Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / FUTURE TEACHERS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жеребятникова Г.В.

Статья раскрывает характеристику педагогических технологий используемых в образовательном процессе вуза. Автор считает, что использование в образовательном процессе современных педагогических технологий способствует: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов, будущих педагогов; развитию критического мышления; обучению коллективной деятельности, работе в команде; стимулированию самоуправления, самообучения и самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жеребятникова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF FORMATION OF ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE MODERN HIGH SCHOOL

Аnnotation: The article reveals the characteristics of the pedagogical technologies used in the educational process of the university. The author believes that the use of modern educational technologies in the educational process contributes to: the formation of cognitive and professional motives and interests, future teachers; development of critical thinking; team learning, teamwork; stimulate self-management, self-learning and self-control.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

Жеребятникова Г. В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Педагогики» Забайкальский государственный университет

Россия, г. Чита ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация: статья раскрывает характеристику педагогических технологий используемых в образовательном процессе вуза. Автор считает, что использование в образовательном процессе современных педагогических технологий способствует: формированию познавательных и

профессиональных мотивов и интересов, будущих педагогов; развитию критического мышления; обучению коллективной деятельности, работе в команде; стимулированию самоуправления, самообучения и самоконтроля.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, будущие педагоги, технология обучения.

Zherebyatnikova G. V., Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department "Pedagogy"

Transbaikal State University Russia, Chita

TEACHING TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF

FORMATION OF ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE MODERN HIGH SCHOOL

Аnnotation: The article reveals the characteristics of the pedagogical technologies used in the educational process of the university. The author believes that the use of modern educational technologies in the educational process contributes to: the formation of cognitive and professional motives and interests, future teachers; development of critical thinking; team learning, teamwork; stimulate self-management, self-learning and self-control.

Keywords: modern pedagogical technologies, future teachers, educational technology.

Стремительные перемены в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в сфере образования на всех его уровнях. Среди многочисленных вариантов реформирования, в частности и высшего педагогического образования, переход к инновационному обучению и внедрению новых современных педагогических технологий рассматривается сейчас в качестве главного

направления развития, с которым большинство связывает надежды на подготовку специалиста нового типа.

Наиболее приоритетными методами образования мы выбрали современные гуманитарные технологии, которые определяют сегодня перспективный вектор инновационного развития образования, потому что позволяют педагогу реализовывать профессиональные компетентности, востребованные современным обществом.

Согласимся с мнением Н. В. Бордовской о том, что «гуманитарные технологии - это средства организации социальной деятельности и социального взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющего выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром» [2, с.56].

В контексте нашего исследования, и для нас интересной является точка зрения на гуманитарные технологии коллектива авторов в составе Н. И. Басовской [1] Н.Н. Суртаевой [9] и др. Под гуманитарными технологиями они понимают алгоритмы коммуникативной деятельности по организации и реализации человеческого общения: алгоритмы порождения и понимания текстов различного рода, алгоритмы проектирования и осуществления коммуникативных событий результативного взаимодействия сознаний. При этом авторы исходят из того, что «компетентность в современном понимании определяется не столько объемом усвоенных знаний, сколько уровнем владения соответствующими гуманитарными технологиями».

Н. Н. Суртаева дает следующее определение «технологии обучения -это способ системной организации совместной деятельности педагога и учащихся на основе материальных средств и условий» [9, с.36]. Предполагаем, что внедрение в образовательный процесс современного вуза гуманитарных технологий будет содействовать формированию активности будущих педагогов.

Наиболее значимыми гуманитарными технологиями нашего исследования являются: портфолио, рефлексивный анализ, технология развития критического мышления (ТРКМ), кейс-технологии и проектная технология [4, с. 15].

В современной профессиональной школе становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений. Портфолио - система «накопительная», она включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности студента. В папке работ и проектов фиксируются участие в проектной деятельности и успешность прохождения

выбранных курсов, производственной практики; в портфолио отзывов и рекомендаций - оценки прохождения социальной практики, рекомендации преподавателей и самоанализ развития обучающегося. В подавляющем большинстве случаев «портфель достижений обучающегося» включает все три его разновидности. «Использование портфолио в образовательном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию

профессиональной рефлексии» [7, с.15]. В нашем исследовании основной целью создания портфолио, является формирование активности будущих педагогов «через анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга образовательного роста студента» [6, с.121]. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые будущими педагогами в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Работу студентов над личным портфолио мы начали вести с первого года обучения в университете. Как указывает О. Г. Смолянинова, это дает «возможность получить обозримую программу профессионального становления будущего педагога и увидеть ступени формирования необходимых компетенций и настроить на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности, стремление к постоянному самосовершенствованию» [7, с.15].

В процессе обучения мы предложили бакалаврам завести портфолио по курсу «Педагогика» и в течение всего периода изучения данного курса отслеживали их наличие, наполнение и умение осуществлять рефлексию своей деятельности. Нами разработана примерная форма портфолио, включающая в себя три раздела: 1) «Резюме» (содержит краткие автобиографические данные, эссе о профессиональных планах); 2) «Коллекция работ» (включает работы, выполненные в течение семестра, года; в разделе представлены как лучшие работы, так и работы, выполнение которых первоначально не соответствовало требованиям; наличие таких работ позволяет отследить динамику в выполнении заданий и преподавателю, и студенту; 3) «Подведение итогов. Достижения». Содержание этого раздела отражает умение студентов рефлексировать свои действия, выявлять проблемы, затруднения, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения заданий, намечать пути разрешения этих проблем.

Ведение портфолио будущими педагогами осуществляется в бумажном варианте (папка-накопитель с файлами) или в электронном. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в университете, датируется. Фиксация образовательных результатов

осуществляется систематически. Разработка портфолио будущими педагогами происходит на основе: получения студентом первого рефлексивного опыта, заключающегося в выявлении собственных дефицитов знаний, умений, необходимых базовых компетенций, и выстраивания, в соответствии с этим, собственной образовательной траектории; планирования образовательной деятельности в условиях образовательного пространства современного вуза; профессионального самоопределения.

Мы считаем, что использование в образовательном процессе технологии портфолио способствует формированию активности будущих педагогов, так как: является важным механизмом для анализа и последующего планирования студентом собственной образовательной и профессиональной деятельности; позволяет студентам стать активными участниками процесса самооценки своей деятельности; способствует приращению профессиональной компетентности будущих педагогов; помогает будущим педагогам оценить собственные знания, определить свои дефициты, проблемные зоны и цели, которых он хочет достигнуть в дальнейшем обучении.

Один из основных способов скорейшего приобретения личностного опыта работы - педагогическая рефлексия Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека об изменениях, происходящих в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей. Умение осуществлять предметно-рефлексивный анализ - высокий показатель профессионально-педагогического мастерства преподавателя, оно основывается на предметно-личностной рефлексии, предполагает высокоразвитый уровень рефлексивных способностей и соответствующих умений. Умение осуществлять рефлексивный анализ в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности должно служить одним из важных показателей профессионально -педагогического мастерства, поэтому данному аспекту педагогической деятельности необходимо специально обучать и научно культивировать его в высшей школе, что в итоге будет способствовать формированию созидательной активности.

Внедрение в образовательный процесс вуза технологии рефлексивного анализа содействовало, прежде всего, формированию рефлексивных умений будущих педагогов посредством выполнения ими специально подобранных нами заданий. Например:

Задание 1. Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Письмо самому себе». Вы должны написать короткое письмо из 5 -6 предложений, оценивая свою деятельность на семинаре. Выполнение подобных заданий содействует развитию рефлексивных навыков будущих педагогов, следовательно, способствует формированию их активности. Рефлексивное обучение как одна из используемых нами технологий, помогло

будущим педагогам «объективно оценить, проанализировать результаты осуществленной как учебной, так и социально-значимой деятельности, увидеть свои промахи и отметить удачи и на этой основе корректировать свою деятельность, составлять программу дальнейших действий» [3, с.88]. Мы отмечали, что при проведении данного анализа происходит более глубокое осознание студентами сущности своей будущей профессиональной деятельности. В индивидуальных беседах через рефлексивный анализ выявлялись имеющиеся у будущего педагога проблемные зоны и намечались дальнейшие пути самореализации и самосовершенствования.

Следующая гуманитарная технология, применяемая нами с целью формирования активности будущих педагогов - технология развития критического мышления (ТРКМ). Технология развития критического мышления (ТРКМ) является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах» [5, с.121].

На занятиях с бакалаврами мы применяли различные методики технологии развития критического мышления: «инсерт» (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления), «знаю, хочу узнать, узнал», синквейн, «ромашка Блума», «тонкие и толстые вопросы», эссе и др. Например, студентам предлагались следующие задания:

Задание 1. Составьте синквейн на тему «Выпускник» и два по Вашему выбору. Синквейн - это «стихотворение», написанное по определенным правилам: первая строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным; вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными; третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами; четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Каждому студенту дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем с партнером из двух синквейнов составляют один, с которым оба будут согласны. Это дает им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы студенты слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа знакомится с готовыми синквейнами. К примеру, синквейн на тему

«Выпускник» студенты составили следующим образом:

Выпускник. Молодой, инициативный.

Адаптируется, включается, рефлексирует.

Новый учитель - надежда школы. Учитель.

Задание 2. При изучении темы «Педагогическая деятельность: её сущность и ценностные характеристики». На стадии вызова, используя прием «Парная мозговая атака», решите кто, по вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность. На стадии осмысления заполнение таблицу «ЗУХ» (Знаю, Умею, Хочу узнать) на тему «Ценностные характеристики педагогической деятельности». На стадии рефлексии будущим педагогам предлагается систематизировать свои знания посредством составления кластера на тему «Виды педагогической деятельности», дополнить ранее заполненную таблицу «ЗУХ».

Использование данной технологии в образовательном процессе вуза, позволяет добиваться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий содействовало формированию активности будущих педагогов, поскольку происходило: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих педагогов; развитие критического мышления; обучение коллективной деятельности, работе в команде; стимулирование самоуправления, самообучения, самоконтроля и др.

Использованные источники:

1. Басовская Н. И. Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: Научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, 2007. 104 с.

2. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007. 408 с.

3. Диордица, Л. В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию //Теория и практика физической культуры. 2005. №5. С.87-93.

4. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих

педагогов в образовательном пространстве современного вуза диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Забайкальский государственный университет. Чита, 2013 г. 215 с.

5. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс Дельта, 2003. 284 с.

6. Кравченко, Е. В. Портфолио в системе профессиональных достижений студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. №7. С.120-122.

7. Смолянинова, О. Г. Метод электронного портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров педагогики //Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. №3. С. 11-16.

8. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Бордовской. М.: КноРус, 2011. 432 с.

9. Суртаева, Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве: монография. Омск: ИРООО, 2009. 180 с.

УДК 372.853

Зверева Т. С. студент бакалавриата Савенкова Е. О. студент бакалавриата Манаков А. С. студент бакалавриата Воронежский государственный педагогический университет

Россия, г. Воронеж ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ 9 КЛАССА

Аннотация:

В статье представлено описание организации проектной деятельности обучающихся на примере одного урока физики в 9 классе.

Ключевые слова: метапредметные результаты, проектная деятельность.

Zvereva T.S. Savenkova E. O. Manakov A.S. bachelor students Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.