Научная статья на тему 'Духовность личности - как главная составляющая системы непрерывного образования'

Духовность личности - как главная составляющая системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность личности - как главная составляющая системы непрерывного образования»

• акмеологический (для учета специфики подготовки кадров на различных уровнях образования, в том числе, учета специфики образования взрослых);

• праксеологический (для анализа требований к содержанию и уровню подготовки выпускников в системе непрерывного образования с точки зрения иу эффективности);

• квалиметрический (для выявления качественно-количественных характеристик образовательного потенциала сопряженных программ среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

Результатом выполнения проектов по проблемам непрерывного образования может быть разработка:

• научно-методических подходов к формированию содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием для подготовки кадров в новых социально-экономических условиях;

• методических материалов, обеспечивающих согласование требований к содержанию и уровню подготовки выпускников различных уровней в системе непрерывного образования.

Таким образом, центральной проблемой для общесгва становится создание системы образования на протяжении всей жизни. В XXI веке концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Это связано, в первую очередь, с быстромсняющейся средой, значительными изменениями в технологиях и т. п. Человек постоянно сталкивается с новшествами, появляющимися как в его личной, так и в профессиональной жизни. Данные процессы

приводят к необходимости возобновлять образование каждый раз, то есть практически в течение всей жизни. Многие международные организации и государства решают проблемы создания условий для образования каждого человека. ЮНЕСКО выдвинуло следующий тезис: образование для всех, образование через всю жизнь, образование без границ, который пытаются реализовать мно-

гио ОТПОШ I 1/"о «У ПЛ1/ЧО! ЮОГЛТ иЛЛПСкПЛПОКИП I «IV V/ « ришо. * V иIV ниаиошиши!

наиболее перспективным направлением в развитии профессионального образования будет его широкая диверсификация. Создание региональной системы непрерывного образования позволяет осуществлять профессиональную подготовку на принципах соответствия, качественности, личной направленности и свободы выбора.

1. Вазина К.Я. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное образование / Вазина К.Я., Петров Ю.Н. Н. Новгород, 1996.

2. Квеско Р. Б. Методологические аспекты непрерывного многоуровнего образовательного пространства. Томск, 1997.

3. Огарков Н.М. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация,

инновации, управление / Огарков Н.М., Савельев А.Д. М., 1999.

4. Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород, 1994.

5. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина. М., 1987.

6. Федоров В.А. І Ірофессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2001.

Поступила в редакцию 7.04.2004.

ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.И. Дробжев

Духовность: сущность и содержание

Все невзгоды общества - экономические неурядицы, социальная напряженность, рост преступности, коррупции, вседозволенности есть в определенной степени болезнь чело-

веческого духа. Господство рыночных отношений, возведение их в абсолют, превращение всего и вся в товар пагубно отражается на культуре общества, на формировании личности. Коммерция в искусстве выступает и как стихийное явление, и как осознанное и

целенаправленное определенными кругами действие, рассчитанное на деморализацию общества, на откровенное возведение в критерий культуры безошибочности рынка, способного якобы определять, что для общества, страны, каждого человека полезно и нужно, а что бесполезно, вредно и ненужно.

В самой культуре наблюдается попытка десоциализации, декультуролизации, дезин-

духовность, стремление к сытости и комфорту. Машина превратила человека в раба, вытирающего ей пот, смазывающего ее движущие части, убирающего за ней отходы производства. Человек превратился «в кишащий сгусток мускулов и воль, воспитанных в голодной дисциплине» и жадного хама, продешевившего дух за радости мещанства и комфорта. Сам человек превратился в подо-

ТСГрЕЦИИ, ДСГуМЯНИЗЗЦИИ^ ПООНДрСНИб 6СЗДу- бис МЯ1НИНЫ Оь

ио I

ховности, атомизации личности; отрицание народных традиций, выверенных веками жизни человечества, общечеловеческих и национальных ценностей, моральных норм, принципов коллективизма и гуманизма.

Сегодня особо актуальное значение приобретает проблема формирования духовности и гуманизма у всего народа и, особенно, у молодежи. Пустота души, немогивирован-ность действий и поступков, чувственность, главным образом телесного характера, стремление «взять от жизни все», как призы-ваег реклама, и ничего не дать обществу -вот «духовное» состояние многих молодых людей. В этих условиях необходима система мер, направленных на формирование научного мировоззрения, духовности, гуманизма у подрастающего поколения.

Надо отметить, что проблема духовности по-настоящему, во всей масштабности проявилась в обществе в конце XIX - начале XX века. Вначале она была предметом, как правило, идеалистических течений и религии, да и в них сама сущность человека рассматривалась как единство плоти и души. Позже стали говорить о духе и духовности. Духовность стала востребованной в результате роста влияния человека на природу, связанного с расширением его знаний, применением этих знаний при создании машин и механизмов, других орудий труда, резко умножающих силу человека, его антропогенного воздействия. Тяга к духовности появилась как альтернатива технократизма и сциентизма, негативного влияния техники на жизнь самого человека, который постепенно превращался в придаток машины.

М. Волошин в стихотворении «Машина» отмечает, что каждый изобретатель мечтал созданием машины облагодетельствовать человека, но машина принесла в мир тягчайшую нищету и новые виды рабства, без-

Что духа нет, а есть лишь вещество,... что мысль/ Простой продукт пищеваренья мозга,/ Что бытие определяет дух,/ Что гений -вырожденье, что культура/ Увеличение числа потребностей, что идеал - / Благополучие и сытость,/ Что есть единый мировой желудок/ И нет других богов кроме него».

По этому поводу Н.А. Бердяев писал: «Машина налагает печать своего образа на дух человека, на все стороны его деятельности. Цивилизация имеет не духовную основу, а машинную основу. Она, прежде всего, технична, в ней торжествует техника над духом, над организмом. В цивилизации само мышление становится техническим, всякое творчество и всякое искусство приобретает все более и более технический характер» [1, с. 57-58].

Отношение к духовности определяется и большой сложностью и противоречивостью этого понятия, многообразием форм и способов ее проявления. Очень долго наукой не принималось понятие души, сама сущность человека рассматривалась сугубо рационалистично, с точки зрения биологии и физиологии, социологии, экономики и политики, психологии и педагогики. Понятие дух, духовность не всегда вписывались в эти рамки. До сих пор различные издания Философских словарей ограничиваются помещением статей о духе, по ничего не пишут о духовности. Не включено это понятие и в Философскую энциклопедию. Хотя В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает определение духовного как бесплотного, нетелесного, из единого духа и души состоящего. Он ограничивает понятие духовный как все относящееся к Богу, церкви и вере, все относимое к душе человека. Вместе с тем, в это понятие он включает умственные и нравственные силы человека, его ум и волю.

Именно с духовностью связывал Вл. Соловьев рождение нового человека. Он считан новым человеком Христа как явление духовного человека, второго Адама. По его мнению, новый человек это не только индивидуальное существо, но и вместе с тем универсальное, обнимающее собой все возрожденное человечество. В одной из своих ранних работ «Духовные основы жизни» Вл. Соловьев писал: «Если первый, природный человек был образом и подобием Божьим, то новый духовный человек есть истинный Бог, потому что существо Божие, составляющее истинный смысл всего существующего, впервые явилось в мире самим собою, показало себя миру тем, что оно безусловно» [14, с. 333] (выделено мною. - М. Д.).

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие философы Серебряного века подчеркивают, что проблема духовности является главным составляющим элементом сущности личности. Так, Н.А. Бердяев считал действительным признаком человека именно духовность. Он опасался, что человек, погружаясь в материальный мир, социальное переустройство, считая главным рост производительности труда, не обретет духовности. «Новый человек, - писал философ, - поклоняется идеалу или идолу производительности, превращающему человека в функцию производства, поклоняется силе или успеху, беспощаден к слабым, он движим соревнованием в борьбе, и, что самое важное, в нем происходит ослабление и почти уничтожение духовности» [2, с. 351]. Поэтому Бердяев выступает за формирование нового человека как реализацию вечного человека, вечного в человеке, человека духовного, творческого и свободного, обращенного к грядущему, к небывшему. Он вскрывает родство духовности с душой, верой, нравственностью, умом и волей. Эта связь делает духовность антропоцентричной, позволяет учитывать божественное и светское, религиозное и научное, идеальное и материальное содержание духовности. Проблема духовности человека, его человечности решалась русской религиозной философией через любовь, православие, дружбу народов, коллективизм, социальное равенство и свободу.

В советский период, при господстве марксистской идеологии, конечно, уделялось определенное внимание духовности. Важной целью социалистического строительства считалось формирование всесторонне развитой личности. Сюда входило достижение физического совершенства, овладение глубокими знаниями, освоение богатств культуры, формирование высокой нравственности и духовности. Правда. все это преломлялось через классовое содержание. Однако из истории известно о закономерном переходе общества от первобытного к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и попыткам строительства социалистического строя. Соответственно менялись нормы и принципы жизнедеятельности. С возникновением классов они всегда носили классовый характер. Эти принципы и нормы жизни, духовность и человечность постоянно возрастали и являлись ступенькой к общечеловеческим стандартам. Были ли тогда отношения в обществе идеальными? Нет, конечно. Извращения, отход от желаемого, произвол и насилие над личностью были во всех к ' '0-вых обществах. Следует признать, чт< советское время такое родственное духо'< л понятие как душа по сути не признава ь. считалось понятием религиозной, идеалистической философии, религии. Душа чаще рассматривалась как понятие психологии, которое отражало сознание и внутренний мир человека. Наука не занималась ни духовностью, ни душой.

Проблема духовности очень актуальна в наше время, когда технократизм и сциентизм, культ силы и насилия, индивидуализм и эгоизм, буржуазная деловитость правят бал в обществе и не могут обеспечить гармоничное развитие человека и человечества. Прерогатива здесь за духовностью, гуманизмом, достижением единства человечества на основе согласования общечеловеческих и национальных, государственных и личных интересов, подлинного коллективизма в мире всечеловечества.

Л.П. Буева справедливо считает, что «духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком» [3, с. 4]. Пробле-

ма духовности человека имплицитно включает в себя вопросы нравственности, гуманизма, смысла и цели жизни, доброту, любовь и справедливость. К ее становлению и развитию равно имеют отношение философия, история, психология и педагогика, искусство, идеализм, материализм и религия. Духовность есть проявление высшего гуманизма, красоты и гармонии индивидуальных

ПИЩ тЛЛГИГ IV 1/Л||рЛТ,П ПЛПЛПЛК'П млнлл-гплгл »|п IIIV V I И 1.»1 /\ 1чи -|С^ I О V/

единства нравственности, знаний и опыта. Духовность есть связующее звено между духом и плотью, интеллектом и инстинктом, природными и приобретенными качествами личности. Это единство духа и души, разума и воли, окрашенных любовью к людям, обществу и природе. В духовности находит свое выражение сплав истины и добра, свободы и дисциплины, высокой ответственности, которые определяют смысл и цель жизни, всю жизнедеятельность человека.

Личность творит свою духовность и в целом самою себя в процессе трудовой деятельности. Осваивая мир, она, в процессе этого освоения, творит и сама себя. Австрийский психолог В. Франкл писал: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [15, с. 114]. Кроме того, на состояние духовности влияет поиск и реализация человеком смысла своей жизни. Отсутствие цели и смысла жизни обедняет личность, ведет к росту апатии, утрате интереса к жизни.

Задача развития человеческой субъективности, эмоциональности, духовного мира людей от эпохи к эпохе усложняется, а компоненты духовности играют в разное время не одну и ту же роль. Она формируется различными способами и методами. В свое время Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Г. Успенский в рассказе «Выпрямила» поведал о случае, когда обыкновенный провинциальный учитель, вместе со своим барином посетивший Париж, увидев в музее Венеру Милосскую, ощутил в себе прилив таких сил и чувств, что осознал в себе Человека. Встреча и осмотр этой скульптуры произвели в нем настоящий переворот, выпрямили его как личность. А. Эйнштейн, отмечая огромное влияние художественной литературы на интеллектуаль-

ную деятельность, заявил: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» [7, с. 162]. Заметим, что К.Ф. Гаусс был видным и разносторонним математиком. Для него характерна органическая связь между теоретической и прикладной математикой, он оказал большое влияние на развитие алгебры, дифференциальной геометрии, математической физики, теории

РЧП/М>1'1М1|1АЛ'ГПП • > I «ПГЧ1/ЛТЧ1Л1 1П Сшл Л П1/Л ог»п

иа П 1У1С1! /IV 1 П.) IV! и. ыци ОМ~

детельство важности эстетики для становления духовности связано с Ч. Дарвиным, который отмечал пагубную роль утраты чувства красоты, эстетических вкусов. «Утрата этих вкусов, - писал натуралист, - равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы» [4. с. 148].

Возрастание роли духовности в наше время определяется необходимостью преодоления разрыва между истиной и красотой, истиной и добром, наукой и моралью, обеспечения гармонии в душе человека и обществе. Необходимо органически слить культуру гуманистическую и культуру техническую, обеспечить их единство и целостность на благо каждой личности и всего человечества. Такая целостная культура, освоенная и принятая личностью, может возникнуть и действовать, если человек в процессе своей жизнедеятельности усваивает ее и этим определяет свое становление и развитие. Этот процесс должен проходить красной нитью через всю жизнь человека, но особое значение для формирования духовности имеют молодые годы и процесс образования и воспитания в учебных заведениях различного типа и уровня.

Гуманизация всей совокупности жизнедеятельности человека и общества, особенно в сфере образования, является одним из действенных средств становления гуманизма и высокой нравственности, новых, общечеловеческих идеалов и ценностей, возрождения всего положительного, утраченного в бурные годы потрясений. Для различных форм образования формирование духовности у всех учащихся и студентов важно даже в целях более успешного освоения ими изучаемого материала, большей результативности обу-

чения. Дело в том, что в процессе познания участвует рациональное и образное мышление и познание. Наш мозг устроен так, что левое его полушарие обеспечивает главным образом логику рационального мышления. Правое же полушарие отвечает за образное восприятие мира. И нельзя сказать, какая из этих форм познания главнее или доминирует. Хотя на практике бывает так, что доминирует левое или правое полушарие и, соответственно, рациональное или образное восприятие. Такой перекос объясним, но он нежелателен. Следует стремиться к тому, чтобы обе формы восприятия были органично связаны между собой, ибо обе они одинаково существенны. Пренебрежение одной из форм познания пагубно влияет на процесс усвоения учебного материала.

К этому следует добавить, что все большую роль в познании играет интуиция. Некоторые даже утверждают, что истины, провозглашенные на основе интуиции, образного восприятия реальности невозможно понять рационалистически, доказать как теорему. Возьмем, например, строки из «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Разве это утверждение основано на логике, рационализме?

Следует признать, что в наше время объем и значение рационального, логического познания не только непрерывно растет, но и значительно опережает по объему и значению познание образное. В этом одна из причин возникновения технократизма и сциентизма, их приоритет перед образностью, интуицией и духовностью. Этот перекос следует сегодня устранить за счет повышенного внимания к проблемам формирования духовности через литературу, искусство, общественные науки. Академик Б.В. Раушенбах подчеркивал: «Везде нужно новое мышление, и одной из характерных его примет должно стать гармоничное сочетание работы мысли и «сердца», рационального и эмоционального, рассудочного и интуитивного знания» [12, с. 40].

Большое значение духовность занимает' в жизнедеятельности человека и общества. Бездуховность - основа преступности, насилия и вражды, бессовестности и вседозволенности, индивидуализма и эгоизма. Для

совершения преступления человек должен убить в себе душу и совесть. Вот какую закономерность вскрывает Фазиль Искандер, анализируя поступок Сальери. «Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет заложенную в него программу, а заложенная в него профамма всегда преступна. Почему всегда? Потому что преступная корысть убивает душу человека для само-осуществления, а не для какой-либо другой цели. Непреступная цель не нуждается в убийстве души» [5, с. 130].

Вот почему в наше время родился афоризм: «Совесть что и неграмотность, чем скорее ликвидируешь, тем лучше». Оказывается, сегодня жить с чистой совестью стало трудно. Чтобы было легче, ее надо ликвидировать, как и неграмотность. Совесть, духовность уничтожили в себе преступники. Поли Достоевский утверждал, что у уголовников есть остатки души и совести, то В. Шаламов показывает в своих «Колымских рассказах», что у них нет ничего человеческого. Он обвиняет нашу и зарубежную литературу в сочувственном и подобострастном изображении преступников.. К писателям, окружившим мир воров романтическим ореолом, он относит Достоевского, Толстого, Чехова, Горького и других. В. Шаламов не без основания утверждает, что «художники не сумели разглядеть подлинного отвратительного лица этого мира. Это педагогический грех, ошибка, за которую так дорого платит наша юность» [16, с. 5]. В. Шаламов, не понаслышке знающий преступный мир, - он без малого двадцать лет провел в колымских лагерях, - утверждает: «Подземное уголовное царство - мир, где целью жизни ставится жадное удовлетворение низменнейших страстей, где интересы скотские, хуже скотских, ибо любой зверь испугался б тех поступков, на которые с легкостью идут блатари» [16, с. 17].

Писатель предупреждает, что яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом - растление всего человеческого в человеке. Он называет уголовный мир особым миром людей, переставших быть людьми. Их сила в беспощадной наглости, в отсутствии всякой морали. Преступники нередко обладают недюжинным умом, могут, планируют и осуществляют сложные комбинации своих преступлений. Но у них отсутствует доброта, они не признают общепризнанных норм и принципов морали и потому полностью теряют человеческие качества, становятся недочеловеками.

Так что же такое духовность? Духовность - это высший уровень освоения мира человеком, выступающий как единство теоретического и эмпирического знания, рационального и чувственного, нравственного и эстетического, ценностного познания природы, общества и самого себя, овладения культурой и социальным опытом человечества. Мы творим мир реальный, объективный и мир внутренний, субъективный, духовный. Первый выступает как культура в целом, второй - как духовная сторона этой культуры, субъективный мир теорий, знаний, норм морали, представлений, верований, мечтаний и надежд, искусства и литературы, музыки и театра. Духовность имеет культурноантропологический аспект и характеризуется как внутренний, субъективный мир человека, включающий в себя разум, рациональность, культуру мышления, уровень и качество знаний; ценности, определяющие жизнедеятельность человека; нормы и принципы как фундамент внутренней жизни, определяющие ее цели и смысл, место человека в мире, его призвание и предназначение, долг и обязанности.

Россия сегодня переживает духовнонравственный кризис. Человек не может жить как прежде, но он же еще не может приспособиться к новым условиям. Прежние принципы и нормы жизни, идеалы перестали действовать, а новые еще не выработаны. Рыночная экономика имеет свои положительные стороны — возможность проявить себя, достигнуть успехов за счет личных качеств и упорства, увеличение рамок свободы и предпринимательства, большая независимость личности и т. д. Вместе с тем она несет

с собой неопределенность, неуверенность в будущем, его непредсказуемость, риск инициативы, индивидуализм вплоть до эгоизма, рост преступности, коррумпированности общества, снижение авторитета властных структур, беспредел силы и беззаконие, деградацию культуры, ее конформизм и стремление потакать низменным страстям, чувственным, а не духовным удовольствиям.

Ппл^прмя пуулцилг'ты прлЯриигл чняиымя

“ Т------- ------ ~ ~------ —

для сегодняшнего российского общества, когда страна становится на рельсы рыночного хозяйства, далекого от цивилизованного содержания; когда верх берет практицизм, индивидуализм, ложь и обман государства, общества, друг друга; когда для достижения цели - обогащения, власти, высокого положения - все средства хороши. Отсюда коррупция, теневая экономика, власть денег. Преодоление этого духовно-нравственного кризиса, когда как море разливанное ширится бездуховность, заменяются истинные духовные ценности их суррогатами, когда плодятся мещане во дворянстве - дело очень важное и нужное и не только для государства и общества, но и для тех «новых русских», скоропалительно возникших набобов с массивной золотой цепью на шее и не обладающих ни высокой культурой, ни маломальской духовностью; но самое главное для тех, кто строит новый мир и хочет счастья всем.

Настоящим фундаментом истинной духовности служит образование, начиная с детского сада и кончая вузом и аспирантурой. Здесь, прежде всего, стоит отметить всевозрастающую роль общественно-гуманитарных наук, особенно литературы. Русская литература и философия всегда несли высоко миссию духовности, нравственности, правды и справедливости. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Вл. Соловьев, НА. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, А.П. Чехов, М. Горький и многие другие писатели, поэты и художники, музыканты и артисты считали своим долгом поднимать и решать вопросы духовности, гуманизма, этики и эстетики. Всегда отзывчивые к проблемам настоящего, их произведения были наполнены, вместе с тем, мыслью о вечном и непреходящем, о человеческом духе.

Серебряный век русской религиозной философии и литературы во всей полноте и глубине рассматривал вопросы духовности, нравственности и гуманизма. Духовность выступала как основа характеристики и сущности личности, жизнь человека тесно связывалась «жизнью духа». Правды ради надо отметить, что в то время приоритетной была религиозно-идеалистическая трактовка ду-

ипшппп пг\л 'шпио г»I 1Л-ГЧ гпп п/л пг»

ЛЧ^и1Ш1 и приич'^шипс ии^1 ->С4

истинное постижение божественной истины через откровение, внутреннее переживание этой истины, через богопознание.

Сегодня причиной бездуховности считают развал экономики, упадок культуры, засилье зарубежных кинофильмов, пропагандирующих культ силы и разврата, плохую работу средств массовой информации и так датее. И это, как говорят, имеет место быть. Но очень важно отметить, что виновниками бездуховности являются не только современные писатели и поэты, режиссеры театров и кино, философы и журналисты. В этом виновата и жизнь народа, который в какое-то время отказался от наследия высокой российской культуры и востребовал пошлость и грубость, культ силы и насилия, кровь и разврат. Эчу пору некоторые наши интеллигенты предвидели еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Так, кинорежиссер Александр Сокуров в конце 80-х годов XX века в передаче «Пятое колесо» с болью предсказывал: «Искусство - большая роскошь. По всей видимости, приближается период, когда значительная часть наших соотечественников будет требовать от всей системы культуры только моментов отдохновения, снятия напряжения. Реальные проблемы действительно велики и трагичны. Я не исключаю, что значительная часть наших соотечественников даст отставку всей национальной культуре. Может произойти очень драматичный перерыв в духовном состоянии двух-трех поколений, которые не получат культурной привычки. Тогда многое будет утеряно» [11]. Что это случилось - является фактом, не требующим особых доказательств. Сегодня задача заключается в том, чтобы этот период не затянулся, чтобы принять незамедлительные меры по исправлению сложившеюся положения.

В наше время отдельная человеческая судьба тесно связана с судьбой не только семьи, ближайшего окружения, региона и страны, но и с судьбой всего мира, всего человечества. И чем дальше, тем эти связи с мировыми процессами будут все более расти и крепнуть. Трагедия личности часто заключается в том, что она гибнет, ей плохо, ей грозит преждевременная смерть, а ей в то же

р/лп/л«лт л /"V п/л£ча* пл

орс1У1 п I уоир/п ч/ при» ч/ МЧА/Ч'М**’

над злом, о счастливом завтра. Но почему завтра, где же счастье сегодня? У одних оно есть, другим терпимо, а третьим совсем плохо. Нормальные человеческие потребности присущи всем людям, и они должны быть удовлетворены. Но одни не знают, как потратить свои огромные суммы, другие кое-как сводят концы с концами, а третьим денег даже на хлеб не хватает.

В то же время, человек стал огромной силой, он творит чудеса, становится почти равным богу. Сбываются прозрения многих мыслителей о возрастании могущества не только всего человечества, но и отдельного человека. Ф. Ницше жаждал появления сверхчеловека, религиозные философы конца XIX - начат XX века в лице Вл. Соловьева, Г1.А. Флоренского, С.Л. Франка говорили о необходимости формирования богочеловека, Н.А. Бердяев видел идеап человека в человекобоге. Марксизм, утверждая, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, по сути этим самым приравнивает человека к богу по своим возможностям воздействия на мир.

1. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. 1990. № 1.

2. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

3. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопр. философии. 1996. №2.

4. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера: (Автобиография): Дневник работы и жизни. М., 1957.

5. Искандер Ф. Моцарт и Сальери // Знамя. 1987. № 1.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

7. Мешков скуй А. Альберт Эйнштейн: Беседы с Эйнштейном о теории относительности. М., 1922.

8. Миронов С. Инвестировать надо в людей И Известия. 2003. 22 нояб.

9. Новые православные. Старые православные // Известия. 2003. 14 нояб.

10. Образование, которое мы можем потерять. М., 2002.

11. Петровская Ир. Загадки «Пятого колеса» // Известия. 2003. 31 мая.

12. Раушенбах Б. В. На пути к целостному рацио-нально-образному восприятию // О человеческом в человеке. М., 1991.

13. Cw/бер Джон. Философия и будущее образования // Вести. Рос. Филос. об-ва. 2001. № 1.

14. Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Соловьев B.C. Соч.: В 8 т. СПб., Б/г.

15. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

16ЛНаламов Варлам. Колымские рассказы. М., 1992.

Поступила в редакцию 17.12.2003.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ'

Е.В. Романенко, В.М. Передков

«В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их реализации, об их различии и взаимности. Это - тема об ожидающей нас судьбе. А ничто не волнует так человека, как судьба его», - предупреждая и вопрошая, пророчествуя и взывая, - звучит голос одного из ярких представителей русской религиозно-идеалистической философии конца XIX - первой половины XX века Н.А. Бердяева со страниц его книги «Смысл истории» (Берлин, 1923).

На протяжении всего XX столетия и в начале XXI века тема о судьбах культуры продолжает оставаться одной из острейших и требующих особого внимания. Человек не рождается наделенным исторической памятью. Все это воплощено не в нем, как индивидууме, и не в его природных задатках, а в окружающем его мире, в творениях человеческой культуры. Но отношение человека к миру, особенно в юном возрасте, не может зависеть от него самого, а определяется историческими, социальными условиями, в которых он живет.

В сложившейся современной ситуации, когда происходит разрушение нравственных устоев, подмена и смещение понятий духовных и общечеловеческих ценностей, представляется необходимым разработать социокультурными институтами специализиро-

ванные программы, направленные на восполнение утраченных приоритетов, воспитание и обучение. Сложившаяся в культуре нового времени система образования нацелена, прежде всего, на обучение, а не на воспитание. Поэтому необходимо говорить о создании новой системы, в которой пути взаимодействия институтов образования с центрами культуры, досуга и искусства были бы способны скоординировать и объектизи-ровать новые цели и задачи образования. Одним из таких культурных центров, бесспорно, является музей, как исторически обусловленный многофункциональный институт, хранитель исторической памяти, культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, предназначенный для накопления и распространения информации. Сегодня формируется новая образовательная концепция отечественного музея, основанная на теории коммуникации. Основой культурно-образовательной деятельности становится аксилогическая концепция, согласно которой у посетителя формируется ценностное отношение к культурно-историческому наследию.

Возникновение потребности в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами было продиктовано изменением и самого отношения к аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно только обучать и воспитывать,

* Тема поддержана Российским іуманитарньїм научным фондом в 2003 г., проект №03-06-00070а.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.