Научная статья на тему 'Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста'

Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова В. А.

Статья раскрывает формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Её формирование происходит в результате применения педагогических технологий для усовершенствования культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Подчёркивается необходимость использования педагогами современных технологий обучения для успешного развития коммуникативной компетенции ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем.

Использование различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изобразительной деятельности.

Список литературы:

1. Копцева Т.А. Природа и художник / Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 5. - С. 71-78; № 6. - С. 53-59; 2006. - № 1. - С. 39-43, № 2. -С. 62-66.

2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей / Л.П. Молодова. - Минск: Асар, 1996. - 127 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие: для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 181 с.

4. Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др.; редкол. Т.А. Соловьева (отв. ред.) и др. -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. - 223 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Самсонова В.А.*

Институт педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

Статья раскрывает формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Её формирование происходит в результате применения педагогических технологий для усовершенствования культуры общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Подчёрки-

* Преподаватель.

вается необходимость использования педагогами современных технологий обучения для успешного развития коммуникативной компетенции ребёнка.

Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, воспитывают человека XXI века всесторонне и гармонично развитого, который обладает ключевыми компетенциями. Главной, на наш взгляд, является коммуникативная компетенция.

Готовность к. эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Коммуникативные умения обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребёнка в окружающем - его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения» с ними, регулировать своё поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребёнка.

Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева) понимают определённый уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная компетенция - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности, способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям [3, с. 49].

Практически во всех научных исследованиях указывается на то, что общение - сложный многогранный процесс, выступающий как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.

Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях [2].

В общении ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции и чувства словом, образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, также необходимо помнить, что главное -сформировать умения общаться с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни [1, 4].

Эти основные различия общения с взрослыми и со сверстниками говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать «как надо», слушать и понимать других, усваивать новые знания. В общении со сверстником ребенок выражает себя, свои желания, настроения, управляет другим, вступает в разнообразные отношения. Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения разных коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как вести диалог по телефону и т.д.

Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю), но и сверстнику, включенному в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребенку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор пол телефону и т.п.) в различных жизненных ситуациях.

Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в частности, отражение в образовательной области «Коммуникация», направленной в соответствии с ФРТ «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами - взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Главная установка образовательной области «Коммуникация» - отражена и в планируемых результатах освоения ребёнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указывается следующее интегративное качество: «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОУ -это ребёнок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации».

В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

К современным образовательным технологиям Е.В.Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию обучения и воспита-

ния без насилия, технологию эффективной речевой деятельности, технологию диалогового обучения и воспитания, технологию рефлексивного обучения и воспитания [6, 7].

Нами было предложено использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие технологии:

- Технология «Образ и мысль».

Разработана группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, основана на психологических теориях когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства (слайдов), показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению.

Данная технология, реализуемая в игровой форме, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так дети вовлекаются в «мир культуры», в мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, коммуникация).

В результате применения технологии дети осваивают первичные коммуникативные навыки общения в процессе созидательной творческой деятельности.

- Социоигровая технология Вячеслава Букатова.

Замечательный психолог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко

настойчиво предлагал рассматривать детей на занятиях как хозяев, творцов, «способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом». Для организации такой деятельности использовалась и «техника действий», и режиссерский раздел учения о действии - «теория взаимодействий». Постепенно оформилось следующее направление «артистизм педагогического труда». Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре «техники действий».

При социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На занятии группками детей «воплощается» все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько предметов нарисовано на картинке, свое число-ответ дети по собственному выбору могут пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить - каким-то движением, хлопками и т.п. А все остальные участники становятся зрителями-отгадчиками-судьями.

На занятии, проходящем в социо-игровом стиле, «сценки» легко могут разыгрываться и по поводу нового знакомства с предметами, личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками детей без долгих репетиций и особой актерской подготовки.

Социо-игровой стиль - это стиль всего обучения, всего занятия, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это - стиль работы педагога и детей, смысл которого - не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.

Социоигровая технология обучения является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая педагога. Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.

Итак, коммуникативная деятельность, интегрированная с другими видами детской деятельности, формируется в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого (педагога) и ребёнка, для организации, которой используются педагогические технологии дошкольного развивающего образования. Уровни развития коммуникативных умений ребёнка определяют качество его коммуникативной деятельности (свободное общение с взрослыми и другими детьми; использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).

Список литературы:

1. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. - М., 2008. - №3. - С. 29-42.

2. Букатов В. Социоигровая педагогика в детском саду: из опыта работы воспитателей. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

3. Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы. -СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

5. Гармаева Т.Б., Попова Л.В. Развитие у детей пяти - семи лет экспрессивных и кодирующих способностей посредством игровой деятельности // Психолог в детском саду. - М., 2008. - № 4. - С. 22-40.

6. Трубайчук Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л.В. Трубайчук [и др.]. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 229 с.

7. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - М., 2008. - № 1. - С. 58-65.

8. Современные технологии обучения дошкольников / Авт.-сост. Е.В. Ми-хеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Синенко П.В.*

Центр развития ребенка - детский сад № 81 «Конек-Горбунок»,

г. Норильск

В данной статье дан обзор различных современных технологий обучения и воспитания дошкольников с точки зрения применения их на практике при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Статья предназначена для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и заинтересованных родителей.

Ориентиры модернизации системы российского образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.

Поэтому проблема поисков эффективных форм работы, применение которых обеспечило бы решение задач всестороннего развития личности ребенка в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями, является очень актуальной. И педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности [1].

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.