Научная статья на тему 'Совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов'

Совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / МЕТОД ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев А.И.

В статье рассматривается вопрос о необходимости разрешения проблем, возникающих при обучении академическому рисунку студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE METHODS OF TEACHING ACADEMIC DRAWING TO ART SCHOOLS STUDENTS IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article considers the issue of the necessity of solving problems arising when teaching academic drawing to students of pedagogical higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов»

9. Ахадуллин В. Ф. Формирование творческого воображения студентов ХГФ на занятиях композицией: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 216 с.

10. Соколова М. С. Особенности моделей подготовки мастера и художника декоративно-прикладного искусства //

УДК 372.874

совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов

В статье рассматривается вопрос о необходимости разрешения проблем, возникающих при обучении академическому рисунку студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: академический рисунок, метод линейно-конструктивного построения.

Развитие художественно-педагогического образования рассматривается как целенаправленный поиск новых конструктивных решений. На художественно-графических факультетах педагогических вузов появляются серьезные проблемы, связанные с особенностями вводимых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Это, во-первых, ограниченное количество академических часов, которое отводится на специальные дисциплины, в том числе и на рисунок. Во-вторых, подготовка учителей изобразительного искусства нацелена на широкий профиль специализации. Развитие и совершенствование методики обучения академическому рисунку необходимо связывать с процессом интеграции внутри системы обучения в вузе. Для определения наиболее эффективных методов обучения академическому рисунку наряду с научно-теоретическим обоснованием важен большой опыт практической работы педагога.

Содержание и пути выполнения заданий по рисунку во многом определяется тем, насколько широки знания студентов теории изобразительного искусства, развиты ли у них профессиональное восприятие, зрительная память, образное мышление. В связи с этим особую необходимость приобретает овладение студентами оптимальными методиками изображения объемно-конструктивных форм. Обучение академическому рисунку, на наш взгляд, должно быть базовым и способствовать успешному овладению студентами учебной программой.

При разработке методики обучения академическому рисунку мы шли от аксиомы, что точно передать реальное трехмерное пространство на двухмерной изобразительной плоскости невозможно, возможно передать только образ. В художественно-педагогической практике выработано множество приемов и методов построения объем-

Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». 2007. № 2. С. 36-40.

© Соколов М. В., 2015

А. И. Сухарев A. I. Sukharev

improvement of the methods of

teaching academic drawing to art

schools students in pedagogical higher education institutions

This article considers the issue of the necessity of solving problems arising when teaching academic drawing to students of pedagogical higher education institutions.

Keywords: academic drawing, method of linearly-constructive design.

ной формы на плоскости: метод каркаса, метод «обрубов-ки» формы, метод схематизации и т. д. Мы предложили студентам первого курса метод линейно-конструктивного рисунка. При рисовании натюрмортов стояла задача: выявить основные геометрические части модели, их поверхности, объемы, переходы, а также показать опорные точки.

Перед началом работы педагогу было важно настроить студентов на осознанное, активное, исследовательское отношение к изучаемой модели. Студентам, прежде чем приступить к выполнению основного задания, было предложено вводное упражнение. Его особенность заключалась в следующем: на различных форматах (прямоугольник вертикальный и горизонтальный, квадрат) необходимо было закомпоновать в схематической форме целостную структуру всего натюрморта. Была проведена беседа, даны пояснения, показаны таблицы с рисунками мастеров и ранее выполненные студенческие учебные работы. Преподаватель давал также пояснения, сопровождавшиеся параллельным показом на доске. Внимание студентов акцентировалось на основных точках натюрморта. Его компоновку и построение предлагалось начинать с большой массы. Затем студент должен был понять стыковку предметов натюрморта и выяснить места встреч плоскостей. Ближняя к художнику грань предмета изображается в тоне самым сильным пятном, а остальные линии теряют постепенно тональную напряженность и могут списываться с фоном. Это один, на наш взгляд, из наиболее важных приемов освоения при выполнении линейно-конструктивного рисунка (рис. 1, 2).

Установлено, что восприятие сложного натюрморта в целом и ее деталей зависит не только от физических свойств самой модели, но и от установок внимания и мотивации студентов [1].

Рис. 2

Восприятие является простейшим и самым лучшим способом познания. Рисунок как средство познания расширяет границы восприятия. Любая поверхность воспринимается лишь тогда, когда у строя есть структура, т. е. когда есть различия для разных направлений. Восприятие поверхности влечет за собой восприятие ее компоновки. Студентам необходимо помнить, что важным для процесса осознания является взаимная сменяемость скрытых и открытых

поверхностей. Данные поверхности можно видеть из многих точек зрения. Изучая натюрморт с различных точек зрения, восприятие студентов становится полнее. По мере развития профессиональное восприятие становится все более чувствительным. Неясные прежде детали становятся различимы, отчетливы, извлекаемая информация становится более точной, более соответствует информации, объективно содержащейся в изображаемой модели.

Большую помощь в нахождении инвариантов играет метод линейно-конструктивного рисунка. Используя данный метод, можно быстро найти стыки форм, их пересечения - конструкцию натюрморта в целом, его опорные точки. Это позволяет последовательно направлять процесс восприятия к большей дифференциации. На любом рисунке остается лишь то, что заметил его автор, что он увидеть.

Линии на правильно выполненных линейно-конструктивных рисунках должны быть связаны друг с другом, так как они разделяют натюрморт на соподчиненные друг другу, но различные объекты. На рисунке одна и та же линия может передавать как край выступа, так и край уступа. Это зависит от того, как она связана с другими линиями. Главную информацию на линейно-конструктивных рисунках несут соединения линий, а не линии как таковые. Только соединения, пересечения линий остаются инвариантными при меняющейся перспективе поверхностей. Кроме того, студенту необходимо осознать, что в процессе рисования теряется значительная часть информации, которая имеется в изображаемой модели. Художник во время рисования не создает объект, а передает содержание сознания - художественный образ.

Рисование никогда не является копированием. Даже учебный рисунок не только сохраняет информацию об изображаемом объекте, но и несет некоторые чувственные данные. Необходимо отметить, что информация в рисунке заключена в неявной форме. Он передает содержание сознания без слов. Дж. Гибсон отмечает, что, глядя на окружающий нас мир, мы начинаем осознавать не свои зрительные ощущения, а объекты внешнего мира, которые видятся сейчас [1]. Наши наблюдения за работой студентов показали, что за определенный период обучения академическому рисунку в их деятельности произошли изменения. Более профессиональным стало восприятие модели. Они стали испытывать необходимость рассматривать, изучать модель, делать зарисовки ее со всех сторон.

Задача педагога на начальных курсах обучения состоит в том, чтобы доказать необходимость первоначального «составления схем», некоторого упрощения. При грамотном методическом руководстве данная работа отнюдь не уводит студента от натуры, а, напротив, помогает в выполнении академического задания. С ее помощью легко настроить внимание учащегося на поиск необходимой информации в натуре, ее осознание, так как структура, конструкция любой постановки неповторима. Она требует большой сосредоточенности, целенаправленного внимания.

Обучение академическому рисунку требует, особенно на первых курсах, постоянной ссылки на опыт художников-педагогов. При выполнении академических рисунков мы постоянно привлекали внимание студентов к методике,

104

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

разработанной П. П. Чистяковым [2], Н. Н. Ростовцевым [3], Л. Г. Медведевым [4] и др.

Н. Н. Волков отмечал, что надо учить логике восприятия объемных форм для решения более сложных вопросов перспективного построения. Надо идти от предметов с ясным каркасом к предметам, в которых конструкция скрыта и может быть обнаружена «умелым глазом» [5].

Метод линейно-конструктивного рисунка помогает сформировать профессиональное восприятие студента, настраивать его на выборку нужной информации о модели. Особо следует подчеркнуть, что без выявления структуры, конструкции модели не может быть и речи о грамотном академическом рисунке.

Анализ учебных занятий и рисунков студентов убедительно показал, что выполнение вводных, краткосрочных упражнений при построении объемной формы на начальном этапе обучения положительно влияет на формирование и развитие общепрофессиональных компетенций студентов. И в то же время в процессе дальнейшего обучения наступал и противоречивый момент. При переходе к изображению сложной модели (интерьер) студентам сложно было выполнить задачи передачи целостности, ритма и т. д.

Кризисный момент в обучении наступает и в другом случае: когда студент не понимает цели заданий на линейно-конструктивное построение и поэтому рисует «сетку» на модели, а не аналитический рисунок. Данные недостатки указывают на то, что студент не настроился на исследование, познание модели или он не может передать полученную в ходе осознания информацию с помощью графического языка. При внимательном руководстве со стороны педагога указанные недостатки могут быть преодолены. Педагогу важно вовремя объяснить учащемуся методы изображения на плоскости. Необходимо подчеркнуть, что данные упражнения не являются догмами. Они - инструмент, с помощью которого студенты смогут овладеть азами академического рисунка за более короткий период времени.

В дальнейшем, овладев данным методом, студенты уверенно справлялись с заданиями на извлечение опорных точек модели. В ходе выполнения академического рисунка студенты могли уже сразу опускать предварительное построение и сразу намечать общую массу модели, ее характерные черты.

Мы могли наблюдать, что студенты, успешно справившиеся с заданием, начинали с того, что находили в модели совокупность простых геометрических тел, так или иначе сочетавшихся между собой и приближенно образующих данную форму. Тем самым студенты демонстрировали свое понимание того, что дифференциация сложной формы на простые геометрические тела значительно упрощает понимание ее конструктивной основы, ее структуры. Данный метод помогал увидеть основные формы объекта, его постоянную структуру.

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.

2. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 590 с.

3. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русской и советской школы рисунка: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1982. 240 с.

4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск: Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.

5. Волков Н. Н. Восприятие предмета и восприятие рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. 332 с.

© Сухарев А. И., 2015

УДК 747

традиции и инновации в современном преподавании дизайна

Профессиональные компьютерные технологии и другие современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения.

Ключевые слова: компьютерные технологии, инновации в образовании, дизайн среды, актуальные методы преподавания, ролевые игры, трехмерная реконструкция.

Как и в прошлом веке в подготовке современного дизайнера и студента направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» серьезную роль

p. A. XBopocmoB D. A. Khvorostov

traditions and innovations in the modern teaching of design

Professional computer technologies and other modern innovations can change in many respects and add to already developed system of design students' training, as well as expand educational opportunities and help in higher pedagogical results achievement. But they should be combined with traditional methods of training.

Keywords: computer technologies, innovations in education, environmental design, actual methods of teaching, role-playing games, three-dimensional reconstruction.

играет умение рисовать графическими материалами детали, аксессуары, мебельные группы, интерьерные и ландшафтные сцены. Владение навыками рисунка не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.