что управление социальной работой - это сознательное воздействие на процесс организации и развития социальной помощи и поддержки населения через государственные учреждения, общественные и благотворительные организации, группы специалистов [7].

Одной из функций управления, как полагает Е.И. Холостова, является организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях [4].

Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления - основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России, считает С.В. Тетерский [8].

Многолетние исследования в области становления системы социальных служб на селе можно обобщить в следующих основных положениях, которым придерживается М.П. Гурьянова.

1. Службы социальной помощи необходимо создавать непосредственно в каждой сельской (поселковой) администрации, чтобы сделать социальные услуги доступными для населения.

2. В сельских населенных пунктах, где компактно проживают разные возрастные группы, целесообразно функционирование единой интегративной социальной службы, призванной работать со всеми категориями населения.

3. Содержание деятельности комплексного социально-педагогического общинного центра определяется конкретными социальными программами, которые отвечают нуждам, интересам, потребностям жителей конкретной деревни, села, поселка, населенного пункта.

4. Реализация социальных программ должна осуществляться при широком участии всего населения, что в условиях ограниченных ресурсов села поможет достичь желаемых результатов.

5. Образование, культуру, спорт, искусство, природу, сельскохозяйственное опытничество, народное творчество следует рассматривать как важные средства социальной помощи и поддержки человека.

6. Центральное место в системе социальной работы с населением необходимо отвести развитию различных форм взаимопомощи, самообеспечения, помогающих человеку самостоятельно справиться с возникающими проблемами.

7. Социальное воспитание детей и молодежи следует рассматривать как особую форму социальной работы, как социальную помощь населению, носящую характер активного действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Деятельность сельских социальных педагогов и социальных работников будет малоэффективной без поддержки добровольных помощников. Формирование «команды» общественников-детей и взрослых, лично заинтересованных в подвижнической деятельности и стремящихся принести пользу людям, является важной составляющей социальной работы на селе.

9. Социальным работникам, обслуживающим граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, необходимо обращаться за помощью к социальным педагогам, работникам культуры, к детям и молодежи. Это по-

зволит решить не только социально-бытовые, но и личные проблемы пожилых людей, связанные с одиночеством, социальной невос-требованностью человека.

10. В условиях слабо развитой инфраструктуры досуга однообразия и эмоциональной бедности сельской жизни социальным педагогам и социальным работникам следует использовать любое социальное действие, чтобы обогатить положительными эмоциями жизнь сельских жителей. Поэтому праздники семьи, проводы в армию, свадьба, праздники школы следует рассматривать как мощный заряд положительных эмоций, способный сплотить людей, создать хорошее настроение.

11. В условиях села, где люди хорошо знают друг друга, эффективны комплексные методы социальной помощи - социальные акции, адресованные всем категориям населения, создающие положительную атмосферу в поселке.

12. Среди сельских жителей особенно значима ценность сельскохозяйственного труда. Поэтому важное место в социальной работе на селе занимает психологическая подготовка населения к интенсивному труду, положительный эмоциональный настрой на трудовую деятельность [6].

Одной из форм организации социальной работы в сельской среде можно рассматривать работу сельских общинных центров социальной педагогики и социальной работы -государственно-общественной комплексной службы на селе с соответствующим кадровым обеспечением профессиональными работниками социума - социальными педагогами и социальными работниками. Такие социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорга-низаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов. Таким образом, центр становится комплексной социальной службой, которая в свою очередь является организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной

работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров.

Так, например, в структуре администрации Великолукского района создана единая социально-педагогическая служба, целью которой является создание территориальной системы защиты семьи, детей, молодежи. Анализ практической деятельности данной службы позволяет систематизировать основные формы социально-педагогической работы:

- социально-педагогический патронаж по месту жительства;

- индивидуальный социальный патронаж;

- программы индивидуального сопровождения детей и родителей «группы риска»;

- консультативные пункты;

- благотворительные акции;

- педагогическая психотерапия;

- образовательные курсы для детей и родителей;

- инициативные группы, клубы помощников социальных педагогов;

- трудоустройство подростков и молодежи и др. [9].

Таким образом, следует сделать вывод, что в настоящее время многие исследователи занимаются проблемами села, очевидно, понимая, что в современных условиях организация социальной работы в сельском социуме находится отнюдь не на высоком уровне, как, например, в городской среде, и виною этому множество причин, среди которых можно назвать следующие: недостаточная помощь государственных органов, общественных организаций, частных инвесторов; дефицит квалифицированных кадров. Сказываются и сложные условия жизнедеятельности человека и окружающей его социальной среды. Для улучшения создавшейся ситуации социальная работа на селе требует специальных приемов, методов управления социальной ситуацией, специальной профессиональной подготовки для работы в условиях сельского социума. Одним из примеров развития социальной работы на селе может стать организация комплексной службы, которая будет оказывать помощь различным категориям населения, тем самым поддерживая оптимальный уровень жизни сельских людей.

Мы считаем, что развитие социальной работы в сельском социуме должно рассмат-

риваться как конструктивное социальное изменение в общечеловеческом контексте, которое приведет к позитивному выходу из сложной социально-экономической ситуации, создавшейся в стране, и, в первую очередь, возрождению села.

1. Куличенко Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.

2. Силласте Г.Г. Образ жизни семьи сельского школьника на рубеже двух веков (по результатам социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе»). М., 2002. Ч. 4.

3. О положении сельских детей и молодежи в Нерехтском районе Костромской области в 1997 году: докл. / Терновская В.И. [и др.]. М., 1998.

4. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2005.

5. Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой. - М., 2004.

6. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Мн., 2000.

7. Смирнова С.Л. Управление социальной работы: теория, принципы, методы / Нажмудинов Г.М., Албегова И.Ф., Морозова Н.А. Социальная работа: теория и практика. Информационно -аналитический бюллетень № 1. Ярославль,

1997. С. 64-65.

8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2001.

9. Павлова Л.Н. Становление и развитие института социальных педагогов: системный подход // Образование в сельском социуме: проблемы и инновационный опыт. М., 2001. С. 72-76.

Поступила в редакцию 27.06.2009 г.

Rybina V.N. Organization of social work in the conditions of rural society: theoretical aspect. In the article organization of social work in rural society is considered. Features of the rural environment, specificity of social work in countryside are presented. Priority directions of social work in rural society are allocated. Formation of social services system in the village is analyzed.

Key words: social work; rural social environment; social work in the village; management of social work; organization of social work in the village.

УДК 781

МЕХАНИЗМ ВОЛЕВОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ

© Л.В. Вахтель

В статье рассматривается механизм волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения. Автор характеризует сущность данного механизма в контексте изучения волевой регуляции музыкально-исполнительской деятельности студентов, акцентирует внимание на проявлении «стилевой установки» в интерпретации сочинения и особенностях саморегуляции психического состояния исполнителей во время концертного выступления.

Ключевые слова: волевое включение музыканта-исполнителя; стилевая установка в интерпретации музыкального сочинения; саморегуляция психического состояния музыканта-исполнителя.

Сущность волевого включения исполнителей в процесс интерпретации музыкального сочинения обусловлена природой творческой воли, реализуемой в музыкальноисполнительской деятельности. Волевой акт «преодоления себя» в музыкально-исполнительской деятельности связан не только с организацией каждодневных занятий на инструменте, но и с духовным процессом самопознания. Согласно мысли Г.М. Цыпина, во-

ля определяет как объем и регулярность работы, так и ее содержание. Ведущий мотив самореализации в музыкально-исполнительской деятельности, звучащий тем более властно, чем более одарен человек, связан с потребностью творчества, которое «несет награду в себе самом» [1]. Деятельность для исполнителя выступает как главная жизненная ценность, затрагивая глубинные структуры его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.