Научная статья на тему 'Педагогические течения ХIХ века в Германии в контексте развития идей интегрального обучения'

Педагогические течения ХIХ века в Германии в контексте развития идей интегрального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / XIХ ВЕК / ГЕРМАНИЯ / LABOR EDUCATION / HARMONIOUS EDUCATION / ALL-ROUND EDUCATION / INTEGRATED TEACHING / GERMANY / THE 19TH CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сбитнева Наталья Николаевна

Рассматриваются основные идеи трудового обучения в Германии в ХIХ веке. Сравнивается и анализируется трудовая деятельность в школе немецких педагогов, цель которой всестороннее развитие личности, положительные стороны и недостатки педагогических систем Германии. Делается вывод о значении исследуемого периода в дальнейшем развитии интегративных процессов в педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сбитнева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper treats the main ideas of labor education in Germany in the 19th century. The paper analyzes German pedagogues ideas on labor activity at schools, which was aimed at all-round education. The article analyzes the pros and contras of the German pedagogical system. It highlights the influence of the period under discussion on further development of integral processes in pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогические течения ХIХ века в Германии в контексте развития идей интегрального обучения»

УДК 37(09)

Н.Н. Сбитнева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ХГС ВЕКА В ГЕРМАНИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматриваются основные идеи трудового обучения в Германии в XIX веке. Сравнивается и анализируется трудовая деятельность в школе немецких педагогов, цель которой - всестороннее развитие личности, положительные стороны и недостатки педагогических систем Г ермании. Делается вывод о значении исследуемого периода в дальнейшем развитии интегративных процессов в педагогике.

трудовое обучение, гармоничное воспитание, всестороннее развитие, целостное преподавание, XIX век, Германия.

В XIX столетии завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности человеческой личности, ее индивидуальность, неповторимость. Педагогика Запада характеризовалась накоплением знаний, заимствованных из философии и других наук о человеке и его воспитании. Особенно пристальный интерес наблюдался в изучении цели, содержания, методов обучения и воспитания в педагогической науке. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождению современных теорий социального воспитания.

В этот исторический период, когда крупнейшие капиталистические страны вступили в империалистическую стадию развития, со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Школа не выполняла задач по вхождению учащихся в жизнь.

Говоря о таких странах, как Германия, где элементы буржуазных отношений появились значительно позже, педагогическая мысль отличалась абстрактностью и умозрительностью. Только с 60-70-х годов XIX века здесь начинается движение за реформирование школы, за превращение ее в школу активную, трудовую, готовящую к практической деятельности. Возникает ряд реформаторских педагогических движений и течений, в частности движение сторонников введения в школьный курс ручного труда, а также различные течения: художественного воспитания, индивидуальной педагогики, педагогики личности, гражданского воспитания, рассматривающие в качестве основной задачи обучения всестороннее, гармоничное становление личности. Все эти педагогические направления внесли немалый вклад в развитие интеграционных процессов в педагогической науке.

В первые десятилетия XIX века интерес к педагогическим проблемам возникает у ряда мыслителей-непедагогов. Среди них видный философ-идеалист И.Г. Фихте, который считал необходимым связать обучение и воспитание детей

с подготовкой их к деятельности в широком смысле слова, в том числе к физическому труду. Фихте был убежден, что умственная независимость человека немыслима без его экономической независимости: «Не знание само по себе, а поведение в соответствии с твоим знанием является твоим назначением... Не для праздного созерцания и самонаблюдения, - нет, ты существуешь для деятельности; твоя деятельность, и только твоя деятельность, определяет твою ценность» '.

Участвуя в общем труде, по мнению Фихте, воспитанники будут приучаться работать на благо целого, понимая, что, работая на целое, частью которого является и каждый из них, они работают тем самым на себя. Таким образом, воспитывается новое поколение людей, которым будет суждено осуществить национальное возрождение немецкого народа.

Выдающийся деятель того времени Ф. Фребель, работая в том же направлении, создал стройную систему воспитания, основанную на развитии самодеятельности детей. Самодеятельность представлялась ему синтезом стремлений человека выразить внешними средствами свои внутренние переживания и внутренне осмыслить, усвоить то, что существует извне. Задачу воспитания ученый видел в развитии в человеке его божественной сущности, в подведении к «познанию самого себя, к познанию Бога и природы». Основой педагогической системы Фребеля является теория игры. По Фребелю детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром и «.совершается в упорядоченном виде и по возможности во внутренней необходимой связи, согласно ходу развития человека на этой ступени и вдобавок расчленяясь и разветвляясь, т.к. частное и единичное всегда вытекает из общего и целого» 2.

Человека, как и всю природу, Фребель рассматривал находящимся в беспрерывном развитии, однако умственную и физическую деятельность он связывал опять-таки с божественной сущностью человеческой природы: в деятельности человека он усматривал проявление божественного начала. Как Бог из хаоса создал весь мир, придав бесформенную форму, так и человек должен создавать различные вещи 3.

В этот период исторического развития важную роль сыграли идеи сторонников педагогического ручного труда, мануалистов (Э. Шенкендорф, Ф. Гетце, В. Шерер, И. Пабст, О. Зейниг), дополняющие умственное развитие детей упражнением в практических умениях.

1 Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. / изд. подгот. П.П. Гайденко. М. : Ладомир, 1995. С. 506.

2 Фребель Ф. Педагогические сочинения. Т. 1 : Воспитание человека. М. : Кн. изд-во К.И. Тихомирова : Кузнецкий Мост, 1913. С. 242.

3 Фребель, Ф. Педагогические сочинения. С. 259.

Мыслители полагали, что умение изображать тот или иной предмет, представляемый учеником мысленно, совершенно необходимо для всех учащихся, и высказали мысль о том, что очень важно развивать у детей умение не только изображать предмет, но и умение представлять его в объемном виде, изготовляя его модель. Крупнейший представитель данного течения Шенкендорф полагал, что практическое обучение, в которое он, помимо ручного труда, включал также и все занятия, способствующие развитию умений, должно быть тесно связано с теоретическими знаниями, помогая усвоению знаний. Тесная внутренняя связь между практическими и теоретическими занятиями, по его мнению, должна была способствовать развитию физических и духовных сил ребенка, выработке у него сильной воли. Xотя Шенкендорф был далек от мысли рассматривать соединение обучения с трудом в качестве средства гармонического развития человеческой личности и проповедовал идею ручного труда в народной школе с позиций буржуазии, заинтересованной в подготовке умелых рабочих, нельзя не согласиться с его выводом, процитированным в своем исследовании А.И. Пискуновым о том, что одностороннее увлечение овладением знаниями «подрывает его [ученика] здоровье, не готовит его в достаточной степени к жизни и является доказательством того, что одна только духовная культура не делает человека даже нравственным» 4

Одним из первых попытку всестороннего теоретического обоснования образовательного и воспитательного значения занятий детей ручным трудом предпринял школьный советник Шерер, возглавлявший тех педагогов-мануалистов, которые хотели приблизить труд детей к учебным занятиям в школе. Ряд исследователей полагают, что немецкий мыслитель рассматривал труд не как механический процесс, а как «соединение знаний и умений». «При физической работе глаз видит, а рука чувствует взаимодействие вещей и благодаря мышлению познается причинная взаимосвязь между действующим лицом, инструментом и процессом труда; достижение цели в процессе труда обусловливает осмысленное ее понимание, а также понимание средств ее осуществления» 5. В. Шерер вслед за И. Песталоцци определяет гармоническое воспитание человека как создание известного равновесия в умственном, нравственном и физическом развитии, причем под физическим воспитанием он понимает как развитие способности представлять продукты человеческого мышления в материальной форме, так и превращение этой способности в умение.

Вместе с этим Шерер полностью согласен с Фребелем, считавшим, что человеку от природы присущ инстинкт деятельности. Этот инстинкт у ребенка чрезвычайно ярко проявляется в стремлении воспринимать с помощью органов чувств мир сначала в целом, затем в деталях и, наконец, из этих деталей вновь конструировать целое.

Начатое Шерером теоретическое обоснование необходимости введения ручного труда в народную школу в качестве предмета обучения и методическо-

4 Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII -начала XX в. М. : Педагогика, 1976. С. 169.

5 Там же. С. 191.

го принципа продолжено другим мануалистом А. Пабстом в начале XX века. Подготовка детей к производительному труду в прямом смысле слова, по мнению Пабста, в задачу школы не входит. Однако несомненной его заслугой является стремление не только разграничить трудовое воспитание и обучение в школе и трудовую профессиональную подготовку, но и установить известную связь между ними. Эта связь представлялась ему аналогичной соотношению между школой и жизнью: «В школе пишут и считают, хотя она не является ни канцелярией, ни торговой конторой; здесь поют и занимаются гимнастикой, хотя не готовят ни певцов, ни атлетов. в школьной мастерской изготовление тех или иных предметов обихода всегда есть только средство для достижения целей -овладения известными трудовыми умениями и обеспечения определенных воспитательных воздействий; в мастерской же, наоборот, изготовление продуктов является конечной целью организованной деятельности» 6.

Мануалисты обосновывали необходимость введения в учебный план народной школы труда как самостоятельного предмета обучения и использование методов обучения, основанных на труде детей, с самых разных точек зрения, и в этом заключается их несомненная заслуга. Однако основная цель намечавшейся перестройки содержания и методов обучения в народной школе вытекала из потребностей капиталистического развития мира. Проблема действительного всестороннего развития личности ребенка, поставленная и принципиально решенная еще К. Марксом и Ф. Энгельсом, у педагогов-мануалистов практически отступила на задний план, хотя они нередко говорили о благотворном влиянии труда на развитие детей.

Перестройка школы, к которой стремились мануалисты, была недостаточной для решения назревших социально-экономических задач. В связи с этим в начале XX века в среде педагогов - сторонников трудовой школы, возникает новое течение - «профессионализм», которое в гораздо большей степени отвечало потребностям как буржуазных кругов, так и государства. Представители профессионализма также признавали необходимым введение в народной школе ручного труда. Однако основную цель трудовых занятий они видели в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда.

Крупнейший представитель этой идеологии Г. Кершенштейнер выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа должна быть полностью поставлена на службу империалистической Германии. В конце XIX - начале XX века экономика Г ермании быстро развивалась, буржуазии нужны были технически и политически грамотные в ее интересах рабочие. Кершенштейнер разрабатывал педагогику, удовлетворяющую этим требованиям, и высказывал мысль о необходимости реформировать школу, сделать ее трудовой. В этой школе учащиеся, по его мнению, должны заниматься ручным трудом, получать технические навыки и умения работать с различным материалом при помощи соответствующих инструментов. С этой целью для практических занятий при каждой народной школе должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Вос-

6 Пабст И. Международные отношения нового типа [Текст]. М. : Прогресс, 1983. С. 127.

питанники должны последовательно развивать в себе качества, необходимые для лучшей работы, приучаться старательно, честно, добросовестно, обдуманно выполнять трудовые операции. Кроме того, народная школа должна дать учащимся общую трудовую подготовку к предстоящей профессиональной деятельности. «Наша школа должна стать школой работы, которая примыкала бы напосредст-венно к школе игры раннего детства» 7. Однако в народной школе, считал Кер-шенштейнер, не следует давать значительное общее образование. По сути дела, Кершенштейнер был сторонником двойственной системы народного образования. Его «народная школа», готовящая послушных и толковых рабочих, никак не связана со средней школой - гимназиями и реальными училищами. Свой «трудовой принцип» он почти не распространил на среднюю школу. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником 8.

В 80-90-е годы XIX века в европейских странах распространилось еще одно реформаторское течение, которое основную задачу школы видело в развитии творческих сил детей, но уже путем поощрения деятельности учащихся в области искусства. Они считали трудом любую активность детей в процессе обучения независимо от того, связана ли эта активность с умственной или физической деятельностью, главное, чтобы она служила средством выражения представлений учащихся, их эмоциональных переживаний. В этом смысле к сторонникам трудовой школы относили себя приверженцы педагогики действия, педагогики личности, художественного воспитания. Они полагали, что ручной труд наравне с различными видами художественной деятельности служит промежуточным звеном, связывающим с помощью чувств внешнюю природу с духовным миром человека, помогает познавать окружающую действительность.

Самую крайнюю позицию среди сторонников активно-трудовой школы занимала группа педагогов, находившихся под сильным влиянием идей «свободного воспитания» (Г. Шаррельман, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг и др.). Основная задача, по мнению Шаррельмана, состоит в том, чтобы развивать в каждом ребенке дремлющие творческие силы, давать выход творческой фантазии. Школа должна создавать необходимые для этого условия. Исследователь трудовой школы Германии А.И. Пискунов приводит слова Шаррельмана: «Я понимаю под трудовой школой такую реформу школы, когда ставятся задачи творческим силам ребенка, благодаря чему одновременно развиваются и все другие его силы. где обычные школьные предметы все больше и больше растворяются в целостном преподавании.» 9.

Несомненен тот факт, что педагогические идеи Германии обозначенного периода внесли немалый вклад в развитие трудового обучения, которое было направлено на совершенствование духовных и физических способностей ребенка, и в конечном счете, на формирование гармоничной, всесторонне развитой

7 Кершенштейнер, Г. Школа будущего - школа работы // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. С. 512.

8 Кершенштейнер, Г. Школа будущего - школа работы. С. 512.

9 Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII -начала XX в. С. 273-274.

личности. Эти идеи по праву занимают видное место в истории педагогики, как аспект становления интегральных основ педагогики XX века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кершенштейнер, Г. Школа будущего - школа работы [Текст] // Пискунов А.И. Xрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1971.

2. Пабст, И. Международные отношения нового типа [Текст]. - М. : Прогресс, 1983. - 175 с.

3. Пискунов, А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVШ - начала XX в. [Текст]. - М. : Педагогика, 1976. - 296 с.

4. Фихте, И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. [Текст] / изд. подгот. П.П. Гайденко. - М. : Ладомир, 1995. - 654 с.

5. Фребель, Ф. Педагогические сочинения [Текст]. - Т.1 : Воспитание человека. -М. : Книгоизд-во К.И. Тихомирова : Кузнецкий Мост, 1913. - 359 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.