Научная статья на тему 'Интегрированное образование как фактор социальной адаптации детей дошколь- ного возраста'

Интегрированное образование как фактор социальной адаптации детей дошколь- ного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Нина Александровна

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведущие ученые видят необходимость введения интегрированного образования для повышения эффективности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное образование как фактор социальной адаптации детей дошколь- ного возраста»

Библиографический список

1. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа [Текст]/ Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

2. Буева, Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры [Текст]/ Л. П. Буева II Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-9.

3. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения [Текст]/ С. Н. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

4. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою [Текст]/ И. А. Ильин. - М.: Айри-Пресс, 2005. - 576 с.

5. Крымский, С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации [Текст]/ С. Б. Крымский II Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 23.

6. Соловьев, В. С. Оправдание добра [Текст]/ В. С. Соловьев II Сочинения. -М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 47-831.

7. Чернилевский, Д. В. Духовно-нравственное воспитание в современной высшей школе [Текст]/ Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов, В. В. Князев. - М.: Изд-во МГТА. 2003. - 122 с.

УДК 37

Хохлова Нина Александровна

Аспирант кафедры теории и методики дошкольного образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Khokhlova Nina Alexandrovna

Graduate student of Preschool Education Theory and Methodology Department of Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary

INTEGRATED EDUCATION AS THE FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Произошедшие за последнее время политические и экономические изменения в нашем обществе затронули и систему образования, в том числе её первую ступень - дошкольное образование.

Из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала. Во всяком случае, таким его начинают видеть взрослые. Признание в ребёнке индивидуальности, его права быть (становиться) лич-

ностью свидетельствуют не об окончательной переориентации общества на гуманистические ценности, а скорее отражает осознанную необходимость считаться с реалиями современной жизни.

Зарождение этой новой идеологии в области дошкольного образования знаменовала собой Концепция дошкольного воспитания (1989), подготовленная коллективом учёных под руководством В. В. Давыдова и В. А. Петровского. В ней были отчётливо противопоставлены две модели педагогического процесса в дошкольных учреждениях - традиционная учебно-дисциплинарная и новая личностно-ориентированная, обоснована необходимость и возможность перестройки этого процесса на базе второй модели. В дальнейшем эта линия получила своё юридическое и организационное закрепление в Законе РФ «Об образовании», в ряде нормативных документов Министерства образования РФ, руководствуясь которыми в настоящее время разрабатываются государственные стандарты дошкольного образования.

В настоящее время здоровье детей нашей страны представляет серьёзную социальную проблему. Рост заболеваемости среди детей обуславливает увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья. Контингент таких детей в возрасте до 17-ти лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года увеличился на 16,3% (И. Ю. Левченко,

Н. А. Киселёва). Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не осваивают образовательные программы. Все они требуют пристального внимания врачей, педагогов психологов, целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого ребёнка.

Перед семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья встает вопрос выбора образовательного учреждения. В нашей стране всё более активно занимает ведущие позиции интегрированное образование.

Дошкольное образование также как и школьное претерпевает преобразования, ориентирующиеся на эффективную социальную адаптацию детей. Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он полагал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника - слепого, глухого пли умственно-отсталого ребёнка в узкий круг школьного коллектива, создаёт замкнутый мир в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка, всё фиксирует внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь [4].

Специальная школа, вместо того, чтобы выводить ребёнка из изолированного мира, обычно развивает в нём навыки, ведущие к ещё большей изоляции. Поэтому Л. С. Выготский отмечал, что задача воспитания и обучения ребёнка с нарушениями в развитии - его интеграция в жизнь и создание

компенсации его недостатка каким-либо другим путём. Причём компенсацию он понимал не в биологическом, а социальном аспекте, поскольку считал, что воспитателю в работе с ребёнком, имеющим дефекты в развитии, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями [3].

«Ребёнок, имеющий успех и позитивный навык в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, формируется сильным как психически, так и физически», - пишет М. М. Безруких [1].

По результатам опроса ЮНЕСКО (1989 г.) установлено, что % стран признают необходимость интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве стран, участвовавших в опросе, изучение проблем интеграции является одним из главных направлений научных исследований.

По мнению В. А. Болотова, в настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако, необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребёнку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями [2].

Результаты исследований неоднократно подтверждали, что первые годы жизни детей - самые важные для их обучения и роста. Именно в этот период можно наиболее эффективно влиять на интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей. Если в раннем возрасте будут выявлены и удовлетворены особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, у них появится больше шансов вырасти компетентными и независимыми людьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых есть возможность играть с другими детьми в дошкольном учреждении, больше узнают о самих себе, учатся справляться с ежедневными бытовыми проблемами. А это - один из первых шагов к достижению независимости. Учёт особых потребностей детей при организации обычных занятий в дошкольном учреждении, способность воспитателей соответствующим образом адаптировать свои педагогические методы помогают таким детям сделать настоящий «первый шаг» в реализации своего потенциала.

И всё это возможно в условиях интегрированного образования. Интеграция подразумевает участие детей с ограниченными возможностями здоровья в тех областях жизни и учёбы, где им предоставляется реальная возможность добиться максимальной независимости.

Как считает Н. Н. Малофеев, интегрированное образование - это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии. Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребёнка с особыми потребностями. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность принять участие в «нормальной жизни», посещая обычные дошкольные учреждения, а здоровые дети узнают о проблемах своих сверстников, об их сильных и слабых сторонах [5].

У интеграции есть множество преимуществ: как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых детей, а также для родителей и педагогического персонала. Однако, учитывая настоящие экономические условия, современное общество ещё полностью не готово принять детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве полноценных членов. В образовательных учреждениях нет условий для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и самое главное, отсутствует специально обученный педагогически персонал.

Подготовка педагогов, по мнению Н. Н. Малофеева, включает комплекс взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить следующие: 1) У педагогов массовых детских садов и школ следует вызвать адекватное отношение к появлению особого ребёнка: сформировать симпатию, интерес и желание учить такого ребёнка. 2) Необходимо раскрыть потенциальные возможности обучения «нестандартных» детей. Показать и доказать, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников, а в чём-то и опередить их. 3) Приятие педагогом интегрированного ребёнка должно сочетаться с ясным пониманием особенностей его психического развития, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его деятельности. 4) Необходимо специально учить налаживать взаимодействие с родителями и близким окружением, а также сотрудничеству и партнёрству. 5) Необходимо познакомить педагогов с конкретными методами и приёмами коррекционной поддержки ребёнка в системе дошкольного и школьного интегрированного обучения, дать им представление о действующей системе специального образования [5].

Таким образом, исходя из концептуального анализа основных подходов к пониманию интегрированного образования, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо создание такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Поэтому задача воспитания и обучения ребёнка с нарушениями в развитии - его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путём. (Л. С. Выготский). % стран признают необходимость интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и считают его одним из главных направлений научных исследований (По результатам опроса ЮНЕСКО). Внедрение в прак-

тику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить её к месту жительства ребёнка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями (В. А. Болотов). В ходе интегрированного образования дети достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии, через получение возможности принять участие в «нормальной жизни», посещая обычные дошкольные учреждения детьми с ограниченными возможностями здоровья и узнавание о проблемах своих сверстников, об их сильных и слабых сторонах здоровыми детьми (Н. Н. Малофеев).

2. В образовательных учреждениях нет условий для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и, самое главное, отсутствует специально обученный педагогически персонал. Подготовка педагогов включает комплекс взаимосвязанных задач, направленных на формирование адекватного отношения к появлению особого ребёнка, умения налаживать взаимодействие с его родителями и близким окружением, знакомство педагогов с конкретными методами и приёмами коррекционной поддержки ребёнка.

Таким образом, концептуальный анализ основных подходов к пониманию интегрированного образования позволил увидеть важность интегрированного образования для социальной адаптации детей в норме и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Безруких, М. М. Проблемные дети [Текст]/ М. М. Безруких; Ун-т рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 308 с.

2. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление [Текст]: монография / В. А. Болотов; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2001. - 290 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст]/ Л. С. Выготский. -М.: Смысл : Эксмо, 2003 - 1134 с.

4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

5. Малофеев, Н. Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрир. обучения лиц с огранич. возможностями здоровья (с особыми образоват. потребностями), 29-31 янв. 2001 г. - М.: Права человека, 2001. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.