Научная статья на тему 'Педагогические средства формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни'

Педагогические средства формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / студенты / ценностная ориентация / педагогические средства / педагогические условия / health / healthy lifestyle / students / value attitude / pedagogical means / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цакаева Хеда Баудиновна

Формирование ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ входит в число приоритетов воспитательной работы с молодежью. Однако, в студенческом возрасте здоровье зачастую рассматривается как инструмент обеспечения внешней привлекательности, возможность повышения личностной успешности и применяется несистемно. Поэтому появляется необходимость в определении педагогических средств, которые бы оказали влияние на формирование у студентов устойчивой ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Роль таких средств в статье выполняют педагогические условия: применение ментальных техник и упражнений для повышения физического и интеллектуального благополучия студентов; использование практики кураторских часов для формирования у студентов положительного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей; формирование у студентов витальных потребностей на основе эмоционально-психологических, коммуникативных и профессиональных мотивов. Будучи примененными в комплексе, они образуют систему педагогического содействия студентам в осуществлении деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цакаева Хеда Баудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING STUDENTS’ VALUE ATTITUDE TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

The formation of a value attitude towards health and a healthy lifestyle is among the priorities of educational work with young people. However, at the student age, health is often seen as a tool to ensure external attractiveness, the possibility of increasing personal success and is applied unsystematically. Therefore, there is a need to identify pedagogical tools that would have an impact on the formation of students’ stable value attitude to health and healthy lifestyles. The role of such means in the article are pedagogical conditions: the use of mental techniques and exercises to improve the physical and intellectual well-being of students; the use of the practice of curatorial hours to form in students a positive attitude towards their own health and the health of others; the formation of students vital needs based on emotional and psychological, communication and professional motives. When applied in combination, these means form a system of pedagogical assistance to students in the implementation of activities to maintain and promote health.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни»

Педагогические средства формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни

Цакаева Хеда Баудиновна,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Чеченского государственного университета E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

Формирование ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ входит в число приоритетов воспитательной работы с молодежью. Однако, в студенческом возрасте здоровье зачастую рассматривается как инструмент обеспечения внешней привлекательности, возможность повышения личностной успешности и применяется несистемно. Поэтому появляется необходимость в определении педагогических средств, которые бы оказали влияние на формирование у студентов устойчивой ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Роль таких средств в статье выполняют педагогические условия: применение ментальных техник и упражнений для повышения физического и интеллектуального благополучия студентов; использование практики кураторских часов для формирования у студентов положительного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей; формирование у студентов витальных потребностей на основе эмоционально-психологических, коммуникативных и профессиональных мотивов. Будучи примененными в комплексе, они образуют систему педагогического содействия студентам в осуществлении деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты, ценностная ориентация, педагогические средства, педагогические условия.

о с

U

см о см со

Одним из определяющих признаков благополучия общества является здоровье его членов, а также их направленность на осуществление здорового образа жизни. Очевидным также является утверждение о том, что значимость здоровья понимается и осознается практически каждым человеком, но далеко не всегда здоровый образ жизни определяет основу его ценностного ряда. Как правило, здоровье получает статус ценности, когда у человека появляются определенного рода проблемы. При этом многочисленные статистические данные указывают на ухудшение состояния здоровья россиян, появление многих заболеваний в более раннем возраста, что объясняется нес-формированностью у большинства людей и, прежде всего, у молодого поколения направленности на долголетние и продление своей жизни. Поэтому формирование ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни должно входить в число приоритетов воспитательной работы с молодежью. Юношеский возраст является благоприятным этапом для осуществление системных профилактических воздействий и формирования ценностной структуры личности. На этом основании можно говорить о возможности и необходимости формирования у студентов вуза ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Условия профессиональной подготовки в вузе являются влиятельными в плане осуществления комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья студентов. Однако появляется необходимость в определении и обосновании их педагогического потенциала в формировании указанной ценностной ориентации. Поэтому цель настоящей статьи заключается в разработке педагогических средств формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Методологическую основу исследования образуют положения аксиологического подхода, который позволяет анализировать цели, содержание и характер деятельности по сохранению и укреплению здоровья студентов. Руководствуясь исследованиями В.П. Барышкова [1], Д.А. Леонтьева [2] и Г.Н. Чижаковой [4], можно утверждать, что предметом аксиологического подхода может выступать целостный комплекс жизненно важных ценностей, способных существенно обогатить предстоящую профессиональную деятельность. Принципиально важное значение уделяется развитию у студентов желания осваивать жизненно важные ценности и соотносить в соответствии с этим свою учебно-профессиональную деятельность. На этом основании ценностная ориента-

ция на здоровье и здоровый образ жизни определяется как смысловая направленность студентов на сохранение и улучшение показателей психофизического состояния, формирования и развития соответствующих социальных умений и духовных убеждений. Для этого студентам необходимо освоить целый комплекс конструктивных жизненных установок, выработать положительное отношение к своему организму и придерживаться активно-деятельностных форм поведения, которые оказывают непосредственное влияние на социальную успешность личности.

В научной литературе обсуждаются различные подходы, точки зрения и стратегии становления, формирования и развития у молодежи ценностей здоровья и здорового образа жизни. Учитывая то обстоятельство, что педагогические условия, по словам Н.В. Ипполитовой, несут в себе вполне определенные возможности конкретной образовательной среды и обладают направленным действием на функционирование исследуемой педагогической системы [4, с. 11], можно их считать в качестве соответствующих педагогических средств. Соответственно, их определение и обоснование будет свидетельствовать о достижении поставленной в настоящей статье цели.

Интересным с практической точки зрения представляется исследование О.О. Мартыненко и О.А. Коротиной [6]. Ими, в частности, установлено отсутствие каких-либо статистически значимых различных в ценностных ориентациях студентов различных вузов. Различия в ценностных ориента-циях ими установлены у студентов, обучающихся по профессиональным образовательных программам в области здравоохранения и юриспруденции. Если в первом случае у студентов доминируют ценности, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, то во втором случае в ценностном ряду студентов присутствует направленность на карьерный рост [5, с. 28]. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что ценности здоровья и здорового образа жизни важно и необходимо развивать у всех студентов, независимо от их специализации в профессиональной сфере. При этом отсутствуют каких-либо принципиальные различия в используемых педагогических средствах. Формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни важно представлять как целостный и непрерывно осуществляющийся процесс, которым следует управлять.

Определяя наиболее эффективные способы ориентации студентов на здоровый образ жизни, С.С. Аганов, С.С. Семенова и А.П. Стрижков указывают на четыре группы соответствующих ценностей: абсолютные или общечеловеческие, «предпочитаемые», материальные и духовные, индивидуальные [6, с. 11-12]. В первую группу они относят ценности, которые обладают наибольшей значимостью и весом для студентов и находят выражение в таких характеристиках, как семейный статус, хорошее здоровье, интеллект, коммуникация, внешние данные и т.п. К числу предпочитаемых ценно-

стей ими отнесены пропорциональное конституционное развитие, физическая подготовка, общественный статус. Третья группа ценностей, сформированная ими по результатам обследования студентов, обладает высокой мерой неоднородности и включает в себя и духовные, и материальные ценности. Например, они говорят о профессиональном мастерстве, авторитете студента, его удовлетворенности своей учебно-профессиональной и осуществляемой физкультурно-спортивной деятельностью и т.д. Четвертую группу ценностей они связывают с индивидуальными особенностями и проявлениями студентов. В частности, было показано, что в эту группы студенты относят ценности, которые определяются их личными увлечениями и установками.

С.С. Аганов, С.С. Семенова и А.П. Стрижков специально подчеркивают, что основным инструментом формирования у студентов ценностной здорового образа жизни является физкультурно-спортивная деятельность. Именно в этой деятельности у студентов формируются практические умения и способы деятельности, которые в дальнейшем трансформируются в убеждения. Ценно то, что такого рода практические убеждения основываются не только на знаниях студентов, но и на лежащем в их основе практическом смысле.

С.А. Мухина и И.С. Зимина исследуют структуру ценностных ориентаций современных студентов на здоровье. При этом они опираются на базовые критерии, которые определяют осуществление здорового образа жизни. В качестве главной особенности деятельности по сохранению и укреплению здоровья называется создание мотиваци-онной среды, которая побуждает студентов вести здоровый образ жизни и наращивать свой здоро-вьесберегающий потенциал [7, с. 40]. Обоснованным можно считать мнение авторов относительно того, что в современной вузовской практике здо-ровьесберегающие технологии не получили широкого распространения, важен поиск новых форм и нового содержания для развития здоровой личности [7, с. 41].

Согласно исследованию Ш.Ш. Давлетшина, для студенческой молодежи характерно в целом положительное отношение к физкультурно-спортивным занятиям. Однако, интересы к их осуществлению и активной двигательной деятельности у большинства студентов сформированы на недостаточно уровне. Автор вполне обоснованно утверждает, что направленность на физкультурно-спортивную деятельность у современной молодежи должна позиционироваться в качестве привычки, наравне с такими формами свободной деятельности, как «чтение, посещение театров, кино, музеев, прослушивание музыки» [8, с. 182]. В качестве условий повышения эффективности педагогической работы он называет осмысленное осуществлением студентами своего участия в физкультурно-спортивной деятельности. Поскольку основным видом деятельности студентов выступает учебная деятельность, то вопросы

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

формирования ценностной здоровья и здорового образа жизни, по мнению автора, должны быть органически включены в содержания образовательного процесса в вузе.

Анализируя ценностные ориентации студентов вуза к здорового образу жизни, а также формы проведения досуга, А.В. Красуля определяет ряд мероприятий, который нацелены на их вовлечение в спортивно-массовую деятельность. При этом автор делает особый акцент на пропаганду физической культуры, взаимосвязь занятий физической культурой и заботы о физическом состоянии, формирование мотивации к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности за счет повышения осведомленности студентов в части использования методов и средств поддержания здоровья [9, с. 84-86]. Следует поддержать предложения автора, прежде всего, в части осуществления пропагандисткой и разъяснительной работы среди студентами. Подобная практика должна поддерживаться активным практическим вовлечением студентов в различные формы и виды физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме того, эффективность применения форм, методов и средств поддержания здоровья значительно возрастает в случае, когда студенты понимают их функциональное назначение, возможности и условия применения. Поэтому важно не только вовлекать студентов в активные формы физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, но и проводить среди них просветительскую работу. Это опять же представляется возможным при использовании ресурсов образовательного процесса в вузе.

С.Г. Добротворская определяет организационно-методические условия, которые способствуют повышению эффективности педагогической работы в вузе по ориентации студентов на здоровый образ жизни. В числе предлагаемых ею условий мы бы особо выделили установки, ориентирующие всех субъектов воспитательного процесса в вузе на духовное саморазвитие. Это становится возможным, по ее мнению, при создании «высоконравственной образовательно-воспитательной среды» [10, с. 30]. Как справедливо подчеркивает автор, задача преподавателей вуза заключается в том, чтобы содействовать студентам в смещении ценности здоровья на приоритетные позиции в личностной структуре студентов. Для этого могут активно применяться имеющиеся в распоряжении вуза средства массовой информации. Ею также предлагается вовлечение студентов в проектную и научно-исследовательскую деятельность, непосредственно связанную с изучением проблем организации и ведения здорового образа жизни. Можно полностью поддержать предложение С.Г. Добротворской о необходимости побу-5 ждать студентов публиковать наиболее интерес-g ные статьи, репортажи и иные материала по ре-S зультатам проведенных исследований. ° Высокую педагогическую ценностью пред-g ставляет предложение С.Г. Добротворской о со-

здание объединений студентов, которые интересуются различными аспектами здорового образа жизни, самооздоровления, пропаганды здоровья среди населения. Ведущую роль в этой деятельности может выполнять студенческий актив [10, с. 30]. Представляется важным и перспективным указание автора на необходимость предотвращения чрезмерных учебных перегрузок и стрессов у студентов, поскольку они могут оказать дестабилизирующее влияние на всю создаваемую в вузе педагогическую систему формирования здоровья и здорового образа жизни.

Итак, проведенный анализ научных источников показал, предлагаемые педагогические средства отличаются направленностью и стимулирующим влиянием на осуществление процесса формирования у студентов ценностей здоровья и здорового образа жизни. Кроме того, они обладают потенциальной возможность изменять протекания данного процесса и обеспечивать его позитивную динамику.

На этом основании нами выделен ряд педагогических условий, которые могут обеспечить дальнейшее повышение эффективности педагогической работы по формированию у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Прежде всего, укажем на то, что ценностную ориентацию на здоровье и здоровый образ жизни мы связываем со смысловой направленностью студентов на сохранение и развитие целостного комплекса психофизиологических и социально-педагогических характеристик своей личности. В их числе психофизиологическое состояние, совокупность социальных умений и духовных убеждений. Причем нами подчеркивается возможность их формирования и развития посредством овладения студентами конструктивными жизненными установками, выработкой позитивного отношения к своему здоровью. Важно место здесь занимают рациональные активно-деятельностные формы поведения, которые непосредственным образом оказывают влияние на личностную успешность студентов. В качестве структурных компонентов исследуемой ценностной ориентации нами выбрана совокупность ценностей, которые определяют знаниевый, отно-шенческий, ресурсный и поведенческий аспекты и, как нетрудно видеть, соотносятся с интеллектуальным, социальным, духовным, психологическим и физическим здоровьем. Такое структурирование является устойчивым основанием для определения педагогических условий формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Учитывая знаниевый аспект ценностной ориентации, важно говорить об активизации когнитивной сферы студентов, которая, как известно, наиболее успешно осуществляется с использованием ресурсов учебной и внеучебной деятельности. Большим педагогическим потенциалом в этом отношении обладают специальные курсы по выбору студентов, разрабатываемые по про-

блематике здоровья и здорового образа жизни. Нельзя недооценивать возможности интеллектуальных разминок, которые могут применяться для повышения продуктивности интеллектуальной деятельности студентов. Такие разминки важны с точки зрения активизации высших психических функций студентов (памяти, внимания, мышления), которые задают основу любой интеллектуальной или физической деятельности. В научной литературе обсуждаются различные стратегии и модели активизации интеллектуальной деятельности личности: обогащение ментального опыта [11], стимуляция интеллектуальности активности [12], гигиеническая оценка напряженности умственной деятельности [13.]. Интересными представляются предложения относительно использования ментальных техник для активизации интеллектуальной деятельности и профилактики когнитивных перегрузок [14]. В исследованиях убедительно обосновывается позитивная роль ментальных техник на физические и интеллектуальные характеристики личности. На этом основании следует говорить о возможности применения ментальных техник и упражнений для повышения физического и интеллектуального благополучия студентов. Реализация данного педагогического условия обеспечивается за счет использования дыхательных, визуальных и двигательных разминок, которые способствуют повышению показателей высших психических функций у студентов. Такие техники не является затратными и могут быть легко применены в процессе учебной и внеучебной деятельности. Особую ценность такие интеллектуальные разминки представляют на этапе подготовки студентов к ответственным мероприятиям

Отношенческий и духовный аспект ценностной ориентации подчеркивает важность межличностных отношений студентов для обеспечения их социального здоровья. Речь, конечно же, идет об установлении конструктивных межличностных отношений. Для этого применяются самые разные педагогические стратегии: налаживание взаимодействия между студентами, демонстрация преподавателем собственных примеров сохранения и укрепления своего здоровья, забота о здоровье близких людей. Реализация такого рода стратегий может осуществляться с использованием различных педагогических средств. Например, большую педагогическую ценность представляют кураторские часы, которые могут включать беседы о нравственности, здоровье и здоровом образе жизни. Здесь могут проводится тренинговые упражнения, обсуждаться различные сложившиеся в реальной практике ситуации. В частности, Б.Р. Мандель показывает возможности кураторских часов в воспитании у студентов социальной ответственности, формировании потребности осуществлять здоровый образ жизни, развитии стремлении стать хорошим членом будущей семьи [15]. Развивая данные выводы, мы считаем возможным использовать практику кураторских часов для форми-

рования у студентов положительного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей. В сущности, такая педагогическая работа обладает значительным потенциалом для совершенствования духовно-нравственных качеств студентов, развития у них желания и готовности проявлять заботу о собственном здоровье и здоровье ближайшего окружения.

В плане формирования исследуемой ценностной ориентации важное внимание должно уделяться развитию личностных ресурсов студентов. В научной литературе в этом плане обсуждается целый комплекс мер и мероприятий, в частности, включающих профилактику вредных привычек, активизацию волевых качеств, соблюдение принципов осуществления здорового образа жизни [16 и др.]. Следует согласиться с исследователями в том, что эффективность осуществления указанных и некоторых других мероприятий по развития личностных ресурсов значительно повысится при наличии у студентов доминирующих мотивов к ведению здорового образа жизни. Опять же можно говорить о многообразии исследований, в которых выявляются внутренние и внешние факторы, обусловливающие здоровьесохраняющее и здо-ровьесберегающее поведение студентов. На этой основе нами выделены еще одно педагогическое условие, связанное с формированием у студентов витальных потребностей на основе эмоционально-психологических, коммуникативных и профессиональных мотивов. Мы полагаем, что на основе выявления мотивационно-го ядра личности можно осуществлять системную и выверенную работу по формированию витальных потребностей студентов.

Разработанные педагогические средства формирования у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни проходили эмпирическую проверку в процессе профессиональной подготовки студентов Чеченского государственного университета. Предложенная нами методика показала свою высокую эффективность и была рекомендована для использования в учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, нами обосновано положение о том, что роль педагогических средств в формировании у студентов ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни могут успешно выполнять педагогические условия. В таком случае появляется возможность говорить о системе педагогического содействия студентам в осуществлении деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Учитывая принятые за основу толкование ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни и ее структурный план, нами предложены следующие педагогические условия: применение ментальных техник и упражнений для повышения физического и интеллектуального благополучия студентов; использование практики кураторских часов для формирования у студентов положительного отношения как

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

CJ

см со

к собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей; формирование у студентов витальных потребностей на основе эмоционально-психологических, коммуникативных и профессиональных мотивов.

Литература

1. Барышков, В.П. Аксиология: Учебное пособие / В.П. Барышков. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 65 с.

2. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д.А. Леонтьев // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - № 51 (7). - С. 16-21.

3. Чижакова, Г.И. Аксиология профессионально-педагогического образования / Г.И. Чижакова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). - С. 46-55.

4. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and professional education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

5. Аганов, С.С. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их реализация в физкультурно-спортивной деятельности / С.С. Аганов, С.С. Семенова, А.П. Стрижков // Ученые записки университета Лесгафта. -2018. - № 4 (158). - С. 11-15.

6. Мартыненко, О.О. Ценностные ориентации студенческой молодежи / О.О. Мартыненко, О.А. Коротина // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 22-29.

7. Мухина, С.А. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов / С.А. Мухина, И.С. Зимина // Вестник Марийского государственного университета. - 2014. - № 3 (15). - С. 38-41.

8. Давлетшин, Ш.Ш. Образ жизни и здоровье студентов как целевые ориентиры физической культуры / Ш.Ш. Давлетшин // Вестник Баш-кирск. ун-та. - 2008. - № 1. - С. 180-183.

9. Красуля, А.В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре и спорту / А.В. Красуля // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2002. - № 8. - С. 80-86.

10. Добротворская, С.Г. Организационно-методические условия ориентации студентов на здоровый образ жизни / С.Г. Добротвор-ская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 28-30.

11. Мусийчук, М.В. Современные модели развивающего обучения как интеллектуальная активность на основе ментального опыта / М.В. Мусийчук, Р.В. Пуэнтес, Л.Г. Гусева // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - № 2 (1 (7)). - С. 15-21.

12. Кузнецов, О.Ю. Физиологические основы стимуляции активности интеллектуальной деятельности студентов средствами физического воспитания / О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова // Известия Тульского государственного универ-

ситета. Гуманитарные науки. - 2013. - № (1). -С. 357-362.

13. Байгужин, П.А. Гигиеническая оценка напряженности умственного труда студентов в ситуации тестирования теоретической подготовленности / П.А. Байгужин // Человек. Спорт. Медицина. - 2011. - № (39 (256)). - С. 16-18.

14. Доржиева, Л.Г. Интеллект и здоровье: валео-логические и культурные подходы / Л.Г. Дор-жиева // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2017. - № (4). - С. 124-128.

15. Мандель, Б.Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания / Б.Р. Мандель // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 4 (12). - С. 29-36.

16. Чапкович, Ж.А. Социально-профессиональное ориентирование студентов в процессе физического воспитания / Ж.А. Чапкович // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 2 (30). - С. 140-148.

PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

Tsakaeva Kh.B.

Chechen State University

The formation of a value attitude towards health and a healthy lifestyle is among the priorities of educational work with young people. However, at the student age, health is often seen as a tool to ensure external attractiveness, the possibility of increasing personal success and is applied unsystematically. Therefore, there is a need to identify pedagogical tools that would have an impact on the formation of students' stable value attitude to health and healthy lifestyles. The role of such means in the article are pedagogical conditions: the use of mental techniques and exercises to improve the physical and intellectual well-being of students; the use of the practice of curatorial hours to form in students a positive attitude towards their own health and the health of others; the formation of students vital needs based on emotional and psychological, communication and professional motives. When applied in combination, these means form a system of pedagogical assistance to students in the implementation of activities to maintain and promote health.

Keywords: health, healthy lifestyle, students, value attitude, pedagogical means, pedagogical conditions.

References

1. Baryshkov V.P. Axiology: Textbook, Saratov: Publishing Center "Nauka", 2009, 65 p.

2. Leontiev D.A. Spirituality, self-regulation and values, Proceedings of the Southern Federal University. Technical Sciences, 2005, No. 51 (7), pp. 16-21.

3. Chizhakova G.I. Axiology of professional and pedagogical education, Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2013, No. 2 (24), pp. 46-55.

4. Ippolitova N., Sterkhova N. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification, General and professional education, 2012, No. 1, pp. 8-14.

5. Aganov S.S., Semenova S.S., Strizhkov A.P. Value orientations of students on a healthy way of life and their realization in physical culture and sports activity, Scientific Notes of Lesgaft University, 2018, No. 4 (158), pp. 11-15.

6. Martynenko O.O., Korotina O.A. Value orientations of student youth, Higher Education in Russia, 2016, No. 8-9, pp. 22-29.

7. Mukhina S.A., Zimina I.S. Health in the system of value orientations of students, Bulletin of Mari State University, 2014, No. 3 (15), pp. 38-41.

8. Davletshin Sh. Sh., Lifestyle and health of students as target reference points of physical culture, Bulletin of Bashkir University, 2008, No. 1, pp. 180-183.

9. Krasulia A.V. Value orientations and attitude of modern students to physical culture and sports, Physical education of students of creative specialties, 2002, No. 8, pp. 80-86.

10. Dobrotvorskaya S.G. Organizational and methodological conditions of students' orientation on a healthy lifestyle, Theory and practice of physical culture, 2016, No. 9, pp. 28-30.

11. Musiychuk M.V., Puentes R.V., Guseva L.G. Modern models of developmental learning as intellectual activity based on mental experience, Scientific result. Pedagogy and psychology of education, 2016, No. 2 (1 (7)), pp. 15-21.

12. Kuznetsov O.Y., Petrova G.S. Physiological bases of stimulation of activity of intellectual activity of students by means of

physical education, Proceedings of Tula State University. Humanities, 2013, No. (1), pp. 357-362.

13. Baiguzhin P.A. Hygienic assessment of mental tension of students in the situation of testing theoretical fitness, Man. Sports. Medicine, 2011, No. (39 (256)). - pp. 16-18.

14. Dorzhieva L.G. Intellect and health: valeological and cultural approaches, Bulletin of the Buryat State University. Pedagogy. Philology. Philosophy, 2017, No. (4), pp. 124-128.

15. Mandel B.R. Curatorship: the search for meaning and justification, Professional Education in Russia and abroad, 2013, No. 4 (12), pp. 29-36.

16. Chapkovich J.A. Socio-professional orientation of students in the process of physical education, Professional Education in Russia and abroad, 2018, No. 2 (30), pp. 140-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.