Научная статья на тему 'Активизация творческой деятельности. Проблемы создания специальной среды'

Активизация творческой деятельности. Проблемы создания специальной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1591
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АЛГОРИТМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ И ХУДОЖНИКОВ / СПЕЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов М.В.

В статье рассматриваются наиболее действенные приемы и методы активизации творческой поисковой деятельности и создания тем самым творческой атмосферы при подготовке будущих художников и дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF CREATIVE ACTIVITIES. PROBLEMS OF CREATING A SPECIAL ENVIRONMENT

The article discusses the most effective techniques and methods of activation of creative search activities and creation of the artistic atmosphere for training future artists and designers.

Текст научной работы на тему «Активизация творческой деятельности. Проблемы создания специальной среды»

УДК 371.3

активизация творческой деятельности. проблемы создания специальной среды

В статье рассматриваются наиболее действенные приемы и методы активизации творческой поисковой деятельности и создания тем самым творческой атмосферы при подготовке будущих художников и дизайнеров.

Ключевые слова: творчество, приемы и методы активизации творческой деятельности, алгоритм для решения проектных заданий для студентов дизайнеров и художников, специальная среда.

М. В. Соколов M. V. Sokolov

activation of creative activities.

problems of creating a special environment

The article discusses the most effective techniques and methods of activation of creative search activities and creation of the artistic atmosphere for training future artists and designers.

Keywords: creativity, techniques and methods of activation of creative activities, algorithm for the solution of project tasks for design and art students, special environment.

Необходимость формирования творческих качеств личности, активизации творчества стимулирует поиск новых методов и приемов, направленных на выработку навыков творческой поисковой деятельности. Разработанные приемы большей частью отражают научный и технический типы творческой деятельности. Это обусловлено тем, что художественное творчество почти невозможно проиграть в обратном порядке и получить приемлемый результат. Значительная часть задач в первых двух видах творчества (техническом и научном) может быть решена по аналогии.

Путем аналогий идет часто и процесс обучения в области искусства и дизайна. Однако создание действительно авторских произведений требует собственного стиля, уровня мастерства и оригинальной трактовки художественного образа (недаром же произведение искусства, вышедшее из-под руки мастера, носит название «оригинал»). Надо отдать должное технике и науке: высшие проявления технического, научного творчества также не воспроизводимы, их нельзя повторить, используя даже самую совершенную схему. Важную роль в развитии творческого потенциала художника или дизайнера играет комфортная психологическая атмосфера, специально организованная среда. Приемы, способствующие активизации творческой деятельности, играют в ней первостепенную роль. Мы остановимся на некоторых из тех, что разработаны для научного, педагогического творчества и могут используются для стимулирования креативности в искусстве.

Предлагаемые приемы и методы работы активизируют творческую деятельность студентов, формируют их интерес к творчеству, а самое главное, дают инструмент, с помощью которого можно добиться решения сложных задач различного уровня креативности.

Рассматривая пути развития потребностно-мотиваци-онной сферы личности, исходя из источника побуждения, необходимо учитывать традиционное разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Дж. Олперт и др.). Поэтому, говоря о развитии мотивации творческого процесса, необходимо выделить вектор движения в развитии группы мотивов от внешних к внутренним (от 1 к 3) [1].

1. Мотивы внешнего стимулирования, связанные с ожиданием морального поощрения за результаты творческой

деятельности. Особенностью творческой деятельности личности с мотивацией внешнего стимулирования является то, что субъект, выполняя необходимый и достаточный объем работы, ориентируется на внешние стимулы, использует только композиционные приемы и декоративную технику (часто не в полной мере), не стремясь к собственно творческой работе.

2. Мотивы внешнего самоутверждения, связанные с самореализацией, ориентированной на положительную оценку окружающих, своего рода мотивы престижа. Часто эти мотивы выступают как на сознательном, так и на бессознательном уровне и имеют высокую побудительную силу. Такие мотивы хорошо воздействуют на личность с развитой самооценкой (здесь эффективны промежуточные просмотры, развитая система выставок и конкурсов для молодых художников и дизайнеров).

3. Мотивы самоактуализации личности, связанные с потребностью самоосуществления в различных видах творческой деятельности (педагогической и художественной). Такая личность обладает высоким уровнем творческой активности, которая проявляется в желании добиться положительного результата в творческой деятельности, получить творческий продукт на выходе, часто без личной прагматической заинтересованности. Личность, ведомая мотивами личностной самоактуализации, получает удовлетворение от самого процесса творчества, который имеет для нее глубокий личностный смысл. Иными словами, это есть высшая форма стремления к творческой деятельности, когда внешние стимулы играют незначительную роль, а человек становится художником, творцом, исходя из своих внутренних побуждений. При формировании специальной среды необходимо учитывать все группы мотивов, смещая вектор их развития в сторону внутренних.

Все приемы, направленные на развитие нестандартного мышления, можно разделить по условиям, в которых происходит процесс активизации творческих сил:

1) коллективный поиск,

2) индивидуальный поиск,

3) сбор и обработка информации,

4) комплексные методики.

Наиболее известным методом коллективного поиска является «мозговой штурм», который предложил А. Осборн.

Суть его заключается в том, что в процессе творческого общения необходимо решить поставленную перед группой людей задачу. Поиск ведется через высказывание разнообразных вариантов решений, которые не подвергаются критике. Позже все варианты анализируются и оцениваются выдвинутые идеи. Важное место отводится «лидеру» группы. Он должен уметь вычленять в проблеме более мелкие вопросы. Если поиск заходит в тупик, то лидер должен вовремя переключить обсуждение. Доминирование лидера группы может оказаться и подавляющим, что отрицательно скажется на последующей продуктивности данной группы. В настоящее время появились модификации этого метода. Например, метод Дельфи (метод номинальной группы), который преодолевает недостатки «мозгового штурма». Анонимная запись решений каждым участником творческого коллектива исключает возможность давления одних на других.

Весьма интересным для развития творческих потребностей и формирования навыков творческой деятельности представляется метод «проектного обучения» (Р. Больц, Р. Дин и др.). Суть его заключается в том, что перед группой студентов под руководством преподавателя ставится задача самостоятельно спланировать, организовать, выполнить проект, требующий изобретательности, обладающий новизной в какой-либо области (в нашем случае это может быть проект изделия или группы изделий в области дизайна или декоративно-прикладного искусства). В значительной степени успех такого рода коллективной формы работы зависит от состояния внутригрупповых отношений и качества руководства [2].

Большую практическую пользу приносит метод ассоциаций, поиска аналогий, который может входить составляющей в метод «мозгового штурма» и успешно применяться самостоятельно, особенно при первоначальном поиске свежего решения, сбора идей для решения задач с большим количеством пропусков в фактическом материале. Использование внутри этого приема метода инверсии (перестановок) или обращения отрицательных качеств в положительные приводит к неожиданным композиционным находкам, новым способам решения художественного образа и разрешения проблем технического задания [3].

Декоративная деятельность в области дизайна в огромной степени зависит от технологии обработки того или иного материала, который накладывает, с одной стороны, ограничения на способы создания художественного образа, а с другой - позволяет бесконечно экспериментировать в области технологии. На этом и основывается прогресс в развитии прикладного искусства и промышленного производства. Новая технология стимулирует авторское решение художественной вещи (та же компьютерная графика или применение оргстекла в декоративной скульптуре). Значит, еще одним действенным методом может стать поиск новых и новейших технологий для применения их или использования в качества катализатора при решении проектной задачи [4].

У. Гордоном была разработана система приемов - метод «синектики». В нее были включены: «мозговой штурм», сходные задачи, вхождение в образ объекта задачи, образное описание сути задачи, возможные решения в сказочных условиях. В искусстве это может проявлять-

ся в приемах включения объекта в ситуацию выставки и «реконструкция музея». Главной особенностью данного метода является эмпатия - метод вживания в образ анализируемого объекта, помещение самого себя на место исследуемого. Применение его оказывает неоценимую услугу, когда проектируемый объект требует продумывания целостного решения или представляется объемно-пространственной композицией.

Как более перспективные можно выделить методы контрольных вопросов и морфологического анализа. Первый предполагает значительную долю участия консультанта или преподавателя, который специально подобранными вопросами в ходе рассмотрения проблемы направляет поиск и способствует проявлению у студента скрытых знаний или аналогий. Применение этого метода дает положительный эффект, поскольку стимулирует поисковый процесс, активизирует и помогает выстраивать логику последующей исследовательской деятельности. Второй метод также называют методом составления морфологических карт, направляющим творческую деятельность личности на анализ семантической, структурной или иной составляющей исследуемого объекта и путем перекомбинации или проведения аналогий - на конструирование нового по содержанию продукта.

В отдельных случаях важную помощь в творческом решении проблемы оказывает метод латерализации или ликвидации тупиковых ситуаций. При традиционном концентрировании на предмете наступает момент, когда исследователь «заходит в тупик». В этом случае применяется прием рассмотрения проблемы на примере другого подобного объекта, когда мысль направлена не на сам предмет, а как бы вбок, в обход предмета. Активизируется интуитивный поиск решения задачи в противовес логико-доказательному подходу.

Достаточно распространен в научном и педагогическом творчестве прием индукции, который предполагает усмотрение за частным фактом или моментом общей тенденции в развитии какого-либо явления. Движение от единичного знания к общему учит обращать внимание на детали, которые кажутся на первый взгляд несущественными, малозначимыми как отмечает в своей работе О. П. Савельева [5]. Это, в свою очередь, развивает творческую наблюдательность. Общепризнанно, что художник - это человек, который не устает удивляться окружающему миру и в самом маленьком листе видит величие природы и красоту мироздания.

Рассматривая предлагаемые методы сбора и обработки информации на предварительном этапе работы над проблемой, необходимо отметить, что большинство исследователей предлагают алгоритмы поиска и сортировки, хранения информации, способствующие ускорению процесса появления новых идей [6]. Однако алгоритмизирование действий упрощает само творчество, сводя его к последовательному выполнению шагов. Этот метод лучше применять только в начальной стадии подготовки к творчеству, заранее оговаривая его ограниченность. Деятельность студента при создании проекта изделия декоративно-прикладного искусства или объекта дизайна достаточно специфична, поскольку в своей работе он решает не только конструктивно-технические, но и образно-художественные задачи. Поэтому в начальный период алгоритмический подход представля-

ет, на наш взгляд, определенный интерес. Методы формирования у студентов умений творчески решать проектные задачи включают в себя эвристические приемы: аналогию, воображение, перебор вариантов, комбинирование, отбор и оценку конкурирующих идей, импровизацию, эмпатию, ассоциацию.

Перечисленные приемы входят как составляющие в предлагаемый нами тактический маршрут (алгоритм) решения учебно-проектного задания:

1. Постановка проблемы исследования осуществляется преподавателем или самостоятельно.

2. Выработка плана проектного исследования, в который будут включены как элементы этапы сбора и обработки информации, создание черновых разработок и поиск концептуальных идей решения проектной задачи, поиск цветового и конструктивного решения, выполнение крафта проекта, выполнение модели или макета проекта, исполнение проекта в материале.

3. Поиск решения данной задачи по нескольким направлениям, при этом желательно не отдавать на начальной стадии предпочтения ни одному. Это позволит предложить для моноконференции или для этапа отсева конкурентных идей как можно большее количество последних. Часто самые свежие, оригинальные идеи решения проекта оказываются сброшенными со счетов из-за слабой их разработанности на этапе поиска концепции решения.

4. Разработка вариантов путем анализа литературы по теме, сбора фотографий реализованных мастерами проектов, вычленения в каждом решенном проекте концептуальной идеи, ведущих элементов, цветового решения и его возможных вариантов.

5. «Погружение» в проектное исследование. Для этого следует организовать на рабочем столе мини-выставку фотографий и конструктивных схем решения проектов в материале. Такой подход создаст атмосферу общения художника с проектной проблемой. При определении стратегии выбора из конкурирующих вариантов использовать эвристические приемы аналогий, ассоциаций и комбинирования. Постоянно изучать окружающий мир, оторваться от фактического материала и не избегать фантастических идей, поскольку почти все может натолкнуть на оригинальную идею решения проектной задачи.

6. Осуществление критического анализа конкурирующих идей. Для этого оценить соответствие группы эскизов и материалов исходным условиям и оригинальному образному решению проекта. Обратить внимание на то, что, как и в рекламе, наибольшую отдачу может принести только нестандартный подход. На этой стадии лучше проконсультироваться с преподавателем или устроить мини-защиту двух-трех наиболее разработанных идей.

7. Уточнение отобранного концептуального решения: разработать несколько цветовых и конструктивных вариантов реализации проекта, отобрать ведущие элементы. Полезно использовать фантазирования на тему (импровизация) и метод вживания в образ проекта (эмпатию). Такие подходы позволят либо остановиться на избранном варианте, либо найти для него неожиданную трактовку.

8. При выполнении крафта проекта необходимо обратить внимание на противоречие используемых материалов

и фактур (контраст в искусстве всегда помогал лучшему выявлению формы и замысла автора); тщательно подобрать художественные материалы и технологии для исполнения проекта: звучный, яркий проект, выполненный с использованием современных материалов, активно воздействует на зрителя или заказчика.

9. Одновременно с созданием макета или модели необходимо продумать конструктивные и технологические особенности разрабатываемого изделия. Это, в свою очередь, еще раз позволит соотнести исходные данные проекта с реализуемой концепцией и ее воплощением в материале.

10. Особое внимание на этапе реализации проекта нужно обратить на фактор времени. Выполняя проект, студент не должен ставить перед собой нереальные задачи в ограниченный промежуток времени, поскольку это скажется на качестве исполненного проекта, что, в свою очередь, приведет к снижению общего впечатления. Выполнять проект с использованием художественно-выразительных средств необходимо в определенном состоянии: эмоциональный подъем должен сочетаться с ощущением прилива сил, а значит, не стоит себя перегружать перед последней стадией работы над проектом. Каждый художник сам знает условия, которые способствуют эмоциональному подъему в процессе работы, и подбор таких условий - процесс индивидуальный. Однако вводить себя в такое душевное и эмоциональное состояние обязательно.

Опыт работы со студентами дизайнерского отделения факультета искусств Московского открытого специального университета, Социально-гуманитарного института в Москве и художественно-графических факультетов в городах Магнитогорск, Череповец, Чебоксары, Шадринск показал эффективность такого приема. Предлагаемый алгоритм или тактический маршрут выполнения проекта не только ускоряет процесс выполнения задания, задает ему структурность и организованность, но и способствует развитию индивидуального творческого стиля в проведении проектных исследований и создании произведений прикладного характера или объектов дизайна.

Художественное творчество реализуется через творческий процесс, представляющий собой протяженную во времени работу художника по воплощению идейно-образного замысла в произведении искусства. Если говорить о стимулировании самого процесса воображения, то он проявляется при активном оперировании образами, т. е. преобразовании представлений и создании новых образов. Исследователи феномена творчества А. Н. Лук [7] и И. М. Розет [8] выделяют несколько способов создания образов в искусстве, через осознание которых можно развивать творческое воображение:

1. Типизация - обобщение существенного через индивидуальное, выделение повторяющегося в однородных фактах, предметах, явлениях и создание сложного целостного образа, носящего синтетический характер. Примером могут быть типичная форма листа, ягод, зеленый цвет травы в орнаменте.

2. Схематизация - абстрагирование от второстепенных признаков, т. е. мысленное исключение каких-либо свойств предметов или явлений, представленных в образе, и обобщение представлений, из которых он конструи-

руется. Схематизация применяется при создании символических изображений (логотипа, орнамента, узора, герба, вензеля, монограммы и т. д.), т. е. при создании декоративного художественного образа. В декоративном искусстве этому термину близок термин «стилизация».

3. Реконструкция - создание целостной структуры образа по отдельному признаку или свойству, восполнение недостающих частей образа. Отсутствие важных элементов провоцирует воображение на достраивание в соответствии с представлением, а значит, фактически появляется новый образ. Воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства осуществляется на основе сохранившихся фрагментов.

4. Агглютинация - синтез, «склеивание» разнородных элементов (свойств, качеств, признаков) предметов и явлений, объединение в единое целое группы представлений в порядке, отличном от привычного нам восприятия. Использование в одном изделии различных художественно-выразительных приемов, или создание образа кентавра.

5. Акцентирование - заострение, подчеркивание определенных признаков предметов и явлений путем их преувеличения (гиперболизация) или преуменьшения (миниатюризация), где учитываются следующие условия:

а) количественная характеристика образа (обобщенное изображение птицы, рыбы в росписи);

б) пропорциональное соотношение элементов образа (изменение относительных размеров). Гиперболизация и миниатюризация присутствуют в художественном образе одновременно (выделение характерных для птиц формы головы и хвоста, реже крыла).

6. Аналогия - уподобление одного элемента (свойства, качества, признака) другому как по предметным, так и по функциональным особенностям (уподобление формы букв определенных шрифтов узнаваемому силуэту животного). Аналогия тесно связана с ассоциативными процессами.

Все названные операции взаимосвязаны с психическими процессами ощущения, восприятия и являются приемами создания новых образов, активно влияющих на изменение содержательной стороны возникающих представлений. Развитие содержательной стороны создания образов идет через невербальные приемы создания данных образов и оперирования ими, а значит, существенную роль играют сами способы создания изображений:

1) изменение физических и пространственных свойств предметов (формы, величины, пропорции, конструкции, цвета, тона и т. д.);

2) изменение количества изображаемых предметов (или деталей одного предмета);

3) изменение взаимного расположения предметов;

4) свободное формообразование нового пространственного образа путем соединения различных обобщенных форм (например, геометрических); случайное хаотическое нагромождение масс или упорядоченное соединение форм [9].

Приведенные выше приемы реализуются в художественном произведении благодаря использованию композиционных приемов введения ритма, симметрии, асимметрии, контраста, нюанса и т. п. Эти приемы являются логической закономерностью природы, увиденной и осознанной челове-

ком. Они способствуют организации пластического мотива, помогая раскрытию задуманного художником образа. Для произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна они являются важной составляющей при выработке самим автором художественного стиля, как отмечала М. С. Соколова, прояснения конструктивной идеи произведения [10].

Иными словами, они помогают на формальном уровне продемонстрировать новизну - важнейшую составляющую творчества, привнесенную художником в копилку выразительных средств определенного вида искусства. Однако необходимо отметить, что и содержательная, и формальная части решения образа должны находиться в единстве. В противном случае принижение роли содержательной стороны может привести к поверхностности, формалистичности произведения, потерявшего свою многоплановость, цельность и символичность. Неумение пользоваться формальными приемами приводит к скудности и обедненности изобразительной стороны образа.

Таким образом, к настоящему времени накоплено множество методов и приемов развития художественного творчества студентов и способов развития творческого воображения. Особый интерес представляют приемы, которые будут способствовать развитию профессионального творчества студентов дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства в процессе их художественной подготовки. Данная форма профессионального обучения имеет существенные отличия и, соответственно, условия формирования творчества. Поэтому мы убеждены, что все или многие из описанных выше приемов и методов играют определяющую роль в создании психологической атмосферы и специальной среды, направленной на развитие креативности.

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков М.: Просвещение, 1972. 351 с.

2. Павлова Л. И. Формирование педагогического творчества у студентов факультета педагогики и психологии в процессе педагогической практики: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 200 с.

3. Ушачев В. П. Творчество в системе образования: монография. Магнитогорск: МГПИ, 1995. 218 с.

4. Хворостов Д. А. Современные методы преподавания дизайна среды // European Social Science Journal. 2015. № 1-2(52). С. 169-174.

5. Савельева О. П. Актуальные вопросы профессиональной подготовки художника-педагога в условиях модернизации образования // Южно-Уральский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 272-276.

6. Лыкова Е. С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 1(125). С. 212-215.

7. Лук А. Н. Психология творчества. Минск: Наука, 1978. 125 с.

8. Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Университетское, 1991. 344 с.

9. Ахадуллин В. Ф. Формирование творческого воображения студентов ХГФ на занятиях композицией: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 216 с.

10. Соколова М. С. Особенности моделей подготовки мастера и художника декоративно-прикладного искусства //

УДК 372.874

совершенствование методики обучения академическому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов

В статье рассматривается вопрос о необходимости разрешения проблем, возникающих при обучении академическому рисунку студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: академический рисунок, метод линейно-конструктивного построения.

Развитие художественно-педагогического образования рассматривается как целенаправленный поиск новых конструктивных решений. На художественно-графических факультетах педагогических вузов появляются серьезные проблемы, связанные с особенностями вводимых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Это, во-первых, ограниченное количество академических часов, которое отводится на специальные дисциплины, в том числе и на рисунок. Во-вторых, подготовка учителей изобразительного искусства нацелена на широкий профиль специализации. Развитие и совершенствование методики обучения академическому рисунку необходимо связывать с процессом интеграции внутри системы обучения в вузе. Для определения наиболее эффективных методов обучения академическому рисунку наряду с научно-теоретическим обоснованием важен большой опыт практической работы педагога.

Содержание и пути выполнения заданий по рисунку во многом определяется тем, насколько широки знания студентов теории изобразительного искусства, развиты ли у них профессиональное восприятие, зрительная память, образное мышление. В связи с этим особую необходимость приобретает овладение студентами оптимальными методиками изображения объемно-конструктивных форм. Обучение академическому рисунку, на наш взгляд, должно быть базовым и способствовать успешному овладению студентами учебной программой.

При разработке методики обучения академическому рисунку мы шли от аксиомы, что точно передать реальное трехмерное пространство на двухмерной изобразительной плоскости невозможно, возможно передать только образ. В художественно-педагогической практике выработано множество приемов и методов построения объем-

Вестник Московского государственного открытого университета. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». 2007. № 2. С. 36-40.

© Соколов М. В., 2015

А. И. Сухарев A. I. Sukharev

improvement of the methods of

teaching academic drawing to art

schools students in pedagogical higher education institutions

This article considers the issue of the necessity of solving problems arising when teaching academic drawing to students of pedagogical higher education institutions.

Keywords: academic drawing, method of linearly-constructive design.

ной формы на плоскости: метод каркаса, метод «обрубов-ки» формы, метод схематизации и т. д. Мы предложили студентам первого курса метод линейно-конструктивного рисунка. При рисовании натюрмортов стояла задача: выявить основные геометрические части модели, их поверхности, объемы, переходы, а также показать опорные точки.

Перед началом работы педагогу было важно настроить студентов на осознанное, активное, исследовательское отношение к изучаемой модели. Студентам, прежде чем приступить к выполнению основного задания, было предложено вводное упражнение. Его особенность заключалась в следующем: на различных форматах (прямоугольник вертикальный и горизонтальный, квадрат) необходимо было закомпоновать в схематической форме целостную структуру всего натюрморта. Была проведена беседа, даны пояснения, показаны таблицы с рисунками мастеров и ранее выполненные студенческие учебные работы. Преподаватель давал также пояснения, сопровождавшиеся параллельным показом на доске. Внимание студентов акцентировалось на основных точках натюрморта. Его компоновку и построение предлагалось начинать с большой массы. Затем студент должен был понять стыковку предметов натюрморта и выяснить места встреч плоскостей. Ближняя к художнику грань предмета изображается в тоне самым сильным пятном, а остальные линии теряют постепенно тональную напряженность и могут списываться с фоном. Это один, на наш взгляд, из наиболее важных приемов освоения при выполнении линейно-конструктивного рисунка (рис. 1, 2).

Установлено, что восприятие сложного натюрморта в целом и ее деталей зависит не только от физических свойств самой модели, но и от установок внимания и мотивации студентов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.