Научная статья на тему 'Педагогические технологии мастерских как средство реализации современных тенденций развития высшего образования'

Педагогические технологии мастерских как средство реализации современных тенденций развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мейчик Галина Альфредовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии мастерских как средство реализации современных тенденций развития высшего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРСКИХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. А. Мейчик

В настоящее время отмечается адаптация высшего образования к современным и будущим потребностям общества, его ориентация на достижение целей социального, экономического, научно-технического развития, повышение требований к качеству образования. При этом происходит формирование соответствующих потенциалов и стратегий развития и планирования на основе продвижения практики и правовой основы социального партнерства, расширение связей образования с миром труда. Развитие высшего образования предполагает предоставление обучающимся широкого диапазона выбора, придание гибкого характера началу и завершению получения высшего образования. Проявляется тенденция постепенной перехода от существующей модели, ориентированной на обучение в течение ограниченного периода времени, к модели, рассчитанной на образование на протяжении всей жизни.

Проводя анализ возможностей педагогической технологии мастерских в качестве средства реализации современных тенденций развития высшего образования, можно выделить три основные такие возможности:

первая - связана с формированием образовательного пространства обучающихся в вузе, т. е. с созданием условий для их обучения и воспитания как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Это - важная составная часть профессиональной деятельности преподавателя в современных условиях. Технология мастерских позволяет обеспечить создание таких условий, прежде всего за счет развития навыков и умений самостоятельной познавательной, творческой, продуктивной деятельности;

вторая - связана с подготовкой студентов посредством их участия в мастерских негуманитарного профиля, в которых реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации за счет применения в рамках учебных дисциплин гуманитарных компонентов учебного содержания, содействия профессиональному и личностному развитию обучающихся;

третья - связана с подготовкой в целом преподавателей, учителей к предметному преподаванию дисциплин с использованием технологий творческого характера, в частности, мастерских.

278

Инновационные, творческие педагогические технологии призваны играть особую роль в профессиональной подготовке преподавателей, педагогов уже потому, что преподаватели получают образование не только для собственной социальной адаптации в современном мире, но и прежде всего для последующего применения полученных знаний и опыта деятельности в ходе своей профессиональной деятельности

Реализация педагогической технологии мастерских в процессе обучения преподавателей, учителей призвана решать задачи становления профессионально-педагогической компетентности, поскольку она предполагает владение общими для всех преподавателей знаниями, развернутыми применительно к их педагогической деятельности, общими умениями их педагогической интерпретации для преподавания в рамках своих дисциплин. Преподаватели вуза должны обладать также научнопедагогической компетентностью, интегрирующей специальную подготовку в своей области знаний с подготовкой в области проведения научно-исследовательской работы.

Целесообразность применения технологии мастерских для профессионального и личностного развития, формирования профессиональной компетентности обучающихся в вузе связана также со следующими обстоятельствами: (а) реализация технологии мастерских

позволяет вводить в преподавание учебных дисциплин компоненты, способствующие профессиональному (педагогическому) самоопределению личности, формированию ценностного отношения к профессиональной (педагогической) деятельности, становлению потребности в самообразовании в данной области и рефлексивной деятельности по осмыслению и оценке своей социальной и профессиональной позиции, своего уровня компетентности в данных вопросах; (6) реализация технологии мастерских обеспечивает деятельностный характер процессу образования на основе овладения и осознанного использования студентами способов самостоятельной познавательной, научной, профессиональной деятельности; (в) применение педагогических технологий мастерских в процессе обучения способствует овладению студентами способами анализа (самоанализа) ценностных ориентаций, позиций, результатов работы, способами прогнозирования, проектирования, моделирования и исследования.

Проведенный нами анализ показал, что освоение содержания обучения на основе педагогических технологий мастерских может осуществляться следующими основными способами: (1) одноразовое включение рассмотрения, обсуждения, создания конкретного материала в ход занятия с при-

279

менением технологии мастерских; (2) введение в программу той или иной учебной дисциплины практических занятий в технологии мастерских; (3) включение в учебный план изучения дисциплины специальных модулей в технологии мастерских; (4) создание интегративных курсов и спецкурсов (циклов занятий) на основе технологии мастерских.

Таким образом, реализация технологии мастерских по своему смыслу и содержанию способствуют достижению выпускниками вуза, получившими степень магистра или завершившими обучение в аспирантуре, готовности: (а) решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; (б) использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных; (в) проектировать и реализовывать в практике обучения новое учебное содержание учебных предметов; (г) определять содержание и направления профессионального и личностного развития и др.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.