Научная статья на тему 'Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений дополнительного образования'

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL INTEGRATION / DISABLED CHILDREN / SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабушко Анна Юрьевна

В статье рассматриваются основные подходы к социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, дано определение социальной интеграции применительно к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья», определены условия их успешной социальной интеграции. Автор определяет значение учреждений дополнительного образования в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечая, что оно зачастую более приспособлено для создания доступной развивающей и образовательной среды. С ссылкой на Концепцию развития дополнительного образования в статье выделены три аспекта преимуществ системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья выбор вариативных образовательных программ; выбор режима темпа их усвоения; смены образовательных программ, педагогов и организаций. В то же время автором определены противоречия, препятствующие эффективному процессу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Автор делает вывод о том, что социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена в условиях системы дополнительного образования, если будет осуществлен поиск путей разрешения существующих противоречий и организована целенаправленная система работы педагогов учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабушко Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social inclusion of children with health limitation into work of supplementary education institutions

The article deals with main approaches to the concept of social integration for children with health limitations, the author presents definition of social integration applied to different categories of children with health limitations, singles out conditions which could make the whole process successful. The scientist specifies the notion of supplementary education institutions aimed at social integration of children with health limitations noting that very often, such institutions are well adapted to establishing accessible environment for their development and education. With reference to the development concept of supplementary education, the author points out three positive aspects of involvement such children into the system of supplementary education institutions: the choice of elective educational programmes; the choice of individual learning pace; shifting of educational programmes, teachers and institutions. On the other hand, the author highlightens the challenges which hamper the process of effective social integration of children with health limitations into the system of supplementary education institutions. The author comes to the conclusion that the problem of social integration of children with health limitations can be diminished on the basis of supplementary education institutions, if the work on finding ways of resolving the challenges will follow, as well as continuous teachers mastery work in the field of supplementary education institutions.

Текст научной работы на тему «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений дополнительного образования»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 371.4

Кабушко Анна Юрьевна

кандидат педагогических наук Ставропольский государственный педагогический институт

ann_k77@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные подходы к социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, дано определение социальной интеграции применительно к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья», определены условия их успешной социальной интеграции. Автор определяет значение учреждений дополнительного образования в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечая, что оно зачастую более приспособлено для создания доступной развивающей и образовательной среды. С ссылкой на Концепцию развития дополнительного образования в статье выделены три аспекта преимуществ системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья - выбор вариативных образовательных программ; выбор режима темпа их усвоения; смены образовательных программ, педагогов и организаций. В то же время автором определены противоречия, препятствующие эффективному процессу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Автор делает вывод о том, что социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена в условиях системы дополнительного образования, если будет осуществлен поиск путей разрешения существующих противоречий и организована целенаправленная система работы педагогов учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: социальная интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, учреждения дополнительного образования.

Современный этап развития отечественной системы образования внес существенные изменения в процессы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие таких нормативно-правовых документов как «Закон об образовании в РФ», Федеральные государственные стандарты общего и дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» потребовало от современной системы образования осуществления процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной интеграции, что должно обеспечить создание разнообразных моделей общественных отношений.

Проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями изучены во многих аспектах - в социологическом (Т. Гоббс, Д. Локк, М. Вебер, Р. Парк, П.А. Сорокин и др.), в психологическом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в педагогическом (А.И. Арнольдов, А.В. Бато-ва, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова и др.). Несмотря на разносторонность подходов к трактовке понятия «социальная интеграция» исследователи сходятся в том, что под социальной интеграцией, прежде всего, следует понимать включение индивида в систему социальных отношений, подготовку к самостоятельной жизни в обществе посредством гармонизации отношений между различными социальными группами.

Большое внимание вызывает проблема социальной интеграции в отношении категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связей с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности или недоступности ряда культурных ценностей, образования [3].

В исследованиях А.А. Яковлевой применительно к лицам с нарушениями зрения социальная интеграция лиц с ОВЗ трактуется как «процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии ограничения возможностей» [6, с. 571].

Шипицына Л.М. указывает, что социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и включает его в общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Большое значение, по мнению Л.М. Шипициной, имеют условия, необходимые для ее достижения, важнейшим из которых является реализация принципов «качества жизни» и «нормализации», предполагающих удовлетворение психологических, со-

© Кабушко А.Ю., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

213

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

циальных и образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья [5].

Разнообразное взаимодействие с детьми, имеющими нормальное психофизическое развитие, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в более широкий круг социальных взаимосвязей и реализовать свой личностный потенциал, выработать адекватную самооценку, ощутить реальные требования со стороны окружающих к уровню своих познавательных возможностей, обеспечить профилактику инвалидиза-ции их личности, овладеть компенсаторными способностями, самостоятельностью и социальной мобильностью.

В современной специальной педагогике и психологии социальная интеграция понимается, с одной стороны, как конечная цель деятельности специальных (коррекционных) или общеобразовательных учреждений, с другой - как процесс и результат включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум посредством организации и проведения разнообразных социальных и образовательных мероприятий. Именно понимание социальной интеграции, озвученное во втором случае, близко проблеме данной статьи.

Одним из путей практической реализации идеи социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является дополнительное образование. Оно позволяет детям с особенностями психофизического развития выйти за пределы общества себе подобных, почувствовать себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал. Цель дополнительного образования сформулирована в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования - это создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [4].

Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития учреждения дополнительного образования зачастую становятся единственным образовательным учреждением, где возможна их социальная интеграция посредством досуговых и индивидуальных образовательных программ, учитывающих их познавательные и эстетические потребности.

В Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.) отмечается, что преимущества системы

дополнительного образования заключаются в нескольких аспектах:

- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора вариативных развивающих образовательных программ в соответствии с собственными интересами, склонностями и ценностями;

- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций.

Кроме того, дополнительное образование характеризуется неформализованностью своего содержания образования и организации образовательного процесса, более гибким укладом учреждений дополнительного образования; получением детьми опыта разновозрастного общения и возможностью сразу же практически применить полученные знания и навыки [2].

Дополнительное образование, в отличие от того, что дается в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах более приспособлено для создания доступной образовательной среды. Окружающая ребенка пространственная и временная среда должна быть благоприятной и безбарьерной; поддерживающей и стимулирующей. Потенциал методов и приемов, накопленный в дополнительном образовании, позволяет:

- погрузить «особого» ребенка в среду сверстников;

- включить ребенка в совместную деятельность не только с другими детьми, но и с педагогом;

- приобщить к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

- раскрыть индивидуальные способности;

- проявить творческую инициативу и самостоятельность;

- почувствовать свою значимость и ценность [1].

Успешность социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит не столько от характера и степени имеющихся у них психофизических нарушений, сколько от системы отношений к таким детям со стороны социума, а в частности, той среды, в которую ребенок интегрируется. При этом важно учитывать следующие условия интеграции:

- интеграция должна включать в себя непосредственные контакты между детьми с нарушениями в развитии и с нормальным психофизическим развитием;

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья..,

- интеграция должна основываться на неформальной ситуации общения и творческом подходе;

- интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений должна реализовываться комплексно кругом специалистов и включать в себя психолого-педагогическую поддержку [3].

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена в условиях системы дополнительного образования. В тоже время анализ научной и методической литературы по данной проблеме позволил выделить ряд противоречий, препятствующих эффективному процессу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Это противоречия между:

- требованиями современной государственной политики и отсутствием системной работы по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования;

- существующим интегральным социальным заказом на дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, правом их выбора вариативной программы и несовершенством механизмов реализации таких программ;

- запросами родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, их ожиданиями от работы учреждений дополнительного образования и фактическим содержанием дополнительного образования;

- существующим уровнем подготовки педагогов дополнительного образования и практическими требованиями к осуществлению процессов образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает поиск путей решения проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования как в теоретическом, так и практиче-

ском аспектах. Это и составит поле нашего дальнейшего научного поиска и проведения инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2013. - С. 463-470.

2. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения 16.09.2015).

3. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации / под ред. А.Л. Битовой, М.А. Величко, Р.П. Дименштей-на и др. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. -254 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html (дата обращения 22.08.2015).

5. Шипицына Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1996. - С. 19-31.

6. Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Вып. № 74-1. - 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/tsennostno-smyslovye-ustanovki-kak-faktor-sotsialnoy-integratsii-invalidov-po-zreniyu (дата обращения 30.09.2015).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.