Педагогика
УДК 378.14 ББК Ч 74
Галина Владимировна Жеребятникова,
ассистент кафедры педагогики, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: galochkazherebytn@mail.ru Татьяна Викторовна Лучкина, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: Luchkinat52@mail.ru
Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза1
В статье описывается модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза. Дана краткая характеристика понятия «созидательная активность» как ключевого в проводимом исследовании. Представленная модель разработана с учётом положений системного и компетентностного подходов, а также идей контекстного обучения. В статье подробно охарактеризованы целевой, содержательный, организационный и оценочнорезультативный блоки разработанной модели. Целевой блок раскрывает цель и задачи сформированной модели, содержательный - принципы, этапы и направления деятельности преподавателей и студентов. Организационный блок включает в себя педагогические условия, методы, формы и средства обучения, оценочно-результативный блок - результат и уровни сформированности созидательной активности. В статье приведена обобщённая характеристика уровней сформированности созидательной активности - репродуктивного, продуктивного и творческого. Приводятся результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.
Ключевые слова: модель, активность, социальный педагог, созидательная активность, современный вуз, социально значимые проекты.
Galina Vladimirovna Zherebyatnikova,
Assistant of Department of Pedagogics, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: galochkazherebytn@mail.ru Tatiana Viktorovna Luchkina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: Luchkinat52@mail.ru
Model of Forming Social Teachers’ Creative Activity in the Educational Space of a Modern University
The article is concerned with a model of forming social teachers’ creative activity in the educational space of a modern university. The concept “creative activity” is briefly described as a key concept of the study. The presented model is developed taking into account the theses of the system and the competence approaches,as well as the ideas of contextual learning. The authors characterize in detail the objective, substantive, organizational, assessment and resultative units of the model. The objective unit includes the purpose and objectives of the generated model. The substantive unit involves principles, stages and activities of teachers and students.The organizational unit describes pedagogical conditions, methods, forms and means of instruction, and the resultative unit presents the result and the levels of creative activity’s formation. The levels of creative activity’s formation - reproductive,productive and creative - are generally described. The results of a statement stage of the experimental work are given in the article.
Keywords: model, activity, social teacher, creative activity, modern university, socially important projects.
Статья выполнена в рамках Государственного заказа вузу Минобразнауки РФ № 6.2266.2011
В современной социокультурной ситуации важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки, что подтверждается нормативными документами в сфере образования. Так, в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. подчёркивается значимость поддержки социальной активности молодёжи [4]. Развитие созидательной активности молодёжи является одним из направлений Стратегии государственной молодёжной политики РФ, разработанной на период до 2016 года [7]. В проекте «Концепции развития поликультур-ного образования в РФ» от 02.04.2010 г. указано, что «целенаправленная созидательная активность новых поколений <...> является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан» [6, с. 57].
Раскрывая особенности педагогики поддержки инициатив молодёжи, С. С. Гиль говорит о том, что «современная высшая школа призвана не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в постиндустриальном обществе» [3, с. 7].
Подходы, реализованные в модели формирования
Выделение активности как одного из неотъемлемых качеств личности социального педагога связано с существующей в нашем обществе острой потребностью в педагогических кадрах с чётко обозначенной активной жизненной позицией. Происходящие сегодня изменения в структуре и содержании педагогического образования обусловлены необходимостью становления профессиональной компетентности будущих педагогов, качества усвоенных ими знаний, повышения их мобильности, активности, формирования необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности.
Созидательную активность мы рассматриваем как форму надситуативной активности социальных педагогов, компонентами которой в единстве выступает: наличие оптимальной мотивации, уровень развития творческих способностей и умений, проявление самостоятельности и способности к самоорганизации в социально-значимой деятельности, а также рефлексивные умения и навыки будущего социального педагога [5].
Теоретический анализ литературы и данные эмпирического исследования позволили нам разработать модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза. В качестве основного подхода построения модели нами был выделен системный подход, в качестве сопутствующего -компетентностный (табл. 1).
Таблица 1
созидательной активности социальных педагогов
Подход Обоснование применение подхода Реализация подхода в модели Влияние подхода на результат
Системный Модель формирования созидательной активности как система Структурные элементы модели как системы: целевой, содержательный, организационный, оценочно-результативный Целостный процесс формирования, согласованность целей и содержания
Компетент- ностный Требования ФГОС ВПО Становление компетенций связано с формированием созидательной активности Формирование ПК-2, ОК-7
В основу построения модели нами были заложены также идеи контекстного обучения А. А. Вербицкого, согласно которому в ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе «включается весь потенциал активности студента - от уровня восприятия до уровня социальной активности по принятию совместных решений» [2, с. 138]. Значимым для нашего исследования является идея контекстного обучения, смысл которой в том, что студент накапливает опыт использования учебной информации в функции средства осуществления своей деятельности, всё более приобретающей черты професси-
ональной. Это обеспечивает превращение объективных значений, содержащихся в этой информации, в личностные смыслы, т. е. в собственно знание как личностное достояние будущего специалиста, в его профессиональные компетентности.
На основе анализа психолого-педагоги-ческой литературы мы определили четыре составляющих блока модели формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза: целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный (рис. 1).
ОЦЕНОЧНО- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Рис. 1. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза
Целью в нашей модели является формирование созидательной активности будущих социальных педагогов. Задачи конкретизируют цель и способствуют её достижению. Реализация цели и задач осуществляется на основе определённых нами принципов, учёт которых способствует развитию компонентов созидательной активности, и которые мы относим к содержательному блоку нашей модели. Одним из ведущих принципов нашей модели является принцип вариативности, который направлен на расширение прав и возможностей студента в выборе индивидуального образовательного маршрута, про-
граммного обеспечения, средств и организационных форм обучения с целью наиболее полной самореализации задатков, способностей и возможностей.
К содержательному блоку описываемой модели относятся этапы формирования созидательной активности будущих социальных педагогов (табл. 2), которые представляют собой процесс, предполагающий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, ориентирующих студентов на формирование структурных компонентов созидательной активности.
Таблица 2
Содержание деятельности преподавателей и студентов по этапам формирования созидательной активности
Этапы Преподаватель вуза Студент (будущий социальный педагог)
Диагностический Выявление уровня сформированности созидательной активности; изучение интересов, социальных потребностей, способностей и потенциальных возможностей студентов; выделение особенностей мотивации студентов к социально значимой деятельности; создание и поддержание установки на самореализацию личности Осмысление своих социальных потребностей, проявление заинтересованности к предлагаемым видам деятельности; актуализация общегуманитарных, пси-холого-педагогических и других знаний; развитие стремления к командной работе, сотрудничеству, самоопределению
Подготовительный Оптимизация факторов, влияющих на созидательную активность будущих социальных педагогов; разработка программ их включения в социально значимые дела на ранних этапах обучения; разработка спецкурса «Методика выполнения творческих проектов»; организация командной формы работы студентов; консультирование в режиме группового обсуждения; содействие в поиске средств удовлетворения потребностей студентов в социально значимой деятельности Проявление интереса к будущей профессиональной деятельности; разработка социально значимых проектов; выбор средств удовлетворения потребностей в социально-значимой деятельности
Содержательно- деятельностный Привлечение студентов к организации и участию в социально значимой деятельности; реализация спецкурса «Методика выполнения творческих проектов»; формирование профессиональных и общекультурных компетенций; консультирование (в реальном и дистанционном режиме); формирование интереса к будущей профессиональной деятельности, к построению собственной успешной карьеры; содействие в развитии активной жизненной позиции и самореализации студентов; академическое консультирование - оказание содействия в разрешении проблем студента, возникающих в процессе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута; активизация самостоятельности и ответственности студентов; педагогическое сопровождение в организации процесса свободной коммуникации, обмена мнениями; внедрение в учебный процесс современных гуманитарных технологий Реализация социально значимых проектов; устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности, карьере, к саморазвитию и самореализации; развитие структурных компонентов созидательной активности; готовность учиться самостоятельно и нести ответственность за свою деятельность; осуществление обратной связи с преподавателем; готовность учиться с применением гуманитарных технологий
Рефлексивный Фиксация изменений, произошедших в уровне созидательной активности студентов; оказание педагогической поддержки в осознании выполняемой деятельности; организация рефлексии студентов Осмысление выполняемой социально значимой деятельности; самоутверждение; самоанализ; прогнозирование путей преодоления возможных трудностей
Отметим, что процесс формирования созидательной активности у социальных педагогов нельзя сделать чётко алгоритмизированным, так как он, во-первых, подразумевает элемент творчества; во-вторых, зачастую осуществляется в рамках индивидуального подхода.
Организационный блок модели процесса формирования созидательной активности представлен педагогическими условиями, методами, формами и средствами. К педагогическим условиям успешного формирования созидательной активности социальных педагогов мы относим:
- разработку и внедрение в педагогический процесс спецкурса «Методика выполнения творческих проектов»;
- внедрение в учебный процесс современных гуманитарных технологий;
- включение студентов в разработку и реализацию социально значимых проектов.
С учётом разрабатываемой нами модели, в качестве методов работы нами были обозначены современные гуманитарные технологии, которые определяют сегодня перспективный вектор инновационного развития образования, потому что позволяют педагогу реализовывать профессиональные компетентности, востребованные современным обществом. Наиболее значимыми гуманитарными технологиями нашего исследования являются: метод проектов, портфолио, рефлексивный анализ и технология развития критического мышления (ТРКМ).
Формы организации учебного процесса в нашем исследовании (лекции, семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, разработка, реализация и защита социально значимых проектов) органично взаимосвязаны со средствами, к которым мы относим учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, мультимедийные средства (компьютер, интерактивная доска), ресурсы Интернета и др. При этом, как отмечает Н. В. Бордовская, «увеличение доли семинаров, дискуссий и практических занятий требует большей активности студента и представляет собой переход от обучения к изучению» [1, с. 93].
Мы считаем, что одной из основных форм организации учебного процесса в нашем исследовании является личное активное участие социальных педагогов в разработке, реализации и защите социально значимых проектов, которое способствует:
- повышению интереса и склонности к профессиональной деятельности, формиро-
ванию потребности в личностной и профессиональной самореализации и достижениях, установке на профессиональное и личностное совершенствование (мотивационный компонент созидательной активности);
- развитию творческого мышления, самостоятельности в принятии решений, способности выдвигать разнообразные идеи, приобретению различных знаний: социальных, нравственных, профессиональных, связанных с планированием и организацией личной, профессиональной и социально-значимой деятельности, развитию умений вступать в контакт (когнитивный компонент);
- овладению способами самопознания, саморегуляции, самоактуализации, самооценки, саморазвития и самосовершенствования в целом, соотнесению своего сознания, мнений с мнениями и отношениями других людей, группы, команды (рефлексивный компонент).
В разработанной нами модели особую роль играет оценочно-результативный блок, поскольку важным является результат, а также критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности созидательной активности социальных педагогов, обучающихся в образовательном пространстве современного вуза. В качестве результата в нашей модели выступает положительная динамика роста уровня сформированности созидательной активности у большинства социальных педагогов, а также сформирован-ность двух основных компетенций:
- профессиональная компетенция: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- общекультурная компетенция: готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).
В зависимости от степени проявления показателей созидательной активности нами выделены три уровня: репродуктивный, продуктивный и творческий. Обобщённая характеристика каждого уровня может быть представлена следующим образом:
Социальные педагоги репродуктивного уровня проявляют интерес лишь к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Не умеют работать в команде. Не связывают собственное участие в социально значимой деятельности
с личностным и профессиональным становлением. Формируемые компетенции (ПК-2, ОК-7) у данных студентов не сформированы.
К продуктивному уровню относятся социальные педагоги, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов поведения, а также наличием мотивов долга и ответственности. Умеют работать в команде, но не проявляют инициативы. Осознают собственное участие в социально значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения. Формируемые компетенции сформированы частично.
Деятельность будущих социальных педагогов творческого уровня внутренне мотивирована: собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других; характеризуется творческой созидательной активностью, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации, самостоятельному поиску решения проблем, к деятельности и инициативности. Они не только соотносят характер своего участия в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением, но и рассматривают его как способ повышения конкурентоспособности, саморазвития, самореализации. У студентов сформирована общекультурная (ОК-7) и профессиональная компетенции (ПК-2).
Эффективность процесса формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза, организованного в соответствии с предложенной моделью, требовала экспериментального подтверждения. Для решения этого вопроса в период с октября 2009 года по июнь 2012 года нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского». В опытно-экспериментальную работу были включены студенты социального, филологического и исторического факультетов университета. Общий объём выборки представлен 67 единицами, в том числе: 27 человек специальности «Социальная педагогика» (две учебные группы студентов - ЭГ) и 41 человек направления «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и литература» и профиль «Историческое образование» (также две учебные группы студентов - КГ).
Целью констатирующего этапа эксперимента явилось измерение имеющегося
уровня развития исследуемого процесса. С его помощью мы выяснили реальное состояние проблемы формирования созидательной активности студентов в вузе, определили параметры, по которым будет проводиться экспериментальное исследование, получили первичный материал для дальнейшей работы. Определение уровня сформированности конкретных компонентов созидательной активности студентов проводилось на основании разработанных нами критериев оценки с использованием опросников, анкет, психологических методик, тестов и тестовых заданий. На основании полученных нами количественных данных мы осуществили качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента. Это позволило нам получить представление о степени сформированности отдельных компонентов созидательной активности у студентов (табл. 3).
Таблица 3
Оценка сформированности отдельных компонентов созидательной активности
Уровни сформированности компонентов созидательной активности Компоненты созидательной активности
Мотивационный (%) Когни- тивный (%) Рефлек- сивный (%)
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Репродуктивный 82 71 65 69 84 80
Продуктивный 18 25 31 26 16 18
Творческий 0 4 4 5 0 2
В итоге, как показали результаты, на констатирующем этапе эксперимента мы отмечаем наличие преимущественно репродуктивного уровня сформированности всех компонентов созидательной активности, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На последующем этапе эксперимента осуществлялось формирование созидательной активности у студентов экспериментальной группы - социальных педагогов - в ходе специально организованного обучения согласно разработанной модели.
Таким образом, разработанная нами модель формирования созидательной активности социальных педагогов представлена как многокомпонентная, состоящая из целевого, содержательного, организационного и оценочно-результативного блока. Каждый компонент спроектированной модели формирования созидательной активности социальных педагогов отвечает поставленной цели, но только в единстве они могут сделать этот процесс результативным и продуктивным.
Список литературы
1. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. СПб.: Книжный дом, 2007. 40В с.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2011. 336 с.
3. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодёжи. М.: Социальный проект, 2004.
192 с.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2690/файл/1170/Госпрограмма_Развитие_об-разования_(Проект).pdf (дата обращения: 30.11.2012).
5. Жеребятникова Г. В. Характеристика созидательной активности будущего социального педагога // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. № 1.
2012. URL: http://www.science-education.ru/101-5334 (дата обращения 29.11.2012).
6. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2010. № 10. С. 55-7В.
7. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р).
URL: http://mon.gov.ru/press/news/331B/ (дата обращения: 30.11.2012).
References
1. Bordovskaya N. V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoy obrazovatelnoy praktike: teoriya i metodologiya proyektirovaniya: ucheb. posobiye. SPb.: Knizhny dom, 2007. 408 s.
2. Verbitsky A. A., Larionova O. G. Lichnostny i kompetentnostny podkhod v obrazovanii: problemy integratsii. M.: Logos, 2011. 336 s.
3. Gil S. S. Pedagogika podderzhki initsiativ molodyozhi. M.: Sotsialny proyekt, 2004. 192 s.
4. Gosudarstvennaya programma Rossyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gg. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2690/fayl/1170/Gosprogramma_Razvitiye_ obrazovaniya_(Proyekt).pdf (data obrashcheniya: 30.11.2012).
5. Zherebyatnikova G. V. Kharakteristika sozidatelnoy aktivnosti budushchego sotsialnogo pedagoga // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: elektronny nauchny zhurnal. № 1. 2012.
URL: http://www.science-education.ru/101-5334 (data obrashcheniya 29.11.2012).
6. Kontseptsiya razvitiya polikulturnogo obrazovaniya v Rossyskoy Federatsii // Vestnik obrazovaniya. 2010. № 10. S. 55-78.
7. Strategiya gosudarstvennoy molodyozhnoy politiki v Rossyskoy Federatsii (utverzhdena rasporyazheniyem Pravitelstva Rossyskoy Federatsii ot 18 dekabrya 2006 g. № 1760-r). URL: http:// mon.gov.ru/press/news/331B/ (data obrashcheniya: 30.11.2012).
Статья поступила в редакцию 04.12.2012