Научная статья на тему 'Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий учащихся посредством инновационных технологий'

Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий учащихся посредством инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербуш М. В., Скарбич С. Н.

Вопросы профессиональной подготовки будущих учителей математики включают в себя не только психолого-педагогические и методические аспекты, но и вопросы, связанные с внедрением образовательных стандартов нового поколения и инновационных технологий, используемых на всех этапах процесса обучения с целью реализации требований стандарта. В статье дается осмысление универсальных учебных действий как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов к использованию инновационных технологий с целью формирования универсальных учебных действий учащихся как средства развития познавательной сферы человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дербуш М. В., Скарбич С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS BY FORMING UNIVERSAL LEARNING SKILLS OF PUPILS BY USING INNOVATIVE TECHNOLOGY

The issues of professional training of future mathematics teachers include not only psychological, pedagogical and methodological aspects, but also issues related to the introduction of new generation educational standards and innovative technologies used at all stages of the learning process to implement the requirements of the standard. The article comprehends universal learning skills as an invariant basis of the educational and upbringing process, and also considers the special aspects of professional training of students to use innovative technologies in order to form universal learning skills of pupils as a means of developing a person's cognitive sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки будущих учителей математики к формированию универсальных учебных действий учащихся посредством инновационных технологий»

Таким образом, есть возможности для совершенствования отечественных фандрайзинговых кампаний по опыту США. Нужно сделать только правильный выбор между стратегическими предложениями, что призывает к напряженной длительной работе. На наш взгляд, следует отдать предпочтение той сфере фандрайзинговой деятельности, где человек наиболее безупречен, мобилен; где возьмет на себя ответственность за принятие важного решения, сам тоже будет развиваться; модифицировать традиции организации в соответствии с требованиями фандрайзинга и для его успешного осуществления. Необходимо также разработать перспективный план по поиску и нахождению денежных средств; избрать совет, а из его членов одного назначить руководителем фандрайзинга, который будет призывать всех сотрудников к участию в этой деятельности. И напоследок заметим, что фандрайзинг — это не попрошайничество, и когда в процессе осуществления фандрайзинга общественную организацию финансируют, то она обязательно отвечает с благодарностью и вознаграждением.

1. Лычагина И. Н. Фандрайзинг в мире и России: традиции и тренды // НАУКА ЮУрГУ : материалы 63-й научной конференции. Сер. «Секции экономики, управления и права» / Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский государственный университет. 2011. С. 69-73.

2. Платонова Ю. Ю. Фандрайзинг как инновационная технология социальной деятельности // Экономика и уп-

равление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1-1. С. 137-141.

3. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10-12 December 2012, Headquarters, Paris.

4. Грищенко Ю. И. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. 2012. № 4. С. 42-48.

5. Асаул А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем // Экономическое возрождение России. 2010. № 2 (24). С. 4-7.

6. Андреасян Г. Г. Эндаументы как одно из направлений финансирования вузов // Микроэкономика. 2011. № 3. С. 149-153.

7. Шекова Е. Л. Фандрайзинг как новое направление финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. 2009. № 6. С. 3-16.

8. Белый Е. М., Романова И. Б. Вузы и бизнес: социальное партнерство в подготовке персонала // Инновации. 2004. № 2. С. 63-65.

9. Цивук Р. А. Франдрайзинг. СПб. : Питер, 2007. 157 с.

10. Дегтерев Д. А., Стельмах А. В. Фандрайзинговая стратегия российского вуза // Сборник аналитических материалов к третьему Всероссийскому форуму руководителей образовательных учреждений. М. : Межрегиональный деловой центр, 2007. С. 74-78.

© Губаева Н. Г., 2019

УДК 372.851 Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-134-139

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Вопросы профессиональной подготовки будущих учителей математики включают в себя не только психолого-педагогические и методические аспекты, но и вопросы, связанные с внедрением образовательных стандартов нового поколения и инновационных технологий, используемых на всех этапах процесса обучения с целью реализации требований стандарта. В статье дается осмысление универсальных учебных действий как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов к использованию инновационных технологий с целью формирования универсальных учебных действий учащихся как средства развития познавательной сферы человека.

Ключевые слова: педагогические технологии, инновационные технологии обучения, универсальные учебные действия, обучение математике, подготовка студентов к использованию инновационных технологий обучения.

M. B. flpp6yw, C. H. CKap6uH M. V. Derbush, S. N. Skarbich

FEATURES OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS BY FORMING UNIVERSAL LEARNING SKILLS OF PUPILS BY USING INNOVATIVE TECHNOLOGY

The issues of professional training of future mathematics teachers include not only psychological, pedagogical and methodological aspects, but also issues related to the introduction of new generation educational standards and innovative technologies used at all stages of the learning process to implement the requirements of the standard. The article comprehends universal learning skills as an invariant basis of the educational and upbringing process, and also considers the special aspects of professional training of students to use innovative technologies in order to form universal learning skills of pupils as a means of developing a person's cognitive sphere.

Keywords: pedagogical technologies, innovative learning technologies, universal learning skills, teaching mathematics, training students to use innovative technologies.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) одним из результатов обучения учащихся являются сформированные универсальные учебные действия (УУД), которые включают в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные составляющие.

УУД рассматриваются как система действий учащегося, обеспечивающая социальную компетентность, способность к саморазвитию посредством активного и сознательного присвоения нового социального опыта, способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на усвоение новых знаний и умений.

Функциональное назначение УУД заключается:

- в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- в создании условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, иформировании компетентностей в любой предметной области.

Современному учителю необходимо знать номенклатуру УУД и понимать, что:

- познавательные УУД обеспечивают познание, которое представляет собой умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. С точки зрения психологии познание обозначает способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, следовательно, результатом процесса познания является новое знание;

- регулятивные УУД непосредственно связаны с ре-гуляторным процессом, в структуру которого включены познавательные УУД. Посредством познавательных УУД выполняется саморегуляция учащимся своей учебно-познавательной деятельности, при этом регуляция учителем данной деятельности осуществляется как интеллектуальная процедура. Как отмечает В. Д. Шадриков [1], произвольная интеллектуальная регуляция деятельности отражает мотивацию и направление на достижение цели;

- коммуникативные УУД, отражающиеся в коммуникативной компетентности, являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека в современном обществе и определяют его готовность и способность осуществлять адекватную и активную коммуникацию. Данная способность развивается посредством формирования адекватных действий, которые, будучи сформированными, становятся коммуникативными умениями человека;

- личностные УУД непосредственно связаны с учеником как с активно действующей личностью согласно Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России и направлены в первую очередь на определение учеником для себя значения и смысла учения, перспективы своей жизнедеятельности в обществе и социальном взаимодействии с членами этого общества.

Формирование УУД происходит в учебном процессе, реализующем те или иные педагогические технологии, под

которыми мы вслед за Г. К. Селевко будем понимать «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве и приводящую к намеченным результатам» [2, с. 4].

Говоря об инновационных технологиях в процессе обучения, мы будем подразумевать использование новых способов, методов и приемов взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающих эффективное достижение результата педагогической деятельности.

При подготовке будущих учителей к применению инновационных технологий в своей профессиональной деятельности необходимо довести до их сведения, каким образом использование данных технологий будет способствовать достижению одной из основных целей образования — формированию УУД, учитывая требования ФГОС.

К современным технологиям обучения, способствующим формированию УУД относятся: технологии проблемного обучения, проектно-исследовательской деятельности, формирования смыслового чтения, развития критического мышления, сотрудничества, кейс-технология и информационно-коммуникационные технологии.

Технология проблемного обучения связана с созданием проблемной ситуации и на основе нее с формулированием учебной проблемы, которую в дальнейшем необходимо решить учащимся.

К традиционным способам создания проблемных ситуаций согласно работам Т. В. Кудрявцева, М. И. Махмутова [3; 4] относятся:

- постановка предварительного домашнего задания (задания на уроке, требующие анализа нового материала под углом зрения поставленного вопроса);

- использование эксперимента и жизненных наблюдений;

- решение теоретических познавательных задач;

- предъявление заданий с элементами исследования;

- использование практических работ;

- постановка проблемных вопросов и организация дискуссий;

- использование заданий и вопросов с эмоциями;

- использование межпредметных связей.

Одним из инновационных вариантов реализации технологии проблемного обучения является стратегия решения проблем «ИДЕАЛ», которая заключается в выполнении заданий по следующим этапам.

Этап 1: Идентифицируйте проблему (И).

Этап 2: Доберитесь до ее сути (Д).

Этап 3: Есть варианты решения! (Е)

Этап 4: А теперь за работу! (А)

Этап 5: Логические выводы (Л).

На первом этапе проблема определяется учащимися в самом общем виде после знакомства с некоторым учебным текстом. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как...?», а также в ней должна отсутствовать частица «не». После уточнений каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске.

На втором этапе учащиеся в ходе работы в группе выделяют главную проблему и формулируют ее в виде вопроса. Проблемы каждой группы учащихся фиксируются на бумаге и на доске.

На третьем этапе необходимо сгенерировать как можно больше вариантов решения проблемы посредством мозговой атаки. Важно количество: чем больше решений, тем лучше!

На четвертом этапе учащиеся выбирают оптимальный вариант решения проблемы, взвесив все за и против.

На пятом этапе проводится анализ действий, предпринятых для решения проблемы, делаются логические выводы.

Например, при изучении темы «Площади многоугольников» в геометрии можно предложить учащимся отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно». В данном фрагменте описывается ситуация, когда крестьянину необходимо за определенное время обежать наибольший участок. Основная проблема, представленная в отрывке рассказа, — определить, в каком случае Пахом может получить поле с наибольшей площадью. Для решения проблемы учащиеся ставят следующие задачи: 1) по данным рассказа установить, какой формы участок обежал Пахом; 2) вычислить площадь этого участка; 3) определить, выгадал Пахом или проиграл от такой формы участка. Свое исследование учащиеся представляют в таблице 1, по данным которой делают вывод, что наибольшую площадь земли Пахом мог бы получить, если бы двигался по окружности.

Таблица 1

исследование зависимости периметра и площади участков различных форм

Форма участка Вычисление площади участка

Прямоугольная Площадь прямоугольной трапеции по

трапеция данным рассказа составила 78 верст2

Сторона а Сторона Ь S = аЬ (верст2)

1 19 19

2 18 36

3 17 51

4 16 64

Прямоугольник 5 15 75

6 14 84

7 13 91

8 12 96

9 11 99

10 10 100

Круг Площадь круга с длиной окружности 40 верст равна 127 верст 2

Данная стратегия очень хорошо работает на формирование такого познавательного УУД, как постановка и решение учебных проблем, а также на формирование коммуникативных УУД.

Технология сотрудничества тесно связана с организацией групповой работы учащихся на уроках. Традиционная групповая работа предполагает деление учащихся на группы с целью выполнения задания с последующей проверкой учителем.

Инновационные подходы к организации групповой работы предполагают различные нестандартные способы разделения учащихся на группы (причем этот состав может меняться в течение урока), а также различные варианты

организации контроля выполненного задания. К числу новых приемов организации сотрудничества учащихся на уроках можно отнести «Снежный ком», «Зигзаг», перекрестную дискуссию и др.

Идея приема «Снежный ком» представлена на рисунке 1: сначала учащиеся работают индивидуально, затем организуется работа в парах, далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из 4 человек и т. д. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу.

Рис. 1. Прием групповой работы «Снежный ком»

При этом очень важно правильно подойти к отбору заданий для каждого этапа групповой работы: на первом этапе — задания на отработку и проверку сформированных предметных умений, на втором — задания продвинутого уровня сложности, а в конце учащимся полезно дать нестандартное или творческое задание, которое позволит оценить умение применять знания в новых условиях.

Отличительной особенностью применения этого приема при обучении математике является возможность формирования пар, групп разного количественного состава на основе полученных ответов (учащиеся, получившие в ходе индивидуальной работы одинаковые ответы, объединяются в пары и т. д.). Перед учителем в данном случае будет стоять задача отобрать необходимое количество заданий одного уровня сложности, имеющих один и тот же ответ.

Перекрестная дискуссия позволяет в очень динамичной форме оценить степень владения учащимися теоретическим материалом, что связано с четким регламентом этого варианта организации групповой работы и необходимостью выдвигать аргументы и контраргументы относительно предлагаемого утверждения. Примером использования перекрестной дискуссии при обучении математике может быть утверждение: «Теорема, обратная теореме Вие-та, является рациональным способом решения квадратных уравнений».

Использование перекрестной дискуссии по этой теме позволит учащимся самостоятельно оценить ситуации, когда применение этой теоремы будет рационально, а когда она не принесет желаемого результата.

Способы и приемы технологии сотрудничества нацелены, в первую очередь, на формирование коммуникативных и личностных УУД, предполагающих формирование умений высказывать и отстаивать собственное мнение, выслуши-

вать мнение окружающих. Но не меньшее значение имеет использование технологии сотрудничества для формирования регулятивных (за счет разработки плана действий в группе и т. д.) и познавательных УУД.

Технология формирования смыслового чтения направлена на реализацию одноименной междисциплинарной программы, заявленной ФГОС. Смысловое чтение является компонентом познавательных УУД, следовательно, использование приемов, направленных на формирование смыслового чтения, непосредственным образом сказывается на формировании УУД учащихся.

К традиционным способам данной технологии можно отнести пересказ, составление конспекта, составление плана и т. п. К современным способам и приемам технологии смыслового чтения относятся прием «ИНСЕРТ», концептуальные таблицы, ментальные карты, ключевые слова, кластеры, прием «Верите ли вы.», синквейн [5].

Технология развития критического мышления (ТРКМ) появилась в конце XX в. в США. В России активно внедряется с 2006 г. Традиционно на уроках использовались такие способы данной технологии, как элементы мозговой атаки и проблемного обучения. В качестве новых способов выступают такие, как эссе, РАФТ, «Знаю. Хочу знать. Узнал», прием «Фишбоун», «Тонкие и толстые вопросы», «ИНСЕРТ», «Бортовой журнал» и др.

Данные приемы используются на 3 стадиях (табл. 2):

- первая стадия — вызов;

- вторая стадия — осмысление;

- третья стадия — размышление (рефлексия).

На первой стадии необходимо активизировать, заинтересовать учащегося, «вызвать» имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу.

На второй стадии происходит работа с информацией: поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока; учащиеся получают возможность связать новую информацию с уже имеющимися знаниями.

На третьей стадии происходит обобщение и присвоение информации; вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стадии тркм и соответствующие им приемы

стадии тркм

Первая стадия — вызов

приемы

• мозговой штурм;

• прием «Как вы объясните народную мудрость»;

• прием «Вы согласны с этим высказыванием?»;

• постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных;

• прием «Верите ли вы, что.»;

• «ЗХУ» («Знаю. Хочу узнать. Узнал»);

• прием «Что это.» (своеобразный «черный ящик»)

ПЕДАГОГИКА Окончание таблицы

стадии тркм приемы

Вторая стадия — осмысление • «ИНСЕРТ»; • «Бортовой журнал»; • «Сводная таблица»; • «Тонкие и толстые вопросы»; • «Зигзаг»; • «Мозговой штурм»; • «Фишбоун»; • «Что? Где? Когда?»; • «Мудрые совы»

Третья стадия — размышление (рефлексия) • эссе; • прием «РАФТ»; • «Шесть шляп» и др.

Так, например, на стадии осмысления одним из приемов является бортовой журнал. В таблице 3 представлено оформление бортового журнала по теме «Подготовка учащихся к решению задачи 17 ЕГЭ по математике». Курсивом указаны примерные варианты записей учащихся, которые они делают в ходе и после изложения теоретического материала учителем.

Таблица3

пример оформления бортового журнала

тема: «Решение банковских задач»

ФиО учащегося:

Ключевые понятия:

1. Процент

2. Формула сложных процентов

3. Погашение долга частями

4. Аннуитетный платеж

5. Дифференцированный платеж

6 ._

7._

Связи между понятиями:

(указываются определения, схемы понятий и основные формулы)

Оставшиеся вопросы: 1...................................

Самооценка:

ТРКМ работает на формирование всех видов УУД. В частности, особое внимание следует уделить приемам третьей стадии, так как рефлексия — это один из основных этапов современного урока в соответствии с ФГОС.

Ранее в процессе обучения традиционно использовались на уроках лабораторные и практические работы. К новым способам организации практико-ориентированно-го обучения относят использование кейс-задания, в основе которого лежит анализ проблемной ситуации. Ниже представлены типы кейс-заданий (см. рис. 2).

Рис. 2. Типы кейс-заданий

Кейс-технология направлена на формирование в первую очередь познавательных УУД учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) направлены на формирование еще одной междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся». Традиционно на уроке учитель использует презентацию, выполненную в программе PowerPoint. В данном случае он показывает свою ИКТ-компетентность. К новым способам применения ИКТ на уроках относятся интерактивные упражнения, интерактивная онлайн-доска, инфографи-ка, ментальные карты, скетчноутинг и др.

Резюмируя сказанное, представим виды УУД и технологии, способствующие их формированию, на рисунке 3.

Личностные Познавательные Регулярные Коммуникативные

Технологии сотрудничества Технология проблемного обучения ТРКМ Технология целепологания Технологии сотрудничества

Технология развития критического мышления Технология сотрудничества Технология проблемного обучения

Кейс-технологии Технологии формирования смыслового чтения Информационно-коммуникационные технологии Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления

Информационно-коммуникационные технологии

Рис. 3. Виды УУД и технологии, способствующие их формированию

Таким образом, использование инновационных методов и приемов реализации различных педагогических технологий способствует формированию всех составляющих универсальных учебных действий.

Для применения указанных технологий в процессе обучения необходима целенаправленная подготовка студентов образовательных учреждений, реализующих программы педагогической направленности: формирование у них необходимых представлений о каждой из технологий и умений разрабатывать методические материалы для организации процесса обучения на конкретном содержании.

ФГОС предъявляет современному учителю новые требования к профессиональным знаниям и умениям, на основе которых он сможет решать задачи формирования УУД. Эти требования заключаются в знаниях и умениях учителя осуществлять:

- проектирование и анализ предметного урока как социального проекта в соответствии с ФГОС, где необходимо владеть инновационными технологиями обучения;

- проектирование контрольно-оценочных средств по предмету, направленных на оценку уровня сформирован-ности УУД учащихся;

- организацию диагностики и коррекции УУД учащихся, в частности необходимо владение технологиями организации на уроке рефлексии и самооценки;

- организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся как одно из условий формирования УУД;

- корректирование педагогического взаимодействия в соответствии с особенностями личности ученика и целями взаимодействия, владение технологиями активного и интерактивного взаимодействия с учащимися.

Реализуя инновационные технологии в процессе обучения, студент должен понимать, что в условиях реализации ФГОС педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:

- инструктора, который систематически ведет со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы;

- наставника, оказывающего адресную помощь учащемуся, помогая ему преодолеть проблемную учебную ситуацию;

- консультанта учащихся по различным учебным вопросам;

- управленца, владеющего различными технологиями, умеющего проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Подготовка студентов при этом может быть организована следующим образом:

- на 3-4-м курсе студенты изучают дисциплину «методика обучения математике», где рассматривают основные вопросы организации обучения математике (обучение понятиям, задачам, теоремам, основным содержательно-методическим линиям школьного курса математики в контексте ФГОС). В итоге студенты должны быть знакомы с содержанием школьного курса математики и особенностями обучения учащихся математике, уметь выстраивать урок в соответствии с ФГОС (в том числе с учетом формируемых УУД учащихся);

- на 5-м курсе студенты при изучении дисциплины «активные технологии обучения математике» рассматривают специфику различных инновационных технологий, выделяют их роль в формировании УУД и учатся выстраивать уроки в соответствии с данными технологиями. Важной особенностью данной дисциплины является активное включение студентов в процесс обучения (в одном случае они выступают в роли учителя, а в другом — в роли ученика) и последующий анализ «проведенного» урока в соответствии с планируемыми УУД;

- наивысшей степенью подготовки студентов к использованию инновационных технологий в процессе обучения математике с целью формирования УУД как компонента

ФГОС является выполнение выпускной квалификационной работы/магистерской диссертации.

Таким образом, можно говорить о поэтапной систематической и целенаправленной подготовки будущих учителей к применению инновационных технологий в контексте ФГОС.

1. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М. : Институт психологии РАН, 2009. 656 с.

2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 80 с.

4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей. М. : Просвещение, 1977. 240 с.

5. Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Формирование приемов смыслового чтения при обучении учащихся математике // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2017. № 3 (16). С. 141-143.

© Дербуш М. В., Скарбич С. Н., 2019

УДК 373.66 Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-139-142

деятельность педагогических классов: опыт омского государственного педагогического университета

В статье описан отечественный опыт развития педагогических классов. Обозначена значимость и особенности организации профориентационной работы со старшеклассниками в форме организации педагогических классов. Представлен опыт и результаты деятельности Омского государственного педагогического университета по вопросам организации допрофессиональной педагогической подготовки, а также модели работы педагогических классов.

Ключевые слова: педагогический класс, допрофессио-нальная подготовка, профориентация, педагогический вуз.

Э. Р. Диких, Е. В. Чухина E. R. Dikikh, E. V. Chukhina

ACTIVITY OF PEDAGOGICAL CLASSES: EXPERIENCE OF OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article describes the domestic experience in the development of pedagogical classes. The significance and features of the organization of career guidance work with high school students in the form of the organization of pedagogical classes are indicated. The experience and the results of Omsk State Pedagogical University on the organization of pre-professional teacher training and the models of work of pedagogical classes are presented.

Keywords: pedagogical class, pre-professional training, career guidance, pedagogical university.

В конце XX в. в отечественной общеобразовательной школе достаточно широкое распространение получили педагогические классы. Они зарекомендовали себя как эффективная форма педагогической профориентации, приобщения обучающихся к педагогической культуре и профессионального самоопределения.

Профориентационная деятельность на педагогическую профессию в форме организации и работы педагогического класса в школе имеет обширную историю. С середины XVIII в. педагогическая наука изучается в системе духовных семинарий и в педагогических классах в Смольном институте благородных девиц, но на данном этапе эта деятельность имела более характер профессионального обучения. Системная профориентационная деятельность, направленная на учительские профессии, начинается в России с 1848 г., когда мещанская часть в Смольном институте благородных девиц была преобразована в Александровское училище, в этом же году там был открыт первый педагогический класс. В первые годы деятельности педагогических классов их программы включали педагогическую практику. Содержание педагогической практики представляло деятельность по попечению старших

воспитанниц над младшими для формирования опыта по воспитанию ребенка.

Большой вклад в организацию профориентационной работы по учительской профессии в педагогических классах внес знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский. В 1859 г. он был направлен на работу в Смольный институт, где преподавал педагогику по созданной им учебной программе, затем данная программа длительное время применялась в педагогических классах прочих учебных заведений.

С 1864 г. в столичных и провинциальных школах для девочек открыты классы для учителей. Педагогический курс был введен в 1867 г. В 1870 г. в гимназии Министерства образования был создан учебный класс. Конец 8-го класса позволяет выпускникам получить звание домашнего учителя.

В период после Октябрьской революции 1917 г. из-за изменений социально-правовых условий в государстве педагогические классы временно прекратили свое существование. Педагогические занятия проводились в экспериментальных школах при Институте народного образования, где осуществлялась углубленная гуманитарная подготовка независимо от будущей специализации их выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.