ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Л. В. Байбородова, А. В. Шитов
Педагогические средства развития взаимодействия студентов в профессиональной образовательной организации
В статье дается определение взаимодействия студентов, называются его особенности, воспитательные и образовательные возможности. Рассматриваются этапы и содержание опытно-экспериментальной работы в профессиональной образовательной организации (Ярославский колледж гостиничного и строительного сервиса) по развитию взаимодействия студентов. Представлены выводы констатирующего этапа, которые подтверждают актуальность исследуемой проблемы. Особое внимание обращается на формирующую часть работы, где раскрывается использование ряда педагогических средств организации совместной деятельности студентов на лекциях и семинарских занятиях. Предлагаются различные способы организации групповой работы, проведение конкретных ролевых и деловых игр при изучении учебного курса, формы контроля и проведения зачета на основе взаимодействия обучающихся, формы совместной деятельности студентов во внеучебное время: организация олимпиад, волонтерской деятельности, подготовка и проведение предметной недели, выпуск газеты. Отмечается важность такого средства совместной деятельности студентов как кружок, где также используются различные способы активизации деятельности и организации взаимодействия студентов. Для изучения эффективности используемых средств и в целом программы опытно-экспериментальной работы применяется повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группах, приводятся конкретные факты, подтверждающие положительные результаты исследования.
Ключевые слова: взаимодействие, образовательный процесс, педагогические средства, профессиональная образовательная организация.
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
L. V. Baiborodova, A. V. Shitov
Pedagogical Development Means of Students' Interaction in the Professional Educational Organization
The definition of students' interaction is given, its features, educational and educational opportunities are named. Stages and the content of the experimental work in the professional educational organization (Yaroslavl College of Hotel and Building Service) to develop students' interaction are considered. Conclusions of the stating stage, which confirm relevance of the studied problem, are presented. Special attention is paid to the forming part of the work, where the use of a number of pedagogical means in organization of students' joint activity at lectures and seminars are revealed. Here are offered various ways to organize group work, holding certain role-play and business games when studying a training course, a form of control and carrying out a credit on the basis of students' interaction, forms of students' joint activity in out-of-class time: organization of the Olympiads, volunteer activity, preparation and carrying out a subject week, issue of the newspaper. Importance of such means of students' joint activity is noted as a club where various ways of activity activization and organization of students' interaction are also used. Repeated diagnostics in control and experimental groups is applied to study efficiency of the used means and the whole programme of the experimental work, the certain facts confirming positive results of the research are given.
Keywords: interaction, educational process, pedagogical means, professional educational organization.
Развитие взаимодействия участников образовательного процесса является необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки, профессионального становления будущего
специалиста, что подтверждается результатами многочисленных исследований. Рассмотрев различные формулировки термина «взаимодействие», мы считаем, что применительно
© Байбородова Л. В., Шитов А. В., 2017
к образовательному процессу взаимодействие -это процесс воздействия и взаимовлияния обучающихся друг на друга на основе совместной деятельности и межличностных контактов, способствующий достижению общих образовательных целей, формированию профессиональных компе-тентностей и развитию личностно значимых качеств.
В профессиональной организации имеются реальные возможности для совместной деятельности студентов при решении общих учебных задач, когда необходимы совместные усилия для их достижения. Поэтому, на наш взгляд, одной из важных задач образовательного процесса является стимулирование развития взаимодействия обучающихся в группе на основе сотрудничества и диалога при организации совместной учебной деятельности и общения. При таком взаимодействии успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал.
Г. А. Цукерман, обобщая проведенные исследования, отмечает следующие достоинства взаимодействия обучающихся в учебной деятельности:
— возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
— растут познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся;
— тратится меньше времени на формирование знаний и умений;
— меньше становится проблем с дисциплиной, обусловленных дефектами учебной мотивации;
— обучающиеся получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в образовательном учреждении;
— меняется характер взаимоотношений обучающихся;
— усиливается сплоченность группы, при этом самоуважение и взаимное уважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;
— обучающиеся приобретают важнейшие социальные навыки - такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
— педагог получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии обучающихся, уровень их подготовки, свойственные им темпы работы [5, с. 228].
Таким образом, взаимодействие обучающихся влияет не только на каждого из них, но и на успешность учебной деятельности. Совместная учебная деятельность представляет собой специфическую учебную ситуацию, которая должна отвечать требованиям общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником при согласованности действий всех субъектов, не простого сложения результатов отдельных действий, а получения общего результата. Перед группой обучающихся ставится задача, решить которую можно, только объединив усилия, при этом действия каждого отдельного обучающегося имеют общий для всей группы смысл. Влияние же взаимодействия на личностное развитие обучающихся заключается, прежде всего, в том, что у них вырабатывается умение оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с разных точек зрения, в зависимости от своей роли и функции в совместной деятельности [1].
За время обучения в колледже обучающиеся взаимодействуют не только внутри одной группы, но и с другими группами при организации различных мероприятий в колледже: торжеств, поздравлений, оказания помощи окружающим людям или для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков. Так называемые общие дела предоставляют большие возможности для взаимодействия обучающихся на всех этапах деятельности. В них могут участвовать все студенты, что способствует межколлективному и межвозрастному взаимодействию. Подготовка и проведение общих дел может сопровождаться формированием различных типов временных разновозрастных объединений, в которых, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляется преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности. Наиболее эффективными средствами, побуждающими студентов разных курсов ко взаимодействию, являются неформальная обстановка, отсутствие регламентации, свободный, добровольный выбор обучающимися видов и форм деятельности, проблемные ситуации, отражающие интересы и потребности учащихся, игровые и соревновательные элементы [1].
Нами было проведено исследование с целью выявления уровня развития взаимоотношений и взаимодействия в учебных группах Ярославского колледжа гостиничного и строительного сервиса. Общее число участников исследования - 229 человек: обучающиеся трех курсов четырех специальностей, а именно сварщик, мастер сухого
строительства, мастер по обработке цифровой информации, гостиничный сервис; обучающихся первого курса - 67 человек, второго - 78, третьего - 84 человека. Был использован комплекс диагностических методик, позволяющих определить уровень развития взаимодействия в группах: наблюдение, анкетирование, адаптированный вариант методики беседы А. Н. Лутошкина, адаптированная методика определения мотивов участия в делах группы О. В. Лишиной.
В результате мы зафиксировали следующие проблемы, характерные для значительной части обследуемых:
— отсутствие интереса к учению и к совместной внеурочной деятельность, познавательную пассивность;
— безразличие к результатам совместной деятельности, отсутствие реакции на успех другого обучающегося, желания оказать поддержку одно-группникам;
— насмешливое, негативное отношение к отдельным членам группы;
— непонимание и непринятие смысла общего дела, общения;
— малое количество активных диалогов, стремление поскорее завершить работу и уйти, не думая о результате.
В большинстве групп колледжа отмечается низкий уровень психологической близости, отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи. Это подтверждается тем, что обучающиеся в трудную минуту чаще обращаются за помощью к своим друзьям вне колледжа, а одногруппники обратят внимание и помогут только в том случае, если обучающийся сам об этом попросит или скажет педагог, а могут и вовсе отказать. Большая часть респондентов считает, что их коллектив находится на низком уровне развития и осознает необходимость повышения уровня сплоченности и улучшения взаимоотношений внутри группы. Результаты диагностики по методике А. Н. Лутошкина показали, что среди учащихся первого курса преобладает уровень «Песчаная россыпь», когда каждый в группе сам по себе (82 %). Обучающиеся второго курса преобладающим уровнем определили «Мерцающий маяк» -62 %. На третьем курсе отмечается незначительное повышение уровня развития коллектива. Об этом говорят следующие данные: 32 % учащихся отметили, что коллектив находится на уровне развития «Мягкая глина», чуть меньше учащихся охарактеризовали коллектив как «Мерцающий маяк» (30 %) и «Алый парус» (21 %).
Обобщая эти данные, делаем вывод о тенденции к повышению уровня развития коллектива с переходом с одного курса на другой, однако эта динамика незначительна. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения целенаправленной работы по развитию взаимодействия обучающихся с использованием возможностей учебного процесса и внеучебной деятельности, специальных педагогических средств (технологии, методы и формы работы), способствующих повышению уровня сплоченности группы, улучшению взаимоотношений, формированию взаимопонимания, готовности ко взаимопомощи в различных видах деятельности.
Констатирующий эксперимент позволил также определить экспериментальную и контрольную группы, схожие по возрасту учащихся, уровню развития взаимодействия студентов в группе. Была разработана и апробирована программа развития взаимодействия студентов в учебной и внеучебной деятельности.
В экспериментальной группе при проведении лекционных и семинарских занятий использовались эвристические беседы, диалог, диспут, коллективное обсуждение проблемных вопросов, групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, рефлексия и другие приемы, включающие учащихся в общение и диалог. Через дискуссионные методы мы добились развития у студентов умения слушать и принимать мнения друг друга, различные точки зрения.
На первом семинарском занятии обучающимся было предложено поучаствовать в разработке олимпиады по предмету «Охрана труда». Для этого на каждое семинарское занятие студенты могли подготовить по 1-2 вопроса по изучаемой теме. Задание носило необязательный характер, и в самом начале изучения дисциплины лишь 2 человека проявляли активность. Низкая активность была объяснена тем, что у студентов не было интереса к дисциплине. В то же время по мере проведения семинаров в активной, интересной форме число участвующих в подготовке олимпиады возросло. Это связано с тем, что вопросы можно было разрабатывать не индивидуально, а по подгруппам, что облегчало задачу студентов. Так, к концу изучения дисциплины мы отметили, что все студенты в той или иной форме приняли участие в этой деятельности и проявили инициативу участвовать в олимпиаде.
Каждое практическое (семинарское) занятие начиналось с беседы. За основу был взят диалог,
так как он создает благоприятные условия для сотрудничества и непринужденного взаимодействия. Эти беседы помогали совместно с учащимися определить цель и задачи урока, предстоящей совместной деятельности, что развивало познавательную мотивацию. Студенты постепенно были включены в процесс целеполага-ния, а педагог, ведя диалог и задавая наводящие вопросы, подводил учеников к их формулированию.
Основная часть занятия осуществлялась в виде групповой формы деятельности студентов. Обучающиеся на каждом семинаре разбивались на 5 подгрупп, которые формировались с помощью жеребьевки, как и при подготовке к лекциям: на листочках бумаги записывался номер группы, студент наугад вытаскивал листочек и занимал место в соответствующей группе студентов. В каждой подгруппе также выбирался консультант из числа самых успевающих студентов.
Приведем пример групповой работы, которая использовалась на занятиях: игра «Проверь меня, если сможешь». При этой игре группа обучающихся разбивается на 4 подгруппы. Две подгруппы задают по 5 вопросов друг другу. Далее организуется новый вариант взаимодействия этих подгрупп: 1-3 , 1-4, 2-3 , 2-4 и т. д. Одновременно в работе участвуют все обучающиеся. По итогам проведенной игры мы отметили, что коллективный ответ снимает стеснительность у студентов, каждый включается в работу, актуализируются знания, в то время как на обычных опросах студенты чаще всего отказываются отвечать, а собственного желания ответить нет практически ни у кого. Более сложным вариантом этой игры является внесение в нее дискуссионного элемента, когда ответ группы дополняется той группой, которая задавала вопрос, что стимулирует активность и отвечающих и задающих вопрос студентов. Так происходит обмен мнениями и информацией двух групп, что формирует и развивает умение слушать друг друга, принимать и учитывать суждение каждого, оказывать помощь и психологическую поддержку отвечающему.
На учебных занятиях использовались различные игровые методы и приемы, ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся осваивали различные коммуникативные роли и способы взаимодействия. Приведем примеры игровых форм.
Игра «Дебаты». Представитель от каждой группы выбирает конверт, где находит список заданий и время, которое можно потратить на их
решение. В конвертах записано по три вопроса: 1-й вопрос позволяет использовать знания по образцу, 2-й вопрос требует творческого применения знаний, 3-й вопрос - проблемный, требует рассмотрения с точки зрения «за» и «против». После обдумывания ответов начинается игра. Педагог сначала сам зачитывает ответ на первый вопрос, а затем и на второй, и если ни одна из групп не может его дополнить, то балл ни одной из них не присуждается. Третий, проблемный, вопрос, обсуждается коллективно: все, кто «за», объединяются, выдвигают общее мнение, все, кто «против», также объединяются и формулируют общее мнение. Так, в ходе обсуждения находится верное решение проблемы.
Игра «Найди ошибку». Проводится по знакомому студентам учебнику. Каждая группа получает задание написать текст из 5 предложений с ошибками по определенному разделу, при этом каждый из студентов подгруппы должен записать предложение. Далее группы обмениваются текстами и находят ошибки. Исправленными текстами снова обмениваются. Группы проверяют исправленные ошибки. На этом этапе пользоваться лекционными материалами и учебником запрещается.
Для развития взаимодействия студентов в основную часть семинара включались ролевые игры, игры-инсценировки, деловые игры, которые предполагали предварительную подготовку студентов по микрогруппам. Например, по теме «Воздействие электрического тока на организм человека. Первая помощь при поражении» на подготовку игры студентам отводилось до 5 дней. Прежде чем приступить к подготовке, педагог объяснил, что каждой подгруппе предстоит творческая деятельность, а в подгруппе должен быть не только автор идеи, но и те, кто будет воплощать ее. Чтобы студентам было легче разработать сюжет, им раздавались карточки с конкретной ролью, где определялся круг вопросов в соответствии с «должностными обязанностями», неисполнение которых может привести к трагическим последствиям - «катастрофам». Создается модель поведения группы рабочих на предприятии при различных чрезвычайных ситуациях. В большей степени нас интересовал не результат - «театрализованная постановка» с заученными диалогами и действиями, а процесс подготовки к ее реализации, общение обучающихся, их творческая деятельность. Для нас важным было то, что идея конкретного студента принимается и осуществляется на практике членами подгруппы, и, следователь-
но, все обучающихся могут быть вовлечены в творческую деятельность.
Мы отметили, что сама идея проведения семинара в виде ролевой игры, инсценировок была воспринята студентами очень позитивно. Например, была подготовлена игра по теме «Организация охраны труда на производстве». Основная задача работы всей группы - провести собрание трудового коллектива с участием коллектива предприятия или организации и органов надзора и контроля. Учебная группа разделена на пять учебно-творческих бригад (подгрупп): работники организации, работники предприятия, работники Федеральной инспекции труда Ярославской области, работники Государственного пожарного надзора Ярославской области, оценочная комиссия. Согласно ролевым функциям каждая учебно-творческая бригада занимается сбором, анализом и обработкой информации, разработкой проектов, оформлением необходимой документации. Студенты обобщают материал, составляют опорные схемы, таблицы, памятки и подобирают наглядный материал. Далее игра проводится таким образом, что выступающая группа осуществляет защиту проекта по организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятии, затем следует обсуждение проектов, проведение сравнительного анализа качества их подготовки. Студенты взаимно оценивают работу каждой подгруппы по предложенному проекту с учетом таких критериев, как оригинальность, коллективность разработки, аргументированность, яркость, убедительность выступающих, а самое главное - реалистичность и возможность использовать в настоящих условиях труда.
Деятельность подгрупп осуществлялась следующим образом: сначала каждый работает самостоятельно, делает выписки, записывает свои идеи, набрасывает план-схемы, а затем следует коллективное обсуждение, составление конспекта, общей схемы, таблицы и т. п.
Изучение дисциплины «Охрана труда» завершается зачетом. Зачет проводился также с использованием групповой работы. В каждой группе выбирался консультант по итогам работы на занятиях, то есть самые успевающие студенты. Консультанты помогали педагогу в проведении зачета, который включал две части: оценку знания студентов по теоретическим вопросам и решение производственной задачи «Расследование несчастного случая на производстве». Опрос в каждой подгруппе проводился консультантом под руководством педагога. Итоговую оценку ста-
вил педагог после обсуждения результатов с каждым из консультантов группы.
Использование различных педагогических средств, интерактивных методов обучения на семинарских занятиях позволило не только повысить интерес к учебному процессу, обобщить и закрепить знания, но и развить навыки взаимодействия обучающихся.
Развитие взаимодействия обучающихся также осуществлялось в процессе организации их внеурочной деятельности. Поскольку в некоторых внеурочных мероприятиях принимали участие не только члены одной группы, но и обучающиеся всего колледжа, то развивались связи студентов различных групп, с представителями других организаций и культурно-просветительных учреждений. Мы инициировали создание временных студенческих объединений с целью развития взаимодействия, создания условий для общения обучающихся между собой и с педагогами. Студенты объединялись в микрогруппы в различных вариантах.
В экспериментальной группе нами был организован кружок «Художественная сварка». Основная цель создания этого кружка - организация свободного времени студентов, раскрытие дополнительных возможностей для взаимодействия и общения, а также углубления и расширения знаний и умений в области сварочного дела.
Студентам группы было предложено посещать дополнительные занятия по сварке, но обучающиеся сначала проигнорировали это предложение. Через некоторое время мы повторили предложение, озвучив название кружка, точнее формы проведения дополнительных занятий - «кружок», а не обязательное занятие, что позволило привлечь несколько студентов (3 человека), с которыми и началась работа. Отметим, что эти студенты являются преуспевающими в учебном процессе, их объединил познавательный интерес. Далее по мере проведения занятий кружка и представления его результатов на учебных занятиях в группе удалось привлечь еще нескольких обучающихся, число которых увеличилось до 12 человек (25 -общее количество студентов группы). Также нами было введено правило, что любой студент группы может придти, поучаствовать или посмотреть на работу кружка. К концу учебного года почти каждый студент в той или иной мере принял участие в деятельности этого объединения. Отметим, что работа кружка проводилась параллельно с обучением студентов дисциплине «Охрана труда» с использованием педагогических средств
развития взаимодействия студентов. На наш взгляд, именно это и повлияло на включение большего числа студентов в кружок «за компанию».
В процессе совместной деятельности у студентов возникали споры, конфликты из-за оборудования, последовательности действий. Педагог проводил разъяснительную работу, учил правильно реагировать на критику, принимать и выслушивать мнение друг друга. Результаты творческой деятельности демонстрировались всем членам группы, осуществлялся их анализ, давалась оценка работе. Параллельно с этим отмечались и приобретенные навыки взаимодействия. Студенты отметили, что занятия в кружке им нравятся больше, чем изучение основ теории и практики на обычных занятиях. Посещение кружка рассматривалось ими как возможность создать что-то новое и необычное.
Развитию взаимодействия студентов также способствовало создание временного объединения студентов по разработке и реализации плана Недели охраны труда в колледже, волонтерское объединение, творческая разновозрастная группа по выпуску газеты.
В рамках исследования нами проведено несколько кураторских часов, направленных на организацию совместной внеурочной деятельности учащихся. Были подготовлены кураторские часы с использованием тренинга по формированию коммуникативных умений.
Использование различных способов совместной деятельности студентов во внеучебное время позволило им совершенствовать навыки, приобретенные на занятиях: осознавать и принимать общность цели и способы ее достижения, совместно решать поставленные задачи, использовать различные типы общения и взаимодействия, учитывать и принимать мнение товарищей, развивать продуктивное межличностное взаимодействие и взаимоотношения.
Изменения в студенческой группе были отмечены по ходу проведения формирующего эксперимента в процессе наших наблюдений. Особенно важным стало появление желания у значительной части студентов самореализоваться в учебной деятельности профессиональной направленности, что способствует формированию их стремления к самореализации в профессиональной трудовой деятельности.
Для изучения результатов опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика. Мы установили, что уро-
вень развития коллектива и в экспериментальной группе, и в контрольной группе повысился. Однако в экспериментальной группе низкий уровень развития до формирующего эксперимента отметили 80 % студентов, а после - 52 %, в то время как в контрольной группе - соответственно 78 % и 70 %. Сравнивая данные диагностики, мы отметили, что в экспериментальной группе произошли более значительные изменения, а коллектив контрольной группы, развиваясь спонтанно, остается на более низком уровне развития. В экспериментальной группе установились дружеские отношения между студентами, появился общий интерес и желание общаться во внеурочное время. Деятельность кружка по художественной сварке положительно повлияла на эмоциональную привлекательность и ценность будущей профессии. В то время как в контрольной группе мы наблюдаем некоторое снижение привлекательности профессии.
В результате анализа экспериментальной работы нами было отмечено, что для формирования навыков взаимодействия на учебных занятиях оптимальным является использование групповых форм работы. Использование различных педагогических средств развития взаимодействия на учебных занятиях оказало положительное влияние на качество усвоения учебной программы по изученной дисциплине «Охрана труда». По итогам изучения данной дисциплины в экспериментальной группе удовлетворительную отметку имели 20 %, а в контрольной - 49 % студентов. Мы убедились, что использование разнообразных педагогических средств, способствующих развитию взаимодействия, позволило активизировать процесс обучения и достигнуть более высоких образовательных результатов.
Обобщая полученные результаты, мы можем констатировать, что почти все студенты экспериментальной группы
— осознали необходимость организации взаимодействия друг с другом на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, его полезность для успешного обучения;
— отмечают ведущую роль педагога в организации и регулировании взаимодействия студентов на учебных занятиях, а также осознают личную ответственность в совместной работе;
— рассматривают общение, уважительное отношение друг к другу, дружеские взаимоотношения как факторы, влияющий на развитие студентов;
— понимают необходимость овладения навыками взаимодействия с целью дальнейшего применения этого опыта в профессиональной деятельности при общении с коллегами и другими людьми;
— отмечают, что использование педагогических средств развития взаимодействия на учебных занятиях и специально организованная совместная внеучебная деятельность способствуют формированию положительной мотивации к обучению и качественной профессиональной подготовке.
Таким образом, полученные в результате опытно-экспериментальной деятельности данные подтвердили, что включение групповой формы работы в учебный процесс, а также использование разнообразных педагогических средств организации взаимодействия обучающихся во внеучебное время способствуют развитию отношений между участниками педагогического процесса, повышая результаты обучения и воспитания будущих специалистов.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. -319 с.
2. Байбородова, Л. В. Организация групповой работы в учебном коллективе [Текст] / Л. В. Байбородова, С. В. Данданова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 75-83.
3. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 58-72.
4. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. -415с.
5. Цукерман, Г. А. Виды общения и обучения [Текст] / Г. А. Цукерман. - Томск : Пеленг, 1993. -268 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Teorija, metodika i praktika vzaimodejstvija v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst] : monografija / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2007. - 319 s.
2. Bajborodova, L. V Organizacija gruppovoj raboty v uchebnom kollektive [Tekst] / L. V Bajborodova, S. V. Dandanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2016. - № 6. - S. 75-83.
3. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V Organizacija vospitatel'nogo processa v shkole [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb, zavedenij / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova. - M. : VLADOS, 2001. - S. 58-72.
4. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V Teorija i metodika vospitanija [Tekst] : uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2012. - 415s.
5. Cukerman, G. A. Vidy obshhenija i obuchenija [Tekst] / G. A. Cukerman. - Tomsk : Peleng, 1993. -268 s.