принципов системно-деятельностного подхода, включает пять взаимосвязанных процессов, представленных в статье. Данная модель может применяться в учреждениях начального, общего и дополнительного образования для эффективного внедрения и реализации инновационных проектов.
Практика БОУ г. Омска «Гимназия № 117» подтверждает актуальность и эффективность применения предлагаемой модели к инновационным образовательным процессам.
Библиографический список
1. Глухова, С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] / С. Г. Глухова. — Режим доступа : http://wiki.iteach.ru/index. php/Инновационный_процесс_в_образовательном_учрежде-нии (дата обращения: 14.07.2014).
2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. — М. : Гуманит, 2001. — С. 157.
3. Тодосийчук, А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании / А. В. Тодосийчук. - М., 2005. - С. 185.
БОЙКОВА Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), директор БОУ г. Омска «Гимназия № 117», почетный работник общего образования РФ.
ПАНОВ Александр Вячеславович, студент гр. МУ-421 факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета. ФЕДОРОВА Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», докторант кафедры «Философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: a.v.panov_117@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.01.2015 г. © С. В. Бойкова, А. В. Панов, М. А. Федорова
№
УДК 378.22:338.46 д. н. КАЛИМУЛЛИНА
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Данная статья посвящена актуальным вопросам системы подготовки бакалавров. Подготовка профессиональных кадров, представляющих сферу туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, проблема подготовки кадров, бакалавр, мотивы, функции.
Актуальность. Интенсивное развитие туризма в современном обществе требует углубленного изучения процесса подготовки многопрофильных бакалавров туризма и туристской деятельности. Однако отечественными и зарубежными исследователями пока еще не выявлена совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих на современном этапе качественное улучшение подготовки высокопрофессиональных бакалавров [1]. Анализ проблем подготовки кадров для туристской индустрии, ее организационных и педагогических условий является актуальными и необходимым для принятия мер по превращению туризма в важный сектор экономики, социальной, оздоровительной, культурной познавательной сфер жизни населения нашей страны.
Туризм — явление многогранное, отражающее социальные условия жизни современного человека. В связи с глобализацией туризма, мобильностью людей, повышением уровня доходов и склонностью путешествовать современная модель подготовки конкурентоспособного специалиста для сферы туризма в значительной мере состоит из формирова-
ния профессиональных компетенций, базирующихся на профессиональных навыках и практическом опыте, полученном за время обучения в вузе и на местах учебных и производственных практик [2].
Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие
практических навыков и компетенций в процессе п
выполнения определенных видов работ, связанных §
с будущей профессиональной деятельностью [3]. Ь
Переход системы профессионального образования 9
на Стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО), од- §
ним из приоритетных направлений которых являет- |
ся компетентностный подход, ставит перед препода- Е
вателями и учеными-педагогами проблему усиления §
практической подготовки студентов. Подготовка 9
профессиональных кадров, представляющих сфе- Б
ру профессиональной деятельности в условиях С
туристского продукта, а также владеющих знани- Н
ями, умениями и навыками организации туристи- 9
ческих услуг, позволит подготовить компетентных |
выпускников-бакалавров, отвечающих современ- §
ным требованиям и тенденциям. Анализ научно- КЕ* методической литературы по теме исследования
указывает на существование объективного противоречия: между необходимостью повышения компетентности выпускников, представляющих сферу профессиональной деятельности в условиях туристской индустрии и недостаточной научной разработанностью проблемы компетентностного подхода в подготовке бакалавров для профессиональной деятельности в условиях туристской индустрии.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию формирования профессиональной компетентности будущего бакалавра туризма и педагогических условий их реализации.
Методы и организация исследования. Проведен анализ и обобщение литературных источников, анкетный опрос, тестирование. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма» в условиях кафедры «Социально-экономические дисциплины, сервис и туризм». В эксперименте приняли участие 150 студентов 1—4 курсов, обучающихся по бакалавриату «Сервис» (100100.62) и «Туризм» (100400.62). Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 г.
Результаты и их обсуждение. Основное направление концепции модернизации российского образования поставило перед образовательными учреждениями ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих качественные стороны подготовленности будущих специалистов, которые включают в себя целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [4]. В связи с присоединением России к Болонскому процессу и вступлением в Единое Европейское образовательное пространство профессиональная подготовка специалистов начинает осуществляться на основе компетентностного подхода.
Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего бакалавра туризма, способного свободно и активно мыслить, моделировать производственно-технологический процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии в профессиональной деятельности не до конца исследована. Профессионально компетентный бакалавр окажет позитивное влияние на формирование своих творческих способностей и умений; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, будет способствовать реализации собственных профессиональных возможностей. Мы можем полагать, что одной из основных целей подготовки кадров туристского профиля является разработка теоретически обоснованного и реализованного на практике комплекса педагогических условий формирования готовности выпускников по направлению «туризм» к сервисной деятельности в условия обучения в вузе [5]. Необходимо отметить, что, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения по направлению подготовки 100400.62 «Туризм», область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Объектами профессиональной деятель-
ности бакалавров туризма являются также индивидуальные и корпоративные клиенты и их потребности, туристский продукт, технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии, средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, развлекательные объекты и т.д. Бакалавры по направлению подготовки 100400.62 «Туризм» готовятся к таким видам профессиональной деятельности как проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная. Данные виды профессиональной деятельности должны быть сформированы у студентов в вузе, так как они непосредственно связаны с получением практических навыков и умений. Поэтому осмысление многообразия составляющих понятий «готовности» бакалавра туризма к сервисной деятельности позволило выделить категорию педагогических компетенций.
Следовательно, компетентность есть по существу — обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [6]. В нашем случае обладание компетенцией не только в сфере профессиональной деятельности бакалавра, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать туристическую деятельность, как во время обучения в вузе, так и на предприятиях сферы сервиса и туризма. Знание профессиональных компетенций бакалавров туризма позволили нам наполнить содержание готовности к профессиональной деятельности.
Педагогическое обеспечение формирования компетентности студентов по направлению «Туризм» и «Сервис» включает в себя комплекс педагогических условий: обучение студентов теоретическим и практическим основам туристской деятельности; условия, обеспечивающие самореализацию и рост компетентности в области туризма всех субъектов педагогического процесса; материальная поддержка учебно-воспитательной системы; приобщение студентов к организации и проведению туристской деятельности в вузе; создание благоприятного социально-психологического климата; органичное соединение теории и практики.
Модель формирования компетентности студентов вуза в области туризма является подсистемой открытого типа, встроенной в контекст учебной работы и практики вуза и включает в себя этапы: теоретико-методологический, организационный, де-ятельностный, аналитический.
На первом этапе исследования нами выделены функции, обусловливающие компетентность студентов в сфере туризма.
Гностическая: владение теоретическими, методическими и практическими знаниями в области туристической и сервисной деятельности; умение осуществлять сбор, анализ и обобщение информации, связанной с процессом организации деятельности.
В рамках реализации данной функции нами изучены теоритические аспекты туристической и сервисной деятельности.
Проектировочная: определение взаимосвязей своих психолого-педагогических воздействий с достижением стратегической цели и частными задачами развития всех сторон личности; прогнозирование возможных способов решения задачи обучения приему с выбором наиболее оптимального, реализация которого определяется как цель деятельности. В рамках реализации данной функции студентами
Таблица 1
Показатели мотивационно-ценностного компонента компетентности бакалавров до и после прохождения практики (баллы)
Мотивы профессиональной деятельности Этапы исследования Показатели относительной силы мотивов р
Исследуемые группы
Студенты, прошедшие практику по месту жительства Студенты, прошедшие практику за границей
Потребность в общении до 3,05±1,12 3,00±1,21 > 0,05
после 2,30±0,78 1,50±0,69 < 0,05
р < 0,05 < 0,05
Интерес к профессиональной деятельности в сфере туризма и сервиса до 4,15±1,23 4,20±1,44 > 0,05
после 3,75±1,11 2,65±1,23 < 0,05
р > 0,05 < 0,05
Профессиональные процессуальные мотивы до 2, 55±1,02 2,40±0,95 > 0,05
после 3,00±1,23 3,80±1,12 < 0,05
р < 0,05 < 0,05
Профессиональные результативные мотивы до 2,10±0,78 2,25±0,68 > 0,05
после 2,60±0,82 3,15±0,62 < 0,05
р < 0,05 < 0,05
Мотивы личностного саморазвития до 1,7±0,65 1,55±0,71 > 0,05
после 1,85±0,54 2,40±0,52 < 0,05
р > 0,05 < 0,05
Мотивы личностной самореализации до 1,45±0,38 1,60±0,45 > 0,05
после 1,50±0,67 1,50±0,55 > 0,05
Р > 0,05> 0,05 > 0,05
№
представлены проектные задания, включающие в себя цели, задачи, средства, методы и условия реализации поставленной цели а также те моменты, которые препятствуют получению положительного результата.
Конструктивная: анализ и отбор содержания учебного материала с учетом цели, частных задач обучения, структурно-логических связей между отдельными учебными элементами; оптимальный выбор средств, методов и форм организации деятельности и конкретных условий.
В рамках реализации данной функции студентам дано задание в разработке условий и подбор средств и методов для проектирования профессиональной деятельности.
Организаторская: рациональная организация процессов в соответствии с разработанными планами и конкретными условиями их реализации: сообщение учебной информации через логически верную, аргументированно и ясно выстроенную устную речь; формирование зрительного представления о действиях и движениях через живой показ; организацию процесса выполнения учебных заданий; контроль и коррекцию правильности выполнения учебных заданий; проведение мероприятий.
В рамках организаторской функции нами проведены мастер-классы специалистами на производстве.
Мотивационно-ценностной компонент является важным моментом для профессионального само определения студентов. Исследовали содержание мотивационно-ценностного компонента компетентности будущих бакалавров, куда входят отно-
сительно внутренние профессиональные мотивы (потребность в общении и интерес к деятельности), собственно профессиональные процессуальные и результативные мотивы и мотивы профессионального самоопределения (личностного саморазвития и личностной самореализации). В своей совокупности они определяют уровень развития интереса к деятельности в сфере сервиса и туризма.
В табл. 1 приведены исследованные показатели мотивов, включающиеся в мотивационно-ценност-ной компонент наблюдавшиеся у испытуемых бакалавров до и после прохождения практики.
Установлено, что в начале эксперимента бакалавры не различались между собой по средним значениям показателей мотивов деятельности. С целью повышения интереса и мотивации к профессиональной деятельности бакалавров нами проведены научно-практическая конференция, деловые игры, кейс-стади, собеседование по скайпу.
Наиболее значимыми для испытуемых обеих групп являлись относительно внутренние профессиональные мотивы — интерес к профессиональной деятельности туризма (4,15 и 4,20 балла) и потребность в общении (3,05 и 3,00 балла). Наименее слабыми являются мотивы личностного саморазвития бакалавра (1,70 и 1,55 балла) и мотивы личностной самореализации (1,45 и 1,60 балла). Анкетный опрос показал, что одним из значимых факторов выбора профессии является интерес к будущей профессиональной деятельности, который раскрывается в рамках реализации компетентносного подхода. Как правило, профессия по сервису и туризму выбирается теми, кто стремится сохранить себя в этой
о
от
Е
Т
Таблица 2
Численность студентов, проходивших практику за границей
№ Период прохождения практики Количество студентов
п/п
1. 2012 г. (с мая по октябрь) 45 человек
2. 2013 г. ( с мая по октябрь) 50 человек
3. 2014 г. (с мая по октябрь) 55 человек
области, но уже не в качестве потребителя, а в качестве профессионала.
О преобладании в мотивационной структуре испытуемых относительно внутренних мотивов профессиональной педагогической деятельности свидетельствуют и результаты исследования. У студентов обеих групп в начале эксперимента доминировали относительно внутренние профессиональные мотивы (3,60 балла), на второй позиции находились профессиональные мотивы (2,32 — 2,33 балла), наименее значимыми были мотивы профессионального самоопределения. За время обучения на втором-третьем курсах у студентов обеих групп наблюдались существенные изменения в показателях развития моти-вационного компонента. По результатам видно, что существенно снизилась относительная значимость потребности в общении как у испытуемых контрольной (от 3,05 до 2,30 балла), так и у испытуемых экспериментальной (от 3,00 до 1,50 балла) групп.
Формированию мотивационно-ценностного компонента способствовала возможность студентам проходить практику за рубежом, и их количество из года в год увеличивается (табл. 2).
Однако в результате анкетного опроса выяснилось, что студенты не обладают достаточным уровнем знаний по иностранному языку; существует психологический барьер, затрудняющий студентам сдачу онлайн-экзамена по иностранному языку; что подтверждает необходимость проведения дополнительных курсов иностранного языка перед отправлением студентов на практику.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к подготовке прохождения зарубежной практики будущих специалистов туризма, включающего ряд курсов (ан-
глийский язык, этика и эстетика, страноведение), для более качественной подготовки студентов. Таким образом, в процессе подготовки зарубежной практики необходимо включать в учебный процесс интерактивные формы проведения таких занятий, как деловые игры, кейс-стади, собеседование по скайпу.
Библиографический список
1. Чудновский, А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А. Д. Чудновский. - М. : Юркнига, 2005. - 428 с.
2. Третьякова, Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме / Т. Н. Третьякова. — М. : Издат. центр Академия, 2008. — 5 с.
3. Биржакова, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржакова. — СПб. : Издат. дом Герда, 2000. — 192 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 3. — Ст. 304.
5. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность / Г. А. Аване-сова. — М. : Аспект Пресс, 2005. — 150 с.
6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
КАЛИМУЛЛИНА Айгуль Назибулловна, аспирантка кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.
Адрес для переписки: kzm_diss@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.12.2014 г. © А. Н. Калимуллина
Книжная полка
Социальная педагогика : учеб. / Под ред. В. Загвязинского, О. Селивановой. - М. : Юрайт, 2014. -416 с. - ISBN 978-5-9916-2116-8.
В учебнике рассматриваются основные категории и функции социально-педагогической деятельности, принципы, методы и основные этапы социально-педагогического исследования. Охарактеризованы различные концепции и подходы к осуществлению профессиональной деятельности в разных сферах и отраслях, дано описание характеристики социально-педагогических технологий и специфики профессионального взаимодействия социального педагога с различными категориями клиентов. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ по специальности 031000 Педагогика и психология и 031300 Социальная педагогика, а также Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения по направлению подготовки 050407 Педагогика и психология девиантного поведения.
Для студентов вузов, осваивающих педагогические, социально-педагогические профессии, преподавателей, а также всех интересующихся проблемами социальной педагогики.