СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 371.4
Кабушко Анна Юрьевна
кандидат педагогических наук Ставропольский государственный педагогический институт
ann_k77@mail.ru
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные подходы к социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, дано определение социальной интеграции применительно к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья», определены условия их успешной социальной интеграции. Автор определяет значение учреждений дополнительного образования в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечая, что оно зачастую более приспособлено для создания доступной развивающей и образовательной среды. С ссылкой на Концепцию развития дополнительного образования в статье выделены три аспекта преимуществ системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья - выбор вариативных образовательных программ; выбор режима темпа их усвоения; смены образовательных программ, педагогов и организаций. В то же время автором определены противоречия, препятствующие эффективному процессу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Автор делает вывод о том, что социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена в условиях системы дополнительного образования, если будет осуществлен поиск путей разрешения существующих противоречий и организована целенаправленная система работы педагогов учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: социальная интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, учреждения дополнительного образования.
Современный этап развития отечественной системы образования внес существенные изменения в процессы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие таких нормативно-правовых документов как «Закон об образовании в РФ», Федеральные государственные стандарты общего и дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» потребовало от современной системы образования осуществления процессов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной интеграции, что должно обеспечить создание разнообразных моделей общественных отношений.
Проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями изучены во многих аспектах - в социологическом (Т. Гоббс, Д. Локк, М. Вебер, Р. Парк, П.А. Сорокин и др.), в психологическом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в педагогическом (А.И. Арнольдов, А.В. Бато-ва, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова и др.). Несмотря на разносторонность подходов к трактовке понятия «социальная интеграция» исследователи сходятся в том, что под социальной интеграцией, прежде всего, следует понимать включение индивида в систему социальных отношений, подготовку к самостоятельной жизни в обществе посредством гармонизации отношений между различными социальными группами.
Большое внимание вызывает проблема социальной интеграции в отношении категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связей с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности или недоступности ряда культурных ценностей, образования [3].
В исследованиях А.А. Яковлевой применительно к лицам с нарушениями зрения социальная интеграция лиц с ОВЗ трактуется как «процесс и результат предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии ограничения возможностей» [6, с. 571].
Шипицына Л.М. указывает, что социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и включает его в общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Большое значение, по мнению Л.М. Шипициной, имеют условия, необходимые для ее достижения, важнейшим из которых является реализация принципов «качества жизни» и «нормализации», предполагающих удовлетворение психологических, со-
© Кабушко А.Ю., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
213
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
циальных и образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья [5].
Разнообразное взаимодействие с детьми, имеющими нормальное психофизическое развитие, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в более широкий круг социальных взаимосвязей и реализовать свой личностный потенциал, выработать адекватную самооценку, ощутить реальные требования со стороны окружающих к уровню своих познавательных возможностей, обеспечить профилактику инвалидиза-ции их личности, овладеть компенсаторными способностями, самостоятельностью и социальной мобильностью.
В современной специальной педагогике и психологии социальная интеграция понимается, с одной стороны, как конечная цель деятельности специальных (коррекционных) или общеобразовательных учреждений, с другой - как процесс и результат включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум посредством организации и проведения разнообразных социальных и образовательных мероприятий. Именно понимание социальной интеграции, озвученное во втором случае, близко проблеме данной статьи.
Одним из путей практической реализации идеи социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является дополнительное образование. Оно позволяет детям с особенностями психофизического развития выйти за пределы общества себе подобных, почувствовать себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал. Цель дополнительного образования сформулирована в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования - это создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [4].
Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития учреждения дополнительного образования зачастую становятся единственным образовательным учреждением, где возможна их социальная интеграция посредством досуговых и индивидуальных образовательных программ, учитывающих их познавательные и эстетические потребности.
В Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.) отмечается, что преимущества системы
дополнительного образования заключаются в нескольких аспектах:
- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора вариативных развивающих образовательных программ в соответствии с собственными интересами, склонностями и ценностями;
- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
- ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций.
Кроме того, дополнительное образование характеризуется неформализованностью своего содержания образования и организации образовательного процесса, более гибким укладом учреждений дополнительного образования; получением детьми опыта разновозрастного общения и возможностью сразу же практически применить полученные знания и навыки [2].
Дополнительное образование, в отличие от того, что дается в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах более приспособлено для создания доступной образовательной среды. Окружающая ребенка пространственная и временная среда должна быть благоприятной и безбарьерной; поддерживающей и стимулирующей. Потенциал методов и приемов, накопленный в дополнительном образовании, позволяет:
- погрузить «особого» ребенка в среду сверстников;
- включить ребенка в совместную деятельность не только с другими детьми, но и с педагогом;
- приобщить к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;
- раскрыть индивидуальные способности;
- проявить творческую инициативу и самостоятельность;
- почувствовать свою значимость и ценность [1].
Успешность социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит не столько от характера и степени имеющихся у них психофизических нарушений, сколько от системы отношений к таким детям со стороны социума, а в частности, той среды, в которую ребенок интегрируется. При этом важно учитывать следующие условия интеграции:
- интеграция должна включать в себя непосредственные контакты между детьми с нарушениями в развитии и с нормальным психофизическим развитием;
214
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья..,
- интеграция должна основываться на неформальной ситуации общения и творческом подходе;
- интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений должна реализовываться комплексно кругом специалистов и включать в себя психолого-педагогическую поддержку [3].
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешно решена в условиях системы дополнительного образования. В тоже время анализ научной и методической литературы по данной проблеме позволил выделить ряд противоречий, препятствующих эффективному процессу социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Это противоречия между:
- требованиями современной государственной политики и отсутствием системной работы по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования;
- существующим интегральным социальным заказом на дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, правом их выбора вариативной программы и несовершенством механизмов реализации таких программ;
- запросами родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, их ожиданиями от работы учреждений дополнительного образования и фактическим содержанием дополнительного образования;
- существующим уровнем подготовки педагогов дополнительного образования и практическими требованиями к осуществлению процессов образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает поиск путей решения проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования как в теоретическом, так и практиче-
ском аспектах. Это и составит поле нашего дальнейшего научного поиска и проведения инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2013. - С. 463-470.
2. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения 16.09.2015).
3. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации / под ред. А.Л. Битовой, М.А. Величко, Р.П. Дименштей-на и др. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. -254 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html (дата обращения 22.08.2015).
5. Шипицына Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1996. - С. 19-31.
6. Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Вып. № 74-1. - 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/tsennostno-smyslovye-ustanovki-kak-faktor-sotsialnoy-integratsii-invalidov-po-zreniyu (дата обращения 30.09.2015).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
215