Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ДИСКУССИЯ / СИНКВЕЙН / ФИШБОУН / МУРМАНСКАЯ МЕТОДИКА / HUMANIZATION / SUBJECT POSITION / HUMANITARIAN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGIES / CASE TECHNOLOGIES / DIALOGUE INTERACTION TECHNOLOGIES / DISCUSSION / CINQUAIN / FISHBONE / MURMANSK METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

Статья посвящена исследованию возможностей применения гуманитарных образовательных технологий в процессе подготовки военных специалистов. Автор отмечает, что в условиях гуманизации профессионального образования возрастает роль гуманитарных образовательных технологий как важнейшего инструмента создания условий, способствующих обретению обучающимися субъектной позиции, способности самостоятельно ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем. В статье рассматриваются примеры реализации технологий развития критического мышления, диалогового взаимодействия при подготовке военнослужащих, а также кейс-технологий. Авторская позиция заключается в том, что методическая подготовка военных преподавателей к использованию гуманитарных технологий в педагогической работе выступает в качестве необходимого условия гуманизации военно-образовательного процесса и достижения высоких результатов в подготовке будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тропкина Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATION IN FUTURE MILITARY SPECIALISTS TRAINING

The paper dwells upon the study of the possibilities of applying humanitarian educational technologies in the process of military specialists training. The author notes that in the context of the humanization of vocational education, the role of humanitarian educational technologies as an important tool for creating conditions conducive to students gaining a subjective position, the ability to independently set meaningful goals, build self-education situations, seek and produce means and ways to solve problems is growing. The work examines the examples of the implementation of technologies for the development of critical thinking, case technology and dialogue technology in military personnel training. The author’s position is that the methodological military teachers training for the use of humanitarian technologies in the military educational process acts as a necessary condition for the humanization of the military educational process and the achievement of high educational results in the training of future officers.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 378.1 + 355/359

https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.20

Тропкина Галина Сергеевна

аспирант кафедры «Теория и методика педагогического и дефектологического образования» Тихоокеанского государственного университета

ПРИМЕНЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация:

Статья посвящена исследованию возможностей применения гуманитарных образовательных технологий в процессе подготовки военных специалистов. Автор отмечает, что в условиях гуманизации профессионального образования возрастает роль гуманитарных образовательных технологий как важнейшего инструмента создания условий, способствующих обретению обучающимися субъектной позиции, способности самостоятельно ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем. В статье рассматриваются примеры реализации технологий развития критического мышления, диалогового взаимодействия при подготовке военнослужащих, а также кейс-технологий. Авторская позиция заключается в том, что методическая подготовка военных преподавателей к использованию гуманитарных технологий в педагогической работе выступает в качестве необходимого условия гуманизации военно-образовательного процесса и достижения высоких результатов в подготовке будущих офицеров.

Ключевые слова:

гуманизация, субъектная позиция, гуманитарные образовательные технологии, технологии развития критического мышления, кейс-технологии, технологии диалогового взаимодействия, дискуссия, синквейн, фишбоун, мурманская методика.

Tropkina Galina Sergeyevna

PhD student, Theory and Technique of Pedagogical and Defectological Education Department,

Pacific National University

HUMANITARIAN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATION IN FUTURE MILITARY SPECIALISTS TRAINING

Summary:

The paper dwells upon the study of the possibilities of applying humanitarian educational technologies in the process of military specialists training. The author notes that in the context of the humanization of vocational education, the role of humanitarian educational technologies as an important tool for creating conditions conducive to students gaining a subjective position, the ability to independently set meaningful goals, build self-education situations, seek and produce means and ways to solve problems is growing. The work examines the examples of the implementation of technologies for the development of critical thinking, case technology and dialogue technology in military personnel training. The author's position is that the methodological military teachers training for the use of humanitarian technologies in the military educational process acts as a necessary condition for the humani-zation of the military educational process and the achievement of high educational results in the training of future officers.

Keywords:

humanization, subject position, humanitarian educational technologies, critical thinking development technologies, case technologies, dialogue interaction technologies, discussion, cinquain, fishbone, Murmansk methodology.

В настоящее время в качестве одного из ведущих направлений развития высшего профессионального образования выступает его гуманизация. Данный процесс предполагает утверждение активной позиции обучающихся, признание их субъектами собственной жизни и образовательной деятельности, способными созидать образы собственной деятельности, культуру, самих себя [1]. В рамках гуманистической парадигмы главное предназначение преподавателя заключается в создании благоприятных условий для обретения обучающимися способности самостоятельно ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, помогать будущим специалистам найти свой личный смысл в жизни.

В данном контексте возрастает актуальность проектирования, разработки и применения в высших учебных заведениях гуманитарных образовательных технологий.

За последнее время в научной литературе появилось немало исследовательских работ, посвященных проблеме гуманизации профессионального образования. Внедрению гуманитарных технологий в практику высшего образования посвящены работы Н.В. Бордовской [2], Э.Ф. Зе-ера [3], П.И. Образцова [4] А.С. Соколовой [5], С.В. Лебедевой [6].

В дидактическом плане сегодня активно исследуются вопросы гуманизации инженерного образования [7], системы физкультурного образования [8], подготовки сотрудников органов внутренних дел [9], применения гуманитарных образовательных технологий в медицинском [10] и экологическом [11] образовании.

Несмотря на широкий спектр имеющихся наработок в данной области педагогических знаний, гуманистическая парадигма пока ещё с трудом отвоевывает позиции в военно-образовательном процессе. В сложившейся практике обучения главным действующим лицом по-прежнему считается преподаватель, задача которого в основном сводится к тому, чтобы, воздействуя на обучающихся, обеспечить овладение ими необходимым объемом знаний, умений и навыков. Вместе с тем практические задачи подготовки будущих офицеров требуют организации военно-образовательного процесса на основе применения гуманитарных технологий, которые не только обеспечивают успешное усвоение учебного материала, но и дают возможность проявить свою индивидуальность каждому субъекту педагогического процесса, выступают средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы, стремления и готовности к обогащению субъектного опыта, реализации получаемых знаний и умений в дальнейшем развитии.

Проблема заключается в том, что, имея достаточно обширные специальные знания, не все военные преподаватели готовы к организации педагогических условий становления и реализации субъектной позиции обучающегося. Причин здесь две. Во-первых, недостаточно отчётливое понимание принципов гуманистического подхода, его целей и задач на современном этапе. Во-вторых, трудность применения и разработки методов и приёмов гуманитарных технологий обучения, отсутствие у офицеров необходимой образовательной базы для этого.

Цель статьи заключается в раскрытии возможностей применения гуманитарных образовательных технологий в военно-образовательном процессе.

Гуманитарные образовательные технологии позволяют преподавателю организовать процесс обучения с ориентацией на индивидуальные способности каждого студента и возможностью погружения в учебно-воспитательный процесс, когда происходит согласование целей преподавателя и обучающегося.

Говоря об особенностях гуманитарных технологий, Н.С. Бастракова отмечает, что они: во-первых, направлены на развитие рефлексивных компетенций как у тех, в отношении кого используется эта технология, так и у тех, кто их использует; во-вторых, вовлекают субъектов в процесс принятия решения; в-третьих, обеспечивают комфорт в процессе обучения и общения, ощущение чувства личностного достоинства и уважения со стороны всех участников образовательного процесса [12].

На наш взгляд, среди множества гуманитарных технологий особое внимание при подготовке военнослужащих следует уделить следующим: технологии развития критического мышления, кейс-технологии и технологии диалогового взаимодействия.

Для военнослужащих способность к анализу и оценке информации, логическому выстраиванию собственных суждений, формулированию аргументированных выводов, определению проблем в описываемых ситуациях, а также стремление к разнонаправленному поиску путей решения поставленных задач являются одними из основных профессиональных качеств, поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы с первых дней обучения критическое мышление формировалось не стихийно, а целенаправленно с помощью специальных технологий.

Интересно, что слово «критиковать» в буквальном переводе с греческого означает «пропускать через сито».

Знаменитый французский педагог Оскар Бренифье пишет: «Знание достойно называться знанием только тогда, когда в нём присутствует критический аспект. ...Критика представляет собой горнило для знания так же, как и знание является таким горнилом для критики. Мы говорим о способности к анализу. Однако эта способность вырабатывается не преподавателем вместо ученика, а приглашением того к самостоятельной анализаторской деятельности» [13, с. 37].

Технология развития критического мышления работает на субъектном опыте личности, на умении самостоятельно конструировать свои знания в самообразовательной деятельности, ориентироваться в информационном пространстве и осуществлять рефлексивно-оценочный анализ собственной деятельности [14].

Применение технологии развития критического мышления основано на трёхкомпонентной модели: стадия вызова - стадия осмысления содержания - стадия рефлексии. На каждой стадии подразумевается применение специальных методических приемов, которые ориентируются на создание условий для развития личности. На первой из них используются такие методические приёмы, как «Инвентаризация», «Верите ли вы.», «Ключевые слова», «Читаю - думаю», «Кластер», «Таблица ЗХУ». Для стадии осмысления предпочтительны следующие педагогические инструменты: «Инсерт», «Заполнение таблиц», «Дневник двойной записи», «Эффективная лекция», «"Тонкие" и "толстые" вопросы», «Зигзаг (мозаика)», «Фишбоун», «Поиск в тексте ответов на вопросы», «Рафт» и др. Последняя стадия - рефлексии - предполагает использование приёмов: «Ответы на вопросы», «Синквейн», «Фишбоуны», «Возврат к ключевым словам», «Верные

и неверные утверждения», «Перекрёстная дискуссия», «Общая полемика», «Десятиминутное сочинение» и др. [15, с. 68-87].

П.С. Кузьминых [16] отмечает, что способность к рефлексии и знание её механизмов, сформированные в ходе применения педагогических приёмов на соответствующей стадии, позволяют также выработать собственные ценности и принципы, определить стратегию индивидуального развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому восприятию собственной профессиональной деятельности.

Прием «Синквейн», как показала практика, успешно может применяться в военно-образовательном процессе. Суть его заключается в описании темы при помощи пяти строк, выстроенных по определённым правилам. Первая строка синквейна - название темы (одно существительное); вторая - описание ее содержания в двух словах (два прилагательных); третья - обозначение действия в рамках этой темы (три слова, преимущественно глаголы); четвёртая - фраза, являющаяся выражением отношения к теме (целое предложение из четырех слов); последняя строка - синоним, который повторяет суть темы [17, а 76]. В качестве примера синквейна приведём пятистрочие, составленное при изучении темы «Использование шаблонов и форм» в рамках дисциплины «Основы информатизации профессиональной деятельности»:

1. Шаблон.

2. Готовый, собственный.

3. Создание, заполнение, защита.

4. Автоматизированное создание однотипных документов.

5. Форма.

Прием «Фишбоун» можно использовать как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии. Обучающиеся составляют «скелет рыбы» по следующему принципу: голова - проблема, хвост - выводы, кости - причины и факты. Пример составления «Фишбоуна» по теме «Целеуказание по карте» представлен на рис. 1.

По квадратам От ориентира

ко о р д и н атн ой сетки Сокол Север-150,

высота с отметкой Поулитке Восток-200, ПТУР

135,5 (6803) ИНП (65077}

Географическими 0fn усл0внойлинии Прямоугольными

координатами Прямая А Б, два и координатами

40° S- 40- с. ш„ 65" вправо один и х=5421 «Ъ у=4313 730

31' 00" в. 1?. девять, танк

Рисунок 1 - Пример применения приема «Фишбоун» на занятии по топографии

Широкими возможностями в реализации субъектного потенциала военнослужащих в процессе обучения, приобретении ими навыков самостоятельного принятия решений, развитии персональной и коллективной ответственности обладают технологии анализа ситуаций или так называемые кейс-технологии (англ. case - «случай»).

Ситуация (случай) - это совокупность взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующая определённый этап, период или событие практики и требующая от обучаемого соответствующих оценок, решений, действий [18, с. 41].

Технология анализа ситуаций успешно применяется в качестве средства оценки сформированное™ компетенций военно-медицинской подготовки, когда военнослужащему необходимо, исходя из описания состояния раненого товарища, оказать ему первую помощь. При изучении других учебных дисциплин данная технология продолжает рассматриваться как инновационная.

Основная трудность в использовании кейс-технологий при обучении заключается в разработке преподавателем конкретного примера профессиональной направленности или в подборе готовых материалов с описанием ситуаций реальной жизни.

Преимущество кейсов, по мнению Т.С. Чаплыгиной, заключается в возможности оптимального сочетания теории и практики, что в свою очередь способствует развитию аналитических умений и гибкости мышления [19].

Вот типичный пример применения кейс-технологии на практическом занятии по теме «Мотоманевренная группа в обороне». Идет вторая половина практического занятия. Обучаемые заметно устали, внимание к теме ослабло. Преподаватель говорит: «Давайте немного отвлечемся, и я вам расскажу о своей недавней командировке в один из отрядов Кавказского особого пограничного округа. В составе группы офицеров я осуществлял проверку боеготовности одной из мотоманевренных групп (ММГ). Вот схема ее района обороны (педагог показывает небольшую, заранее изготовленную схему). Проанализируйте, пожалуйста, насколько удачным является решение начальника мМг». Обучающиеся внимательно рассматривают схему, где подробно отображены элементы местности и условно обозначенное решение начальника ММГ. Через некоторое время начинают сыпаться критические замечания: «Позиции проходят не по скатам высоты, а по топографическому гребню», «Левый фланг следовало бы расположить ближе к озеру, а в таком положении он остается открытым», «Перед фронтом ММГ много непростреливаемых участков», «Малозаметными заграждениями лучше было бы прикрыть правый фланг ММГ» и т. д. Далее следует вопрос преподавателя о возможных причинах не совсем удачного решения командования, отраженного на представленной для анализа схеме. В данном примере хорошо видно, как посредством применения кейса преподаватель добился позитивного отношения к предмету со стороны студентов, что в свою очередь обеспечило лучшее усвоение ими теоретических знаний, овладение практическими навыками вычленения главного, формирование умений принятия решений с учетом возможных последствий и препятствий.

Как справедливо отмечают Ю.М. Кудрявцев, Р.С. Куликов и В.Ю. Куликова, педагогический потенциал кейс-технологий значительно выше, чем у традиционных методов обучения. Технологии анализа ситуаций позволяют занять позицию субъекта, способствуют развитию у будущих офицеров критического мышления, умений «слушать» и «слышать» точку зрения оппонента, формируют интерес и позитивную мотивацию к процессу учения [20].

К гуманитарным образовательным технологиям также относятся технологии диалогового взаимодействия, в основе которых лежит чередование разговора двоих и разговора нескольких, что является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности [21, с. 100].

Русский философ М.М. Бахтин в своё время писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она возникает между людьми, совместно открывающими знание, в процессе их диалогового общения [22].

Одним из наиболее известных методов диалогового взаимодействия является метод учебных дискуссий.

Оскар Бренифье в своей книге «Искусство обучать через дискуссию» подчёркивает, что в процессе обсуждения спорной темы человек приобретает опыт рефлексии, выбора и самоопределения, противостояния мнению группы и понимания позиции другого, преодоления своего эгоцентризма [23, с. 5-6].

Для завязки дискуссии требуется такая постановка вопроса преподавателем, которая предполагает высказывание по нему нескольких точек зрения. Примером может послужить фрагмент лекции о значении наступательного боя. В начале занятия лектор Н. опустил обычные в данном случае фразы общего характера и обратился к аудитории с такими словами: «При изучении материалов оборонительных операций накануне и в ходе Второй мировой войны я задал себе вопрос: может ли армия, не умеющая хорошо наступать, но способная очень прочно подготовить и вести оборону, выиграть сражение, кампанию или войну? Как бы вы на него ответили?» Неожиданное вступление оживило аудиторию. Различные мнения в конечном итоге разделили участников обсуждения на две части, одна из которых утверждала, что «может», а другая, что «не может». Следующий вопрос лектора был таким: «Как вы думаете, почему хорошо укреплённые оборонительные линии, такие как "Мажино", не помогли выиграть сражений?» В ходе дискуссии обучающиеся слушали друг друга, переформулировали взаимные точки зрения, анализировали и критиковали собственные идеи и идеи сокурсников.

Как видим, в таком обучении, помимо всего прочего, находит своё применение гражданская позиция обучаемых, но не как теоретическая данность, а как практика [24, с. 43].

В зависимости от условий обмена информацией в процессе коммуникации технологии диалогового взаимодействия делят на три группы: технологии, в которых диалог строится на передаче знания от одного обучающегося к другому; технологии, где ситуация общения основана на совместном построении нового знания; технологии, в которых построение диалога базируется на совместной работе пары обучающихся, когда один изучает свой текст, а другой ему помогает [25, с. 102-103].

Примером диалоговой технологии совместного построения нового знания может служить «Мурманская методика». В отличие от традиционной системы последовательного изучения материала при использовании данной технологии преподаватель выбирает несколько небольших по содержанию тем, которые можно изучать в любой последовательности. Для каждой темы готовятся разные по цвету карточки-задания, включающие теоретический и практический блоки. Алгоритм действий обучающегося следующий:

1. Получает карточку с цветовым сигналом.

2. Самостоятельно изучает материал, указанный в первой части карточки.

3. Выполняет без помощи преподавателя задания второй части карточки.

4. Закончив работу над карточкой, отчитывается перед наставником (первичный контроль).

5. Находит партнёра по цветовому сигналу карточки, указанному в маршруте.

6. Прорабатывает с ним первую часть своей карточки.

7. Партнер в свою очередь объясняет материал первой части своей карточки.

8. Выполняется обмен карточками для реализации задания второй части новой карточки.

9. Обсуждает его результаты с партнером.

10. Находит нового партнера по цвету карточки и работает с ним по этому же алгоритму.

Как показывает опыт, «Мурманская методика» может успешно применяться при изучении

практико-ориентированных дисциплин, таких как информационные технологии, где требуется осваивать практические приёмы работы в различных программах.

Рассмотренные примеры позволяют увидеть лишь малую часть широких перспектив гуманизации процесса обучения военных специалистов.

Анализ возможностей применения в военно-образовательном процессе методов и приёмов, использующихся при реализации гуманитарных технологий обучения, позволяет заключить, что военный педагог, желающий создать гуманную, развивающую образовательную среду, в которой обучающиеся максимально смогут раскрыть свои возможности и проявить себя в качестве субъектов образовательной деятельности, должен взять на вооружение гуманитарные образовательные технологии. Воздействуя на интерес, активность и самостоятельность, эти педагогические приемы служат успешными инструментами для формирования субъектной позиции будущих офицеров.

Ссылки:

1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Гуманизация социальной и педагогической реальности: проблемы и опыт // Образование личности. 2012. № 2. С. 64-73.

2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. СПб., 2007. 408 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2009. 384 с.

4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования / под ред. П.И. Образцова. Орел, 2011. 338 с.

5. Соколова А.С. Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования // Гуманизация образования. 2013. № 5. С. 15-19.

6. Лебедева С.В. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов // Гуманитарная составляющая высшего образования как фактор модернизации современного общества. Витебск, 2019. С. 41-45.

7. Гергилев Д.Н., Колмаков В.И., Савин О.И. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (137). С. 35-38 ; Уман А.И., Борисова Ю.Н. Проблема гуманизации и гуманитаризации инженерного образования студентов в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). С. 398-400.

8. Васягина Н.В. Тенденции гуманизации в системе физкультурного образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Саратов, 2019. С. 183-187.

9. Мокрецова Н.М. Гуманизация образования сотрудников органов внутренних дел средствами иноязычного образования // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Иркутск, 2016. С. 447-449.

10. Гетман Н.А., Сукач Л.И., Сукач М.С. Формирование активной учебной позиции студентов медицинских вузов с помощью гуманитарных технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-9. С. 1713-1716.

11. Гришаева Ю.М., Подболотова М.И., Ткачёва З.Н. Гуманитарные образовательные технологии как дидактическое средство развития экосистемного мышления студентов // Акмеология. 2016. № 4 (60). С. 232-236.

12. Бастракова Н.С. К вопросу внедрения высоких гуманитарных технологий в образовательный процесс высшей школы // Новые информационные технологии в образовании. Екатеринбург, 2016. С. 120-125.

13. Бренифье О. Искусство обучать через дискуссию. М., 2016. 128 с.

14. Коровина И.А., Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза в самообразовательной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=22512 (дата обращения: 09.07.2020).

15. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова [и др.]. СПб., 2013. 176 с.

16. Кузьминых П.С. Повышение роли рефлексивных технологий в образовании в условиях глобализации // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов.. Королев, 2015. С. 214-219.

17. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М., 2013. 432 с.

18. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2012. 192 с.

19. Чаплыгина Т.С. Кейс-технология как одна из форм эффективных технологий образовательного процесса // Научные достижения и открытия современной молодёжи. Пенза, 2019. С. 243-245.

20. Кудрявцев Ю.М., Куликов Р.С., Куликова В.Ю. Применение кейс-технологии в подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России // Казанская наука. 2017. № 11. С. 9-12.

21. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС ... С. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 318 с.

23. Бренифье О. Указ. соч. С. 5-6.

24. Там же. С. 43.

25. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС ... С. 102-103.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.