Научная статья на тему 'Философская и гуманитарная составляющая стратегии научного поиска решения проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья'

Философская и гуманитарная составляющая стратегии научного поиска решения проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PREPARING PARENTS / PHYSICALLY RETARDED CHILDREN / FAMILY / EDUCATION OF PHYSOCALLY RETARDED CHILDREN / PARENTS OF PHYSICALLY RETARDED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

В статье рассматривается философская и гуманитарная составляющая проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлены три модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья и философско-гуманитарные подходы к подготовке родителей. Данные подходы основаны на том, что коррекционный опыт родителей базируется на владении специальными методами, приемами и технологиями образования детей с ограниченными возможностями здоровья; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ребенка, общие и конкретные цели и задачи коррекционной работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат образования и управлять совместно с педагогами содержанием коррекционно-педагогического процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важно организовать подготовку родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения технологии, основанной на положениях гуманистического подхода и аксиологической концепции философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and humanitarian component of strategy of scientific search of a solution of the problem of preparation of parents for assistance to education of children with limited possibilities of health

The article is about the philosophical and humanitarian component of the problem of preparing parents for helping in education of children with limited possibilities of health. The author presented three models of education of children with limited possibilities of health and philosophical and humanitarian approaches to readiness of parents. These approaches are based that correctional experience of parents is based on possession of special methods, receptions and technologies of education of children with limited opportunities of health; on ability to define personal and special educational needs of the child, the common and specific goals and problems of correctional work, to establish sequence of their decision, to predict result of education and to operate together with teachers the content of correctional and pedagogic process on the basis of an individual approach to the child with limited opportunities of health. Therefore, it is important to organize training of parents for assistance to education of children with limited opportunities of health by introduction of the technology based on provisions of humanistic approach and the axiological concept of philosophy.

Текст научной работы на тему «Философская и гуманитарная составляющая стратегии научного поиска решения проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 376

Яговкина Лариса Сергеевна

кандидат педагогических наук Курганский государственный университет Larisa_ipk@mail.ru

ФИЛОСОФСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается философская и гуманитарная составляющая проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлены три модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья и философско-гуманитарные подходы к подготовке родителей. Данные подходы основаны на том, что коррекционный опыт родителей базируется на владении специальными методами, приемами и технологиями образования детей с ограниченными возможностями здоровья; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ребенка, общие и конкретные цели и задачи коррекционной работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат образования и управлять совместно с педагогами содержанием коррекционно-педагогического процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому важно организовать подготовку родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения технологии, основанной на положениях гуманистического подхода и аксиологической концепции философии.

Ключевые слова: подготовка родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Смена цели и парадигмы образования на развитие личности человека, построение гуманной системы - своевременна и оправданна. Аксиологическая концепция педагогики, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработкам педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиску новых путей развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Актуальность исследования связана с социальными потребностями общества и государства в полноценном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, с существующим социальным заказом на формирование физически и нравственно здоровой личности, способной к активному участию в жизни общества в качестве гражданина, профессионала, члена семьи и субъекта социальной эволюции.

После принятия национальных законов об обязательном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья стало возможным формальное участие семьи в решении вопроса о выборе типа школы. Тогда же родители получили возможность создавать общественные ассоциации и комитеты, входить в попечительские советы образовательных учреждений. Только в последнее десятилетие родители смогли оказывать существенное влияние на государственную образовательную политику. На современном этапе развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, пересмотрев представление о роли и учас-

тии семьи в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, российское общество и государство начинают проявлять закономерный интерес к программам сотрудничества специалистов с семьей, расширяя права и полномочия родителей. Доказательством этого служит наличие большого количества федеральных и региональных программ помощи семье. Эти программы определены как общегосударственные инициативы по обеспечению систематической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В России разработаны законодательные документы, которые закрепляют новый статус семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, новые права и обязанности родителей относительно его образования, которые декларируют необходимость привлечения семьи к содействию образованию детей.

В мире существует три основные модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первую модель называют «отечественная». Эта модель получения образования в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях. В нашей стране давно сложилась и хорошо зарекомендовала себя государственная дифференцированная система специального образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при ДОУ общего вида; специальные (коррекционные) образовательные

© Яговкина Л.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

161

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в физическом и/или умственном развитии при общеобразовательных учреждениях; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Вторая, гуманистическая модель образования развивается с учетом общемирового подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В России в последние годы усиливается процесс интеграции детей в общеобразовательную среду - инклюзивное образование. Сейчас каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья в России имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Образовательная интеграция, которая обеспечивается сегодня, например, в странах Скандинавии, Германии и др. в денежном исчислении не только не дешевле традиционного специального обучения, но на порядок дороже.

Третья модель, которая отвечает философской и гуманитарной составляющей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, по которой идет Россия и большинство стран Европы, -это смешанная модель - и сохранение специальных образовательных учреждений и развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Смешанная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой оптимальную систему образования, которая наиболее полно соответствует философской и гуманитарной составляющей стратегии научного поиска решения проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в России.

Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.И. Селиверстов, Е.А. Стребелева, С.Н. Шаховская неоднократно отмечали, что практика специального образования требует модернизации в соответствии с ценностями гражданского общества и смещения смыслового аспекта образования в сторону личностного, социально-эмоционального развития, сознательной регуляции поведения личности в социуме. В то же время можно отметить, что недостаточно исследован и остается открытым вопрос об уровне сформированности культуры, морали, ценностей самих родителей как полноправных участников коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающего процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Анализ теоретических исследований и практического опыта подтверждает актуальность проблемы ценностных оснований коррекционной деятель-

ности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимость их формирования в процессе специальной подготовки, поскольку ценности семейной коррекции в совокупности с уровнем сформированности коррек-ционно-педагогических компетенций определяют уровень готовности родителей к полноценному содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, обозначились противоречия между:

- тенденциями гуманизации современного образования, его ориентацию на социализацию и личностное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной аксиологической направленностью современной подготовки родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;

- влиянием социокультурных факторов и отсутствием целенаправленного коррекционно-педагоги-ческого и психологического сопровождения родителей в процессе подготовки к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;

- необходимостью теоретико-методологического анализа проблемы формирования ценностных оснований коррекционной деятельности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, как одного из основных факторов готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;

- необходимостью практической разработки и внедрения модели формирования ценностных оснований семейной коррекционной деятельности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, базирующейся на аксиологической концепции философии.

Теоретический анализ исследований авторов позволил нам выделить систему ценностей, составляющих основу формирования ценностных качеств и готовности к семейной коррекционной деятельности родителей с точки зрения аксиологического подхода.

Семейная коррекционная деятельность ориентирована на следующие группы ценностей: общечеловеческие, социокультурные, профессиональные и индивидуальные [3].

Общечеловеческие и социокультурные ценности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют общий характер с ценностями всех других родителей. К общечеловеческим или высшим моральным ценностям относят жизнь, долг, благо, свободу, счастье и т.д.

Высшей моральной ценностью, согласно И. Канту, является долг. В качестве социокультурных ценностей, к которым относят ценности, принятые в конкретном историческом обществе, можно назвать труд, образование и т.д.

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Философская и гуманитарная составляющая стратегии научного поиска решения..,

Особые профессиональные ценности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья приобретают специфику в связи с особенностями структуры дефекта ребенка и имеют кор-рекционно-педагогическую направленность. С нашей точки зрения, милосердие, коррекционная работа и витагенный опыт должны быть в структуре ценностной сферы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и определять его готовность к содействию образованию детей. Коррекци-онная работа родителей включает сочетание двух групп элементов: формальных и неформальных.

К формальным элементам могут быть отнесены необходимые для родителей знания, умения и навыки, позволяющие ему эффективно содействовать образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционный опыт родителей основывается на владении специальными методами, приемами и технологиями образования детей с ограниченными возможностями здоровья; на умении определять личностные и специальные образовательные потребности ребенка, общие и конкретные цели и задачи коррекционной работы, устанавливать очередность их решения, прогнозировать результат образования и управлять совместно с педагогами содержанием коррекционно-педаго-гического процесса на основе индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Выделенные составляющие компоненты коррекционного опыта формируются в процессе специальной подготовки родителей.

К неформальным элементам относятся ценности, перерастающие в ценностные качества родителя, которые определяются структурой дефекта ребенка и коррекционной направленностью работы. Важнейшей составляющей ценностной сферы родителей детей с ограниченными возможностями, мы считаем милосердие, которое можно рассматривать и как самостоятельную специфическую ценность образования. Милосердие характеризует способность откликаться на чужую боль, бескорыстно помогать, прощать, сострадать, что необходимо родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе содействия их образованию и дальнейшей социализации.

Нами рассмотрены лишь некоторые аспекты философской и гуманитарной составляющей проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаем перспективным и необходимым продолжать данное исследование для разработки педагогических основ и внедрения системы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Основы данной системы, включающей технологию дифференцированной подготовки родителей к содей-

ствию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются в работу государственных образовательных учреждений Курганской области [4; 5].

Таким образом, изучение философской и гуманитарной составляющей проблемы подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья способствует созданию таких педагогических условий, в которых родители могут сформировать активную личностную позицию, наиболее полно проявить свои способности применительно к участию в образовании детей, реализовать свои потребности и интересы, т.е. условий, способствующих включению родителей в образовательный процесс на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности; условий, способствующих повышению образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 383 с.

2. Мусихина С.А. Особенности взаимодействия современной семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития специального (кор-рекционного) дошкольного образовательного учреждения // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза - Ч. 2: Материалы международ. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2006. - С. 193-201.

3. Филютина Т.Н. Теоретические подходы к изучению семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. (13-15 апреля 2004 г.). - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - 180 с.

4. Яговкина Л. С. Дифференциация как условие подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. - С. 223-225.

5. Яговкина Л. С. Методологическая основа подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2012. - № 4. - С. 149-152.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.