Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем.
Использование различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изобразительной деятельности.
Список литературы:
1. Копцева Т.А. Природа и художник / Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 5. - С. 71-78; № 6. - С. 53-59; 2006. - № 1. - С. 39-43, № 2. -С. 62-66.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л.П. Молодова. - Минск: Асар, 1996. - 127 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 181 с.
4. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др. -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. - 223 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Самсонова В.А.*
Институт педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Статья раскрывает формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Её формирование происходит в результате применения педагогических технологий для усовершенствования культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Подчёрки-
* Преподаватель.
вается необходимость использования педагогами современных технологий обучения для успешного развития коммуникативной компетенции ребёнка.
Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, воспитывают человека XXI века всесторонне и гармонично развитого, который обладает ключевыми компетенциями. Главной, на наш взгляд, является коммуникативная компетенция.
Готовность к. эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Коммуникативные умения обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем - его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.
Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева) понимают определённый уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная компетенция - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям [3, с. 49].
Практически во всех научных исследованиях указывается на то, что общение - сложный многогранный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.
Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях [2].
В общении ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции и чувства словом, образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, также необходимо помнить, что главное -сформировать умения общаться с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни [1, 4].
Эти основные различия общения с взрослыми и со сверстниками говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать «как надо», слушать и понимать других, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения разных коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как вести диалог по телефону и т.д.
Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю), но и сверстнику, включенному в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребенку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор пол телефону и т.п.) в различных жизненных ситуациях.
Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в частности, отражение в образовательной области «Коммуникация», направленной в соответствии с ФРТ «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами - взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Главная установка образовательной области «Коммуникация» - отражена и в планируемых результатах освоения ребёнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указывается следующее интегративное качество: «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ -это ребёнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации».
В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
К современным образовательным технологиям Е.В.Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию обучения и воспита-
ния без насилия, технологию эффективной речевой деятельности, технологию диалогового обучения и воспитания, технологию рефлексивного обучения и воспитания [6, 7].
Нами было предложено использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие технологии:
- Технология «Образ и мысль».
Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.
Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в «мир культуры», в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация).
В результате применения технологии дети осваивают первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.
- Социоигровая технология Вячеслава Букатова.
Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко
настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как хозяев, творцов, «способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом». Для организации такой деятельности использовалась и «техника действий», и режиссерский раздел учения о действии - «теория взаимодействий». Постепенно оформилось следующее направление «артистизм педагогического труда». Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре «техники действий».
При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей «воплощается» все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить - каким-то движением, хлопками и т.п. А все остальные участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями.
На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, «сценки» легко могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами, личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки.
Социо-игровой стиль - это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это - стиль работы педагога и детей, смысл которого - не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.
Социоигровая технология обучения является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.
Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого (педагога) и ребёнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования. Уровни развития коммуникативных умений ребёнка определяют качество его коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).
Список литературы:
1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. - М., 2008. - №3. - С. 29-42.
2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
3. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. -СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
5. Гармаева Т.Б., Попова Л.В. Развитие у детей пяти - семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности // Психолог в детском саду. - М., 2008. - № 4. - С. 22-40.
6. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л.В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 229 с.
7. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - М., 2008. - № 1. - С. 58-65.
8. Современные технологии обучения дошкольников / Авт.-сост. Е.В. Ми-хеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
© Синенко П.В.*
Центр развития ребенка - детский сад № 81 «Конек-Горбунок»,
г. Норильск
В данной статье дан обзор различных современных технологий обучения и воспитания дошкольников с точки зрения применения их на практике при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.
Ориентиры модернизации системы российского образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.
Поэтому проблема поисков эффективных форм работы, применение которых обеспечило бы решение задач всестороннего развития личности ребенка в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями, является очень актуальной. И педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности [1].
* Воспитатель.