Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ДИСЦИПЛИНА "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК" / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ" / НОВАТОРСКИЙ ОПЫТ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Оксана Геннадьевна, Пилипер Алексей Вячеславович

Современные инновационные и профессиональные компьютерные технологии преобразуют и совершенствуют устоявшуюся систему обучения бакалавров-дизайнеров, обогащают новыми методами и вносят разнообразие в традиционные системы преподавания академического рисунка, направлены на повышение эффективности обучения - получение наилучшего результата педагогической деятельности. Авторами проведен анализ традиционных методов, используемых ведущими преподавателями дизайнерских высших учебных заведений. Описаны собственные новаторские методы преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам. Их применение апробировано в процессе педагогической практики авторов. Выявлены возникающие педагогические проблемы при использовании данных методов по отдельности. Эти проблемы можно решать путем комбинирования инновационных и традиционных методов обучения. Наилучший результат педагогической деятельности достигается при использовании инновационных методов в качестве вспомогательных по отношению к традиционным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF ARTISTIC TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE METHODS OF TEACHING ACADEMIC DRAWING DURING THE TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN

Modern innovative and professional computer technologies transform and improve the established system of training for bachelors of design, enrich them with new methods and add variety to the traditional systems of teaching academic drawing, and are aimed at increasing the effectiveness of training and obtaining the best results of pedagogical activity. The authors analyzed the traditional methods used by leading teachers of design in higher education institutions. The authors’ own innovative methods of teaching academic drawing to bachelors of design are described. The application of traditional and innovative methods was tested in the process of teaching practice of the authors. The pedagogical problems when using these methods separately are revealed. These problems can be resolved by combining innovative and traditional teaching methods. The best results are achieved by using innovative methods as auxiliary in relation to traditional ones.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

УДК 372.874 ББК 74.480.05

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-123-132

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

О. Г. Макарова, А. В. Пилипер

Аннотация. Современные инновационные и профессиональные компьютерные технологии преобразуют и совершенствуют устоявшуюся систему обучения бакалавров-дизайнеров, обогащают новыми методами и вносят разнообразие в традиционные системы преподавания академического рисунка, направлены на повышение эффективности обучения - получение наилучшего результата педагогической деятельности. Авторами проведен анализ традиционных методов, используемых ведущими преподавателями дизайнерских высших учебных заведений. Описаны собственные новаторские методы преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам. Их применение апробировано в процессе педагогической практики авторов. Выявлены возникающие педагогические проблемы при использовании данных методов по отдельности. Эти проблемы можно решать путем комбинирования инновационных и традиционных методов обучения. Наилучший результат педагогической деятельности достигается при использовании инновационных методов в качестве вспомогательных по отношению к традиционным.

Ключевые слова: дизайн, педагогические проблемы, академический рисунок, дисциплина «академический рисунок», художественные традиции, «обратная связь», новаторский опыт, инновации в образовании, информационные технологии, профессиональные компетенции.

Для цитирования: Макарова О. Г., Пилипер А. В. Педагогические проблемы художественных традиций и новаторства методики преподавания академического рисунка при подготовке

бакалавров-дизайнеров // Наука и школа. 2021. № 4. С. 123-132. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-123-132.

© Макарова О. Г., Пилипер А. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF ARTISTIC TRADITIONS

AND INNOVATIONS IN THE METHODS OF TEACHING ACADEMIC

DRAWING DURING THE TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN

O. G. Makarova, A. V. Piliper

Abstract. Modern innovative and professional computer technologies transform and improve the established system of training for bachelors of design, enrich them with new methods and add variety to the traditional systems of teaching academic drawing, and are aimed at increasing the effectiveness of training and obtaining the best results of pedagogical activity. The authors analyzed the traditional methods used by leading teachers of design in higher education institutions. The authors' own innovative methods of teaching academic drawing to bachelors of design are described. The application of traditional and innovative methods was tested in the process of teaching practice of the authors. The pedagogical problems when using these methods separately are revealed. These problems can be resolved by combining innovative and traditional teaching methods. The best results are achieved by using innovative methods as auxiliary in relation to traditional ones.

Keywords: design, pedagogical problems, academic drawing, discipline „academic drawing", artistic traditions, feedback, innovative experience, innovations in education, information technology, professional competencies.

Cite as: Makarova O. G., Piliper A. V. Pedagogical problems of artistic traditions and innovations in the methods of teaching academic drawing during the training of bachelors of design. Nauka i shkola / Science and School. 2021, No. 4, pp. 123-132. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-123-132.

Сегодня большая часть профессиональных компетенций дизайнера связана с использованием инновационных компьютерных технологий. В то же время владение навыком создания рисунка способствует развитию практических умений и профессиональных компетенций, формированию графической культуры будущих дизайнеров и оказывает положительное влияние на освоение графических компьютерных программ. Традиционные методики преподавания академического рисунка не уделяют достаточно внимания инновационным технологиям. В связи с этим возникает проблема совмещения художественных традиций и новаторства при разработке методики преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам. Для определения правильного пропорционального соотношения

традиционных и новаторских методов важно изучить педагогический опыт высших учебных заведений в исследуемой области и самих авторов.

Специфика профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО 54.03.01 дизайн (уровень бакалавриата), должна проявляться в рисунке, базируясь на основах академического рисунка. Выполнение практических (лабораторных) работ по академическому рисунку направлено на формирование умений владеть различными видами творческой работы в художественной деятельности, такими как проектная графика, конструирование, макетирование. Такие умения способствуют развитию творческого мышления и профессионального восприятия.

«Глобализация и современное мировое общество диктуют необходимость формирования творчески активной личности,

обладающей способностью эффективно и индивидуально решать новые жизненные проблемы» [1, с. 88]. Организация творческих способностей и активности каждого бакалавра-дизайнера является одной из основных задач государства в современном обществе, что, в свою очередь, требует усовершенствовать процесс образования.

На сегодняшний день в России так же, как и в XIX в., умение работать графическими материалами при рисовании деталей, предметов интерьера и быта, сцен ландшафта и зарисовке интерьера имеет большое значение в подготовке современного дизайнера. Если рассмотреть пример французских дизайнерских или коммерческих школ декоративного искусства середины XIX в., то в них придерживались мнения, что для производства разнообразных товаров, конкурентоспособных на мировом рынке, конструкторам-дизайнерам бытовых предметов важно было владеть основами формирования хорошего вкуса. Основой хорошего вкуса в эпоху XIX в. являлись классические формы, базирующиеся на утонченном стиле античной скульптуры и архитектуры. По мнению современного ученого С. П. Ломова, сегодня «дизайн ориентирован по самым разнообразным параметрам человеческой деятельности и культуры. Через эстетическую организацию всей предметной среды дизайн оказывается связанным с духовными и художественными аспектами культуры» [2, с. 7]. Исследуя художественные традиции академического рисунка, мы основывались на методиках и рабочих программах дисциплин преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам ведущих преподавателей - Д. О. Антипиной, Н. С. Ка-зарина, Т. Е. Гудавы, Э. Р. Камаловой, В. В. Хамматовой, А. Ю. Миротворцевой, А. М. Савинова, В. В. Хабловского и таких дизайнерских высших учебных заведений, как Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна (СПГУПТД), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА), Кемеровский государственный институт культуры (КемГик), Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), Вятский государственный университет (ВятГу), Московский государственный областной университет (МГОУ).

В СПГУПТД придерживаются мнения, что академический рисунок в системе обучения бакалавров-дизайнеров неизменно является важнейшим звеном в обучении большинству видов искусств. В подтверждение приводится высказывание Микеланджело, что рисунок определяют как высшую точку для живописи, скульптуры, архитектуры; рисунок - это душевный источник всех видов живописи, корень всякой науки [3, с. 197]. Рисунок «от руки» является началом подготовительного этапа проекта - реализация творческого образа, идеи дизайн-проекта. В процессе формирования профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров выстраивается изобразительная культура и развивается художественный вкус. В содержание профессионально-технической подготовки входят такие базовые умения и навыки, как:

• владение этапами ведения работы;

• видение формы, объема предметов;

• умение передачи их на формате листа;

• ощущение пропорций частей предметов и предметов относительно друг друга;

• передача градаций тона;

• способность применять различные виды перспективы;

• владеть цельным видением;

• владение натренированным, поставленным глазомером и уверенной твердой рукой.

Изучение рисунка основано на закономерностях строения конструкции

предметов, изображения их с учетом законов природы. Наиболее важным умением будущего дизайнера является передача объемных пространственных форм на плоскости листа. Программа курса по рисунку составлена как пропедевтическая для бакалавров-дизайнеров. В последующем на старших курсах они изучают дисциплину «прикладная графика», которая является ее логическим продолжением.

Отличительной особенностью методики преподавания СПГХПА является использование в дизайнерском рисунке основ классического рисования для передачи формы предметов через восприятие их внутренней структуры, позволяя как бы «поселиться в ней, строить ее изнутри» при создании дизайнерской композиции. Дизайн должен быть функциональным и рациональным. При этом натуру предпочитают передавать условным, обобщенным изображением, используя законы декоративного рисования, в соответствии с задачами отделения, на котором обучается студент. Рисунок приобретает более конструктивные, декоративные, смелые черты в композиционном решении.

В отличие от академии имени А. Л. Штиглица, в КемГике основной целью является глубокое освоение академического рисунка. При изучении научно-теоретических основ развивают способности применения практического опыта реалистического изображения натурных объектов окружающей действительности, а также формируют конструктивно-пространственное и художественно-образное мышление, графическую культуру дизайнера.

Рассматривая методику преподавания рисунка в КНИТУ, можно выделить следующие принципы: рисование с натуры и процесс обучения строится от простого к сложному. При выполнении заданий по рисунку, студенты решают функциональные и конструктивные задачи.

В ВятГу процесс преподавания академического рисунка рассматривается как целостная педагогическая система, в основу которой положены профессионально подготовленные упражнения для развития у студентов системного мышления и методических принципов выполнения рисунка. Повторение и систематизация знаний студентов является основным условием функционирования системы преподавания рисунка [4, с. 5].

В МГОУ убеждены, что обладание мастерством рисунка способствует новому восприятию окружающего мира, позволяет фиксировать свои наблюдения за красотой природы. Основная цель профессиональной подготовки не будет достигнута, если бакалавры-дизайнеры не овладеют принципами создания графического художественного образа, не разовьют в себе способность совмещать в процессе создания образа эмоциональное и рациональное начала с аналитическим способом рисования. В программе обучения рисунку используются несколько видов графического изображения. На первом курсе в основном опираются на конструктивный и линейно-конструктивный рисунок с небольшой тональной проработкой. Постепенно пропорциональное соотношение линейного и тонального рисунка в работах студентов смещается в сторону второго. В чистом виде тональный («живописный») рисунок используется при условии развитого понимания конструкции и умения «работать отношениями». На третьем курсе желательно выйти на систематику тонально-конструктивного рисунка, в котором эффективно сочетаются конструкция и тон.

Стоит признать, что в изученных методиках и программах не отражены особенности преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам с использованием инновационных технологий.

Важно обратить внимание на то, что дисциплина «Академический рисунок»,

которая преподается на ММ курсах в МГОУ, содействует обучению основам академического рисунка. «Овладев рисунком, художественной грамотой, учащийся обретает основательную профессиональную подготовку, без которой просто нельзя называться серьезным художником, невозможно изобразительно воплотить емкий художественный образ» [5, с. 292]. В будущем следует не прекращать работать над ее совершенствованием и развитием. Понятие «академический рисунок» стоит рассматривать как название дисциплины. Дисциплина «Академический рисунок» подразумевает: обучение бакалавров-дизайнеров владению рисунком на практике, при составлении дизайнерских проектов. Дизайнеру требуется свободное владение изобразительными графическими средствами передачи формы и объема предмета в пространстве, самого пространства, то есть важно формирование у бакалавров-дизайнеров знаний, умений и навыков в области академического рисования и художественной графики. Тогда как «Академический рисунок» стоит понимать как «систематическую учебную дисциплину, осваиваемую в процессе профессионального художественного обучения и ориентированную на классические образцы, основанные на традициях, берущих начало в античной греко-римской и ренессанс-ной культурах, развитые впоследствии художниками академического направления» [6, с. 5].

На практических (лабораторных) занятиях дисциплина предполагает обязательное изучение академического рисунка геометрических тел, малых архитектурных форм, драпировок, рисование гипсовых копий с античных образцов и т. д.

Процесс обучения бакалавров-дизайнеров на практических (лабораторных) занятиях академическим рисунком состоит из длительных аудиторных работ и быстро выполняемых набросков и

зарисовок под руководством преподавателя с применением личностно-ориенти-рованных технологий. Более точная проработка в длительных работах по академическому рисунку не только развивает терпение, усидчивость и внимательное отношение, но и формирует умение видеть ошибки, исправлять их, относиться к своим работам критично.

При обучении рисованию одной из основных целей следует считать правильную передачу формы объектов графическими средствами и умение с пониманием создавать иллюзию глубины пространства на формате листа. «Данные требования к работам предъявляются вне зависимости от используемой методики или общих целей и задач реализуемой программы по рисунку, которая может заканчиваться рисованием гипсовых голов или сложными тематическими фигуративными постановками» [7, с. 125]. Заявленное условие выполняется применением многочасовых аудиторных занятий с преподавателем и живых мастер-классов. Методы преподавания под руководством преподавателя, связаны с повышением познавательной вовлеченности студентов, интереса, учебных достижений и развитием академических компетенций.

Одним из основных методов преподавания под руководством является рисование с натуры, базирующееся на традиционных академических правилах. «В процессе рисования с натуры происходит формирование естественно-научной картины окружающего мира, в сознании учащихся. Как заметил С. П. Ломов, в то время, когда человечество может существовать в иллюзорном, проектируемом мире при помощи компьютера, возвращаться в реальные условия становится все труднее, и постепенно компьютерные технологии становятся хозяевами положения, незаметно сра-щиваясь с человеком, определяя его ки-берсущность» [8, с. 179].

Основная задача преподавателя - передать собственный новаторский опыт и

познакомить своих студентов с уже известными и апробированными знаниями, практическим опытом в искусстве создания рисунка. В рамках данной статьи новаторский опыт понимается как ранее не используемый, новый опыт преподавателя, который содержит научные знания, полученные во время его педагогической деятельности, выходящие за рамки имеющихся научных знаний. Он отличается системной перестройкой преподавателем собственной педагогической деятельности, что дает возможность получить важный и устойчивый рост эффективности педагогического процесса. По мнению общепризнанного теоретика искусств и педагога, «...элементарная изобразительная грамота, законы, установленные великими мастерами на основе внимательного наблюдения и изучения природы, для нас такой же ценный материал, как достижения прошлого в любой другой науке, -они являются базисом для построения нового» [9, с. 12].

При проведении аудиторного занятия преподаватель использует мастер-классы, на которых на собственном примере демонстрирует применение изучаемых методов рисунка, выработанных за время своей профессиональной деятельности. Кроме того, мастер-класс предоставляет возможность студенту ощутить себя внутри выбранной профессии и понять, чем придется заниматься в дальнейшем, оценить и проверить на практике свой уровень знаний и умений в выбранной области [10, с. 23]. Не считая применения основ грамотного рисунка, закономерностей построения форм, композиции, перспективы, пропорционального соотношения, художественного образа в рисовании, важна чистота технического исполнения.

Для формирования профессиональных компетенций бакалавров-дизайнеров в программу следует включить «изучение творчества ведущих мировых специалистов в области художественно-эстетического освоения окружающей

среды. Посещение со студентами памятников архитектуры, проектно-худо-жественных выставок, специализированных салонов, архитектурных студий, проектно-дизайнерских бюро. Изучение, обсуждение и оценку проектно-графических, проектно-художественных, как учебных, так и творческих работ студентов. Личную (собственно-авторскую) проектно-творческую деятельность по воплощению проектных разработок в реальные объекты в материале с использованием традиций изобразительного искусства» [11, с. 108].

Из общего вывода произведены частные выводы и суждения дедуктивным методом. Во время педагогической практики авторов преподавания академического рисунка традиционными методами и опроса преподавателей, ведущих дисциплину «Академический рисунок» бакалаврам-дизайнерам, выявлены следующие педагогические проблемы:

• отсутствие у студентов возможности вне аудитории увидеть демонстрацию того или иного художественного процесса, демонстрируемого преподавателем;

• для повтора и просмотра теоретического материала у студентов затрачивается большое количество времени, которое можно было бы использовать на выполнение лабораторных работ;

• в формате очного обучения обсуждение проблем проведение семинаров возможно только при личной встрече субъектов;

• на выставках, проводимых в очной форме, работы студентов и преподавателей демонстрируются узкому кругу лиц;

Разработки в области образования конца XX начала XXI вв. радикально изменили методические основы процесса обучения в высшей школе. Совместно с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными методами обучения широко внедряются инновационные методы преподавания. Например, в некоторых учебных заведениях происходит замена

части лекционных занятий видеолекциями и применение видео-мастер-классов с пояснениями в качестве альтернативы практическим и очным занятиям с преподавателем. Информационные технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса и влияют на форму, средства, содержание и методы обучения. Важно отметить, что значительный перекос в сторону компьютерных технологий, наблюдаемый в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, может привести к профессиональной деградации. Необходимо не отказываться от преподавания академического рисунка в очной форме, а совмещать его с использованием новаторских методик, средств и форм преподавания, обеспечивая формирование и развитие профессиональных компетенций у бакалавров-дизайнеров.

Советуем изучить необходимые инновационные составляющие системы обучения бакалавров-дизайнеров, они призваны вовлекать студентов в качестве активных участников их собственного обучения, направлены на расширение сферы ответственности, позволяют студенту подбирать информацию, обрабатывать ее, думать, анализировать, решать проблемы, синтезировать, критиковать, использовать и т. д., которые, по нашему мнению, являются важными:

• Видео-мастер-классы - это способ донести информацию до студента вне аудитории либо в аудитории как дополнение к объяснению преподавателя и мастер-классов демонстрируемым вживую. Они носят ознакомительный характер, у слушателей есть возможность повторно просматривать информацию, вызывающую затруднения.

• Видеолекция (видео-мастер-класс с пояснениями) - это передача озвученных видеообразов, которым сопутствует ани-мированная графика. В содержание видеолекций можно включать обсуждение самых важных проблем и путей их решения, рассматривать признанные мнения

ведущих специалистов в изучаемой области (из других регионов и иностранных специалистов), разбирать и анализировать типичные ошибки и примеры различных практик. В нужный момент видеолекцию можно остановить, вернуться в раздел лекции, который вызвал затруднения или требует уточнения, воспользоваться дополнительными источниками для разъяснения, например, книжными, и продолжить просмотр нового материала.

• Видеоконференцсвязь современная услуга сетей телекоммуникации, дающая возможность в режиме реального времени (онлайн) дискутировать и вести общую работу субъектам на любом расстоянии.

• Видеосеминары - вид учебно-практических занятий, на которых у студентов имеется возможность выступить с сообщением, докладом, рефератом, посвященным научным исследованиям под руководством преподавателя. В данной форме занятий преподаватель координирует дискуссии на тему семинара. Для проведения занятия используется видеоконференцсвязь.

• Виртуальные выставки художественных работ студентов и преподавателей способствуют демонстрации их широкой аудитории на любом расстоянии. Их проведение способствует расширению границ представления результатов работы и популяризации учебного заведения.

Использование вышеперечисленных форматов работы со студентами в педагогической практике выявило проблемы:

• видео-мастер-класс не может передать многие художественные составляющие теории академического рисунка, например, передачу светотеневой градации на предметах и в пространстве, продемонстрировать вживую основы перспективы;

• отсутствует непосредственное общение студента с преподавателем, которое является неотъемлемой составной частью индивидуально-личностного подхода в обучении;

• не каждый студент может самостоятельно выделить главные аспекты лекции, на которых в живой лекции делается акцент преподавателем;

• не обеспечивается достоверная передача тональных отношений, необходимая в области академического рисунка, без использования дорогостоящей профессиональной записывающей и воспроизводящей аппаратуры, пока недоступной большинству вузов и студентов.

Применение только этих форматов обучения является асинхронным дистанционным обучением, у студентов формируется психологический дискомфорт, который возникает вследствие того, что они лишаются общения с преподавателем напрямую, очно. Это связано с тем, что при работе дома, в одиночестве, все, что окружает студента, является отвлекающим фактором, а не помогает в обучении: например, звонок по телефону, уведомления о новых сообщениях, присутствие дома близких и т. д. У преподавателя нет возможности оценить реакцию студента, и само виртуальное общение представляет собой опасность утраты креативности и сотрудничества, возникающие во время непринужденной совместной деятельности. Это резко снижает качество работы.

Эффективный образовательный процесс предполагает наличие интерактивной доски, мультимедийного проектора, экрана для демонстрации видеоматериалов и педагогического рисунка в аудиториях во время очных занятий. Укомплектованность учебных аудиторий подобным оборудованием недостаточная. Настройка поставляемого оборудования не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к передаче изображения художественных произведений. Специалистов, способных выполнить эту настройку, в учебном заведении недостаточно. Для полноценного использования оборудования требуется

специальная подготовка профессорско-преподавательского состава.

И наконец главная проблема при внедрении онлайн-обучения - это потеря взаимосвязи между преподавателем и студентом. У преподавателя нет возможности в полной мере использовать лич-ностно-ориентированный и личностно-деятельные подходы, поскольку очень затруднительно определить в дистанционном формате ЗУНы студента, его личные художественные способности, чтобы разработать индивидуальную траекторию учебного процесса студента, единственную в своем роде, для определения и развития его творческого потенциала. Преподаватель при дистанционном обучении из учителя и воспитателя, стимулирующего студента к общему и профессиональному развитию, создающего условия для самостоятельного развития, превращается в «стороннего наблюдателя», что является недопустимым в области преподавания художественных дисциплин, и особенно академического рисунка.

Для формирования общего вывода был применен индуктивный метод. После сбора отдельных суждений по проблеме исследования сделаны следующие выводы:

• способы подачи информации путем видео, применение компьютерных технологий и другие современные инновации являются дополнением к традиционным методам преподавания в сложившейся системе обучения бакалавров-дизайнеров и способствуют достижению лучшего результата педагогической деятельности.

• следует отметить, что совмещение традиционных и новаторских методов обучения академическому рисунку содержит уход от упрощенных, непродуманных и устаревших способов преподавания художественно-эстетических дисциплин и направлено на устранение стереотипных, обыденных проектов, объектов и произведений, помогает

сформировать маневренность и пластичность мышления, которые являются важной профессиональной составляющей дизайнера.

В статье рассмотрены педагогические проблемы совмещения художественных традиций и новаторского подхода в преподавании академического рисунка бакалаврам-дизайнерам, проведен сравнительный анализ программ и методик преподавания академического рисунка бакалаврам-дизайнерам. В результате

исследования авторы предлагают совместное использование традиционных и новаторских методов преподавания дисциплины «Академический рисунок». Наилучшего результата педагогической деятельности можно достичь при использовании инновационных методов в качестве вспомогательных по отношению к традиционным. Результаты исследования могут быть использованы при написании программ, разработки методических рекомендаций и практикумов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аманжолов С. А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода к обучению школьников изобразительному искусству // Наука и школа. 2015. № 5. С. 88-92.

2. Ломов С. П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования // Педагогический журнал Башкиртостана. Уфа, 2010. № 5. С. 7-11.

3. Мастера искусства об искусстве. М., 1996. Т. 2.

4. Савинов А. М. Методология проектирования системы преподавания академического рисунка и ее апробация в дизайн-образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1866-1870. URL: http://e-koncept.ru/2014/54637.htm (дата обращения: 11.02.2021).

5. Бабияк В. В. Искусство уникальной графики // Анализ и интерпретация произведения искусства. М., 2005.

6. Антипина Д. О. Академический рисунок: учеб. пособие. СПб.: ФГБУВПО «СПГУТД», 2013. 77 с.

7. Чистов П. Д. Методологические основы конструктивного рисования // Вестник МГОУ Педагогика, 2015. № 3. С. 122-130.

8. Ломов С. П. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 179-184.

9. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М., ВЛАДОС, 1995.

10. Макарова О. Г. Современные подходы к решению традиционных задач по академическому рисунку на занятиях бакалавров-дизайнеров // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 20-25.

11. Хворостов Д. А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна // Вестн. Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2015. № 4. С. 105-109.

REFERENCES

1. Amanzholov S. A. Rol i znachenie lichnostno-orientirovannogo podkhoda k obucheniyu Shkolnikov izobrazitelnomu iskusstvu. Nauka i shkola. 2015, No. 5, pp. 88-92.

2. Lomov S. P. Formirovanie proektnogo myshleniya v sisteme dizayn-obrazovaniya. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkirtostana. Ufa, 2010, No. 5, pp. 7-11.

3. Mastera iskusstva ob iskusstve. Moscow, 1996. T. 2.

4. Savinov A. M. Metodologiya proektirovaniya sistemy prepodavaniya akademicheskogo risunka i ee aprobatsiya v dizayn-obrazovanii. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept". 2014, Vol. 20, pp. 1866-1870. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54637.htm (accessed: 11.02.2021).

5. Babiyak V. V. Iskusstvo unikalnoy grafiki. In: Analiz i interpretatsiya proizvedeniya iskusstva. Moscow, 2005.

6. Antipina D. O. Akademicheskiy risunok: ucheb. posobie. St. Petersburg: FGBUVPO "SPGUTD", 2013. 77 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chistov P. D. Metodologicheskie osnovy konstruktivnogo risovaniya. Vestnik MGOU. Pedagogika. 2015, No. 3, pp. 122-130.

8. Lomov S. P. Izobrazitelnoe iskusstvo kak faktor formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya shkolnikov. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015, No. 17, pp. 179-184.

9. Rostovtsev N. N. Akademicheskiy risunok. Moscow, VLADOS, 1995.

10. Makarova O. G. Sovremennye podkhody k resheniyu traditsionnykh zadach po akademicheskomu risunku na zanyatiyakh bakalavrov dizaynerov. In: Pedagogika i psikhologiya v sovremennom mire: teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. 2020. Pp. 20-25.

11. Khvorostov D. A. Traditsii i innovatsii v sovremennom prepodavanii dizayna. Vestn. Omskogo gos. ped. un-ta. Gumanitar. issled. 2015, No. 4, pp. 105-109.

Макарова Оксана Геннадьевна, преподаватель Техникума технологий и дизайна, г. Королев, Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова; аспирант кафедры живописи, факультет ИЗО и НР, Московский государственный областной университет, г. Мытищи e-mail: Oksana.Klimenko@inbox.ru

Makarova Oxana G., teacher of the Technical School of Technology and Design, Korolev, Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, cosmonaut pilot A. A. Leonov; PhD post-graduate student of the Department of Painting, Faculty of Fine Arts and Crafts, Moscow Region State University, Mytishchi e-mail: Oksana.Klimenko@inbox.ru

Пилипер Алексей Вячеславович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, факультет ИЗО и НР, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

e-mail: piliper1978@mail.ru

Piliper Alexey V., PhD, Assistant Professor, Department of Drawing, Faculty of Fine Arts and Crafts, Moscow Region State University, Mytishchi

e-mail: piliper1978@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2021 The article was received on 11.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.