Научная статья на тему 'Педагогические проблемы подготовки кадров для туристской индустрии'

Педагогические проблемы подготовки кадров для туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / БАКАЛАВР / МОТИВЫ / ФУНКЦИИ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE PROBLEM OF TRAINING / BACHELOR / MOTIVES / FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина Айгуль Назибулловна

Данная статья посвящена актуальным вопросам системы подготовки бакалавров. Подготовка профессиональных кадров, представляющих сферу туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калимуллина Айгуль Назибулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical problems of training specialists for tourism industry

This article focuses on topical issues of the bachelor training in tourism. The training of professionals representing the sphere of tourism services in the main sectors of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы подготовки кадров для туристской индустрии»

принципов системно-деятельностного подхода, включает пять взаимосвязанных процессов, представленных в статье. Данная модель может применяться в учреждениях начального, общего и дополнительного образования для эффективного внедрения и реализации инновационных проектов.

Практика БОУ г. Омска «Гимназия № 117» подтверждает актуальность и эффективность применения предлагаемой модели к инновационным образовательным процессам.

Библиографический список

1. Глухова, С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] / С. Г. Глухова. — Режим доступа : http://wiki.iteach.ru/index. php/Инновационный_процесс_в_образовательном_учрежде-нии (дата обращения: 14.07.2014).

2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Гуманит, 2001. — С. 157.

3. Тодосийчук, А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании / А. В. Тодосийчук. - М., 2005. - С. 185.

БОЙКОВА Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), директор БОУ г. Омска «Гимназия № 117», почетный работник общего образования РФ.

ПАНОВ Александр Вячеславович, студент гр. МУ-421 факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета. ФЕДОРОВА Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», докторант кафедры «Философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: a.v.panov_117@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2015 г. © С. В. Бойкова, А. В. Панов, М. А. Федорова

УДК 378.22:338.46 д. н. КАЛИМУЛЛИНА

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Данная статья посвящена актуальным вопросам системы подготовки бакалавров. Подготовка профессиональных кадров, представляющих сферу туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, проблема подготовки кадров, бакалавр, мотивы, функции.

Актуальность. Интенсивное развитие туризма в современном обществе требует углубленного изучения процесса подготовки многопрофильных бакалавров туризма и туристской деятельности. Однако отечественными и зарубежными исследователями пока еще не выявлена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих на современном этапе качественное улучшение подготовки высокопрофессиональных бакалавров [1]. Анализ проблем подготовки кадров для туристской индустрии, ее организационных и педагогических условий является актуальными и необходимым для принятия мер по превращению туризма в важный сектор экономики, социальной, оздоровительной, культурной познавательной сфер жизни населения нашей страны.

Туризм — явление многогранное, отражающее социальные условия жизни современного человека. В связи с глобализацией туризма, мобильностью людей, повышением уровня доходов и склонностью путешествовать современная модель подготовки конкурентоспособного специалиста для сферы туризма в значительной мере состоит из формирова-

ния профессиональных компетенций, базирующихся на профессиональных навыках и практическом опыте, полученном за время обучения в вузе и на местах учебных и производственных практик [2].

Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие

практических навыков и компетенций в процессе п

выполнения определенных видов работ, связанных §

с будущей профессиональной деятельностью [3]. Ь

Переход системы профессионального образования 9

на Стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО), од- §

ним из приоритетных направлений которых являет- |

ся компетентностный подход, ставит перед препода- Е

вателями и учеными-педагогами проблему усиления §

практической подготовки студентов. Подготовка 9

профессиональных кадров, представляющих сфе- Б

ру профессиональной деятельности в условиях С

туристского продукта, а также владеющих знани- Н

ями, умениями и навыками организации туристи- 9

ческих услуг, позволит подготовить компетентных |

выпускников-бакалавров, отвечающих современ- §

ным требованиям и тенденциям. Анализ научно- КЕ* методической литературы по теме исследования

указывает на существование объективного противоречия: между необходимостью повышения компетентности выпускников, представляющих сферу профессиональной деятельности в условиях туристской индустрии и недостаточной научной разработанностью проблемы компетентностного подхода в подготовке бакалавров для профессиональной деятельности в условиях туристской индустрии.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию формирования профессиональной компетентности будущего бакалавра туризма и педагогических условий их реализации.

Методы и организация исследования. Проведен анализ и обобщение литературных источников, анкетный опрос, тестирование. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма» в условиях кафедры «Социально-экономические дисциплины, сервис и туризм». В эксперименте приняли участие 150 студентов 1—4 курсов, обучающихся по бакалавриату «Сервис» (100100.62) и «Туризм» (100400.62). Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 г.

Результаты и их обсуждение. Основное направление концепции модернизации российского образования поставило перед образовательными учреждениями ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих качественные стороны подготовленности будущих специалистов, которые включают в себя целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [4]. В связи с присоединением России к Болонскому процессу и вступлением в Единое Европейское образовательное пространство профессиональная подготовка специалистов начинает осуществляться на основе компетентностного подхода.

Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего бакалавра туризма, способного свободно и активно мыслить, моделировать производственно-технологический процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии в профессиональной деятельности не до конца исследована. Профессионально компетентный бакалавр окажет позитивное влияние на формирование своих творческих способностей и умений; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, будет способствовать реализации собственных профессиональных возможностей. Мы можем полагать, что одной из основных целей подготовки кадров туристского профиля является разработка теоретически обоснованного и реализованного на практике комплекса педагогических условий формирования готовности выпускников по направлению «туризм» к сервисной деятельности в условия обучения в вузе [5]. Необходимо отметить, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения по направлению подготовки 100400.62 «Туризм», область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Объектами профессиональной деятель-

ности бакалавров туризма являются также индивидуальные и корпоративные клиенты и их потребности, туристский продукт, технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии, средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, развлекательные объекты и т.д. Бакалавры по направлению подготовки 100400.62 «Туризм» готовятся к таким видам профессиональной деятельности как проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная. Данные виды профессиональной деятельности должны быть сформированы у студентов в вузе, так как они непосредственно связаны с получением практических навыков и умений. Поэтому осмысление многообразия составляющих понятий «готовности» бакалавра туризма к сервисной деятельности позволило выделить категорию педагогических компетенций.

Следовательно, компетентность есть по существу — обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [6]. В нашем случае обладание компетенцией не только в сфере профессиональной деятельности бакалавра, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать туристическую деятельность, как во время обучения в вузе, так и на предприятиях сферы сервиса и туризма. Знание профессиональных компетенций бакалавров туризма позволили нам наполнить содержание готовности к профессиональной деятельности.

Педагогическое обеспечение формирования компетентности студентов по направлению «Туризм» и «Сервис» включает в себя комплекс педагогических условий: обучение студентов теоретическим и практическим основам туристской деятельности; условия, обеспечивающие самореализацию и рост компетентности в области туризма всех субъектов педагогического процесса; материальная поддержка учебно-воспитательной системы; приобщение студентов к организации и проведению туристской деятельности в вузе; создание благоприятного социально-психологического климата; органичное соединение теории и практики.

Модель формирования компетентности студентов вуза в области туризма является подсистемой открытого типа, встроенной в контекст учебной работы и практики вуза и включает в себя этапы: теоретико-методологический, организационный, де-ятельностный, аналитический.

На первом этапе исследования нами выделены функции, обусловливающие компетентность студентов в сфере туризма.

Гностическая: владение теоретическими, методическими и практическими знаниями в области туристической и сервисной деятельности; умение осуществлять сбор, анализ и обобщение информации, связанной с процессом организации деятельности.

В рамках реализации данной функции нами изучены теоритические аспекты туристической и сервисной деятельности.

Проектировочная: определение взаимосвязей своих психолого-педагогических воздействий с достижением стратегической цели и частными задачами развития всех сторон личности; прогнозирование возможных способов решения задачи обучения приему с выбором наиболее оптимального, реализация которого определяется как цель деятельности. В рамках реализации данной функции студентами

Таблица 1

Показатели мотивационно-ценностного компонента компетентности бакалавров до и после прохождения практики (баллы)

Мотивы профессиональной деятельности Этапы исследования Показатели относительной силы мотивов р

Исследуемые группы

Студенты, прошедшие практику по месту жительства Студенты, прошедшие практику за границей

Потребность в общении до 3,05±1,12 3,00±1,21 > 0,05

после 2,30±0,78 1,50±0,69 < 0,05

р < 0,05 < 0,05

Интерес к профессиональной деятельности в сфере туризма и сервиса до 4,15±1,23 4,20±1,44 > 0,05

после 3,75±1,11 2,65±1,23 < 0,05

р > 0,05 < 0,05

Профессиональные процессуальные мотивы до 2, 55±1,02 2,40±0,95 > 0,05

после 3,00±1,23 3,80±1,12 < 0,05

р < 0,05 < 0,05

Профессиональные результативные мотивы до 2,10±0,78 2,25±0,68 > 0,05

после 2,60±0,82 3,15±0,62 < 0,05

р < 0,05 < 0,05

Мотивы личностного саморазвития до 1,7±0,65 1,55±0,71 > 0,05

после 1,85±0,54 2,40±0,52 < 0,05

р > 0,05 < 0,05

Мотивы личностной самореализации до 1,45±0,38 1,60±0,45 > 0,05

после 1,50±0,67 1,50±0,55 > 0,05

Р > 0,05> 0,05 > 0,05

представлены проектные задания, включающие в себя цели, задачи, средства, методы и условия реализации поставленной цели а также те моменты, которые препятствуют получению положительного результата.

Конструктивная: анализ и отбор содержания учебного материала с учетом цели, частных задач обучения, структурно-логических связей между отдельными учебными элементами; оптимальный выбор средств, методов и форм организации деятельности и конкретных условий.

В рамках реализации данной функции студентам дано задание в разработке условий и подбор средств и методов для проектирования профессиональной деятельности.

Организаторская: рациональная организация процессов в соответствии с разработанными планами и конкретными условиями их реализации: сообщение учебной информации через логически верную, аргументированно и ясно выстроенную устную речь; формирование зрительного представления о действиях и движениях через живой показ; организацию процесса выполнения учебных заданий; контроль и коррекцию правильности выполнения учебных заданий; проведение мероприятий.

В рамках организаторской функции нами проведены мастер-классы специалистами на производстве.

Мотивационно-ценностной компонент является важным моментом для профессионального само определения студентов. Исследовали содержание мотивационно-ценностного компонента компетентности будущих бакалавров, куда входят отно-

сительно внутренние профессиональные мотивы (потребность в общении и интерес к деятельности), собственно профессиональные процессуальные и результативные мотивы и мотивы профессионального самоопределения (личностного саморазвития и личностной самореализации). В своей совокупности они определяют уровень развития интереса к деятельности в сфере сервиса и туризма.

В табл. 1 приведены исследованные показатели мотивов, включающиеся в мотивационно-ценност-ной компонент наблюдавшиеся у испытуемых бакалавров до и после прохождения практики.

Установлено, что в начале эксперимента бакалавры не различались между собой по средним значениям показателей мотивов деятельности. С целью повышения интереса и мотивации к профессиональной деятельности бакалавров нами проведены научно-практическая конференция, деловые игры, кейс-стади, собеседование по скайпу.

Наиболее значимыми для испытуемых обеих групп являлись относительно внутренние профессиональные мотивы — интерес к профессиональной деятельности туризма (4,15 и 4,20 балла) и потребность в общении (3,05 и 3,00 балла). Наименее слабыми являются мотивы личностного саморазвития бакалавра (1,70 и 1,55 балла) и мотивы личностной самореализации (1,45 и 1,60 балла). Анкетный опрос показал, что одним из значимых факторов выбора профессии является интерес к будущей профессиональной деятельности, который раскрывается в рамках реализации компетентносного подхода. Как правило, профессия по сервису и туризму выбирается теми, кто стремится сохранить себя в этой

о

от

Е

Т

Таблица 2

Численность студентов, проходивших практику за границей

№ Период прохождения практики Количество студентов

п/п

1. 2012 г. (с мая по октябрь) 45 человек

2. 2013 г. ( с мая по октябрь) 50 человек

3. 2014 г. (с мая по октябрь) 55 человек

области, но уже не в качестве потребителя, а в качестве профессионала.

О преобладании в мотивационной структуре испытуемых относительно внутренних мотивов профессиональной педагогической деятельности свидетельствуют и результаты исследования. У студентов обеих групп в начале эксперимента доминировали относительно внутренние профессиональные мотивы (3,60 балла), на второй позиции находились профессиональные мотивы (2,32 — 2,33 балла), наименее значимыми были мотивы профессионального самоопределения. За время обучения на втором-третьем курсах у студентов обеих групп наблюдались существенные изменения в показателях развития моти-вационного компонента. По результатам видно, что существенно снизилась относительная значимость потребности в общении как у испытуемых контрольной (от 3,05 до 2,30 балла), так и у испытуемых экспериментальной (от 3,00 до 1,50 балла) групп.

Формированию мотивационно-ценностного компонента способствовала возможность студентам проходить практику за рубежом, и их количество из года в год увеличивается (табл. 2).

Однако в результате анкетного опроса выяснилось, что студенты не обладают достаточным уровнем знаний по иностранному языку; существует психологический барьер, затрудняющий студентам сдачу онлайн-экзамена по иностранному языку; что подтверждает необходимость проведения дополнительных курсов иностранного языка перед отправлением студентов на практику.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к подготовке прохождения зарубежной практики будущих специалистов туризма, включающего ряд курсов (ан-

глийский язык, этика и эстетика, страноведение), для более качественной подготовки студентов. Таким образом, в процессе подготовки зарубежной практики необходимо включать в учебный процесс интерактивные формы проведения таких занятий, как деловые игры, кейс-стади, собеседование по скайпу.

Библиографический список

1. Чудновский, А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А. Д. Чудновский. - М. : Юркнига, 2005. - 428 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме / Т. Н. Третьякова. — М. : Издат. центр Академия, 2008. — 5 с.

3. Биржакова, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржакова. — СПб. : Издат. дом Герда, 2000. — 192 с.

4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 3. — Ст. 304.

5. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность / Г. А. Аване-сова. — М. : Аспект Пресс, 2005. — 150 с.

6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 — 64.

КАЛИМУЛЛИНА Айгуль Назибулловна, аспирантка кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.

Адрес для переписки: kzm_diss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.12.2014 г. © А. Н. Калимуллина

Книжная полка

Социальная педагогика : учеб. / Под ред. В. Загвязинского, О. Селивановой. - М. : Юрайт, 2014. -416 с. - ISBN 978-5-9916-2116-8.

В учебнике рассматриваются основные категории и функции социально-педагогической деятельности, принципы, методы и основные этапы социально-педагогического исследования. Охарактеризованы различные концепции и подходы к осуществлению профессиональной деятельности в разных сферах и отраслях, дано описание характеристики социально-педагогических технологий и специфики профессионального взаимодействия социального педагога с различными категориями клиентов. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ по специальности 031000 Педагогика и психология и 031300 Социальная педагогика, а также Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения по направлению подготовки 050407 Педагогика и психология девиантного поведения.

Для студентов вузов, осваивающих педагогические, социально-педагогические профессии, преподавателей, а также всех интересующихся проблемами социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.