Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТАМ УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТАМ УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / UNIVERSITY STUDENTS / FORMING POSITIVE ATTITUDE / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цакаева Хеда Баудиновна

Здоровье человека в современных условиях развития общества находится в центре внимания мирового сообщества. Однако согласно исследованиям Росстата только 12% россиян ведут здоровый образ жизни. В связи с этим в данной статье указывается на важность выстраивания процесса формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у населения. Отмечается, что эффективность такого процесса будет значительно выше, если его осуществлять путем профессиональной подготовки студентов университета через педагогическое содействие. Поэтому цель статьи заключается в описании педагогических условий осуществления содействия студентам в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. На основе теоретического исследования научных источников были определены педагогические условия такого содействия. Они связаны с выстраиванием личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента, вовлечением их в двигательную активность и проявлением мировоззренческих убеждений студентов по вопросу здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цакаева Хеда Баудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ASSISTANCE TO UNIVERSITY STUDENTS IN FORMING POSITIVE ATTITUDE TOWARDS HEALTHY LIFESTYLE

Human health in the modern conditions of development of society is in the focus of attention of the world community. However, according to Russian Federal State Statistics Service studies, only 12% of Russians lead a healthy lifestyle. It is important to build a process of value-based health and healthy lifestyles among the population. The effectiveness of such a process would be greatly increased if it were implementedby training university students through pedagogical assistance. Therefore, the purpose of the article is to describe the pedagogical conditions for the implementation of assistance to students in forming positive attitude towards healthy lifestyle. Based on a theoretical study of scientific sources, the pedagogical conditions for such assistance were determined. Such conditions are connected with the formation of personality-oriented interaction between a teacher and a student, their involvement in physical activity and manifestation of students’ views on the issue of public health.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТАМ УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-126-131

УДК 378.147

ББК 74.480.26+74.005.5

Х.Б. Цакаева

(Чеченский государственный университет, Чеченская республика, г. Грозный, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТАМ УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье человека в современных условиях развития общества находится в центре внимания мирового сообщества. Однако согласно исследованиям Росстата только 12% россиян ведут здоровый образ жизни. В связи с этим в данной статье указывается на важность выстраивания процесса формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у населения. Отмечается, что эффективность такого процесса будет значительно выше, если его осуществлять путем профессиональной подготовки студентов университета через педагогическое содействие. Поэтому цель статьи заключается в описании педагогических условий осуществления содействия студентам в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. На основе теоретического исследования научных источников были определены педагогические условия такого содействия. Они связаны с выстраиванием личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента, вовлечением их в двигательную активность и проявлением мировоззренческих убеждений студентов по вопросу здоровья населения.

Ключевые слова: педагогические условия, педагогическое содействие, студенты университета, ценностные ориентации на здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, мировоззрение.

H.B. Tsakaeva

(Chechnya State University, Chechen Republic, Grozny, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ASSISTANCE TO UNIVERSITY STUDENTS IN FORMING POSITIVE ATTITUDE TOWARDS HEALTHY LIFESTYLE

Human health in the modern conditions of development of society is in the focus of S attention of the world community. However, according to Russian Federal State Statistics ! Service studies, only 12% of Russians lead a healthy lifestyle. It is important to build a process of value-based health and healthy lifestyles among the population. The >< effectiveness of such a process would be greatly increased if it were implemented

by training university students through pedagogical assistance. Therefore, the purpose of the article is to describe the pedagogical conditions for the implementation of assistance to students in forming positive attitude towards healthy lifestyle. Based on a theoretical study of scientific sources, the pedagogical conditions for such assistance were determined. Such conditions are connected with the formation of personality-oriented interaction between a teacher and a student, their involvement in physical activity and manifestation of students' views on the issue ofpublic health.

Keywords: pedagogical conditions, pedagogical assistance, university students, forming positive attitude, healthy lifestyle, physical culture, worldview.

Здоровье человека испокон веков выступало в качестве базовой жизненной ценности. Здоровый образ жизни на современном этапе является приоритетным для большинства категорий населения. Однако не всеми он соблюдается. К сожалению, не смотря на развитие различных биотехнологий, повышение уровня жизни состояние здоровья населения оставляет желать лучшего. Росстатом России было определено пять показателей, согласно которым характеризуется здоровый образ жизни:

- отсутствие курения;

- ежедневное потребление овощей и фруктов (не менее 400 г.);

- физическая активность (не менее 75 или 150 минут физической нагрузки в неделю в зависимости от ее интенсивности);

- нормальное потребление соли (не выше 5 г в сутки);

- употребление алкоголя в незначительных количествах (не более 168 г чистого спирта в неделю для мужчин и не более 84 г для женщин) [5]. Проводя исследование по данным показателям в 2019 году, Росстат определил число россиян, ведущих здоровый образ жизни. Он составил всего 12% от всего населения нашей страны [7].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что основное население России не ведет здоровый образ жизни. Это может быть связано с несформированной ценностью здорового образа жизни. Зачастую во взрослом возрасте формировать данные аксиологические категории достаточно сложно. Поэтому считаем

важным осуществлять формирование ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у молодых людей. Для этого можно использовать потенциал образовательного процесса в университете, осуществляя в этом отношении педагогическое содействие студентам.

Цель статьи заключается в описании педагогических условий осуществления содействия студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Для определения педагогических условий такого содействия важно исследовать научные работы, раскрывающие различные подходы к обозначенной проблеме. Т.А. Ульянова подчеркивает важность содействия студентам по их включению в процесс непрерывного образования. Для этого автором предлагается ориентироваться на принципы мотивации, паритетности, активизации субъектного опыта и самореализации деятельности студентов [8]. Мы полностью согласны с тем, что в юношеском возрасте обучающиеся демонстрируют достаточную зрелость личности. Поэтому выстраивать с ними процесс взаимодействия необходимо с позиции уважения, имеющегося субъектного опыта и мотивации к саморазвитию на основе активной осознанной деятельности.

Л.Г. Пак и М.А. Валеева описывают сущность педагогического содействия студентам в направлении формирования профессионально-личностного становления. Данный феномен рассматривается в ориентации расширения границ взаимодействия обучающегося с окружающим социумом, предполагающего организа-

0 00 £ &

ф ю £9 о

1 >s 3

2 Я ¡5 о.

I О

ф ч:

5 "

н s

0 ф

1 ¡3

G о

>s ч

ф ^

о о

I -

I £

Ш ф

Ь S.

® о

^ о

° ?

° н

к о

s о

ш I

0 I ц ф

5 it

^ S

Ф S

1 * ® §

= 1

о S

S °

ф

С ш

цию спланированных, целесообразных, конструктивных действий преподавателя. Данные действия выстроены в рамках со-бытия, со-участия, со-поддержки активизирующего субъектную позицию студента [6]. Здесь также обнаруживается акцент на субъектную позиции личности студента.

О.Л. Карпова рассматривает необходимость педагогического содействия студентам в самообразовательной деятельности. Для этого ученым предлагается комплекс педагогических условий. Первое условие ориентировано на развитие позитивной мотивации студентов к профессионально ориентированной самообразовательной деятельности. Второе условие предполагает обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности. Третье условие связано с использованием возможностей компьютерных информационных технологий [2]. В этой работе также можно обнаружить созвучие с предыдущими исследованиями.

Как можно обнаружить, вопросы педагогического содействия студентам являются предметом исследования различных ученых. Такое содействие связано с активизацией субъектной позиции студентов, опорой на их опыт, мотивацией к непрерывному саморазвитию. С точки зрения преподавателя содействие представляет собой процесс совместного взаимодействия, поддержи, участия. Также содействие студентам предполагает создание определенных условий с учетом специфики образовательного процесса. Данные условия направлены на выстраивание системы мотивации, опору на ресурсы аудиторной и внеаудиторной работы и применение возможностей цифровых технологий.

Более того, педагогическое содействие можно выстраивать не только в отношении студентов, но и преподавателей.

В работе М.А. Волковой описывается пего

™ дагогическое содействие преподавателю | вуза. Причем выбран аспект, который пе-^ рекликается с нашей темой - следование х: здоровому образу жизни. В статье этого

автора говорится о том, что в результате ежедневной работы преподавателей со средствами информационных и коммуникационных технологий ухудшается их здоровье. Также отмечается, что работа преподавателя связана профессиональным выгоранием, которое обусловлено взаимодействием с большим количеством людей. Поэтому в ходе повышения квалификации в рамках дополнительного образования предлагается развивать компетенции следования здоровому образу жизни преподавателей [1].

Н.А. Мелешкова исследовала инструменты формирования здорового образа жизни у студентов. Ею предлагаются следующие решения: введение теоретического курса с углубленной программой по вопросу здорового образа жизни, выявление уровня владения студентами знаниями по данному вопросу и умениями их применять на практике. Также рекомендуется развивать волевые качества у студентов для занятия физическими упражнениями, внедрять методические рекомендации по проблемам сохранения здоровья студентов, задействовать потенциал научно-практических студенческих конференций, активных внеаудиторных форм обучения и массово-оздоровительных мероприятий [4].

Итак, для формирования ценностной ориентации у студентов на здоровье и здоровый образ жизни важно использовать возможности различных воспитательно-образовательных мероприятий в университете. Это учебные занятия, внеучебная деятельность, научные исследования, спортивные мероприятия и прочее. Вместе с тем имеет смысл понимать, что педагогическое содействие выстраивается в направлении ценностного отношения к здоровью и соответствующему образу жизни.

Поэтому необходимо, чтобы предлагаемые решения не выполняли какую-то формальную функцию, а представляли осмысленное значение для студентов. Любые смыслы являют собой процесс осознания и принятия их, то есть инте-

риоризации. Смысловую сферу личности исследовал Д.А. Леонтьев, он связывал смыслы с отношением, мотивацией и деятельностью, утверждая, что они представляют мировоззрение личности [3]. В этой связи формируя ценностные ориентации у студентов на здоровье и здоровый образ жизни, необходимо обращаться к их субъектному мировоззрению.

Итак, анализ научных данных позволил выявить, что:

а) педагогическое содействие студентам предполагает акцент на конструктивное взаимодействие преподавателей и обучающихся университета;

б) необходимо осуществлять развитие мотивации к здоровому образу жизни путем вовлечения студентов в различные виды спортивно-оздоровительной деятельности;

в) ценностное отношение к собственному здоровью у студентов университета необходимо формировать с опорой на их мировоззренческие категории.

Указанные выводы могут служить основанием для выделения педагогических условий осуществления содействия студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Первое условие предполагает выстраивание личностно-ориентированно-го гуманно-коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента в различных видах аудиторной и внеаудиторной работы. Это позволит обеспечить мотивацию студентов к сохранению и развитию собственного здоровья. Такое условие подразумевает готовность преподавателя выслушать мнение студента по вопросам здорового образа жизни, способствовать ему в самодиагностике своего состояния и исходя из этого определять направления психофизического развития.

Второе педагогическое условие предполагает вовлечение студентов в различные мероприятия, связанные с двигательной активностью и физическими

упражнениями. Помимо непосредственной реализации дисциплины «физическая культура» это может быть привлечение обучающихся университета к самостоятельным занятиям спортом (посещение тренажерных залов, бассейна, пробежка на свежем воздухе и пр.). Также сюда относятся соблюдение выделенных Росста-том показателей здорового образа жизни, включающих правильное питание, отказ от курения, незначительное употребление алкоголя или его исключение.

Третье педагогическое условие мы связываем с необходимостью проявления мировоззренческих убеждений студентов. Это возможно путем выражения гражданской позиции по вопросу здоровья не только своего, но и близких, друзей, а также всего населения страны и планеты. На научно-практических конференциях студенты могут высказывать свое мнение по вопросу значимости сохранения здоровья, предлагать направленные на это мероприятия. Также это можно делать в социальных сетях, волонтерских акциях, посвященных как локальным, региональным, так и глобальным проблемам, влияющим на здоровье человека.

Итак, мы считаем, что содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни должно осуществляться в применении соответствующих условий. Они предполагают:

- выстраивание личностно-ориен-тированного гуманно-коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента в разных видах аудиторной и внеаудиторной работы;

- вовлечение студентов в различные мероприятия, связанные с двигательной активностью и физическими упражнениями;

- проявление мировоззренческих убеждений студентов по вопросу здоровья не только своего и близких, но и всего населения страны и планеты.

0 00

£ а.

ф ю

£ о

1

3

2 Я ¡» 2. I О

ф ч:

5 "

н =

0 ф

1 ¡3

В о

Ф

о о

I -

I £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш ф

Ь I.

® «э

^ о

° ?

° Ё

к о

^ о

ш I

0 I ц ф

^ ^

ф ^

1 « ® §

= I

о ^

ГО о ф

а ш

Данные педагогические условия выделены на основе анализа научных исследований, посвященных вопросам педагогического содействия студентам, формированию установок на здоровый образ жизни и развитию смысловой сферы.

Теоретическое значение представленного исследования определяется обогащением научно-теоретической базы осуществления образовательного процесса в современном университете. Перспективы дальнейших научных разработок в этом направлении будут связаны с уточнением выделенных педагогических условий на основе эмпирической их апробации.

Библиографический список:

1. Волкова М.А. Педагогическое содействие преподавателю высшей школы в следовании здоровому образу жизни // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Вып. 5. - №. 2. С. 57-66.

2. Карпова О.Л. Педагогическое содействие самообразовательной деятельности студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. С. 51-54.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 457 с.

4. Мелешкова Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: дисс. ... к.п.н. - Кемерово, 2005. - 234 с.

5. Приказ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ от 29 марта 2019 г. N 181 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (процент)» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/ metod/naz-proekt/met020001.pdf

6. Пак Л.Г., Валеева М.А. Педагогическое содействие формированию лич-ностно-профессионального опыта студента вуза // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (18). С. 266-273.

7. Росстат впервые назвал число ведущих здоровый образ жизни россиян [Электронный ресурс] // РБК. - Режим досту па https://www.rb c.ru/society/08/1 1/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca

8. Ульянова Т.А. Особенности педагогического содействия включению студентов в непрерывное профессиональное образование // Приоритетные направления развития вузовской науки: от теории к практике: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Часть I. -Троицк, 2013. - С. 80-83.

Поступила 20.04.2020

го

ш

ф

го ^

го UQ

х:

Об авторе:

Цакаева Хеда Баудиновна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный, Чеченская республика, Россия), s-rakhmat@list.ru

Для цитирования: Цакаева Х.Б. Педагогические условия осуществления содействия студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 2. С. 126-131. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-126-131

References:

1. Volkova M.A. Pedagogical assistance to a higher school teacher in following a healthy way of life // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences. - 2013. - Vol. 5. - No. 2. pp. 57-66. [in Russian]

2. Karpova O.L. Pedagogical assistance of the students' self-educational activity // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2008. - No. 7. pp. 51-54. [in Russian]

3. Leontiev D.A. Sense psychology: nature, structure and dynamics of the semantic reality. - Moscow, 1999. - 457 p. [in Russian]

4. Meleshkova N.A. Formation of a healthy way of life of university students in the process of physical education: dissertation of Candidate of Pedagogical. Diss. kand. ped. Nauk. - Kemerovo, 2005. - 234 p. [in Russian]

5. Order of Ministry of Economic Development from 03/29/2019 No. 181 «About approval of the methodology for calculating indicators» Percentage of citizens who lead healthy lifestyles»» [Electronic resource] // Federallnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. - Available at: https://www.gks.ru/metod/naz-proekt/met020001.pdf [in Russian]

6. Pak L.G., Valeeva M.A. Pedagogical assistance to formation of the personal and professional experience of the university student // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. - No. 2 (18). pp. 266-273. [in Russian]

7. RBK / Russian Federal State Statistics Service first named the number of leading healthy lifestyles among Russians [Electronic resource]. - Available at: https://www.rbc.ru/ society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca [in Russian]

8. Ulyanova T.A. Features of pedagogical assistance to the inclusion of students in continuing professional education // Priority directions of university science development: from theory to practice: Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference, Vol. I. - Troitsk, 2013. - pp. 80-83. [in Russian]

About the author:

Tsakaeva Kheda Baudinovna, Senior lecturer, Department of Physical Education,

Chechnya State University (Grozny, Chechen Republic, Russia), s-rakhmat@list.ru

о 00

a a

ф Ю

£9 о

x

.D

For citation: Tsakaeva H.B. Pedagogical conditions of assistance to university | g students in forming positive attitude towards healthy lifestyle // Contemporary Higher ^ ° Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 126-131. DOI: 10.7442/2071-

9620-2020-12-2-126-131 * I

m

¡5 -

G о

>s ч

ф ^

4 го

О I

Ï * IÈ

m Ф

Ь ÈL

* о

^ о

° ?

° н

к о

s о

m I

о I

ц ф

ö it

^ s

Ф s

15

® g

= 1

о S

is ^

5 0

ф "ô"

d m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.