ДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.14:02
DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10518 Н. В. Лопатина
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена вопросу реализации практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Организация участия представителей практики как требование Федерального государственного образовательного стандарта рассматривается в рамках стратегиального подхода в библиотечно-информационном образовании. Поставлена задача педагогической оптимизации взаимодействия институтов библиотечной профессии и библиотечно-информационного образования. Доказана эвристичность стратегиального подхода для организации участия представителей практики в подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности. Определены основные форматы реализации педагогической стратегии участия практиков в образовательном процессе: практика, проектные практикумы и другие. Подробно рассмотрены участие в режиме «полный курс», участие в режиме «кооперация», участие в режиме «коллаборация», участие в режиме специальных профессиональных мероприятий. Представлены примеры апробации данных решений в МГИК с участием ведущих библиотек и представителей отраслевой практики. Обозначены проблемы реализации инновационных форм организации участия представителей практики в образовательном процессе по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, бакалавр библиотечно-информационной деятельности, практико-ориентированный подход, стратегиальный подход, теория и методика библиотечно-информационного образования, педагогическая стратегия, взаимодействие образования и практики, Московский государственный институт культуры.
ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры LOPATINA NATALYA VIKTOROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] ©ЛопатинаН. В., 2019
Nataliya V. Lopatina
Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PEDAGOGICAL STRATEGIES FOR THE PARTICIPATION
OF EMPLOYERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS:
THE EXAMPLE OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
The article is devoted to the implementation of a practice-oriented approach in the preparation of bachelors of library and information activity. The organization of participation of representatives of practice as a requirement of the Federal state educational standard is considered in the framework of a strategic approach in library and information education. The task of pedagogical optimization of interaction of institutes of library profession and library and information education is set. The heuristics of the strategic approach for the organization of participation of representatives of practice in preparation of bachelors of library and information activity is proved. The main formats of implementation of the pedagogical strategy of participation of practitioners in the educational process are defined: practice, project workshops and others. In detail the participation in the "full course", participation in the "cooperation", participation in "collaboration", participated in a special professional events. Examples of approbation of these solutions in the MSIC with the participation of leading libraries and representatives of industry practice are presented. The problems of implementation of innovative forms of organization of participation of representatives of practice in the educational process in the direction of "Library and information activities".
Keywords: library and information education, bachelor of library and information activity, practice-oriented approach, strategic approach, theory and methodology of library and information education, pedagogical strategy, interaction of education and practice, Moscow State Institute of Culture.
Для цитирования: Лопатина Н. В. Педагогические стратегии участия работодателей в образовательном процессе: на примере библиотечно-информационного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 162-171. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10518
Ключевым ориентиром современной системы высшего профессионального образования выступает практико-ориентированный подход, в основе которого - гармоничное сочетание фундаментального образования с прикладной подготовкой, формирующей адекватные представления о профессиональной деятельности и её условиях, минимальный опыт практической деятельности, готовность быстро интегрироваться в «реальный производственный процесс» для самостоятельного выполнения трудовых функций и действий.
Реализация практико-ориентирован-ного подхода в подготовке библиотекарей определена Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 декабря 2017 года N 1182 [7]. Определена доля традиционного для высшей школы практического обучения - учебной и производственной практики, в ходе которой будущие библиотекари получают возможность приложить в реальных условиях практической деятельности знания, умения и владения, полученные в процессе теоретического обучения.
Для реализации практико-ориентиро-ванного обучения ФГОС регламентирует
участие специалистов-практиков в образовательном процессе. Для подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-ин-формационная деятельность» «не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы бакалавриата на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведённого к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет)» [7].
Вместе с тем регламентирующие документы определяют лишь рамочные организационно-педагогические условия, обязательные для исполнения, но, как показывает практика библиотечно-информационного образования, не всегда разделяемые и осознаваемые профессиональным сообществом отрасли в качестве значимых элементов системы подготовки библиотекарей.
Взаимодействие институтов профессии и образования - одна из наиболее дискуссионных тем современного библиотечно-информационного сообщества, которая обсуждается на разных площадках - от площадок, организуемых Министерством культуры и Российской библиотечной ассоциацией, до специализированных групп социальной сети «Фейсбук». Традиционный характер подобных дискурсивных практик исходит из диалектического противоречия должного и сущего, которое всегда существовало в отраслевом профессиональном образовании, но обострилось в условиях масштабных трансформаций библиотечно-
го дела и объёмной профессиональной миграции в отрасль специалистов, не имеющих системного библиотечно-информаци-онного образования.
Следует отметить и принципиальное различие в подходе к кадровому потенциалу отрасли:
• «практики» тактически ориентированы: им необходимы «работники», которые уже сегодня немедленно встроятся в производственный процесс и начнут выполнять трудовые действия в рамках конкретной трудовой функции;
• «педагоги» стратегически ориентированы: они формируют поколение профессионалов, которое будет реализовы-вать функционирование и развитие отрасли на протяжении нескольких десятилетий. Именно это и определяет сложную, муль-типарадигмальную методологию (теоретико-методологические основания) библио-течно-информационного образования. Она представлена коммуникацией гуманитарно-ориентированного, компетентностного, маркетингового, коэволюционного и опережающего подходов, что позволяет соразмерить профессиональные обязанности современных библиотекарей с меняющимися социальными задачами библиотечной профессии [4, с. 283-322].
Сложность ситуации в библиотеч-но-информационном деле объясняется и отсутствием официального инструмента трансфера социального запроса отраслевой практики системе образования - профессионального стандарта. Между тем, экстраполируя тенденции, мы можем предположить, что и принятие профессионального стандарта не гарантирует консенсуса образования и практики. Для разрешения существующих противоречий мы предлагаем педагогическую оптимизацию взаимодействия профессорско-преподава-
тельского состава вуза и представителей библиотечной практики в подготовке библиотекарей нового поколения в русле интеграции стратегиального подхода в теорию и методику библиотечно-информаци-онного образования.
Экстраполируя методологические разработки стратегиального подхода И. А. Зимней [1, с. 255-256] на современное библиотечно-информационное образование, мы представляем его как системное, лежащее в основе общей стратегии проектирование процесса подготовки будущих библиотекарей на период освоения основной профессиональной образовательной программы. Педагогическая стратегия
- направленность внимания профессорско-преподавательского коллектива и представителей практики, участвующих в образовательном процессе, на педагогическую цель и выстраивание системы педагогических воздействий в соответствии с идеальным представлением о конечном результате
- профессионале библиотечно-информаци-онной деятельности, который, во-первых, обладает определёнными в ФГОСе компетенциями, во-вторых, отвечает актуальным требованиям и вызовам сегодняшней практики, в-третьих, выступает актором трансфера нового знания и инструментария в библиотечно-информационную практику (в русле опережающего и коэволюционного подходов [6; 7]). Таким образом, мы ставим вопрос о консенсуальной выработке единой цели, которой и будут подчинены все педагогические и организационно-педагогические действия в рамках одного образовательного проекта (одной основной профессиональной образовательной программы).
Лабораторией социально-информационных технологий МГИК инициирован пилотный проект взаимодействия отраслевого образования и практики с рабочим на-
званием «Партнёры МГИК - библиотекарям нового поколения», который был реализован в 2019 году.
Разработанная педагогическая стратегия участия практиков библиотечно-инфор-мационной деятельности в подготовке будущих библиотекарей включала следующие форматы их взаимодействия и виды участия в образовательном процессе:
1. Практика в объёме и видах, предписанных ФГОС. Содержание, методики, организационно-педагогические условия реализации практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-ин-формационная деятельность», были научно обоснованы, спроектированы и представлены профессиональному сообществу в докладе на Тринадцатых Денисьевских чтениях в г. Орле [2, с. 164-173].
2. Инновационная форма реализации практико-ориентированного обучения -проектная деятельность в формате проектных практикумов, включённых в учебный план основной профессиональной образовательной программы. Реализация данной формы обоснована и апробирована в докладе на Двенадцатых Денисьевских чтениях [5, с. 189-194].
3. Участие в режиме «полный курс», закрепляющее за представителем практики преподавание определённой дисциплины. Данный формат - наиболее распространённый и удобный своей понятностью для формализованных систем оценки качества образовательного процесса. Вместе с тем многолетний опыт показывает, что эффективность данный формат имеет лишь в том случае, если представитель практики мотивированно и долгосрочно, а не ситуативно и эпизодически, встроен в образовательный процесс. Необходимо, чтобы он обладал ключевыми педагогическими компетенциями, а не только опытом публичных высту-
плений и проведения занятий в системе дополнительного образования. Требуется готовность к реализации «полного цикла» преподавания дисциплины: от разработки концепции до её встраивания в ОПОП, от трансляции учебного материала до эффективных технологий закрепления и текущей проверки знания, самостоятельного создания учебно-методических разработок и оценочных средств. В данном случае речь идёт именно о реализации стратегиального подхода: о понимании междисциплинарных связей; о дидактических решениях, позволяющих раскрыть логику профессионального знания, трудовых функций и действий от простого к сложному, от элементарных, азбучных истин к основам профессионального мастерства;
4. Участие в режиме «кооперация» предполагает совместную педагогическую деятельность штатного педагога и представителя практики в рамках преподавания одной дисциплины. При этом опыт показывает целесообразность следующей модели: совместная разработка концепции и содержательной структуры дисциплины, их дидактическая экспликация профессиональным педагогом (в том числе разработка или адаптация «частной дидактики», проектирование познавательной деятельности студентов, разработка системы оценочных средств, создание методических материалов), совместная реализация контактных форм работы (занятия лекционного типа, как правило, проводит педагог, представитель практики проводит практические занятия в режиме мастер-класса, «профессиональной лаборатории», деловых игр и т.д.). Данный режим участия удобен с точки зрения повседневной практики организации и документного обеспечения образовательного процесса в соответствии с аккредитационными требованиями.
Одной из результативных форм реализации такой модели выступает привлечение к преподаванию представителей практики, которые проходят обучение в аспирантуре без отрыва от производства (аспиранты-«-заочники») или работают над диссертацией без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров («соискатели»). Этот вариант позволяет интегрировать в образовательный процесс самые новые разработки и технологические решения, имеющие значение для развития отрасли.
5. Участие в режиме «коллаборация» предполагает привлечение к преподаванию одной дисциплины двух и более людей в формате тематических занятий, встроенных в содержательную структуру дисциплины.
Данная модель имеет высокую педагогическую эффективность для будущих библиотекарей, так как для целого ряда «профессиональных» дисциплин по направлению подготовки «Библиотечно-информаци-онная деятельность» необходимо освоение информационного разнообразия социокультурной феноменологии, и наиболее целесообразно это делать «из первых рук» разработчиков технологических решений, организаторов дифференцированного библи-отечно-информационного обслуживания населения, экспертов в конкретных областях и процессах отрасли.
Коллаборативная модель отличается от представленной выше модели кооперации, во-первых, количеством и ролью участников. Представители практики проводят 1-2 тематических занятия (2-4 академических часа) в присутствии штатного педагога (в ряде случаев в библиотеке, на месте работы приглашённого специалиста) и не принимают участие в текущей и промежуточной аттестации (кроме специально оговорённых случаев). Второе отличие состоит в том, что единые целевые ориентиры, педагогиче-
ский консенсус обеспечиваются не непосредственным взаимодействием участников коллаборации, а особой деятельностью
- педагогическим менеджментом - штатного педагога, который разрабатывает идеологию, содержательную концепцию, дидактические основы дисциплины, ориентируясь на актуальное состояние и перспективы развития отрасли в конкретном аспекте. Именно основной (штатный) педагог как своеобразный «центр координации образовательного проекта» определяет круг приглашаемых участников («гостей»), согласовывает с ними целеполагание, идеологию, тематику, содержание, методику проведения занятия; организует участие (проводит согласования, оформляет необходимые документы); представляет гостя студентам, раскрывая позиции и задачи данного занятия в структуре дисциплины; отражает соответствующий материал в системе оценочных средств, проводит текущую и промежуточную оценку педагогического результата, оценку остаточных знаний в рамках ОПОП.
Апробация данной модели показала её целесообразность на примере как минимум трёх дисциплин ОПОП бакалавриата по направлению подготовки «Библиотеч-но-информационная деятельность», реализуемой в МГИК: «Библиотековедение» («Общий курс», раздел «Обязательные дисциплины», 6 зачётных единиц); «Электронные библиотеки» и«Основы наукометрии» (обе
- дисциплины части, определяемой участниками образовательных отношений, каждая трудоёмкостью 2 зачётные единицы).
Например, одной из особенностей данной ОПОП выступает отсутствие профилирования в подготовке бакалавров библи-отечно-информационной деятельности в МГИК. Готовность к профессиональной деятельности в условиях типологическо-
го и видового разнообразия библиотечных учреждений требует ознакомления с этим разнообразием, что традиционно происходит в рамках дисциплины «Библиотековедение». Для наибольшего педагогического эффекта, развития мотиваций и интереса к будущей профессиональной деятельности были организованы гостевые лекции и мастер-классы «Библиотеки для слепых и слабовидящих в системе библиотек России» Е. В. Захаровой (директора Российской государственной библиотеки для слепых, кандидата педагогических наук); «Сеть православных библиотек России» иеромонаха Макария (Комогорова) (помощника Председателя Издательского Совета Русской православной церкви); «Модельные библиотеки: опыт Амурского края» Т. А. Позде-евой (заместителя директора Центральной библиотечной системы г. Благовещенска), «Итоги интеграции библиотек Крыма в библиотечную сеть Российской Федерации (2014-2019 годы)» О. О. Кондратенко (учёного секретаря Крымской республиканской областной универсальной научной библиотеки имени Ивана Франко, кандидата педагогических наук).
Междисциплинарный характер имел мастер-класс кандидата педагогических наук Е. И. Козловой (Российская государственная библиотека) на тему «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».
В результате освоения дисциплин «Электронные библиотеки» и «Основы наукометрии» студенты должны познакомиться с разнообразием информационно-технологических решений и информационных ресурсов, предлагаемых современным информационным рынком, для реализации соответствующих производственных направлений. С этой целью в структуру дисциплины «Электронные библиотеки»
были включены гостевые мастер-классы «Средства автоматизации библиотек нового поколения на примере АБИС "Мега-Про"» В. Т. Грибова, генерального директора ООО «Дата Экспресс», кандидата экономических наук, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации; «Электронный библиотечный абонемент. OPAC» А. С. Старкова, заместителя директора Центральной научной медицинской библиотеки Первого МГМУ имени И. М. Сеченова (ЦНМБ); «Будущее электронных библиотек» А. И. Боровинского, основателя электронной мультимедийной библиотеки ELiS, известного предпринимателя и блогера (г. Пермь); «Современные издательства - электронным научным библиотекам» издательства De Gruyter», организованный подписным агентством «Мир Периодики»; «Электронные библиотечные системы для незрячих и слабовидящих читателей», проведённый сотрудниками Российской государственной библиотеки для слепых. В рамках дисциплины «Основы наукометрии» для студентов провели мастер-классы представители компаний Clarivate Analytics («База данных «Web of Science») и Elsivier («База данных «Scopus»), Л. Н. Пирумова - заместитель директора Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки («Международная реферативная база данных и система цитирования "AGRIS"»).
6. Участие в режиме специальных профессиональных мероприятий предполагает разнообразие форм взаимодействия студентов с представителями практики, имеющих педагогический эффект при различном уровне имплементации в педагогической науке и практике. Специальное педагогическое проектирование лежит в основе «дней выездных занятий» в библиотеки - единовременного образовательного
мероприятия, реализующего цели и задачи ОПОП. Сотрудники библиотек, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, совместно с педагогами разрабатывают программу, в ходе которой студенты могут получить знания, умения и владения по нескольким дисциплинами (в соответствии с профилем библиотеки и ОПОП). Целесообразность выездных занятий обусловлена необходимостью использования для занятий по профессиональным дисциплинам информационных и материально-технических ресурсов конкретных библиотек, смоделировать которые в стенах вуза не представляется возможным.
В ходе пилотного проекта специальные дни выездных занятий были проведены в Российской государственной библиотеке искусств (директор А. А. Колганова), Российской государственной библиотеке для слепых (директор Е. В. Захарова), Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (директор М. О. Ше-пель). Необходимо отметить особый педагогический эффект, который имели данные мероприятия для освоения дисциплин «Документоведение» и «Книговедение и история книги», в особенности интегрированное занятие «Особенности редкой книги» на базе ВГБИЛ, проведённое совместно заведующим Комплексным научно-исследовательским отделом К. А. Дмитриевой и профессором кафедры библиотечно-ин-формационных наук МГИК Е. В. Динер.
Неспецифический педагогический характер носит взаимодействие с практиками в ходе участия обучающихся в профессиональных мероприятиях, проводимых библиотеками, с проектируемым участием молодых специалистов и студентов. Положительные отзывы, проявление и устойчивость интереса, высокий уровень оста-
точных знаний продемонстрировали студенты, принявшие участие в работе Пятого Российского молодёжного библиотечного конвента (на базе Российской государственной библиотеки для молодёжи, организаторы участия - директор И. Б. Мих-нова, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью В. К. Клюев), Третьей московской международной апрельской форсайт-сессии «Формируя будущее библиотек - 2019 и фестивале наук и искусств «Гуманитари-ум» на базе ВГБИЛ.
В данной работе мы не рассматриваем участие практиков в формате «базовая кафедра», ибо, с одной стороны, неразработанность конкретных регламентов выступает барьером внедрения данной модели в большинстве вузов страны; с другой стороны, специфика профессиональной структуры библиотечно-информационной отрасли, тенденции развития рынка труда, на который ориентированы наши выпускники, вносят сомнения в целесообразности подготовки кадров «под реалии конкретной библиотеки». В рамках реализуемой нами идеологии непрофилируемой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности одним из ключевых ориентиров выступает готовность к поливариативной карьере, которая не совместима с концентрацией педагогического процесса на базе одной библиотеки. Отдельные элементы «базовой кафедры» могут быть реализованы на базе вузовских библиотек, предоставляющей свою базу в качестве лаборатории для занятий практического типа, проектной деятельности студентов.
Говоря о проблемных точках в реализации подобных решений задач, поставленных ФГОС, ключевой характер имеют организационные, но не содержательные и не дидактические проблемы:
1) усложнённые механизмы оформления договорных отношений с представителями практики, участвующими в образовательном процессе; несовершенство экономических моделей, применяемых в данной ситуации. Существующие реалии делают любое участие практиков, кроме полноценной педагогической деятельности, к сожалению, безвозмездным;
2) отсутствие научно обоснованных и формально закреплённых методик оценки участия практиков в реализации ОПОП. Например, нет единства в понимании того, могут ли быть включены в упомянутые 5% руководители практики от базы практики; логично ли не включать в разряд представителей практики директора вузовской библиотеки, отвечающего требованиям ФГОС, но формально являющегося сотрудником вуза (хотя и не относящегося к ППС). Особую важность имеет и следующий момент: учёт возможностей удалённых мастер-классов с использованием современных платформ дистанционного обучения при реализации подобных педагогических решений в масштабах широкой географии подготовки библиотекарей в нашей стране.
Причины этого проблемного комплекса состоят в рамочном характере ФГО-Сов и многих регламентирующих документов в сфере образования. Предоставленные «свободы» и закреплённые в них полномочия вузов в разработке конкретных механизмов, нормативов, локальных актов, регламентов, к глубокому сожалению, в большинстве случаев сталкиваются с субъективностью, отсутствием стратегической ориентации, формализмом, что создаёт барьеры педагогическим инициативам и инновациям, создаваемым в рамках актуального правового поля российского образования.
1 НУ ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2019 . 5 (91) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Зимняя И. А. Стратегиальный подход к воспитанию // Общая стратегия воспитания в
образовательной системе России : монография. Москва : ИЦПКПС, 2001. С. 255-353.
2. Ивина К. В., Лопатина Н. В., Харинцева М. А. Производственная практика в подготовке будущих
бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Тринадцатые Денисьевские чтения [Электронный ресурс] : материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции, г. Орел, 26-27 октября 2016 года. Орел : [б.и.], 2016. С. 164-172. URL: buninlib.orel.ru>ekoll/D13.pdf
3. Иотова В. Ю. Формирование готовности к работе с новыми информационными технологиями у
студентов информационно-библиотечных факультетов в вузе : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Иотова Валерия Юрьевна. Москва, 2013.
4. Лопатина Н. В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: теоретико-
методологический анализ : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 05.25.03 / Лопатина Наталья Викторовна. Москва, 2015. 375 с.
5. Лопатина Н. В., Булдина Г. И. Проектная деятельность в подготовке информационно-библиотечных
специалистов // Двенадцатые Денисьевские чтения : материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции ; ред.-сост. Н. З. Шатохина. Орел, 2016. С. 189-194.
6. Никишина В. Ю. Формирование информационно-технологической компетентности будущих
менеджеров в вузе культуры : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Никишина Виктория Юрьевна. Москва, 2011. 225 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат
по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 1182 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_287594/2 ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518
References
1. Zimnyaya I. A. Strategial'nyy podkhod k vospitaniyu [Strategic approach to education]. Obshchaya
strategiya vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii [General education strategy in the educational system of Russia]. Moscow, Published by Specialist Training Quality Research Center, 2001. Pp. 255-353. (In Russian)
2. Ivina K. V., Lopatina N. V., Kharintseva M. A. Proizvodstvennaya praktika v podgotovke budushchikh
bakalavrov po napravleniyu "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" [Industrial practice in the preparation of future bachelors in the direction of "Library and Information Activity"]. Trinadtsatye Denis'yevskie chteniya: materialy mezhregional'noy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchno-prakticheskoy konferentsii, g. Orel, 26-27 oktyabrya 2016goda [Thirteenth Denisiev readings: materials of the interregional (with international participation) scientific and practical conference, Orel, October 26-27, 2016]. Orel, 2016. Pp. 164-172. Available at: buninlib.orel.ru>ekoll/D13.pdf (In Russian)
3. Iotova V. Yu. Formirovanie gotovnosti k rabote s novymi informatsionnymi tekhnologiyami u studentov
informatsionno-bibliotechnykh fakul'tetov v vuze. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of readiness for work with new information technologies for students of information and library faculties at a university. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2013. (In Russian)
4. Lopatina N. V. Bibliotekar' v professional'noi strukture obshchestva: teoretiko-metodologicheskii analiz.
Diss. dok. ped. nauk [The librarian in professional structure of society: teoretiko-methodological analysis. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2015. 375 p. (In Russian)
^ Образование в сфере культуры вИШг 1
5. Lopatina N. V., Buldina G. I. Proektnaya deyatel'nost' v podgotovke informatsionno-bibliotechnykh
spetsialistov [Project activities in the preparation of information and library specialists]. In: Shatokhina N. Z., ed. Dvenadtsatye Denis'evskie chteniya: materialy mezhregional'noy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchno-prakticheskoy konferentsii [Twelfth Denisiev readings: materials of the interregional (with international participation) scientific and practical conference]. Orel, 2016. Pp. 189-194. (In Russian)
6. Nikishina V. Yu. Formirovanie informatsionno-tekhnologicheskoy kompetentnosti budushchikh menedzherov
v vuze kul'tury. Diss. kand. ped. nauk [Formation of information and technological competence of future managers at a university of culture. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2011. 225 p. (In Russian)
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - bakalavriatpo napravleniyu
podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost': utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 dekabrya 2017goda № 1182 [Federal state educational standard of higher education - undergraduate in the direction of preparation 51.03.06 Library and information activity: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 6, 2017 No. 1182]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_287594/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 (In Russian)
*