Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / PROFESSIONAL MOBILITY / EDUCATIONAL MOBILITY / FUNCTIONAL MOBILITY / PEDAGOGICAL / PEDAGOGICAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Чащина Оксана Викторовна

Современная социокультурная ситуация значительным образом оказала влияние на педагогическое образование, связанное с необходимостью формирования личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с этим изменения претерпевает цель образовательного процесса в вузе, которая содержательно связывается с формированием мобильного специалиста. Педагогические вузы, наряду с формирование профессиональных и личностных качеств будущего учителя, ориентированы на формирование учителя, способного к быстрому реагированию на изменения в сфере образования, способного к проявлению мобильности, способного к успешной самореализации, способного преобразовывать и самого себя и педагогическую деятельность в соответствии с запросами современного образования, что позволит эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качалова Людмила Павловна, Чащина Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical situations as a means of formation of functional and pedagogical mobility of students of pedagogical university

The modern socio-cultural situation has significantly influenced the pedagogical education associated with the need to form a personality ready to carry out professional activities. In this regard, the purpose of the educational process in the University, which is significantly associated with the formation of a mobile specialist, is undergoing changes. Pedagogical universities, along with the formation of professional and personal qualities of the future teacher, are focused on the formation of a teacher capable of rapid response to changes in the field of education, capable of demonstrating mobility, capable of successful self-realization, able to transform himself and pedagogical activity in accordance with the requirements of modern education, which will effectively carry out professional

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты мало ориентируются на вербальные и экстравербальные формы проявления неискренности. Они больше обращают внимание на невербальные способы получения информации, уделяя внимание конгруэнтности слов и поведению, что соответствует исследованиям межличностного общения [3].

Обработка результатов, по методике М.Ю. Ко-новаленко "Диагностика склонности к искажению информации", показала, что:

- низкий уровень склонности к искажению информации имеют 38% девушек и 55% юношей;

- средний уровень - 37% девушек и 25% юношей;

- высокий уровень-20% юношей и 25% девушек.

Результаты указывают на то, что девушки более склонны к искажению информации, чем юноши.

Анализ результатов, по опроснику Плутчи-ка-Келлермана-Конте, показал, что у юношей преобладают такие психологические защиты, как проекция, рационализация, отрицание, а у девушек: проекция, компенсация и отрицание, что соответствует их возрастным особенностям и соотносится с исследованиями [6] отечественных авторов.

Результаты по методике "Диагностика ригидности" Г. Айзенка:

- низкий уровень ригидности имеют 11% девушек и 33% юношей;

- средний уровень - 52% девушек и 54% юношей;

- высокий уровень имеют - 13% юношей и 37% девушек.

Таким образом, для девушек больше, чем юношей характерна выраженная ригидность.

Обработка результатов по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера выявила, что 30% девушек и 52% юношей имеют низкий уровень личностной тревожности, 48 % девушек и 35% юношей -средний уровень, 13% юношей и 22% девушек - высокий уровень личностной тревожности. Поэтому для девушек больше, чемдля юношей, характерна высокая тревожность.

Теперь сопоставим результаты, по методике М.Ю. Коноваленко "Диагностика склонности к искажению информации" с результатами по опроснику Плутчика-Келлермана-Конте, с результатами по методике "Диагностика ригидности" Г. Айзенка, с результатами по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

По трем позициям получились значимые корреляционные связи:

- высокая степень предрасположенности к искажению информации и высокий уровень тревожности (0,471 (р<0,05));

- высокая степень предрасположенности к искажению информации и ригидность (0,464 (р<0,05));

- высокая степень предрасположенности к искажению информации и использование психологических защит: проекция (0,448 i (р<0,05) и отрицание 0,453 (р<0,05)).

Итак, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: высокая степень предрасположенности к искажению информации связана с высоким уровнем тревожности, ригидностью мышления и использованием психологических защит.

Литература:

1. Аристотель. Этика. - М., 2012. - 493 с.

2. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психоло-гический анализ. - М., 2010. - 336 с.

3. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях// Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 54-55.

4. Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. - Ростов-на-Дону, 2005. -224 с.

5. Платон. Гиппий Меньший//Собрание соч.: в4т.

- Т.1. - М., 1990. - С. 205.

6. Тулупьева Т.В., Тулупьев А.Л., Николенко С.И., ПащенкоА.Е., Абрамян М.К.,Ястребова Е.Л.,Столярова Е.В., Рыбкина З.И. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: автоматизация обработки данных исследования и их статистический анализ // Труды СПИИРАН. -Вып. 3. - Т. 2. - СПб., 2006. - С. 224-243.

7. Шопенгауэр А. Об основе морали // Собрание соч.: в б т. - Т.З. - М„ 201 б. - С. 376-496.

8. Montaigne М. Essays. - London, 1971.-414 pp.

9. Niccolo Machiavelli. Prince. - L., 1997. - 176 pp.

m

i-H

о cu

-0 Q-

LQ <

CO CO

m

кд№ Г i

265

PEDAGOGICAL SITUATIONS ASA MEANS OF FORMATION OF FUNCTIONAL AND PEDAGOGICAL MOBILITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kachalova LyudmHa Pavlovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy Chashchina Oksana Viktorovna, Head of Postgraduate Studies Department Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

The modern socio-cultural situation has significantly influenced the pedagogical education associated with the need to form a personality ready to carry out professional activities. In this regard, the purpose of the educational process in the University, which is significantly associated with the formation of a mobile specialist, is undergoing changes. Pedagogical universities, along with the formation of professional and personal qualities of the future teacher, are focused on the formation of a teacher capable of rapid response to changes in the field of education, capable of demonstrating mobility, capable of successful self-realization, able to transform himself and pedagogical activity in accordance with the requirements of modern education, which will effectively carry out professional

Keywords: professional mobility; educational mobility; functional mobility; pedagogical; pedagogical situation.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

© КачаловаЛ.П., 2019 © Чащина О.В., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Современная социокультурная ситуация значительным образом оказала влияние на педагогическое образование, связанное с необходимостью формирования личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с этим изменения претерпевает цель образовательного процесса в вузе, которая содержательно связывается с формированием мобильного специалиста. Педагогические вузы, наряду с формирование профессиональных и личностных качеств будущего учителя, ориентированы на формирование учителя, способного к быстрому реагированию на изменения в сфере образования, способного к проявлению мобильности, способного к успешной самореализации, способного преобразовывать и самого себя и педагогическую деятельность в соответствии с запросами современного образования, что позволит эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятель-

* * *

266

Ключевые слова: профессиональная мобильность; педагогическая мобильность; функционально-педагогическая мобильность; педагогические ситуации.

I

КА ЧАЛОВА Людмила Павловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики

ЧАЩИНА Оксана Викторовна, начальник отдела аспирантуры

Шадринский государственный педагогический университет, Шадрине к

В современных социокультурных условиях возрастает значение мобильности профессиональных кадров. Большое значение мобильность играет и для педагогических кадров. Однако совершенно очевидно, что многие выпускники педагогического вуза недостаточно готовы к мобильности и, в частности, к функционально-педагогической мобильности, в будущей профессиональной деятельности. Тем самым необходимо создавать в образовательном процессе условия, способствующие её формированию.

Прежде всего, следует проанализировать имеющиеся определения функционально-педагогической мобильности, оперируя родовыми понятиями: мобильность, профессиональная мобильность, педагогическая мобильность.

В педагогической науке профессиональная мобильность трактуется как особое качество личности. Исследователи рассматривают профессиональную мобильность с позиции различных аспектов. Так, в содержании и определении данного понятия профессиональные качества мобильного педагога могут быть: многофункциональность, выраженная в готовности выполнять разнообразные виды профессиональной деятельности; инновационность как умение вносить целесообразные изменения в сфере профессиональной деятельности; способность реагировать на изменения профессионально-образовательной среды, адаптивность, самоорганизация, интеллектуальная гибкость; умение преодолевать стереотипы в профессиональной деятельности [12, С. 37-45].

В аспекте модернизации современного образования, когда основным субъектом образования является учитель, исследователи содержательно-профессиональную мобильность понимают как готовность к непрерывному личностно-профессиональному развитию, инновационной деятельности, мобильному реагированию на

меняющиеся потребности общества, рынка труда, способность брать на себя ответственность за внедрение нововведений в сфере образования [7, С. 993-995].

Рассматривая профессиональную мобильность в качестве интегрального качества личности, исследователи вкладывают в этот аспект адаптацию к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, выделяют готовность к освоению инноваций, что является условием успешности в сфере профессиональной деятельности [3, С.28].

В контексте организации взаимодействий и отношений педагогическая мобильность определяется как способность педагога к организации совместной деятельности с субъектами образовательного процесса в соответствии с целями современной концепции образования, способность прогнозировать результаты субъект-субъектных отношений, которые он организовал [4, С.123]: исследователи также акцентируют внимание на определении педагогической мобильности исходя из профессиональной характеристики, выделяя в ней качества, способствующие организации совместной деятельности с субъектами образовательного процесса (профессиональные,адаптивные, личностные) [6]; как характеристика личности педагогическая мобильность рассматривается с позиции готовности к реализации профессиональных функций, выраженных в готовности к саморазвитию, самоконструированию и адаптации к изменяющимся условиям профессионально-педагогической среды [5,С.5].

В имеющихся научных исследованиях нет определения, которое характеризует все аспекты понятия "Функционально-педагогическая мобильность" в его современном значении; по-разному трактуется соотношение феноменов профессиональной и педагогической мобильности, функциональной мобильности и функциональной грамотности.

Определяя функционально-педагогическую мобильность студентов, мы исходим из вышеназванных характеристик, определений и "вводим" в это понятие такие необходимые, как готовность к изменениям, готовность к реализации профессионально-педагогических функций, адаптивность, мобильное реагирование.

Существенное значение придаем функциональной составляющей в искомом феномене, содержание которого видим в способности личности успешно функционировать в сфере профессионально-педагогической деятельности, способности разрешать стандарт-

ные и нестандартные ситуации, возникающие в образовательном процессе, адаптироваться к изменяющимся условиям и прогнозировать адекватные педагогические действия [13; 14].

Целостное видение функционально-педагогической мобильности заключается в структурной ее "композиции": личностная активность, готовность к деятельности и освоению новых видов деятельности, гибкость, готовность изменить привычные формы организации деятельности, отказ от стереотипов, адаптивность, способность к быстрому реагированию, творческая самореализация и готовность к творческому преобразованию собственной деятельности, сознательная активность и самостоятельность.

Успешному формированию функционально-педагогической мобильности студентов педагогического вуза способствуют педагогические ситуации, вводимые в структуру учебного занятия по педагогическим дисциплинам, направленным на прогнозирование стиля будущей педагогической деятельности, развитие профессиональной мобильности, функциональной составляющей педагогической деятельности, развитие индивидуально-личностного компонента будущего учителя; ситуации, требующие от студентов проявления качеств и свойств, определяющих педагогическую мобильность, способности выполнять моделируемые функции педагогической деятельности.

Педагогическая ситуация - это составная часть педагогического процесса, которая характеризует его состояние в данный момент, в данных условиях [1]; педагогическая ситуация - это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее субъекта демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение [10,11].

Нам близка позиция, в которой педагогическая ситуация рассматривается как фрагмент действий субъектов педагогического процесса в определенныхусловиях; как составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, управляемая педагогом; ситуация, имеющая противоречия между имеющимися знаниями студентов и выдвигаемыми ходом обучения новыми, требующими осмысления и востребования имеющегося знания. Успешность анализа педагогической ситуации находится в прямой зависимости от того, насколько грамотно и осознанно удастся студентам выявить противоречие, лежащее в основе педагогической ситуации [8, С.59].

LH

s ^

о

LH

< et

LH

* * *

268

В образовательном процессе вуза педагогическая ситуация приобретает характеристику активных методов и приемов обучения, она всегда конкретна, предварительно проектируется, ставит проблему, которую необходимо проанализировать и решить. Дидактический потенциал педагогических ситуаций вскрывается за счет формирования у студентов умений "соотносить заданную цель и результат с адекватными средствами, методами и формами учебно-воспитательной работы" [2, С.12], осуществления установки к мобильной реакции на конструирование, реализацию, регулирование педагогического процесса в будущей профессиональной деятельности.

Современные научные изыскания классифицируют педагогические ситуации в аспекте формирования профессиональной мобильности студентов по ярду оснований: по объему решаемых задач; по видам деятельности, по степени самостоятельности; по наличию предварительного задания; по уровню сложности; по степени соотнесенности ситуаций с предстоящей профессиональной деятельностью и другие [9, С.19].

Учитывая приведенные основания в процессе формирования функционально-педагогической мобильности у студентов педвуза, мы выделяем педагогические ситуации, содержание которых направлено на формирование мобильных качеств личности будущего учителя и выделяем следующие:

- прогностико-результативные педагогические ситуации, в которых студентам предстоит прогнозировать в поставленной задаче результат от применяемых функций педагога, например, "что последует за таким решением?";

- ситуации неоконченного алгоритмического предписания, входе решения которых необходима быстрота решения по обозначению следующего педагогического действия;

- экспресс-ситуации, связанные с составлением плана конкретного отрезка времени образовательного процесса в школе;

- ситуации имитационной драмматизации, предусматривающие обыгрывание поставленной в ситуации проблемы; воссоздания педагогической реальности; выработки собственной педагогической позиции;

- ситуации-режиссуры, решение которых направлено на разработку мероприятий, связанных с формированием личности учащихся;

- ситуации научно-творческого характера, в которых предусматривается создание научно-творческого мини-проекта; творческий

поиск путей решения возникающей педагогической проблемы, осознание значимости содержания ситуации для предстоящей педагогической деятельности;

- ситуации, моделирующие инновационные процессы в образовании, в которых вос-требуется творческий, инновационный, ценностный аспекты личности.

Подобное разграничение педагогических ситуаций носит условный характер, в реальном образовательном процессе вуза в каждой из выделенных ситуаций в разной степени проявляются все составляющие функционально-педагогической мобильности, являясь в то же время инструментом развития личности будущего учителя.

Функционально моделируемые педагогические ситуации раскрывают личностный смысл для студентов каждого ситуационного задания, на требуемом уровне востребуют навыки решения конкретных педагогических задач, стимулируют профессионально-личностный рост, побуждают к саморазвитию, самоконструированию собственного Я в педагогической профессии.

Таким образом, вовлеченность студента в решение педагогических ситуаций способствует его самореализации, формированию качеств личности, характеризующиеся готовностью к предстоящей профессионально-педагогической деятельности; способностью к быстрому реагированию на изменения в образовательной среде; готовностью к творческому преобразованию собственной деятельности, сознательной активности и самостоятельности; осознанию собственных возможностей к адаптации в изменяющихся условиях.

Литература:

1. Безрукова B.C. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000 - 67 с.

2. Березюк О.В. Подготовка будущего учителя к п рименен ию метода модел ирова ния педа гоги чес-ких ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 12-13.

3. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф.дис. ...доктора педагогических наук. - М., 2008. - 60 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... доктора педагогических наук / Ю. И. Калиновский. - СПб., 2001. - 470 с.

5. Кипина O.A. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогического вуза :автореф.дис.... кандидата педагогических наук. - Ишим, 2009. - 29 с.

6. Мельникова Е.П. Педагогическая мобильность будущих специалистов в области иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26525 (дата обращения: 18.10.2019);

7. Непрокина И. В., Степанова И. А. Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования// Молодой ученый. - 2015.

- №23. - С. 993-995. - URL https://moluch.ru/archive/ 103/23772/(дата обращения: 18.10.2019).

8. Руднева Е.Л.,Ткачева О.Н., Шмырева H.A. Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 2

- С. 50-58.

9. Самоделкин Е. Ю. Моделирование педагогических ситуаций формирования профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза: дис.... кандидата педагогических наук / Е.Ю. Самоделкин. - Петрозаводск, 2013.

10. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. -2000.-№б.-С.30-35.

11. Селиванова Н.Л. Введение инноваций в воспитательную систему образовательного учреждения на основе исследовательской деятельности педагогов-практиков. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ "Грани познания". No4(24). Июль 2013 www.grani.vspu.ru.

12. Степанова И.А. Профессиональная мобильность педагога как научно-педагогический феномен / И.А. Степанова // Образование и наука. -2009,-№5 (62).-С.37-45.

13. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. T. 97. № 14. C. 217-226.

14. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birova J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. T. 14. №3. C. 959-976.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (XIX- НА ЧАЛО XXВВ.): ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

В статье на основе философских дефиниций, работ по теории и истории педагогики представлены основные характеристики, которыми обладает историко-педагогическая модель. Автором продемонстрированы возможности моделирования на примере конкретного историко-педагогического исследования. Для рассмотрения представлен блок модели -условия развития педагогического образования в Таврической губернии (XIX - начало XX вв.). В данном блоке выделены общеимперские и региональные условия. Этот блок послужит отправной точкой для определения специфики разрабатываемой историко-пе-дагогической модели и ее отдельных компонентов.

Ключевые слова: историко-педагогическая модель; общеимперские и региональные условия; педагогическое образование; Таврическая губерния; поликультурное образовательное пространство.

Моделирование изучаемых процессов и явлений - один из методов познания и отображения действительности. Каковы возможности этого метода в конкретном историко-педагогическом исследовании - вопрос, на который мы постараемся ответить в данной статье.

УДК 377.36 ВАК РФ 13.00.01

© Костылева Е.В., 2019

ОЭ

»-и

О си

-0 Q-

Ш <

СО

со

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION INTAURIDA GOVERNORATE (XIX-BEGINNING OFXXCENTURIES): HISTORICAL AND PEDA GOGICAL MODELING

Kostyleva Ekaterina Vladimirovna, Lecturer, Department of Preschool Education and Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogical Education, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Republic of Crimea

The article on the basis of philosophical definitions, works on the theory and history of pedagogy presents the main characteristics that the historical and pedagogical model possesses. The author has demonstrated the modeling capabilities of a specific historical and pedagogical study. For consideration, a model block is presented - the conditions for the development of teacher education in the Taurida Governorate (XIX - beginning ofXX centuries). In this block, the general imperial and regional conditions are highlighted. This block will serve as a starting point for determining the specifics of the historical-pedagogical model being developed and its individual components.

Keywords: historical and pedagogical model; imperial and regional conditions; pedagogical education; Taurida Governorate; multicultural educational space.

=S% КД7 Г

s

269

КОСТЫЛЕВА Екатерина Владимировна, преподаватель, кафедра Дошкольного образования и педагогики, Факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Республика Крым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.