ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРСКИХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. А. Мейчик
В настоящее время отмечается адаптация высшего образования к современным и будущим потребностям общества, его ориентация на достижение целей социального, экономического, научно-технического развития, повышение требований к качеству образования. При этом происходит формирование соответствующих потенциалов и стратегий развития и планирования на основе продвижения практики и правовой основы социального партнерства, расширение связей образования с миром труда. Развитие высшего образования предполагает предоставление обучающимся широкого диапазона выбора, придание гибкого характера началу и завершению получения высшего образования. Проявляется тенденция постепенной перехода от существующей модели, ориентированной на обучение в течение ограниченного периода времени, к модели, рассчитанной на образование на протяжении всей жизни.
Проводя анализ возможностей педагогической технологии мастерских в качестве средства реализации современных тенденций развития высшего образования, можно выделить три основные такие возможности:
первая - связана с формированием образовательного пространства обучающихся в вузе, т. е. с созданием условий для их обучения и воспитания как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Это - важная составная часть профессиональной деятельности преподавателя в современных условиях. Технология мастерских позволяет обеспечить создание таких условий, прежде всего за счет развития навыков и умений самостоятельной познавательной, творческой, продуктивной деятельности;
вторая - связана с подготовкой студентов посредством их участия в мастерских негуманитарного профиля, в которых реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации за счет применения в рамках учебных дисциплин гуманитарных компонентов учебного содержания, содействия профессиональному и личностному развитию обучающихся;
третья - связана с подготовкой в целом преподавателей, учителей к предметному преподаванию дисциплин с использованием технологий творческого характера, в частности, мастерских.
278
Инновационные, творческие педагогические технологии призваны играть особую роль в профессиональной подготовке преподавателей, педагогов уже потому, что преподаватели получают образование не только для собственной социальной адаптации в современном мире, но и прежде всего для последующего применения полученных знаний и опыта деятельности в ходе своей профессиональной деятельности
Реализация педагогической технологии мастерских в процессе обучения преподавателей, учителей призвана решать задачи становления профессионально-педагогической компетентности, поскольку она предполагает владение общими для всех преподавателей знаниями, развернутыми применительно к их педагогической деятельности, общими умениями их педагогической интерпретации для преподавания в рамках своих дисциплин. Преподаватели вуза должны обладать также научнопедагогической компетентностью, интегрирующей специальную подготовку в своей области знаний с подготовкой в области проведения научно-исследовательской работы.
Целесообразность применения технологии мастерских для профессионального и личностного развития, формирования профессиональной компетентности обучающихся в вузе связана также со следующими обстоятельствами: (а) реализация технологии мастерских
позволяет вводить в преподавание учебных дисциплин компоненты, способствующие профессиональному (педагогическому) самоопределению личности, формированию ценностного отношения к профессиональной (педагогической) деятельности, становлению потребности в самообразовании в данной области и рефлексивной деятельности по осмыслению и оценке своей социальной и профессиональной позиции, своего уровня компетентности в данных вопросах; (6) реализация технологии мастерских обеспечивает деятельностный характер процессу образования на основе овладения и осознанного использования студентами способов самостоятельной познавательной, научной, профессиональной деятельности; (в) применение педагогических технологий мастерских в процессе обучения способствует овладению студентами способами анализа (самоанализа) ценностных ориентаций, позиций, результатов работы, способами прогнозирования, проектирования, моделирования и исследования.
Проведенный нами анализ показал, что освоение содержания обучения на основе педагогических технологий мастерских может осуществляться следующими основными способами: (1) одноразовое включение рассмотрения, обсуждения, создания конкретного материала в ход занятия с при-
279
менением технологии мастерских; (2) введение в программу той или иной учебной дисциплины практических занятий в технологии мастерских; (3) включение в учебный план изучения дисциплины специальных модулей в технологии мастерских; (4) создание интегративных курсов и спецкурсов (циклов занятий) на основе технологии мастерских.
Таким образом, реализация технологии мастерских по своему смыслу и содержанию способствуют достижению выпускниками вуза, получившими степень магистра или завершившими обучение в аспирантуре, готовности: (а) решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; (б) использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных; (в) проектировать и реализовывать в практике обучения новое учебное содержание учебных предметов; (г) определять содержание и направления профессионального и личностного развития и др.
280