СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 376
Яговкина Лариса Сергеевна
кандидат педагогических наук Курганский государственный университет Larisa_ipk@mail.ru
ФИЛОСОФСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается философская и гуманитарная составляющая проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлены три модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья и философско-гуманитарные подходы к подготовке родителей. Данные подходы основаны на том, что коррекционный опыт родителей базируется на владении специальными методами, приемами и технологиями образования детей с ограниченными возможностями здоровья; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ребенка, общие и конкретные цели и задачи коррекционной работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат образования и управлять совместно с педагогами содержанием коррекционно-педагогического процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важно организовать подготовку родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения технологии, основанной на положениях гуманистического подхода и аксиологической концепции философии.
Ключевые слова: подготовка родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Смена цели и парадигмы образования на развитие личности человека, построение гуманной системы - своевременна и оправданна. Аксиологическая концепция педагогики, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработкам педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиску новых путей развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
Актуальность исследования связана с социальными потребностями общества и государства в полноценном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, с существующим социальным заказом на формирование физически и нравственно здоровой личности, способной к активному участию в жизни общества в качестве гражданина, профессионала, члена семьи и субъекта социальной эволюции.
После принятия национальных законов об обязательном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья стало возможным формальное участие семьи в решении вопроса о выборе типа школы. Тогда же родители получили возможность создавать общественные ассоциации и комитеты, входить в попечительские советы образовательных учреждений. Только в последнее десятилетие родители смогли оказывать существенное влияние на государственную образовательную политику. На современном этапе развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, пересмотрев представление о роли и учас-
тии семьи в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, российское общество и государство начинают проявлять закономерный интерес к программам сотрудничества специалистов с семьей, расширяя права и полномочия родителей. Доказательством этого служит наличие большого количества федеральных и региональных программ помощи семье. Эти программы определены как общегосударственные инициативы по обеспечению систематической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
В России разработаны законодательные документы, которые закрепляют новый статус семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, новые права и обязанности родителей относительно его образования, которые декларируют необходимость привлечения семьи к содействию образованию детей.
В мире существует три основные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Первую модель называют «отечественная». Эта модель получения образования в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях. В нашей стране давно сложилась и хорошо зарекомендовала себя государственная дифференцированная система специального образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при ДОУ общего вида; специальные (коррекционные) образовательные
© Яговкина Л.С., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
161
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в физическом и/или умственном развитии при общеобразовательных учреждениях; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Вторая, гуманистическая модель образования развивается с учетом общемирового подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В России в последние годы усиливается процесс интеграции детей в общеобразовательную среду - инклюзивное образование. Сейчас каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья в России имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Образовательная интеграция, которая обеспечивается сегодня, например, в странах Скандинавии, Германии и др. в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но на порядок дороже.
Третья модель, которая отвечает философской и гуманитарной составляющей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, по которой идет Россия и большинство стран Европы, -это смешанная модель - и сохранение специальных образовательных учреждений и развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Смешанная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой оптимальную систему образования, которая наиболее полно соответствует философской и гуманитарной составляющей стратегии научного поиска решения проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.И. Селиверстов, Е.А. Стребелева, С.Н. Шаховская неоднократно отмечали, что практика специального образования требует модернизации в соответствии с ценностями гражданского общества и смещения смыслового аспекта образования в сторону личностного, социально-эмоционального развития, сознательной регуляции поведения личности в социуме. В то же время можно отметить, что недостаточно исследован и остается открытым вопрос об уровне сформированности культуры, морали, ценностей самих родителей как полноправных участников коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающего процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [2].
Анализ теоретических исследований и практического опыта подтверждает актуальность проблемы ценностных оснований коррекционной деятель-
ности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимость их формирования в процессе специальной подготовки, поскольку ценности семейной коррекции в совокупности с уровнем сформированности коррек-ционно-педагогических компетенций определяют уровень готовности родителей к полноценному содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, обозначились противоречия между:
- тенденциями гуманизации современного образования, его ориентацию на социализацию и личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной аксиологической направленностью современной подготовки родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;
- влиянием социокультурных факторов и отсутствием целенаправленного коррекционно-педагоги-ческого и психологического сопровождения родителей в процессе подготовки к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- необходимостью теоретико-методологического анализа проблемы формирования ценностных оснований коррекционной деятельности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, как одного из основных факторов готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;
- необходимостью практической разработки и внедрения модели формирования ценностных оснований семейной коррекционной деятельности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, базирующейся на аксиологической концепции философии.
Теоретический анализ исследований авторов позволил нам выделить систему ценностей, составляющих основу формирования ценностных качеств и готовности к семейной коррекционной деятельности родителей с точки зрения аксиологического подхода.
Семейная коррекционная деятельность ориентирована на следующие группы ценностей: общечеловеческие, социокультурные, профессиональные и индивидуальные [3].
Общечеловеческие и социокультурные ценности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют общий характер с ценностями всех других родителей. К общечеловеческим или высшим моральным ценностям относят жизнь, долг, благо, свободу, счастье и т.д.
Высшей моральной ценностью, согласно И. Канту, является долг. В качестве социокультурных ценностей, к которым относят ценности, принятые в конкретном историческом обществе, можно назвать труд, образование и т.д.
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Философская и гуманитарная составляющая стратегии научного поиска решения..,
Особые профессиональные ценности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья приобретают специфику в связи с особенностями структуры дефекта ребенка и имеют кор-рекционно-педагогическую направленность. С нашей точки зрения, милосердие, коррекционная работа и витагенный опыт должны быть в структуре ценностной сферы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и определять его готовность к содействию образованию детей. Коррекци-онная работа родителей включает сочетание двух групп элементов: формальных и неформальных.
К формальным элементам могут быть отнесены необходимые для родителей знания, умения и навыки, позволяющие ему эффективно содействовать образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционный опыт родителей основывается на владении специальными методами, приемами и технологиями образования детей с ограниченными возможностями здоровья; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ребенка, общие и конкретные цели и задачи коррекционной работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат образования и управлять совместно с педагогами содержанием коррекционно-педаго-гического процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Выделенные составляющие компоненты коррекционного опыта формируются в процессе специальной подготовки родителей.
К неформальным элементам относятся ценности, перерастающие в ценностные качества родителя, которые определяются структурой дефекта ребенка и коррекционной направленностью работы. Важнейшей составляющей ценностной сферы родителей детей с ограниченными возможностями, мы считаем милосердие, которое можно рассматривать и как самостоятельную специфическую ценность образования. Милосердие характеризует способность откликаться на чужую боль, бескорыстно помогать, прощать, сострадать, что необходимо родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе содействия их образованию и дальнейшей социализации.
Нами рассмотрены лишь некоторые аспекты философской и гуманитарной составляющей проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаем перспективным и необходимым продолжать данное исследование для разработки педагогических основ и внедрения системы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Основы данной системы, включающей технологию дифференцированной подготовки родителей к содей-
ствию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются в работу государственных образовательных учреждений Курганской области [4; 5].
Таким образом, изучение философской и гуманитарной составляющей проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья способствует созданию таких педагогических условий, в которых родители могут сформировать активную личностную позицию, наиболее полно проявить свои способности применительно к участию в образовании детей, реализовать свои потребности и интересы, т.е. условий, способствующих включению родителей в образовательный процесс на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности; условий, способствующих повышению образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 383 с.
2. Мусихина С.А. Особенности взаимодействия современной семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития специального (кор-рекционного) дошкольного образовательного учреждения // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза - Ч. 2: Материалы международ. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2006. - С. 193-201.
3. Филютина Т.Н. Теоретические подходы к изучению семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. (13-15 апреля 2004 г.). - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - 180 с.
4. Яговкина Л. С. Дифференциация как условие подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. - С. 223-225.
5. Яговкина Л. С. Методологическая основа подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2012. - № 4. - С. 149-152.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
163