Научная статья на тему 'Педагогические проблемы формирования духовно-нравственной культуры буду- щих специалистов'

Педагогические проблемы формирования духовно-нравственной культуры буду- щих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Дмитирй Алексеевич, Черкашин Илья Афанасьевич, Цыпандин Николай Иванович

В статье освещаются отдельные итоги опытной работы, раскрывающие пути и условия формирования духовно-нравственной культуры будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы формирования духовно-нравственной культуры буду- щих специалистов»

УДК 37

Данилов Дмитирй Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова, 706037@mail.ru, Якутск

Черкашин Илья Афанасьевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры Северо-Восточного федерального университета, 706037@mail.ru, Якутск

Цыпандин Николай Иванович

Аспирант педагогического института Северо-Восточного федерального университета, 706037@mail.ru, Якутск.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Danilov Dmitriy Alexeevich

Doctor of pedagogical sciences, professor, head of professional pedagogy, psychology and educational administration Pedagogical institute of the Nord-East Federal University, 706037@ mail.ru, Yakutsk

Cherkashin Ilya Afanasievich

Doctor ofpedagogical sciences, professor Physical education and sport institute of the Nord -East Federal University, 706037@mail.ru, Yakutsk

Tsipandin Nikolai Ivanovich

Post-graduate student pedagogical institute of the North-East Federal University, 706037@ mail.ru, Yakutsk

PEDAGOGICAL PROBLEMS FORMING SPIRITUAL CULTURE OF THE FUTURE EXPERTS

Демократические преобразования в нашем обществе, сопровождаемые кризисом духовности, актуализируют потребность в становлении социально-активного человека, уникальной индивидуальности в духовном выражении. Кризис духовности в форме теневой экономики, мафии, разрушения окружающей среды, в господстве монетаризма, вытеснив из сознания экономическую реальность, приковал односторонний ум к ее идеальному выражению - деньгам. Или, как справедливо утверждают специалисты, бездуховность выразилась в подмене цели жизни средствами ее осуществления. И он отмечает, что для нормального функционирования рыночной экономики необходим определенный уровень духовного развития общества [7].

Данная социальная задача направлена на поиск путей и средств педагогического обеспечения, прежде всего, духовной культуры растущего чело-

века. Содержание понятия «духовная культура» можно понять, обратившись к сущности понятий «дух», «душа», духовность». «Дух», «душа» - древние понятия. По утверждению Аристотеля, душа относится к телу, как форма к материи, что ею одарено каждое существо, обладающее жизненной силой. К феномену понятий «дух», «душа», «духовность» обращались многие специалисты (Н. А. Бердяев, Л. П. Буева, С. Н. Булгаков, С. Б. Крымский,

В. С. Соловьев и др.). В их утверждениях мы находим, что дух - нечто внутреннее и наличное, и он укоренен в отношениях между индивидами, т. е. наличие духа воспринимается в сфере человеческих отношений.

Далее авторы отмечают, что внутреннюю сущность духовности составляет стремление человека к высшим ценностям жизни. По Л. П. Буевой, человек, осуществляя себя как духовное существо, устремлен не к низшим утилитарно-прагматическим ценностям, а к ценностям высшего порядка, выходящим за круг повседневных реалий и понятий [1]. Иначе, духовность

- это принцип самостроительства человека. Духовно развитая личность, определяя свою жизненную позицию, самоопределяется в отношении общества, других людей и к самому себе. Его способность занимать определенную внутреннюю позицию по отношению к миру объясняет феномен духовности.

В данном контексте нельзя не согласиться с утверждением И. А. Ильина, который подчеркивает, что обновление человека нужно начинать не с коренной ломки социальных условий существования, а с обновления его души и воли, с формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к Родине, патриотизма, национальной гордости [2]. Все это предполагает коренное изменение содержания, форм и технологии воспитания личности, интеллектуально развитой, духовно богатой, с высоким уровнем волевого, нравственного, художественного развития.

Профессиональная компетентность юриста содержит: знания, умения и навыки как фактический результат профессиональной подготовки в учебных заведениях; саморегуляцию собственной личности и управление взаимодействием с различными категориями граждан, базируемые на результатах личностного духовного роста. Духовно-нравственная культура -фундамент для непрерывного личностного и профессионального становления любого специалиста. От юристов в условиях несбалансированными и нестабильными социально-экономическими, культурными составляющими современного общества требуется высокий уровень как профессионализма, так и духовно-нравственной культуры. Обеспечение безопасности личности, свобод и законных интересов граждан, общественной безопасности возможно при условии комплексного подхода к вопросу профессиональной подготовки юристов, где формированию духовно-нравственной культуры личности будущего юриста отводится первостепенное значение.

Из изученной литературы вытекает, что духовно-нравственная культура проявляется в утверждении высших нравственных ценностей, высших интересов морали над материальными, в понимании человеком своего жиз-

ненного назначения, нести ответственность за судьбы людей, выполнять свой гражданский долг.

В соответствии с этим наша опытная работа по формированию духовнонравственной культуры будущих юристов проведена на основе следующих концептуальных идей:

- дух как нечто внутреннее укоренен в сфере идеальных человеческих отношений;

- сущность духовности, предметом которой выступают высокие гражданские, этические идеалы, альтруизм, бескорыстие, составляет стремление человека к позитивным ценностям жизни;

- духовно развитая личность самоопределяется в отношении общества, других людей;

- ценности становятся духовно-нравственной культурой личности, важными регуляторами действий и поведения человека.

Опытная работа проводилась на базе Якутского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. Ею охвачено в экспериментальной группе 86 студентов, в контрольной - 93. Морально-этические суждения студентов на констатирующем этапе определялись духовным кризисом современного общества. Так, относительно таких понятий, как «духовность», «нравственность», «совесть», «ответственность», они полагали: «Сегодня необходимо выживать любыми способами, везде ценятся деньги», «Это модная тема, но вряд о ней стоит сегодня говорить». Отсюда их суждения отличались направленностью на себя: «нравственность у каждого своя», необходимо поступать «в зависимости от ситуации», «нужно делать так, как выгодно в данном случае мне», «можно пойти на уступку, если это принесет мне пользу». И среди будущих юристов лишь около 17% опрошенных составили те, кто стремится «научиться делать людям только добро», желает благополучия и здоровья для всех. Вместе с тем, у студентов существует нравственный идеал, понимаемый как обобщенный образ, в котором соединяются лучшие качества: это человек, хорошо образованный, умеющий работать в любых условиях, коммуникабельный, владеющий собой, добрый, справедливый, способный любить.

Формирование духовно-нравственной культуры будущего специалиста, как известно, сложный процесс, сущность которого характеризуется как целостная, осмысленная деятельность субъектов педагогического процесса, органически вписывающаяся в их повседневную жизнедеятельность и систему социальных отношений. И программа опытной работы построена на основе того, что при рациональной постановке учебно-воспитательной работы личность становится способной осуществлять нравственный выбор, ответственно подходить к принятию решений и отстаивать свою позицию.

Как известно, в учебном заведении формирование духовно-нравственной культуры студентов во многом зависит от того духа, что присутствует и господствует в осуществляемом там педагогическом процессе. Здесь важную роль играет деятельность педагога. Изучая опыт нравственно-правового

воспитания в филиале, мы видели, что у многих преподавателей наблюдалось традиционное назидательное, предписывающее определенные правила воздействие, ориентированное на субъект-объектное взаимодействие со студентами, назидательность тона и т. д. При этом некоторые позволяли себе насмешки, ненужные упреки, забывая, что все это травмирует психику обучающихся, ведет к образованию психологических барьеров между преподавателем и студентом. В таком случае любые доводы преподавателя студентом внутренне заранее отвергаются и убедить в чем-либо становится чрезвычайно трудно.

Эффективность воспитательной деятельности обеспечивается разными по своей природе факторами. Краеугольным камнем, как показывает наша многолетняя практика, является умение понять студентов или принять такими, какие они есть. Все это предполагает целесообразность гуманистической системы образования, пронизанной уважением к личности обучающегося, заботой о развитии всех его потенциальных возможностей и сущностных сил для его дальнейшего свободного развития.

В филиале создана «Служба психолого-педагогической помощи» субъектам педагогического процесса в учебном заведении. На службу возложены задачи разного направления и характера: с одной стороны, повышение уровня профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава как важного педагогического условия, обеспечивающего духовные ценности в образовательном пространстве учебного заведения, для формирования духовно-нравственной культуры студентов; с другой стороны, формирование духовно-нравственных качеств у студентов, повышение их активности в общественной жизни и заинтересованности в результатах собственной учебно-профессиональной деятельности.

Служба, используя эффективные формы и методы, проводит разноплановую работу: индивидуальные и групповые беседы со студентами, тренинги, деловые игры, обсуждение различных ситуаций, связанных с нравственно-правовой культурой и др. Ценность данных видов работы заключается в том, что они позволяют слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов. В деловых играх студент учится не только правильно определять свое отношение к конкретной жизненной, часто конфликтной ситуации, но и искать пути и средства их преодоления. Как выявлено, деловые игры помогают подготовить не только компетентных специалистов, но и людей гармонично развитых, сочетающих в себе духовное богатство, моральную устойчивость и чувство коллективизма.

В ходе работы выяснено, что присвоение духовно-нравственного опыта не происходит автоматически, оно требует специально организованной деятельности. И мы в работе службы определили использовать психолого-пе-дагогическое сопровождение. Смысл его состоит в том, чтобы не ограждать студента как развивающегося субъекта от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. А тому, кто испытывает

серьезные трудности в усвоении духовно-нравственных основ социализации, оказывается также помощь.

Для активизации процесса самопознания и самовоспитания студентов для дальнейшей творческой самореализации нами разработан спецкурс «Формирование духовно-нравственной культуры будущего правоведа». В нем рассматриваются такие темы, как «Духовный мир человека», «Юриспруденция как практика развития духовности личности», «Духовное развитие человека как суть и процесс жизнедеятельности человека» и др. При их изучении используются технологии, ориентированные на самостоятельную работу студентов, на активизацию их самопознания, самоопределения, нравственного самовоспитания. И на занятиях предусматривались сюжетно-ролевые и имитационные игры, дискуссии, в процессе которых вводили студентов в юридическую деятельность.

Проводимая опытная работа показала, что она актуализирует ориентированное духовно-правовое воспитание в режиме повседневной образовательной деятельности. В сущности, оно представляет собой планомерное, систематическое, целенаправленное, непрерывное, длительное образовательно-воспитательное воздействие на студентов, результатом которого является формирование духовно-нравственной культуры, составляющей социально-правовую ментальность будущих специалистов. Вся проводимая система работы осуществлялась на основе принципов: развития познавательной активности студентов; коллективизма и опоры на положительное содержание в личности и коллективе; гуманности и учета национальных традиций обучаемых; сочетание высокой требовательности к студентам с уважением их личного достоинства и заботой о них; дифференцированного подхода к их воспитанию.

Общий результат исследования свидетельствует о сформированном ценностно-смысловом отношении студентов к предстоящей профессиональной деятельности. При этом 97% студентов экспериментальной группы определили для себя готовность прийти на помощь другому, поддержать. В целом, студенты экспериментальной группы за период обучения ощущают духовно-нравственное развитие, чувствуют себя сотрудниками правоохранительных органов с определенной личностной позицией.

Положительные результаты опытной работы можно дополнить тем, как большинство студентов экспериментальной группы имеют определенную степень усвоения духовно-нравственных знаний. И все это, как видно из проведенного мониторинга, способствовало формированию мотивов нравственно-правовой деятельности, потребности к нравственному общению, адекватной самооценке, активному противодействию негативным влияниям окружающей среды.

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа [Текст]/ Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

2. Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры [Текст]/ Л. П. Буева II Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-9.

3. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения [Текст]/

С. Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

4. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою [Текст]/ И. А. Ильин. - М.: Айри-Пресс, 2005. - 576 с.

5. Крымский, С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации [Текст]/ С. Б. Крымский II Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 23.

6. Соловьев, В. С. Оправдание добра [Текст]/ В. С. Соловьев II Сочинения. -М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 47-831.

7. Чернилевский, Д. В. Духовно-нравственное воспитание в современной высшей школе [Текст]/ Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов, В. В. Князев. - М.: Изд-во МГТА. 2003. - 122 с.

УДК 37

Хохлова Нина Александровна

Аспирант кафедры теории и методики дошкольного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Khokhlova Nina Alexandrovna

Graduate student of Preschool Education Theory and Methodology Department of Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary

INTEGRATED EDUCATION AS THE FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Произошедшие за последнее время политические и экономические изменения в нашем обществе затронули и систему образования, в том числе её первую ступень - дошкольное образование.

Из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала. Во всяком случае, таким его начинают видеть взрослые. Признание в ребёнке индивидуальности, его права быть (становиться) лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.