Научная статья на тему 'Педагогические принципы организации профессионального образования в области традиционного прикладного искусства'

Педагогические принципы организации профессионального образования в области традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / производственный труд / социализация и профессионализация / традиционное прикладное искусство. / vocational education / industrial work / socialization and professionalization / traditional applied art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова С.М., Уракова Е.А.

В статье анализируются педагогические принципы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Определяется роль производственного труда в развитии профессионального образования. Целью профессионального образования является подготовка молодёжи к производительному труду, что определяет содержание профессионального образования. В профессиональном образовании важная роль принадлежит принципам сложности и организованности, устойчивости и изменчивости, научной и практической реализации, повторяемости и развития, целостности и специализации профессионального образования, социально-направленного саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical principles of the organization of professional education in the field of traditional applied art

The article offers pedagogical principles of professional education in the field of traditional applied art. The role of industrial labor in the development of vocational education is determined. The purpose of vocational education is to prepare young people for productive work, which determines the content of vocational education. For vocational education, an important role belongs to the principles of complexity and organization, stability and variability, scientific and practical implementation, repeatability and development, integrity and specialization of vocational education, socially-oriented self-development of the individual.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы организации профессионального образования в области традиционного прикладного искусства»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Общие вопросы профессиональной педагогики традиционного прикладного искусства

УДК 37.113.2:745

Маркова С.М., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, e-mail: cveta-ts@yandex. ru

Markova S.M., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of professional education and management of educational systems of Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, 603000, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: cveta-ls(ci)yandex. ru

Уракова E.A., преподаватель кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, e-mail: 79506282909@yandex. ru

Urakova Е.А., teacher of the department of professional education and management of educational systems of Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minina, 603000, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: 79506282909@yandex.ru

Педагогические принципы организации профессионального образования в области традиционного прикладного искусства Pedagogical principles of the organization of professional education in the field of traditional applied art

Аннотация. В статье анализируются педагогические принципы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Определяется роль производственного труда в развитии профессионального образования. Целью профессионального образования является подготовка молодёжи к производительному труду, что определяет содержание профессионального образования. В профессиональном образовании важная роль принадлежит принципам сложности и организованности, устойчивости и изменчивости, научной и практической реализации, повторяемости и развития, целостности и специализации профессионального образования, социально-направленного саморазвития личности.

Ключевые слова: профессиональное образование, производственный труд, социализация и профессионализация, традиционное прикладное искусство.

Abstract. The article offers pedagogical principles of professional education in the field of traditional applied art. The role of industrial labor in the development of vocational education is determined. The purpose of vocational education is to prepare young people for productive work, which determines the content of vocational education. For vocational education, an important role belongs to the principles of complexity and organization, stability and variability, scientific and practical implementation, repeatability and development, integrity and specialization of vocational education, socially-oriented self-development of the individual.

Key words: vocational education, industrial work, socialization and professionalization, traditional applied art.

Основной целью профессионального образования в области традиционного прикладного искусства выступает создание условий для подготовки молодёжи к профессиональной деятельности. В этой связи профессиональное образование опирается на объективные факторы профессионально-творческой деятельности, социально-экономического развития, историко-региональные традиции, обеспечивающие формирование работника нового типа, способного выполнять профессиональные функции в условиях постоянно меняющегося рынка труда [1, с. 35].

Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства реализуется через взаимосвязь общеобразовательной, общепрофессиональной и частно-профессиональной художественной подготовки рабочих и специалистов, владеющими экономическими и правовыми компетенциями, профессиональными, специализированными.

Работник общепроизводственного типа должен владеть знаниями о всех видах художественно-творческой деятельности и специфических особенностях различных видов художественного творчества.

Перспективы развития производства, основные направления социально-экономического развития и научно-технического прогресса отражают содержание учебных дисциплин профессионального уровня; обеспечивающие актуализацию профессиональной ориентации и всех видов профессионально-творческой деятельности рабочих и специалистов.

Методолого-теоретические основы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства определяются философскими, социально-педагогическими, научно-техническими художественно-творческими, художественно-историческими закономерностями и реализуют функции социализации и профессионализации в системе общего и профессионального образования соответственно.

Общее образование, выполняя функцию социализации, обеспечивает личностное, духовное и нравственное развитие личности, первоначальную подготовку к профессиональной деятельности и профессиональную

ориентацию. Художественно-творческое образование рассматривается человеком как производственная сила, обладающая социальными, профессиональными, культурологическими компетенциями.

В развитии профессионального образования важное значение приобретает практическая деятельность [2, с. 156-158]. Под воздействием социально-экономических, художественно-технологических и технико-технологических условий производственному труду требуются научно-образованные рабочие и специалисты, что делает необходимым дальнейшее развитие профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Целью профессионального образования в области традиционного прикладного искусства является подготовка молодёжи к производительному труду и художественному развитию, что определяет содержание профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Таким образом, профессиональное образование становится способом опережающего расширенного воспроизводства компетентных рабочих и специалистов в области традиционного прикладного искусства.

В современных условиях производственный труд становится более высокого качества и определяется содержанием практического обучения в области традиционного прикладного искусства, что подтверждается наличием большого количества практических занятий и учебных и производственных практик, задействованных в процессе подготовки художников. Так, в программе дисциплины «Исполнительское мастерство» в среднем профессиональном и высшем образовании примерно 80% учебного времени занимают практические занятия, на которых студентами поэтапно осваивается художественно-творческая деятельность, связанная с изготовлением изделия конкретного вида традиционного прикладного искусства.

Содержание производственного труда определяется

профессиональными действиями, технологиями производства, трудовыми функциями, что являются приоритетными профессиологическими направлениями практической подготовки выпускников.

Профессиональная квалификация рабочих и специалистов определяется широтой трудовых и профессиональных функций в области традиционного прикладного искусства. Для профессионального образования важное значение приобретает принцип сложности и организованности. В производство включаются инженеры, техники, рабочие, владеющие технологией производства изделий художественно-творческой деятельности. В этой связи повышается значение преемственности его элементов.

Действие закона перемены труда повышает роль принципа устойчивости и изменчивости профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Динамичность и усложнение профессиональных и социальных функций рабочих и специалистов обеспечивает расширение содержания образования и особую значимость приобретает непрерывное образование.

Учебные заведения, взаимодействуя с предприятиями народных художественных промыслов, способствуют творческому развитию обучающихся.

Развитие профессионального образования в области традиционного прикладного искусства также выражается:

- в принципе научности и практической реализуемости. Конечной целью профессионального образования является профессионально-творческая деятельность, производительный труд. Автоматизация и механизация повышает роль интеллектуального труда, требующего высокого уровня теоретической подготовки и соединение его с практическими действиями повышенной сложности. Становится необходимым научное обоснование практической деятельности. Таким образом, практическая реализуемость характеризует «научное» профессиональное образование, изменяя его содержательные и организационные особенности. Это можно проиллюстрировать введением в подготовку художников-бакалавров теоретического курса «Основы научно-исследовательской работы в области традиционного прикладного искусства» и учебной практики «Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)», которые призваны формировать у студентов знания и умения проведения научной деятельности, предметами которой являются проектирование и изготовление изделий традиционного прикладного искусства;

в принципе повторяемости и развития. Репродуктивная повторяющаяся деятельность и творчество в области традиционного прикладного искусства являются двумя сторонами трудового процесса. Это полностью реализовано в процессе подготовки художников тем, что в среднем профессиональном образовании репродуктивная деятельность студентами осваивается до высочайшего уровня исполнительского мастерства, в высшем же образовании этот уровень мастерства дополняется овладением в совершенстве продуктивной деятельностью, связанной с самостоятельным созданием художественного произведения, включающим поиск идеи, проектирование и изготовление изделия в материале. Таким образом, повышается активная роль обучающихся в образовательном процессе, которая предполагает многократное воспроизведение профессиональных функций, что составляет основу повышения производительности труда. В процессе труда формируется определённый порядок действий; повторяющаяся деятельность и творчество является особенностями трудового процесса [5, с. 173].

Активная роль рабочих и специалистов на предприятиях народного художественного промысла предполагает многократное повтроение профессиональных функций, что обеспечивает повышение производительности труда:

- в принципе целостности и специализации профессионального образования, приобретающем интегративное значение.

В условиях инновационного производства создаются возможности для единства профессиональных функций в целях трудового, профессионально-творческого развития человека. Профессиональное образование выступает как целостность теоретического и практического обучения традиционному прикладному искусству.

Актуализация художественной деятельности осуществляется за счет ориентированно-развивающего характера обучения, где у обучающихся формируются практические действия; актуализации профессионально-творческой деятельности, которая осуществляется за счёт соответствия учебной и экономической функции, производительного труда. Практическая деятельность должна иметь общественно-значимый характер. Поэтому организация учебно-познавательной, технической, профессионально-творческой деятельности является основным фактором повышения эффективности профессионального образования в области традиционного прикладного искусства:

- в принципе социально-направленного саморазвития личности, который реализуется через приобщение к художественно-историческим традициям, формирование социально-значимых и художественно-технологических традиций будущих рабочих и специалистов, реальным делам и поступкам [3, с. 189]. В этих условиях педагогическая практика выступает как система, включающая учебно-воспитательную, учебно-методическую деятельность, а также повышение квалификации. Теоретической основой учебно-педагогической деятельности является наука. Тогда педагогическая практика становится научно-экспериментальной базой. Преподаватели профессиональных дисциплин являются исследователями конкретных видов традиционного прикладного искусства и новаторами педагогами, способными систематически внедрять результаты исследования в учебный процесс и, тем самым, совершенствовать содержание образования.

В связи с этим, функции непрерывного профессионального образования изменяют свое содержание.

Социальная функция обеспечивает зависимость профессионального образования от социально-экономических и историко-региональных основ развития общества.

Социальная функция обуславливает процесс социализации, духовного, нравственного и культурного развития, взаимосвязь его с процессом профессионализации личности. Социальная функция реализует социальное партнёрство в профессиональной деятельности, ценностные ориентации, самообразование и саморазвитие обучающихся [4, с. 89-120].

Социальные функции предполагают создание условий для художественного развития непрерывного движения обучающихся по индивидуальным траекториям движения, обеспечения трудоустройства на рынке труда и социальной защиты обучающихся.

Экономическая функция направлена на подготовку конкурентоспособных, высоко-компетенностных рабочих и специалистов, формирование экономического мышления, владение методами

экономической деятельности. Повышение экономической роли профессионального образования обуславливает необходимость повышенного уровня экономической культуры, образованности.

Художественно-технологическая функция обеспечивает уровень и качество профессионального образования на основе интенсификации учебно-познавательной и художественной деятельности, что, в конечном итоге, обеспечивает эффективность производительного труда. Овладение информационными технологиями, автоматизированными системами является необходимостью повышения интенсификации многоуровневой подготовки на основе художественно-технологических нововведений и новых технологий обучения в области традиционного прикладного искусства.

Культурологическая функция реализуется через формирование ценностей, связанных с историко-региональной, художественно-технологической, традиционно-прикладной и профессиональной культурой обучающихся. Уровень культурного развития определяет содержание и процесс профессионального образования. Культурное развитие будущих художников является эффективным средством повышения качества труда, повышая его производительность.

Культурологическая функция профессионального образования обеспечивает формирование социокультурной направленности профессионального развития будущих рабочих и специалистов. Составляющие производительного труда (условия и характер труда, межличностные и профессиональные отношения, т.е. социокультурные условия жизнедеятельности) приобретают особое значение для социокультурного развития будущих художников.

Таким образом, при организации практического обучения необходимо целенаправленно проводить работу по удовлетворению социокультурных потребностей обучающихся [7, с. 48-49].

Культурное развитие выступает условием повышения качества производительности труда. Существует зависимость между культурным уровнем и активным отношением к жизни и профессиональной деятельности. Результат функционирования непрерывного профессионального образования определяется социально-экономическими, художественно-творческими, психолого-педагогическими критериями [6, с. 336-338]. К ним относятся:

социально-экономические: профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, имидж профессии, образованность, конкурентоспособность, непрерывность;

- художественно-творческие: цифровые компетенции, автоматизация и интеллектуализация производственных функций, увеличение видов художественной деятельности, использование различных художественных и изобразительных средств, создание художественных образов, художественное выражение идеи;

- психолого-педагогические: реализация принципов гуманизации, интеграции, технологизации, интеллектуализации производительного труда, повышение мотивации в формировании профессиональной деятельности.

Таким образом, основными задачами или направлениями развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства в современных условиях является максимальное развитие обучающихся, ориентация на решение возникающих проблем, формирование творческого отношения к труду в изменяющихся социально-экономических и профессионально-творческих ситуаций, обеспечение потребности в овладении опытом творческой деятельности.

Литература

1. Зиновьева С.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, Д.А. Салманова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2021. -Т. 15. - № 1. - С. 33-37. - DOI 10.31161/1995-0675-2021-15-1-33-37. - EDN HYPIEO.

2. Лапина Ю.Е. Методы обучения проектированию киришских кружевных изделий в среднем профессиональном образовании / Ю.Е. Лапина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 2 (41). -С. 150-159. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-150-159. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-19.pdf (дата обращения: 07.10.2023). -EDN OWQUFE.

3. Лапшова A.B. Инновационные технологии профессионального обучения / A.B. Лапшова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 188-190. -EDN ULBLTA.

4. Маркова С.М. Научно-исследовательская деятельность педагога профессионального обучения: Дидактический аспект / С.М. Маркова, С.А. Зиновьева. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2023. - 156 с. - ISBN 978-5-85219-904-1. - EDN MFWYCL.

5. Маркова С.М. Пути развития профессионального образования в современных условиях / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-3. - С. 171-174. -EDN VMIIAC.

6. Плавинская Л.С. Работа с профессиональной лексикой как основа для формирования общекультурных компетенций будущих художников / Л.С. Плавинская // Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 5 т., Белгород, 02 февраля 2023 года. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. - Том 3. - С. 334-341. - EDN FGYAYT.

7. Цыплакова С.А. Разработка учебно-профессиональных проектов в области графического дизайна / С.А. Цыплакова, Е.В. Кутузова //

Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2015. - № 4 (15). -С. 47-56. - EDN ZTLVFX.

References

1. Zinov'eva S.A. Vozmozhnosti innovacionny'x texnologij v povy'shenii kachestva professionaFnogo obrazovaniya / S.A. Zinov'eva, N.V. By'strova, D.A. Salmanova // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psixologo-pedagogicheskie nauki. - 2021. - T. 15. -№ 1. -S. 33-37. -DOI 10.31161/1995-0675-2021-15-1-33-37. - EDN HYPIEO.

2. Lapina Yu.E. Melody' obucheniya proektirovaniyu kirishskix kruzhevny' x izdelij v srednem professional'nom obrazovanii / Yu.E. Lapina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 2(41). - S. 150-159.

DOI 10.24412/2619-1504-2022-2-150-159. - URL:

https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-19.pdf (data obrashheniya: 07.10.2023). - EDN OWQUFE.

3. Lapshova A.V. Innovacionny, e texnologii professional'nogo obucheniya / A.V. Lapshova, E.A. Urakova, A.N. Sidorov // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - № 73-1. - S. 188-190. -EDN ULBLTA.

4. Markova S.M. Nauchno-issledovatef skaya deyatefnosf pedagoga professional'nogo obucheniya: Didakticheskij aspekt / S.M. Markova, S.A. Zinov'eva. - Nizhnij Novgorod: federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel' noe uchrezhdenie vy'sshego obrazovaniya «Nizhegorodskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet imeni Koz' my' Minina», 2023. - 156 s. - ISBN 978-5-85219-904-1. - EDN MFWYCL.

5. Markova S.M. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v sovremenny' x usloviyax / S.M. Markova, E.A. Urakova // Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2023. - № 79-3. - S. 171-174. -EDN VMIIAC.

6. Plavinskaya L.S. Rabota s professional'noj leksikoj kak osnova dlya formirovaniya obshhekul'turny'x kompetencij budushhix xudozhnikov / L.S. Plavinskaya // Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: Aktual'ny'e problemy, teorii i praktiki: sbornik materialov Vserossijskoj (s mezhdunarodny' m uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. V 5 t., Belgorod, 02 fevralya 2023 goda. -Belgorod: Belgorodskij gosudarstvenny'j institut iskusstv i kul'tury', 2023. - Tom 3. - S. 334-341. - EDN FGYAYT.

7. Cyplakova S.A. Razrabotka uchebno-professional'ny'x proektov v oblasti graficheskogo dizajna / S.A. Cyplakova, E.V. Kutuzova // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2015. - № 4 (15). - S. 47-56. - EDN ZTLVFX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.