Научная статья на тему 'Педагогические средства формирования готовности студентов технических специальностей к инженерной инновационной деятельности'

Педагогические средства формирования готовности студентов технических специальностей к инженерной инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / INNOVATIVE ENGINEERING ACTIVITY / UNIVERSITY INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / MODERN PEDAGOGICAL MEANS / PREPAREDNESS CRITERIA AND FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Н. С.

В статье рассматривается взаимодействие инновационной инфраструктуры вуза и современных педагогических средств, позволяющих повысить степень готовности студентов технических специальностей к инженерной инновационной деятельности, а также приводятся критерии и показатели готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the interaction between the university innovative infrastructure and modern pedagogical means which provide future engineers' preparedness for innovative activity. The preparedness criteria and factors are viewed.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства формирования готовности студентов технических специальностей к инженерной инновационной деятельности»

^УДК - 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИНЖЕНЕРНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.С. Пономарева

В статье рассматривается взаимодействие инновационной инфраструктуры вуза и современных педагогических средств, позволяющих повысить степень готовности студентов технических специальностей к инженерной инновационной деятельности, а также приводятся критерии и показатели готовности.

Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, инновационная инфраструктура вуза, современные

педагогические средства, критерии и показатели готовности.

Современные процессы развития экономики и социальной сферы в России предполагают изменение в подготовке будущих инженеров. Это обусловлено установками государства на модернизацию производственных процессов, интеграцию в мировое экономическое пространство и задачами общества по подготовке специалиста готового к инженерной инновационной деятельности

Инновационная деятельность как объект научных исследований, рассматриваемая в работах российский и зарубежных ученых И. Шумпера, С.Д. Ильенковой, Л.М. Гохберга, С.Ю. Ягудина, И.П. Завлина, А.Б. Титова, X. Нойбауэра, П. Друкера, В.Н. Гунина, В.П. Баранчеева, В.А. Устинова, Э.А. Уткина, Г.И. Морозова, Н.И. Морозовой, В.Г. Медынского, С.В. Ильдеменова и ряда других, представляет собой совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, включая инвестиции в новые знания, направленных на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов.

Виды ИИД в вузе группируются по трем основным направлениям:

• деятельность по созданию инновационной инфраструктуры, как фактор повышающий уровень ИИД (НПО центры);

• обучение инновационной деятельности, как фактор воспроизводства инновационных кадров (инновационные технологии);

• образовательная деятельность, как фактор развития личности, открытой инновациям.

Таким образом, к первому направлению деятельности по созданию инноваций в вузе - относятся те виды работ, которые непосредственно имеют отношение к процессу создания, освоения и распространения инноваций (патенты, изобретения).

Второе направление - обучение инновационной деятельности - это особый вид работы, который стимулирует ее развитие как в самом вузе, так и в отрасли, что имеет существенное значение в условиях формирования экономики, основанной на знаниях.

Третье направление развивает личность, мотивированную на инновационную деятельность в условиях изменений.

Реализация поставленных задач, стоящих перед образованием, возможна при условии расширения педагогических средств при подготовке специалиста, открытого инновациям.

Педагогические средства обучения взаимосвязаны с содержанием образования, формами, методами и средствами, а также с образовательными технологиями. В комплексе они обогащают образовательный процесс. Мотивация студентов на инновационную деятельность представляет собой сложную систему педагогических средств, которые

необходимо вузу использовать в образовательном процессе.

Система педагогических средств, используемых в образовательном процессе вуза, зависит от цели, социального заказа на специалиста и направлена на получение конкретного результата -специалиста, мотивированного на инновационную деятельность.

На основе теоретического анализа К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров, Н.Я. Наин, А.И. Пригожий, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, В.А. Сластенин,

О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова, С.А. Безбородько, Н.Ш. Валеева, И.Ф. Исаев, А.Г. Кругликов, А.А. Орлов, С.Д. Поляков, А.И. Пригожий, А. Абульханова - Славская, Ф.Н. Гоноболин, В.Г. Иванов, В.А. Кан-Калик, А.Е. Кондратенкова, Л.А. Абрекова, А.В. Аралов, В.Д. Зернов, Г.А. Шабанов В.Ф. Бут, В.П. Кваша, Н.В. Коноплина, Т.П. Кульпина, Т.Х. Оганесова и др., нами представлена система педагогических средств, которая позволит обеспечить подготовку специалиста, способного к инженерной инновационной деятельности. (см. рис. 1)

Инновационная образовательная деятельность предполагает изменение:

(ИИД).

• в целях и содержаниях образования;

• в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

• в формах и способах организации обучения и воспитания;

• в деятельности педагогов и студентов;

• в модификации образовательных программ, учебных планов;

• в расширении деятельности студентов в НИР и деятельности научно-производственного центра университета.

В качестве источников идей обновления вуза могут выступать:

• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального и муниципального значения;

• достижения комплекса наук о человеке;

• передовой педагогический опыт;

• интуиция и творчество педагогов;

• опытно-экспериментальная работа;

• зарубежный опыт и др.

Охарактеризуем кратко структурные элементы педагогических средств, которые мотивируют студента на инновационную деятельность.

Прежде всего, это цель в виде социального заказа: творческая личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Результат образовательной деятельности - мобильный, конкурентоспособный специалист, открытый инновациям, обладающий основными компетенциями достаточными для самореализации как профессионала на международном рынке труда.

Прогноз современных тенденций развития мирового образовательного пространства, позволяет выделить типы регионов по признаку взаимодействия образовательных систем и их реагирования на интеграционные процессы. Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным. То есть университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в университете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности.

Рис. 1. Система педагогических средств готовности к ИИД Готовность специалиста к ИИД определяется нами на основе интегрированных критериев и показателей, разработанных на основе компетенций, заложенных в ФГОС ВПО.

Таблица 1.

Критерии Показатели Качества

1. Мотивационноличностный Система ценностных ориентиров, мотивированность на профессию, на успех, умение достичь поставленных целей. Целеустремленность, ответственность, стрессоустойчивость, трудолюбие

2. Когнитивнорефлексивный Системное критическое мышление (анализ, синтез), знания, умения в области гуманитарных, естественных и профессиональных дисциплинах (целостность мировоззрения), умение работать с информацией в учебной и профессиональной деятельности, опыт творческой деятельности (креативность), создание новых знаний (открытий), создание нового или модернизация старого, познавательная активность, способность к созиданию, саморазвитию. Аутентичность, аналитичность, гибкость мышления, критичность мышления, целостность мировоззрения, учебнопознавательная активность, открытость новому, способность к риску, способность к импровизации, познавательная самостоятельность, креативность, способность к самоанализу, саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Операциональнодеятельностный Владение разнообразными способами деятельности, коммуникативные умения (работа в команде), умения решать проблемы и владение ИКТ. Коммуникабельность, организованность, решительность, информационная грамотность.

С целью выявления готовности будущих специалистов инженерных специальностей к ИИД нами была проведена экспериментальная работа по апробации предложенного комплекса педагогических средств и определении его эффективности в формировании готовности студентов технических специальностей к ИИД. Экспериментальной базой стал Брянский государственный технический университет, экспериментальная выборка представлена студентами 1,2,5 курсов в количестве 626чел. В качестве диагностического инструментария были определены методики, позволяющие судить о степени развития того или иного признака (качества), соответствующего критериям и показателям готовности к ИИД: «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)»; «Ответный лист»; «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности»; «Анкета для изучения мотивированности студентов»; «Насколько вы самостоятельны?»; «Способны ли вы решить свои проблемы?»; «Любите ли вы риск?»; «Коммуникабельны ли вы?»; «Решительны ли вы?».

Как показывают наши исследования студенты 1-х, 2-х курсов имеют низкий уровень мотивации к инновационной деятельности. Согласно данным, приведенным в таблице 2, средний коэффициент развития критериев, характеризующих готовность к инновационной деятельности примерно равен от 20 до 22%. В процессе профессионального образования посредством использования системы инновационных педагогических средств, уровень готовности к инновационной инженерной деятельности значительно повышается до 60%, о чем свидетельствуют показатели студентов 5-х курсов.

Таблица 2.

Показатели уровня сформированное™ ИИД________________________

Показатели Уровень сформированное™ показателей ИИД у студентов

1-хи 2-х курсов, % 5-х курсов, %

Критическое системное мышление 18 42

Опыт творческой деятельности 12 53

Умение ставить учебные задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью и решать их 18 72

Способность к самоанализу (рефлексии), установка на самопознание 20 69

Установка на профессиональную деятельность 40 78

Таким образом педагогические средства - важный ресурс в формировании готовности будущих инженеров к инновационной деятельности.

The paper deals with the interaction between the university innovative infrastructure and modem pedagogical means which provide future engineers' preparedness for innovative activity. The preparedness criteria and factors are viewed.

The key words: Innovative engineering activity, university innovative infrastructure, modern pedagogical means, preparedness criteria and factors.

Список литературы

1. Голиченко, О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития / О.Г. Голиченко // Инновации. 2003. №6 // http://innov.etu.ru.

2. Грачев, Н.Н. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности / Н.Н. Грачев, О.Е. Ломакин, Ю.В. Шленов. М.: Высш. шк., 1996. С. 303.

3. Дворецкий, С.И. Система инновационно-ориентированной подготовки магистров техники и технологии / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, С.В. Осина // Труды международного научнометодического симпозиума «Современные проблемы многоуровневого образования». Ростов-на-Дону: Донской гос. техн. ун-т, 2006. С. 5-9.

4. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / Ильенкова С. Д. [и др.]. М.:ЮНИТИ, 2001. 327 с.

5. Миронов, В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследователь деятельности студентов вузов: Монография / В.А. Миронов, Э.Ю. Майкова. Тверь: ТГТУ, 2004. 100 с.

6. Печерская, Э.П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект / Э.П. Печерская. М.: МСЭУ, 2003. 283 с.

7. Рябов, В.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов // http://www.testor.ru/page.aspx?id=67

8. Федоров, И.В. Модели формирования готовности выпускников инженерных вузов к инновационной деятельности / И.В. Федоров, О.В. Лезина // Известия Международной академии наук высшей школы. 2005. №4 (34). С. 94-107.

Об авторе

Пономарева Н.С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, n_ponomareva@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.