педагогические проблемы на страницах журнала «культура и образование»: аналитический обзор
Николай Николаевич ЯРОШЕНКО,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
Статья информирует об издательской деятельности журнала «культура и образование», который выходит в Московском государственном университете культуры и искусств. отмечается, что главная цель редакционной политики журнала — всестороннее рассмотрение образовательной деятельности в целом, а среди основных задач издания на первый план выходит создание единого информационного пространства, которое становится необходимым условием дальнейшего развития и совершенствования системы вузовской подготовки специалистов для сферы культуры и искусств. В статье подробно анализируются направления научных исследований проблем современного гуманитарного знания. в целом деятельность журналов такого профиля позволяет воссоздать систему целенаправленной информационной поддержки по конкретным направлениям научного поиска и воспитать у исследователей культуру использования современных источников научной информации.
Ключевые слова: культура, образование, публикация результатов научных исследований, вузовская подготовка специалистов для сферы культуры и искусств, проблемы гуманитарного знания.
The article informs about publishing the magazine "Culture and Education", which ing out at the Moscow State University of Culture and Arts. notes that the main purpose of the editorial policy of the journal a comprehensive review of the educational activities in general, and among the main objectives of the publication to the fore the creation of a common information space, which is a prerequisite for further development and improvement of the system of university training for the sphere of culture and arts. article analyzes in detail the direction of research problems present-ac humanities. in general magazines such activity profile allows playback to create a system focused information support in specific areas of scientific research and educate researchers culture using modern sources of scientific information.
Key words: culture, education, publication of research results, vuzovskye training for the sphere of culture and arts, humanities problems.
Современные публикации результатов научного исследования - особое явление научной жизни. Сегодня к периодическим изданиям, отражающих результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, предъявляются высокие требования. Они не только связаны с необходимостью повышения качества и глубины научных публикаций, но доступностью и востребованности периодического издания научной общественностью. Возможность дойти до читателя есть у каждого научного журнала, ведь большинство из них осуществляют специальные рассылки, имеют сетевые версии. И, судя по возрастающим показателям журналов в Российском индексе научного цитирования, отдельным журналам удается найти своего
читателя. Вместе с тем, приходится констатировать, что большинство периодических изданий не отличаются большими тиражами, а показатели их цитируемости оставляют желать лучшего. Как же установить четкий, постоянный и продуктивный контакт издателей и читателей? Здесь видится, как минимум, два пути. С одной стороны необходимо создать, а в некоторых случаях - воссоздать, систему целенаправленной информационной поддержки по конкретным направлениям научного поиска. С другой - воспитать у исследователей культуру использования современных источников научной информации. Оба направления чрезвычайно обширны и, признаемся, достижение заветной цели по каждому из них нужно признать трудно осуществимым.
Движению к заветной цели в определённой мере могут способствовать информационно-аналитические материалы, обзоры и рецензии. Эти жанры научных публикаций должны стать постоянной составляющей современных изданий, в том числе, выпускаемых в вузах культуры и искусств России.
В Московском государственном университете культуры и искусств с 2008 года выходит журнал «Культура и образование», издание которого отражает потребность ученых всесторонне осмыслять развитие особенности отраслевой системы образования. На фоне стремительного формирования многоуровневой системы связей с другими образовательными системами, государственными и общественными институтами, зарубежными университетами и образовательными центрами возникла потребность в издании, являющимся «площадкой» для содержательного рассмотрения образовательной деятельности в целом и ее специфики в сфере подготовки кадров культуры. Поэтому среди основных задач издания на первый план выходит создание единого информационного пространства, которое становится необходимым условием дальнейшего развития и совершенствования системы вузовской подготовки специалистов для сферы культуры и искусств.
Решая задачу обеспечения всестороннего и полномасштабного информирования субъектов образовательной и научной деятельности в сфере культуры и искусств о текущем состоянии отраслевой науки, по вопросам организации научно-исследовательской деятельности научных коллективов, обществ молодых ученых, студенческих научных обществ, редакция осуществляет публикацию материалов по актуальным направлениям научного поиска.
Среди наиболее актуальных проблем современного гуманитарного знания выделяется особая группа, которую составляют исследования сущности, специфики и тенденций образования в сфере культуры. Эти аспекты, весьма значимые для развития отраслевого образования всесторонне рассматривались на страницах рецензируемого журнала. Главный вектор исследований - анализ общих, глобализа-ционных процессов и их влияния на образование.
Профессор В.А. Тихонова отмечает противоречия современного глобализации и их проявления в духовной сфере, в тенденциях унифицирования культуры, в угрозе уничтожения культурно-национальной идентичности, в агрессивной вестернизации «массовой культуры»[16], что, безусловно, затрудняет интеграцию российского образования в сфере культуры и искусств в мировое образовательное пространство. Эту мысль в определенной мере подтверждают исследование А.Я. Флиера [17], посвященное новой культурологической парадигме современного образования, сформировавшейся и обретшей актуальность в контексте «культурного поворота» современного социального развития, а также исследования цивилизационных вы-
зовов современности (В.А. Ремизов [14]), диалога культур (С.М. Оленев [11]), межкультурного взаимодействия (В.Н. Осташкин [12]) и др.
В рамках онтологического подхода к интерпретации феномена образования в сфере культуры и искусства В.А. Ремизов и В.С. Садовская выделили следующие его модульные признаки: «непрерывность, многоуровневость, преемственность; сочетание фундаментальности, художественности и рациональности, которые и придают ему самобытность»[14].
Вопросы институционального статуса вузов культуры и искусств, программы их развития являлись предметом научных публикаций руководителей Московского государственного университета культуры и искусств (Р.Г. Абдулатипов [1], В.В. Афанасьев [3], Т.В. Кузнецова [8]), а также других вузов страны.
Вузы культуры и искусств уникальные субъекты международного образовательного пространства (Л.С. Жаркова [6]). Их самобытность, направленность на воспитание творческой личности (А.А. Аронов [2]) и узкая нацеленность на сферу профессиональной деятельности в искусстве и культуре с одной стороны, является базовым преимуществом, а с другой - не всегда встречает понимание у зарубежных коллег.
Профессор И.В. Малыгина справедливо указывает на то, что, «говорить о «едином» мировом образовательном пространстве на сегодняшний день можно лишь с большой долей условности, как о желаемой идеальной модели, основанной на принципе поликультурной целостности, и существующей пока, увы, лишь в тенденции». По мнению исследовательницы, более адекватным современному положению дел является понятие «международное образовательное пространство», которое может быть отличается «высокой степенью эклектичности, представляет собой довольно пеструю мозаику из национальных научных школ и образовательных традиций, включенных в систему более или менее стихийного международного сотрудничества. Результаты подобного сотрудничества зачастую бывают слабо прогнозируемыми и даже деструктивными, а возможности управленческих воздействий на интеграционные процессы в сфере образования до сих пор остаются весьма ограниченными» [9, С. 29]. Этот вывод оказывается справедливым и для стран СНГ, сотрудничество с которыми должно выступать приоритетом международной интеграции образовательных систем [10].
И.В. Малыгина делает обобщающий вывод: «прививка западных образовательных стандартов на российскую почву вызвала болезненную и неоднозначную реакцию российского университетского сообщества» [9, С. 30].
В этой связи современные российские исследователи считают необходимым формирование «консолидированной идеологии международного сотрудничества в области подготовки кадров для сферы культуры и искусств» [22] именно сотрудничества, а не уничтожения уникальных достижений российского образования в сфере культуры. В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении новых методических и практических подходов к взаимодействию национальных систем подготовки кадров культуры и искусств, начиная от государственных образовательных стандартов и заканчивая оценкой уровня профессиональной успешности и социальной мобильности выпускников. Эти вопросы стали предметом обсуждения на уровне Международных симпозиумов «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», отчеты о работе которых можно найти на страницах рецензируемого журнала.
Изучение инновационной практики определяет границы предметного поля подготовки специалистов сферы культуры.
В публикациях профессора А.Д. Жаркова рассматривается социально-культурная политика государства как важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности [5]. Автор анализирует социально-культурную политику государства, которая определяет и регулирует деятельность центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий, а также общественных и коммерческих организаций, в своей работе ориентированных на цели, которые перед ними ставятся прямо или косвенно и затрагивают интересы всех слоев населения.
В журнале также рассматриваются современные процессы оптимизации, реорганизации и других преобразований, затрагивающих деятельность учреждений и организаций культуры. Отмечается, что на предыдущих исторических этапах система бюджетных учреждений работала в отрыве от актуальных требований к развитию государственного и муниципального управления и финансировалась вне зависимости от объёма и качества оказываемых услуг (В.В. Чижиков [18]). Всесторонне анализируется организация финансирования учреждений культуры, взаимодействие всех органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных культурных проектов и программ, направленных на развитие отдельных отраслей культуры, сохранение и использование культурного наследия, увеличение культурной привлекательности регионов и повышение качества предоставляемых услуг в сфере культуры, дается анализ зарубежной практики финансирования (В.М. Чижиков [19]) и творческого предпринимательства (Т.Н. Су-минова [15]). Одной из важнейших составляющих творческого предпринимательства признается арт-менеджмент как менеджмент в сфере искусства, а в качестве субъекта креативной экономики, творческой индустрии и региональной политики в сфере культуры и искусства выступает арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал арт-индустрии, организатор бизнес-деятельности и предприниматель (продюсер, антрепренер, импресарио и т.д.) в сфере искусства, чья деятельность связана с использованием бизнес-механизмов для реализации креативной идеи, проектирования арт-бизнес-пространства, генерации арт-проекта как продукта интеллектуальной деятельности и объекта авторского права и смежных прав, и т.д.
Ещё одним направлением исследований является анализ вопроса о реформировании и возрождении высшего профессионального образования, о необходимости преемственности в профессиональной педагогике и роли традиционного классического образования в России. По мнению профессора А.Г. Казаковой, «результативность решения социально-экономических, материально-технических, психологических, культурологических, педагогических задач во многом зависит в современных условиях от выполнения высшим учебным заведением своей особой роли в подготовке высококвалифицированных перспективных кадров путем улучшения качества образования и воспитания студентов» [7, С. 9].
Следовательно, возникает необходимость усиления контроля качества высшего профессионального образования и внедрения в практику новых процедур аттестации, аккредитации (В.В. Болочагина [4]).
Сегодня также уделяется много внимания обобщению методических подходов к воспитанию личности будущего специалиста, развитию его социально-культурной активности. Так, к примеру, профессор Н.В. Шарковская раскрыла структуру
и содержание этого процесса на основе полученных ею результатов диагностики уровня социально-культурной активности у студентов очного и заочного отделений Московского государственного университета культуры и искусств [21].
Таким образом, публикации в научном журнале «Культура и образование» способствуют обмену опытом, инновациями, инициативами в сфере вузовской подготовки кадров культуры и искусств. Журнал стремится обеспечить формирование информационной основы для взаимодействия с зарубежными научными и образовательными центрами подготовки кадров для сферы искусства и культуры.
При этом глубокие методологические выводы, сделанные исследователями, оставляют надежду на то, что вопреки жесткому реформированию, образование в сфере культуры сохранится и продолжится, ибо изменению не подлежит его основа - стремление воспитать творческую интеллигенцию, культурную элиту, ответственную за сохранение культурного достояния, духовного единства и самобытности народов нашей страны.
Примечания
1. Абдулатипов Р.Г. Духовные идеалы современности и образование // Культура и образование. - 2009. № 2 (6). - С. 9-12.
2. Аронов А.А. Гений: попытки идентификации // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 54-59.
3. Афанасьев В.В. Вузы культуры и искусств - модели университетов третьего тысячелетия // Культура и образование. - 2008. № 3 (3). - С. 9-17.
4. Болочагина В.В. Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию // Культура и образование. - 2013. № 2-4 (11). - С. 15-18.
5. Жарков А.Д. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 65-72.
6. Жаркова Л.С. Международное сотрудничество Московского государственного университета культуры и искусств // Культура и образование. - 2010. № 1 (7). - С. 49-59.
7. Казакова А.Г. Реформа и возрождение современной высшей профессиональной школы // Культура и образование. - 2013. № 2-4 (11). - С. 8-14.
8. Кузнецова Т.В., Стрельцов В.В., Солдатов В.М. Стратегические ориентиры развития МГУКИ в контексте реализации культурной политики России // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 18-24.
9. Малыгина И.В. Университет как субъект международного образовательного пространства // Культура и образование. - 2008. № 3 (3). - С. 28-31.
10. Мухаметшин Ф.М. Поддержка соотечественников, проживающих в государствах СНГ // Культура и образование. - 2010. № 2 (8). - С. 15-18.
11. Оленев С.М. К вопросу о современной специфике исследований диалога культур // Культура и образование. - 2008. № 4 (4). - С. 8-12.
12. Осташкин В.Н. Перспективы современного межкультурного взаимодействия // Культура и образование. - 2014. № 3 (14). - С. 3-9/
13. Ремизов В.А. Глобализационный культурный процесс и образование // Культура и образование. - 2008. № 4 (4). - С. 3-7.
14. Ремизов В.А., Садовская В.С. Профиль и анфас современного образовательного процесса в сфере культуры и искусства // Культура и образование. - 2014. № 3 (14). - С. 48-52.
15. Суминова Т.Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства // Культура и образование. - 2014. № 1 (12). - С. 103-109.
16. Тихонова В.А. Проблемы культурной политики в условиях глобализации // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 14-17.
17. Флиер А.Я. Культурологическая парадигма образования: к определению понятия // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 25-31.
18. Чижиков В.В. Новые ресурсы социокультурных преобразований в сфере культуры // Культура и образование. - 2014. № 1 (12). - С. 77-85.
19. Чижиков В.М. Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности // Культура и образование. - 2013. № 1 (10). - С. 73-78.
20. Чижиков В.М. Финансирование культуры: зарубежная практика // Культура и образование. - 2014. № 1 (12). - С. 86-97.
21. Шарковская Н.В. Организационные основы формирования социально-культурной активности личности будущего специалиста // Культура и образование. -2009. № 1 (5). - С. 22-25.
22. Ярошенко Н.Н. Разработка нового поколения государственных стандартов российского образования в сфере культуры в контексте мировой образовательной интеграции // Культура и образование. - 2008. № 3 (3). - С. 37-42.